Министерство образования РС (Я)
МКУ «Управление образования Нюрбинского района»
МБОУ «Аканинская средняя общеобразовательная школа им. П.С. Егорова»
“Согласовано” зам.дир. по ВР 31 августа 2024 г. _________/ Никонова М.У./ | | «Утверждено» директор школы 3 сентября 2024 ________/Мигалкина Е.Ф./ |
Рабочая программа
на 2024-2025 учебный год
" ТРОПИНКА К СВОЕМУ Я "
Направление: психолого-педагогическое
Возраст обучающихся: 11-14 лет
Класс: 6
Учащиеся: Пахомов Владик
Количество часов в неделю: 1
Рабочую программу составила: ________/Иванова А.С./
2024-2025 уч. год
Пояснительная записка
В современном образовании все более углубляется противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развитий природы и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях психического и личностного развития самого человека, во взаимодействие с окружающим миром. Обучающиеся разного возраста пытаются как-то разобраться в самих себе. Но их интерес к самопознанию превышает их возможности познать себя, так как никакими сведениями о богатстве или бедности внутреннего мира, о психологических особенностях человека они не располагают. Отсюда неадекватные способы познания себя и других, неудовлетворенность этим познанием, неопределенность в оценках, самооценках, намерениях.
Курс «Тропинка к своему «Я» поможет ребенку осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, представления о своем дальнейшем жизненном пути. Приобщение к знаниям о человеке имеет особенно важное значение, когда основные свойства познавательной деятельности и качества личности находятся в периоде своего осмысленного становления.
Работа по программе проводится в рамках духовно-нравственного развития и воспитания школьников.
Актуальность. Говорить о подростках невозможно без учёта роли общения со сверстниками в развитии и становлении их личности. Некоторые исследователи считают такое общение решающим – как в позитивном, так и в негативном смыслах. Действительно, общение может содействовать успешной социализации подростка, но может и подтолкнуть его к асоциальному поведению.
Роль общения со сверстниками в становлении подростка велика, хотя влияние внутрисемейного общения на его развитие продолжает оставаться достаточно сильным. Характер общения со сверстниками во многом определяется взаимоотношениями в семье подростка. Проводя с подростками групповые занятия, предлагая важные для них темы, в ходе обсуждения которых они будут открывать какие-то грани своего Я.
Программа курса разработана на основе программы О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я». (Уроки психологии в средней школе (5-6классы)
Основная цель программы: формирование позитивного отношения к себе и школе, профилактика школьной дезадаптации.
Основные задачи:
- Формирование психологического здоровья.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
- Формирование позитивного отношение к своему «Я».
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
- Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности.
- Предупреждение и снижение тревожности и страхов подпостков.
- Развитие навыков социального поведения.
- Знакомство с языком чувств и эмоций, качествами характера, моделями поведения.
- Создание возможностей для самовыражения.
- Выработка у детей адекватного отношения к ошибкам и неудачам.
- Развитие способности ребенка к сопереживанию.
- Формирование позитивного отношения к сверстникам и коммуникативных навыков.
- Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.
- Развитие познавательной мотивации.
- Раскрытие творческого потенциала.
Методы и приемы, используемые на занятиях: комментирование, анализ содержания произведения, арт-терапия ( изобразительная деятельность (рисование, раскрашивание), сказкотерапия, игровые приемы , речевая деятельность.
Формы работы:
- Беседы с введением психологической информации
- Интеллектуальные задания
- Ролевые методы
- Коммуникативные игры
- Игры, направленные на развитие воображения
- Метафоры
- Задание на формирование эмоциональной грамотности
- Когнитивные методы
Методы реализации программы:
Принципы реализации программы курса:
1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния подростка.
2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей подростка.
3. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей среднего школьного возраста.
6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.
Программа «Тропинка к своему «Я»» имеет социальное направление и предназначена для подростков в возрасте 11 - 14 лет. Курс рассчитан в 6 классе - 34 ч.
Программа предусматривает оказание помощи подросткам в преодолении страхов, агрессии, способствует личностному развитию обучающихся.
Возрастные характеристики обучающихся.
Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 6-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.
Возраст обучающегося 6-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка.
Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда - конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.
Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.
Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.
Содержание программы.
(34 часа)
(6 класс)
Тема 1. Введение в мир психологии.
Цель: - мотивировать учащихся к занятиям.
ЗАНЯТИЕ 1. Зачем человеку занятия психологией? (аудиторное)
«Что такое психология».
« Счастье – это…»
«Рисунок счастливого человека».
«Закончи предложение».
. Тема 2. Я – это Я.
Цель: - способствовать осознанию своих качеств и повышению самооценки
ЗАНЯТИЕ 2 – 3. Кто я, какой я?(1 аудиторное, 1 внеаудиторное)
«Угадай, чей голосок».
«Те, кто…»
«Кого загадал ведущий?»
«Угадай, кому письмо».
«Кто я?»
«Нарисуй свою роль».
«Какой я».
ЗАНЯТИЕ 4-5. Я – могу(1 аудиторное, 1 внеаудиторное)
«Чьи ладони».
«Моя ладоши».
«Я могу, я умею».
«Потерянное могу».
Работа со сказкой. «Фламинго» (О. Горькова)
ЗАНЯТИЕ 6-7. Я нужен! (1 аудиторное, 1 внеаудиторное)
«Что нужно школьнику?»
« Кто нужен школьнику?»
« Закончи предложение».
Работа со сказкой. Повесть о настоящем … цвете (Г. Аркадьев)
ЗАНЯТИЕ 8. Я мечтаю (внеаудиторное)
«Я – невидимка»
«Закончи предложение»
«Зачем люди мечтают?»
Работа со сказкой. Сказка о мечте ( В. Чуваков)
«Мои мечты».
ЗАНЯТИЕ 9. Я – это мои цели (аудиторное)
«Превратись в животное».
«Заветное желание».
Работа со сказкой. Сказка о славном УЧМАГЕ, учителе его МАГУЧЕ и бедном, но вылеченном АЭРОПЛАНЕ (О. Колосова)
«Мои цели».
ЗАНЯТИЕ 10-11. Я – это моё детство (1 аудиторное, 1 внеаудиторное)
«Закончи предложение».
«Детские воспоминания».
«Любимая игрушка».
«Детская фотография».
ЗАНЯТИЕ 12. Я - это моё настоящее. Я – это моё будущее (внеаудиторное)
«Превратись в возраст».
«Беседа»
«Встреча»
« Я в будущем».
Тема 3. Я имею право чувствовать и выражать свои чувства.
Цели: - способствовать рефлексии эмоциональных состояний;
- способствовать адекватному самовыражению.
ЗАНЯТИЕ 13-14. Чувства бывают разные (1 аудиторное, 1 внеаудиторное)
«Закончи предложение».
«Изобрази чувство».
« Испорченный телефон».
Работа со сказкой. Сказ о том, как Штирлицев свой страх победил
(А. Вергазов). Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.
ЗАНЯТИЕ 15-16. Стыдно ли бояться ? (1 аудиторное, 1 внеаудиторное)
«Отгадай чувство»
« Страшный персонаж».
« Страхи пятиклассников».
Работа со сказкой. Сказка про Егора-мухомора, девочку Машу, серого волка, лосей и мимолетную бабушку (А. Никитин). Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.
ЗАНЯТИЕ 17-18. Имею ли я право сердиться и обижаться? (1 аудиторное, 1 внеаудиторное)
«Найди лишнее слово».
«Подросток рассердился».
«Помогите маме».
« Рисуем обиду».
Тема 4. Я и мой внутренний мир.
Цель: подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека.
ЗАНЯТИЕ 19-20. Каждый видит мир и чувствует по – своему(1 аудиторное, 1 внеаудиторное)
«Найди слово».
«Психологические примеры».
«Мысленная картинка».
«Если я камушек».
«Маленькая страна».
Работа со сказкой. Сказ про Вольняшку. (О. Пасхина) Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.
ЗАНЯТИЕ 21. Любой внутренний мир ценен и уникален (аудиторное)
«Психологические примеры».
«Мысленная картинка».
«Я внутри и снаружи».
« Сны»
« Маленький принц».
Тема 5. Кто в ответе за мой внутренний мир?
Цель: подчеркнуть ответственность человека за свои чувства и мысли.
ЗАНЯТИЕ 22-23. Трудные ситуации могут научить меня (1 аудиторное, 1 внеаудиторное)
«Самое длинное».
« Объясни значение».
« Плюсы и минусы».
«Копилка трудных ситуаций».
Работа со сказкой. Сказка о Дрюпе Дрюпкине. Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.
ЗАНЯТИЕ 24. В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдётся (внеаудиторное)
« Самое длинное».
« Объясни значение».
«Прикоснись к своим соседям».
«Внутренняя сила».
Работа со сказкой. Сказка о волчишке Джоне. Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.
Тема 6. Я и Ты.
Цель: обсудить проблемы подростковой дружбы.
ЗАНЯТИЕ 25. Я и мои друзья (внеаудиторное).
«Самое длинное».
«Красивые поступки».
«Общая рука».
Работа со сказкой Светлячок (А. Безотов). Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.
ЗАНЯТИЕ 26-27. У меня есть друг(1 аудиторное, 1 внеаудиторное)
« Самое короткое ».
«Загадай друга».
« Если человек…»
« Качества моего друга ».
Работа со сказкой волшебная роща (Н. Лумпова). Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.
ЗАНЯТИЕ 28-29. Я и мои «колючки» (1 аудиторное, 1 внеаудиторное)
« Из пяти слов».
«Кто сколько запомнит».
«Покажи ситуацию».
«Мои колючки».
«Мои магнитики».
Работа со сказкой «Шиповник» (Е. Голованова). Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.
ЗАНЯТИЕ 30. Что такое одиночество?(аудиторное).
«Запиши наоборот».
«Какого человека можно назвать…»
«Закончи предложение».
«Одиночество в классе».
«Если я окажусь одиноким…»
«Кого я сделал одиноким».
Работа со сказкой. Сказка о маленькой одинокой рыбке и об огромном синем море (Д. Лаврова)
ЗАНЯТИЕ 31-32. Я не одинок в этом мире (1 аудиторное, 1 внеаудиторное)
«Какого человека можно назвать…»
Работа с плакатом.
Работа со сказкой «И однажды утром…» (И. Коротеева)
«Коллективный рисунок».
Тема 7. Мы начинаем меняться.
Цели:
- помочь подросткам осознать свои изменения;
- мотивировать подростков к позитивному самоизменению.
ЗАНЯТИЕ 33. Нужно ли человеку меняться?(аудиторное)
«Какого человека можно назвать…»
Работа с плакатом.
«Мои важные изменения».
«Самое главное».
Работа с плакатом.
«Как изменился класс?»
Работа со сказкой «Я иду к своей звезде » (Г. Кононенко). Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.
Работа со сказкой «Сказка про Тофа» (Е. Яковлева). Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.
ЗАНЯТИЕ 34. Самое важное – захотеть меняться (внеаудиторное)
Работа с плакатом.
«Рюкзак пожеланий».
«Пожелания взрослым».
Работа со сказкой «Жёлтый цветок ». Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.
Учебно-тематический план для 6-х классов
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Характеристика деятельности обучающихся | Дата по плану | Дата по факту |
Тема 1. Введение в мир психологии. | 1 | Познакомиться с особенностями предмета. Овладевать навыками использования полученных знаний в повседневной жизни. | | |
1. | Зачем человеку занятия психологией? | 1 | 03.09 | |
Тема 2. Я – это я. | 11 | Выполнять различные роли. Отгадывать по заданию учителя главного героя сказок по описанию. Участвовать в беседе. Моделировать различные жизненные ситуации. Осознавать свои качества и возможности. Повышать самооценку. | | |
2 | Кто я, какой я? | 2 | 10.09 17.09 | |
3 | Я – могу. | 2 | 24.09 01.10 | |
4 | Я нужен! | 2 | 08.10 15.10 | |
5 | Я мечтаю. | 1 | 22.10 | |
6 | Я – это мои цели. | 1 | 05.11 | |
7 | Я – это мое детство. | 2 | 12.11 19.11 | |
8 | Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее. | 1 | 26.11 | |
| Тема 3. Я имею право чувствовать и выражать свои чувства. | 6 | Описывать свои чувства и состояние и сравнивать их с чувствами партнёров по общению. Осваивать правила общения со сверстниками. Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. | | |
9 | Чувства бывают разные. | 2 | 03.12 10.12 | |
10 | Стыдно ли бояться? | 2 | 17.12 24.12 | |
11 | Имею ли я право сердиться и обижаться? | 2 | 14.01 21.01 | |
| Тема 4. Я и мой внутренний мир. | 3 | Выполнять различные роли в играх. Исследовать свои качества и свои особенности. Работать в парах и учиться договариваться. Приходить к общему мнению и уважать разные мнения Исследовать свои качества и свои особенности. | | |
12 | Каждый видит мир и чувствует по-своему. | 2 | 28.01 04.02 | |
13 | Любой внутренний мир ценен и уникален. | 1 | 11.02 | |
| Тема 5. Кто в ответе за мой внутренний мир? | 3 | Осознавать свои трудности и стремиться преодолевать их. Учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения. Обогащать представления о собственных возможностях и способностях | | |
14 | Трудные ситуации могут научить меня. | 2 | 18.02 25.02 | |
15 | В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется. | 1 | 04.03 | |
| Тема 6. Я и Ты. | 8 | Участвовать в беседе о дружбе. Анализировать полученный результат. Осознавать качества настоящего друга. Понимать эмоции и поступки других людей. Исследовать свои качества и свои особенности. Работать в парах и учиться договариваться. Приходить к общему мнению и уважать разные мнения | | |
16 | Я и мои друзья. | 1 | 11.03 | |
17 | У меня есть друг. | 2 | 18.03 01.04 | |
18 | Я и мои «колючки». | 2 | 08.04 15.04 | |
19 | Что такое одиночество? | 1 | 22.04 | |
20 | Я не одинок в этом мире. | 2 | 29.04 06.05 | |
| Тема 7. Мы начинаем меняться. | 2 | Анализировать свои поступки и поступки других людей и учиться объяснять их с помощью учителя | | |
21 | Нужно ли человеку меняться? | 1 | 13.05 | |
22 | Самое важное – захотеть меняться. | 1 | 20.05 | |
| Итого часов | 34 | | | |
Предполагаемые результаты реализации программы.
Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Уровень результатов | Результаты внеурочной деятельности |
Приобретение социальных знаний. | Обучающиеся будут знать: - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. - основные способы психологического взаимодействия между людьми; - приемы повышения собственной самооценки; Обучающиеся будут уметь: -работать в группе, в коллективе, -получать удовольствие от процесса познания; -преодолевать возникающие в школе трудности; - психологически справляться с неудачами; -осознавать и контролировать свое психологическое и эмоциональное состояние; -взаимодействовать с учителем и сверстниками; - адекватно анализировать собственные проблемы. Обучающиеся будут применять: -полученные знания для адекватного осознания причин возникающих у ребенка проблем и путей их решения; - полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности; - через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. |
Формирование ценностного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом. | Обучающиеся будут знать: - иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; - правила поведения в обществе, семье, - знать о ценностном отношении к своему душевному здоровью и внутренней гармонии. Обучающиеся будут уметь: - формулировать собственное мнение и позицию; - находить свое место в школьной жизни; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей; - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; Обучающиеся будут применять: -полученные знания для преодоления различных страхов, в том числе страха перед учителем; -приобретенную информацию для установления дружественной атмосферы в классе, решения межличностных конфликтов; -полученный опыт для самореализации и самовыражения; -осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. |
Приобретение опыта самостоятельного социального действия | Обучающиеся будут знать: - правила о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению; - иметь практический опыт взаимодействия со сверстниками, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; - приемы повышения собственной самооценки; - осознание своего места в мире и обществе; Обучающиеся будут уметь: - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - формулировать собственную и позицию; - находить свое место в обществе; - анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели. Обучающиеся будут применять: -анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. -полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности; -полученные знания для адекватного осознания причин возникающих у ребенка проблем и путей их решения; - знания и практические умения в области самоанализа и саморазвития; -подводить самостоятельный итог своей деятельности. |
Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Метапредметные результаты включают освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями.
5 класс
Регулятивные УУД:
осознавать свои личные качества, способности и возможности;
осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции;
овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями;
научиться контролировать собственное агрессивное поведение;
осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки;
учиться прогнозировать последствия собственных поступков.
Познавательные УУД:
учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе;
планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности;
адекватно воспринимать оценки учителей;
уметь распознавать чувства других людей;
обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни;
уметь формулировать собственные проблемы.
Коммуникативные УУД:
учиться строить взаимоотношения с окружающими;
учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации;
учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других;
учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями;
формулировать свое собственное мнение и позицию;
учиться толерантному отношению к другому человеку.