СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Литературное чтение 1-2 классы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению по программе Школа России для 1-2 классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Литературное чтение 1-2 классы"»





Содержание



Разделы

Страницы

1.Планируемые результаты изучения учебного предмета.

3

2.Содержание учебного предмета.

16

3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение конкретной темы.

21

4.Приложение:

4.1.Календарно- тематическое планирование

4.2.Оценочные материалы



















1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

    1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса



1 класс

ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающихся будут сформированы на достаточном уровне:

  • адекватная самооценка;

  • чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности);

  • с уважением относиться к традициям своей семьи, с любовью к тому месту, где родился (своей малой родине);

  • отзываться положительно о своей Родине, людях, её населяющих;

  • осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с уважением относиться к людям другой национальности;

  • проявлять интерес к чтению произведений устного народного творчества своего народа и народов других стран.

У обучающихся будут сформированы на минимальном уровне:

  • понимание важности нового социального статуса «ученик»;

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика»;

  • на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

  • с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире;

  • осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с пониманием относиться к людям другой национальности; с интересом читать произведения других народов.

ПРЕДМЕТНЫЕ

ВИДЫ РЕЧЕВОЙ И ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

У обучающихся будут сформированы на достаточном уровне:

  • воспринимать на слух произведения различных жанров (небольшие рассказы, стихи, сказки);

  • чётко и правильно произносить все звуки;

  • плавно читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения;

  • читать, определяя ударный слог, соблюдать паузы в соответствии со знаками препинания в середине и в конце предложения;

  • читать и понимать нравственный смысл пословиц и поговорок, соотносить их с помощью учителя с содержанием произведения;

  • определять основную мысль прочитанного произведения с помощью учителя, а также с помощью пословицы;

  • определять последовательность событий и находить смысловые части произведения (начало, основная часть, конец) под руководством учителя;

  • восстанавливать текст произведения, вставляя пропущенные слова и предложения;

  • соотносить иллюстрации и текст;

  • называть героев произведения, давать им простейшую характеристику; размышлять об их поступках;

  • уметь отвечать на вопросы: «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?», «Чем понравилось / не понравилось произведение?»;

  • выбирать нужную книгу по названию и обложке для самостоятельного чтения;

  • отгадывать с помощью учителя загадки (о каком предмете идёт речь, как догадались), сопоставлять их с отгадками;

  • отвечать на вопросы о прочитанном произведении;

  • объяснять незнакомые слова, пользоваться словарем.

У обучающихся будут сформированы на минимальном уровне:

  • соотносить название рассказа с его содержанием;

  • отвечать на вопрос: «Почему автор дал произведению именно такое название?».

  • читать с выражением, выделяя важные слова и мысли под руководством учителя;

  • читать текст по ролям, отражая настроение и характер героя (под руководством учителя);

  • задавать вопросы по прочитанному произведению;

  • при помощи учителя составлять план, определять смысловые части;

  • пересказывать небольшой текст на основе картинного плана при помощи учителя;

  • выявлять под руководством учителя особенности научно-познавательных и художественных текстов;

  • определять особенности прозаического и поэтического текстов;

  • высказывать собственное мнение о прочитанном произведении;

  • сравнивать разные произведения на одну тему.

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

У обучающихся будут сформированы на достаточном уровне:

  • восстанавливать содержание произведения (сказки) по серии сюжетных иллюстраций (картинному плану);

  • восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана, под руководством учителя;

  • составлять небольшое высказывание на основе образца, данного учителем (о дружбе, о питомце);

  • придумывать окончание сказок по образцу.

У обучающихся будут сформированы на минимальном уровне:

  • сочинять загадки в соответствии с тематическими группами (загадки о природе, животных и др.) по заданным критериям;

  • самостоятельно придумывать небылицы, потешки, песенки по образцу;

  • обсуждать прочитанное или прослушанные произведение;

  • соглашаться или не соглашаться с высказыванием учителя, товарищей, приводить свои аргументы с помощью простых предложений (например, он хочет стать героем или поступков героя не совершал.).

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА

У обучающихся будут сформированы на достаточном уровне:

  • на практике различать загадки, песенки, потешки, небылицы;

  • отличать прозаический текст от поэтического под руководством учителя;

  • понимать особенности народных и авторских сказок (авторская сказка — указание автора на обложке, к произведению; народная сказка — указание, что сказка русская народная, татарская и т. д.).

  • отличать сказку от рассказа, называть особенности сказочного текста (герои животные, герои — буквы разговаривают, как люди; поступают, как люди);

  • знать, что такое рифма, приводить примеры рифмованных строчек.

У обучающихся будут сформированы на минимальном уровне:

  • находить в тексте различные средства художественной выразительности (слова, с помощью которых описывается объект наиболее точно, необычно, ярко; сранивается с другим объектом; приписываются действия живого неживому, передается речь неживого);

  • определять тему произведения, выставки;

  • оценивать по предложенным учителем критериям поступки героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

У обучающихся будут сформированы на достаточном уровне:

  • планировать собственную познавательную деятельность с учетом поставленной цели (под руководством учителя);

  • проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

  • читать планируемые результаты на шмуцтитулах учебника и обсуждать их под его руководством учителя;

  • понимать, какие учебные задачи будут решаться в процессе изучения темы (с какой целью необходимо читать данный текст: поупражняться в чтении или найти ответ на вопрос и т. д.);

  • планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя (например, составить план пересказа по образцу или восстановить последовательность событий сказки по серии рисунков), понимать важность планирования действий;

  • контролировать выполненные задания с опорой на образец, предложенный учителем, составлять вместе с учителем план проверки выполнения задания;

  • оценивать чтение по ролям, пересказ текста, выполнение проекта по предложенной учителем системе (шкале);

  • определять границы известного и неизвестного под руководством учителя: выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя.

  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;

  • осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.

У обучающихся будут сформированы на минимальном уровне:

  • удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;

  • вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам проверки;

  • сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем, адекватно воспринимать оценку учителя;

  • принимать общие цели изучения темы, представленные на шмуцтитулах, обсуждать их совместно с учителем;

  • понимать учебную задачу урока, воспроизводить её входе урока по просьбе и под руководством учителя.

Познавательные

У обучающихся будут сформированы на достаточном уровне:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

  • осмысленно читать слова и предложения; понимать смысл прочитанного;

  • подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.).

  • сравнивать художественные и научно-познавательные тексты; находить сходства и различия;

  • сопоставлять эпизод литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой);

  • определять характер литературного героя, называя его качества; соотносить его поступок с качеством характера;

  • отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока из 2—4 предложений;

  • отличать произведения устного народного творчества от других произведений;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении загадок, песенок, потешек, сказок, в процессе чтения по ролям и инсценирование, при выполнении проектных заданий;

  • понимать смысл читаемого, интерпретировать произведение на основе чтения по ролям.

У обучающихся будут сформированы на минимальном уровне:

  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);

  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

  • пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;

  • отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;

  • понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;

  • сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;

  • создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;

  • понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

  • соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;

  • определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника (рабочей тетради).

Коммуникативные

У обучающихся будут сформированы на достаточном уровне:

  • отвечать и задавать вопросы по прочитанному произведению;

  • создавать связанное высказывание из 3—4 простых предложений на заданную тему с помощью учителя на основе заданного образца;

  • участвовать в диалоге с учителем и одноклассником;

  • внимательно слушать собеседника, не перебивая его, стараться понять, о чём он говорит.

У обучающихся будут сформированы на минимальном уровне:

  • задавать уточняющие вопросы на основе образца;

  • принимать участие в коллективной работе (распределять роли, договариваться, не конфликтовать, искать пути выхода из конфликтной ситуации, знать и употреблять вежливые слова);

  • подготавливать небольшую презентацию с помощью взрослых по теме проекта, оформлять 2—3 слайда.

К концу 1 класса:

Обучающиеся научатся:

  • узнавать и называть все буквы русского алфавита, использовать знание алфавита для упорядочения слов; 

  • различать произношение и написание слов (простейшие случаи); 

  • производить слогоударный и звуко-буквенный анализы слов простой конструкции;

  • воспринимать на слух художественное произведение;

  • сознательно, плавно, правильно читать целыми словами;

  • объяснять смысл названия произведения

  • читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;

  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

  • выразительно читать и учить наизусть стихотворения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

  • составлять устные рассказы по картинке с ярко выраженной темой (3-5 предложений); 

  • высказывать свое отношение к героям произведения с помощью учителя, опираясь на личный опыт.

  • сочинять рассказы по рисункам; сочинять короткие истории на заданную тему по вопросам педагога.

  • выделять рифмы в тексте стихотворения;

  • чувствовать ритм стихотворения (прохлопывать ритм);

  • различать сказки, стихотворения, рассказы.

  • сознательно, плавно, правильно читать целыми словами 25-30 слов;

  • выдерживать паузы с опорой на знаки препинания, из­менять силу голоса.

  • выразительно читать и учить наизусть стихотворения; сочинять рассказы по рисункам;

  • сочинять короткие истории на заданную тему по вопро­сам педагога.

  • объяснять смысл названия произведения;

  • выделять в тексте непонятные слова и словосочетания, находить значения отдельных слов в словаре-справочни­ке учебника;

  • выбирать нужное слово из предложенного в учебнике списка;

  • пересказывать фрагменты текста под руководством учи­теля;

  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

  • высказывать своё отношение к героям произведения с помощью педагога, опираясь на личный опыт;

  • знакомиться с новой книгой, её автором, названием и иллюстрациями.


2 класс

ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающихся будут сформированы на достаточном уровне:

  • на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

  • с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.

У обучающихся будут сформированы на минимальном уровне:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;

  • с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;

  • самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать;

  • создавать собственные высказывания и произведения о Родине.

ПРЕДМЕТНЫЕ

ВИДЫ РЕЧЕВОЙ И ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

У обучающихся будут сформированы на достаточном уровне:

понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);

читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст;

  • при чтении отражать настроение автора;

ориентироваться в учебной книге, её элементах;

  • находить сходные элементы в книге художественной;

  • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых;

  • фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради»;осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;

распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;

соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется);

  • определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.

У обучающихся будут сформированы на минимальном уровне:

читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова,

  • соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

  • понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;

  • употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;

  • наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;

  • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и«некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях;

  • предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;

  • осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли;

  • соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой;

  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор,находить этому доказательства в тексте;

  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;

  • находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

  • делить текст на части;

  • озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения.

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

У обучающихся будут сформированы на достаточном уровне:

пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов с помощью учителя;

составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.

У обучающихся будут сформированы на минимальном уровне:

  • сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

  • творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА

У обучающихся будут сформированы на достаточном уровне:

различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;

находить различия между научно-познавательным и художественным текстом;

  • приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному;

  • составлять таблицу различий;

использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.

У обучающихся будут сформированы на минимальном уровне:

понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;

  • находить в произведении средства художественной выразительности;

  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательство этому в тексте.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

У обучающихся будут сформированы на достаточном уровне:

  • сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его изучения;

формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы;

  • понимать учебную задачу урока;

читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);

коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;

коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;

контролировать выполнение действий в соответствии с планом;

оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;

оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;

выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;

фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;

анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;

осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

У обучающихся будут сформированы на минимальном уровне:

формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре),принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

  • читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);

  • составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

  • выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;

  • оценивать свои достижения и результаты сверстниковв группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллови пр.);

  • определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;

  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке(с помощьюшкал, значков «+» и «−», «?»);

  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);

  • фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;

  • предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;

  • осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Познавательные

У обучающихся будут сформированы на достаточном уровне:

  • пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;

отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;

понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;

сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;

сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;

создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;

понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;

проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;

определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради;

понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).

У обучающихся будут сформированы на минимальном уровне:

определять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;

  • сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;

  • самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;

  • понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.);

  • понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

  • предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;

  • определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;

  • сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;

  • соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.

Коммуникативные

У обучающихся будут сформированы на достаточном уровне:

  • вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;

создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;

  • оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;

не конфликтовать, использовать вежливые слова;

в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;

употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога;

  • находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;

оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;

принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;

определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения);

  • оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;

оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;

находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;

готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

У обучающихся будут сформированы на минимальном уровне:

высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

  • понимать цель своего высказывания;

  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;

  • участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

  • создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

  • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;

  • объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;

  • отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;

  • опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;

  • формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;

  • определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения);

  • оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;

  • определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;

  • руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;

  • объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации;

  • приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;

  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);

  • готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений;

  • использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);

  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.


1.2.Карта контрольно-оценочной деятельности

1 класс


Вид контроля

Форма контроля

I триместр


II триместр


III триместр


Итоговая промежуточная аттестация

Итоговая работа. Проверка навыка чтения.


2 класс


Вид контроля

Форма контроля

I триместр


Текущий

Входная контрольная работа. Проверка навыка чтения вслух №1

Текущий

Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество». Тест №1.

Текущий

Проверочная работа №1.

Текущий

Проверочная работа № 2.

Текущий

Проверка навыка чтения №2

II триместр


Текущий

Проверочная работа № 3.

Текущий

Обобщающий урок по теме «Из детских журналов». Тест № 2.

Текущий

Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Зима».Тест №3

Текущий

Обобщающий урок по теме «Писатели – детям». Проверочная работа № 4.

Текущий

Проверка навыка чтения №3

III триместр



Проверочная работа №5.


Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Весна». Тест №4


Проверочная работа №6.


Проверочная работа №7.

Итоговая промежуточная аттестация

Итоговая работа. Проверка навыка чтения.


  1. Содержание учебного курса

2.1 Содержание учебного курса

1 класс

Блок «Литературное чтение. Обучение грамоте»

Добукварный (подготовительный) период. – 14 ч

Речь устная письменная. Общее представление о языке.

Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.

Слог. Ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом), определение количества слогов в слове.

Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Гласные и согласные звуки, слого – звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой- моделью, отражающей его слого – звуковой структуру.

Самостоятельный подбор слов с заданным звуком. Знакомство с буквами пяти гласных звуков а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам, правильное соотнесение звуков и букв.

Букварный (основной) период. – 54 ч.

Обучение чтению. Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных. Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов (после предварительного звуко-слогового анализа, а затем и без него), их чтение. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений небольших текстов, доступных детям по содержанию. Знакомство с правилами гигиены чтения. Умение читать отдельные слова орфографически, т.е. так, как они пишутся, и как они произносятся, орфоэпически.

Развитие устной речи. Звуковая культура.

Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи, слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков, обучение неторопливому темпу ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

Совершенствование произношения слов (в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения). Правильное произнесение всех звуков родного языка, верное употребление сходных звуков (изолированное произнесение в словах, фразах, скороговорках).

Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов- название предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по признакам предметов. Проведение логических упражнений. Умение быстро находить нужное слово. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, омонимы, подбор синонимов. Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.

Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами.

Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование предложений различного типа. Пересказ знакомой сказки, небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок (по вопросам учителя).

Составление по картинке или серии картинок текста, объединенных общей темой.

Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Рисование с помощью учителя словесной картинки. Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок. Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.

Послебукварный (заключительный) период. – 20 ч

Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте. Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, С Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, детях, труде, Родине и т.д. Совершенствование навыка чтения.

Блок «Литературное чтение»

Введение. – 1 час

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

Жили – были буквы. – 9 часов

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака. Тема стихотворения. Заголовок. Характер героев (буквы). Выразительное чтение с опорой на знаки препинания. Творческая работа: волшебные превращения. Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок». Литературная сказка И. Токмаковой, Ф. Кривина.

Главная мысль. Характер героя произведения. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой. Заголовок. Рифма. Звукопись как приём характеристики героя. Главная мысль произведения. Заучивание наизусть. Конкурс чтецов.

Сказки, загадки, небылицы. – 9 часов

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака». Сказки А. С. Пушкина. Произведения К. Ушинского и Л. Толстого. Герои сказки. Рассказывание сказки на основе картинного плана. Инсценирование. Главная мысль сказки. Сравнение народной и литературной сказок. Выразительные средства языка. Выразительное чтение диалогов из сказок. Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок. Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки. Герои песенок. Сравнение песенок. Настроение. Выразительное чтение песенок. Потешки. Герои потешки. Чтение по ролям. Небылицы. Сочинение небылиц. Оценка планируемых достижений.

Апрель, апрель. Звенит капель! – 5 часов

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака. Настроение. Развитие воображения, средства художественной выразительности: сравнение. Литературная загадка. Сочинение загадок. И. Токмакова. Е. Трутнева. Проект: «Составляем сборник загадок». Чтение наизусть стихотворений.

Наблюдение за ритмическим рисунком стихотворного текста. Запоминание загадок. Сравнение стихов разных поэтов на одну тему, выбор понравившихся, их выразительное чтение.

И в шутку и всерьез. – 6 часов

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме. Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, Т. Собакина. Авторское отношение к изображаемому. Звукопись как средство выразительности. Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского. Заголовок — «входная дверь» в текст. Подбор другого заголовка. Герой юмористического рассказа. Чтение по ролям. Заучивание наизусть. Рассказывание. Сравнение произведений на одну тему: сходство и различия.

Я и мои друзья. – 7 часов

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского. Заголовок — «входная дверь» в текст. План рассказа. Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина. Тема произведений. Главная мысль. Нравственно-этические представления. Соотнесение содержания произведения с пословицами. Сравнение рассказа и стихотворения. Выразительное чтение. Заучивание наизусть. Проект: «Наш класс — дружная семья». Создание летописи класса.

О братьях наших меньших. – 7 часов

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела. Выставка книг по теме. Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой. Выразительное чтение стихотворения. Рассказы В. Осеевой. Сказки — несказки Д. Хармса, Н. Сладкова. Художественный и научно-популярный тексты. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Событие рассказа. Поступок героя. Пересказ на основе иллюстрации.







2 класс




Самое великое чудо на свете – 2 часа.

Знакомство с учебником «Литературное чтение». Введение в тему «Самое великое чудо на свете» Наши проекты «О чём может рассказать школьная библиотека». Р.С. Сеф «Читателю».




Устное народное творчество. - 9 часов

Русские народные песни, загадки, пословицы, поговорки, небылицы и перевертыши. Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу

идет...» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»).




Люблю природу русскую! Осень. - 5 часов

Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К.Бальмонт. «Поспевает брусника», А. Плещеев. «Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки пропали...», А.Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».

Русские писатели. – 10 часов

А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Сказка о рыбаке и рыбке». И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей». Л. Толстой. «Старый дед и внучек», «Филиппок», «Котёнок».

О братьях наших меньших.- 7 часов

Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин. «Ребята и утята»,

Б. Житков. «Храбрый утенок», В. В. Бианки «Музыкант», В. В. Бианки «Сова».

Из детских журналов. – 6 часов

Наши проекты «Мой любимый детский журнал», Д.Хармс «Игра», «Вы знаете?..», «Что это было?», «Очень-очень вкусный пирог».

Ю. Д. Владимиров «Чудаки». А. И. Введенский «Учёный Петя»; «Лошадка». Д. Хармс «Весёлый старичок».

Люблю природу русскую. Зима. - 6 часов

Нравится ли вам зима? Зимние загадки. И. А. Бунин «Зимним холодом пахнуло…» К. Д. Бальмонт «Светло-пушистая…» С. А. Есенин «Поёт зима, аукает …», «Берёза». Русская народная сказка «Два Мороза». С. В. Михалков «Новогодняя быль».

Писатели — детям. – 12 часов

К. И. Чуковский «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С. Я. Маршак «Кот и лодыри». С. В. Михалков «Мой секрет»; «Сила воли».

А. Л. Барто «Верёвочка» «Мы не заметили жука», «Вовка – добрая душа»; «В школу». Н. Н. Носов «Затейники», «Живая шляпа», «На горке».

Я и мои друзья. - 9 часов

В. Д. Берестов «За игрой». Э. Э. Мошковская «Я ушёл в свою обиду». В.Д. Берестов «Гляжу с высоты». В. В.Лунин «Я и Вовка». Н. Булгаков «Анна, не грусти!» Ю. И. Ермолаев «Два пирожных». В. А. Осеева «Хорошее», «Почему?»

Люблю природу русскую. Весна. - 9 часов

Нравится ли вам весна? Весенние загадки. Наши проекты Газета «День Победы – 9 мая». Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится…», «Весенние воды». А. А. Блок «На лугу». С. Я. Маршак «Снег теперь уже не тот…» И.А. Бунин «Матери». А. Н. Плещеев «В бурю». Е. А.Благинина «Посидим в тишине». Э. Мошковская «Я маму мою обидел». И. М. Пивоварова «Здравствуй».

И в шутку, и всерьёз. – 12 часов

Б.В. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?» Песенки Винни-Пуха. Э. Н. Успенский «Чебурашка». «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память». В.Д. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка». И. П. Токмакова «Плим», «В чудной стране». Г.Б. Остер «Будем знакомы». В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным». Ю. Тувим «Про пана Трулялянского»

Литература зарубежных стран. - 15 часов

Литература зарубежных стран. Наши проекты «Мой любимый писатель-сказочник». Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог». Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы». Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк». Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети». Ш. Перро «Кот в сапогах». «Красная Шапочка». Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине».Э. Хогарт «Мафин и паук».

К. Чуковский«Котауси и Мауси».Сказки братьев Гримм.

2.2.Прохождение практической части программы по предмету

1 класс


Общее количество


Всего часов

Контрольных

работ

Практические работы

Проверочных работ

Проектов

I триместр

41





II триместр

41





III триместр

50




4

Итого

132




4

2 класс


Общее количество


Всего часов

Контрольных

работ

Тесты

Проверочных работ

Проектов

I триместр

30

2

1

2


II триместр

33

1

2

2

1

III триместр

39

1

1

3

2

Итого


102

4

4

7

3



3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение конкретной темы.

1 класс



Наименование разделов и тем

Обучение грамоте

Литературное

чтение

Всего

1

Добукварный (подготовительный) период.

14




2

Букварный (основной) период.

54



3

Послебукварный период.


20


4

Блок «Литературное чтение»





Введение


1



Жили – были буквы.


9



Сказки, загадки, небылицы.


9



Апрель, апрель. Звенит капель!


5



И в шутку и всерьез


6



Я и мои друзья


7



О братьях наших меньших.


7



Всего

68

64

132


2 класс



№ п/п

Название разделов

Количество часов

1

Самое великое чудо на свете

2

2

Устное народное творчество

9

3

Люблю природу русскую! Осень

5

4

Русские писатели

10

5

О братьях наших меньших

7

6

Из детских журналов

6

7

Люблю природу русскую. Зима

6

8

Писатели — детям.

12

9

Я и мои друзья

9

10

Люблю природу русскую. Весна

9

11

И в шутку, и всерьёз

12

12

Литература зарубежных стран

15


Итого

102



23