СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа на 2023-2024 учебный год " ТРОПИНКА К СВОЕМУ Я "

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа на 2023-2024 учебный год " ТРОПИНКА К СВОЕМУ Я "»

Министерство образования РС (Я)

МКУ «Управление образования Нюрбинского района»

МБОУ «Аканинская средняя общеобразовательная школа им. П.С. Егорова»


“Согласовано”

зам.дир. по УВР

«____»____________2024 г.

_________/ Никонова М.У./



«Утверждено»

директор школы

«____»____________2024 г.

_________/Мигалкина Е.Ф./












Рабочая программа

по психологии для учащегося 9-го класса с ОВЗ

на 2024-2025 уч. год














Класс: 9


Учащийся: Шилеув Батырхан


Количество часов в неделю: 1


Рабочую программу составила: ________/Иванова А.С./







2024-2025 уч. год

Пояснительная записка


Предлагаемая программа психологических занятий в средней образовательной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья подростков. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой

работы, которая включает три основных компонента:

• аксиологический (связанный с сознанием);

• инструментально-технологический;

• потребностно-мотивационный.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»:

собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.


Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы среднего общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, развитию способностей.


Рабочая программа реализуется для учащихся 9 классов по 1 часу в неделю - по 34 часа в год


Цель рабочей программы - формирование и сохранение психологического здоровья школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни и социализации.


Задачи курса:

  1. Способствовать успешной психологической адаптации учащихся к условиям обучения в основной школе.

  2. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.

  3. Мотивировать к самопознанию и познанию других людей.

  4. Развивать самосознание, самопринятие.

  5. Содействовать формированию эго-идентичности.

  6. Способствовать актуализации индивидуальных взглядов, позиций, установок.

  7. Учить анализировать свое поведение, свои поступки и поступки других.

  8. Содействовать формированию самостоятельности как предпосылки умения принять ответственность за свою жизнь.

  9. Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать свои чувства и чувства другого человека.

  10. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений и адаптации в социальной среде.

  11. Прививать умение быть толерантными и терпимыми к недостаткам и особенностям других людей.

  12. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника. Учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации.



Результаты освоения курса.

Итогом работы по данной программе является сохранение психологического здоровья школьников, их успешная школьная адаптация и социализация: приобретение чувства уверенности в себе, стремление созидать и узнавать новое; приобретение навыков успешного взаимодействия с ровесниками и взрослыми. В результате ребенок будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный жизненный путь будет более успешным и радостным.

9 класс


Предметные результаты:

По окончании курса дети должны знать/понимать:

- нормы и правила, существующие в мире;

- основные понятия социальной психологии;

- основные понятия конфликтологии.

- важность эмоциональной сферы в жизни человека, соблюдение психогигиены эмоциональной жизни

- важность положительного самоотношения, самопринятия, самопрограммирования

- основные состояния человека и их поведенческие проявления

- правила эффективного общения с окружающими

- свои индивидуальные особенности (характер, темперамент, мотивы, интересы)

- важность профессионального и жизненного самоопределения


Личностные УУД:

- оценивать свои и чужие поступки, выбирать, как поступить, отвечать за свой выбор

- осознавать важность саморазвития, использовать это знание в жизненных ситуациях

- осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции

- понимать чувства других людей

- идти на взаимные уступки в разных ситуациях

- осознавать свои эмоции, мысли, черты характера, адекватно выражать и контролировать их в общении

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы (курса и для решения жизненных задач) в различных источниках информации

- анализировать свои и чужие поступки (действия, чувства; изменения в самом себе)

- обобщать (делать выводы, доказывать), устанавливать причинно-следственные связи (поступков, ситуаций)

- обогатить представления о собственных ценностях, эмоциональном мире человека, их роли в жизни

Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в учебной деятельности (на занятии)

- выдвигать версии в группе и индивидуально

- определять цель, проблему в жизненно-практической деятельности, оценивать степень и способы достижения цели в жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки

- планировать свою деятельность в учебной и жизненной ситуациях

- прогнозировать последствия собственных и чужих поступков

Коммуникативные УУД:

- излагать свое собственное мнение и позицию с аргументами, фактами

- понимать позицию другого (выраженную в явном и неявном виде: чувства, причины действий, поступков), корректировать свое мнение, достойно признавать его ошибочность

- самостоятельно решать проблемы в общении с взрослыми и друзьями

- преодолевать конфликты, толерантно относиться к другому человеку


Представляется важным оценивать воз­действие данных занятий на эмоцио­нальное состояние обучающихся. Для этого может быть ис­пользован, например, прием цветограммы: школьников в начале и конце данного занятия просят нарисовать цветными карандашами или красками свое настроение в данный момент. Использование красного цвета свидетельствует о восторженном настроении, оранжевого - о радостном, зеленого - о спокойном, уравновешенном состоянии, фиолетового - о тревожности, напряженно­сти, черного - об унынии, разочаровании, упадке сил. Сравнение результатов цветограммы, полученных в начале и конце занятия, а также изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволит сделать выводы об изменении эмоционального состоя­ния каждого обучающегося под влиянием занятий. Для отслеживания результатов, кроме наблюдения, целесообразно провести диагностическое исследование, направленное на изучение самоотношения, уровня самооценки, тревожности, стратегии поведения в конфликте, общительности, а также анкетирование или опрос учащихся, направленные на изучение удовлетворенности курсом.


Структура занятий:

Занятие состоит из нескольких частей и проводится с элементами психологического тренинга:

Вводная часть.

Цель вводной части занятий – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками; включает в себя создание и обсуждение проблемной ситуации.

Основная (рабочая) часть.

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Она направлена на поиск решения проблемы. В неё входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие, коррекцию социально-личностной и частично познавательной сфер ребёнка, терапевтические метафоры.

Заключительная часть.

Основной целью этой части занятия является закрепление положительных эмоций от работы, обсуждение: основных моментов занятия, применения новых знаний.

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме с элементами тренинга. Приветствие и прощание носят ритуальный характер. Во время занятий дети сидят в кругу (желательно). Форма круга создаёт ощущение целостности, придаёт гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.

В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Полученная таким образом информация лучше запоминается. Содержание занятий носит вариативный характер и может быть изменено в зависимости от конкретных проблем детей.

Занятия помогают восстановить позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром. Ребёнок учится жить в ладу с собой и окружающим миром, важно принимать его таким, какой он есть, учитывать добровольное желание в выполнении игр и упражнений.












































Тематическое планирование



п/п

Название разделов, тем

Содержание учебного курса

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Примечание


9 класс «Мир начинается с меня»:

Способствовать развитию социального интеллекта подростков, коммуникативной компетентности и рефлексивных способностей, навыков эффективного взаимодействия

1

Вводно-мотивационная тема

Знакомая незнакомка (о науке психологии, о деятельности психолога).

1

05.09



Я-автор событий в своей жизни.

1

12.09



2

Общение – это…

Общение- это…

1

19.09



Учимся слушать.

1

26.09





Техники активного слушания.

1

03.10




Ораторами не рождаются.

1

10.10




Язык жестов.

1

17.10





Детектор лжи.

1

24.10




Манипуляция.

1

07.11





3

Характер

Психология характера. Интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты.

1

14.11




4

Поведение

Что такое поведение

1

21.11





5

Самооценка

Самооценка. Роль самооценки в жизни человека.

1

28.11




Поверь в себя.

1

5.12




6

Эмоции и чувства

Мир эмоций.

1

12.12




В поисках мирного выражения чувств.

1

19.12





7

Технология успеха

Выявление лидерских качеств.

1

26.12




Достижение успеха.

1

16.01




От самоопределения к

1

23.01




самореализации.

1

30.01




Судно, на котором я плыву.

1

06.02




Как правильно писать резюме.

1

13.02





Психология менеджмента.

1

20.02




Менеджер своей жизни.

1

27.02




Школа самопрезентации.

1

06.03




Самопрезентация.

1

13.03





Азбука делового человека.

1

20.03




Редакция примет на работу.

1

03.04





Принятие решений.

1

10.04




8

На пороге взрослой жизни

Прошлое-настоящее-будущее.

1

17.04





На пороге взрослой жизни.

1

24.04





9

Мир начинается с тебя

Мир начинается с тебя.

1

08.05





Карта внутренней страны.

1

15.05




На острове Радости и Успеха.

1

22.05



Сказочными тропами счастья.

1





34