Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дмитриевская основная общеобразовательная школа»
городского округа Серебряные Пруды
Московской области
«Утверждаю»
Директор МОУ «Дмитриевская ООШ»
______________Гаврина Л.П.
Приказ №______от_____________2020г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
1 КЛАСС
Срок релизации 1 год
Составитель: учитель Лучкина Г.А.
2020 год
1. Планируемые результаты
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Дмитриевская основная общеобразовательная школа».
Содержание предмета реализуется с помощью учебника: Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной. Литературное чтение, 1класс. учебник для общеобразовательных организаций. Просвещение. Данный учебник входит в УМК «Школа России» 1 класс .- М.: Просвещение, 2020.
Рабочая программа по Литературному чтению ориентирована на обучающихся 1 класса. Уровень изучения предмета – базовый.
В соответствии с учебным планом МОУ« Дмитриевская ООШ» программа курс Литературное чтение в 1 классе в 2020-2021 учебном рассчитана на 115 учебных часа (4 часа в неделю. Литературное чтение и Литературное чтение на родном русском языке изучаются интегрировано. На изучение литературного чтения на родном русском языке отводится 17 часов.).
Изучение литературного чтения в 1 классе на уровне начального общего образования направлено на:
1. формирование навыка чтения, развитие речевых умений,
2. обогащение и активизация словаря, совершенствование фонематического слуха,
3. осуществление грамматико- орфографической пропедевтики.
Изучение литературного чтения способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Личностные результаты:
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.
-называть место, где родился и вырос, составлять небольшой текст о природе родного края, о семье, родителях;
- понимать свою принадлежность к определённому народу России;
-с уважением относиться к людям другой национальности, их традициям в процессе знакомства с народным творчеством разных народов;
-знать и рассказывать о традициях своей семьи.
- Проявлять заботу к своим близким, с уважением относиться к родителям, помогать младшим;
Обучающийся 1 класса получит возможность для формирования:
понимать смысл нравственно-этических понятий на основе бесед о пословицах и поговорках; проявлять интерес к чтению произведений о природе (животных и растениях), выражая уважительное отношение к ней; относиться с уважением к историческому прошлому своей страны, своего народа, к его обычаям и традициям; относиться с уважением к родному языку.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся 1 класса научится:
-планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя (например, составить план пересказа по образцу или восстановить -последовательность событий сказки по серии рисунков);
- контролировать выполненные задания с опорой на образец, предложенный учителем, составлять вместе с учителем план проверки выполнения задания;
-оценивать чтение по ролям, пересказ текста, выполнение проекта по предложенной учителем системе (шкале);
-определять границы известного и неизвестного под руководством учителя:
-выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя;
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов), позитивно -относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
-анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных смайликов, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;
- стремиться преодолевать возникающие трудности, проявлять волевое усилие (с помощью учителя).
Обучающийся 1 класса получит возможность научиться:
- принимать общие цели изучения темы, представленные на шмуцтитулах, обсуждать их совместно с учителем;
-понимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе и под руководством учителя
Коммуникативные УУД
Обучающийся 1 класса научится:
- отвечать и задавать вопросы по прочитанному произведению; l создавать связанное высказывание из 3—4 простых предложений на заданную тему с помощью учителя на основе за- данного образца;
-участвовать в диалоге с учителем и одноклассником;
-внимательно слушать собеседника, не перебивая его, стараться понять, о чём он говорит;
-участвовать в парной работе, пользуясь определёнными правилами (работать дружно, вместе обсуждать прочитанное, находить общую точку зрения, учиться отстаивать свою точку зрения).
Учащиеся получат возможность научиться:
задавать уточняющие вопросы на основе образца; принимать участие в коллективной работе (распределять роли, договариваться, не конфликтовать, искать пути выхода из конфликтной ситуации, знать и употреблять вежливые слова);
Познавательные УУД
Обучающийся 1 класса научится:
осуществлять простейшие логические операции:
1) сравнение по заданным критериям, при помощи учителя (сравнить сказку и рассказ, разные произведения на одну тему, авторскую и народную сказку, художественный и научно познавательный текст, художественный и учебный текст, сравнить пословицы и текст, текст и иллюстрации (что общего и чем отличаются), сравнить поступки героев и свои собственные;
2) группировка книг (для выставки) по заданным критериям (на одну и ту же тему, одного автора, по заданному основанию (жанр), исключить лишнее (книгу, не соответствующую теме);
3) классификация (распределить по тематическим группам, выбрать слова, которые соответствуют представлениям о дружбе); находить нужную информацию в учебнике (название раздела, произведение, номер страницы); в словаре учебника, пользоваться системой условных обозначений; в тексте для пересказа по 4 заданным критериям, информацию для характеристики героя, для выразительного чтения, для ответа на задание; работать со словами и терминами: уточнять значение непонятных слов, обращаясь к учителю, взрослому, словарю; соотносить прямое и переносное значение слов, находить информацию в энциклопедии. О
Обучающийся 1 класса получит возможность научиться:
самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации;
находить заданное произведение разными способами;
выделять в тексте основные части; определять микро- темы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микро- темы; группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям); сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям).
Предметные результаты
По итогам изучения курса литературное чтение обучающийся 1 класса научится:
- воспринимать на слух произведения различных жанров (небольшие рассказы, стихи, сказки);
-чётко и правильно произносить все звуки; плавно читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения;
-читать, определяя ударный слог, соблюдать паузы в соответствии со знаками препинания в середине и в конце предложения;
-читать и понимать нравственный смысл пословиц и поговорок, соотносить их с помощью учителя с содержанием произведения;
-определять основную мысль прочитанного произведения с помощью учителя, а также с помощью пословицы;
-определять последовательность событий и находить смысловые части произведения (начало, основная часть, конец) под руководством учителя; -восстанавливать текст произведения, вставляя пропущенные слова и предложения;
-соотносить иллюстрации и текст; называть героев произведения, давать им простейшую характеристику;
-размышлять об их поступках; уметь отвечать на вопросы: «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?», «Чем понравилось / не понравилось произведение?»;
По итогам изучения курса литературное чтение обучающийся 1 класса получит возможность научиться:
-соотносить название рассказа с его содержанием; отвечать на вопрос: «Почему автор дал произведению именно такое название?»;
- читать с выражением, выделяя важные слова и мысли под руководством учителя;
-читать текст по ролям, отражая настроение и характер героя (под руководством учителя);
-задавать вопросы по прочитанному произведению;
-при помощи учителя составлять план, определять смысловые части;
-пересказывать небольшой текст на основе картинного плана при помощи учителя;
-выявлять под руководством учителя особенности научно- познавательных и художественных текстов; определять особенности прозаического и -поэтического текстов; высказывать собственное мнение о прочитанном произведении;
-сравнивать разные произведения на одну тему.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, проверки техники чтения, комплексной срезовой работы.
2. Содержание учебного предмета
Добукварный период (18ч)
Речь устная и письменная. Предложение. Слово и предложение. Выделение слов из предложения. Различение слова и предложения. Различение слова и обозначаемого им предмета. Значение слова. Графическое изображение слова в составе предложения. Пословицы о труде и трудолюбии. Слог как минимальная произносительная единица языка. Деление слов на слоги. Определение количества слогов в словах. Графическое изображение слова, разделённого на слоги. Составление небольших рассказов по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений. Ударный слог. Определение ударного слога в слове. Обозначение ударения на модели слова (слогоударные схемы). Ударный слог. Определение ударного слога в слове. Обозначение ударения на модели слова (слогоударные схемы). Интонационное выделение звука на фоне слова. Единство звукового состава слова и его значения. Звуковой анализ слова. Сопоставление слов, различающихся одним звуком. Гласные и согласные звуки, их особенности. Слогообразующая функция гласных звуков. Моделирование звукового состава слова. Выделение слияния согласного звука с гласным, согласного звука за пределами слияния. Графическое изображение слога-слияния. Работа с моделями слов, содержащими слог-слияние, согласный звук за пределами слияния.
Букварный период. (63 ч)
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы ъ, ь, не обозначающие звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я; их двойная роль (в зависимости от места в слове). Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью букв и, е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков. Употребление ъ и ь как разделительных знаков. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Значение алфавита. Сравнение алфавитного письма (обозначение звуков буквами) и письма с помощью рисунков, символов (пиктография). Понимание ценности современного письма. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно.
Послебукварный период. (8 ч)
Как хорошо уметь читать. Произведения С. Маршака, В. Берестова, Е. Чарушина. К. Д. Ушинский. Наше Отечество. В. Крупин. Первоучители словенские. Первый букварь. Л. Н. Толстой о детях. К. Д. Ушинский – великий педагог и писатель. Творчество К. И. Чуковского («Телефон», «Путаница»). Творчество С. Я. Маршака. Б. В. Заходер. Два и три. Творчество В. Д. Берестова
Жили-были буквы (6 ч)
Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным.
Сказки, загадки, небылицы (3ч)
Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.
Апрель, апрель! Звенит капель (3ч)
Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе.
И в шутку и всерьез (5ч)
Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.
Я и мои друзья (7 ч)
Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми.
О братьях наших меньших (2 ч)
Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушин
3.Календарно-тематическое планирование
Блок « Литературное чтение. Обучение грамоте»
№ | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Добукварный (подготовительный) период | 18 |
2 | Букварный (основной) период | 63 |
3 | Послебукварный (заключительный) период | 8 |
Блок « Литературное чтение»
№ | Содержание программного материала | Количество часов |
2 | Жили – были буквы | 6 |
3 | Сказки, загадки, небылицы | 3 |
4 | Апрель, апрель. Звенит капель! | 3 |
5 | И в шутку и всерьёз | 5 |
6 | Я и мои друзья | 7 |
7 | О братьях наших меньших | 2 |
8 | Резерв | |
ИТОГО | 115 |
№ п/п | № урока | Тема урока | Дата |
По плану | Коррекция/ | Примечание |
Добукварный период (18 часов) | |
1 | 1. | Речь устная и письменная. | 01.09 | | |
2 | 2. | Предложение. | 02.09 | | |
3 | 3. | Слово и предложение. | 03.09 | | |
4 | 4. | Устная речь. Слово и слог. | 07.09 | | |
5 | 5. | Письменная речь. Слог и ударение. | 08.09 | | |
6 | 6. | Слова и звуки в окружающем мире и в речи. | 09.09 | | |
7 | 7. | Звуки в словах. | 10.09 | | |
8 | 8. | Деление слова на слоги. | 14.09 | | |
9 | 9. | Слог – слияние. | 15.09 | | |
10 | 10 | Гласные и согласные звуки. | 16.09 | | |
11 | 11 | Звуки и буквы | 17.09 | | |
12,13 | 12,13 | Гласный звук [а], буквы А, а. | 21,22.09 | | |
14 | 14 | Гласный звук [о], буквы О, о. | 23.09 | | |
15 | 15 | Гласный звук [и], буквы И, и. | 24.09 | | |
16 | 16 | Гласный звук [ы], буква ы. | 28.09 | | |
17 | 17 | Гласный звук [у], буквы У, у. | 29.09 | | |
18 | 18 | Гласные звуки и буквы. | 30.09 | | |
Букварный период (63 часов) | |
19,20 | 1,2 | Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н. | 01.10,05.10 | | |
21,22 | 3,4 | Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с. | 06.10,07.10 | | |
23,24 | 5,6 | Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к. | 08.10,12.10 | | |
25,26 | 7,8 | Согласные звуки [т], [т], буквы Т, т. | 13.10,14.10 | | |
27 | 9 | Согласные буквы. Правописание имен собственных. | 15.10 | | |
28,29 | 10,11 | Согласные звуки [л], [л], буквы Л, л. Чтение слов с Л. | 19.10,20.10 | | |
30,31 | 12,13 | Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р. | 21.10,22.10 | | |
32,33 | 14,15 | Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в. | 05.11,09.11 | | |
34,35 | 16,17 | Гласные буквы Е, е.Чтение слов с Е. | 10.11,11.11 | | |
36,37 | 18,19 | Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п.Чтение слов с П. | 12.11,16.11 | | |
38 | 20 | Согласные вуки [м], [м’], буквы М, м.Москва – столица России. | 17.11 | | |
39 | 21 | Чтение слов с М. | 18.11 | | |
40 | 22 | Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. | 19.11 | | |
41 | 23 | Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. | 23.11 | | |
42 | 24 | Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. | 24.11 | | |
43 | 25 | Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. | 25.11 | | |
44 | 26 | Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. | 26.11 | | |
45 | 27 | Чтение слов с Д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. | 30.11 | | |
46 | 28 | Гласные буквы Я, я. Россия – Родина моя. | 01.12 | | |
47 | 29 | Гласные буквы Я, я. | 02.12 | | |
48 | 30 | Чтение слов с Е и Я. | 03.12 | | |
49 | 31 | Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. | 07.12 | | |
50 | 32 | Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. | 08.12 | | |
51 | 33 | Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч | 09.12 | | |
52 | 34 | Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. | 10.12 | | |
53 | 35 | Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков. | 14.12 | | |
54 | 36 | Разделительный мягкий знак. | 15.12 | | |
55,56 | 37,38 | Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. | 16.12,17.12 | | |
57 | 39 | Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. | 21.12 | | |
58 | 40 | Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. | 22.12 | | |
59-60 | 41,42 | Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. | 23.12,24.12 | | |
61 | 43 | Гласные буквы Ё, ё. | 11.01 | | |
62 | 44 | Гласные буквы Ё, ё. | 12.01 | | |
63,64 | 45,46 | Звук [j’], буквы Й, й. | 13.01,18.01 | | |
65 | 47 | Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. | 19.01 | | |
66 | 48 | Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. | 20.01 | | |
67 | 49 | Твердые и мягкие согласные | 21.01 | | |
68,69 | 50,51 | Гласные буквы Ю, ю. | 25.01,26.01 | | |
70 | 52 | Гласные буквы Ю, ю. | 27.01 | | |
71 | 53 | Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. | 01.02 | | |
72 | 54 | Чтение слов с Ц. | 02.02 | | |
73 | 55 | Гласный звук [э], буквы Э, э. | 03.02 | | |
74 | 56 | Гласный звук [э], буквы Э, э. | 04.02 | | |
75 | 57 | Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ. | 08.02 | | |
76 | 58 | Чтение и словарная работа. | 09.02 | | |
77,78 | 59,60 | Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф. | 10.02,22.02 | | |
79,80 | 61,62 | Мягкий и твёрдый разделительные знаки. | 24.02,25.02 | | |
81 | 63 | Русский алфавит. | 01.03 | | |
После букварный период 8 ч) |
82 | 1. | К. Ушинский ,Толстой ««Рассказы для детей». | 02.03 | | |
83 | 2. | К.И. Чуковский «Телефон». «Путаница», «Небылица». | 03.03 | | |
84 | 3. | В.В. Бианки «Первая охота». | 09.03 | | |
85 | 4. | С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два». | 10.03 | | |
86 | 5. | М.М. Пришвин «Предмайское утро». «Глоток воды» | 11.03 | | |
87 | 6 | А. Барто«Помощница».«Игра в слова» | 15.03 | | |
88 | 7. | Б.В. Заходер «Два и три», «Песенка -азбука». В.Д. Берестов «Прощание с другом», «Пёсья песня» | 16.03 | | |
89 | 8. | Наши достижения. Проект: «Живая Азбука». | 17.03 | | |
Литературное чтение Жили-были буквы (6 часов) |
|
90 | 1 | Стихотворение В. Данько «Загадочные буквы» | 29.03 | | |
91 | 2 | Литературные сказки И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква А» | 30.03 | | |
92 | 3 | С. Черный «Живая азбука», Ф.Кривин «Почему А поется, а Б нет» | 31.03 | | |
93 | 4. | Г. Сапгир «Про медведя», М.Бородицкая «Разговор с пчелой», И Гомазкова «Кто как кричит?» | 05.04 | | |
94 | 5. | С. Маршак «Автобус номер 26». | 06.04 | | |
95 | 6. | Урок «Обобщение» | 07.04 | | |
Сказки, загадки, небылицы (3 часа) |
96 | 1. | Сказки авторские и народные. Е.Чарушин «Теремок». | 08.04 | | |
97 | 2 | Стишки и потешки из книги «Рифмы Матушки Гусыни». | 12.04 | | |
98 | 3. | Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок. Урок-обобщение «Узнай сказку». | 13.04 | | |
Апрель, апрель! Звенит капель (3ч) |
99 | 1 | А.Плещеев «Сельская песенка».А.Майков «Весна», «Ласточка примчалась…». | 14.04 | | |
100 | 2. | Т.Белозёров «Подснежники», С.Маршак «Апрель». | 19.04 | | |
101 | 3. | И. Токмакова «Ручей», Е.Трутнева «Когда это бывает?». | 20.04 | | |
И в шутку и всерьез (5 ч) |
102 | 1. | И.Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я.Тайц «Волк», Г. Кружков «РРРЫ!» | 21.04 | | |
103 | 2. | Н. Артюхова «Саша – дразнилка» | 22.04 | | |
104 | 3. | Весёлые стихи для детей К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева. | 26.04 | | |
105 | 4. | Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, К. Чуковского, И. Пивоварова. М. Пляцковский «Помощник» | 27.04 | | |
106 | 5 | Урок – обобщение «И в шутку и всерьёз». | 28.04 | | |
Я и мои друзья (7 ч) |
107 | 1. | Рассказы о детях Ю. Ермолаева, Е.Благининой | 04.05 | | |
108 | 2. | В. Орлов «Кто первый», С. Михалков «Бараны». | 05.05 | | |
109 | 3. | Стихотворения В. Орлова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима. | 06.05 | | |
110 | 4. | С. Маршак «Хороший день» | 11.05 | | |
111,112 | 5.-6 | М.Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю. Энтин «Про дружбу». | 12.05 | | |
113 | 7. | Из старинных книг | 17.05 | | |
О братьях наших меньших(2 часов) |
114 | 1. | Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа | 18.05 | | |
115. | 2. | В. Осеева «Собака яростно лаяла», И.Токмакова «Купите собаку». | 19.05 | | |
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания методического совета
От 27.08.2020 г. № ____
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР __________ /Л.М.Ершова/
Дата согласования : 28.08. 2020 г.
35