СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» по направлению: общеинтеллектуальное

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                  

    Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» по направлению: общеинтеллектуальное»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н. Решетова» Кардымовского района Смоленской области




РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей начальных классов

МБОУ «Кардымовская СШ»

Протокол № 1

от 31. 08.2017г.

Руководитель МО

О.И. Пономарева __________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

Н.В. Морковкина __________

30. 08.20 17г.

УТВЕРЖДЕНО

Педсоветом МБОУ «Кардымовская СШ»

Протокол № 1

от 30.08.2017г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

начального общего образования

курса внеурочной деятельности

«Умники и умницы»

по направлению: общеинтеллектуальное

для 1 класса А

Срок реализации - 1 год








Составлено

учителем начальных классов 1 категории

Барановой Еленой Владимировной






2017г.

Пояснительная записка


Рабочая программа курса «Умники и умницы»,1 класс, составлена для учащихся 1 «А» класса на 2017-2018 учебный год на основании

  1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.)

  3. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Кардымовская СШ»

  4. Учебного плана МБОУ «Кардымовская СШ» на 2017-2018 учебный год



На прохождение курса отводится – 33 часа (1 класс), 34 часа(2-4класс)

Форма итогового занятия – участие в фестивале внеурочной деятельности.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОХОЖДЕНИЯ КУРСА

«Умники и умницы»


Личностными результатами изучения курса   в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса   в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий .

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональнуюоценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной  работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса   в 1-м классе являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.  



СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ


Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достига­ется с помощью специально построенной системы заданий, ко­торые помогают преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового за­поминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.

В силу возрастных особенностей первоклассников им пред­лагаются в основном те задания, выполнение которых пред­полагает использование практических действий.

Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусмат­ривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания де­тей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые спо­собы решения. Проверка особенно важна для детей с низким уровнем развития (они в силу своих физиологических особен­ностей усваивают все новое с большим трудом и длительное время не могут выполнять задания самостоятельно).

Задания на развитие внимания

Лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произволь­ного внимания детей.

Упражнения, направленные на развитие объёма внимания.

Упражнения, направленные на развитие устойчивости, переключения и распределения внимания.

Выполнение заданий подобного типа способствует форми­рованию таких жизненно важных умений, как умение целе­направленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.

Практическая работа: участие детей в школьных интеллектуальных конкурсах.

  1. Задания, развивающие память

  • Упражнения на развитие и совершенствование слуховой памяти.

  • Упражнения на развитие и совершенствование зрительной памяти.

Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определе­ния. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, вос­приятие и наблюдательность, закладывается основа для раци­онального использования сил и времени.

Практическая работа: тренинги, тестирование, участие в конкурсах.

  1. Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:

  • дорисовывание несложных композиций из геометричес­ких тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо I начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну 1и ту же линию дважды);

  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построе­ние заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

  • складывание и перекладывание спичек с целью составле­ния заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).

Практическая работа: участие в празднике «В стране Вообразили»

  1. Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью взяты упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правиль­ные суждения и проводить доказательства без предваритель­ного теоретического освоения самих законов и правил логи­ки. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся:

  • сравнивать различные объекты,

  • выполнять простые виды анализа и синтеза,

  • устанавливать связи между понятиями,

  • учат­ся комбинировать и планировать.

Предлагаются задания, на­правленные на формирование умений работать с алгоритми­ческими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Практическая работа: участие в «Интеллектуальных играх»

Система представленных на занятиях задач и уп­ражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект

  • Формирование и развитие различных видов памяти, вни­мания, воображения.

  • Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

  • Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения, требуемого резуль­тата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

  • Развивающий аспект

Развитие речи.

Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыс­лительной деятельности, как умение анализировать, сравни­вать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отноше­ний.

Основные принципы распределения материала:

системность: задания располагаются в определённом по­рядке;

принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

принцип «от простого - к сложному»: задания постепен­но усложняются;

увеличение объёма материала;

наращивание темпа выполнения заданий;

смена разных видов деятельности.

Таким образом достигается основная цель обучения - рас­ширение зоны ближайшего развития ребёнка и последователь­ный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону ак­туального развития.



Особенности организации учебного процесса

           Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

   Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

      Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

    В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

     Для проведения занятий используется учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:

 а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;

 б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.

  В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления  их математического развитиявключающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя  простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.

   В процессе выполнения каждого задания    происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;

  • задания на развитие памяти;

  • задания на совершенствование воображения;

  • задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправлен но сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.


Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз личные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

             - складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

     Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

 Задания, развивающие мышление

 Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

 Модель занятия в 1 классе такова:

«Мозговая гимнастика» (1-2 минуты).

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

Разминка (3 минуты).

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного

положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

Тренировка и развитие психических механизмов,

лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления (15минут)

      Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят,  разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия  к занятию.

                           Весёлая переменка (3-5 минут)

  Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет  не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

Построение предметных картинок, штриховка (15 минут)

 На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.

Основные принципы распределения материала:

 1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

 2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

 3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

 4) увеличение объема материала;

 5) наращивание темпа выполнения заданий;

 6) смена разных видов деятельности.

        Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
































Календарно-тематическое планирование

урока

Наименование разделов и тем

Дата проведения урока планируемая

Дата проведения урока фактическая

1.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)




2.

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант




3.

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант




4.

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант




5.

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант




6.

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.




7.

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант




8.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант




9.

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант




10.

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант




11.

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант




12.

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант




13.

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.




14.

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант




15.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант




16.

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант




17.

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант




18.


Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант




19.

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.




20.

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант




21.

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант




22.

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант




23.

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант




24.

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант




25.

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант




26.

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.




27.

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант




28.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант




29.

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант




30.

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант



31.

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.



32.

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант




33.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года




Корректировка