Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Торбеевская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждаю:
ШМО « » _________ 2022г. Замдиректора по УВР Директор МБОУ « ТООШ»
Протокол №____________ Глухова В.П.___________ Кузнецова В.В.____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса литературное чтение - 4 класс
на 2022 – 2023 учебный год
102 часа(3 часа в неделю)
Учитель: Ежова С.Б. Стаж: 33 года, категория: I
п. Торбеево
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы по литературному чтению для 1-4 класса авт. Л. Ф. Климанова, М.Ф. Бойкина /Сборник рабочих программ «Школа России» для 1- 4классов в общеобразовательных учреждениях/- М.: «Просвещение», 2011г., ориентирована на планируемые результаты освоения основной образовательной программы НОО.
На изучение курса «Литературное чтение» отводится 3 ч в неделю. Программа рассчитана на 102 часа. Промежуточная аттестация - тестирование.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1. Осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка).
2. Испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков, поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями.
3. Осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других народов.
4. Проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов, подбирать схожие по тематике и нравственной проблематике произведения других народов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей.
5. Иметь представление о существовании других народов и культур, называть наиболее известные, близкие собственному опыту и представлениям (н-р, татарскую, коми, чеченскую и др.).
6. Допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и факты. Задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации.
7. Проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома, в свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам информации.
8. Проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор.
9. Включаться в литературно-творческую деятельность на уроке и дома по собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных способностей.
10. Знать о правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроках литературного чтения, обосновывать их существование и пользу для ученика. Приводить примеры «высокого» ученичества из прочитанных произведений.
11. Пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки.
12. Знать, в чём проявляется ответственность и безответственность поведения.
13. Понимать, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких-либо заданий на уроках и дома.
14. Приводить примеры ответственного/безответственного, самостоятельного/несамостоятельного поведения героя литературного произведения.
15. Делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности.
16. Замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, которые использованы автором для создания художественного образа.
17. Доказывать необходимость использования тех или иных языковых средств для выразительности, яркости, точности и лаконичности описания.
18. Выписывать лучшие поэтические обороты в «Словарик настроений» или «Словарик образов» (по темам: небо, звёзды, ветер, тучи, река, горы и пр.).
19. Использовать понравившиеся сравнения, эпитеты и метафоры в своих художественных высказываниях, УСР.
20. Фиксировать свои чувства и эмоции, связанные с чтением поэтических текстов и текстов-описаний в «радуге чувств», объяснять, почему разные чувства обозначены различной цветовой гаммой.
21. Отслеживать эстетические и нравственные чувства героев прозы, в том числе сказки, делать выводы о том, что идеалы, к которым стремятся герои литературных произведений – это идеалы автора, его ценности, к которым он стремится приобщить читателя.
22. Различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие.
23. Предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм.
24. Строить морально-этическое суждение из 5-6 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
25. Проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других, высказывать собственное мнение без агрессии и раздражения, помня, что более сильным орудием является подтверждение своего мнения аргументами и фактами.
26. Знать приёмы сохранения зрения и осанки при чтении книги и работы с компьютером.
27. Пользоваться основными приёмами сбережения зрения и осанки, делать гимнастику для глаз и туловища, следя за своим состоянием усталости.
28. Предлагать свои способы сохранения зрения и осанки.
29. Пользоваться изученными приёмами сохранения здоровья в домашних условиях.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
1. Сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.).
2. Коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы. Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям.
3. Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.
4. Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Познавательные УУД
1. Пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации.
2. Пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя. Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла. Анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5-6 предложений.
3. Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, басен И.А. Крылова как часть русской национальной культуры.
4. Осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический, содержание текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция, литературный и научно-познавательный текст, басня, художественные ремёсла и народные промыслы.
5. Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Перебирать варианты решения нравственной проблемы,
поставленной автором в произведении.
6. Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.).
Коммуникативные УУД
1. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме.
2. Оформлять 1-2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
3. Прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.
4. Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.).
5. Принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности.
6. Вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения сверстников по выработанным критериям. Оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.
7. Выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов. Употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описываемых конфликтную ситуацию.
8. Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет. Готовить небольшую презентацию (5-6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Содержание учебного предмета (102ч)
Былины. Летописи. Жития (7 ч)
Вводный урок. О былинах. «Ильины три поездочки».Летописи. Жития, «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...», «И вспомнил Олег коня своего...», «Житие Сергия Радонежского».
Чудесный мир классики (19 ч)
П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М. Ю., М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб»;
А. П. Чехов. «Мальчики».
Поэтическая тетрадь (8 ч)
Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; И. С. Никитин. «В синем небе плывут над полями...»;. Н. А. Некрасов. «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин. «Листопад».
Литературные сказки (13 ч)
В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».
Делу время — потехе час (6 ч)
Е.Д.Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В.Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».
Страна детства (8 ч)
Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; М. М. Зощенко. «Елка»; С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».
Природа и мы (12 ч)
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М. Пришвин. «Выскочка»; В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип»; С. А. Есенин. «Лебедушка».
Родина (6 ч)
И. С. Никитин «Русь»; С. Д. Дрожжин. «Родине»; А. В. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске...».
Страна «Фантазия» (7 ч)
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература (15 ч)
Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андерсен. «Русалочка»; М. Твен. «Приключения Тома Сойера».
КАЛЕНДАРНО - тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
1 | Летописи. Былины. Жития | 7 ч | | |
1.1 | Введение. Знакомство с учебником. | 1 | | |
1.2 | Былины. «Ильины три поездочки» | 1 | | |
1.3 | Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой | 1 | | |
1.4 | Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» | 1 | | |
1.5 | Летописи. «И вспомнил Олег коня своего». | 1 | | |
1.6 | «Житие Сергия Радонежского» – памятник древнерусской литературы | 1 | | |
1.7 | Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития». Проверочная работа по разделу. | 1 | | |
2 | Чудесный мир классики | 19 ч | | |
2.1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания | 1 | | |
2.2 | П. Ершов. «Конёк-горбунок» (отрывок) | 1 | | |
2.3 | П. Ершов. «Конёк-горбунок» (отрывок) | 1 | | |
2.4 | П. Ершов. «Конёк-горбунок» (отрывок) | 1 | | |
2.5 | А. Пушкин «Няне». | 1 | | |
2.6 | А. Пушкин «Туча», «Унылая пора!..» | 1 | | |
2.7 | А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 | | |
2.8 | А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 | | |
2.9 | А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 | | |
2.10 | Внеклассное чтение: «Что за прелесть эти сказки!..». Сказки А. С. Пушкина | 1 | | |
2.11 | М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). | 1 | | |
2.12 | М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). | 1 | | |
2.13 | М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). | 1 | | |
2.14 | Л. Н. Толстой «Детство» | 1 | | |
2.15 | Л. Н. Толстой «Детство» | 1 | | |
2.16 | А. П. Чехов «Мальчики» | 1 | | |
2.17 | А. П. Чехов «Мальчики» | 1 | | |
2.18 | Обобщение по разделу «Чудесный мир классики» | 1 | | |
2.19 | Проверочная работа по разделу «Чудесный мир классики». | 1 | | |
3 | Поэтическая тетрадь | 8 ч | | |
3.1 | К.Ушинский «Четыре желания» | 1 | | |
3.2 | Лирика Ф. И. Тютчева. «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…» | 1 | | |
3.3 | А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка» | 1 | | |
3.4 | Стихи Е. А. Баратынского | 1 | | |
3.5 | И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» | 1 | | |
3.6 | Н. А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки…» | 1 | | |
3.7 | И. А. Бунин «Листопад» | 1 | | |
3.8 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | | |
4 | Литературные сказки | 13 ч | | |
4.1 | Знакомство с названием раздела. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | 1 | | |
4.2 | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | 1 | | |
4.3 | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | 1 | | |
4.4 | П. П. Бажов «Серебряное копытце». | 1 | | |
4.5 | П. П. Бажов «Серебряное копытце». | 1 | | |
4.6 | П. П. Бажов «Серебряное копытце». | 1 | | |
4.7 | С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек» | 1 | | |
4.8 | С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек» | 1 | | |
4.9 | С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек» | 1 | | |
4.10 | С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек» | 1 | | |
4.11 | Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. | 1 | | |
4.12 | Обобщение по разделу: «Литературные сказки» | 1 | | |
4.13 | Проверочная работа по разделу «Литературные сказки». | 1 | | |
5 | Делу время – потехе час | 6 ч | | |
5.1 | Знакомство с названием раздела. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | 1 | | |
5.2 | Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | 1 | | |
5.3 | В. Ю. Драгунский. «Главные реки». | 1 | | |
5.4 | В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» | 1 | | |
5.5 | Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе. | 1 | | |
5.6 | Обобщение по разделу «Делу – время, потехе – час» | 1 | | |
6 | Страна детства | 8 ч | | |
6.1 | Знакомство с названием раздела. Б. С. Житков. «Как я ловил человечков». | 1 | | |
6.2 | Б. С. Житков. «Как я ловил человечков». | 1 | | |
6.3 | К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». | 1 | | |
6.4 | К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». | 1 | | |
6.5 | М. М. Зощенко. «Елка». | 1 | | |
6.6 | М.Цветаева «Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка» | 1 | | |
6.7 | С.Есенин «Бабушкины сказки» | 1 | | |
6.8 | Обобщение по разделу «Страна детства» | 1 | | |
7 | Природа и мы | 12 ч | | |
7.1 | Знакомство с названием раздела. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» | 1 | | |
7.2 | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» | 1 | | |
7.3 | С.Есенин «Лебёдушка» | 1 | | |
7.4 | М. М. Пришвин «Выскочка» | 1 | | |
7.5 | М. М. Пришвин «Выскочка» | 1 | | |
7.6 | А. И. Куприн «Барбос и Жулька». | 1 | | |
7.7 | А. И. Куприн «Барбос и Жулька». | 1 | | |
7.8 | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | 1 | | |
7.9 | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | 1 | | |
7.10 | Внеклассное чтение: «Где? Что? Как? Почему?». Рассказы-загадки про зверей и птиц | 1 | | |
7.11 | Обобщение по разделу «Природа и мы» | 1 | | |
7.12 | Проверочная работа по разделу «Природа и мы» | 1 | | |
8 | Родина | 6 ч | | |
8.1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания | 1 | | |
8.2 | И. С. Никитин «Русь» | 1 | | |
8.3 | С. Д. Дрожжин «Родине» | 1 | | |
8.4 | А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...» | 1 | | |
8.5 | Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». | 1 | | |
8.6 | Обобщение по разделу «Родина» | 1 | | |
9 | Страна Фантазия | 7 ч | | |
9.1 | Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника» | 1 | | |
9.2 | Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника» | 1 | | |
9.3 | Кир Булычев «Путешествие Алисы» | 1 | | |
9.4 | Кир Булычев «Путешествие Алисы» | 1 | | |
9.5 | Путешествие по стране Фантазии | 1 | | |
9.6 | Внеклассное чтение. «В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных) | 1 | | |
9.7 | Обобщение по разделу «Страна Фантазия» | 1 | | |
10 | Зарубежная литература | 16 ч | | |
10.1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания | 1 | | |
10.2 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | 1 | | |
10.3 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | 1 | | |
10.4 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | 1 | | |
10.5 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка» | 1 | | |
10.6 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка» | 1 | | |
10.7 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка» | 1 | | |
10.8 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка» | 1 | | |
10.9 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка» | 1 | | |
10.10 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | 1 | | |
10.11 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | 1 | | |
10.12 | Обобщение по разделу «Зарубежная литература» | 1 | | |
10.13 | Проверка техники чтения. | 1 | | |
10.14 | Внеклассное чтение. Путешествие по дорогам любимых книг. | 1 | | |
10.15 | Промежуточная аттестация. | 1 | | |
10.16 | Урок-отчет за год. Книги, рекомендуемые для прочтения летом | | | |
| Итого | 102 | | |