СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа. Литературное чтение 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Программа по изучению русского языка в младших классах школы предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью учебных курса:

1. Обучение грамоте, развитие речи и внеклассное чтение.

2. Литературное чтение (классное и внеклассное) и развитие речи.

3. Фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Литературное чтение 1 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса разработана на основе:

  • Государственного образовательного стандарта (основание Приказ Министерства образования и науки ЛНР от 26.12.2014 года №72 «Об утверждении и поэтапном переходе образовательных организаций ЛНР на временный государственный образовательный стандарт»);

  • Приказ Министерства образования и науки ЛНР «Об утверждении методических рекомендаций по формированию рабочих учебных планов в общеобразовательных учреждениях и учреждениях интернатного типа Луганской Народной Республики на 2016-2017 учебный год» от 01 июня 2016 г. № 203;

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (1-4 классы), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357;

  • Проекта «Закона об образовании»;

  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

  • Базисного учебного плана;

  • «Литературное чтение Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России» 1 – 4 классы»;

  • ООП общеобразовательной школы I-III ступеней № 1 г. Брянки.




Общая характеристика курса


Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

Задачи:

1) формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

  1. введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно – этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

  2. развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

  3. приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, через введение элементов анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Достижение указанных целей и задач осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативных компетенций.

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета:

- линии, общие с курсом русского языка:

  • овладение функциональной грамотностью;

  • овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;

  • овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи;

- линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:

  • определение и объяснение своего эмоционально - оценочного отношения к прочитанному;

  • приобщение к литературе как искусству слова;

  • приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах и писателях.

Структура программы

В добукварный период происходит развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже зву­чащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слуша­ния и говорения. На уроках вводятся также понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котёнок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т.д.), рисовать схему слова (указывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картин­кам, изображать предложение в виде схемы.

В букварный период ведётся работа по обучению чтению и письму, по развитию речи, по раз­витию интереса к чтению.

Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией при чтении на буквы согласных звуков, с другой стороны, учётом сходства внешнего облика букв, наличия в них об­щих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы со­гласных звуков н, к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, т, д, в; буквы е, ё, б, з, я, х, ж, и, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ).

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников, которая включает в себя три этапа работы с текстом:

Ι этап. Работа с текстом до чтения.

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

  2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

ΙΙ этап. Работа с текстом во время чтения.

  1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

  2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение всего текста или отдельных его фрагментов. Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

  3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

ΙΙΙ этап. Работа с текстом после чтения.

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

  2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

  3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

  4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

  • осмысленно, правильно читать целыми словами;

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

  • подробно пересказывать текст;

  • составлять устный рассказ по картинке;

  • заучивать наизусть небольшие стихотворения;

  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

  • различать рассказ и стихотворение.



Место курса в учебном плане

На изучение чтения в 1 классе отводится 3 ч в неделю. – 99 ч (33 учебные недели).




Учебно-тематический план


Содержание программного материала

(разделы, темы программы)

Количество часов

Обучение грамоте

1.

Добукварный период

9

2.

Букварный период

40

3.

Послебукварный период

15


Итого

64

Литературное чтение

1.

Жили-были буквы

6

2.

Сказки, загадки, небылицы.

6

3.

Апрель, апрель. Звенит капель!..

4

4.

И в шутку и всерьёз

5

5.

Я и мои друзья

7

6.

О братьях наших меньших

7


Итого

35.


Итого

99



Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень литературного развития, который характеризуется умениями:

– осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение литературного чтения для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека;

– понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;

– применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создание различных форм интерпретации текста;

– составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);

– вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

– выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

– работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусств) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);

– полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища;

– осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах, работать со справочно-энциклопедическими изданиями;

– давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания;

– создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».





Календарно - тематическое планирование


п/п

№ урока

в теме

Тема урока

Дата проведения

Примечание



план

факт




Подготовительный (добукварный) период – 9 ч.



1.

1.

«Азбука» - первая учебная книга. Речь устная и письменная. Вн. чт.






2.

2.

Предложение и слово.






3.

3.

Слово и слог






4.

4.

Слог. Ударение. Вн. чт.






5.

5.

Звуки в окружающем мире.






6.

6.

Гласные и согласные звуки.






7.

7.

Как образуется слог? Слияние. Вн. чт.






8.

8.

Слияние. Повторение и закрепление.






9.

9.

Повторение пройденного материала







Букварный (основной) период – 40 ч.


10.

10.

Гласный звук и буква А. Вн. чт.






11.

11.

Гласный звук и буква О.






12.

12.

Гласный звук и буква И.






13.

13.

Гласный звук и буква ы. Вн. чт.






14.

14.

Гласный звук и буква У.






15.

1.

Согласные звуки [н] и [н,], буква Н.






16.

2.

Согласные звуки [с] и [с,], буква С. Вн. чт.






17.

3.

Согласные звуки [к] и [к,], буква К.






18

4.

Согласные звуки [т] и [т,], буква Т. Чтение слогов и слов с буквой Т.






19

5.

Согласные звуки [л] и [л,], буква Л. Чтение слогов и слов с буквой Л. Вн. чт.






20

6.

Согласные звуки [р] и [р,], буква Р.






21

7.

Согласные звуки [в] и [в,], буква В.






22

8.

Гласные буквы Ее. Вн. чт.






23

9.

Буква Е – показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии.






24

10.

Согласные звуки [п] и [п,], буква П. Чтение слогов и слов с буквой П.






25

11.

Согласные звуки [м] и [м,], буква М. Чтение слогов и слов с буквой М. Вн. чт.






26

12.

Согласные звуки [з] и [з,], буква З. Чтение слогов и слов с буквой З.






27

13.

Согласные звуки [д] и [д,], буква Д. Чтение слогов и слов с буквой Д.






28

14.

Согласные звуки [б] и [б,], буква Б. Чтение слогов и слов с буквой Б. Вн. чт.






29

15.

Гласные буквы Яя.






30

16.

Буква Я – показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии.






31

17.

Чтение слов и предложений с изученными буквами. Вн. чт.






32

18

Согласные звуки [г] и [г,], буква Г. Чтение слогов и слов с буквой Г.






33

19

Согласный звук [ч,], буква Ч. Чтение слогов и слов с буквой Ч.






34

20

Буква ь. Вн. чт.






35

21

Буква ь для обозначения мягкости согласного.






36

22

Согласный звук [ш], буква Ш. Чтение слогов и слов с буквой Ш.






37

23

Чтение слов и предложений с изученными буквами. Вн. чт.






38

24

Согласный звук [ж], буква Ж. Чтение слогов и слов с буквами Ш и Ж.






39

25

Гласные буквы Ёё . Буква Ё – показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии.






40

26

Согласный звук [й,], буква Й. Чтение слогов и слов с буквой Й. Вн. чт.






41

27

Согласные звуки [х] и [х,], буква Х. Чтение слогов и слов с буквой Х.






42

28

Повторение и закрепление изученных букв.






43

29

Гласные буквы Юю. Буква Ю – показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии. Вн. чт.






44

30

Согласный звук [ц], буква Ц. Чтение слогов и слов с буквой Ц.






45

31

Гласные буквы Ээ. Чтение слогов и слов с буквой Э.






46

32

Согласный звук [щ,], буква Щ. Чтение слогов и слов с буквой Щ. Вн. чт.






47

33

Согласные звуки [ф] и [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой Ф.






48

34

Разделительный Ъ. Разделительные Ь и Ъ.






49

35

Алфавит. Чтение слов и предложений с изученными буквами. Вн. чт.






Послебукварный период – 15 ч.



16.01


50

1.

С.Маршак «Ты эти буквы заучи» В.Берестов «Читалочка»






51

2.

Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»






52

3.

К.Ушинский «Наше Отечество» Вн. чт.






53

4.

В. Крупин «Первоучители словенские», «Первый букварь»






54

5.

А.С.Пушкин. Отрывки из сказок.






55

6.

Л.Н.Толстой. Рассказы для детей. Вн. чт.






56

7.

К.Д.Ушинский Рассказы для детей.






57

8.

К.И.Чуковский. Отрывки из сказок.






58

9.

В.В.Бианки «Первая охота». С.Я.Маршак. Стихотворения. Вн. чт.






59

10.

М.М.Пришвин. Рассказы. А.Л.Барто. Стихотворения.






60

11.

С.В.Михалков «Котята».






61

12.

Б.В.Заходер «Два и три». Вн. чт.






62

13.

В.Д.Берестов. Стихотворения.






63

14.

Обобщение и повторение.






64

15.

Прощание c «Азбукой». Вн. чт.






Литературное чтение – 36 ч.



01.03


Жили-были буквы – 6 ч.



65

1

Знакомство с новым учебником Литературное чтение». В. Данько «Загадочные буквы»






66

2

И. Токмакова «Аля Кляксич и буква “А”»






67

3

Cаша Чёрный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет» Вн. чт.






68

4

Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой». И. Гамазкова «Кто как кричит?»






69

5

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть»






70

6

Из старинных книг. Урок-обобщение «Жили-были буквы» Вн. чт.






Сказки, загадки, небылицы – 6 ч.



15.03


71

1

Е. Чарушин «Теремок»






72

2

Русская народная сказка «Рукавичка»






73

3

Загадки, песенки, потешки. Вн. чт.






74

4

Небылицы. Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни»






75

5

А. С. Пушкин «Ветер, ветер…», «Ветер по морю гуляет…», «Белка песенки поёт…»






76

6

Урок-обобщение «Cказки, загадки, небылицы» Вн. чт.






Апрель, апрель. Звенит капель!.. – 4 ч.



05.04

77

1

А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась…»






78

2

Т. Белозёров «Подснежник».С. Маршак «Апрель»






79

3

И. Токмакова «Ручей». Е.Трутнева «Когда это бывает?» Вн. чт.






80

4

Из старинных книг. А. Майков «Христос Воскрес!». Урок-обобщение «Апрель, апрель! Звенит капель…»






И в шутку и всерьёз – 5 ч.



14.04

81

1

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк».Г. Кружков «Ррры!» Вн. чт.






82

2

Н. Артюхова «Саша-дразнилка» . Чуковский «Федотка».О. Дриз «Привет»






83

3

И. Пивоварова «Кулина-ки-пулинаки».О. Григорьев «Стук», И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка» Вн. чт.






84

4

К. И. Чуковский «Телефон»






85

5

М. Пляцковский «Помощник».Урок-обобщение по теме «И в шутку и всерьёз»






Я и мои друзья – 7 ч.



26.04


86

1

Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок» Вн. чт.





87

2

В. Орлов «Кто пер-вый?».С. Михалков «Бараны»






88

3

Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек». В. Орлов «Если дружбой дорожить…»






89

4

И. Пивоварова «Вежливый ослик» Вн. чт.






90

5

Я. Аким «Моя родня». С. Маршак «Хороший день»






91

6

М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Ю. Энтин «Про дружбу»






92

7

Из старинных книг. Урок-обобщение «Я и мои друзья» Вн. чт.






О братьях наших меньших – 7 ч.



10.05

93

1

С. Михалков «Трезор» .Р. Сеф «Кто любит собак…






94

2

В. Осеева «Собака яростно лаяла»






95

3

И. Токмакова «Купите собаку» Вн. чт.






96

4

М. Пляцковский «Цап Царапыч».Г. Сапгир «Кошка»






97

5

В. Берестов «Лягушата». В. Лунин «Никого не обижай






98

6

С. Михалков «Важный совет».Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и ёж» Вн. чт.






99

7

Из старинных книг. Обобщение по теме «О братьях наших меньших»













РАССМОТРЕНО.

Протокол заседания методического объединения учителей


СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УВР

/ ___________

«_____»______________2016г.