22
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новодраченинская средняя общеобразовательная школа»
Заринского района Алтайского края
«Согласовано» ЗаЗ Заместитель директора по УВР МКОУ СОШ _______ О.В.Доблер «___»_______________2020г. | «Утверждено» Директор МКОУ _______ А.Е.Гавшин Приказ № ______ от «__»_______________2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литературное чтение» для 3 классаг
начального общего образования
на 2020/2021 учебный год
Составила
учитель начальных классов
Трушина Е. А.
с. Новодраченино
2020
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 3 класса составлена на основе:
- авторской программы
Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение» (Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы М.: Просвещение,2014);
- Положения о рабочей программе учебного предмета, курса.
На изучение учебного предмета в авторской программе отводится 136 ч ( 34 недели, 4 ч в неделю). В календарном учебном графике 35 недель, добавлено 4 резервных урока.
II.ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
Учащиеся научатся:
понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине,
составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока,
периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой
(парой) план изучения темы урока;
выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии
оценивания результатов;
оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
определять границы коллективного знания и незнания по
теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что
мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»); фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Учащиеся получат возможность научиться:
формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре; формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами; читать в соответствии с целью чтения (в темпе раз- говорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.); осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
выбирать наиболее эффективный вариант плана для до стижения результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме? Что
я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей;
lфиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений»; lзаписывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план действий по их устранению;
предлагать свои варианты позитивных установок или
способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллю-
страции, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произ-
ведения;
сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в за-
висимости от мотива;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
понимать смысл русских народных и литературных сказок,
рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
создавать высказывание (или доказательство своей точки
зрения) по теме урока из 7—8 предложений;
сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.
Учащиеся получат возможность научиться:
находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную
мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах;
сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение;
находить в них сходства и различия; сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или
мультфильмом;
находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке
книг;
сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
понимать смысл и значение создания летописей, былин,
житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения),
осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
понимать цель своего высказывания;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать
достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить при-
меры похожих ситуаций из литературных произведений;
находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Учащиеся получат возможность научиться:
высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хоте-
лось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по про- читанному произведению;
создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
опредлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы
рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных
ситуаций;
находить различные источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
представлять информацию разными способами;
самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразитель-
но, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между пред-
ложениями и частями текста;
осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;
понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;
пользоваться элементарными приёмами анализа текста;
составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;
самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия);
эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;
формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме;
делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
находить в произведениях средства художественной выразительности;
готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным тематическим каталогом в библиотеке;
пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии прочитанным текстом — повествованием;
пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;
сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
Учащиеся получат возможность научиться:
составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.
писать отзыв на прочитанную книгу.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте;
осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;
находить в произведении средства художественной выразительности.
Учащиеся получат возможность научиться:
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура
текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» в 3 классе полностью соответствует авторской программе.
№п/п | Раздел программы | Количество часов |
1 | Самое великое чудо на свете | 2 |
2 | Устное народное творчество | 14 |
3 | Поэтическая тетрадь 1 | 11 |
4 | Великие русские писатели | 26 |
5 | Поэтическая тетрадь 2 | 6 |
6 | Литературные сказки | 9 |
7 | Были-небылицы | 10 |
8 | Поэтическая тетрадь 1 | 6 |
9 | Люби живое | 16 |
10 | Поэтическая тетрадь 2 | 8 |
11 | Собирай по ягодке – наберёшь кузовок | 12 |
12 | По страницам детских журналов | 8 |
13 | Зарубежная литература | 8 |
| Итого: | 136 ч+4 резервных часа |
IV.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ | Наименование разделов, тем | Всего часов |
Самое великое чудо на свете | 2 |
1 | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. | 1 |
2 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника «Рукописные книги Древней Руси — настоящие произведения искусства». Первопечатник Иван Фёдоров. Фотографии, рисунки, текст — объекты для получения необходимой информации. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Фёдорове. Оценка достижений | 1 |
Устное народное творчество | 14 |
3 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1 |
4 | Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. | 1 |
5 | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | 1 |
6 | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | 1 |
7 | Русская народна сказка. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | 1 |
8 | Русская народная сказка. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | 1 |
9 | Русская народная сказка. «Иван-царевич и серый волк». | 1 |
10 | Русские народные сказка. «Иван-царевич и серый волк». | 1 |
11 | Русская народная сказка. «Иван-царевич и серый волк». | 1 |
12 | Русская народная сказка. «Сивка- Бурка». Особенности волшебной сказки. Деление текста на части. | 1 |
13 | «Сивка- Бурка». Составление плана сказки. Характеристика героев сказки. | 1 |
14 | «Сивка- Бурка». Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Билибина. Сравнение художественного текста и произведения живописи. | 1 |
15 | Проект «Сочиняем вместе волшебную сказку», «Дополняем литературную сказку своими историями». | 1 |
16 | Оценка достижений | 1 |
Поэтическая тетрадь 1 | 11 |
17 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Научно-популярная статья «Как научиться читать стихи» Я. Смоленского. | 1 |
18 | Русские поэты XIX—XX вв. Ф. Тютчев. «Весенняя гроза». | 1 |
19 | Русские поэты XIX—XX вв. Ф. Тютчев. «Листья». Звукопись, её художественно-выразительное значение. | 1 |
20 | Олицетворение — средство художественной выразительности. Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья». | 1 |
21 | А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». Картины природы. Эпитеты —слова, рисующие картины природы. Выразительное чтение стихотворения. | 1 |
22 | И. И. Никитин «Полно, степь моя…» | 1 |
23 | И. И. Никитин «Встреча зимы». Заголовок стихотворения. Подвижные картины природы. | 1 |
24 | Олицетворение как приём создания картины природы. Подготовка сценария утренника «Первый снег». | 1 |
25 | И. Суриков. «Детство» | 1 |
26 | И. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении | 1 |
27 | Оценка достижений | 1 |
Великие русские писатели | 26 |
28 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. Пушкина». | 1 |
29 | А. С. Пушкин. Лирические стихотворения «Уж небо осенью дышало…», «За весной, красой природы…» , «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…» Настроение стихотворения. | 1 |
30 | А.С. Пушкин «Зимнее утро». Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение . | 1 |
31 | А.С. Пушкин «Зимний вечер». Звукопись, её выразительное значение. Приём контраста как средство создания картин. | 1 |
32 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Тема сказки. События сказочного текста. | 1 |
33 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки | 1 |
34 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки А. С. Пушкина. | 1 |
35 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Рисунки И. Билибина к сказке . Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение. | 1 |
36 | И. Крылов. Подготовка сообщения о И. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. Скульптурный портрет И. Крылову. | 1 |
37 | Басни И. Крылова «Мартышка и очки». Мораль басен. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. | 1 |
38 | Басни И. Крылова. «Зеркало и обезьяна». Мораль басен. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. | 1 |
39 | Басни И. Крылова. «Ворона и лисица». Мораль басен. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков | 1 |
40 | Басни И. Крылова. Инсценирование басни. | 1 |
41 | М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | 1 |
42 | М.Ю. Лермонтов. Лирические стихотворения. «Горные вершины спят во тьме ночной….», «На севере диком стоит одиноко…» Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи. | 1 |
43 | М.Ю. Лермонтов. Лирические стихотворения. «Утёс», «Осень». Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи. | 1 |
44 | Л. Толстой. Детство Л. Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. | 1 |
45 | Рассказы Л. Толстого. «Акула». Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. | 1 |
46 | Рассказы Л. Толстого. «Акула». Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. | 1 |
47 | Рассказы Л. Толстого. Прыжок». Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. | 1 |
48 | Рассказы Л. Толстого. Прыжок». Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. | 1 |
49 | Рассказы Л. Толстого. «Лев и собачка». Сравнение рас сказов (тема, главная мысль, события, герои). | 1 |
50 | Л.Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве?» Рассказ-описание. Особенности прозаического и лирического текстов. Средства художественной выразительности в прозаическом тексте. | 1 |
51 | Л.Н. Толстой «Куда девается вода из моря?» Текст – рассуждение . | 1 |
52 | Л.Н. Толстой. Сравнение текста – рассуждения и текста-описания. | 1 |
53 | Оценка достижений | 1 |
Поэтическая тетрадь 2 | 6 |
54 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Н. Некрасов. Стихотворения о природе «Славная осень». Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности. | 1 |
55 | Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором…» Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности. | 1 |
56 | Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы». Авторское отношение к герою. Выразительное чтение стихотворений. | 1 |
57 | К. Бальмонт. «Золотое слово». Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин. | 1 |
58 | И. Бунин. «Густой зелёный ельник у дороги…», «Детство», «Полевые цветы».Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин. | 1 |
59 | Оценка достижений | 1 |
Литературные сказки | 9 |
60 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки». Присказка. | 1 |
61 | Д.Н. Мамин-Сибиряк. « Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки. | 1 |
62 | Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост» ..Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки. | 1 |
63 | В. Гаршин. «Лягушка-путешественница». Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки. | 1 |
64 | В. Гаршин. «Лягушка-путешественница». Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки. | 1 |
65 | В. Одоевский. «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. | 1 |
66 | В. Одоевский. «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. | 1 |
67 | В. Одоевский. «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки. | 1 |
68 | Оценка достижений | 1 |
Были-небылицы | 10 |
69 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. М. Горький. « Случай с Евсейкой». | 1 |
70 | М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения — основной приём описания подводного царства. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. | 1 |
71 | М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения — основной приём описания подводного царства. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. | 1 |
72 | К. Паустовский. «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения. | 1 |
73 | К. Паустовский. «Растрёпанный воробей». Герои произведения. Характеристика героев. | 1 |
74 | К. Паустовский. «Растрёпанный воробей». Герои произведения. Характеристика героев. | 1 |
75 | А. Куприн. «Слон». Основные события произведения. | 1 |
76 | А. Куприн. «Слон». Основные события произведения. | 1 |
77 | А. Куприн. «Слон». Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ. | 1 |
78 | Оценка достижений. | 1 |
Поэтическая тетрадь 1 | 6 |
79 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Саша Чёрный. Стихи о животных. «Что ты тискаешь утёнка?» | 1 |
80 | Саша Чёрный. «Воробей», «Слон». Стихи о животных. Средства художественной выразительности. Авторское отношение к изображаемому. . | 1 |
81 | А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона», Картины зимних забав. Средства художественной выразительности для создания образа. | 1 |
82 | Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему. | 1 |
83 | С. Есенин. « Черёмуха». Выразительное чтение стихотворения. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи. | 1 |
84 | Оценка достижений. | 1 |
Люби живое | 16 |
85 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. М. Пришвин. «Моя Родина». Заголовок — «входная дверь» в текст. | 1 |
86 | Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста. | 1 |
87 | И. Соколов-Микитов. «Листопадничек». Почему произведение так называется? Определение жанра произведения. | 1 |
88 | Листопадничек — главный герой произведения. Рассказ о герое. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. | 1 |
89 | В. Белов. «Малька провинилась». | 1 |
90 | «Ещё про Мальку». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа. | 1 |
91 | В. Бианки. «Мышонок Пик». | 1 |
92 | В. Бианки. «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. | 1 |
93 | В. Бианки. «Мышонок Пик». Рассказ о герое произведения. | 1 |
94 | Б. Житков. «Про обезьянку». Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ. | 1 |
95 | Б. Житков. «Про обезьянку». Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ. | 1 |
96 | Б. Житков. «Про обезьянку». Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ. | 1 |
97 | В. Астафьев. «Капалуха». Герои произведения. | 1 |
98 | В. Драгунский. «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа. | 1 |
99 | В. Драгунский. «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа. | 1 |
100 | Оценка достижений. | 1 |
Поэтическая тетрадь 2 | 8 |
101 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1 |
102 | С. Маршак. «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…». Заголовок стихотворения. Выразительное чтение. | 1 |
103 | А. Барто. «Разлука» Выразительное чтение. | 1 |
104 | А. Барто. «В театре». Выразительное чтение. | 1 |
105 | С. Михалков. «Если». Выразительное чтение. | 1 |
106 | Е. Благинина. «Кукушка», «Котёнок». Выразительное чтение. | 1 |
107 | Проект «Праздник поэзии». | 1 |
108 | Оценка достижений. | 1 |
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок | 12 |
109 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. Шергин. «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. Соотнесение пословицы и содержания произведения. | 1 |
110 | А. Платонов. «Цветок на земле». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям. | 1 |
111 | А. Платонов. «Цветок на земле». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям. | 1 |
112 | А. Платонов. «Ещё мама». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям. | 1 |
113 | М. Зощенко. «Золотые слова». Смысл названия рассказа. Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка событий. | 1 |
114 | М. Зощенко. «Золотые слова». Смысл названия рассказа. Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка событий. | 1 |
115 | М. Зощенко. «Великие путешественники». Смысл названия рассказа. Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка событий. | 1 |
116 | М. Зощенко. «Великие путешественники». Смысл названия рассказа. Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка событий. | 1 |
117 | Н. Носов. «Федина задача». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. | 1 |
118 | Н. Носов «Телефон». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. | 1 |
119 | Сборник юмористических рассказов Н. Носова. | 1 |
120 | Оценка достижений. | 1 |
По страницам детских журналов | 8 |
121 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. «Мурзилка» и «Весёлые картинки» — самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей. | 1 |
122 | Ю. Ермолаев. «Проговорился». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ. | 1 |
123 | Ю. Ермолаев. «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ. | 1 |
124 | Г. Остер. «Вредные советы». | 1 |
125 | Г. Остер. «Как получаются легенды». | 1 |
126 | Создание собственного сборника добрых советов. Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи. | 1 |
127 | Р. Сеф. «Весёлые стихи». Выразительное чтение. | 1 |
128 | Оценка достижений. | 1 |
Зарубежная литература | 8 |
129 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ. | 1 |
130 | Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ. | 1 |
131 | Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. | 1 |
132 | Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. | 1 |
133 | Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. | 1 |
134 | Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». Создание рисунков к сказке. | 1 |
135 | Подготовка сообщения о великом сказочнике. | 1 |
136 | Оценка достижений. | 1 |
137-140 | Резервные уроки. | 4 |
Лист корректировки рабочей программы
№ п/п | Класс | Учитель | Дата и тема по рабочей учебной программе | Дата и тема с учетом корректировки | Причина корректировки | Форма корректировки | Согласование с курирующим заместителем директора |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |