СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа литературное чтение 3 класс УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа литературное чтение 3 класс УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа литературное чтение 3 класс УМК "Школа России"»

22


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Новодраченинская средняя общеобразовательная школа»

Заринского района Алтайского края


«Согласовано»

ЗаЗ Заместитель директора по УВР МКОУ

СОШ _______ О.В.Доблер


«___»_______________2020г.

«Утверждено»

Директор МКОУ

_______ А.Е.Гавшин

Приказ № ______

от «__»_______________2020г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Литературное чтение» для 3 классаг

начального общего образования

на 2020/2021 учебный год



Составила

учитель начальных классов

Трушина Е. А.





с. Новодраченино

2020

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 3 класса составлена на основе:

- авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение» (Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы М.: Просвещение,2014);

- Положения о рабочей программе учебного предмета, курса.

На изучение учебного предмета в авторской программе отводится 136 ч ( 34 недели, 4 ч в неделю). В календарном учебном графике 35 недель, добавлено 4 резервных урока.


II.ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные

Учащиеся научатся:


  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;

  • с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине,

  • составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;

  • самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

  • собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);

  • составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;

  • принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  • формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока,

  • периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

  • читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);

  • составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой

  • (парой) план изучения темы урока;

  • выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии

  • оценивания результатов;

  • оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);

  • определять границы коллективного знания и незнания по

  • теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что

  • мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;

  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);

  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»); фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;

  • предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;

  • осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре; формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами; читать в соответствии с целью чтения (в темпе раз- говорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.); осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

  • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

  • выбирать наиболее эффективный вариант плана для до стижения результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;

  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;

  • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме? Что

  • я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей;

  • lфиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);

  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?», накопительной системы баллов);

  • фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений»; lзаписывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план действий по их устранению;

предлагать свои варианты позитивных установок или

  • способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.


Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллю-

страции, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произ-

ведения;

  • сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в за-

висимости от мотива;

  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;

  • самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;

  • понимать смысл русских народных и литературных сказок,

  • рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

  • предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;

  • определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

  • создавать высказывание (или доказательство своей точки

  • зрения) по теме урока из 7—8 предложений;

  • сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;

  • соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную

мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах;

  • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение;

  • находить в них сходства и различия; сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или

мультфильмом;

  • находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке

книг;

  • сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;

  • понимать смысл и значение создания летописей, былин,

  • житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;

  • предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;

  • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения),

  • осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

  • понимать цель своего высказывания;

  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;

  • участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

  • создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

  • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;

  • объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;

  • отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;

  • опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;

  • формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;

  • определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать

  • достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;

  • определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;

  • руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;

  • объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить при-

  • меры похожих ситуаций из литературных произведений;

  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);

  • готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);

  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

  • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хоте-

  • лось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;

  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

  • участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по про- читанному произведению;

  • создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

  • способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);

  • демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);

  • опредлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;

  • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы

  • рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

  • использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;

  • отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

  • определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;

  • определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;

  • оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;

  • искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

  • обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;

  • находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных

  • ситуаций;


  • находить различные источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;

  • представлять информацию разными способами;

  • самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;

  • использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;

  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.


Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразитель-

но, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между пред-

ложениями и частями текста;

  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;

  • понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

  • употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;

  • наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;

  • рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста;

  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;

  • самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

  • находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;

  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

  • Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия);

  • эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;

  • формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме;

  • делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

  • находить в произведениях средства художественной выразительности;

  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным тематическим каталогом в библиотеке;


  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

  • писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии прочитанным текстом — повествованием;

  • пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;

  • сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.

  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;

  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте;

  • осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;

  • находить в произведении средства художественной выразительности.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура

  • текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.


III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Содержание учебного предмета «Литературное чтение» в 3 классе полностью соответствует авторской программе.


п/п

Раздел программы

Количество часов

1

Самое великое чудо на свете

2

2

Устное народное творчество

14

3

Поэтическая тетрадь 1

11

4

Великие русские писатели

26

5

Поэтическая тетрадь 2

6

6

Литературные сказки

9

7

Были-небылицы

10

8

Поэтическая тетрадь 1

6

9

Люби живое

16

10

Поэтическая тетрадь 2

8

11

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

12

12

По страницам детских журналов

8

13

Зарубежная литература

8



Итого:

136 ч+4 резервных часа

























IV.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Наименование разделов, тем

Всего часов

Самое великое чудо на свете

2

1


Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

1

2

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника «Рукописные книги Древней Руси — настоящие произведения искусства». Первопечатник Иван Фёдоров. Фотографии, рисунки, текст — объекты для получения необходимой информации. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Фёдорове. Оценка достижений

1

Устное народное творчество

14

3

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

4

Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Шуточные народные песни.

1

5

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.

1

6

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

1

7

Русская народна сказка. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

1

8

Русская народная сказка. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

1

9

Русская народная сказка. «Иван-царевич и серый волк».

1

10

Русские народные сказка. «Иван-царевич и серый волк».

1

11

Русская народная сказка. «Иван-царевич и серый волк».

1

12

Русская народная сказка. «Сивка- Бурка». Особенности волшебной сказки. Деление текста на части.

1

13

«Сивка- Бурка». Составление плана сказки. Характеристика героев сказки.

1

14

«Сивка- Бурка». Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Билибина. Сравнение художественного текста и произведения живописи.

1

15

Проект «Сочиняем вместе волшебную сказку», «Дополняем литературную сказку своими историями».

1

16

Оценка достижений

1

Поэтическая тетрадь 1

11

17

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Научно-популярная статья «Как научиться читать стихи» Я. Смоленского.

1

18

Русские поэты XIX—XX вв. Ф. Тютчев. «Весенняя гроза».

1

19

Русские поэты XIX—XX вв. Ф. Тютчев. «Листья». Звукопись, её художественно-выразительное значение.

1

20

Олицетворение — средство художественной выразительности. Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».

1

21

А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». Картины природы. Эпитеты —слова, рисующие картины природы. Выразительное чтение стихотворения.

1

22

И. И. Никитин «Полно, степь моя…»

1

23

И. И. Никитин «Встреча зимы». Заголовок стихотворения. Подвижные картины природы.

1

24

Олицетворение как приём создания картины природы. Подготовка сценария утренника «Первый снег».

1

25

И. Суриков. «Детство»

1

26

И. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении

1

27

Оценка достижений

1

Великие русские писатели

26

28

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. Пушкина».

1

29

А. С. Пушкин. Лирические стихотворения «Уж небо осенью дышало…», «За весной, красой природы…» , «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…» Настроение стихотворения.

1

30

А.С. Пушкин «Зимнее утро». Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение .

1

31

А.С. Пушкин «Зимний вечер». Звукопись, её выразительное значение. Приём контраста как средство создания картин.

1

32

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Тема сказки. События сказочного текста.

1

33

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки

1

34

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки А. С. Пушкина.

1

35

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Рисунки И. Билибина к сказке . Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение.

1

36

И. Крылов. Подготовка сообщения о И. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. Скульптурный портрет И. Крылову.

1

37

Басни И. Крылова «Мартышка и очки». Мораль басен. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков.

1

38

Басни И. Крылова. «Зеркало и обезьяна». Мораль басен. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков.

1

39

Басни И. Крылова. «Ворона и лисица». Мораль басен. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков

1

40

Басни И. Крылова. Инсценирование басни.

1

41

М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.

1

42

М.Ю. Лермонтов. Лирические стихотворения. «Горные вершины спят во тьме ночной….», «На севере диком стоит одиноко…» Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи.

1

43

М.Ю. Лермонтов. Лирические стихотворения. «Утёс», «Осень». Настроение стихотворения. Подбор

музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи.

1

44

Л. Толстой. Детство Л. Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя.

1

45

Рассказы Л. Толстого. «Акула». Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана.

1

46

Рассказы Л. Толстого. «Акула». Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана.

1

47

Рассказы Л. Толстого. Прыжок». Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана.

1

48

Рассказы Л. Толстого. Прыжок». Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана.

1

49

Рассказы Л. Толстого. «Лев и собачка». Сравнение рас сказов (тема, главная мысль, события, герои).

1

50

Л.Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве?» Рассказ-описание. Особенности прозаического и лирического текстов. Средства художественной выразительности в прозаическом тексте.

1

51

Л.Н. Толстой «Куда девается вода из моря?» Текст – рассуждение .

1

52

Л.Н. Толстой. Сравнение текста – рассуждения и текста-описания.

1

53

Оценка достижений

1

Поэтическая тетрадь 2

6

54

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Н. Некрасов. Стихотворения о природе «Славная осень». Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности.

1

55

Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором…» Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности.

1

56

Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы». Авторское отношение к герою. Выразительное чтение стихотворений.

1

57

К. Бальмонт. «Золотое слово». Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин.

1

58

И. Бунин. «Густой зелёный ельник у дороги…», «Детство», «Полевые цветы».Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин.

1

59

Оценка достижений

1

Литературные сказки

9

60

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки». Присказка.

1

61

Д.Н. Мамин-Сибиряк. « Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки.

1

62

Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост» ..Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки.

1

63

В. Гаршин. «Лягушка-путешественница». Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки.

1

64

В. Гаршин. «Лягушка-путешественница». Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки.

1

65

В. Одоевский. «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок.

1

66

В. Одоевский. «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок.

1

67

В. Одоевский. «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки.

1

68

Оценка достижений

1

Были-небылицы

10

69

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. М. Горький. « Случай с Евсейкой».

1

70

М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения — основной приём описания подводного царства. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки.


1

71

М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения — основной приём описания подводного царства. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки.


1

72

К. Паустовский. «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения.

1

73

К. Паустовский. «Растрёпанный воробей». Герои произведения. Характеристика героев.

1

74

К. Паустовский. «Растрёпанный воробей». Герои произведения. Характеристика героев.

1

75

А. Куприн. «Слон». Основные события произведения.

1

76

А. Куприн. «Слон». Основные события произведения.

1

77

А. Куприн. «Слон». Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ.

1

78

Оценка достижений.

1

Поэтическая тетрадь 1

6

79

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Саша Чёрный. Стихи о животных.

«Что ты тискаешь утёнка?»

1

80

Саша Чёрный. «Воробей», «Слон». Стихи о животных. Средства художественной выразительности. Авторское отношение к изображаемому. .

1

81

А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона», Картины зимних забав. Средства художественной выразительности для создания образа.

1

82

Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему.

1

83

С. Есенин. « Черёмуха». Выразительное чтение стихотворения. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи.

1

84

Оценка достижений.

1

Люби живое

16

85

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. М. Пришвин. «Моя Родина». Заголовок — «входная дверь» в текст.

1

86

Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста.

1

87

И. Соколов-Микитов. «Листопадничек». Почему произведение так называется? Определение жанра произведения.

1

88

Листопадничек — главный герой произведения. Рассказ о герое. Творческий пересказ: дополнение содержания текста.


1

89

В. Белов. «Малька провинилась».

1

90

«Ещё про Мальку». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа.

1

91

В. Бианки. «Мышонок Пик».

1

92

В. Бианки. «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав.

1

93

В. Бианки. «Мышонок Пик». Рассказ о герое произведения.

1

94

Б. Житков. «Про обезьянку». Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ.

1

95

Б. Житков. «Про обезьянку». Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ.

1

96

Б. Житков. «Про обезьянку». Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ.


1

97

В. Астафьев. «Капалуха». Герои произведения.

1

98

В. Драгунский. «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа.

1

99

В. Драгунский. «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа.

1

100

Оценка достижений.

1

Поэтическая тетрадь 2

8

101

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

102

С. Маршак. «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…». Заголовок стихотворения. Выразительное чтение.

1

103

А. Барто. «Разлука» Выразительное чтение.

1

104

А. Барто. «В театре». Выразительное чтение.

1

105

С. Михалков. «Если». Выразительное чтение.

1

106

Е. Благинина. «Кукушка», «Котёнок». Выразительное чтение.

1

107

Проект «Праздник поэзии».

1

108

Оценка достижений.

1

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

12

109

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. Шергин. «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. Соотнесение пословицы и содержания произведения.

1

110

А. Платонов. «Цветок на земле». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям.

1

111

А. Платонов. «Цветок на земле». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям.

1

112

А. Платонов. «Ещё мама». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям.

1

113

М. Зощенко. «Золотые слова». Смысл названия рассказа. Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка событий.

1

114

М. Зощенко. «Золотые слова». Смысл названия рассказа. Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка событий.

1

115

М. Зощенко. «Великие путешественники». Смысл названия рассказа. Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка событий.

1

116

М. Зощенко. «Великие путешественники». Смысл названия рассказа. Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка событий.

1

117

Н. Носов. «Федина задача». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка.

1

118

Н. Носов «Телефон». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка.

1

119

Сборник юмористических рассказов Н. Носова.

1

120

Оценка достижений.

1

По страницам детских журналов

8

121

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. «Мурзилка» и «Весёлые картинки» — самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей.

1

122

Ю. Ермолаев. «Проговорился». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ.

1

123

Ю. Ермолаев. «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ.

1

124

Г. Остер. «Вредные советы».

1

125

Г. Остер. «Как получаются легенды».

1

126

Создание собственного сборника добрых советов. Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи.

1

127

Р. Сеф. «Весёлые стихи». Выразительное чтение.

1

128

Оценка достижений.

1

Зарубежная литература

8

129

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ.

1

130

Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ.

1

131


Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки.

1

132

Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки.

1

133

Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки.

1

134

Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». Создание рисунков к сказке.

1

135

Подготовка сообщения о великом сказочнике.

1

136

Оценка достижений.

1

137-140

Резервные уроки.

4






Лист корректировки рабочей программы

№ п/п

Класс

Учитель

Дата и тема по рабочей учебной программе

Дата и тема с учетом корректировки

Причина корректировки

Форма корректировки

Согласование с курирующим заместителем директора