СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа на 2023-2024 учебный год " ТРОПИНКА К СВОЕМУ Я "

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа на 2023-2024 учебный год " ТРОПИНКА К СВОЕМУ Я "»


Министерство образования РС (Я)

МКУ «Управление образования Нюрбинского района»

МБОУ «Аканинская средняя общеобразовательная школа им. П.С. Егорова»


“Согласовано”

зам.дир. по ВР

31 августа 2024 г.

_________/ Никонова М.У./



«Утверждено»

директор школы

3 сентября 2024 ________/Мигалкина Е.Ф./










Рабочая программа

на 2024-2025 учебный год

" ТРОПИНКА К СВОЕМУ Я "

Направление: психолого-педагогическое

Возраст обучающихся: 11-14 лет

















Класс: 6

Учащиеся: Пахомов Владик

Количество часов в неделю: 1

Рабочую программу составила: ________/Иванова А.С./









2024-2025 уч. год


Пояснительная записка


В современном образовании все более углубляется противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развитий природы и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях психического и личностного развития самого человека, во взаимодействие с окружающим миром. Обучающиеся разного возраста пытаются как-то разобраться в самих себе. Но их интерес к самопознанию превышает их возможности познать себя, так как никакими сведениями о богатстве или бедности внутреннего мира, о психологических особенностях человека они не располагают. Отсюда неадекватные способы познания себя и других, неудовлетворенность этим познанием, неопределенность в оценках, самооценках, намерениях.

Курс «Тропинка к своему «Я» поможет ребенку осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, представления о своем дальнейшем жизненном пути. Приобщение к знаниям о человеке имеет особенно важное значение, когда основные свойства познавательной деятельности и качества личности находятся в периоде своего осмысленного становления.

Работа по программе проводится в рамках духовно-нравственного развития и воспитания школьников.

Актуальность. Говорить о подростках невозможно без учёта роли общения со сверстниками в развитии и становлении их личности. Некоторые исследователи считают такое общение решающим – как в позитивном, так и в негативном смыслах. Действительно, общение может содействовать успешной социализации подростка, но может и подтолкнуть его к асоциальному поведению.

Роль общения со сверстниками в становлении подростка велика, хотя влияние внутрисемейного общения на его развитие продолжает оставаться достаточно сильным. Характер общения со сверстниками во многом определяется взаимоотношениями в семье подростка. Проводя с подростками групповые занятия, предлагая важные для них темы, в ходе обсуждения которых они будут открывать какие-то грани своего Я.

Программа курса разработана на основе программы О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я». (Уроки психологии в средней школе (5-6классы)

Основная цель программы: формирование позитивного отношения к себе и школе, профилактика школьной дезадаптации.

Основные задачи:

- Формирование психологического здоровья.

- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

- Формирование позитивного отношение к своему «Я».

- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

- Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности.

- Предупреждение и снижение тревожности и страхов подпостков.

- Развитие навыков социального поведения.

- Знакомство с языком чувств и эмоций, качествами характера, моделями поведения.

- Создание возможностей для самовыражения.

- Выработка у детей адекватного отношения к ошибкам и неудачам.

- Развитие способности ребенка к сопереживанию.

- Формирование позитивного отношения к сверстникам и коммуникативных навыков.

- Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.

- Развитие познавательной мотивации.

- Раскрытие творческого потенциала.


Методы и приемы, используемые на занятиях: комментирование, анализ содержания произведения, арт-терапия ( изобразительная деятельность (рисование, раскрашивание), сказкотерапия, игровые приемы , речевая деятельность.

Формы работы:

- Беседы с введением психологической информации

- Интеллектуальные задания

- Ролевые методы

- Коммуникативные игры

- Игры, направленные на развитие воображения

- Метафоры

- Задание на формирование эмоциональной грамотности

- Когнитивные методы


Методы реализации программы:

  • практический;

  • объяснительно – иллюстративный;

  • частично – поисковый;

  • наблюдение.


Принципы реализации программы курса:

1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния подростка.

2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей подростка.

3. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.

5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей среднего школьного возраста.

6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.


Программа «Тропинка к своему «Я»» имеет социальное направление и предназначена для подростков в возрасте 11 - 14 лет. Курс рассчитан в 6 классе - 34 ч.

Программа предусматривает оказание помощи подросткам в преодолении страхов, агрессии, способствует личностному развитию обучающихся.



Возрастные характеристики обучающихся.

Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 6-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.

Возраст обучающегося 6-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка.

Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда - конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.

Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.

Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.


Содержание программы.

(34 часа)

(6 класс)

Тема 1. Введение в мир психологии.

Цель: - мотивировать учащихся к занятиям.

ЗАНЯТИЕ 1. Зачем человеку занятия психологией? (аудиторное)

«Что такое психология».

« Счастье – это…»

«Рисунок счастливого человека».

«Закончи предложение».

. Тема 2. Я – это Я.

Цель: - способствовать осознанию своих качеств и повышению самооценки

ЗАНЯТИЕ 2 – 3. Кто я, какой я?(1 аудиторное, 1 внеаудиторное)

«Угадай, чей голосок».

«Те, кто…»

«Кого загадал ведущий?»

«Угадай, кому письмо».

«Кто я?»

«Нарисуй свою роль».

«Какой я».

ЗАНЯТИЕ 4-5. Я – могу(1 аудиторное, 1 внеаудиторное)

«Чьи ладони».

«Моя ладоши».

«Я могу, я умею».

«Потерянное могу».

Работа со сказкой. «Фламинго» (О. Горькова)

ЗАНЯТИЕ 6-7. Я нужен! (1 аудиторное, 1 внеаудиторное)

«Что нужно школьнику?»

« Кто нужен школьнику?»

« Закончи предложение».

Работа со сказкой. Повесть о настоящем … цвете (Г. Аркадьев)

ЗАНЯТИЕ 8. Я мечтаю (внеаудиторное)

«Я – невидимка»

«Закончи предложение»

«Зачем люди мечтают?»

Работа со сказкой. Сказка о мечте ( В. Чуваков)

«Мои мечты».

ЗАНЯТИЕ 9. Я – это мои цели (аудиторное)

«Превратись в животное».

«Заветное желание».

Работа со сказкой. Сказка о славном УЧМАГЕ, учителе его МАГУЧЕ и бедном, но вылеченном АЭРОПЛАНЕ (О. Колосова)

«Мои цели».

ЗАНЯТИЕ 10-11. Я – это моё детство (1 аудиторное, 1 внеаудиторное)

«Закончи предложение».

«Детские воспоминания».

«Любимая игрушка».

«Детская фотография».

ЗАНЯТИЕ 12. Я - это моё настоящее. Я – это моё будущее (внеаудиторное)

«Превратись в возраст».

«Беседа»

«Встреча»

« Я в будущем».


Тема 3. Я имею право чувствовать и выражать свои чувства.

Цели: - способствовать рефлексии эмоциональных состояний;

- способствовать адекватному самовыражению.

ЗАНЯТИЕ 13-14. Чувства бывают разные (1 аудиторное, 1 внеаудиторное)

«Закончи предложение».

«Изобрази чувство».

« Испорченный телефон».

Работа со сказкой. Сказ о том, как Штирлицев свой страх победил

(А. Вергазов). Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.

ЗАНЯТИЕ 15-16. Стыдно ли бояться ? (1 аудиторное, 1 внеаудиторное)

«Отгадай чувство»

« Страшный персонаж».

« Страхи пятиклассников».

Работа со сказкой. Сказка про Егора-мухомора, девочку Машу, серого волка, лосей и мимолетную бабушку (А. Никитин). Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.

ЗАНЯТИЕ 17-18. Имею ли я право сердиться и обижаться? (1 аудиторное, 1 внеаудиторное)

«Найди лишнее слово».

«Подросток рассердился».

«Помогите маме».

« Рисуем обиду».


Тема 4. Я и мой внутренний мир.

Цель: подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека.

ЗАНЯТИЕ 19-20. Каждый видит мир и чувствует по – своему(1 аудиторное, 1 внеаудиторное)

«Найди слово».

«Психологические примеры».

«Мысленная картинка».

«Если я камушек».

«Маленькая страна».

Работа со сказкой. Сказ про Вольняшку. (О. Пасхина) Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.

ЗАНЯТИЕ 21. Любой внутренний мир ценен и уникален (аудиторное)

«Психологические примеры».

«Мысленная картинка».

«Я внутри и снаружи».

« Сны»

« Маленький принц».

Тема 5. Кто в ответе за мой внутренний мир?

Цель: подчеркнуть ответственность человека за свои чувства и мысли.

ЗАНЯТИЕ 22-23. Трудные ситуации могут научить меня (1 аудиторное, 1 внеаудиторное)

«Самое длинное».

« Объясни значение».

« Плюсы и минусы».

«Копилка трудных ситуаций».

Работа со сказкой. Сказка о Дрюпе Дрюпкине. Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.

ЗАНЯТИЕ 24. В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдётся (внеаудиторное)

« Самое длинное».

« Объясни значение».

«Прикоснись к своим соседям».

«Внутренняя сила».

Работа со сказкой. Сказка о волчишке Джоне. Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.


Тема 6. Я и Ты.

Цель: обсудить проблемы подростковой дружбы.

ЗАНЯТИЕ 25. Я и мои друзья (внеаудиторное).

«Самое длинное».

«Красивые поступки».

«Общая рука».

Работа со сказкой Светлячок (А. Безотов). Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.

ЗАНЯТИЕ 26-27. У меня есть друг(1 аудиторное, 1 внеаудиторное)

« Самое короткое ».

«Загадай друга».

« Если человек…»

« Качества моего друга ».

Работа со сказкой волшебная роща (Н. Лумпова). Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.


ЗАНЯТИЕ 28-29. Я и мои «колючки» (1 аудиторное, 1 внеаудиторное)

« Из пяти слов».

«Кто сколько запомнит».

«Покажи ситуацию».

«Мои колючки».

«Мои магнитики».

Работа со сказкой «Шиповник» (Е. Голованова). Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.

ЗАНЯТИЕ 30. Что такое одиночество?(аудиторное).

«Запиши наоборот».

«Какого человека можно назвать…»

«Закончи предложение».

«Одиночество в классе».

«Если я окажусь одиноким…»

«Кого я сделал одиноким».

Работа со сказкой. Сказка о маленькой одинокой рыбке и об огромном синем море (Д. Лаврова)

ЗАНЯТИЕ 31-32. Я не одинок в этом мире (1 аудиторное, 1 внеаудиторное)

«Какого человека можно назвать…»

Работа с плакатом.

Работа со сказкой «И однажды утром…» (И. Коротеева)

«Коллективный рисунок».


Тема 7. Мы начинаем меняться.

Цели:

- помочь подросткам осознать свои изменения;

- мотивировать подростков к позитивному самоизменению.

ЗАНЯТИЕ 33. Нужно ли человеку меняться?(аудиторное)

«Какого человека можно назвать…»

Работа с плакатом.

«Мои важные изменения».

«Самое главное».

Работа с плакатом.

«Как изменился класс?»

Работа со сказкой «Я иду к своей звезде » (Г. Кононенко). Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.

Работа со сказкой «Сказка про Тофа» (Е. Яковлева). Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.

ЗАНЯТИЕ 34. Самое важное – захотеть меняться (внеаудиторное)

Работа с плакатом.

«Рюкзак пожеланий».

«Пожелания взрослым».

Работа со сказкой «Жёлтый цветок ». Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.









Учебно-тематический план для 6-х классов



Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов



Характеристика деятельности обучающихся

Дата по плану




Дата по факту

Тема 1. Введение в мир психологии.

1


Познакомиться с особенностями предмета. Овладевать навыками использования полученных знаний в повседневной жизни.












1.


Зачем человеку занятия психологией?

1


03.09


Тема 2. Я – это я.




11

Выполнять различные роли. Отгадывать по заданию учителя главного героя сказок по описанию.

Участвовать в беседе.

Моделировать различные жизненные ситуации.

Осознавать свои качества и возможности.

Повышать

самооценку.



2

Кто я, какой я?

2

10.09

17.09


3

Я – могу.

2

24.09

01.10


4

Я нужен!

2

08.10

15.10



5

Я мечтаю.

1

22.10


6

Я – это мои цели.

1

05.11


7

Я – это мое детство.

2

12.11

19.11


8

Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее.

1

26.11



Тема 3. Я имею право чувствовать и выражать свои чувства.


6

Описывать свои чувства и состояние и сравнивать их с чувствами партнёров по общению.

Осваивать правила общения со сверстниками.

Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей.




9

Чувства бывают разные.



2

03.12

10.12


10

Стыдно ли бояться?

2

17.12

24.12


11

Имею ли я право сердиться и обижаться?

2

14.01

21.01



Тема 4. Я и мой внутренний мир.


3

Выполнять различные роли в играх.

Исследовать свои качества и свои особенности. Работать в парах и

учиться договариваться. Приходить к общему мнению и уважать разные мнения

Исследовать свои качества и свои особенности.



12

Каждый видит мир и чувствует по-своему.

2

28.01

04.02


13

Любой внутренний мир ценен и уникален.

1

11.02



Тема 5. Кто в ответе за мой внутренний мир?


3

Осознавать свои трудности и стремиться преодолевать

их. Учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения.

Обогащать представления о собственных возможностях и способностях



14

Трудные ситуации могут научить меня.

2

18.02

25.02


15

В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется.

1

04.03



Тема 6. Я и Ты.


8

Участвовать в беседе о дружбе.

Анализировать полученный результат.

Осознавать качества настоящего друга. Понимать эмоции и поступки других людей.

Исследовать свои качества и свои особенности. Работать в парах и

учиться договариваться. Приходить к общему мнению и уважать разные мнения




16

Я и мои друзья.

1

11.03



17

У меня есть друг.

2

18.03

01.04



18

Я и мои «колючки».

2

08.04

15.04



19

Что такое одиночество?

1


22.04



20

Я не одинок в этом мире.

2

29.04

06.05



Тема 7. Мы начинаем меняться.


2

Анализировать свои поступки и поступки других людей и учиться объяснять их с помощью учителя




21

Нужно ли человеку меняться?

1

13.05


22

Самое важное – захотеть меняться.

1

20.05



Итого часов

34







Предполагаемые результаты реализации программы.


Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Уровень результатов

Результаты внеурочной деятельности

Приобретение социальных знаний.

Обучающиеся будут знать:

- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.

- основные способы психологического взаимодействия между людьми;

- приемы повышения собственной самооценки;

Обучающиеся будут уметь:

-работать в группе, в коллективе,

-получать удовольствие от процесса познания;

-преодолевать возникающие в школе трудности;

- психологически справляться с неудачами;

-осознавать и контролировать свое психологическое и эмоциональное состояние;

-взаимодействовать с учителем и сверстниками;

- адекватно анализировать собственные проблемы.

Обучающиеся будут применять:

-полученные знания для адекватного осознания причин возникающих у ребенка проблем и путей их решения;

- полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности;

- через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления.

Формирование ценностного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.

Обучающиеся будут знать:

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

    • осознавать собственную полезность и ценность;

- правила поведения в обществе, семье,

- знать о ценностном отношении к своему душевному здоровью и внутренней гармонии.

Обучающиеся будут уметь:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- находить свое место в школьной жизни;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

Обучающиеся будут применять:

-полученные знания для преодоления различных страхов, в том числе страха перед учителем;

-приобретенную информацию для установления дружественной атмосферы в классе, решения межличностных конфликтов;

-полученный опыт для самореализации и самовыражения;

-осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления.

Приобретение опыта самостоятельного социального действия

Обучающиеся будут знать:

- правила о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению;

- иметь практический опыт взаимодействия со сверстниками, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- приемы повышения собственной самооценки;

- осознание своего места в мире и обществе;

    • осознавать собственную полезность и ценность.

Обучающиеся будут уметь:

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- формулировать собственную и позицию;

- находить свое место в обществе;

- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.

Обучающиеся будут применять:

-анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

-полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности;

-полученные знания для адекватного осознания причин возникающих у ребенка проблем и путей их решения;

- знания и практические умения в области самоанализа и саморазвития;

-подводить самостоятельный итог своей деятельности.



Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Метапредметные результаты включают освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями.

5 класс

Регулятивные УУД:

  • осознавать свои личные качества, способности и возможности;

  • осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции;

  • овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями;

  • научиться контролировать собственное агрессивное поведение;

  • осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки;

  • учиться прогнозировать последствия собственных поступков.

Познавательные УУД:

  • учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе;

  • планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности;

  • адекватно воспринимать оценки учителей;

  • уметь распознавать чувства других людей;

  • обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни;

  • уметь формулировать собственные проблемы.

Коммуникативные УУД:

  • учиться строить взаимоотношения с окружающими;

  • учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации;

  • учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других;

  • учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями;


  • формулировать свое собственное мнение и позицию;

  • учиться толерантному отношению к другому человеку.