Приложение к ООП НОО
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда
начальная общеобразовательная школа № 53
Рабочая программа
по литературному чтению
для 4 класса
(УМК: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова)
г. Калининград, 2019
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом авторской программы по литературному чтению Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой с использованием УМК Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение», входящего в состав образовательной системы «Школа России». Программа разработана в соответствии с ООП НОО и учебным планом МАОУ НОШ № 53.
На изучение литературного чтения в начальной школе согласно учебному плану школы отводится - 273 ч, из них в четвертом классе - 68 ч.
Вариативная часть программы представлена внутрипредметным модулем «Литературное краеведение» - 20ч.
1. Планируемые результаты освоения программы
Содержание программы обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
сформировано чувство гордости за свою Родину, её историю;
сформировано уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
развитие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
сформированы умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
овладение навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевого высказывания;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях.
Предметные результаты
К концу обучения в 4 классе ученик научится:
владеть навыком самостоятельного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
передать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
составлять план к прочитанному;
вводить в пересказы - повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
знать названия, темы и сюжеты 2 - 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей - классиков;
знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
знать не менее 6 - 7 народных сказок, уметь их пересказывать;
знать более 10 пословиц, 2 - 3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
Ученик получит возможность научиться:
строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;
описывать и сопоставлять различные объекты;
самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника;
развивать умение от чтения вслух к чтению про себя;
пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;
воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного;
различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка;
размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения, написанные на одну тему разными поэтами;
навыку самостоятельного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту.
2. Содержание учебного предмета
Основные задачи реализации содержания: формирование представлений о
многообразии языков, дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы; формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном языке.
Былины. Летописи. Жития (4 ч.)
Летопись об Олеге Летопись об Илье Муромце
Чудесный мир классики (6 ч.)
П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок);
А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...»; Поэтическая тетрадь (5ч.)
Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»;
II. Плещеев. «Дети и птичка»;
И. С. Никитин. «В синем небе плывут над нолями...»;
Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»;
И. А. Бунин. «Листопад».
Литературные сказки (5 ч.)
Ф.Одоевский. «Городок в табакерке»;
В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».
Делу время — потехе час (3 ч.)
Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»;
Страна далекого детства (3 ч.)
Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»;
Литературный КВН.
Природа и мы (3 ч.)
А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»;
Е. И. Чарушин. «Кабан»;
Поэтическая тетрадь (3 ч.)
Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»;
А. Клычков. «Весна в лесу»;
С. А. Есенин. «Лебедушка»
Родина (4 ч.)
И. С. Никитин «Русь»;
С. Д. Дрожжин. «Родине»;
Учебный проект « Они защищали Родину»;
Тест.
Страна «Фантазия» (2 ч.)
К. Булычев. «Путешествие Алисы»;
Литературная игра по страницам произведения.
Зарубежная литература (7 ч.)
Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»;
Г. X. Андерсен. «Русалочка»;
М. Твен. «Приключения Тома Сойера»;
С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».
Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» (20 ч.)
Цели внутрипредметного модуля: воспитание интереса к самостоятельному чтению и книге, осознанному выбору книг для чтения, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения.
Поэтическая тетрадь
Прибрежная, Л. «Похищение Мурчалки». Прибрежная, Л. «Где живёт радуга?», « Яна, бананы и обезьяны», «Белый жирафик». Самусевич Альбина Григорьевна. «Алатырь- камень». Самусевич, А.Г. « Янтарных тайн мозаика» («Легенда о янтаре»), Самусевич, А. « Про кляксу», Самусевич, А. «Сашкина болезнь», Самусевич, А. « Солнечный ёж»,
Самусевич Альбина Григорьевна. «Возьми меня с собой на Куршскую косу», «Букет», «Цветет шиповник в дюнах».
Самусевич, А. Г. «К юбилею города Калининграда», Сергеев В. «О ветре», Сергеев, В. «Про вишни, мёд и речку».
Погружение в историю
Серкова, И.С. «Письма из 1812 года». Серкова, И.С. «Письма из 1812 года» оригинальные задачи по отечественной истории. Развитие логики, воображения, пространственного мышления, памяти, внимания, навыков счёта. Шевцов Виталий Евгеньевич о согражданах-калининградцах «Дорогие мои земляки» (2008) Шевцов, В. Запах керосина Эхо войны. Тихонова, Т. Праздник длинной колбасы: сказка старого города. Сечко Л. В. Край, в котором мы живём: Очерки истории Калининградской области.
Рассказы о животных
Моткова Ирина Валерьевна «Калининградский зоопарк» маленькое путешествие по Калининградскому зоопарку. Шевцов, В. Е. «Черный аист и другие невыдуманные истории». Кудрявцева,З. М. «Болотница» Сказка. Сергеев, В. «В зоопарке». Гусева- Рыбникова Евгения Алексеевна «Горностай», сказки. Тихонова, Т. Б. «Маленький инопланетянин». Стручков, В. Е. «Почему молчат киты?» сказки, стихи, загадки
Мир сказок и приключений
Лариса Прибрежная «Повелитель мелодий» Сочетание реальных и фантастических событий в сказке. Колембет Л. «Бабушкины сказки». Колембет Лидия Васильевна Юмореска - «День рождения Афины». Кудрявцева, З. М. «Сказки Балтийского ветра». Гусева-Рыбникова, Е. А. «Пляски на луне», рассказы.
Резервные уроки (3 ч.)
Входной мониторинг образовательных достижений. Административная контрольная работа за 2 четверть. Промежуточная аттестация.
3. Тематическое планирование № | Раздел программы | Кол-во часов | Виды деятельности обучающихся |
Летописи Былины Жития (4 ч.+4 ч. В. м.) |
1 | Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» Знакомство с детскими писателями нашего края. | 1 | Знать структуру учебника, приёмы ориентирования в учебнике; историю создания книг, отличия рукописной и печатной книги, различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, аннотации, иллюстрация), составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Осознанно подбирать и читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие, так и плохие; - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. Высказывать своё отношение к героям прочитанных |
2 | Знакомство с учебником. Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». | 1 |
3 | Былина «И вспомнил Олег коня своего» | 1 |
4 | Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» Калининградские писатели - детям З.М. Кудрявцева «Сказки Балтийского ветра» | 1 |
5 | Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» Калининградские писатели - детям З. М. Кудрявцева «Болотница» сказка | 1 |
произведении, к их поступкам. Выразительно читать и пересказывать текст.
Ч 6 | Обобщение по теме «Летописи. Былины. Жития». Проверочная работа. | 1 |
7 | Учебный проект «Важное историческое событие» | 1 |
8 | Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» Калининградские писатели - детям З. М. Кудрявцева «Алатырь-камень» | 1 |
удесный мир классики (6 ч.+6 ч. В. м.)
З
9 | П.П. Ершов «Конёк-горбунок». Знакомство с текстом. | 1 |
10 | П.П. Ершов «Конёк-горбунок». | 1 |
11 | П.П. Ершов «Конёк-горбунок». | 1 |
12 | Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» Л. Прибрежная «Где живёт радуга? Яна, бананы и обезьяны Белый жирафик» (стихи) | 1 |
13 | А.С. Пушкин. «Уныла пора», «Няне», «Туча» | 1 |
14 | Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» Л. Колембет, Бабушкины сказки. | 1 |
15 | Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» Л. В. Колембет Юмореска - «День рождения Афины». | 1 |
16 | Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» Гусева-Рыбникова, Е.А. Пляски на луне: рассказы | 1 |
17 | Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» Л. В. Колембет Юмореска - «День рождения Афины». | 1 |
18 | Л.Н. Толстой «Как мужик камень убрал». | 1 |
19 | Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» Гусева-Рыбникова, Е.А. Пляски на луне: рассказы. | 1 |
20 | Обобщение по теме «Чудесный мир классики». Тест. | 1 |
нать виды сказок и их структуру, различные произведения устного народного творчества. Уметь приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки), читать осознанно текст; определять тему, главную мысль произведения, пересказывать текст.
П
21
Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...»
А. Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения
1
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов, имена, фамилии их
оэтическая тетрадь (5 ч.+3 ч. В. м.)
22 | Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» Л.Е. Прибрежная «Похищение Мурчалки». | 1 | авторов.Уметьчитать стихотворные произведения наизусть (по выбору), выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой). |
23 | И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...» Н. А. Некрасов «Школьник» | 1 |
24 | Н. А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки..» И. А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина | 1 |
25 | Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» А.К.Самусевич «Про кляксу», « Сашкина «болезнь» | 1 |
26 | Обобщающий урок - игра «Поэтическая тетрадь». Проверочная работа. | 1 |
27 | Учебный проект «Русские поэты» | 1 |
28 | Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» А.К.Самусевич «Про кляксу», « Сашкина «болезнь» | 1 |
Литературные сказки (5 ч.+2 ч. В. м.) |
29 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки. | 1 | Знатьназвания, основное содержание изученных литературных произведений. отличие литературной сказки от фольклорной; имена, фамилии их авторов. Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему, различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные, восстанавливать авторский текст по опорным словам, соотносить пословицы с характеристикой героя произведения. |
30 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». | 1 |
31 | Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» А. Самусевич «К юбилею города Калининграда». В. Сергеев «О ветре» | 1 |
32 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. | 1 |
33 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». | 1 |
34 | Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» А. Самусевич «К юбилею города Калининграда». В. Сергеев «О ветре» | 1 |
35 | Обобщающий урок по теме «Литературные сказки». Тест. | 1 |
Делу время - потехе час (3 ч.+2 ч. В. м.) |
36 | В. Ю. Драгунский «Главные реки» | 1 | Знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов, уметь читать |
37 | Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» | 1 |
| Л. Прибрежная «Повелитель мелодий» Сочетание реальных и фантастических событий в сказке. | | осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости), определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу, аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения. |
38 | В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | 1 |
39 | Обобщающий урок «Делу время - потехе час». Викторина. | 1 |
40 | Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» Л. Прибрежная «Повелитель мелодий» Сочетание реальных и фантастических событий в сказке. | 1 |
Страна далёкого детства (3 ч.+2 ч. В. м.) |
41 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков». | 1 | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов, отличие литературной сказки от фольклорной, уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, воспринимать на слух и понимать художественные произведения разных жанров; передавать их содержание по вопросам, уметь различать жанры художественных произведений. |
42 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герои произведения | 1 |
43 | Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» Л.В. Сечко «Край, в котором мы живём: Очерки истории Калининградской области» | 1 |
44 | Обобщающий урок «Страна детства». КВН | 1 |
45 | Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» Е.А. Гусева-Рыбникова «Горностай» сказки. | 1 |
Природа и мы (3 ч.+1 ч. В. м) |
46 | А. И. Куприн «Барбос и Жулька» | 1 | Знать основное содержание текста, их авторов; стили текстов, их различия, уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии), уметь пересказывать текст, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, создавать небольшой устный текст на заданную тему. |
47 | Е. И. Чарушин «Кабан» | 1 |
48 | Обобщающий урок - конкурс «Природа и мы». Работа с текстом. | 1 |
49 | Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» Е.А. Гусева-Рыбникова «Горностай» сказки. | 1 |
Поэтическая тетрадь(4 ч.) |
50 | Б.Л. Пастернак «Золотая осень» С.А. Клычков «Весна в лесу» | 1 | Уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения; характеризовать выразительные средства; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); заучивать стихотворение с помощью иллюстраций и опорных слов; выразительно читать по книге или наизусть стихи перед |
51 | С.А. Есенин «Лебедушка» | 1 |
52 | Обобщающий урок - конкурс «Поэзии прекрасные страницы» | 1 |
| | | аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой). |
Родина (4 ч.) |
53 | И. С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте | 1 | Знать основное содержание текста, их авторов; стили текстов, их различия. Уметьиспользовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии); уметь пересказывать текст; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; создавать небольшой устный текст на заданную тему. |
54 | С.Д. Дрожжин «Родине». | 1 |
55 | Учебный проект «Они защищали Родину». | 1 |
56 | Обобщение по теме «Родина». Тест. | 1 |
Страна Фантазия (2 ч.) |
57 | К. Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра. | 1 | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов, понимать эмоциональнонравственные переживания героев произведений. Уметь участвовать в диалоге при обсуждении произведения, строить небольшие монологические высказывания: рассказ о своих впечатлениях по прочитанному произведению (о героях, событиях), участвовать в литературных играх (инсценирование), оценивать события, героев произведения; |
58 | К. Булычёв «Путешествие Алисы». Литературная игра по страницам произведения | 1 |
Зарубежная литература (7 ч.) |
59 | Дж. Свифт «Путешествие Г улливера» | 1 | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение); инсценировать и пересказывать полюбившиеся эпизоды; проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении и инсценировании зарубежной литературы; выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы, четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме. |
60 | Г.Х.Андерсен «Русалочка». Персонажи сказки | 1 |
61 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | 1 |
62 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков. С. Лагерлеф «Святая ночь». | 1 |
63 | Сказания о Христе. С. Лагерлеф. «В Назарете». | 1 |
64 | Сказания о Христе. С. Лагерлеф. «В Назарете». | 1 |
65 | Обобщение по теме «Зарубежная литература» | 1 |
Резервные уроки (3 ч.) |
66 | Резервный урок 1. Входной | 1 | Контроль навыка чтения. |
| мониторинг образовательных достижений. | | |
67 | Резервный урок 2. Административная контрольная работа за 2 четверть. | 1 | Работа с текстом. |
68 | Резервный урок 3. Промежуточная аттестация. | 1 | Контроль навыка чтения. |
Итого: 68 часов |