Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зарянская школа»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения Протокол №____________ от «_____»_______ 2022 г. Председатель МО А.В.Котляр/____________/ | | ПРОВЕРЕНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ________ И. С. Ченгалова «______»_______ 2022 г. | | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Зарянская школа» ____________ В. Д. Цололо «_____»__________ 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета (курса) «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» уровень реализации рабочей программы (нужное подчеркнуть): базовый, расширенный, углубленный, профильный для 3 класса Количество часов по учебному плану: 102 в год; 3 в неделю. Составлена в соответствии с программой (название и авторы программы): Основная образовательная программа начального общего образования (Утверждена Приказом Министерства образования Донецкой Народной Республики от 15.07.2022 №571) Учебник: Литературное чтение 3 класс. Учебник в 2-х частях. Автор-составитель: Л.Ф. Климанова и др.– 13-е изд., стер. –Москва: Просвещение, 2022. – (Школа России). Учитель: Голосняк Ольга Сергеевна 2022-2023 уч. год с. Заря |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ГОС НОО)1, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания.
«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета «Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и решением следующих задач:
формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;
достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;
первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;
овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).
Рабочая программа представляет возможный вариант распределения предметного содержания по годам обучения с характеристикой планируемых результатов, отражает примерную последовательность изучения тем/разделов, содержит рекомендации по объёму учебного времени с выделением резервных часов, позволяющие учитывать индивидуальные потребности и способности обучающихся и организовывать дифференцированный подход, а также предоставляет возможности для реализации различных методических подходов к преподаванию учебного предмета «Литературное чтение» при условии сохранения обязательной части содержания курса.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями детской литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе.
Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности младшего школьника, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начальной школы.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в основной школе.
Освоение программы по предмету «Литературное чтение» в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте»2 (180 ч: 100 ч предмета «Русский язык» и 80 ч предмета «Литературное чтение»). После периода обучения грамоте начинается раздельное изучение предметов «Русский язык» и «Литературное чтение», на курс «Литературное чтение» в 1 классе отводится не менее 10 учебных недель (40 часов), во 2—4 классах — по 136 ч (4 ч в неделю в каждом классе).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
3 КЛАСС
О Родине и её истории. Любовь к Родине и её история — важные темы произведений литературы (произведения одного-двух авторов по выбору). Чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и настоящему своей страны и родного края — главные идеи, нравственные ценности, выраженные в произведениях о Родине. Образ Родины в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХГХ и ХХ веков. Осознание нравственно-этических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за красоту и величие своей Отчизны. Роль и особенности заголовка произведения. Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине. Использование средств выразительности при чтении вслух: интонация, темп, ритм, логические ударения.
Фольклор (устное народное творчество). Круг чтения: малые жанры фольклора (пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, по выбору). Знакомство с видами загадок. Пословицы народов России (значение, характеристика, нравственная основа). Книги и словари, созданные В. И. Далем. Активный словарь устной речи: использование образных слов, пословиц и поговорок, крылатых выражений. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России.
Фольклорная сказка как отражение общечеловеческих ценностей и нравственных правил. Виды сказок (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: построение (композиция), язык (лексика). Характеристика героя, волшебные помощники, иллюстрация как отражение сюжета волшебной сказки (например, картины В. М. Васнецова, иллюстрации Ю. А. Васнецова, И. Я. Билибина, В. М. Конашевич). Отражение в сказках народного быта и культуры. Составление плана сказки.
Круг чтения: народная песня. Чувства, которые рождают песни, темы песен. Описание картин природы как способ рассказать в песне о родной земле. Былина как народный песенный сказ о важном историческом событии. Фольклорные особенности жанра былин: язык (напевность исполнения, выразительность), характеристика главного героя (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Характеристика былин как героического песенного сказа, их особенности (тема, язык). Язык былин, устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Репродукции картин как иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения.
Творчество А. С. Пушкина. А. С. Пушкин — великий русский поэт. Лирические произведения А. С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм. Литературные сказки А.С. Пушкина в стихах (по выбору, например, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»). Нравственный смысл произведения, структура сказочного текста, особенности сюжета, приём повтора как основа изменения сюжета. Связь пушкинских сказок с фольклорными. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. И. Я. Билибин — иллюстратор сказок А.С. Пушкина.
Творчество И. А. Крылова. Басня — произведение-поучение, которое помогает увидеть свои и чужие недостатки. Иносказание в баснях. И. А. Крылов — великий русский баснописец. Басни И. А. Крылова (не менее двух): назначение, темы и герои, особенности языка. Явная и скрытая мораль басен. Использование крылатых выражений в речи.
Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ—ХХ веков. Лирические произведения как способ передачи чувств людей, автора. Картины природы в произведениях поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): Ф. И. Тютчева, А.А. Фета, М. Ю. Лермонтова, А. Н. Майкова, Н. А. Некрасова, А. А. Блока, С.А. Есенина, К. Д. Бальмонта, И. А. Бунина, А. П. Чехова, К. Г. Паустовского и др. Чувства, вызываемые лирическими произведениями. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения. Звукопись, её выразительное значение. Олицетворение как одно из средств выразительности лирического произведения. Живописные полотна как иллюстрация к лирическому произведению: пейзаж. Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании (эпитеты, сравнения, олицетворения), в изобразительном искусстве (цвет, композиция), в произведениях музыкального искусства (тон, темп, мелодия).
Творчество Л. Н. Толстого. Жанровое многообразие произведений Л. Н. Толстого: сказки, рассказы, басни, быль (не менее трёх произведений). Рассказ как повествование: связь содержания с реальным событием. Структурные части произведения (композиция): начало, завязка действия, кульминация, развязка. Эпизод как часть рассказа. Различные виды планов. Сюжет рассказа: основные события, главные герои, действующие лица, различение рассказчика и автора произведения. Художественные особенности текста-описания, текста-рассуждения.
Литературная сказка. Литературная сказка русских писателей (не менее двух). Круг чтения: произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, В. Ф. Одоевского, В. М. Гаршина, М. Горького, И. С. Соколова-Микитова, Г. А. Скребицкого и др. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Составление аннотации.
Произведения о взаимоотношениях человека и животных. Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь. Круг чтения (по выбору, не менее четырёх авторов): произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, К.Г.Паустовского, М. М. Пришвина, С. В. Образцова, В. Л. Дурова, Б. С. Житкова. Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера).
Произведения о детях. Дети — герои произведений: раскрытие тем «Разные детские судьбы», «Дети на войне». Отличие автора от героя и рассказчика. Герой художественного произведения: время и место проживания, особенности внешнего вида и характера. Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне (произведения по выбору двух-трёх авторов). Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных качеств, проявляющихся в военное время.
Юмористические произведения. Комичность как основа сюжета. Герой юмористического произведения. Средства выразительности текста юмористического содержания: преувеличение. Авторы юмористических рассказов (не менее двух произведений): М. М. Зощенко, Н. Н. Носов, В. В. Голявкин и др.
Зарубежная литература. Круг чтения (произведения двух-трёх авторов по выбору): литературные сказки Ш. Перро, Х.К. Андерсена, Ц. Топелиуса, Р. Киплинга, Дж. Родари, С. Лагерлёф. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Рассказы о животных зарубежных писателей. Известные переводчики зарубежной литературы: С.Я. Маршак, К. И. Чуковский, Б. В. Заходер.
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Ценность чтения художественной литературы и фольклора, осознание важности читательской деятельности. Использование с учётом учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации). Правила юного читателя. Книга как особый вид искусства. Общее представление о первых книгах на Руси, знакомство с рукописными книгами.
Изучение содержания учебного предмета «Литературное чтение» в третьем классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий.
Познавательные универсальные учебные действия:
читать доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения (без отметочного оценивания);
различать сказочные и реалистические, лирические и эпические, народные и авторские произведения;
анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, делить текст на части, озаглавливать их, находить в тексте заданный эпизод, определять композицию произведения, характеризовать героя;
конструировать план текста, дополнять и восстанавливать нарушенную последовательность;
сравнивать произведения, относящиеся к одной теме, но разным жанрам; произведения одного жанра, но разной тематики;
исследовать текст: находить описания в произведениях разных жанров (портрет, пейзаж, интерьер).
Работа с информацией:
сравнивать информацию словесную (текст), графическую/ изобразительную (иллюстрация), звуковую (музыкальное произведение);
подбирать иллюстрации к тексту, соотносить произведения литературы и изобразительного искусства по тематике, настроению, средствам выразительности;
выбирать книгу в библиотеке в соответствии с учебной задачей; составлять аннотацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения;
формулировать вопросы по основным событиям текста;
пересказывать текст (подробно, выборочно, с изменением лица);
выразительно исполнять стихотворное произведение, создавая соответствующее настроение;
сочинять простые истории (сказки, рассказы) по аналогии.
Регулятивные универсальные учебные действия:
принимать цель чтения, удерживать её в памяти, использовать в зависимости от учебной задачи вид чтения, контролировать реализацию поставленной задачи чтения;
оценивать качество своего восприятия текста на слух;
выполнять действия контроля/самоконтроля и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия.
Совместная деятельность:
участвовать в совместной деятельности: выполнять роли лидера, подчинённого, соблюдать равноправие и дружелюбие;
в коллективной театрализованной деятельности читать по ролям, инсценировать / драматизировать несложные произведения фольклора и художественной литературы; выбирать роль, договариваться о манере её исполнения в соответствии с общим замыслом;
осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при выполнении своей части работы, оценивать свой вклад в общее дело.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, Донецкой Народной Республике, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, Донецкой Народной Республики, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России, Донецкой Народной Республики;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетическое воспитание:
проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах
художественной деятельности;
приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
3 КЛАСС
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и художественной литературы, находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания);
читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;
различать художественные произведения и познавательные тексты;
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;
различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему
и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный);
характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту);
отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные литературные понятия;
пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;
при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики учебного и художественного текстов;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию произведения (не менее 8 предложений), корректировать собственный письменный текст;
составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного произведения;
использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);
выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
использовать справочные издания, в том числе верифицированные электронные ресурсы, включённые в республиканский перечень.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов (на тему) | В том числе на: | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Практические работы | Контрольные работы |
| Вводный урок по курсу литературного чтения | 1 | | - | |
| Устное народное творчество | 12 | | 1 | |
| Поэтическая тетрадь 1 | 9 | | 1 | |
| Великие русские поэты | 24 | | 1 | |
| Литературные сказки. | 7 | | - | |
| Были-небылицы. | 10 | | 1 | |
| Поэтическая тетрадь 2 | 6 | | - | |
| Люби все живое | 13 | | 1 | |
| Поэтическая тетрадь 3 | 8 | | - | |
| Собирай по ягодке-наберешь кузовок. | 8 | | 1 | |
| Зарубежная литература | 4 | | 1 | |
| Итого: | 102 | 95 | 7 | |
Поурочное планирование
№ | Тема урока | Количество часов | В том числе на: | Дата изучения |
| Практи ческие работы | Контрольные работы | |
Вводный урок по курсу литературного чтения( 1 ч) |
| Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. | 1 | | | |
Тема 1. Устное народное творчество(12 ч) |
| Знакомство с названием раздела «Устное народное творчество». | 1 | | | |
| Русские народные песни. Обращение к силам природы. | 1 | | | |
| Шуточные народные песни. | 1 | | | |
| Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | 1 | | | |
| Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | 1 | | | |
| Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Особенности волшебной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Характеристика героев сказки. | 1 | | | |
| Русская народная сказка «Иван Царевич и серый волк» Особенности волшебной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Характеристика героев сказки. | 1 | | | |
| Русская народная сказка «Сивка бурка» Особенности волшебной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Характеристика героев сказки. | 1 | | | |
| Особенности волшебной сказки. | 1 | | | |
| И.Васнецов и И.Билибин. Художники иллюстраторы Сравнение художественного и живописного текстов. | 1 | | | |
| Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество». Оценка достижений. Контроль. | 1 | | 1 | |
| Проект «Сочиняем волшебную сказку» . | 1 | | | |
Тема 2. Поэтическая тетрадь 1. (9 ч) |
| Знакомство с название раздела «Поэтическая тетрадь» | 1 | | | |
| Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья» Выразительное чтение. | 1 | | | |
| Сочинение –миниатюра « О чём расскажут осенние листья» | 1 | | | |
| И. Никитин « Полно, степь моя. Спать беспробудно…» « Встреча зимы» Картины природы. Эпитеты-слова, рисующие картины природы. Выразительное чтение стихотворений. | 1 | | | |
| И. Суриков « Детство» Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. | 1 | | | |
| И. Суриков « Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. | 1 | | | |
| А. Фет « Мама ! Глянь-ка из окошка..» «Зреет рожь над жаркой нивой…» Картины природы. Эпитеты-слова, рисующие картины природы. Выразительное чтение стихотворений. | 1 | | | |
| Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…» Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. | 1 | | | |
| Обобщающий урок по разделу. Проверим и оценим свои достижения. Контроль. | 1 | | 1 | |
Тема 3. Великие русские поэты (24 ч) |
| Знакомство с названием раздела. | 1 | | | |
| А.С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина» | 1 | | | |
| А.С. Пушкин. Лирическое стихотворение .Настроение стихотворения. | 1 | | | |
| Средства художественной выразительности: .Эпитет, сравнение. | 1 | | | |
| А. С. Пушкин « Зимнее утро» « Зимний вечер» Прием контраста как средство создания картины. | 1 | | | |
| А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Тема сказки события сказочного текста. | 1 | | | |
| Тема сказки . События сказочного текста. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | 1 | | | |
| Сравнение народной и литературной сказок. | 1 | | | |
| Особенности волшебной сказки. | 1 | | | |
| Рисунки И. Билибина к сказке «Сказка о царе Салтане…» Соотнесение рисунков с художественным текстом. | 1 | | | |
| И.И. Крылов. Знакомство с творчеством баснописца. | 1 | | | |
| Басня «Мартышка и очки» Нравственный урок ученикам. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. | 1 | | | |
| И.И. Крылов « Зеркало и обезьяна» Нравственный урок ученикам. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. | 1 | | | |
| И.И. Крылов « Ворона и лисица» Нравственный урок ученикам. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. | 1 | | | |
| М. Лермонтов. Подготовка сообщения на основе статьи В. Воскобойниковой. | 1 | | | |
| Лирические стихотворения. «Горные вершины…» «На севере диком стоит одиноко…» Настроение стихотворения. Сравнение лирического текста и произведения живописи. | 1 | | | |
| М. Лермонтов «Утёс! «Осень» Настроение стихотворения. Сравнение лирического текста и произведения живописи. | 1 | | | |
| Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения. | 1 | | | |
| Рассказы Л. Толстого. «Акула» | 1 | | | |
| Тема и главная мысль рассказа. Л. Толстой «Прыжок» | 1 | | | |
| Сравнение рассказов Л. Толстого (тема, главная мысль, события, герои) | 1 | | | |
| Рассказ-описание. Особенности прозаического лирического текста. | 1 | | | |
| Средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Текст –рассуждение. Сравнение текста рассуждения и текста описания. | 1 | | | |
| Проверим и оценим свои достижения. Контроль. | 1 | | 1 | |
Тема 4. Литературные сказки. ( 7 ч) |
| Знакомство с названием раздела. | 1 | | | |
| Д.Н, Мамин –Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Сравнение литературной и народных сказок. Герои сказок. | 1 | | | |
| Сравнение литературной и народных сказок. Герои сказок. | 1 | | | |
| Нравственный смысл сказки Д.Н, Мамин –Сибиряка «Аленушкины сказки». | 1 | | | |
| В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» Сравнение народной и литературной сказок. | 1 | | | |
| Подробный и выборочный пересказ сказки В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» | 1 | | | |
В. | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница.» | 1 | | | |
Тема 5. Были-небылицы. ( 10 ч) |
| Знакомство с названием раздела. | 1 | | | |
| М. Горький «Случай с Евсейкой» Знакомство с текстом. | 1 | | | |
| Прием сравнения –основной прием описания подводного царства. | 1 | | | |
| Творческий пересказ. «Случай с Евсейкой» | 1 | | | |
| Сочинение продолжения сказки «Случай с Евсейкой» | 1 | | | |
| К. Паустовский «Растрепанный воробей» Определение жанра произведения. | 1 | | | |
| Герои произведения. Характеристика героев произведения К. Паустовского «Растрепанный воробей» | 1 | | | |
| А.И.Куприн «Слон» Основные события произведения. | 1 | | | |
| А.И.Куприн «Слон» . Составление различных вариантов плана. Пересказ | 1 | | | |
| Оценка достижений. Проверим и оценим свои достижения. Контроль. | 1 | | 1 | |
Тема 6. Поэтическая тетрадь 2 (6 ч) |
| Знакомство с названием раздела. | 1 | | | |
| С. Черный. Стихи о животных. Средства художественной выразительности. | 1 | | | |
| А.А. Блок Картины зимних забав. | 1 | | | |
| Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему. | 1 | | | |
| С.А. Есенин .Выразительное чтение стихотворений. | 1 | | | |
| Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | | | |
Тема 7. Люби все живое (13 ч.) |
| Знакомство с названием раздела. | 1 | | | |
| М. Пришвин «Моя родина». Заголовок –входная дверь в текст. | 1 | | | |
| Сочинение на основе художественного текста. | 1 | | | |
| И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек» Название произведения. Определение жанра произведения. | 1 | | | |
| И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек» Главный герой произведения. Рассказ о герое. | 1 | | | |
| Творческий пересказ. Дополнение содержания текста И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек» | 1 | | | |
| В.И. Белов «Малька провинилась» Озоглавливание текста. Главные герои. | 1 | | | |
| В.И. Белов « Еще про Мальку» Главные герои текста. Главные герои текста. | 1 | | | |
| В.Ю. Драгунский «Он живой и светится» Нравственный смысл рассказа. | 1 | | | |
| В.П.Астафьев «Капалуха» Герои произведения. | 1 | | | |
| Б.С.Житков «Про обезьянку» Герои произведения. | 1 | | | |
| Б.С.Житков «Про обезьянку» Пересказ. Краткий пересказ. | 1 | | | |
| Проверим и оценим свои достижения. Контроль. | 1 | | 1 | |
Тема 8. Поэтическая тетрадь 2 (8 ч) |
| Знакомство с названием раздела. | 1 | | | |
| С.Я. Маршак «Гроза днем» Картины природы. Эпитеты-слова, рисующие картины природы. Выразительное чтение стихотворений. | 1 | | | |
| С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной» Выразительное чтение. | 1 | | | |
| А.Л. Барто «Разлука» Выразительное чтение | 1 | | | |
| А.Барто «В театре» Выразительное чтение. | 1 | | | |
| С.В. Михалков « Если» Выразительное чтение. | 1 | | | |
| Е.А.Благинина «Кукушка», «Котенок» Нравственный смысл стихотворений. | 1 | | | |
| Проект «Праздник поэзии» Оценка достижений. | 1 | | | |
Тема 9. Собирай по ягодке-наберешь кузовок. (8 ч) |
| Знакомство с названием раздела. | 1 | | | |
| Б.В.Шергин «Собирай по ягодке-наберешь кузовок.» Особенности заголовка произведения. | 1 | | | |
| М.М. Зощенко «Золотые слова» | 1 | | | |
| М.М. Зощенко «Великие путешественники» | 1 | | | |
| Н.Н. Носов «Федина задача» | 1 | | | |
| А.П.Платонов «Цветок на земле» | 1 | | | |
| Особенности юмористического рассказа | 1 | | | |
| Проверим и оценим свои достижения. Контроль. | 1 | | 1 | |
Зарубежная литература (4 ч) |
| Г.-Х Андерсен «Гадкий утенок» | 1 | | | |
| Создание рисунков к сказке «Гадкий утенок» | 1 | | | |
| Подготовка сообщения о великом сказочнике. | 1 | | | |
| Проверим и оценим свои достижения. Контроль. | 1 | | 1 | |
| Итого: | 102 | 95 | 7 | |
1 Утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30.03.2022 № 21-НП (зарегистрирован Министерством юстиции Донецкой Народной Республики 05.04.2022 № 5053)
2 Содержание курса «Обучение грамоте» представлено в Примерной рабочей программе учебного предмета «Русский язык».
13