СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа на 2018-2019 учебный год по дополнительной образовательной деятельности «Черчение» для обучающихся 1-5 класса уровень классы

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

на 2018-2019 учебный год

по дополнительной образовательной деятельности «Черчение» для обучающихся 1-5 класса

уровень   классы

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа на 2018-2019 учебный год по дополнительной образовательной деятельности «Черчение» для обучающихся 1-5 класса уровень классы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 26»

городского округа город Уфа Республики Башкортостан



РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей

__________________________

Протокол №____ от «__»_______

Руководитель ШМО

______ /______________________/


СОГЛАСОВАНО

педагогическим советом

МБОУ «Центр образования № 26»

Протокол №____

«____»____________ 20____ г.


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ

«Центр образования № 26»

______________________ А.В.Басов

Приказ № ________________

«____»______________ 20_____ г.




Рабочая программа

на 2018-2019 учебный год

по дополнительной образовательной деятельности «Черчение» для обучающихся 1-5 класса

уровень классы




























УФА -2018




Пояснительная записка :

Рабочая программа «Школа искусства» разработана для обучающихся 2 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования второго поколения на основании примерных учебных программ, рекомендованных Всесоюзным методическим кабинетом и утвержденных Министерством культуры РФ. Полностью соответствует Государственным стандартам дополнительного образования детей

Обязательный минимум содержания по дисциплине. Овладение основами изобразительного языка академического рисунка; техника тонального и линейного рисунка на примере предметной среды, растительного и животного мира, приобретение навыков изображения человеческой фигуры, включая рисунок головы, кисти рук и ног; овладение основами композиции человеческой фигуры. Изучение методов короткого рисунка и наброска с использованием различных графических техник, овладение фактурным изображением и методом рисунка по памяти.

  1. РИСУНОК АКАДЕМИЧЕСКИЙ (общеобразовательный).

  2. РИСУНОК ГРАФИЧЕСКИЙ (по специальности).

  3. НАБРОСКИ с фигуры человека.

Академический рисунок (общеобразовательный) развивает у учащихся хороший художественный вкус, возбуждает интерес и глубокое уважение к изобразительному искусству.

В основу метода преподавания академического рисунка положено рисование с натуры, при котором рисунок должен быть правдоподобным, т. е. полное подражание натуре (вплоть до иллюзорности) с ее освещенностью, с ее окрашенностью, с ее материальностью, с ее пространственностью.

Академический рисунок, как познавательный, по своей сути должен сопровождать человека, занимающегося художественной деятельностью, всю его творческую жизнь, так как работает на любую специальность. Он не специализируется на каких-то отдельных объектах рисования (архитектуре, растениях, животных, предметных формах и т.д.), а дает такую систему рисования, которая позволяет рисовать все окружающее нас, учит видеть красоту и пластическое содержание окружающей нас действительности. Контакт с натурой - это колоссальный стимул для творчества.


Общеобразовательный рисунок - это: постановка глаза и руки, развитие вкуса, чувства, художественного (а точнее пластического) мышления. Общеобразовательный рисунок всегда был, есть и будет дисциплиной художественной.

Мы не готовим художников-станковистов изобразительного искусства, но мы воспитываем специалистов способных гармонизировать, одухотворить и упорядочить среду обитания человека.

Многообразие свойств и явлений внешнего мира, возможности различных подходов художника к натуре, необходимость сближения процесса обучения рисунка с основной специальностью выделяет еще одну форму рисования — графическую.

Объектами изображения графического рисунка являются: простые пластические формы, архитектура, растительный и животный мир, фигура человека в одежде. Такой рисунок качественно невозможен без академического (общеобразовательного) рисунка и базируется на нем.

Важнейшее место в развитии навыков рисовальщика занимают наброски и короткие зарисовки - своеобразная «кухня» художника.

Наброски с фигуры человека являются составной частью всей системы обучения и проводятся самостоятельной дисциплиной в пакете с остальными предметами. Наброски рекомендуется проводить постоянно на протяжении всего периода обучения для тренировок на быструю передачу тех или других элементов натуры (пропорций, движения, характера и др.).



Цели и задачи:


Главная задача при обучении рисунку – научиться правильно видеть объемную форму предмета и уметь ее логически последовательно изображать на плоскости листа бумаги.
Задания по рисунку выполняются в следующей последовательности: эскиз-набросок небольшого размера, компоновка изображения на листе бумаги, пластическая характеристика главных пластических масс, разработка деталей, подчинение их целому.
Перед выполнением каждого задания преподаватель четко определяет задачу данной постановки.
Законченность рисунка определяется степенью решения поставленной задачи.
В процессе работы, помимо вступительных бесед, устных методических указаний, вспомогательных рисунков на полях, преподаватель может практически помочь учащемуся, внося исправления в рисунок и направляя дальнейший ход работы.
Преподавания рисунка тесно связано со знаниями, получаемыми учащимися на предметах « Перспектива » и « Пластическая анатомия».
На уроках дополнительно могут быть показаны репродукции произведений мастеров реалистической школы и лучшие работы Методического фонда.
На первом этаперисунок выполняется на 1/2 листа, на старших – от 1/2 листа.
Основной рабочий материал - графитный карандаш различной твердости, уголь, сангина, угольный карандаш.
Для более полного уяснения формы изображаемого предмета, некоторые постановки рисуются с направленным источником света.
Кроме рисования в классе, учащиеся выполняют домашние задания, которые педагог систематически контролирует и анализирует.
Большое значение имеют альбомные зарисовки. Они развивают наблюдательность, умение видеть различные явления окружающей действительности. Полезно также копирование с образцов реалистической школы рисунка.

ЦЕЛЬ КУРСА

Цель преподавания дисциплины - развить художественное мышление, позволяющее свободно владеть пластической формой в творческой работе

художника-дизайнера; научить сознательному восприятию натуры и последовательному выполнению этапов рисунка, а также умению пользоваться различными материалами и приемами выполнения рисунка.

ЗАДАЧИ КУРСА

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

• сформировать объемно-пространственное мышление,

  • знать основы изобразительного языка академического рисунка;

  • уметь пользоваться методами наброска, длительного и кратковременного рисунка;

  • овладеть различными графическими материалами (карандаш, уголь, сангина, перо, тушь и т.д.);

• знать технику тонального и линейного рисунка на примере предметной среды (отдельные предметы, архитектурные детали, интерьер, экстерьер и окружающая среда);

  • овладеть методами работы с тоном и научиться сознательно применять их в творческой деятельности;

  • уметь рисовать с натуры и по памяти, по представлению, по воображению и впечатлению;

  • знать основы строения фигуры человека;

  • уметь изображать человеческую фигуру, включая рисунок головы, кисти руки, стопы, и предметно-пространственную среду;

  • изучить специфические формы и объекты, соответствующие им графические приемы и способы изображения, что особенно необходимо для формирования художника, специализирующегося в области промышленного искусства и архитектуры.












































МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО РИСУНКА И

ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Исходя из целей преподавания дисциплины «Рисунок» и стоящих задач, основой метода обучения следует считать объемное рисование.

Работа над объемным рисунком воспитывает свободное отношение к внешнему миру, активизирует накопление знаний о рисуемом предмете и решает задачи наблюдения, изучения и изображения пластических и пространственных свойств натуры как главных объективно присущих ей качеств.

Постановка учебной задачи, а также выбор объекта изображения, формы рисунка, изобразительных средств, характера композиционного решения, времени, отводимого на задание, и т.п. должны соответствовать друг другу.

Принцип целостности как одна из основных закономерностей искусства является обязательным и определяет следующую последовательность ведения работы над рисунком.

  1. Размещение изображения в формате листа (компоновка рисунка), определение основных пропорций, светотеней и движения больших масс.

  2. Обогащение изображения необходимыми деталями.

  3. Приведение рисунка к целостному состоянию путем синтеза общего и деталей.

В практической работе над рисунком общие и специфические задачи обучения решаются в форме длительных работ, кратковременных рисунков, зарисовок и набросков.

В соответствии с общей целью и специфическими задачами программы обучения устанавливаются следующие объекты изучения: » гипсовые слепки (геометрические тела, рельеф, различные головы и фигуры человека, голова, фигура человека);

  • предметные формы (предметы быта и труда, предметы прикладного искусства, музыкальные инструменты, архитектурные и промышленные формы);

  • архитектура (интерьер, экстерьер, парковая архитектура и архитектурный пейзаж);

  • формы растительного и животного мира;

  • фигура человека (голова, фигура обнаженная и в одежде).


Умение видеть натуру глазом художника является одним из важнейших факторов в обучении рисунку, и развивается оно по мере накопления студентом опыта при активной помощи преподавателя.

При рисовании без натуры, путем представления о форме, реализуются знания, полученные в процессе рисования с натуры, и совершенствуются профессиональные навыки изображения предметов по памяти и воображению, что позволяет свободно выражать творческие замыслы в композиционной работе.



На каждом этапе проводятся следующие виды работ без натуры:

  • по памяти (рисунок контролирует зрительную память и умение грамотно нарисовать предмет);

  • по впечатлению (это развивает активный метод запоминания и является экономным и выразительным приемом);

  • по представлению (это развивает умение конструктивно видеть предмет и изображать его в любом положении);

  • по воображению (это развивает вкус и умение скомпоновать группу предметов в гармонии).


Учебный процесс организован следующим образом.

  1. «ЭТАП ГИПСОВЫХ СЛЕПКОВ»

  2. «ЭТАП ЖИВОЙ НАТУРЫ» или «НАТУРНЫЙ ЭТАП»

  3. Работа над рисунком гипсового слепка, заимствованного от природы и несущего на себе печать разнообразия различных пластических элементов, их сочетаний, переходов одних форм в другие, развивает художественный вкус, вырабатывает тонкость восприятия тональных отношений и в то же время дисциплинирует художника.

Объектом изучения в «Натурном этапе» является человек.

Человек — наиболее сложный и содержательный объект художественного творчества в целом. Неисчерпаемое богатство и разнообразие форм головы и человеческого тела, совершенство их строения, гармония частей и качество активной жизни, присущее человеку и выражающееся в проявлениях физического движения и действия, волевой устремленности и сознания, - все это делает человека незаменимым объектом изучения и изображения в процессе формирования художника.


1. ЭТАП ГИПСОВЫХ СЛЕПКОВ

Задание 1. Рисунок на иллюзорность (рисунок несложного предмета быта или домашнего обихода).

В этом задании при работе с натуры необходимо обратить особое внимание на предельную тщательность проработки, на передачу материальности, вплоть до иллюзорности и с полной отдачей рисующего.

Задание 2. Натюрморт из 3-5 гипсовых геометрических фигур (куб, цилиндр, призма, конус, пирамида).

Конструктивно-аналитическое решение, линеарное, тон ограничен.

Работу над натюрмортом следует начать с эскиза и компоновки в плоскости листа, учитывая при этом, что вся группа предметов, организованная в натюрморт, рассматривается как единое целое с индивидуальными пластическими особенностями.

Задание 3. Драпировка.

Анализ формообразования складок. Решение объемно-пространственное, тональное. Задание выполняется с целью нахождения ритма, пропорций и движения основных складок, перехода одной в другую и их пластического развития.

Задание 4. Натюрморт из гипсовых геометрических тел и драпировки.

Выявление конструктивных, пластических и фактурных контрастов путем внимательного разбора тоновых отношений.

Задание 5. Гипсовый орнамент и драпировка.

Задание проводится с целью понять конструктивно-ритмические связи элементов орнамента и складок драпировки. Выяснить закономерности строения складок из разных материалов и взаимосвязь складок с объемом, на котором они располагаются.

Задание 6. Гипсовый рельеф.

Решение тональное. Основная задача — выявление конструктивных и ритмических связей элементов орнамента, определение главного и второстепенного с глубокой проработкой основных деталей.

Задание 7. Архитектурная деталь несложного (дорического или ионического) ордера, капители, консоли, кронштейна, вазы.

Определение целого, структурности. Тональная проработка. Понять специфические особенности натуры. Добиться цельности рисунка.



Основные вопросы теории и практики рисования; виды, техника, средства и закономерности рисунка на основе системы реалистического изображения; основы построения пространства на плоскости и обоснование законов линейной перспективы;


I. Организационно-методический раздел

Дисциплина «Введение в рисунок» изучается единым блоком в течение одного семестра и состоит из следующих разделов:

теория рисунка;

графическая практика;

основы перспективы в рисунке;

натурная практика;

Изобразительная грамота подразумевает совокупность знаний и навыков, полученных в результате изучения основных разделов изобразительного искусства. Она подразумевает знания законов и правил изобразительного языка в сочетании с твердыми навыками пользования ими.

Обучение рисунку - это решение взаимосвязанных задач: развитие зрительного восприятия, наблюдательности, умение сравнивать между собой предметы и явления, определяя сходство и различие, выделяя предметы по форме, свету, фактуре. Занятия рисунком должны приучить к строгому вниманию, рассуждению, точному анализу формы модели. Овладение основами рисунка помогает знание приемов и навыков практического рисования, также знания методической последовательности работы над рисунком и умение пользоваться различными рисовальными материалами и инструментами. На занятиях по данной дисциплине учащиеся должны получить представление об изобразительной грамотности в разделе рисунка, приобрести навыки графического изображения, передачи объема линейно-конструктивным рисунком.


  1. . Лекция. Рисунок как основа изобразительного искусства.

  2. . Лекция. Графический язык как основное средство выразительности в рисунке.

  3. . Практическое занятие. Эмоциональна, организация линий.

  4. . Практическое занятие. Техника проведения линий

  5. . Практическое занятие. Построение прямоугольной спирали.

  6. . Практическое занятие. Деление отрезков и углов.

  7. . Практическое занятие. Построение квадрата, окружности, эллипса.

  8. . Практическое занятие. Построение розетки с прямоугольными элементами.

  9. . Практическое занятие. Построение розетки с круглыми элементами.

  1. . Практическое занятие. Штриховка. Тональная градация

  2. . Практическое занятие. Силуэтное построение вазы и наполнение ее тоном.

  3. . Лекция. Основные сведения о законах линейной и воздушной перспективы и их применение в рисунке.

  4. . Практическое занятие. Построение квадрата в перспективе.

  5. . Практическое занятие. Построение группы плоских, прямоугольных предметов.

  6. . Практическое занятие. Построение окружности в перспективе.

  7. . Практическое занятие. Построение группы плоских, круглых предметов.

  8. . Лекция. Особенности рисунка перспективы объемных, прямоугольных тел.

  9. . Практическое занятие. Рисунок каркаса куба.

  10. . Практическое занятие. Тональный рисунок гипсового куба и пирамиды.

  11. . Лекция. Особенности рисунка перспективы объемных тел вращения.

  12. . Практическое занятие. Рисунок конуса и цилиндра.

  13. . Практическое занятие. Тональный рисунок конуса и цилиндра.

  14. . Лекция. Композиционные особенности рисунка натюрморта.

  15. . Практическое занятие. Конструктивное линейное построение рисунка двух-трех гипсовых тел.

  16. . Практическое занятие. Натюрморт гипсовых геометрических тел. Тональное решение.

Рисунок как основа изобразительного искусства.

Графический язык как основное средство выразительности в рисунке.

Основные сведения о законах линейной и воздушной перспективы и их применение в рисунке.

Особенности рисунка перспективы объемных, прямоугольных тел и тел вращения.

Композиционные особенности рисунка натюрморта.


. Практическое занятие. Эмоциональна, организация линий.

. Практическое занятие. Техника проведения линий

. Практическое занятие. Построение прямоугольной спирали.

. Практическое занятие. Деление отрезков и углов.

. Практическое занятие. Построение квадрата, окружности, эллипса.

. Практическое занятие. Построение розетки с прямоугольными элементами.

  1. . Практическое занятие. Построение розетки с круглыми элементами.

  1. . Практическое занятие. Штриховка. Тональная градация

  2. . Практическое занятие. Силуэтное построение вазы и наполнение ее тоном.

  3. . Лекция. Основные сведения о законах линейной и воздушной перспективы и их применение в рисунке.

  4. . Практическое занятие. Построение квадрата в перспективе.

  5. . Практическое занятие. Построение группы плоских, прямоугольных предметов.

  6. . Практическое занятие. Построение окружности в перспективе.

  7. . Практическое занятие. Построение группы плоских, круглых предметов.

  8. . Лекция. Особенности рисунка перспективы объемных, прямоугольных тел.

  9. . Практическое занятие. Рисунок каркаса куба.

  10. . Практическое занятие. Тональный рисунок гипсового куба и пирамиды.

  11. . Лекция. Особенности рисунка перспективы объемных тел вращения.

  12. . Практическое занятие. Рисунок конуса и цилиндра.

  13. . Практическое занятие. Тональный рисунок конуса и цилиндра.

  14. . Лекция. Композиционные особенности рисунка натюрморта.

  15. . Практическое занятие. Конструктивное линейное построение рисунка двух-трех гипсовых тел.

  16. . Практическое занятие. Натюрморт гипсовых геометрических тел. Тональное решение.

Натюрморт СЛОЖНЫЙ

Следующие по степени трудности натюрморты должны отличаться от ранее выполнявшихся прежде всего своими размерами. Желательно, чтобы в них входили крупные предметы более сложной формы и разнообразной фактуры.

Специфика работы над сложными натюрмортами заключается в более тщательном решении композиции, продуманном анализе и выявлении формы каждого предмета, его материальных особенностей.

После построения входящих в постановку предметов нужно отметить тональные их различия вместе с прокладкой основных теней. Тени прокладываются не только на предметах, но и по столу и на стене. Это создает то самое тональное единство, которое существует в натуре и позволяет точнее выявлять характер формы каждой отдельной вещи.

Конкретизируя форму, находя все детали, необходимо соблюдать строгую постепенность в решении объема, то есть, как и раньше, решать сначала крупную форму, большие детали, основные складки, а затем более мелкие и частные подробности.

Студенту необходимо добиться того, чтобы нарисованный натюрморт производил такое же целостное впечатление, какое производит группа составляющих его предметов в натуре.




СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ.



Анатомия пластическая - дисциплина специального художественного образования, изучающая пластические свойства человеческого тела, его внешних форм в связи с особенностями скелета и мускулатуры.

Анималистический жанр (от лат. animal - животное) - разновидность изобразительного искусства, посвященная изображению животных.

Блик (от нем. blick) - элемент светотени, самое светлое, блестящее пятно иа поверхности предмета; является отражением источника освещения.

Карандаш (от тюрк, kara - черный и das - камень) - материал и одновременно инструмент для рисования в виде тонкой палочки из специальных красящих веществ, обычно оправленных в дерево. Графитные карандаши различных степеней твердости (появившиеся на рубеже XVIII -XIX вв.) состоят из минерала графита с примесью специальных сортов глины. Итальянские карандаши (известные c XV в.) изготовляются из порошка жженой кости, скрепленного растительным клеем.

Линия - граница изображаемой формы и окружающего пространства.

Модель - (фр. modele; от лат. modulus - мера) - человек, позирующий художнику, а также любые существа или предметы, послужившие художнику в качестве натуры.

Набросок - рисунок небольших размеров, бегло и быстро исполненный художником с целью фиксации наблюдений. Набросок может исполняться по памяти и но воображению. Натура (лат. natura - природа) - явления, существа и предметы, который художник может изображать, наблюдая в ходе самой работы. Полностью с натуры выполняются по большей части подготовительные или учебные рисунки.

Перспектива (фр. perspective) - вспомогательная научная дисциплина, изучающая закономерности изображения предметного мира в соответствии с его зрительным (оптическим) восприятием.

Пластика - конкретные особенности объемной моделировки в произведениях скульптуры, живописи или графики.

Подлинник - оригинальное художественное произведение, в отличие от копии с него, репродукции или подделки.

Полутень - один из основных элементов светотени, фиксирующий градации светлоты, соответствующие тем участкам поверхности, на которые лучи от источника света падают под небольшим углом (почти по касательной).

Пропорции - отношение размеров частей предмета друг к другу или к целому.

Ракурс (фр. raccourcir- укорачивать, сокращать) - резко выраженные перспективные сокращения, возникающие при наблюдении предмета сверху или снизу, особенно с близкого расстояния.


Рефлекс (от лат. reflexus - отражение) - элемент светотени, соответ-ствующий участкам затененной поверхности, подсвеченной отраженным светом.

Свет - элемент светотени, соответствующий освещенным участкам поверхности - самым светлым после блика.

Светотень - система оттенков светлоты объемного освещенного предмета, включающая шесть элементов: три в освещенной части -- блик, свет, полутень, и три в теневой -удар тени (собственная тень), рефлекс, падающая тень.

Силуэт (по имени французского министра XVIII иска Э. де Силуэта, на которого была исполнена карикатура в виде теневого профиля) - 1) вид предмета без деталей внутри контура; особенно ясно вырисовывается против света; 2) вид графики, изображение портретов, фигур, композиций однородно окрашенным пятном - темным на светлом фоне или светлым на темном фоне.

Собственная тень - в отличие от теней, падающих на соседние с предметом изображения объекты и поверхности, принадлежит к собственной поверхности предмета. В узком смысле применяется как аналог термина "удар тени", т. е. сравнительно с рефлексом значительно более темная область теневой части предмета, расположенная вблизи границы с освещенной его частью. От конфигурации этой границы, акцентированной тональной зоной удара тени в значительной степени зависит характер объемной моделировки.

Типаж - ярко выраженный, характерный облик героя того или иного сюжета, изображаемой сцены в живописи, графике, кино, мультипликации.

Точка зрения - место, где находится наблюдатель по отношению к видимым или изображаемым предметам.

Шарж - графический портрет комического или сатирического характера.

Штрих - линия, выполняемая одним движением руки, простейший элемент техники рисования. Отдельный штрих может восприниматься как линия или сливаться с соседними штрихами в пятно.