СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс»

Пояснительная записка


Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» для 2 класса МАОУ « СОШ № 57 г.Улан-Удэ» на 2016-2017 учебный год разработана на основе:

  • - Федерального закона от 29.12.2012г. №273 «Об образовании»;

  • Федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённого приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004 с учётом внесённых изменений приказами Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74 ;

  • Феде­рального государственного образовательно­го стандарта второго поколения начального общего образова­ния приказ МО и науки РФ от 06. 10. 2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12. 2009г. № 315785);

  • Примерной программы по литературному чтению авторов: Матвеева Е.И.. (Сборник учебных программ для начальной школы. Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.- М.,Вита-Пресс,.2011г.)

  • учебного плана МАОУ « СОШ № 57 г.Улан-Удэ»

  • положения о рабочей программе МАОУ « СОШ № 57 г.Улан-Удэ»

Временные рамки прохождения программы составляют 34нед. х 4 ч = 136 ч

Программа 2 класса обеспечивается следующими учебно-методически­ми комплектами.


Матвеева Е.И. Литературное чтение. учебник 2 класс.— М.: «Вита-Пресс», 2016

Матвеева Е.И. Рабочая тетрадь по литературному чтению. 2 класс—М.: «Вита-Пресс», 2016.

Матвеева Е.И. Обучение литературному чтению. Краткий методический комментарий к учебнику — М.: Вита-Пресс, 2009.

Основная цель: Воспитание эстетически развитого читателя, способного не только

вживаться в мир художественного произведения и сопереживать героям, но и адекватно

понимать авторский замысел, авторское отношение к изображаемому и самостоятельно

оценивать произведения искусства и явления жизни, отражённые в нём.

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной

отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического

отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности,

умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым

умением в системе образования младших школьников; формирование читательского

кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге,

потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного

опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости

и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов

многонациональной России.

Литературное чтение в особой мере влияет на решение следующих задач:

Предметные задачи:

• дальнейшее приобщение ребёнка к самостоятельному чтению художественной

литературы, формирование личной заинтересованности в ней как источнике знаний

о человеке и человеческих отношениях;

• дальнейшее совершенствование качества чтения – его осознанности и

выразительности;

• различение авторской и читательской позиций, приобретение опыт;, перехода из

одной позиции в другую и опыта работы в каждой из них;

• представление об исходном отношении «автор — художественное произведение —

читатель», основополагающем для всех видов искусства;

• первоначальное различение «автора», «рассказчика» и «героя», различение разных

видов рассказчиков («рассказчик-герой» и «рассказчик-повествователь»);

практическое овладение этим различением в авторской и читательской

деятельности;

• овладение средствами построения различных типов текста (текст с рассказчиком-

героем, текст с рассказчиком-повествователем, диалог);

• овладение средствами выражения точек зрения рассказчика и героя;

• представление об «эмоциональной партитуре» лирического текста, овладение

эмоциональным словарем как средством понимания художественного

произведения в авторской и читательской работе.

Педагогические задачи:

• ввести критерии и способы оценивания учащимися своих действий и результатов;

развести два вида оценки: оценку действий и оценку личности школьника;

• сформировать особый вид контрольных действий через организацию работы

учащихся с образцом правильных действий и результатов;

• ввести способы работы с тетрадью «Мои открытия»;

• координировать действия с предметом «Окружающий мир»;

• организовать работу по формированию пооперационного контроля за своими

действиями («волшебные линеечки»);

• обеспечить освоение учащимися различных форм работы на уроке, в том числе

взаимодействия между учащимися (парная, групповая работа).


Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Обучение литературному чтению ведётся по пяти основным содержательным линиям: опыт читательской деятельности, техника чтения, первоначальное литературное образование, формирование умений читательской деятельности, виды речевой деятельности.

В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогические и монологические высказывания на основе литературного произведения и личного опыта, описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.

Учебно – методический комплект по литературному чтению для 2 класса автора Матвеевой Е.И. позволяет обеспечить уровень подготовки школьников, предусматриваемый федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования по литературному чтению.

Обязательный минимум содержания литературного образования нацеливает учителя на решение задачи формирования читательской самостоятельности школьников. По окончанию работы над каждым разделом учитель проводит урок рефлексии, задания которого позволяют ученику ещё раз вернуться к прочитанному, уточнить значения новых терминологических слов, увидеть, что не получилось в работе, провести диагностику способа чтения. А также продолжить работу с книгой: сформировать умение выбрать, найти её в библиотеке, расширить свой читательский кругозор, обращаясь к сказкам, которые учебник советует прочитать дополнительно (уроки внеклассного чтения). Произведения раздела «Читай, удивляйся, размышляй!» предназначены для самостоятельной работы по изучаемой проблеме с целью перенесения открытого способа работы с текстом на незнакомое произведение того же жанра. Однако, педагог должен дать возможность всем читателям обсудить проблемы, связанные с пониманием произведений, изученных самостоятельно. Для этого в программе предусмотрены дополнительные часы.

Особая роль в курсе отведена творческим заданиям. Они являются завершающим этапом в решении группы учебно-практических задач. Каждый ученик может выступить в новой позиции – стать автором творческой работы.

Предлагаются следующие темы творческих заданий:

1. Поучительная история о пословице..

2. Предыстория событий сказки Е.А.Пермяка «Волшебные краски».

3. Продолжение сказочной истории Е.А.Пермяка «Пастух и скрипка».

4. Продолжение рассказа Е.И.Пермяка «Летний дождь» на тему: «О чём шептал каждому из нас хозяин лесов».

5. История о том, как тучи помирились (по юмористическому стихотворению А.Дитриха).

6. История «О чём мечтал кораблик?» (по стихотворению Ю. Мориц).

7. Продолжение сказки «Как ёжик с Медвежонком протирали звёзды».

8. Рассуждение «Что мне известно о слове?».

9. Продолжение русской сказки «Кулик».

10. Вариант концовки притчи Ф.Сологуба «Сказки на грядке и сказки во дворце».

11. Описание времени года (создание образа зимы).

12. Сказка на выбранную тему: «Синяя сказка», «Серая сказка», «Жёлтая сказка», «Пёстрая сказка», «Разноцветная сказка».

13. Сочинение «Почему не надо выбрасывать старые сахарницы?» (по сказке Н.К.Абрамцевой «Чудеса, да и только!»).

14. Сказка по начальным словам основных частей.

Содержание курса.

1. Открытие мира литературы

Каким бывает слово?

Адресность высказывания. Значения слова (лексическое и грамматическое: смысл и форма). Звуковая оболочка слова и смысл. Прямое и переносное значения слова. Функции слова. Пословицы о значении слова в жизни человека. Авторы о слове. Слово в притче. Иносказательность и поучительность притчевого слова. Слово в художественном тексте. Слово-образ. Слово и на­строение. Оттенки слова. Слово поэтическое и прозаическое. Слово в лирическом стихотворении.

Слово в юмористическом, шутливом стихотворении. Диалог-спор «Неживых» героев, способы передачи настроения этих ге­роев. Выбор лексических средств для передачи настроения.

Слово и речь человека. Словесные «казусы» в речи героев юмористического стихотворения. Выбор автором языковых средств для создания своего образа, передачи настроения, раскрытия темы.

Слово и передача особых чувств героя (желание выделиться, похвастаться, похвалить себя, возмутиться и т.д.). Слово в речи героев русской народной сказки. Поучительность и иносказатель­ность слова в басне. Хвалебное слово в разных литературных жанрах.

Смыслоразличительная роль ударения в слове.

Образ героя — словесное выражение главной мысли автора. Способы этого выражения в стихотворении и рассказе. Обидное слово. Слово и реакция человека на него.

Вежливое и невежливое слова. Речевое поведение и речевой этикет. Форма высказывания. Способ исправить форму выражения своего высказывания. Словосовет.

Слово авторское. Понятие об устной и письменной речи. Восприятие авторского слова читателем. Понятие «талантливого читателя». Сравнение как прием автора, создающий образ.

Слово в миниатюре. «Философичность» смысла авторского слова.

2. Проникновение в смысл произведения особый способ видения мира

Слово в юмористическом произведении (в рассказе, в стихот­ворении)

Замысел юмористического произведения. Герой юмористи­ческого произведения. Средства создания его образа. Речь и характер героев. Отношение автора к герою юмористического произведения, средства его выражения, проявление иронии.

Слово в сказке

Замысел сказки. Сказочный образ и средства его созда­ния. Иносказательность сказочного текста. Особенности сказоч­ного героя. Виды сказок: русская народная (о животных, бы­товая, волшебная), сказка-притча, авторская (литературная) сказка.

Форма сказки: прозаическая и стихотворная. Композиция волшебной сказки: присказка, зачин, общие места, концовка. Экспозиция произведения. Композиция авторской сказки. Роль поучения в сказке. Роль иносказания в притче. Связь сказки и пословицы. Отношение автора к героям сказки, средства его выражения через сказочные образы.

3. Совершенствование навыка чтения

Восстановление способа синтагматического чтения на дидактическом тексте (тексте-обращении). Синтагматическое чтение литературных текстов (сказок) с предварительным выделением учащимися синтагм и постановкой логического ударения. Рас­пространение способа синтагматического чтения на поэтические тексты. Составление «партитуры» поэтического текста (коллек­тивно).


Учебно-тематическое планирование


Часы

Тема

Содержание

Круг чтения

Читай, удивляйся, размышляй!



Часть первая. Каким бывает слово?

1

20

Каким бывает слово?


Интонация литературного послания. Образ слова в поэтическом и прозаическом текстах.

Прямое и переносное значения слова. Оттенки слова. Настрое­ние автора, героя. Творческие «секреты» автора. Тон и содер­жание произведения, их взаимосвязь. Пословицы о слове и языке.


А. С. Пушкин «Если жизнь тебя обманет», «Кн. П.П. Вязем­скому» ; А. А. Тарковский «Слово только оболочка»; Дж. Родари (перевод с итальянского Ю. Ильиной) «Почему слово так дорого ценится?»; пословицы о слове и языке; В. В. Суслов «Как работа­ет слово»; Е. А. Пермяк «Волшебные краски» (отрывок), «Пастух и Скрипка» (отрывок); В. В. Голявкин «Я пуговицу сам себе при­шил»; Притча о талантах (по А. Меню); А. А. Ахматова «Тайны ремесла»; Ф. К. Сологуб «Глаза»; М. М. Пришвин «Летний дождь»; В. В. Набоков «Дождь пролетел»; В. Ф. Одоевский «Горо­док в табакерке» (отрывок); В. В. Лунин «Музыка».

Притча о Сеятеле (из Евангелия от Матфея, гл. 13); В. А. Соло­ухин «Когда ты хочешь молвить слово»; Н. И. Сладков «Золотая осень»; А. А. Ахматова «Вереница четверостиший» (отрывок);

В. П. Астафьев «Падение листа»; В. А. Бахревский «Вечер»; И. Пивоварова «Песня скрипки»; М. М. Пришвин «Художник»; И. А. Бунин «Слово».


2

22

Волшебные превращения слова

Интонация как средство выражения вежливости (невежливости).

Диалог героев. Настроение читателя. Портрет героя. Творче­ские «секреты» автора. Отношение автора и читателя к герою. Юмор. Интонирование диалога поэтического произведения. Пра­вила хорошего тона. Раскрытие смысла названия текста. Роль языка в жизни человека.


А. К.Дитрих «Говорила туча туче»; Э. Э. Мошковская «Косма­тая-косматая» ; Ю. С. Тимянский «Рассказ школьного портфеля»; Ю. Тувим (перевод с польского С. В. Михалкова) «Словечки-ка-лечки»; «Заяц-хвастун» (русская народная сказка); И. А. Крылов «Кукушка и Петух»; И. М. Подгаецкая «Ударение»; С. Черный «Воробей»; В. И. Белов «Как воробья ворона обидела»; Я. Л. Аким «Что говорят двери»; Н. Демыкина «Капризный день»; О. Е. Гри­горьев «Гостеприимство»; И. Шевчук «Подарок»; О. И. Высот-ская «Мягкий знак»; Э. Э. Мошковская «Сказка про Твердый и Мягкий знаки»; Дж. Родари (перевод с итальянского Л. Тарасова) « Страна без ошибок », притча о Эзопе.


Ю. П. Мориц «Попугай и утка»; П. Синявский «Штранная иштория»; Н. К. Абрамцева «Вот так пальма»; Я. Бжехва (пере­вод с польского Б. Д. Заходера) «Очень Вежливый Индюк»; М. С. Пляцковский «Добрая лошадь»; А. А. Дмитриев «Бездомная кошка»; М. С. Пляцковский «Баран и солнышко»; Н. Н. Матвеева «Было тихо»; Л. С. Петрушевская «Заячий хвостик»; И. П. Токмакова «Радость»; В. Д. Берестов «Аист и соловей»; А. Л. Барто «Пожалуйста, потише!»; А. К. Дитрих «Песенка вопро­сительного знака, ставшего знаком восклицательным»; М. С. Пляцковский «Маленькое стихотворение о маленькой точке».

3

14

Волшебники слова


Совет, просьба автора. Литературная притча. Поучение в прит­че. Подбор заголовка к тексту. Настроение автора. Творческие «секреты» автора: сравнение, метафора. Тема добра в сказочной истории. Художественный образ времени суток. Создание художе­ственного образа в собственном прочтении.


Дж. Родари (перевод с итальянского С. Я. Маршака) «Чем писать?»; Л. Н. Толстой «Веник»; И. Мазнин «Давайтедружить»; Н. Н. Матвеева «Кораблик»; Е. А. Пермяк «Как Маша стала большой»; Э. Ю. Шим «Жук на ниточке»; В. С. Шефнер «Колы­бельная» ; С. Г. Козлов «Как Ежик и Медвежонок протирали звез­ды»; Г. М. Кружков «Утро — веселый маляр»; М. М. Пришвин «Слово-звезда»; Э. Ю. Шим «Цветнойвенок»; В. И. Белов «Раду­га»; В. А. Бахревский «Хозяева лета».




Часть вторая. Слово в сказке

4

26

Слово в русской народной сказке


Сказка. Русская народная сказка. Сказка волшебная. Сказка бытовая. Сказка о животных. Сказка-притча. Секреты автора при создании сказочного образа. Преувеличение. Композиция волшеб­ной сказки.

И. С. Соколов-Микитов «Звезды»; В. Д. Берестов «Недаром дети любят сказку»; В. А. Черченко «Как рождается сказка?». «Мужик и медведь»; «Мороз, Солнце и Ветер»; «Кулик»; «Не­смеяна-царевна» (записал сказку А. Н. Афанасьев); «Журавль и цапля»; «Солдатская загадка».


5

8

Притчевое слово в сказке


Притча, ее жанровые особенности. Иносказательность, поучи­тельность, лаконичность притчи. Прямое и переносное значения. Притча как «поучение в примере».


Ф. К. Сологуб «Сказки на грядке и сказки во дворце», К. Д. Ушинский «Дваплуга», «Ветери Солнце»; Н. Г. Гарин-Ми­хайловский «Знаем!»; Е. Матвеева «Доброй сказке нет конца!».



6

13

Мир природы в авторских сказках

Образ времени года в сказках разных авторов. «Живой» харак­тер необычного персонажа. Способы изображения особенностей этого персонажа.


К. Д. Ушинский «Проказы старухи зимы»; И. С. Соколов-Ми­китов «Зимняяночь»; Л. А. Чарская «Зимняя сказка»; О. О. Дриз «Как родилась Зима».


«Гуси-лебеди» (русская народная сказка); «Добрый поп» (рус­ская народная сказка); Н« К. Абрамцева «Осенняя сказка».


7

9

Герой в авторских сказках о животных


Образ животного в авторских сказках. Способы изображения внешнего вида и характера героев. Речь персонажей как их основная характеристика. Сказочные приемы, используемые авторами для создания образа животного. Отличия авторских сказок от русских народных сказок о животных.


B. И. Даль «Ворона»; Н. Д. Телешов «Покровитель мышей»;
А. Н. Толстой «Картина»; Д. Хармс «Про собаку Бубубу».



8

7

Герой в авторских волшебных сказках

Изображение домовых авторами-сказочниками.

Н. К. Абрамцева «Чудеса, да и только»; Т. И. Александрова «Кузька» (отрывок).


9

9

Поэтическая сказка


Содержание и построение поэтической сказки. Особенности ее языка.


C. Я. Маршак «Вчера и сегодня»; П. П. Ершов «Конек-Горбу­
нок» (отрывок).


Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказочка про Козявочку»; Н. К. Аб­рамцева «Лужица»; Е. А. Пермяк «Пастух и Скрипка»; послови­цы и поговорки о сказке.

10

8

Когда рождается сказочник


Авторское сочинение второклассницы, особенности ее сказки.


А. Черепанова «Бесконечнаясказка».

Е. Матвеева «Я в сказочный мир возвращаюсь порой».




136 часов




Виды учебной деятельности:


Овладение детьми литературным материалом требует особых форм и методов обучения. Целесообразно использовать метод коллективно-распределенной деятельности.

Виды работы:

  • непосредственно-эмоциональное выслушивание

  • акцентное вычитывание текста

  • беседы

  • пересказ

  • составление плана

  • выразительное чтение

  • сюжетно- ролевая игра

  • драматизация

  • наблюдение за реальностью и претворение ее в художественном тексте (форма коллективного этюда, индивидуальная письменная работа)

  • обсуждение детских сочинений

  • инсценировка

  • чтение наизусть

  • иллюстрирование


Формы организации:

От групповой, парной до индивидуальной

Ведущей является коллективная мыслительная деятельность, диалог.

Для реализации целей образовательного процесса используются: информационно-коммуникационная технология, технология развивающего обучения, здоровьесберегающая технология, личностно-ориентированная технология.


Основными методами являются постановка и решение учебных задач, частично-поисковый и исследовательский.


Контроль и оценка знаний и умений учащихся.

Содержательный контроль и оценка предусматривает выявление индивидуальной динамики усвоения ребёнком знаний и умений по учебным предметам и не допускает сравнения его с другими детьми. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:

  • стартовые и итоговые проверочные работы;

  • текущие проверочные работы;

  • тестовые диагностические работы;

  • устный опрос;

  • проверка сформированности навыков чтения;

  • демонстрация достижений ученика с предъявлением накопленного в течение года материала (пакет достижений, включающий характеристику учащегося, портфолио).

Виды и формы контроля:

  1. по их месту в процессе обучения:

  • предварительный контроль, позволяющий определить исходный уровень обученности и развития учащихся;

  • текущий контроль, позволяющий определить уровень развития учащихся и степень их продвижения в освоении программного материала,

  • итоговый контроль, определяющий итоговый уровень знаний учащихся по предметам и степень сформированности основных компонентов учебной деятельности школьников;

2)по содержанию:

  • прогностический или планирующий контроль, определяющий последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия,

  • пооперационный контроль, управляющий правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия,

контроль по результату, сравнивающий фактический результат или выполненную операцию с образцом после осуществления учебного действия.


ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

К концу второго класса обучающиеся должны знать:

  • особенности игрового, юмористического текста;

  • виды сказок: русские народные (волшебные, о животных, социально-бытовые) и авторские;

  • особенности сюжета русских народных сказок;

  • особенности построения русской народной волшебной сказки;

уметь:

  • пояснять смысл прочитанного текста согласно тем учеб­ным задачам, которые ставятся на уроке;

  • выразительно читать поэтические тексты (лирические и игровые диалогового характера) и сказки;

  • выделять особенности построения волшебной сказки и сочинять сказку (согласно модели);

  • рассказывать сказку близко к тексту и выражать в рассказе свою читательскую позицию по отношению к ее героям и событиям;

  • критически оценивать свое чтение (и других) в соответ­ствии с выработанными критериями выразительного чте­ния;

  • читать вслух незнакомый текст целыми словами, ориен­тируясь на ключевые слова, знаки препинания (темп чте­ния на конец 2 класса — не менее 65 слов в минуту); отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; оценивать свое чтение;

  • находить книгу по библиографическим данным (автор, заглавие, титульный лист);

иметь представление:

о жанровых особенностях сказки, притчи, волшебное истории, пословицы;

  • о связях между жанрами с целью выявления их общих их различных признаков;

  • об иносказаниях в сказках и притчах;

  • о чтецкой «партитуре» поэтического текста.

Предметные результаты:

• дальнейшее приобщение ребёнка к самостоятельному чтению художественной

литературы, формирование личной заинтересованности в ней как источнике знаний

о человеке и человеческих отношениях;

• дальнейшее совершенствование качества чтения – его осознанности и

выразительности;

• различение авторской и читательской позиций, приобретение опыт;, перехода из

одной позиции в другую и опыта работы в каждой из них;

• представление об исходном отношении «автор — художественное произведение —

читатель», основополагающем для всех видов искусства;

• первоначальное различение «автора», «рассказчика» и «героя», различение разных

видов рассказчиков («рассказчик-герой» и «рассказчик- повествователь»);

практическое овладение этим различением в авторской и читательской

деятельности;

• овладение средствами построения различных типов текста (текст с рассказчиком-

героем, текст с рассказчиком-повествователем, диалог);

• овладение средствами выражения точек зрения рассказчика и героя;

• представление об «эмоциональной партитуре» лирического текста, овладение

эмоциональным словарем как средством понимания художественного

произведения в авторской и читательской работе.

Личностные результаты:

• продвижение в осознании себя как существа, обладающего особым внутренним

миром, миром мыслей, чувств, желаний, замыслов, оценок; осознание себя как

носителя индивидуальной точки зрения на окружающее, отличной от воззрений

других людей;

• осознание другого человека как существа, обладающего подобным же внутренним

миром, осознание ценности этого внутреннего мира; осознание существования

различных точек зрения на одни и те же события, явления, предметы;

• представление о сложности и многообразии человеческих эмоций, осознание

собственных чувств и побуждений, обогащение эмоционального словаря;

• осознание искусства (на примере искусства слова) как особой области культуры,

открывающей и сохраняющей главные общечеловеческие: ценности,

представления о человеческих взаимоотношениях, этических нормах;

• приобщение к авторской позиции — позиции творца и созидателя;

• опыт обсуждения нравственных проблем на материале литературных произведений

и собственных сочинений.

Метапредметные результаты:

• опыт порождения замысла и его реализации в процессе выполнения творческих

заданий (отбор, переработка и словесное оформление собственных жизненных

впечатлений в соответствии с замыслом);

• опыт ведения коллективной дискуссии, опыт выделения и удержания предмета

обсуждения и критериев его оценки, а также применения этих критериев на

практике;

• поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное нахождение

определенного фрагмента текста (точное цитирование) и его интерпретация для

ответов на конкретные вопросы учителя или для обоснования своего суждения;

• приобщение к использованию знаково-символических средств представления

информации об изучаемых объектах (первые шаги на пути к умению

«сворачивать» результаты теоретической деятельности в схемы и «разворачивать»

их при необходимости);

• овладение направленным наблюдением над текстами (наблюдение по заранее

определенным параметрам, сравнение текстов, формирующее способность

выделения сходства и различия предметов и явлений;

• совершенствование планирования, осуществляемое детьми в процессе различных

видов групповой работы и создания собственных сочинений;

• контроль за результатами собственных действий и действий одноклассников (в

процессе оценки творческих работ — собственных и одноклассников;

• опыт соотнесения разных точек зрения на одни и те же явления, события,

проблемы, осознание необходимости находить обоснования и доказательства для

собственных суждений.





Используемая литература


  1. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение. М., 5 за знание, 2005

  2. Диагностика учебной успешности в начальной школе/ Под редакцией П.Г.Нежнова, И.Д.Фрумина, Б.И.Хасана, Б.Д.Эльконина. - М.: Открытый институт "Развивающее образование", 2009

  3. Журнал "Начальная школа" , 2008-2011 гг.

  4. Матвеева Е.И. Литературное чтение. Учебник, 2 класс. В 2-х частях: - М: Вита-Пресс, 2016

  5. Матвеева Е.И. Обучение литературному чтению.2 класс: Пособие для учителя. – М: Вита-Пресс, 2010

  6. Русские детские писатели XX века. Библиографический словарь. М.: Флинта-наука, 2001

Интернет-ресурсы:


  • http:www.Nachalka.com.

  • http:www.viku.rdf.ru.

  • http:www.rusedu.ru.

  • http://www.maro.newmail.ru

  • http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html

  • http://www.int-edu.ni

  • http://standart.edu.ru/map.aspx

  • standart.edu.ru/сatalod.



Календарно-тематическое планирование

литературное чтение Матвеева Е.Н.

2 класс (136 часов)


п/п

Кол-во часов

Тема урока

Планируемые результаты

Дата

Элементы содержания

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

По плану

По факту

Раздел I. Каким бывает слово? 20ч

1

Знакомство с учебником, его справочным аппаратом. Обращение автора к читателю.

Понятия: художественные произведения (рассказы, сказки, стихи), рассказчик, автор, читатель.


Регулятивные действия:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, принятия образца «хорошего ученика»;

-определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

- определять план выполнения заданий на уроках и во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

-учитывать правила в планировании и контроле способа решения под руководством учителя и самостоятельно.

-приобщение с помощью чтения к главным нравственным ценностям ,культуре человеческих взаимоотношений

- приобщение к отечественной и мировой культуре ,

-осознание себя как наследника и продолжателя российской национальной культуры

-осознание себя как существа , обладающего особым внутренним миром-миром мыслей, чувств, желаний, замыслов, оценок, как носителя определенной точки зрения на мир




1

Критерии синтагматического чтения (алгоритм чтения). Выделение ключевых слов в стихотворении. Поэтические послания А.С.Пушкина.

Осознанное восприятие, интерп­ретация текста, оценка его ха­рактера.

Ориентирование в нравственном содержании прочитанного. Харак­теристика героя стихотворения.



1

Слово в стихотворении. Тон стихотворения. Поэтические послания А.С.Пушкина.



1

Смысл и звучание слова. Определение ритмического рисунка в стихотворении.

А.А.Тарковский «Слово только оболочка…»



1

Роль слова в жизни, поучительность слова. Дж. Родари «Почему золото так дорого ценится?»

Картина жизни



1

Слово в пословице. Прямое и переносное значение слова. Пословицы о значении слова

в жизни человека.



1

Крылатые выражения (фразеологические обороты) Знакомство с фразеологическим словарём. В.В.Суслов «Как работает слово»



1

Определение темы рассказа. Е.А Пермяк «Волшебные краски».




1

Настроение рассказа. Выделение слов-признаков для описания. Е.А.Пермяк «Пастух и Скрипка»





1

Притча. Прямое и переносное значение слова в притче. В.В.Голявкин «Я пуговицу сам себе пришил».






1

Овладение способом чтения притчи. Иносказательность и поучительность притчевого слова. «Притча о талантах» По А.Меню.

Признаки осени





1

Слово в лирическом стихотворении. Критерии чтения поэтического произведения.

А.А.Ахматова «Тайны ремесла».



- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по заданным критериям и самостоятельно.

- оценивать правильность выполнения своих действий и действий одноклассников по заданному алгоритму.




1

Прямое и переносное значение слова. Диалог героев. Ф.К.Сологуб «Глаза».






1

Описание природы в прозе и поэзии. Образ, созданный автором, в рассказе, стихотворении. М,М.Пришвин «Летний дождь»

Позиции «Автор», «рассказчик», «картина жизни».





1

Составление чтецкой «партитуры» стихотворного текста В.В.Набоков «Дождь пролетел»






1

Оттенки звука и оттенки слова Описание предмета В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке» (отрывок)

Эмоции, точка зрения

Внутренний мир человека, его понимание, черты характера (воля и чувства).



Познавательные действия:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников по заданному алгоритму;





1

Способы передачи настроения героя Описание «ощущения »героя В.В.Лунин «Музыка»





1

Подведение итогов самостоятельного чтения по разделу «Читай, удивляйся, размышляй!» Выразительное чтение и (или) чтение наизусть произведений раздела


Ценить и принимать базовые ценности: добро, терпение, родина, природа.



1

Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении




1

Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении


Раздел 2 Волшебные превращения слова 22ч

«читатель-критик», «читатель -теоретик»




осознание себя как существа , обладающего особым внутренним миром-миром мыслей, чувств, желаний, замыслов, оценок, как носителя определенной точки зрения на мир



1

Слово в юмористическом стихотворении Диалог-спор героев, выбор лексических средств для передачи их настроения А.К.Дитрих «Говорила туча туче»




1

Интонация. Инсценирование стихотворения Э.Э.Мошковская «Косматая - косматая»






1

Слово и речь человека Критерии чтения юмористического стихотворения

Ю.Тимянский «Рассказ школьного портфеля»






1

Тон чтения Диалог героев Ю.Тувим «Словечки-калечки»






1

Сказка. Слово в речи героев русской народной сказки.







1

Чтение сказки по ролям Обучение пересказу «Заяц-хвастун» русская народная сказка







2

Басня. Поучительность и иносказательность слова в басне Чтение басни по ролям.

И.А.Крылов «Кукушка и Петух»







1

Смыслоразличительная роль ударения в слове. Смысловое и слоговое ударение.

И.М.Подгаецкая «Ударение».







1

Критерии выразительного чтения прозаического текста.

И.М.Подгаецкая «Ударение»

Зритель, актёр.






1

Словесное выражение главной мысли автора. Образ героя. Способы его создания

С.Чёрный «Воробей»

Игра- драматизация.


приобщение к отечественной и мировой культуре ,

-осознание себя как наследника и продолжателя российской национальной культуры

-осознание себя как существа ,



1

Слово и реакция человека на него. Обидное слово В.И.Белов «Как воробья ворона обидела»

Рассказчик – герой, рассказчик- повествователь.




1

Интонация. Настроение. Чтение стихотворения по ролям

Я.Л.Аким «Что говорят двери»





1

Перемена интонации при чтении по ролям. Н.Демыкина «Капризный день»






1

Составление «раскадровки» и создание мультфильма по событиям текста






1

Речевой этикет. О.Е.Григорьев «Гостеприимство»







1

Интонационное выражение характера и чувств героя. И.Шевчук «Подарок»







1

Речевой этикет О.И.Выготская «Мягкий знак»







1

Диалог в сказке Чтение по ролям Способ чтения реплик

Э.Э.Мошковская «Сказка про Твёрдый и Мягкий знаки»

Словарь настроений.



Ценить и принимать базовые ценности: добро, терпение, родина, природа.



1

Значение слова. Ошибки в речи. Дж Родари «Страна без ошибок».






1

Обучение пересказу притчи. Притча об Эзопе.

Сонное настроение





1

Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении






1

Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении


Раздел 3 Волшебники слова 14 ч








1

Авторское слово Сравнение как приём, создающий образ Дж Родари «Чем писать».







1

Иносказание. Пересказ притчи. Л.Н.Толстой «Веник».







1

Интонация. Ритм. И.Мазнин «Давайте дружить»

Критерии оценивания






1

Чтение стихотворения с разной интонацией Н.Н.Матвеева «Кораблик»







1

Рассказ, его характерные черты. Е.А.Пермяк «Как Маша стала большой»







1

Чтение диалога в рассказе. Способы передачи настроения Героев.

Э.Ю.Шим «Жук на ниточке»







1

Создание образа с помощью изобразительных средств языка.

В.С.Шефнер «Колыбельная»







1

Характер героя, его поступки и мотивы.

С.Г.Козлов «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды»







1

Сравнения. Выразительное чтение стихотворения. Г.М.Кружков «Утро -.весёлый маляр»







1

Рассказ – миниатюра. М.М.Пришвин «Слово - звезда»







1

Сравнение. Внутренний мир автора. Э.Ю.Шим «Цветной венок»







1

События в рассказе. В.И.Белов «Радуга».



Познавательные действия:

самостоятельно осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом ;

использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы для решения задач;

строить сообщения в устной и письменной форме по согласованному плану;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач и выделение рационального способа (из числа заданных);

отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, делить текст на части, коллективно составлять план, находить самостоятельно нужную информацию в учебнике;

сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу;

- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

приобщение к отечественной и мировой культуре ,

-осознание себя как наследника и продолжателя российской национальной культуры

-осознание себя как существа ,



1

События в рассказе. В.А.Бахревский «Хозяева лета».





1

Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении


Тема 2 Введение в мир сказочного слова





1

Знакомство с учебником. Обращение автора к читателю. Миниатюра, её чтение в соответствии с критериями выразительного чтения.

И.С.Соколов - Микитов «Звезда»





1

Тема текста. В.Д.Берестов «Недаром сказку любят дети»






1

Основной смысл текста. Интонация стихотворения. В.А.Черченко «Как рождается сказка?»






1

Чтение текста в соответствии с критериями выразительного Чтения.

Выставка книг-сказок. (Сборник, содержание)


Раздел 1 Слово в русской народной сказке 22 ч







1

Русская народная сказка. Устное народное творчество Особенности изображения героев в бытовой сказке. «Мужик и медведь».






1

Диалог героев Чтение сказки по ролям. Пересказ сказки «Мужик



и медведь»






1

Тема сказки. «Мороз, Солнце и Ветер»






1

Жизненная ситуация бытовой сказки «Мороз, Солнце и Ветер»



Ценить и принимать базовые ценности: добро, терпение, родина, природа.



1

Сопоставление поэтического текста и сказки на одну тему. Спор героев. Инсценировка сказки«Мороз, Солнце и Ветер»

Точка зрения




1

Сопоставление волшебной и бытовой сказки. «Приключение» главного героя

«Кулик»





1

Сказочное действие, время, пространство. Два мира волшебной сказки

«Кулик»






1

Язык волшебной сказки. Чтение сказки в соответствии с критериями выразительного чтения «Кулик»

Рассказчик -герой





1

Композиция волшебной сказки: присказка, зачин, концовка «Несмеяна - царевна»

Характер героя, точка зрения героя, рассказчика, автора





1

Герой в сказке. Герои-помощники. Герои-вредители.






1

Сказочные повторы. РНС «Несмеяна - царевна»






1

Пересказ сказки близко к тексту. Критерии устного рассказа «Несмеяна - царевна»






1

Композиция волшебной сказки «Кощей бессмертный»

Капризное настроение





1

Сопоставление построения сказок «Кощей бессмертный»



Ценить и принимать базовые ценности: добро, терпение, родина, природа.



1

Сказка о животных Главные герои сказки. Речь героев. «Журавль и цапля».

Интенсивность настроения




1

Основные части сказки. Повторы. Сопоставление построения сказок «Журавль и цапля»





1

Главные герои сказки. Характер героев. «Солдатская загадка»

Противоречивое настроение




1

Передача настроения и характера героя в его речи. «Солдатская загадка».






1

Чтение сказки по ролям. Инсценировка сказки «Солдатская загадка».






1

Урок - рефлексия: особенности русской народной сказки, её виды

Плавающая точка зрения





1

Чтение текста в соответствии с критериями выразительного Чтения.

Выставка книг-сказок. (Сборник, содержание)






1

Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении


Раздел 2 Притчевое слово в сказке 8 ч







1

Притча. Сказка-притча Обращение автора к читателю.






1

Скрытый смысл. Поучение в сказке-притче Ф.К.Сологуб «Сказки на грядке и сказки во дворце»






1

Скрытый смысл. Поучение в сказке-притче К.Д.Ушинский «Два плуга»







1

Сопоставление бытовой сказки и сказки- притчи. К.Д.Ушинский «Ветер и солнце»



Коммуникативные действия:

участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

-слушать и понимать речь других, высказывать свою точку зрения на события и поступки;

слушать и понимать речь других;

работать в паре и группе; формулировать собственное мнение и позицию в простых жизненных ситуациях;

оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач строить монологическое высказывание по заданному плану





1

Чтение произведения в соответствии с критериями выразительного

Чтения. Н.Г.Гарин - Михайловский «Знаем!»

героизм





1

Урок – рефлексия: что такое притча?






1

Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении

Героическое настроение





1

Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении


Раздел 3 Мир природы в авторских сказках 13 ч






1

Авторская литературная сказка Обращение автора к читателю






1

Герой авторской сказки. Интонация сказки. К.Д.Ушинский «Проказы старухи зимы»






1

Язык авторской сказки. Описание природы. Пересказ отрывка.

К.Д.Ушинский «Проказы старухи зимы»






1

Язык авторской сказки. Описание природы. И.С.Соколов - Микитов «Зимняя ночь»






1

Обучение пересказу текста описания. И.С.Соколов - Микитов «Зимняя ночь»



Осознание и выработка собственной жизненной позиции




1

Волшебные превращения в авторской сказке. Характер героя

Л.А.Чарская «Зимняя сказка»

Хвалебное настроение




1

Язык авторской сказки. Наблюдение за выразительными средствами языка (олицетворения, эпитеты - без названия терминов) Л.А.Чарская «Зимняя сказка»





1

Сказочные события Структура сказки О.О.Дриз «Как родилась Зима»





1

Чтение сказки по ролям О.О.Дриз «Как родилась Зима»






1

Урок-рефлексия: авторская сказка, русская народная сказка, сказка-притча






1

Раздел «Читай, удивляйся, размышляй!» Сравнение прочитанных

сказок, составление вопросов для литературной викторины по прочитанным сказкам






1

Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении






1

Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении


Раздел 4 Герой в авторских сказках о животных 9 ч






1

Авторская сказка о животных. Показ характера героя через

его речь. В.И.Даль «Ворона»






1

Структура сказки, схожесть её с народной В.И.Даль «Ворона»

Сердитое настроение





1

Чтение сказки по ролям В.И.Даль «Ворона»






1

Поучение в сказке о животных. Н.Д.Телешов «Покровитель мышей»






1

Подробный пересказ сказки, обсуждение критериев. Н.Д.Телешов «Покровитель мышей»

Радостное настроение






1

Герой в сказке о животных. Юмор в сказке. А.Н.Толстой «Картина»







1

Герой в сказке о животных. Юмор в сказке. Д.И.Хармс «Про собаку Бубу»




Ценить и принимать базовые ценности: добро, терпение, родина, природа.


Ценить и принимать базовые ценности



1

Урок-рефлексия: Образ сказочного героя в сказках о животных.






1

Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении


Раздел 5 Герой в авторских волшебных сказках 7 ч






1

Волшебные авторские сказки Герой сказки, его описание Н.К.Абрамцева «Чудеса, да и только!»

обсуждение





1

Экспозиция сказки Поучение в сказке Н.К.Абрамцева «Чудеса, да и только!»






1

Сочинение «Почему не надо выбрасывать старые сахарницы?» Критерии сочинения сказки.






1

Герой сказки. Речь героя. Т.И.Александрова «Кузька»






1

Пересказ эпизода сказки. Иллюстрирование сказки Т.И.Александрова «Кузька»







1

Библиотечный урок. Знакомство с зарубежными писателями сказочниками

Пословицы о трудолюбии


слушать и понимать речь других, высказывать свою точку зрения на события и поступки;

Ценить и принимать базовые ценности: добро, терпение, родина, природа.



1

Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении


Раздел 6 Поэтическая сказка 9 ч





1

Форма сказки: прозаическая, поэтическая С.Я.Маршак «Вчера и сегодня»





1

Образ главного героя, его речь С.Я.Маршак «Вчера и сегодня»





1

Чтение сказки по ролям Выбор отрывка для заучивания наизусть С.Я.Маршак «Вчера и сегодня»






1

Сравнение русской народной волшебной сказки и авторской по композиции П.П.Ершов «Конёк-горбунок»






1

Речь героя Разговорная речь(устаревшие слова и выражения) П.П.Ершов «Конёк-горбунок»




Осознание и выработка собственной жизненной позиции




1

Составление чтецкой «партитуры» Чтение по ролям П.П.Ершов «Конёк-горбунок»






1

Раздел «Читай, удивляйся, размышляй!» Пересказ сказки по выбору






1

Урок-рефлексия: виды сказок






1

Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении


Раздел 7. Когда рождается сказочник 8 ч







1

Замысел автора Герои сказки А.Черепанова «Бесконечная сказка»







1

Чтение сказки по фрагментам А.Черепанова «Бесконечная сказка»







1

Форма сказки Чтение сказки по фрагментам А.Черепанова «Бесконечная сказка»







1

Итоговый урок-рефлексия







1

Итоговый урок-рефлексия







1

Е.Матвеева «Я в сказочный мир возвращаюсь порой…»

Критерии оценивания






1

Библиотечный урок Определение содержания книги по её элементам

Знакомство с каталогом библиотеки







1

Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении