Управление образования Иркутского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования
«Пивоваровская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
на родном (русском) языке
для учащихся 1-4 классов
Образовательная область: филология
Разработали:
Татуревич Н.В. высш. квал. категория
учитель начальных классов
2021
1. Планируемые результаты освоения курса «Русский язык»
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно познавательные и внешние мотивы;
учебно познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной
деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научится:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов)
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; – обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; – устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приёмов решения задач
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; – осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
1 класс
Обучающийся научится:
ориентироваться в книге
называть и показывать элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац)
рассказывать, как правильно обращаться с книгой: бережно раскрывать, переворачивать страницы, не загибать их, а использовать закладку и т.д.
соотносить содержание с темой чтения
определять тему, главную мысль произведения;
правильно строить ответы на поставленные вопросы;
ставить вопросы по содержанию прочитанного;
владеть понятиями «автор», «писатель», «произведение»: будет использовать эти понятия в речи, понимать их значения.
Обучающийся получат возможность научиться:
Оценивать результаты своей работы на уроке.
участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения рассуждать на заданную тему;
различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация, аннотация);
сравнивать различные по жанру произведения;
кратко характеризовать героев произведений,
делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
выявлять в содержании текста реальное и фантастическое, смешное и комическое;
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
создавать небольшой устный текст на заданную тему.
2 класс
Обучающийся научится:
Представлять любимую книгу и любимых героев;
Рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно;
Составлять список прочитанных книг.
Читать, выражая настроение произведения;
Объяснять смысл пословиц. Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом. Придумывать рассказ по пословице;
Находить созвучные окончания слов в песне.
Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на жизненный опыт создания народного творчества. Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме.
Находить слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества.
Читать с выражением, опираясь на ритм произведения.
Анализировать загадки. Соотносить загадки и отгадки. Распределить загадки и пословицы по тематическим группам.
Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор.
Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.
Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.
Придумывать собственные сравнения.
Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок.
Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста.
Обучающийся получит возможность научиться;
Составлять рекомендательный список по темам (например, о книге);
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;
Размышлять над прочитанным;
Подготовить сообщение о старинных книгах для одноклассников и учеников 1 класса;
Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок.
Называть другие русские народные сказки; перечислять героев сказок.
Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план.
Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки).
Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками.
Придумывать свои собственные сказочные сюжеты.
Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.
3 класс
Обучающийся научится
Прогнозировать содержание произведения
Планировать работу с произведением на уроке.
Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию.
Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры.
Воспроизводить наизусть текст русских народных песен.
Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения.
Называть жанры прикладного искусства.
Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов.
Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно).
Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов.
Ускорить или замедлить темп чтения, соотнося его с содержанием.
Определять жанр произведения.
Понимать нравственный смысл рассказов.
Определять основную мысль рассказа.
Составлять план произведения.
Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.
Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.
Пересказывать произведение на основе плана.
Обучающийся получит возможность научиться;
Придумывать свои рассказы о животных.
Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения.
Определять авторское отношение к изображаемому.
Читать сказку в лицах.
4 класс
Выпускник научится:
осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный),
определять главную мысль и героев произведения,
отвечать на вопросы по содержанию произведения,
определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос;
вести диалог в различных ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета;
Выпускник получит возможность научиться:
творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
работать в группе, создавая инсценировки по произведению, проекты,
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора)
творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
работать в группе, создавая инсценировки по произведению, проекты
1 класс - 33 часа
Раздел 1. Мир детства - 24 часа
Я и книги - 7 часов. Не красна книга письмом, красна умом
С. А. Баруздин. «Самое простое дело». Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент).
Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»).
Я взрослею - 10 часов. Без друга в жизни туго
Пословицы о дружбе. Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало». И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент). С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг». Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный Пословицы о правде и честности. В. А. Осеева. «Почему?». Л. Н. Толстой. «Лгун».
Я фантазирую и мечтаю - 7 часов. Необычное в обычном
С. А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент). В. В. Лунин. «Я видела чудо».
М. М. Пришвин. «Осинкам холодно». А. С. Пушкин. «Ещё дуют холодные ветры».
Раздел 2. Россия – Родина моя - 9 часов
Что мы Родиной зовём - 3 часа
С чего начинается Родина? Ф. П. Савинов. «Родное» (фрагмент). П. А. Синявский. «Рисунок». К. Д. Ушинский. «Наше Отечество».
О родной природе - 6 часов. Сколько же в небе всего происходит
Русские народные загадки о солнце, луне, звёздах, облаках. И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…». С. В. Востоков. «Два яблока». В. М. Катанов. «Жар-птица». А. Н. Толстой. «Петушки».
2 класс – 34 часа
Раздел 1. Мир детства – 19 часов
Я и книги - 3 часа. Не торопись отвечать, торопись слушать. О. С. Бундур. «Я слушаю».
Е. Н. Егорова. «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»).
Т. А. Луговская. «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент).
Я взрослею – 8 часов
Как аукнется, так и откликнется. Пословицы об отношении к другим людям. В. В. Бианки. «Сова». Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком». Кто идёт вперёд, того страх не берёт. Пословицы о смелости. С. П. Алексеев. «Медаль». В. В. Голявкин. «Этот мальчик». В. Ю. Драгунский. «Рабочие дробят камень». Воля и труд дивные всходы дают. Пословицы о труде. Е. А. Пермяк. «Маркел-самодел и его дети». Б. В. Шергин. «Пословицы в рассказах».
Я и моя семья - 4 часа
Семья крепка ладом. С. Г. Георгиев. «Стрекот кузнечика». В. В. Голявкин. «Мой добрый папа» (фрагмент). М. В. Дружинина. «Очень полезный подарок». Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья».
Я фантазирую и мечтаю – 4 часа
Мечты, зовущие ввысь. Н. К. Абрамцева. «Заветное желание». Е. В. Григорьева. «Мечта».
Л. Н. Толстой. «Воспоминания» (глава «Фанфаронова гора»). Проверочная работа по разделу «Мир детства»
Раздел 2. Россия – Родина моя – 15 часов
Родная страна во все времена сынами сильна - 3 часа
Люди земли русской. В. А. Бахревский. «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»).
М. А. Булатов, В. И. Порудоминский. «Собирал человек слова… Повесть о В. И. Дале» (фрагмент). М. Л. Яковлев. «Сергий Радонежский приходит на помощь» (фрагмент).
Народные праздники, связанные с временами года - 5 часов
Хорош праздник после трудов праведных. Песни-веснянки. Л. Ф. Воронкова. «Девочка из города» (глава «Праздник весны»). В. А. Жуковский. «Жаворонок». А. С. Пушкин. «Птичка». И. С. Шмелёв. «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»).
О родной природе - 7 часов
К зелёным далям с детства взор приучен. Русские народные загадки о поле, цветах.
Ю. И. Коваль. «Фарфоровые колокольчики». И. С. Никитин. «В чистом поле тень шагает».
М. С. Пляцковский. «Колокольчик». В. А. Солоухин. «Трава» (фрагмент). Ф. И. Тютчев. «Тихой ночью, поздним летом…». Итоговая аттестация – 1 час
3 класс – 34 часа
Раздел 1. Мир детства - 20 часов
Я и книги - 4 часа
Пишут не пером, а умом. В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»).
В. П. Крапивин. Сказки Севки Глущенко (глава «День рождения»). Входная контрольная работа – 1 ч
Я взрослею - 8 часов
Жизнь дана на добрые дела. Пословицы о доброте. Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй». Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка». Живи, по совести. Пословицы о совести.
П. В. Засодимский. «Гришина милостыня». Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон».
Я и моя семья - 4 часа
В дружной семье и в холод тепло. О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку».
А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент). В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент).
Я фантазирую и мечтаю - 4 часа
Детские фантазии. В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»). Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент).
Раздел 2. Россия – Родина моя – 14 часов
Родная страна во все времена сынами сильна - 4 часа
Люди земли русской. О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент). Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент). О. П. Орлов. «Возвращайся к нам, Маклай» (глава «Как Маклай ходил в дальнюю деревню»).
От праздника к празднику - 3 часа
Всякая душа празднику рада. А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент).
С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент).
О родной природе - 7 часов
Неразгаданная тайна — в чащах леса… Русские народные загадки о лесе, реке, тумане.
В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент). В. Д. Берестов. «У реки». И. С. Никитин. «Лес». К. Г. Паустовский. «Клад». М. М. Пришвин. «Как распускаются разные деревья».
И. П. Токмакова. «Туман». Итоговая аттестация
4 класс – 34 часа
Раздел 1. Мир детства – 20 часов
Я и книги - 5 часов
Испокон века книга растит человека. С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы «Последовательные воспоминания»). Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»). Ю. Н. Тынянов. «Пушкин» (фрагмент). С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент). Входная контрольная работа
Я взрослею – 7 часов
Скромность красит человека. Пословицы о скромности. Е. В. Клюев. «Шагом марш».
И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша». Любовь всё побеждает. Б. П. Екимов. «Ночь исцеления». И. С. Тургенев. «Голуби».
Я и моя семья – 5 часов
Такое разное детство. Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент). М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы «Маленький мир», «Мой первый «полет»). О. В. Колпакова. «Большое сочинение про бабушку» (главы «Про печку», «Про чистоту»). К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент). Промежуточная аттестация
Я фантазирую и мечтаю – 3 часа
Придуманные миры и страны. Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент).
В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты).
Раздел 2. Россия – Родина моя – 14 часов
Родная страна во все времена сынами сильна - 3часа
Люди земли русской. Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»). Ю. М. Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава «В школу»).
Что мы Родиной зовём - 5часов
Широка страна моя родная. А. С. Зеленин. «Мамкин Василёк» (фрагмент). А. Д. Дорофеев. «Веретено». В. Г. Распутин. «Саяны». Сказ о валдайских колокольчиках.
О родной природе - 6 часов
Под дыханьем непогоды. Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе. А. Н. Апухтин. «Зимой». В. Д. Берестов. «Мороз». А. Н. Майков. «Гроза». Н. М. Рубцов. «Во время грозы».
«Литературное чтение на родном русском языке»
1 класс
№ п./п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Раздел 1. Мир детства | 24 |
| Я и книги | 7 |
| Я взрослею | 10 |
| Я фантазирую и мечтаю | 7 |
2 | Раздел 2. Россия – Родина моя | 9 |
| Что мы Родиной зовём | 3 |
| О родной природе | 6 |
| Итого | 33 |
2 класс
№ п./п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них: |
Контрольные и диагностические материалы (тема) | Проекты |
1 | Раздел 1. Мир детства | 19 | - | - |
| Я и книги | 3 | - | - |
| Я взрослею | 8 | - | - |
| Я и моя семья | 4 | - | - |
| Я фантазирую и мечтаю | 4 | Проверочная работа по разделу «Мир детства» | - |
2 | Раздел 2. Россия – Родина моя | 15 | - | - |
| Родная страна во все времена сынами сильна | 3 | - | - |
| Народные праздники, связанные с временами года | 5 | - | - |
| О родной природе | 7 | Итоговая аттестация | - |
| Итого | 34 | 2 | - |
3 класс
№ п./п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них: |
Контрольные и диагностические материалы (тема) | Проекты |
1 | Раздел 1. Мир детства | 20 | Входная контрольная работа | - |
| Я и книги | 4 | - | - |
| Я взрослею | 8 | - | - |
| Я и моя семья | 4 | - | - |
| Я фантазирую и мечтаю | 4 | - | - |
2 | Раздел 2. Россия – Родина моя | 14 | - | - |
| Родная страна во все времена сынами сильна | 4 | - | - |
| От праздника к празднику | 3 | - | - |
| О родной природе | 7 | Итоговая аттестация | - |
| Итого | 34 | 2 | - |
4 класс
№ п./п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них: |
Контрольные и диагностические материалы (тема) | Проекты |
1 | Раздел 1. Мир детства | 20 | | |
| Я и книги | 5 | Входная контрольная работа | - |
| Я взрослею | 7 | - | - |
| Я и моя семья | 5 | Промежуточная аттестация | - |
| Я фантазирую и мечтаю | 3 | - | - |
2 | Раздел 2. Россия – Родина моя | 14 | - | - |
| Родная страна во все времена сынами сильна | 3 | - | - |
| Что мы Родиной зовём | 5 | - | - |
| О родной природе | 6 | - | - |
| Итого | 34 | 2 | - |
3.2. Поурочное планирование
1 класс
| Дата | Тема урока | Кол-во часов |
№ п/п | Дата план | Дата факт |
| | | Раздел 1. Мир детства | 24 |
| | | Я и книги | 7 |
1 | | | Вводный урок | 1 |
2 | | | С. А. Баруздин. «Самое простое дело» | 1 |
3 | | | С. А. Баруздин. «Самое простое дело» | 1 |
4 | | | Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент) | 1 |
5 | | | Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент) | 1 |
6 | | | Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки») | 1 |
7 | | | Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки») | 1 |
| | | Я взрослею | 10 |
8 | | | Пословицы о дружбе | 1 |
9 | | | Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало» | 1 |
10 | | | И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент) | 1 |
11 | | | С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг». | 1 |
12 | | | С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг» | 1 |
13 | | | Пословицы о правде и честности | 1 |
14 | | | В. А. Осеева. «Почему?» | 1 |
15 | | | В. А. Осеева. «Почему?» | 1 |
16 | | | Л. Н. Толстой. «Лгун» | 1 |
17 | | | Л. Н. Толстой. «Лгун» | 1 |
| | | Я фантазирую и мечтаю | 7 |
18 | | | С. А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент) | 1 |
19 | | | С. А. Иванов. «Снежный заповедник» | 1 |
20 | | | В. В. Лунин. «Я видела чудо» | 1 |
21 | | | М. М. Пришвин. «Осинкам холодно» | 1 |
22 | | | М. М. Пришвин. «Осинкам холодно» | 1 |
23 | | | А. С. Пушкин. «Ещё дуют холодные ветры» | 1 |
24 | | | Обобщение по разделу «Мир детства» | 1 |
| | | Раздел 2. Россия – Родина моя | 9 |
| | | Что мы Родиной зовём | 3 |
25 | | | Ф. П. Савинов. «Родное» (фрагмент) | 1 |
26 | | | П. А. Синявский. «Рисунок» | 1 |
27 | | | К. Д. Ушинский. «Наше Отечество» | 1 |
| | | О родной природе | 6 |
28 | | | Русские народные загадки о солнце, луне, звёздах, облаках | 1 |
29 | | | И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…» | 1 |
30 | | | С. В. Востоков. «Два яблока» | 1 |
31 | | | В. М. Катанов. «Жар-птица» | 1 |
32 | | | А. Н. Толстой. «Петушки» | 1 |
33 | | | Обобщение по разделу «Россия – Родина моя» | 1 |
2 класс
| Дата | Тема урока | Кол-во часов |
№ п/п | Дата план | Дата факт |
| | | Раздел 1. Мир детства | 19 |
| | | Я и книги | 3 |
1 | | | Не торопись отвечать, торопись слушать. О. С. Бундур. «Я слушаю». | 1 |
2 | | | Е. Н. Егорова. «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»). | 1 |
3 | | | Т. А. Луговская. «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент). | 1 |
| | | Я взрослею | 8 |
4 | | | Как аукнется, так и откликнется. Пословицы об отношении к другим людям. | 1 |
5 | | | В. В. Бианки. «Сова». | |
6 | | | Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком». | 1 |
7 | | | Кто идёт вперёд, того страх не берёт. Пословицы о смелости. | 1 |
8 | | | С. П. Алексеев. «Медаль». В. В. Голявкин. «Этот мальчик». | 1 |
9 | | | В. Ю. Драгунский. «Рабочие дробят камень». | 1 |
10 | | | Воля и труд дивные всходы дают Пословицы о труде. | 1 |
11 | | | Е. А. Пермяк. «Маркел-самодел и его дети». Б. В. Шергин. «Пословицы в рассказах». | 1 |
| | | Я и моя семья | 4 |
12 | | | Семья крепка ладом С. Г. Георгиев. «Стрекот кузнечика». | 1 |
13 | | | В. В. Голявкин. «Мой добрый папа» (фрагмент). | 1 |
14 | | | М. В. Дружинина. «Очень полезный подарок». | 1 |
15 | | | Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья» | 1 |
| | | Я фантазирую и мечтаю | 4 |
16 | | | Мечты, зовущие ввысь Н. К. Абрамцева. «Заветное желание» | 1 |
17 | | | Е. В. Григорьева. «Мечта». | 1 |
18 | | | Л. Н. Толстой. «Воспоминания» (глава «Фанфаронова гора»). | 1 |
19 | | | Проверочная работа по разделу «Мир детства» | 1 |
| | | Раздел 2. Россия – Родина моя | 15 |
| | | Родная страна во все времена сынами сильна | 3 |
20 | | | Люди земли русской. В. А. Бахревский. «Виктор Васнецов» (глава «Рябово») | 1 |
21 | | | М. А. Булатов, В. И. Порудоминский. «Собирал человек слова… Повесть о В. И. Дале» (фрагмент) | 1 |
22 | | | М. Л. Яковлев. «Сергий Радонежский приходит на помощь» (фрагмент) | 1 |
| | | Народные праздники, связанные с временами года | 5 |
23 | | | Хорош праздник после трудов праведных Песни-веснянки. | 1 |
24 | | | Л. Ф. Воронкова. «Девочка из города» (глава «Праздник весны») | 1 |
25 | | | В. А. Жуковский. «Жаворонок» | 1 |
26 | | | А. С. Пушкин. «Птичка» | 1 |
27 | | | И. С. Шмелёв. «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица») | 1 |
| | | О родной природе | 7 |
28 | | | К зелёным далям с детства взор приучен Русские народные загадки о поле, цветах | 1 |
29 | | | Ю. И. Коваль. «Фарфоровые колокольчики» | 1 |
30 | | | И. С. Никитин. «В чистом поле тень шагает» | 1 |
31 | | | М. С. Пляцковский. «Колокольчик» | 1 |
32 | | | В. А. Солоухин. «Трава» (фрагмент) | 1 |
33 | | | Ф. И. Тютчев. «Тихой ночью, поздним летом…» | 1 |
34 | | | Итоговая аттестация | 1 |
3 класс
| Дата | Тема урока | Кол-во часов |
№ п/п | Дата план | Дата факт |
| | | Раздел 1. Мир детства | 20 |
| | | Я и книги | 4 |
1 | | | Пишут не пером, а умом | 1 |
2 | | | В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник») | 1 |
3 | | | В. П. Крапивин. Сказки Севки Глущенко (глава «День рождения») | 1 |
4 | | | Входная контрольная работа | 1 |
| | | Я взрослею | 8 |
5 | | | Жизнь дана на добрые дела | 1 |
6 | | | Пословицы о доброте | |
7 | | | Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй» | 1 |
8 | | | Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка» | 1 |
9 | | | Живи, по совести. Пословицы о совести | 1 |
10 | | | П. В. Засодимский. «Гришина милостыня» | 1 |
11 | | | Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон» | 1 |
12 | | | Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон» | 1 |
| | | Я и моя семья | 4 |
13 | | | В дружной семье и в холод тепло | 1 |
14 | | | О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку» | 1 |
15 | | | А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент) | 1 |
16 | | | В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент) | 1 |
| | | Я фантазирую и мечтаю | 4 |
17 | | | Детские фантазии | 1 |
18 | | | В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива») | 1 |
19 | | | В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива») | 1 |
20 | | | Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент) | 1 |
| | | Раздел 2. Россия – Родина моя | 14 |
| | | Родная страна во все времена сынами сильна | 4 |
21 | | | Люди земли русской | 1 |
22 | | | О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент) | 1 |
23 | | | Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент) | 1 |
24 | | | О. П. Орлов. «Возвращайся к нам, Маклай» (глава «Как Маклай ходил в дальнюю деревню») | 1 |
| | | От праздника к празднику | 3 |
25 | | | Всякая душа празднику рада | 1 |
26 | | | А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент) | 1 |
27 | | | С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент) | 1 |
| | | О родной природе | 7 |
28 | | | Неразгаданная тайна — в чащах леса… Русские народные загадки о лесе, реке, тумане | 1 |
29 | | | В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент) | 1 |
30 | | | В. Д. Берестов. «У реки». И. С. Никитин. «Лес» | 1 |
31 | | | К. Г. Паустовский. «Клад» | 1 |
32 | | | М. М. Пришвин. «Как распускаются разные деревья» | 1 |
33 | | | И. П. Токмакова. «Туман» | 1 |
34 | | | Итоговая аттестация | 1 |
4 класс
| Дата | Тема урока | Кол-во часов |
№ п/п | Дата план | Дата факт |
| | | Раздел 1. Мир детства | 20 |
| | | Я и книги | 5 |
1 | | | Испокон века книга растит человека С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы «Последовательные воспоминания») | 1 |
2 | | | Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками») | 1 |
3 | | | Ю. Н. Тынянов. «Пушкин» (фрагмент) | 1 |
4 | | | С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент) | 1 |
5 | | | Входная контрольная работа | 1 |
| | | Я взрослею | 7 |
6 | | | Скромность красит человека | |
7 | | | Пословицы о скромности | 1 |
8 | | | Е. В. Клюев. «Шагом марш» | 1 |
9 | | | И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша» | 1 |
10 | | | Любовь всё побеждает | 1 |
11 | | | Б. П. Екимов. «Ночь исцеления» | 1 |
12 | | | И. С. Тургенев. «Голуби» | 1 |
| | | Я и моя семья | 5 |
13 | | | Промежуточная аттестация | 1 |
14 | | | Такое разное детство Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент) | |
15 | | | М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы «Маленький мир», «Мой первый «полет») | 1 |
16 | | | О. В. Колпакова. «Большое сочинение про бабушку» (главы «Про печку», «Про чистоту») | 1 |
17 | | | К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент) | 1 |
| | | Я фантазирую и мечтаю | 3 |
18 | | | Придуманные миры и страны | 1 |
19 | | | Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент). | 1 |
20 | | | В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты) | 1 |
| | | Раздел 2. Россия – Родина моя | 14 |
| | | Родная страна во все времена сынами сильна | 3 |
21 | | | Люди земли русской | 1 |
22 | | | Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа») | 1 |
23 | | | Ю. М. Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава «В школу») | 1 |
| | | Что мы Родиной зовём | 5 |
24 | | | Широка страна моя родная | 1 |
25 | | | А. С. Зеленин. «Мамкин Василёк» (фрагмент) | 1 |
26 | | | А. Д. Дорофеев. «Веретено» | 1 |
27 | | | В. Г. Распутин. «Саяны» | 1 |
28 | | | Сказ о валдайских колокольчиках | 1 |
| | | О родной природе | 6 |
29 | | | Под дыханьем непогоды | 1 |
30 | | | Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе | 1 |
31 | | | А. Н. Апухтин. «Зимой» | 1 |
32 | | | В. Д. Берестов. «Мороз» | 1 |
33 | | | А. Н. Майков. «Гроза» | 1 |
34 | | | Н. М. Рубцов. «Во время грозы» | 1 |
49