МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования
МОУ "СОШ № 9 "
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО ______________ Протокол № 109-О от "30.08" 2024 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________ Протокол №109-О от "30.08" 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ «СОШ №9» ______________ Приказ № 109-О от "30.08.2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса внеурочной деятельности
«Мир театра»
для 1-4 класса уровня начального общего образования
на 2024-2025 учебный год
п.Мулино,2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность и профиль дополнительной общеобразовательной программы и направление деятельности
Данная дополнительная образовательная программа имеет художественную направленность. Направление деятельности – театральное. Кружок однопрофильный.
Вид программы и её уровень
Модифицированная программа, общекультурный (базовый) уровень.
Отличительные особенности программы; новизна, педагогическая целесообразность программы
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.
Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не только конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.
Эту идею выдвигал в своих трудах и ученый-психолог Л.С. Выготский: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке все – от занавеса и до развязки драмы – должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит все свое значение и всю свою силу в приложении к ребенку!»
Актуальность
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников. Участие в школьном театральном кружке создает условия для раскрытия внутренних качеств личности и ее самореализации, формирования содержательного общения по поводу общей деятельности, умения взаимодействовать в коллективе, для развития художественного творчества, эстетического вкуса и стремления к освоению нового опыта.
Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы
Цель: воспитание творчески активной личности, развитие умений и навыков, раскрытие новых способностей и талантов детей средствами театрального искусства; организация их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.
Задачи:
Овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театрального искусства.
Развитие творческих и актерских способностей детей через совершенствование речевой культуры и овладение приемами пластической выразительности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Привлечение детей к активному чтению лучших образцов классической литературы, познанию красоты правильной литературной речи.
Приобщение школьников к театральному искусству России и зарубежья.
Воспитание эстетического вкуса и привитие любви к истинному искусству.
Формирование театральной культуры детей (исполнительской и зрительской) средствами любительского театра.
Создание необходимой творческой атмосферы в коллективе: взаимопонимания, доверия, уважения друг к другу.
Участие в детских театральных смотрах, конкурсах и фестивалях.
Развитие мотивации личности к познанию, творчеству, саморазвитию, труду, искусству.
Адресат программы
Программа рассчитана на школьников 7 – 10 лет (разновозрастная группа), увлеченных искусством слова, театром, игрой на сцене; специальной подготовки детей не требуется.
Объем программы, сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы
Объем программы – 35 часов. Сроки реализации – 1 учебный год, занятия проводятся по 1 часу в неделю.
Формы организации образовательного процесса, виды занятий, режим занятий
Форма занятий – групповая и индивидуальная работа, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции и актерского мастерства. Основными видами проведения занятий являются театральные игры, беседы, тренинги, спектакли и праздники.
Занятия театрального кружка включают наряду с работой над пьесой проведение бесед об искусстве. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов. Школьники выполняют самостоятельные творческие задания: устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения, посвященные жизни и творчеству того или иного мастера сцены.
Беседы о театре знакомят кружковцев в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами, с творчеством ряда деятелей русского театра; раскрывает общественно воспитательную роль театра и русской культуры. Все это направлено на развитие зрительской культуры кружковцев.
Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с игр-упражнений, импровизаций, этюдов, близких жизненному опыту кружковцев, находящих у них эмоциональный отклик, требующих творческой активности, работы фантазии. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у кружковцев интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы.
Этюды-импровизации учебного характера полезно проводить не только на начальной стадии, но и позднее - либо параллельно с работой над пьесой, либо в самом процессе репетиции. Учебные этюды-импровизации, непосредственно не связанные с репетируемой пьесой, могут служить и хорошей эмоциональной разрядкой, способствовать поднятию творческой активности, общего тонуса работы.
Работа над сценическим воплощением пьесы строится на основе ее углубленного анализа (выявление темы, основного конфликта, идейных устремлений и поступков героев, условий и обстоятельств их жизни, жанровых особенностей пьесы, стиля автора и т.д.). Она включает предварительный разбор пьесы; работу, непосредственно связанную со сценическим воплощением отдельных эпизодов, картин, и наконец, всей пьесы; беседы по теме пьесы, экскурсии; оформление спектакля и его показ зрителям.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты
У учеников будут сформированы:
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
умелое использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.).
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
выполнять упражнения актёрского тренинга;
строить этюд в паре с любым партнёром;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение);
правильно выполнять цепочки простых физических действий.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД
Обучающийся научится
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и при инсценировании.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы - выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, концертах; участие в муниципальном смотре театральных коллективов с показом спектакля.
Система поощрений:
благодарственные письма кружковцам и их родителям;
дипломы за актерское мастерство;
творческие поездки на смотры, праздники одаренных детей.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА
Основы театральной культуры
Обеспечение условий для овладения школьниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Раздел включает такие вопросы, как особенности театрального искусства, виды театрального искусства, рождение спектакля, театр снаружи и изнутри, культура зрителя.
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Театральная игра направлена не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.
Общеразвивающие игры способствуют быстрой и легкой адаптации ребенка в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы. Обычно дети делятся на мини-группы (3-4 чел.). Как правило, это зрители и исполнители, это дает возможность анализировать различные ситуации с разных позиций.
Специальные театральные игры необходимы при работе над этюдами и спектаклями. Они развивают воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценичкеских условиях, где все является вымыслом. Развивают умение действовать в предлагаемых обстоятельствах, веру в воображаемую ситуацию. Знакомить детей со сценическим действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых небольших сказок.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Ритмопластика
Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям школьного возраста легче выразить свои чувства и эмоции черец пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки.
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
Культура и техника речи
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. В раздел включены игры, которые называют творческими играми со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми (на превращение и действия с воображаемыми предметами и т.п.). Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида: дыхательные и артикуляционные упражнения; дикционные и интонационные упражнения; творческие игры со словом.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Выразительные средства в театре
Раздел предполагает знакомство с многообразием выразительных средств в театре (драматургия, декорация, костюм, свет, музыкальное оформление, шумовое оформление). Школьники учатся самостоятельно создавать декоративно-художественное оформление.
Работа над спектаклем базируется на авторских сценариях и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля:
выбор пьесы и обсуждение ее с детьми;
деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми;
работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом;
поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев;
создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов;
переход к тексту пьесы: работа над эпизодами; уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей;
работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен;
репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением;
репетиция всей пьесы целиком в костюмах; уточнение темпоритма спектакля;
назначение ответственных за смену декораций и реквизита;
премьера спектакля;
повторные показы спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
Подведение итогов
Раздел предполагает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку. В качестве итога работы оформляются очередные страницы летописи школьного театра.
Повторные показы спектакля. Обсуждение показанных спектаклей внутри кружка. Оценка руководителем работы каждого участника. Участие самих кружковцев в оценке работы друг друга. Обсуждение спектакля со зрителями-сверстниками. Внесение необходимых изменений, репетиции перед новым показом.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации, диагностики, контроля |
теория | практика |
1 | Основы театральной культуры | 4 | 2 | Собеседование Презентация |
2 | Театральная игра | | 5 |
3 | Ритмопластика | | 3 |
4 | Культура и техника речи | 3 | 3 |
5 | Выразительные средства в театре | 3 | 3 |
6 | Работа над спектаклем | | 8 | Исполнение роли в спектакле |
7 | Подведение итогов | | 1 | Творческий отчет. Летопись школьного театра. |
| Итого | 10 | 25 | |
Оценочные материалы
Во время реализации образовательной программы большое внимание уделяется диагностике наращивания творческого потенциала детей: на вводных, заключительных занятиях и во время промежуточной аттестации с целью определения интересов ребенка, мотивации к занятиям в данном объединении, уровня развития знаний, умений и навыков.
В качестве диагностики используются:
промежуточная;
итоговая.
отчетный концерт, участие в муниципальном смотре театральных коллективов
Методические материалы к дополнительной общеразвивающей программе первого года обучения
№ п/п | Раздел или тема программы | Форма проведения занятия | Методы и приемы организации образовательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Вид и форма контроля, форма предъявления результата |
1 | Основы театральной культуры | Учебное занятие | Беседа, инструктаж | Методические пособия | Собеседование презентация |
2 | Театральная игра | Учебное занятие | Тренинг, практикум | | |
3 | Ритмопластика | Учебное занятие | Практикум | | |
4 | Культура и техника речи | Учебное занятие | Тренинг. Час открытий нового знания. Практикум | | |
5 | Выразительные средства в театре | Учебное занятие | Беседа, демонстрация, практика | | |
6 | Работа над спектаклем | Учебное занятие | Комбинированное занятие | Сценарий спектакля | Исполнение роли |
7 | Подведение итогов | Учебное занятие | Презентация. Обобщение. Практикум | Папка с файлами | Спектакль. Творческий отчет. Летопись школьного театра |
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы есть необходимые условия:
Классная комната (кабинет литературы) - техническое оснащение (компьютер, проектор, экран);
Актовый зал (импровизированная сцена);
Видеоматериалы, аудиоматериалы;
Тематические текстовые подборки (лекционный материал, разъяснения, образовательная информация и т.д.);
Материалы диагностических и обучающих игр;
Видеопрезентации, электронные презентации.
Календарно-учебный план
№ п/п | Наименование раздела; темы раздела; темы занятия | Объем часов | Форма занятия | Форма аттестации (контроля) | Дата по плану |
Основы театральной культуры |
1 | Решение организационных вопросов. Вводный инструктаж по технике безопасности. Беседа-знакомство с миром театра. | 1 | Вводное занятие | Собеседование. Педагогическое наблюдение Устный опрос | 02.09.24 |
2 | Театр и жизнь. Что дает театральное искусство в формировании личности. Театральное искусство России. | 1 | | Устный опрос. Педагогическое наблюдение Час открытия нового знания Презентации | 09.09.24 |
3 | Значение поведения в актерском искусстве. | 1 | Час открытия нового знания | Презентация | 16.09.24 |
4 | Виды театров. Театральные профессии | 1 | Час открытия нового знания | Презентация | 23.09.24 |
5 | Экскурсия в КДЦ п.Мулино. Выдающиеся актеры | 1 | Практикум | Устный опрос. Педагогическое наблюдение | 30.09.24 |
6 | Развитие творческой активности, индивидуальности. Снятие зажимов, раскрепощение. | 1 | Тренинг | Педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий | 07.10.24 |
Театральная игра |
1 | Тренинг творческой психотехники актера: развитие навыков рабочего самочувствия; развитие творческого восприятия; развитие артистической смелости и элементов характерности. | 1 | Тренинг | | 14.10.24 |
2 | Развитие актерского внимания | 1 | Практикум | Педагогическое наблюдение. Выполнение практического задания | 21.11.24 |
3 | Развитие актерского внимания | 1 | Практикум | Педагогическое наблюдение. Выполнение практического задания | 04.11.24 |
4 | Воображение и фантазия – источник творческой духовности человека. | 1 | Тренинг | | 11.11.24 |
5 | Сценические этюды: одиночные – на выполнение простого задания; на освоение предлагаемых обстоятельств. | 1 | Практикум | Педагогическое наблюдение. Выполнение практического задания | 18.11.24 |
Ритмопластика |
1 | Сценическое движение как неотъемлемая часть сценического театрализованного действия. | 1 | Практикум | Педагогическое наблюдение. Выполнение практического задания | 25.11.24 |
2 | Сценическое движение. Упражнение «Как вести себя на сцене» (мимика, жесты, телодвижения в игре). | 1 | Практикум | Педагогическое наблюдение. Выполнение практического задания | 02.12.24 |
3 | Работа актера над образом. Логика действия: я – предмет; я – стихия; я – животное; я – растение; внешняя характерность; форма (выдержка и законченность). | 1 | Практикум | Педагогическое наблюдение. Выполнение практического задания | 09.12.24 |
Культура и техника речи |
1 | Тренинг по сценической речи (артикуляционная гимнастика, дикционные упражнения). | 1 | Тренинг | Педагогическое наблюдение. Выполнение практического задания | 16.12.24 |
2 | Тренинг по сценической речи (артикуляционная гимнастика, дикционные упражнения). | 1 | Тренинг | Педагогическое наблюдение. Выполнение практического задания | 23.12.24 |
3 | Овладение техникой сценического общения партнеров: материал для общения – внутренние чувства, мысли; объект общения (партнер, мысль); средства, приемы общения – жест, слово, мимика, взгляд; форма общения – приспособление; непрерывность общения; совокупность всех элементов общения. | 1 | Час открытия нового знания | Педагогическое наблюдение. Выполнение практического задания | 13.01.21 |
4 | Действия с воображаемыми предметами | 1 | Час открытия нового знания | Педагогическое наблюдение. Выполнение практического задания | 20.01.25 |
5 | Действия с воображаемыми предметами | 1 | Час открытия нового знания | Педагогическое наблюдение. Выполнение практического задания | 27.01.25 |
6 | Действия с воображаемыми предметами | 1 | Час открытия нового знания | Педагогическое наблюдение. Выполнение практического задания | 03.02.25 |
Выразительные средства в театре |
1 | Многообразие выразительных средств в театре: драматургия; декорация; костюм; свет; музыкальное оформление; шумовое оформление | 1 | Комбинированное занятие | Педагогическое наблюдение. Выполнение практического задания | 10.02.25 |
2 | Многообразие выразительных средств в театре: драматургия; декорация; костюм; свет; музыкальное оформление; шумовое оформление | 1 | Комбинированное занятие | Педагогическое наблюдение. Выполнение практического задания | 17.02.25 |
3 | Многообразие выразительных средств в театре: драматургия; декорация; костюм; свет; музыкальное оформление; шумовое оформление | 1 | Комбинированное занятие | Педагогическое наблюдение. Выполнение практического задания | 24.02.25 |
4 | Создание декоративно-художественного оформления. | 1 | Практикум | Педагогическое наблюдение. Выполнение практического задания | 03.03.25 |
5 | Создание декоративно-художественного оформления. | 1 | Практикум | Педагогическое наблюдение. Выполнение практического задания | 10.03.25 |
6 | Создание декоративно-художественного оформления. | 1 | Практикум | Педагогическое наблюдение. Выполнение практического задания | 17.03.25 |
Работа над спектаклем |
1 | Работа над спектаклем: как создается спектакль. | 1 | Комбинированное занятие | Исполнение роли | 31.03.25 |
2 | Работа над спектаклем: как создается спектакль. | 1 | Комбинированное занятие | Исполнение роли | 07.04.25 |
3 | Знакомство со сценарием; характеры и костюмы; чтение по ролям, работа над дикцией. | 1 | Комбинированное занятие | Исполнение роли | 14.04.25 |
4 | Знакомство со сценарием; характеры и костюмы; чтение по ролям, работа над дикцией. | 1 | Комбинированное занятие | Исполнение роли | 21.04.25 |
5 | Работа над дикцией. Разучивание ролей, вхождение в образ, исполнение роли. | 1 | Комбинированное занятие | Исполнение роли | 28.04.25 |
6 | Работа над дикцией. Разучивание ролей, вхождение в образ, исполнение роли. | 1 | Комбинированное занятие | Исполнение роли | 05.05.25 |
7 | Развиваем актерское мастерство. Репетиция. | 1 | Комбинированное занятие | Исполнение роли | 12.05.25 |
8 | Развиваем актерское мастерство. Репетиция. | 1 | Комбинированное занятие | Исполнение роли | 19.05.25 |
Подведение итогов |
1 | Показ театрального представления: в школе для учащихся и учителей | 1 | Презентация | Спектакль | 26.05.25 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агапова И.А., Давыдова М.А. Театральные постановки в средней школе. Пьесы для 5 – 9 классов. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.
Гальцова Е.А. Детско-юношеский театр мюзикла. Программа, разработки занятий, рекомендации. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.
Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). – М., 2005г.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2010г.
Дзюба П.П. Сказка на сцене: постановки. – Ростов-на-Дону: Феникс,2005г.
Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж, 2003г.
Каришев-Лубоцкий. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М., 2005г.
Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе. Программы, конспекты занятий, сценарии. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.
Логинов С.В. Школьный театр миниатюр: сценки, юморески, пьесы./ С.В. Логинов. – Волгоград: Учитель, 2009г.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2003г.
11. http://dramateshka.ru/
12. http://www.teatr-obraz.ru/masterstvo