СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Меридиан"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа туристической направленности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Меридиан"»

Пояснительная записка.


Приоритетным направлением российской школы, в соответствии с происходящей модернизацией образования страны, является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

В национальной доктрине образования в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года № 751, в качестве одной из основных целей определены формирование здорового образа жизни и развития детского и юношеского спорта.

Наиболее комплексным видом воспитания здорового и закаленного человека является туризм. Термин «туризм» впервые встречается в английских источниках начала ХIХ и обозначат экскурсию или путешествие.

Под школьным туризмом понимается туристская деятельность учащихся, выходящая за рамки учебных программ по физической культуре и организуемая учреждением дополнительного образования в целях обеспечения педагогически целесообразного использования их внеурочного времени.

Планирование составлено на основе рабочей программы по туризму для 5-7 классов, ФГОС.М.: «Просвещение», 2013г.Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (стандарты второго поколения), а также программой внеурочной деятельности «Туристско-краеведческая деятельность» общего образования под редакцией Л.П.Савельевой.

При разработке учитывались следующие документы и материалы:

- Закон «Об образовании»,

- Рекомендации Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.12-51-03;

- Устав ОУ;

- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.


Актуальность программы заключается в том, что туристские походы и экскурсии очень привлекательный для детей, так как в них есть возможность постоянного совершенствования спортивного мастерства и изучения природного, культурного и исторического наследия своей малой родины. Программа носит образовательно - развивающий характер. Содержание программы направлено на создание условий для укрепления и сохранения физического и психического здоровья учащихся.


Цели программы:сохранение и укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности и физического развития через туристскую деятельность.


Задачи:

- формирование мотивации на регулярные занятия физической культурой и спортом, сохранение и укрепление своего здоровья, выработку умений и навыков здорового образа жизни, осознание каждым ребенком собственной ответственности за свое здоровье;

- обучение основам туристкой подготовки, элементам техники и тактики спортивного туризма;

- создание эффективной системы подготовки учащихся для получения спортивных разрядов по туризму;

- педагогическое руководство воспитанием гуманистических принципов уважения к личности ее правам и свободе.

- формирование ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности.


Учебный план и программа занятий предусматривают обучение ребят азбуке туризма - сообщение им начальных сведений по организационным вопросам подготовки и проведения походов, основных сведений о своем крае, элементарных понятий об ориентировании на местности, знаний основ топографии, общей физической подготовке, гигиены туриста, первой доврачебной помощи при заболеваниях и травмах.

Место курса в учебном плане: реализация программы рассчитана на 1 год, объёмом в 34 часа, 1 час в неделю. Продолжительность занятия 45 минут.         

Занятия проводятся во второй половине дня.

Место проведения занятий - учебные кабинеты, читальные залы школьной и поселковой библиотеки, улицы посёлка, спортивный зал, спортивная площадка школы.

Форма организации внеурочной деятельности – дополнительное образование, форма добровольного объединения детей.

Ценностные ориентиры: программа имеет туристско-краеведческую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией. Педагогическая эффективность программы будет выше, если каждый участник туристской прогулки, сюжетно-ролевой игры, экскурсии или похода будет выполнять посильные и интересные для него поручения. Дети могут самостоятельно распределить следующие социально-профессиональные роли: командир, ремонтный мастер, направляющий, замыкающий, штурман, проводник, дежурный, костровой, санинструктор, завхоз по снаряжению, знаток погоды, знаток птиц, знаток растений, знаток трав, знаток достопримечательностей, знаток туристской кухни, знаток водотоков и водоёмов, знаток рыб, знаток туристской фотографии, знаток туристских песен, знаток истории родного края и т. п.

Совершенствуя полученные в начальном образовании универсальные учебные действия, обучающиеся получают новые теоретические знания и практические умения в области истории и культуры малой родины через различные виды практико-ориентированной деятельности в системе должностно - ролевого туристско-краеведческого самоуправления, проявляют уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям прежних времён, а также в процессе обучения формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности родного края. Ведущим методом внеурочной деятельности является метод решения практических задач (познавательных, исполнительских, творческих).

Формы и виды контроля.

Для реализации программы используются следующие методы обучения:

1. Поисково-исследовательский метод.

2. Метод самореализации, самоуправления через участие в соревнованиях, походах, туристических слётах и экскурсиях, через различные творческие дела.

3. Метод контроля врачебный, самоконтроль.

4. Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию.

Также разнообразны формы работы:

- лекционные занятия;

- практические занятия;

- тренировка по развитию физических качеств, закреплению различных практических умений и навыков;

- проведение соревнований по спортивному ориентированию;

- участие в туристических слётах;

- участие в военно-спортивных играх;

- проведение викторин, конференций по охране природы) ;

- краеведческие экспедиции, походы, экскурсии;

- метод проектов;

- экологические акции.



























Результаты освоения программы

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.

Требования к результатам освоения программы задают критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на каждом году обучения.

Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

К личностным результатам относится система ценностных ориентаций школьника, отражающих его индивидуально-личностные, позиции, мотивы и отношение к активному участию во внеурочной деятельности, социальные чувства, личностные качества. Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет школьнику выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник» и др.) и профессиональные роли («путешественник», «знаток», «дежурный», «командир», «капитан», «штурман» и др.).

К метапредметным результатам относятся освоенные школьником универсальные способы деятельности, применимые как в рамках внеурочной деятельности (образовательного процесса), так и в реальных жизненных ситуациях.

Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Познавательные универсальные учебные действия — система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

К предметным результатам относятся усвоенные младшим школьником в процессе внеурочной деятельности знания, умения, навыки и специальные компетенции; опыт творческой деятельности; опыт познавательной деятельности; опыт коллективной самодеятельности в туристской группе (команде); опыт социально-профессиональных ролей в системе должностно-ролевого туристско-краеведческого самоуправления; ценностные установки, специфичные для туризма и краеведения, межличностной коммуникации.

Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни): приобретение знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены, о технике безопасности при занятии физическими упражнениями и туризмом, способах и средствах передвижения на местности пешком и на лыжах, способах ориентирования на местности и об элементарных правилах выживания в природе, о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, российских традициях памяти героев отечественных войн, русских народных играх, о правилах конструктивной групповой деятельности на туристской прогулке и экскурсии, об основах организации коллективной деятельности в туризме и краеведении, о способах организации досуга, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям российского общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к физкультуре и занятиям туризмом, к природе, к малой родине и родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.

3. Результаты третьего уровня (приобретение младшими школьниками опыта самостоятельного социального действия): приобретение обучающимся опыта актуализации физкультурно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве, опыта заботы о младших и организации их досуга, опыта волонтёрской деятельности, опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.

При достижении трёх уровней результатов внеурочной деятельности возрастает вероятность появления социокультурной идентичности, социально-коммуникативных компетенций и компетенции в сфере сохранения и укрепления здоровья. Социокультурная идентичность — осознание школьником себя в контексте управления социокультурным пространством собственного существования, принятие себя как субъекта социокультурного взаимодействия, личности и индивидуальности.

Социально-коммуникативная компетенция предполагает высокую степень эффективности самовыражения и самореализации школьника в социальном взаимодействии (при соблюдении этикета, принципов коммуникативной толерантности), осознанное позиционирование себя как субъекта межличностного взаимодействия, владение управленческими (организаторскими) компетенциями (изучение потребностей аудитории, поиск наиболее адекватных вариантов удовлетворения потребностей и т. д.).

Планируемые результаты. По окончании занятий внеурочной деятельности по предлагаемой программе обучающиеся должны обладать определёнными знаниями, умениями и навыками в вопросах туризма и краеведения, которые можно применять в социальной практике, в туристских походах и путешествиях, в межличностной коммуникации, в быту и обществе, при продолжении образования в основной школе.

Обучающиеся должны знать:

- основные этапы истории туризма;

- основные виды туризма;

- основные социальные функции туризма и краеведения;

- ведущие музеи, исторические и памятные места своего села и района;

- историю своей школы, её традиции;

- основные вехи истории родного края;

- жизнь и деятельность выдающихся путешественников, соотечественников, внёсших вклад в развитие туризма;

- азбуку туристско-краеведческой деятельности;

- правила поведения в музеях и других общественных местах;

- сущность и специфические особенности организации путешествий;

- основы методики проведения поисково-исследовательской работы;

- основы методики оформления краеведческого исследования;

- основные термины, применяемые в детском туризме и краеведении;

- основные принципы сохранения здоровья и здорового образа жизни;

- основные виды растительного и животного мира своего края;

- способы передвижения и преодоления естественных и искусственных препятствий в пешеходных и лыжных путешествиях;

- способы охраны природы в туристском путешествии.



Обучающиеся должны уметь:

- общаться с людьми;

- вести исследовательские краеведческие записи;

- систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить;

- составлять справочную картотеку;

- вести элементарную поисково-исследовательскую работу по алгоритмам;

- выступать с докладами;

- оформлять стенды, фотовыставки и т. п.;

- работать с научно-популярной литературой;

- осуществлять фотосъёмку исследуемых объектов туристского интереса;

- соблюдать правила личной гигиены;

- овладеть элементарными туристско-бытовыми навыками;

- ориентироваться в пространстве, на местности, в своём городе;

- рисовать планы местности;

- выполнять самостоятельно элементарные комплексы физических упражнений;

- владеть техникой перемещения на местности пешком и на лыжах с грузом-рюкзачком;

- владеть техническими и тактическими приёмами преодоления естественных и искусственных препятствий.

Обучающиеся должны обладать следующими качествами:

- инициативностью;

- аккуратностью;

- коммуникабельностью;

- целеустремлённостью;

- самокритичностью;

- творческой активностью;

- способностью к оказанию взаимопомощи;

- самостоятельностью;

- исполнительностью;

- способностью к взаимодействию в команде;

- физической активностью;

- выносливостью;

- упорством в достижении поставленных целей;

- уважением к старшим, родителям, семейным традициям;

- милосердием, заботой о старших и младших;

- экологической культурой;

- любовью к своей малой родине;

- трудолюбием.









Содержание программы

Вводное занятие. (1ч.) Теоретическое

Правила поведения и техника безопасности во время занятий. Нормы поведения в горах, в лесу, у водоемов, на болоте.

Неписаные этические правила туристов. (1ч) Практическое. Трудовая этика туриста, распределения общественного снаряжения в походе между мальчиками и девочками, отношение к пожилым людям и тимуровская работа, отношение к природе.

Всемирный день туризма. (1ч.) Выпуск и презентация первого номера газеты, посвященному Всемирному дню туризма, выпуски номеров, посвященных экологическим проблем микрорайона, интересным страницам родной истории, совершенным туристическим походам и экспедициям. Теоретическое/практическое

Природа родного края. (1ч.)

Охрана природы. Виды туризма. Туристские возможности нашего края. Теоретическое

Топографические карты и топографические знаки. (1ч) Масштаб и легенда карты. Чтение топографических карт. Теоретическое

Узлы и их применение в туризме.(3ч) Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмерка. Теоретическое/практическое

Узлы и их применение в туризме.(1ч)Узлы: стремя, прусик, булинь, удавка, карабинная удавка, академический, ткацкий, встречный Теоретическое/практическое

Узлы и их применение в туризме. (1ч)Узлы шкотовый, брамшкотовый, штык, схватывающий, грейпвайн. Теоретическое/практическое

Спортивное туристическое снаряжение. (1ч)Страховки и самостраховки. Узлы: прямой, проводник. Теоретическое/практическое

Преодоление препятствий. (1ч). Траверс склона с альпенштоком. Узлы: прямой, австрийский проводник, восьмерка. Теоретическое/практическое

Горизонтальный и вертикальный маятник.(1ч) Спортивное туристическое снаряжение. Страховки и самостраховки. Преодоление препятствий. Теоретическое/практическое

Гигиена спортсмена: гигиена тела, одежды и обуви.(1ч) Правила соревнований по спортивному ориентированию. Спортивное снаряжение. Теоретическое/практическое

Действия участника перед стартом, на старте, на дистанции, на КП, в финишном коридоре, после финиша. (1ч) Техника ориентирования. Измерение расстояний на местности (шагами, по времени, визуально). Теоретическое/практическое

Спортивный компас.(1ч) Приёмы пользования компасом. Движения по азимуту. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности. Теоретическое/практическое

Тренировки и соревнования по спортивному ориентированию.(1ч) Определение сторон горизонта по компасу. Определение точки стояния. Теоретическое/практическое

Виды газет, работ редакционной коллегии, название газетной рубрики и заголовки, вёрстка, оформление.(1ч)Выбор названия для туристической газеты: открытый конкурс. Социальные пробы: интервью, репортаж, соцопрос. Теоретическое/практическое

Экологические проблемы. (1ч)Анкетный опрос школьников, об экологических проблемах местности. Определение круга проблем. Проработка каждой проблемы методом мозгового штурма. Выбор дела. Создание Совета дела. Распределение обязанностей. Теоретическое/практическое

Хронометраж на маршруте. (1ч)Краеведение на маршруте. Подведение итогов похода теоретически. Теоретическое

Подготовка к походу, путешествию. (1ч)Составление плана-графика движения. Подготовка снаряжения. Теоретическое/практическое

Туристские должности в группе. (1ч) Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки похода. Теоретическое/практическое

Обеспечение безопасности в туристском походе, на тренировочных занятиях(1ч) Теоретическое/практическое

Причины возникновения аварийных ситуаций в походе и меры их предупреждения. (1ч) Психологические аспекты взаимоотношений в группе

Способы ориентирования.(1ч) Движение по азимуту в походе, обход препятствий. Определение разметки маршрута. Теоретическое/практическое

Ориентирование по местным приметам.(1ч). Действия в случае потери ориентировки. Теоретическое/практическое

Природоохранная акция. (1ч)Распределение обязанностей. Подготовка инвентаря и спецодежды. Реализация запланированного дела: проведение природоохранных мероприятий на улицах, в парке. Теоретическое/практическое

Фоторепортаж о проведении природоохранной акции.(1ч) Анализ работы. Подведение итогов: рассказ об экологических проблемах микрорайона и проведённой акции учащимся младших классов. Теоретическое/практическое

Презентация краеведческого материала.(1ч)Краеведческий отчет туристской группы. Краеведческие викторины. Теоретическое/практическое

Подведение итогов туристского путешествия(1ч) Теоретическое

Подготовка к походу, путешествию. (1ч)Составление плана-графика движения. Подготовка снаряжения.

Поход. (1ч)Совместное осуществление и последующий анализ походов выходного дня с целью отработки навыков ориентирования, техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала. Теоретическое

Поход. (1ч)Подготовка похода и фотоотчёта, технического и краеведческого описания маршрута. Ознакомление с собранным краеведческим материалом других учащихся школы; конкурс отчетов). Практическое

Итоговое занятие(2ч) Теоретическое



Учебно-тематический план



Наименование разделов и тем

Количество часов


Всего


Внеурочная деятельность

Аудит.

Внеаудит.

1

Вводное занятие. Правила поведения и техника безопасности во время занятий. Нормы поведения в горах, в лесу, у водоемов, на болоте.

1

1


2

Неписаные этические правила туристов: трудовая этика туриста, распределения общественного снаряжения в походе между мальчиками и девочками, отношение к пожилым людям и тимуровская работа, отношение к природе

1


1

3

Выпуск и презентация первого номера газеты, посвященному Всемирному дню туризма, выпуски номеров, посвященных экологическим проблем микрорайона, интересным страницам родной истории, совершенным туристическим походам и экспедициям.


1

1


4

Природа родного края. Охрана природы. Виды туризма. Туристские возможности нашего края.

1

1


5

Топографические карты и топографические знаки. Масштаб и легенда карты. Чтение топографических карт.

1

1


6

Узлы и их применение в туризме. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмерка

1

1


7

Узлы и их применение в туризме. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмерка

1

1


8

Узлы и их применение в туризме. Узлы: стремя, прусик, булинь, удавка, карабинная удавка, академический, ткацкий, встречный

1

1


9

Узлы и их применение в туризме. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмерка

1

1


10

Узлы и их применение в туризме. Узлы шкотовый, брамшкотовый, штык, схватывающий, грейпвайн

1

1


11

Спортивное туристическое снаряжение. Страховки и самостраховки. Узлы: прямой, проводник

1

1


12

Преодоление препятствий. Траверс склона с альпенштоком. Узлы: прямой, австрийский проводник, восьмерка

1


1

13

Горизонтальный и вертикальный маятник. Спортивное туристическое снаряжение. Страховки и самостраховки. Преодоление препятствий.

1


1

14

Гигиена спортсмена: гигиена тела, одежды и обуви. Правила соревнований по спортивному ориентированию. Спортивное снаряжение.

1


1

15

Действия участника перед стартом, на старте, на дистанции, на КП, в финишном коридоре, после финиша. Техника ориентирования. Измерение расстояний на местности (шагами, по времени, визуально).

1


1

16

Спортивный компас. Приёмы пользования компасом. Движения по азимуту. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности.

1


1

17

Тренировки и соревнования по спортивному ориентированию. Определение сторон горизонта по компасу. Определение точки стояния.

1



1

18

Виды газет, работ редакционной коллегии, название газетной рубрики и заголовки, вёрстка, оформление. Выбор названия для туристической газеты: открытый конкурс. Социальные пробы: интервью, репортаж, соцопрос.

1

1


19

Анкетный опрос школьников, об экологических проблемах местности. Определение круга проблем. Проработка каждой проблемы методом мозгового штурма. Выбор дела. Создание Совета дела. Распределение обязанностей.

1

1


20

Хронометраж на маршруте. Краеведение на маршруте. Подведение итогов похода теоретически

1

1


21

Подготовка к походу, путешествию. Составление плана-графика движения. Подготовка снаряжения.

1


1

22

Туристские должности в группе. Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки похода.

1

1


23

Обеспечение безопасности в туристском походе, на тренировочных занятиях

1

1


24

Причины возникновения аварийных ситуаций в походе и меры их предупреждения. Психологические аспекты взаимоотношений в группе

1

1


25

Способы ориентирования. Движение по азимуту в походе, обход препятствий. Определение разметки маршрута.

1


1

26

Ориентирование по местным приметам.

Действия в случае потери ориентировки

1


1

27

Природоохранная акция. Распределение обязанностей. Подготовка инвентаря и спецодежды. Реализация запланированного дела: проведение природоохранных мероприятий на улицах, в парке.

1


1

28

Фоторепортаж о проведении природоохранной акции. Анализ работы. Подведение итогов: рассказ об экологических проблемах микрорайона и проведённой акции учащимся младших классов

1

1


29

Презентация краеведческого материала. Краеведческий отчет туристской группы. Краеведческие викторины.

1

1


30

Подготовка к походу, путешествию. Составление плана-графика движения. Подготовка снаряжения.

1

1


31

Совместное осуществление и последующий анализ походов выходного дня с целью отработки навыков ориентирования, техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала.

1


1

32

Подготовка похода и фотоотчёта, технического и краеведческого описания маршрута. Ознакомление с собранным краеведческим материалом других учащихся школы; конкурс отчетов)

1

1


33

Подведение итогов туристского путешествия

1

1


34

Итоговое занятие

2

2



Всего

35

23

12













































Календарно- тематическое планирование.

Тема

Виды деятельности учащихся

Кол. ч.

Дата


Примечание

План

Факт


1

Вводное занятие.

Правила поведения и техника безопасности во время занятий. Нормы поведения в горах, в лесу, у водоемов, на болоте.

1

06.09



2

Этические правила туристов.

Неписаные этические правила туристов: трудовая этика туриста, распределения общественного снаряжения в походе между мальчиками и девочками, отношение к пожилым людям и тимуровская работа, отношение к природе

1

13.09



3

Всемирный день туризма

Выпуск и презентация первого номера газеты, посвященному Всемирному дню туризма, выпуски номеров, посвященных экологическим проблем микрорайона, интересным страницам родной истории, совершенным туристическим походам и экспедициям.

1

20.09



4

Природа родного края.

Охрана природы. Виды туризма. Туристские возможности нашего края.

1

27.09



5

Топографические карты и топографические знаки.

Масштаб и легенда карты. Чтение топографических карт

1

4.10



6

Узлы и их применение в туризме.

Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмерка

1

11.10



7

Узлы и их применение в туризме.

Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмерка

1

18.10



8

Узлы и их применение в туризме.

Узлы: стремя, прусик, булинь, удавка, карабинная удавка, академический, ткацкий, встречный

1

25.10



9

Узлы и их применение в туризме.

Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмерка

1

8.11



10

Узлы и их применение в туризме.

Узлы шкотовый, брамшкотовый, штык, схватывающий, грейпвайн

1

15.11



11

Спортивное туристическое снаряжение.

Страховки и самостраховки. Узлы: прямой, проводник

1

22.11



12

Преодоление препятствий.

Траверс склона с альпенштоком. Узлы: прямой, австрийский проводник, восьмерка

1

29.11



13

Горизонтальный и вертикальный маятник.

Спортивное туристическое снаряжение. Страховки и самостраховки. Преодоление препятствий.

1

6.12



14

Гигиена спортсмена

Гигиена тела, одежды и обуви. Правила соревнований по спортивному ориентированию. Спортивное снаряжение

1

13.12



15

Действия участника перед стартом, на старте, на дистанции, на КП, в финишном коридоре, после финиша.

Техника ориентирования. Измерение расстояний на местности (шагами, по времени, визуально).

1

20.12



16

Спортивный компас.

Приёмы пользования компасом. Движения по азимуту. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности.

1

10.01



17

Тренировки и соревнования по спортивному ориентированию.

Определение сторон горизонта по компасу. Определение точки стояния.

1

17.01



18

Выпуск туристической газеты

Виды газет, работ редакционной коллегии, название газетной рубрики и заголовки, вёрстка, оформление. Выбор названия для туристической газеты: открытый конкурс. Социальные пробы: интервью, репортаж, соцопрос.

1

24.01



19

Экологические проблемы

Анкетный опрос школьников, об экологических проблемах микрорайона. Определение круга проблем. Проработка каждой проблемы методом мозгового штурма. Выбор дела. Создание Совета дела. Распределение обязанностей.

1

31.01



20

Хронометраж на маршруте.

Краеведение на маршруте. Подведение итогов похода теоретически








1

7.02



21

Подготовка к походу, путешествию.

Составление плана-графика движения. Подготовка снаряжения.

1

14.02



22

Туристские должности в группе.

Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки похода.

1

21.02



23

ТБ в туристическом походе

Обеспечение безопасности в туристском походе, на тренировочных занятиях

1

28.02



24

Причины возникновения аварийных ситуаций в походе и меры их предупреждения.

Психологические аспекты взаимоотношений в группе

1

7.03



25

Способы ориентирования.

Движение по азимуту в походе, обход препятствий. Определение разметки маршрута.

1

14.03



26

Ориентирование по местным приметам.


Действия в случае потери ориентировки


21.03



27

Природоохранная акция.

Распределение обязанностей. Подготовка инвентаря и спецодежды. Реализация запланированного дела: проведение природоохранных мероприятий на улицах, в парке.

1

4.04



28

Фоторепортаж о проведении природоохранной акции.

Анализ работы. Подведение итогов: рассказ об экологических проблемах микрорайона и проведённой акции учащимся младших классов

1

11.04



29

Презентация краеведческого материала.

Краеведческий отчет туристской группы. Краеведческие викторины.

1

18.04



30

Подготовка к походу, путешествию.

Составление плана-графика движения. Подготовка снаряжения.

1

25.04



31

Поход

Совместное, осуществление и последующий анализ походов выходного дня с целью отработки навыков ориентирования, техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала.

1

02.05



32

Поход

Подготовка похода и фотоотчёта, технического и краеведческого описания маршрута. Ознакомление с собранным краеведческим материалом других учащихся школы; конкурс отчетов)

1

16.05



33

Подведение итогов туристского путешествия

Подготовка к участию в районном туристическом слете

1

23.05



34

Итоговое занятие

Подготовка к участию в районном туристическом слете

1

30.05



35

Итоговое занятие

Подготовка к участию в районном туристическом слете

1































Список литературы

Литература для учителя

1. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся средних классов (в помощь учителю, руководителю кружка). — М.,1992.

2. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнитель-

ного образования : учеб. пособие. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2004.

3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя. — М. : Просвещение, 2010.

4. Казаренков В.И. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников : учеб. пособие. — М. : Логос, 2003.

5. Комплект учебников «Физическая культура» для учащихся средних классов общеобразовательных учреждений / А.П. Матвеев. — М. : Просвещение, 2011.

6. Михайлова Е.В. Формирование нравственных ценностей у младших

школьников во внеурочной деятельности. — М. : Экон-Информ, 2009.

7. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении : учеб.-метод. пособие / под общ. ред.

А.С. Прутченкова – М. : Изд. дом «Новый учебник», 2003.

8. Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой

деятельности учащихся. — М. : РМАТ, 2001.

9. Поломис К. Дети в пионерском лагере. Прогулки. Походы. Экскурсии

/ пер. с чеш. С.Д. Баранниковой. — М. : Профиздат, 1990.

10. Поломис К., Махитка З. Дети на отдыхе / пер. с чеш. С.Д. Баранниковой, К.И. Паровой, О.А. Суворовой. — М.: Культура и традиции, 1995.

11. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и ос-

новное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов; под ред. В.А. Горского. — М. : Просвещение, 2010.

12.Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краеведческой работе, организации отдыха детей и молодёжи / сост. Ю.С. Константинов, С.В. Усков. — М. : ФЦДЮТиК, 2006.

13. Смирнов Д.В. Оздоровительно-познавательный туризм : программы дополнительного образования детей : вып. 4. — М. : Советский спорт, 2003.

14. Смирнов Д.В. Юные туристы-краеведы // Смирнов Д.В., Константинов Ю.С., Маслов А.Г. Туризм и краеведение : образовательные программы для системы дополнительного образования детей / под ред. Ю.С. Константинова, А.Г. Маслова. — М. : Советский спорт, 2005.

В список литературы к программе не включены перечни сайтов из

сети Интернет.


Список рекомендуемой литературы для учеников

1. Андерсен Х.К. «Снежная королева» и другие сказки: [пер. с дат. : для

мл. возраста]. — М. : Дом, 1993.

2. Берроуз Э. Тарзан. — СПб. : Искуство, 1991.

3. Верн Ж. Дети капитана Гранта. — Л., 1984.

4. Верн Ж. Пятнадцатилетний капитан. — М. : Детская литература, 1977.

5. Дефо Д. Робинзон Крузо. — Л. : Лениздат, 1933.

6. Киплинг Р. Маугли. — М. : Детская литература, 1986.

7. Пришвин М.М. Моя страна. — М. : Географиздат, 1950.

8. Пушкин А.С. Стихотворения. Поэмы. Сказки. Евгений Онегин. — М. :

АСТ : Олимп, 1997.

9. Рони-старший Ж. Борьба за огонь: повесть. — Ростов н/Д: Ростов-

ское книжное изд-во, 1988.

10. Твен М. Приключения Тома Сойера. Приключения Гекльберри

Финна. М. : Детская литература, 1977.