Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Юсьвинская средняя общеобразовательная школа имени народной артистки РФ А.Г.Котельниковой»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО (РМО) учителей русского языка и литературы Протокол №__ от «___» __________2017 г. Руководитель: Калинина Е.Н. ______(подпись) | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора школы Баяндина В.А. ________ (подпись) «____»_____________2017г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы Суховерхова Т.А._______(подпись) «____»_____________2017г. |
Рабочая программа
«Литературное краеведение»
7 класс
Составитель: учитель
русского языка и литературы
Утева Светлана Валентиновна
2017 г.
Пояснительная записка
Важнейшим средством воспитания гражданственности и патриотизма школьников – является краеведческая деятельность, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину, ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее. Краеведение позволяет показать связь и значение истории края в истории страны, подвести учащихся к важности и необходимости ее изучения, способствует развитию интереса, воспитанию уважения к его прошлому и настоящему.
Этот курс призван дать достаточно полное целостное представление о литературном процессе Пермского края и выявить связь известных русских писателей с этим краем, привить учащимся чувство гордости за свою малую родину. Программа литературного краеведения носит и практический, прикладной характер, так как предполагает различные виды деятельности, связанные с поиском материала, расширением представления учащихся о том или ином писателе. В этих условиях особую роль играет культурно-развивающий потенциал среды, в которой формируются подобные навыки, причем важнейшим развивающим фактором может оказаться внесением в практику освоения школьниками социокультурного аспекта текстов, связанными с литературными местами. В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал, приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.
Цели обучения с учётом специфики учебного предмета «Литературное краеведение»
Программа курса «Литературное краеведение» включает в себя материал, не содержащийся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактами из жизни и творчества русских писателей и поэтов. Способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения: формирует у учащихся высокую гражданскую позицию, способствует воспитанию речевой культуры школьников.
Цели обучения:
- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов Прикамья, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества;
– выявить процесс влияния творчества писателей-земляков на сознание современного школьника; ознакомление учащихся с творчеством поэтов - земляков, как средство активного, действенного познания родины, её культуры.
Задачи обучения:
Данный курс призван решить важные задачи:
- развивать коммуникативные умения через освоение социокультурного пространства;
- обеспечивать преимущественное внимание к изучению культуры своего края; выявить влияние жизненного пути писателя на его творчество;
- способствовать воспитанию любви к малой родине - Прикамью;
- развивать индивидуальные склонности и способности
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- собрать фактический материал по творчеству поэтов и писателей-земляков;
- формировать информационную культуру; закрепление умения работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета;
- формировать навыки исследовательской и аналитической деятельности; через фольклорные и литературные произведения расширить знания учащихся о родном крае;
- помочь увидеть Пермский край и литературу в их взаимосвязанном историческом развитии.
- воспитать культуру личности, отношения к краеведению как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Общая характеристика учебного предмета Литературное краеведение
Данный учебный предмет играет большую роль в эстетическом воспитании. Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Краеведческие походы и экскурсии помогают учителю лучше узнать своих воспитанников, так как возникает непринужденное общение учителя и учащихся, благодаря которому познаются моральные качества и духовный мир школьников. Занимаясь краеведением, учащиеся развивают индивидуальные склонности и способности.
Наблюдение многих природных явлений вызывают у школьников любознательность и желание больше вникать в тайны природы. Краеведение помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. А это имеет огромное значение для воспитания патриотизма..
Книги писателей – земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой краеведы познают во время экскурсий и походов по родному краю. Близость к природе через литературное произведение писателей-земляков убеждает школьников беречь её богатства, сохранять и приумножать созданное усилиями поколений. Школьники невольно становятся её добрыми друзьями и защитниками, и эти чувства останутся у них на всю жизнь. Любовь к природе у людей, способных понимать её живую красоту, постоянно сливается с чувством Родины, а в будущем переходит в глубокое патриотическое убеждение.
Краеведческие занятия формируют устойчивый интерес к поискам нового и тем самым способствуют развитию творческой мысли, воспитывают активного читателя-книголюба. Они обладают свойством увлекать, захватывать человека, вносить в его жизнь радость приобщения к неизвестному. В. Бианки писал, что «краевед – прежде всего, исследователь. Он влюблён в свой край, и это помогает ему понять многое, что недопустимо пониманию равнодушных…».
Уникален и самобытен наш Пермский край. Здесь культура центральной части России соприкасается с веками складывающимися на этой территории самобытными общественными отношениями. Прикамье, в силу своего геополитического положения, внесло неоценимый вклад в обеспечение органичного переплетения европейской, русской и азиатской культур, закладывая основу для их взаимного дальнейшего развития и обогащения.
Занятия по краеведению не претендуют на автономию. Их следует рассматривать как одно из направлений учебно-воспитательного процесса по формированию активной человеческой личности. Без чувства гармонии, прекрасного не существует духовной жизни человека, и всегда, во все времен на любом уровне культуры это чувство было присуще человеку.
Искусство, как и наука, как и само мышление, имеет источником не только общество, но и природу и входит в историю всего человечества, отражая и определяя его культурный уровень. Справедливо сказал известный художник, учёный, общественный деятель Н. К. Рерих: «Уберите памятник Красоты, и весь аспект истории нарушится... Прекрасное – это благородный водитель всей нашей жизни». В этих словах содержится указание на этическую сторону воздействия природы. Любуясь красотой жизни, человек становится бережней к ней. Учимся мы этому во время занятий краеведческой работы в целом, литературно-краеведческой – в частности.
Программа предполагает обращение к истории развития культурной жизни края, знакомство с литературными местами Прикамья, с творчеством писателей, так или иначе связанных с Пермским краем.
На примере материала этой программы ученики могут выявить характер влияния определённых мест Прикамья на творчество писателей, увидеть движение мысли автора от замысла, идеи к художественному осуществлению их, сопоставить прототипы с образами героев, проследить разные подходы к одной и той же теме у ряда писателей, сопоставить решения одной и той же проблемы писателем и художником, выработать умения и навыки анализа художественных произведений в их внетекстовом контексте, опираясь на исторические сочинения, письма, дневники, мемуары.
Программа построена таким образом, что дети изучают литературу Пермского края от начала возникновения края до современного периода, причем занятия рассчитываются так, что темы, совпадающие с темами основного курса литературы, изучаются параллельно и дополняют материал основной программы.
Общая характеристика учебного процесса
Основные технологии обучения
1. Проблемное обучение:
- Частично-поисковый метод;
- Технология учебного исследования;
- Эвристическое обучение;
2. Интерактивные технологии: проведение дискуссий.
Формы и методы обучения
знакомство с жизнедеятельностью писателей, живших или когда-то бывавших в Пермском крае;
поиск новых материалов о земляках-писателях;
знакомство с ныне живущими писателями и поэтами района, области, встречи с ними;
творческие отчёты о поисковой работе;
выпуск информационных листков;
исследовательская деятельность учащихся;
интеллектуальные игры;
литературные праздники и гостиные;
написание эссе, рассказов, сочинений;
Виды контроля:
выразительное чтение, в том числе и наизусть,
развернутый ответ на вопрос,
викторина
анализ эпизода,
анализ стихотворения,
комментирование художественного текста,
характеристика литературного героя,
конспектирование фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника,
сочинение на литературную тему,
сообщение на литературную и историко-литературную темы,
презентации проектов
итоговый: анализ стихотворения,
развернутый ответ на проблемный вопрос,
литературный ринг,
выполнение заданий в тестовой форме.
Логические связи предмета краеведения с остальными предметами учебного плана.
Краеведение как учебный предмет связан с русским языком и литературой, с которыми образует круг филологических дисциплин. Краеведение взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках краеведения формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей краеведение обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, способствует освоению знаний по гуманитарным предметам
Обоснование выбора УМК
Краеведение позволяет показать связь и значение истории края в истории страны, подвести учащихся к важности и необходимости ее изучения, способствует развитию интереса. Воспитание уважения к его прошлому и настоящему.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:
-выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение и сопоставление;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом и развёрнутом виде;
- владение диалогической и монологической речью;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков.
Обучение по предлагаемой программе «Литературное краеведение» позволит учащимся познакомиться с произведениями писателей, чье творчество оплодотворено жизнью родного края. О тонкой и сложной связи, существующей между художественным произведением и местом, вдохновившим писателя на его создание, о важности изучения «почвы» и «корней» писали многие, в том числе Д.С.Лихачев: «…понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со всей родной страной»
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно действующему учебному плану школы образовательная программа для 7 класса предусматривает обучение литературному краеведению в объеме 34часов - 1 час в неделю.
Результаты освоения по литературному краеведению
личностные:
− формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
− развития читательской культуры: расширение и углубление художественного опыта;
− умение ясно, точно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл прочитанного произведения, выстраивать аргументацию, приводя свои примеры, отстаивая свою позицию;
− формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
− формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно- полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности;
метапредметные:
− умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
− умение осуществлять анализ художественного произведения с точки зрения истории, мировой художественной культуры, языка;
− умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логичные рассуждения, умозаключения и выводы;
− умение работать в группах; находить общее решение и разрешить конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
− формирование учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
− умение находить в различных источниках информацию, необходимую для написания сочинения, эссе, рецензии; выступления или презентации по заданной теме;
− умение понимать и использовать средства наглядности (рисунки,
таблицы, картины, репродукции) для иллюстрации, аргументации своего выступления, доклада;
предметные:
1) в познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и своего отношения к ней;
3) в коммуникативной сфере:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание программы учебного курса
Введение. Предмет и задачи литературного краеведения. Пути развития пермской литературы. Известные краеведы прошлого. Современное состояние краеведения в Перми. Обзор краеведческой литературы.
Дело № 1 от 7.10.1978. Об исчезнувшем городе, речном божестве и чемодане. М.А.Осоргин
Наша Пермь – Пермь Осоргина. «Времена». «Детство». «Юность». «Пирог с адамовой головою». Кама. Пароходы и лодки. Отец – лес, мать – река и их отражение друг в друге.
Дело № 2 от 17.04.1884. О птичьих гнездах, авиаторах и эликсире молодости. В.В.Каменский
Расследование первое: Птенец в гнезде. «Путь энтузиаста». Из писем. «Его-моя биография великого футуриста». «Русский звенидень».
Расследование второе: Певчая птица – обретение голоса. «Землянка». Маяковский о футуризме. «Улетан». «Девушки босиком». Из переписки В.Каменского с читателями.
Расследование третье: «Крыловейность», поэт – перелётная птица. «Землянка». «Его-моя биография великого футуриста». «Путь энтузиаста». «Солнцелей с аэроплана». О Каменском. «Вот как надо жить в Перми на Каме».
Дело № 3 от 9.01.1904. О невиданном оружии, сыре боре и Homo humanitas. А.П. Гайдар
Расследование первое: Добрые дела. Биография: детство, боевая юность, Пермский период, детский писатель. «Тимур и его команда». Обращение к пионерам и школьникам.
Расследование второе: Невидимое оружие. Коллеги о писателе. «Сказка о бедном старике и гордом бухгалтере». Биография: а дальше была война.
Дело № 4 от 11.08.1880. О таинственном золоте, кораблекрушении и пельменях. А.С.Грин
Расследование первое: Зов моря. «Автобиографическая повесть». «Зурбаганский стрелок». «Корабли в Лиссе».
Расследование второе: Сказочник. «Автобиографическая повесть». В.Михайлюк об А.Грине. «Золотой пруд». Ю.Олеша. Л.Борисов.
Расследование третье: Герой. «Алые паруса». Г.Шенгели. Андрей Вертипрахов.
Дело № 5 от 15.01.1879. О подземном мире, коварных хранителях и динамите. П.П.Бажов
Испытание умом. «У старого родника». Словарик.
Испытание красотой и верностью. «Медной горы хозяйка». «Две ящерки».
Испытание трудом. Горняцкие байки.
Испытание темнотой и молчанием. Спелеологические байки.
Испытание золотом и дружбой. «Про великого полоза». «Золотой волос».
Испытание талантом. «Каменный цветок». «Горный мастер».
Испытание благородством и бескорыстием. «Богатырева рукавица». «Сказание о Ветлане, Полюде и Вишере».
Дело № 6 от 1.05.1924. О двух родинах, любви и ящике с петухом. В.П.Астафьев
Расследование первое: родина «с ноготь величиной». Из интервью Ю.Ростовскому. «Васюткино озеро». В.М.Котляков.
Расследование второе: «Не у каждого жена Марья, а кому Бог даст». Ю.Ростовский. Из воспоминаний.
Расследование третье: «Не навреди!». «Белогрудка». «Хвостик». Из воспоминаний. Надежда Баглей. Андрей Ежов.
Дело № 7 от 29.01.1890. О брыкающемся коне, жадной бумаге и восторженном человеке. Б.Л.Пастернак
Расследование первое: Пастернак и Урал. Из воспоминаний брата Александра. Из воспоминаний Бориса Пастернака. Из писем.
Расследование второе: Пять секретов.»Урал впервые». «Весна». «На пароходе». «Весенняя распутица». «Стихи мои...».
Дело № 8.от 24.12.1847. О кино без кинокамеры, кумачовых сарафанах и тишине. В.И. Немирович-Данченко
«Кама и Урал». «Палаты Строгановых». «Чусовая – река теснин». «Стефан Пермский. Огнём и словом».
Дело № 9. Все только начинается. Для чего существуют писатели и поэты
Великий и могучий Пермский край. Проект «Моя малая родина»
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Да та | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания образования | Планируемые результаты | Вид контроля |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1-2 | Сентябрь | Введение. | Вводный урок | Знакомство с курсом. Цели, задачи изучения предмета. Игра «Пермский край» | Научатся: пользоваться учебником, его рубриками. Получат возможность научиться: осуществлять поиск нужной информации. | Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала Познавательные: поиск информации Коммуникативные: допускать существование разных точек зрения. | Понимать значение знаний для человека и принимать его. | Устный опрос. Игра |
3-4 | | Дело № 1 от 7.10.1978. Об исчезнувшем городе, речном божестве и чемодане. . | Изучение нового материала. Урок-исследование. | М.А.Осоргин | Научатся: определять, в чем состоят особенности творчества Осоргина. Получат возможность научиться: выявлять факторы, которые повлияли на становление М.Осоргина как писателя. | Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала. Познавательные: умение структурировать знания; представлений о культуре общения, целях общения и его осмысление. | Сохранять мотивацию к учебной деятельности ; Проявлять интерес к новому. | Устный опрос. Биография в виде досье |
5 | Октябрь | М.Осоргин | Обобщающий урок | Путешествие по биографии и творчеству М.Осоргина в виде игры | Научатся: определять, в чем состоят особенности творчества Осоргина. Получат возможность научиться: выявлять факторы, которые повлияли на становление М.Осоргина как писателя. | Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: поиск существенной информации. Коммуникативные: принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения. | Сохранять мотивацию к учебной деятельности ; Проявлять интерес к новому . | Устный опрос. индивидуальная работа |
6-7 | | Дело № 2 от 17.04.1884. О птичьих гнездах, авиаторах и эликсире молодости. | Комбинированный урок. | В.В.Каменский | Научатся: Получат возможность научиться: Анализировать творческий путь В.Каменского. | Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала. Познавательные: общеучебные – формулировать ответы на вопросы учителя; Логические - поиск существенной информации. Коммуникативные: принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения. | Сохранять мотивацию к учебной деятельности ; Проявлять интерес к новому. | Устный опрос. |
8 | | В.В.Каменский | Повторительно-обобщающий урок. Контроль | Повторение основных моментов биографии. Обсуждение проблемных вопросов. | Регулятивные: принятие учебной задачи и планирование своей деятельности. Познавательные: привлекать информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: излагать своё мнение, аргументируя. | Оценивание собственной деятельности. | Тест. Кроссворд |
9-11 | Ноябрь | Дело № 3 от 9.01.1904. О невиданном оружии, сыре боре и Homo humanitas. | Комбинированный урок. | А.П. Гайдар | Научатся: определять особенности творчества А.Гайдара Получат возможность научиться: осуществлять анализ текстов Гайдара | Регулятивные: принимать, сохранять учебную задачу; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия. Познавательные: Общеучебные –умение структурировать знания; Коммуникативные: принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения. | Сохранять мотивацию к учебной деятельности ; Проявлять интерес к новому. | Устный и письменный контроль. Рисунок |
12-14 | Декабрь | Дело № 4 от 11.08.1880. О таинственном золоте, кораблекрушении и пельменях. | Урок исследование. Урок-практикум. | А.С.Грин | Научатся: определять, из чего складывается мастерство А.Грина как писателя Получат возможность научиться: .Научиться составлять лит.портрет писателя | Регулятивные: Принимать, сохранять учебную задачу; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия; Познавательные: Общеучебные –формулирование ответов на вопросы учителя; Логические- поиск существенной информации из практического опыта. Коммуникативные: Принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения. | Сохранять мотивацию к учебной деятельности ; проявлять интерес к новому учебному материалу. | Устный опрос. постановка мини-спектакля |
15 | Январь | Повторение по темам: А.Гайдар, А.Грин | Урок контроля и коррекции. | Повторение основных моментов биографии. Обсуждение проблемных вопросов. | Регулятивные: определение целей и результатов своей деятельности. Познавательные: представлять информацию в форме таблицы. Коммуникативные: излагать своё мнение, аргументируя. | Понимать значение знаний для человека и принимать его. | Тест. Проекты |
16-19 | Февраль | Дело № 5 от 15.01.1879. О подземном мире, коварных хранителях и динамите. | Урок изучения нового материала. | П.П.Бажов | Научатся: выявлять особенности повествования Бажова, характеризовать взаимодействие человека и природы в произведениях Бажова. Получат возможность научиться: сравнивать творчество Бажова с фольклором, с творчеством других писателей, которые работали в этой тематике. | Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала. Познавательные: поиск существенной информации Коммуникативные: принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения. | Сохранять мотивацию к учебной деятельности ; проявлять интерес к новому учебному материалу. | Устный опрос. Составление словаря |
20-22 | | Дело № 6 от 1.05.1924. О двух родинах, любви и ящике с петухом. | Комбинированный урок. | В.П.Астафьев | Научатся: называть основные этапы в жизни и творчестве В.Астафьева. Получат возможность научиться: оценивать степень влияния фигуры Астафьева на литературу Пермского края и на всю русскую литературу. | Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: владеть смысловым чтением. Коммуникативные: принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения | Сохранять мотивацию к учебной деятельности ; проявлять интерес к новому учебному материалу. | Устный опрос. |
23 | Март | Повторение по темам: П.Бажов, В.Астафьев | Урок контроля и коррекции. | Повторение основных моментов биографии. Обсуждение проблемных вопросов. | Регулятивные: Планировать свою деятельность Познавательные: Общеучебные –формулирование ответов на вопросы учителя; Логические- поиск существенной информации из практического опыта. Коммуникативные: Принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения. | Оценивание собственной деятельности. | Работа с текстом. Презентации |
24-27 | Апрель | Дело № 7 от 29.01.1890. О брыкающемся коне, жадной бумаге и восторженно человеке. | Комбинированный урок. | Б.Л.Пастернак | Научатся: характеризовать взаимодействие человека и природы в произведениях Пастернака Получат возможность научиться: анализировать стихотворения Пастернака | Регулятивные: плакировать свою деятельность Познавательные: находить и выделять необходимую информацию; . Коммуникативные: Принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения | Сохранять мотивацию к учебной деятельности ; проявлять интерес к новому учебному материалу. | Устный опрос. Коллаж |
28-30 | | Дело № 8.от 24.12.1847. О кино без кинокамеры, кумачовых сарафанах и тишине. | Урок-исследование | В.И. Немирович-Данченко | Научатся: видеть связь межу литературой и кинематографом. Получат возможность научиться: анализировать произведения Немировича-Данченко, выделять ключевые темы в его творчестве. | Регулятивные: плакировать свою деятельность Познавательные: находить и выделять необходимую информацию; . Коммуникативные: Высказывать свое мнение; умение работать в группе | Проявлять интерес к новому материалу. | Работа в группах |
31-32 | Май | Повторение. Дело № 9. Все только начинается. | Повторительно-обобщающий урок. Проект «Моя малая родина» | Для чего существуют писатели и поэты | Регулятивные: определение целей и результатов своей деятельности. Познавательные: привлекать информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: высказывать свое мнение, воспроизводить информацию по памяти | Сохранять мотивацию к учебной деятельности ; проявлять интерес к новому учебному материалу. | Тест. Решение проблемных задач. |
33-34 | | Резерв | | | | | |
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Учащиеся научатся:
- осознанно воспринимать и понимать содержание изученных произведений;
- различать основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок, постоянные эпитеты, гипербола, сравнение, летопись, роды литературы (эпос, лирика, драмы), басня, аллегория, эзопов язык, баллада, литературная сказка, стихотворная и прозаическая речь, ритм, рифма, способы рифмовки, «бродячие сюжеты», метафора, звукопись, аллитерация, фантастика в литературном произведении, юмор, портрет, пейзаж, литературный герой, сюжет, композиция, литературного произведения, драма как род литературы, пьеса-сказка, автобиографичность литературного произведения.
- воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
- отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
- видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
- различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (сказка, загадка, басня, рассказ);
- ориентироваться в культурных учреждениях;
- пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
Учащиеся получат возможность научиться:
- выявлять основную нравственную проблематику произведения;
- определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
- воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
- ориентироваться в незнакомой книге (аннотация, автор, оглавление, предисловие, послесловие);
- выразительно читать текст;
- подготовить краткий сжатый и подробный пересказ;
- словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
- аргументировать своё отношение к героям, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
- написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных наблюдений и литературных впечатлений;
- сочинять небольшие произведения фольклорного жанра: сказки, загадки, басни; создавать сочинения-миниатюры на основе заданного сюжета.
Учебно – методический комплекс
А.В.Фирсова, Е.В.Лившиц, Е.А.Князева и др. Мой Пермский край. Следствие ведут пермяки: литературные расследования. – М.: Издательство ВЛАДОС, 2017.
А. Н. Петренко. Как научиться писать стихи - М.: Просвещение, 1999г.
А. Н. Буханов. Литературное краеведение. М.: Просвещение, 2001г.
Г. К. Петровский. Интересные вопросы литературы. М.: Просвещение, 2005г.
В. В. Дурнов. Наши малые родины. М.: Просвещение, 2006г.
Е.А. Ильницкая, Р. О. Ладикова. Краевед. Краеведческая работа. М.: Издательский дом «Дрофа», 1999г
Интернет- ресурсы:
http://skazka.ural.ru
http://www.internet-school.ru/ShowInfo.ashx?ob_no=30029
www.school-collection.edu.ru
http://festival.1september.ru/articles/510941/
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
Система оценивания
Критерии оценивания знаний по литературному краеведению
Общие требования к устному ответу:
1. Соответствие ответа формулировке темы.
2. Содержательность, глубина и полнота ответа. Достоверность излагаемого материала. Хорошее знание текста художественного произведения.
3. Аргументированность, логичность и композиционная стройность ответа.
4. Достаточный интеллектуально-культурный и научно-теоретический уровень ответа.
5. Умение воспринимать художественное произведение как факт искусства слова. Знание и понимание основных закономерностей и проблем развития литературы, умение анализировать содержание и форму художественных произведений.
6. Грамотная, богатая, точная и выразительная речь.
Критерии оценки устного ответа:
"OТЛИЧНО": ставится за исчерпывающий, точный ответ, отличное знание текста и др. литературных материалов, умение пользоваться ими для аргументации и самостоятельных выводов, свободное владение литературоведческой терминологией, навыки анализа литературного произведения в единстве формы и содержания, умение излагать свои мысли последовательно с необходимыми обобщениями и выводами, выразительно читать наизусть программные произведения, говорить правильным литературным языком.
"ХОРОШО": ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые иллюстрации, умение излагать свои мысли последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные затруднения в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен недостаточно, отдельные погрешности в чтении наизусть и отдельные ошибки в речевом оформлении высказываний
"УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится за ответ, в котором в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения раскрыт материал. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет обобщений и выводов в полном объеме, имеются существенные ошибки в речевом оформлении высказываний, есть затруднения в чтении наизусть.
"НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится, если показано незнание текста или неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые иллюстрации, отсутствует логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и самостоятельной оценки фактов; недостаточно сформированы навыки устной речи, имеются отступления от литературной нормы.
Критерии оценки тестовых заданий
При оценке выполнения тестового задания используется следующая шкала
Баллы | Степень выполнения задания |
1 | Менее чем на балл «2» |
2 | Выполнено не менее 20 % предложенных заданий |
3 | Выполнено не менее 30 % предложенных заданий |
4 | Выполнено не менее 40 % предложенных заданий |
5 | Выполнено не менее 50 % предложенных заданий |
6 | Выполнено не менее 60 % предложенных заданий |
7 | Выполнено не менее 70 % предложенных заданий |
8 | Выполнено не менее 80 % предложенных заданий |
9 | Выполнено не менее 90 % предложенных заданий |
10 | Выполнены все предложенные задания |
Оценка «5» за тест ставится, если набрано 9-10 баллов.
Оценка «4» ставится, если набрано 6-8 баллов.
Оценка «3» ставится, если набрано 3-5 баллов.
Оценка «2» ставится, если набрано 1-2 балла.
Критерии и нормы оценки проектной работы
Оценка «3 » соответствует I – уровню – получение учащимися знаний со слов учителя или одноклассника, выполняет работы по списыванию из готовых источников.
Оценка « 4 » соответствует II – уровню – самостоятельное приобретение знаний, умений. Подготовка выступлений, рефератов на неизвестные ранее темы с использованием учебных пособий, периодики, других источников.
Оценка «5 » соответствует III – уровню – изучение школьником в ходе углубленного исследовательского поиска представляющий научный интерес. Выполнение творческих работ, умение выступать, анализировать и делать выводы.
Оценки «2» и «1» не ставятся, так как главная цель дать не только знания, но и привить любовь к родному краю.