Пояснительная записка.
Приоритетным направлением российской школы, в соответствии с происходящей модернизацией образования страны, является сохранение и укрепление здоровья учащихся.
В национальной доктрине образования в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года № 751, в качестве одной из основных целей определены формирование здорового образа жизни и развития детского и юношеского спорта.
Наиболее комплексным видом воспитания здорового и закаленного человека является туризм. Термин «туризм» впервые встречается в английских источниках начала ХIХ и обозначат экскурсию или путешествие.
Под школьным туризмом понимается туристская деятельность учащихся, выходящая за рамки учебных программ по физической культуре и организуемая учреждением дополнительного образования в целях обеспечения педагогически целесообразного использования их внеурочного времени.
Планирование составлено на основе рабочей программы по туризму для 5-7 классов, ФГОС.М.: «Просвещение», 2013г.Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (стандарты второго поколения), а также программой внеурочной деятельности «Туристско-краеведческая деятельность» общего образования под редакцией Л.П.Савельевой.
При разработке учитывались следующие документы и материалы:
- Закон «Об образовании»,
- Рекомендации Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.12-51-03;
- Устав ОУ;
- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.
Актуальность программы заключается в том, что туристские походы и экскурсии очень привлекательный для детей, так как в них есть возможность постоянного совершенствования спортивного мастерства и изучения природного, культурного и исторического наследия своей малой родины. Программа носит образовательно - развивающий характер. Содержание программы направлено на создание условий для укрепления и сохранения физического и психического здоровья учащихся.
Цели программы:сохранение и укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности и физического развития через туристскую деятельность.
Задачи:
- формирование мотивации на регулярные занятия физической культурой и спортом, сохранение и укрепление своего здоровья, выработку умений и навыков здорового образа жизни, осознание каждым ребенком собственной ответственности за свое здоровье;
- обучение основам туристкой подготовки, элементам техники и тактики спортивного туризма;
- создание эффективной системы подготовки учащихся для получения спортивных разрядов по туризму;
- педагогическое руководство воспитанием гуманистических принципов уважения к личности ее правам и свободе.
- формирование ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности.
Учебный план и программа занятий предусматривают обучение ребят азбуке туризма - сообщение им начальных сведений по организационным вопросам подготовки и проведения походов, основных сведений о своем крае, элементарных понятий об ориентировании на местности, знаний основ топографии, общей физической подготовке, гигиены туриста, первой доврачебной помощи при заболеваниях и травмах.
Место курса в учебном плане: реализация программы рассчитана на 1 год, объёмом в 34 часа, 1 час в неделю. Продолжительность занятия 45 минут.
Занятия проводятся во второй половине дня.
Место проведения занятий - учебные кабинеты, читальные залы школьной и поселковой библиотеки, улицы посёлка, спортивный зал, спортивная площадка школы.
Форма организации внеурочной деятельности – дополнительное образование, форма добровольного объединения детей.
Ценностные ориентиры: программа имеет туристско-краеведческую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией. Педагогическая эффективность программы будет выше, если каждый участник туристской прогулки, сюжетно-ролевой игры, экскурсии или похода будет выполнять посильные и интересные для него поручения. Дети могут самостоятельно распределить следующие социально-профессиональные роли: командир, ремонтный мастер, направляющий, замыкающий, штурман, проводник, дежурный, костровой, санинструктор, завхоз по снаряжению, знаток погоды, знаток птиц, знаток растений, знаток трав, знаток достопримечательностей, знаток туристской кухни, знаток водотоков и водоёмов, знаток рыб, знаток туристской фотографии, знаток туристских песен, знаток истории родного края и т. п.
Совершенствуя полученные в начальном образовании универсальные учебные действия, обучающиеся получают новые теоретические знания и практические умения в области истории и культуры малой родины через различные виды практико-ориентированной деятельности в системе должностно - ролевого туристско-краеведческого самоуправления, проявляют уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям прежних времён, а также в процессе обучения формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности родного края. Ведущим методом внеурочной деятельности является метод решения практических задач (познавательных, исполнительских, творческих).
Формы и виды контроля.
Для реализации программы используются следующие методы обучения:
1. Поисково-исследовательский метод.
2. Метод самореализации, самоуправления через участие в соревнованиях, походах, туристических слётах и экскурсиях, через различные творческие дела.
3. Метод контроля врачебный, самоконтроль.
4. Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию.
Также разнообразны формы работы:
- лекционные занятия;
- практические занятия;
- тренировка по развитию физических качеств, закреплению различных практических умений и навыков;
- проведение соревнований по спортивному ориентированию;
- участие в туристических слётах;
- участие в военно-спортивных играх;
- проведение викторин, конференций по охране природы) ;
- краеведческие экспедиции, походы, экскурсии;
- метод проектов;
- экологические акции.
Результаты освоения программы
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
Требования к результатам освоения программы задают критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на каждом году обучения.
Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
К личностным результатам относится система ценностных ориентаций школьника, отражающих его индивидуально-личностные, позиции, мотивы и отношение к активному участию во внеурочной деятельности, социальные чувства, личностные качества. Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет школьнику выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник» и др.) и профессиональные роли («путешественник», «знаток», «дежурный», «командир», «капитан», «штурман» и др.).
К метапредметным результатам относятся освоенные школьником универсальные способы деятельности, применимые как в рамках внеурочной деятельности (образовательного процесса), так и в реальных жизненных ситуациях.
Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
Познавательные универсальные учебные действия — система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
К предметным результатам относятся усвоенные младшим школьником в процессе внеурочной деятельности знания, умения, навыки и специальные компетенции; опыт творческой деятельности; опыт познавательной деятельности; опыт коллективной самодеятельности в туристской группе (команде); опыт социально-профессиональных ролей в системе должностно-ролевого туристско-краеведческого самоуправления; ценностные установки, специфичные для туризма и краеведения, межличностной коммуникации.
Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни): приобретение знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены, о технике безопасности при занятии физическими упражнениями и туризмом, способах и средствах передвижения на местности пешком и на лыжах, способах ориентирования на местности и об элементарных правилах выживания в природе, о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, российских традициях памяти героев отечественных войн, русских народных играх, о правилах конструктивной групповой деятельности на туристской прогулке и экскурсии, об основах организации коллективной деятельности в туризме и краеведении, о способах организации досуга, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям российского общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к физкультуре и занятиям туризмом, к природе, к малой родине и родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.
3. Результаты третьего уровня (приобретение младшими школьниками опыта самостоятельного социального действия): приобретение обучающимся опыта актуализации физкультурно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве, опыта заботы о младших и организации их досуга, опыта волонтёрской деятельности, опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.
При достижении трёх уровней результатов внеурочной деятельности возрастает вероятность появления социокультурной идентичности, социально-коммуникативных компетенций и компетенции в сфере сохранения и укрепления здоровья. Социокультурная идентичность — осознание школьником себя в контексте управления социокультурным пространством собственного существования, принятие себя как субъекта социокультурного взаимодействия, личности и индивидуальности.
Социально-коммуникативная компетенция предполагает высокую степень эффективности самовыражения и самореализации школьника в социальном взаимодействии (при соблюдении этикета, принципов коммуникативной толерантности), осознанное позиционирование себя как субъекта межличностного взаимодействия, владение управленческими (организаторскими) компетенциями (изучение потребностей аудитории, поиск наиболее адекватных вариантов удовлетворения потребностей и т. д.).
Планируемые результаты. По окончании занятий внеурочной деятельности по предлагаемой программе обучающиеся должны обладать определёнными знаниями, умениями и навыками в вопросах туризма и краеведения, которые можно применять в социальной практике, в туристских походах и путешествиях, в межличностной коммуникации, в быту и обществе, при продолжении образования в основной школе.
Обучающиеся должны знать:
- основные этапы истории туризма;
- основные виды туризма;
- основные социальные функции туризма и краеведения;
- ведущие музеи, исторические и памятные места своего села и района;
- историю своей школы, её традиции;
- основные вехи истории родного края;
- жизнь и деятельность выдающихся путешественников, соотечественников, внёсших вклад в развитие туризма;
- азбуку туристско-краеведческой деятельности;
- правила поведения в музеях и других общественных местах;
- сущность и специфические особенности организации путешествий;
- основы методики проведения поисково-исследовательской работы;
- основы методики оформления краеведческого исследования;
- основные термины, применяемые в детском туризме и краеведении;
- основные принципы сохранения здоровья и здорового образа жизни;
- основные виды растительного и животного мира своего края;
- способы передвижения и преодоления естественных и искусственных препятствий в пешеходных и лыжных путешествиях;
- способы охраны природы в туристском путешествии.
Обучающиеся должны уметь:
- общаться с людьми;
- вести исследовательские краеведческие записи;
- систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить;
- составлять справочную картотеку;
- вести элементарную поисково-исследовательскую работу по алгоритмам;
- выступать с докладами;
- оформлять стенды, фотовыставки и т. п.;
- работать с научно-популярной литературой;
- осуществлять фотосъёмку исследуемых объектов туристского интереса;
- соблюдать правила личной гигиены;
- овладеть элементарными туристско-бытовыми навыками;
- ориентироваться в пространстве, на местности, в своём городе;
- рисовать планы местности;
- выполнять самостоятельно элементарные комплексы физических упражнений;
- владеть техникой перемещения на местности пешком и на лыжах с грузом-рюкзачком;
- владеть техническими и тактическими приёмами преодоления естественных и искусственных препятствий.
Обучающиеся должны обладать следующими качествами:
- инициативностью;
- аккуратностью;
- коммуникабельностью;
- целеустремлённостью;
- самокритичностью;
- творческой активностью;
- способностью к оказанию взаимопомощи;
- самостоятельностью;
- исполнительностью;
- способностью к взаимодействию в команде;
- физической активностью;
- выносливостью;
- упорством в достижении поставленных целей;
- уважением к старшим, родителям, семейным традициям;
- милосердием, заботой о старших и младших;
- экологической культурой;
- любовью к своей малой родине;
- трудолюбием.
Содержание программы
Вводное занятие. (1ч.) Теоретическое
Правила поведения и техника безопасности во время занятий. Нормы поведения в горах, в лесу, у водоемов, на болоте.
Неписаные этические правила туристов. (1ч) Практическое. Трудовая этика туриста, распределения общественного снаряжения в походе между мальчиками и девочками, отношение к пожилым людям и тимуровская работа, отношение к природе.
Всемирный день туризма. (1ч.) Выпуск и презентация первого номера газеты, посвященному Всемирному дню туризма, выпуски номеров, посвященных экологическим проблем микрорайона, интересным страницам родной истории, совершенным туристическим походам и экспедициям. Теоретическое/практическое
Природа родного края. (1ч.)
Охрана природы. Виды туризма. Туристские возможности нашего края. Теоретическое
Топографические карты и топографические знаки. (1ч) Масштаб и легенда карты. Чтение топографических карт. Теоретическое
Узлы и их применение в туризме.(3ч) Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмерка. Теоретическое/практическое
Узлы и их применение в туризме.(1ч)Узлы: стремя, прусик, булинь, удавка, карабинная удавка, академический, ткацкий, встречный Теоретическое/практическое
Узлы и их применение в туризме. (1ч)Узлы шкотовый, брамшкотовый, штык, схватывающий, грейпвайн. Теоретическое/практическое
Спортивное туристическое снаряжение. (1ч)Страховки и самостраховки. Узлы: прямой, проводник. Теоретическое/практическое
Преодоление препятствий. (1ч). Траверс склона с альпенштоком. Узлы: прямой, австрийский проводник, восьмерка. Теоретическое/практическое
Горизонтальный и вертикальный маятник.(1ч) Спортивное туристическое снаряжение. Страховки и самостраховки. Преодоление препятствий. Теоретическое/практическое
Гигиена спортсмена: гигиена тела, одежды и обуви.(1ч) Правила соревнований по спортивному ориентированию. Спортивное снаряжение. Теоретическое/практическое
Действия участника перед стартом, на старте, на дистанции, на КП, в финишном коридоре, после финиша. (1ч) Техника ориентирования. Измерение расстояний на местности (шагами, по времени, визуально). Теоретическое/практическое
Спортивный компас.(1ч) Приёмы пользования компасом. Движения по азимуту. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности. Теоретическое/практическое
Тренировки и соревнования по спортивному ориентированию.(1ч) Определение сторон горизонта по компасу. Определение точки стояния. Теоретическое/практическое
Виды газет, работ редакционной коллегии, название газетной рубрики и заголовки, вёрстка, оформление.(1ч)Выбор названия для туристической газеты: открытый конкурс. Социальные пробы: интервью, репортаж, соцопрос. Теоретическое/практическое
Экологические проблемы. (1ч)Анкетный опрос школьников, об экологических проблемах местности. Определение круга проблем. Проработка каждой проблемы методом мозгового штурма. Выбор дела. Создание Совета дела. Распределение обязанностей. Теоретическое/практическое
Хронометраж на маршруте. (1ч)Краеведение на маршруте. Подведение итогов похода теоретически. Теоретическое
Подготовка к походу, путешествию. (1ч)Составление плана-графика движения. Подготовка снаряжения. Теоретическое/практическое
Туристские должности в группе. (1ч) Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки похода. Теоретическое/практическое
Обеспечение безопасности в туристском походе, на тренировочных занятиях(1ч) Теоретическое/практическое
Причины возникновения аварийных ситуаций в походе и меры их предупреждения. (1ч) Психологические аспекты взаимоотношений в группе
Способы ориентирования.(1ч) Движение по азимуту в походе, обход препятствий. Определение разметки маршрута. Теоретическое/практическое
Ориентирование по местным приметам.(1ч). Действия в случае потери ориентировки. Теоретическое/практическое
Природоохранная акция. (1ч)Распределение обязанностей. Подготовка инвентаря и спецодежды. Реализация запланированного дела: проведение природоохранных мероприятий на улицах, в парке. Теоретическое/практическое
Фоторепортаж о проведении природоохранной акции.(1ч) Анализ работы. Подведение итогов: рассказ об экологических проблемах микрорайона и проведённой акции учащимся младших классов. Теоретическое/практическое
Презентация краеведческого материала.(1ч)Краеведческий отчет туристской группы. Краеведческие викторины. Теоретическое/практическое
Подведение итогов туристского путешествия(1ч) Теоретическое
Подготовка к походу, путешествию. (1ч)Составление плана-графика движения. Подготовка снаряжения.
Поход. (1ч)Совместное осуществление и последующий анализ походов выходного дня с целью отработки навыков ориентирования, техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала. Теоретическое
Поход. (1ч)Подготовка похода и фотоотчёта, технического и краеведческого описания маршрута. Ознакомление с собранным краеведческим материалом других учащихся школы; конкурс отчетов). Практическое
Итоговое занятие(2ч) Теоретическое
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
Всего | Внеурочная деятельность |
Аудит. | Внеаудит. |
1 | Вводное занятие. Правила поведения и техника безопасности во время занятий. Нормы поведения в горах, в лесу, у водоемов, на болоте. | 1 | 1 | |
2 | Неписаные этические правила туристов: трудовая этика туриста, распределения общественного снаряжения в походе между мальчиками и девочками, отношение к пожилым людям и тимуровская работа, отношение к природе | 1 | | 1 |
3 | Выпуск и презентация первого номера газеты, посвященному Всемирному дню туризма, выпуски номеров, посвященных экологическим проблем микрорайона, интересным страницам родной истории, совершенным туристическим походам и экспедициям. | 1 | 1 | |
4 | Природа родного края. Охрана природы. Виды туризма. Туристские возможности нашего края. | 1 | 1 | |
5 | Топографические карты и топографические знаки. Масштаб и легенда карты. Чтение топографических карт. | 1 | 1 | |
6 | Узлы и их применение в туризме. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмерка | 1 | 1 | |
7 | Узлы и их применение в туризме. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмерка | 1 | 1 | |
8 | Узлы и их применение в туризме. Узлы: стремя, прусик, булинь, удавка, карабинная удавка, академический, ткацкий, встречный | 1 | 1 | |
9 | Узлы и их применение в туризме. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмерка | 1 | 1 | |
10 | Узлы и их применение в туризме. Узлы шкотовый, брамшкотовый, штык, схватывающий, грейпвайн | 1 | 1 | |
11 | Спортивное туристическое снаряжение. Страховки и самостраховки. Узлы: прямой, проводник | 1 | 1 | |
12 | Преодоление препятствий. Траверс склона с альпенштоком. Узлы: прямой, австрийский проводник, восьмерка | 1 | | 1 |
13 | Горизонтальный и вертикальный маятник. Спортивное туристическое снаряжение. Страховки и самостраховки. Преодоление препятствий. | 1 | | 1 |
14 | Гигиена спортсмена: гигиена тела, одежды и обуви. Правила соревнований по спортивному ориентированию. Спортивное снаряжение. | 1 | | 1 |
15 | Действия участника перед стартом, на старте, на дистанции, на КП, в финишном коридоре, после финиша. Техника ориентирования. Измерение расстояний на местности (шагами, по времени, визуально). | 1 | | 1 |
16 | Спортивный компас. Приёмы пользования компасом. Движения по азимуту. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности. | 1 | | 1 |
17 | Тренировки и соревнования по спортивному ориентированию. Определение сторон горизонта по компасу. Определение точки стояния. | 1 | | 1 |
18 | Виды газет, работ редакционной коллегии, название газетной рубрики и заголовки, вёрстка, оформление. Выбор названия для туристической газеты: открытый конкурс. Социальные пробы: интервью, репортаж, соцопрос. | 1 | 1 | |
19 | Анкетный опрос школьников, об экологических проблемах местности. Определение круга проблем. Проработка каждой проблемы методом мозгового штурма. Выбор дела. Создание Совета дела. Распределение обязанностей. | 1 | 1 | |
20 | Хронометраж на маршруте. Краеведение на маршруте. Подведение итогов похода теоретически | 1 | 1 | |
21 | Подготовка к походу, путешествию. Составление плана-графика движения. Подготовка снаряжения. | 1 | | 1 |
22 | Туристские должности в группе. Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки похода. | 1 | 1 | |
23 | Обеспечение безопасности в туристском походе, на тренировочных занятиях | 1 | 1 | |
24 | Причины возникновения аварийных ситуаций в походе и меры их предупреждения. Психологические аспекты взаимоотношений в группе | 1 | 1 | |
25 | Способы ориентирования. Движение по азимуту в походе, обход препятствий. Определение разметки маршрута. | 1 | | 1 |
26 | Ориентирование по местным приметам. Действия в случае потери ориентировки | 1 | | 1 |
27 | Природоохранная акция. Распределение обязанностей. Подготовка инвентаря и спецодежды. Реализация запланированного дела: проведение природоохранных мероприятий на улицах, в парке. | 1 | | 1 |
28 | Фоторепортаж о проведении природоохранной акции. Анализ работы. Подведение итогов: рассказ об экологических проблемах микрорайона и проведённой акции учащимся младших классов | 1 | 1 | |
29 | Презентация краеведческого материала. Краеведческий отчет туристской группы. Краеведческие викторины. | 1 | 1 | |
30 | Подготовка к походу, путешествию. Составление плана-графика движения. Подготовка снаряжения. | 1 | 1 | |
31 | Совместное осуществление и последующий анализ походов выходного дня с целью отработки навыков ориентирования, техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала. | 1 | | 1 |
32 | Подготовка похода и фотоотчёта, технического и краеведческого описания маршрута. Ознакомление с собранным краеведческим материалом других учащихся школы; конкурс отчетов) | 1 | 1 | |
33 | Подведение итогов туристского путешествия | 1 | 1 | |
34 | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
| Всего | 35 | 23 | 12 |
Календарно- тематическое планирование.
№ | Тема | Виды деятельности учащихся | Кол. ч. | Дата | Примечание |
План | Факт | |
1 | Вводное занятие. | Правила поведения и техника безопасности во время занятий. Нормы поведения в горах, в лесу, у водоемов, на болоте. | 1 | 06.09 | | |
2 | Этические правила туристов. | Неписаные этические правила туристов: трудовая этика туриста, распределения общественного снаряжения в походе между мальчиками и девочками, отношение к пожилым людям и тимуровская работа, отношение к природе | 1 | 13.09 | | |
3 | Всемирный день туризма | Выпуск и презентация первого номера газеты, посвященному Всемирному дню туризма, выпуски номеров, посвященных экологическим проблем микрорайона, интересным страницам родной истории, совершенным туристическим походам и экспедициям. | 1 | 20.09 | | |
4 | Природа родного края. | Охрана природы. Виды туризма. Туристские возможности нашего края. | 1 | 27.09 | | |
5 | Топографические карты и топографические знаки. | Масштаб и легенда карты. Чтение топографических карт | 1 | 4.10 | | |
6 | Узлы и их применение в туризме. | Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмерка | 1 | 11.10 | | |
7 | Узлы и их применение в туризме. | Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмерка | 1 | 18.10 | | |
8 | Узлы и их применение в туризме. | Узлы: стремя, прусик, булинь, удавка, карабинная удавка, академический, ткацкий, встречный | 1 | 25.10 | | |
9 | Узлы и их применение в туризме. | Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмерка | 1 | 8.11 | | |
10 | Узлы и их применение в туризме. | Узлы шкотовый, брамшкотовый, штык, схватывающий, грейпвайн | 1 | 15.11 | | |
11 | Спортивное туристическое снаряжение. | Страховки и самостраховки. Узлы: прямой, проводник | 1 | 22.11 | | |
12 | Преодоление препятствий. | Траверс склона с альпенштоком. Узлы: прямой, австрийский проводник, восьмерка | 1 | 29.11 | | |
13 | Горизонтальный и вертикальный маятник. | Спортивное туристическое снаряжение. Страховки и самостраховки. Преодоление препятствий. | 1 | 6.12 | | |
14 | Гигиена спортсмена | Гигиена тела, одежды и обуви. Правила соревнований по спортивному ориентированию. Спортивное снаряжение | 1 | 13.12 | | |
15 | Действия участника перед стартом, на старте, на дистанции, на КП, в финишном коридоре, после финиша. | Техника ориентирования. Измерение расстояний на местности (шагами, по времени, визуально). | 1 | 20.12 | | |
16 | Спортивный компас. | Приёмы пользования компасом. Движения по азимуту. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности. | 1 | 10.01 | | |
17 | Тренировки и соревнования по спортивному ориентированию. | Определение сторон горизонта по компасу. Определение точки стояния. | 1 | 17.01 | | |
18 | Выпуск туристической газеты | Виды газет, работ редакционной коллегии, название газетной рубрики и заголовки, вёрстка, оформление. Выбор названия для туристической газеты: открытый конкурс. Социальные пробы: интервью, репортаж, соцопрос. | 1 | 24.01 | | |
19 | Экологические проблемы | Анкетный опрос школьников, об экологических проблемах микрорайона. Определение круга проблем. Проработка каждой проблемы методом мозгового штурма. Выбор дела. Создание Совета дела. Распределение обязанностей. | 1 | 31.01 | | |
20 | Хронометраж на маршруте. | Краеведение на маршруте. Подведение итогов похода теоретически | 1 | 7.02 | | |
21 | Подготовка к походу, путешествию. | Составление плана-графика движения. Подготовка снаряжения. | 1 | 14.02 | | |
22 | Туристские должности в группе. | Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки похода. | 1 | 21.02 | | |
23 | ТБ в туристическом походе | Обеспечение безопасности в туристском походе, на тренировочных занятиях | 1 | 28.02 | | |
24 | Причины возникновения аварийных ситуаций в походе и меры их предупреждения. | Психологические аспекты взаимоотношений в группе | 1 | 7.03 | | |
25 | Способы ориентирования. | Движение по азимуту в походе, обход препятствий. Определение разметки маршрута. | 1 | 14.03 | | |
26 | Ориентирование по местным приметам. | Действия в случае потери ориентировки | | 21.03 | | |
27 | Природоохранная акция. | Распределение обязанностей. Подготовка инвентаря и спецодежды. Реализация запланированного дела: проведение природоохранных мероприятий на улицах, в парке. | 1 | 4.04 | | |
28 | Фоторепортаж о проведении природоохранной акции. | Анализ работы. Подведение итогов: рассказ об экологических проблемах микрорайона и проведённой акции учащимся младших классов | 1 | 11.04 | | |
29 | Презентация краеведческого материала. | Краеведческий отчет туристской группы. Краеведческие викторины. | 1 | 18.04 | | |
30 | Подготовка к походу, путешествию. | Составление плана-графика движения. Подготовка снаряжения. | 1 | 25.04 | | |
31 | Поход | Совместное, осуществление и последующий анализ походов выходного дня с целью отработки навыков ориентирования, техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала. | 1 | 02.05 | | |
32 | Поход | Подготовка похода и фотоотчёта, технического и краеведческого описания маршрута. Ознакомление с собранным краеведческим материалом других учащихся школы; конкурс отчетов) | 1 | 16.05 | | |
33 | Подведение итогов туристского путешествия | Подготовка к участию в районном туристическом слете | 1 | 23.05 | | |
34 | Итоговое занятие | Подготовка к участию в районном туристическом слете | 1 | 30.05 | | |
35 | Итоговое занятие | Подготовка к участию в районном туристическом слете | 1 | | | |
Список литературы
Литература для учителя
1. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся средних классов (в помощь учителю, руководителю кружка). — М.,1992.
2. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнитель-
ного образования : учеб. пособие. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2004.
3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя. — М. : Просвещение, 2010.
4. Казаренков В.И. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников : учеб. пособие. — М. : Логос, 2003.
5. Комплект учебников «Физическая культура» для учащихся средних классов общеобразовательных учреждений / А.П. Матвеев. — М. : Просвещение, 2011.
6. Михайлова Е.В. Формирование нравственных ценностей у младших
школьников во внеурочной деятельности. — М. : Экон-Информ, 2009.
7. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении : учеб.-метод. пособие / под общ. ред.
А.С. Прутченкова – М. : Изд. дом «Новый учебник», 2003.
8. Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой
деятельности учащихся. — М. : РМАТ, 2001.
9. Поломис К. Дети в пионерском лагере. Прогулки. Походы. Экскурсии
/ пер. с чеш. С.Д. Баранниковой. — М. : Профиздат, 1990.
10. Поломис К., Махитка З. Дети на отдыхе / пер. с чеш. С.Д. Баранниковой, К.И. Паровой, О.А. Суворовой. — М.: Культура и традиции, 1995.
11. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и ос-
новное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов; под ред. В.А. Горского. — М. : Просвещение, 2010.
12.Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краеведческой работе, организации отдыха детей и молодёжи / сост. Ю.С. Константинов, С.В. Усков. — М. : ФЦДЮТиК, 2006.
13. Смирнов Д.В. Оздоровительно-познавательный туризм : программы дополнительного образования детей : вып. 4. — М. : Советский спорт, 2003.
14. Смирнов Д.В. Юные туристы-краеведы // Смирнов Д.В., Константинов Ю.С., Маслов А.Г. Туризм и краеведение : образовательные программы для системы дополнительного образования детей / под ред. Ю.С. Константинова, А.Г. Маслова. — М. : Советский спорт, 2005.
В список литературы к программе не включены перечни сайтов из
сети Интернет.
Список рекомендуемой литературы для учеников
1. Андерсен Х.К. «Снежная королева» и другие сказки: [пер. с дат. : для
мл. возраста]. — М. : Дом, 1993.
2. Берроуз Э. Тарзан. — СПб. : Искуство, 1991.
3. Верн Ж. Дети капитана Гранта. — Л., 1984.
4. Верн Ж. Пятнадцатилетний капитан. — М. : Детская литература, 1977.
5. Дефо Д. Робинзон Крузо. — Л. : Лениздат, 1933.
6. Киплинг Р. Маугли. — М. : Детская литература, 1986.
7. Пришвин М.М. Моя страна. — М. : Географиздат, 1950.
8. Пушкин А.С. Стихотворения. Поэмы. Сказки. Евгений Онегин. — М. :
АСТ : Олимп, 1997.
9. Рони-старший Ж. Борьба за огонь: повесть. — Ростов н/Д: Ростов-
ское книжное изд-во, 1988.
10. Твен М. Приключения Тома Сойера. Приключения Гекльберри
Финна. М. : Детская литература, 1977.