Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа ст. Советской Советского района Ростовской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ Советской СОШ
____________ Т.Н.Емельяненко
Приказ № 125 от 30.08.2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2021 – 2022 учебный год
по обучению грамоте (чтение)
Уровень образования (класс)начальное общее, 1 класс__
Общее количество часов___92___
Количество часов в неделю ___4____
Учитель начальных классов Федорова Татьяна Валентиновна
Квалификационная категория _______высшая______
Программа разработана на основе Примерной программы по предметам «Начальная школа» (Стандарты второго
поколения), издательство М -«Просвещение» 2012 г.
2021 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Обучение грамоте» составлена на основе:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (с изменениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года № 373 (с изменениями);
- Учебный план на 2021-2022 учебный год МБОУ Советской СОШ, утверждённый Приказом директора школы от 30.08.2021 г. № 120;
- Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин учителя-предметника Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа ст. Советской Советского района Ростовской области (Приказ № 120 от 26.06.2018г.);
- Примерная программа по предметам «Начальная школа» (Стандарты второго поколения) – М., «Просвещение», 2012год.
-УМК:
-Учебник «Азбука» в двух частях, Л Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, М.: Просвещение, 2020 г. с логотипом ФГОС
Изучение обучение грамоте (чтение) на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
-ключевых компетенций через освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладения элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
-компетенций личностного саморазвития через развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»; через овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; через стремления совершенствовать свою речь;
-коммуникативной компетентности через формирование собственной точки зрения, развития культуры речи и культуры общения, обогащение словарного запаса;
-социальной компетентности посредством работы в группах, парах, индивидуально, фронтально, самостоятельно;
-поликультурной компетенции через воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
-компетентности сохранения и укрепления собственного здоровья через выполнение режима дня и соблюдения гигиены;
-использование физкультурных минуток, дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз;
-использование развивающих, подвижных и дидактических игр.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:
-развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
-освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
-овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Планируемые результаты по обучению грамоте (чтение) 1 класса
Работа по учебно-методическому комплекту «Школа России» «Азбука» в 2-ух частях. Издательство «Просвещение» 2020 г. В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина с учётом требований ФГОС НОО (ООО) призвана обеспечить достижение предметных, личностных и метапредметных результатов. Ожидается, что учащиеся по завершению обучения смогут демонстрировать следующие результаты в освоении обучения грамоте:
Предметные результаты
1.Подготовительный период
Обучающийся научится:
-отличать устную и письменную речь, отличать буквы и звуки;
-выделять из короткого текста предложения, оформлять предложение в устной речи, выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова;
-разделять слово на слоги с использованием графических схем;
-делить слова на слог; определять ударный слог в слове;
-определять главную мысль предложения;
-отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы отзвуков;
Обучающийся получит возможность научиться:
-осознавать образные представления о предложении; о слове как единице речи, его названную функцию; о слоге как о части слова, его названную функцию;
-выделять слоги в словах в процессе слогового анализа слова;
-определять позицию (ударную и безударную) слога в слове;
-определять логическое ударение, различать интонационную окраску предложения;
-артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке;
-понимать смысловое значение интонации;
-обозначать гласные звуки буквами;
-рассматривать гласные а, о, у, и как букву, слог слово;
-наблюдать за позиционным изменением согласных звуков.
2.Букварный период (основной).
Обучающийся научится:
-давать характеристику согласным звукам;
-узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;
-читать слова с изученными буквами;
-узнавать графический образ букв выделять звуки из слов, группировать, систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков и по начертанию;
-обозначать йотированные звуки вначале слова и после гласной буквы буквами Е, Ё, Ю, Я;
-определять тему текста, его главную мысль, пересказывать текст;
-называть буквы в алфавитном порядке, правильно называть буквы.
Обучающийся получит возможность научиться:
-распространять основу предложения, сокращать предложения до основы;
-правильно выражать свои мысли в речи, наблюдать за ролью формоизменения для точности высказывания мысли и связи слов;
-наблюдать за расхождением написания и произношения безударных гласных;
-выделять в однокоренных словах корень;
-объяснять значение многозначных слов,
-отгадывать буквенные ребусы;
-находить отрывки, которые могут ответить на вопрос;
-выбирать отрывок к которому можно подобрать пословицу;
-правильно употреблять заглавную букву при написании имен собственных;
-находить рифму;
-придумывать заголовок к тексту, ставить вопросы;
-различать значения многозначных слов
3.Послебукварный период
Обучающийся научится:
-ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на вопросы;
-соотносить содержание с темой чтения, выделять особенности пушкинской поэзии (интонация, темп чтения, особенности речи);
-определять тему, главную мысль произведения;
-правильно строить ответы на поставленные вопросы;
-ставить вопросы по содержанию прочитанного;
Обучающийся получит возможность научиться:
-участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения рассуждать на заданную тему;
-различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация, аннотация);
-сравнивать различные по жанру произведения;
-кратко характеризовать героев произведений,
-делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
-выявлять в содержании текста реальное и фантастическое, смешное и комическое;
-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
-давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
-создавать небольшой устный текст на заданную тему.
-вырабатывать навыки грамотного письма.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
-организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
-принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей;
-вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения.
-осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
-вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом);
-в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа»;
-адекватно воспринимать оценку учителя;
-принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
Познавательные УУД:
-ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрика, словарь, содержание);
-понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем, пользоваться моделями предложений, звуковыми схемами слов, приведенными в учебниках;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);
-сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
-группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
КоммуникативныеУУД:
-участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
-принимать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию.
-соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
-допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации.
Личностные результаты
-принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;
-проявлять интерес к новому учебному материалу;
-выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
-внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
-воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка;
-соотносить понятия «родная природа» и «Родина»;
-проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей;
-внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства;
-адекватно воспринимать оценку учителя.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов | Форма контроля |
1. | Подготовительный период. Речь устная письменная. Общее представление о языке. Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Слог. Ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом), определение количества слогов в слове. Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Гласные и согласные звуки, слого - звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой- моделью, отражающей его слого - звуковой структуру. Самостоятельный подбор слов с заданным звуком. Знакомство с буквами пяти гласных звуков а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам, правильное соотнесение звуков и букв. | 21 ч | Выборочный пересказ, заучивание стихотворений наизусть. Пересказ содержания сказки. |
2. | Букварный период. Обучение чтению. Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных. Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов (после предварительного звуко-слогового анализа, а затем и без него), их чтение. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений небольших текстов, доступных детям по содержанию. Знакомство с правилами гигиены чтения. Умение читать отдельные слова орфографически, т.е. так, как они пишутся, и как они произносятся, орфоэпически. Развитие устной речи. Звуковая культура. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи, слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков, обучение неторопливому темпу ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию. Совершенствование произношения слов (в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения). Правильное произнесение всех звуков родного языка, верное употребление сходных звуков (изолированное произнесение в словах, фразах, скороговорках). Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов- название предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по признакам предметов. Проведение логических упражнений. Умение быстро находить нужное слово. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, омонимы, подбор синонимов. Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте. Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами. Работа над предложением и связной устной речью.Совершенствование речевых умений. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование предложений различного типа. Пересказ знакомой сказки, небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок (по вопросам учителя). Составление по картинке или серии картинок текста, объединенных общей темой. Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Рисование с помощью учителя словесной картинки. Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок. Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей. | 57 ч | Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными буквами. |
3. | Послебукварный период. Знакомство с творчеством детских писателей. Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте. Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковскоко, С Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, детях, труде, Родине и т.д. Совершенствование навыка чтения. | 14 ч | Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. |
| Всего | 92 | |
Календарно - тематическое планирование
| | Кол –во часов | Дата |
№ п/п | Тема урока | проведения |
план | факт |
| Добукварный период (21 ч) |
1 | Мой первый школьный учебник «Русская азбука». | 1 | 01.09 | |
2 | Речь устная и письменная. | 1 | 02.09 | |
3 | Предложение. Слово | 1 | 03.09 | |
4 | Предложение. Слово. Слог. | 1 | 06.09 | |
5 | Слог. Ударение. Ударные и безударные слоги. | 1 | 08.09 | |
6 | Слово. Предложение. Слог. Ударение. | 1 | 09.09 | |
7 | Звуки в речи. | 1 | 10.09 | |
8 | Гласные и согласные звуки. | 1 | 13.09 | |
9 | Образование слога | 1 | 15.09 | |
10 | Обозначение звуков на письме и при печатании. | 1 | 16.09 | |
11 | Обозначение звуков на письме и при печатании. | 1 | 17.09 | |
12 | Гласный звук [а], буквы А, а | 1 | 20.09 | |
13 | Гласный звук [а], буквы А, а | 1 | 22.09 | |
14 | Гласный звук [о], буквы О, о | 1 | 23.09 | |
15 | Гласный звук [о], буквы О, о | 1 | 24.09 | |
16 | Гласный звук [и], буквы И, и | 1 | 27.09 | |
17 | Гласный звук [и], буквы И, и | 1 | 29.09 | |
18 | Гласный звук [ы], буква Ы. | 1 | 30.09 | |
19 | Гласный звук [ы], буква Ы. | 1 | 01.10 | |
20 | Гласный звук [у], буквы У, у | 1 | 04.10 | |
21 | Гласный звук [у], буквы У, у | 1 | 06.10 | |
| Букварный период (57ч) |
22 | Согласные звуки [н],[н’]. Буквы Н,н. | 1 | 07.10 | |
23 | Чтение слогов и слов с буквой н. | 1 | 08.10 | |
24 | Согласные звуки [с], [с’]. Буквы С, с. | 1 | 11.10 | |
25 | Чтение слогов и слов с буквой с. | 1 | 13.10 | |
26 | Согласные звуки [к], [к’]. Буквы К, к. | 1 | 14.10 | |
27 | Чтение слогов и слов с буквой к. | 1 | 15.10 | |
28 | Согласные звуки [т], [т’]. Буквы Т,т. | 1 | 18.10 | |
29 | Чтение слогов и слов с буквой т. | 1 | 20.10 | |
30 | Согласные звуки [л], [л’]. Буквы Л,л. | 1 | 21.10 | |
31 | Чтение слогов и слов с буквой л. | 1 | 22.10 | |
32 | Согласные звуки [р], [р’]. Буквы Р, р. | 1 | 25.10 | |
33 | Чтение слогов и слов с буквой р. | 1 | 27.10 | |
34 | Согласные звуки [в], [в’]. Буквы В, в. | 1 | 28.10 | |
35 | Чтение слогов и слов с буквой в. | 1 | 08.11 | |
36 | Гласные буквы Е, е. | 1 | 10.11 | |
37 | Буква Е – показатель мягкости, согласного звука | 1 | 11.11 | |
38 | Согласные звуки [п], [п’]. Буквы П, п. | 1 | 12.11 | |
39 | Чтение слогов и слов с буквой п. | 1 | 15.11 | |
40 | Согласные звуки [м], [м’]. Буквы М, м. | 1 | 17.11 | |
41 | Чтение слогов и слов с буквой м. | 1 | 18.11 | |
42 | Согласные звуки [з], [з’]. Буквы З, з. | 1 | 19.11 | |
43 | Чтение слогов и слов с буквой з. | 1 | 22.11 | |
44 | Согласные звуки [б], [б’]. Буквы Б,б. | 1 | 24.11 | |
45 | Чтение слогов и слов с буквой б. | 1 | 25.11 | |
46 | Согласные звуки [д], [д’]. Буквы Д, д. | 1 | 26.11 | |
47 | Чтение слогов и слов с буквой д. | 1 | 29.11 | |
48 | Гласные буквы Я, я. | 1 | 01.12 | |
49 | Буква Я – показатель мягкости согласных звуков | 1 | 02.12 | |
50 | Согласные звуки [г], [г’]. Буквы Г, г | 1 | 03.12 | |
51 | Чтение слогов и слов с буквой г. | 1 | 06.12 | |
52 | Мягкий согласный звук [ч ]. Буквы Ч, ч. | 1 | 08.12 | |
53 | Сочетание ча,чу. Чтение слов с буквой ч. | 1 | 09.12 | |
54 | Буква Ь – показатель мягкости согласных | 1 | 10.12 | |
55 | Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой ь | 1 | 13.12 | |
56 | Твёрдый согласный звук [ш]. Буквы Ш, ш. | 1 | 15.12 | |
57 | Сочетание ши. Чтение слогов и слов с буквой ш. | 1 | 16.12 | |
58 | Твёрдый согласный звук [ж]. Буквы Ж.ж. | 1 | 17.12 | |
59 | Сочетание жи. Чтение слогов и слов с буквами Ш и Ж. | 1 | 20.12 | |
60 | Гласные буквы Ё,ё. | 1 | 22.12 | |
61 | Обозначение буквой ё гласного звука (о) после мягких согласных. | 1 | 23.12 | |
62 | Мягкий согласный звук [й’].Буква Й. | 1 | 24.12 | |
63 | Чтение слогов и слов с буквой й. | 1 | 27.12 | |
64 | Согласные звуки [х], [х’]. Буквы Х, х. | 1 | 29.12 | |
65 | Чтение слогов и слов с буквой х. | 1 | 30.12 | |
66 | Буквы Ю, ю. | 1 | 10.01 | |
67 | Обозначение буквой ю гласного звука (у) после мягких согласных. | 1 | 12.01 | |
68 | Твёрдый согласный звук [ц]. Буквы Ц, ц. | 1 | 13.01 | |
69 | Чтение слогов и слов с буквой ц. | 1 | 14.01 | |
70 | Гласная буква Э. | 1 | 17.01 | |
71 | Чтение слогов и слов с буквой э. | 1 | 19.01 | |
72 | Мягкий согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ. | 1 | 20.01 | |
73 | Чтение слогов и слов с буквой щ. | 1 | 21.01 | |
74 | Согласные звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф, ф. | 1 | 24.01 | |
75 | Чтение слогов и слов с буквами ф и в. | 1 | 26.01 | |
76 | Разделительный мягкий знак. | 1 | 27.01 | |
77 | Разделительный твёрдый знак. | 1 | 28.01 | |
78 | Алфавит. Чтение слов с изученными буквами. | 1 | 31.01 | |
| Послебукварный этап (14ч ) | | | |
79 | К.Ушинский «Наше отечество» | 1 | 02.02 | |
80 | В. Крупин «Первоучители словенские» | 1 | 03.02 | |
81 | Первый букварь | 1 | 04.02 | |
82 | А.С.Пушкин «Только месяц показался» | 1 | 07.02 | |
83 | Л.Н.Толстой. Рассказы. | 1 | 09.02 | |
84 | Великий педагог и писатель К.Д.Ушинский | 1 | 10.02 | |
85 | К. И. Чуковский « У меня зазвонил телефон» «Путаница» | 1 | 11.02 | |
86 | В.В. Бианки «Первая охота» | 1 | 21.02 | |
87 | С.Я. Маршак «Угомон». «Дважды два» | 1 | 24.02 | |
88 | М.М. Пришвин «Предмайское утро», «Глоток молока» | 1 | 25.02 | |
89 | А.Л.Барто «Помощница», «Зайка», «Игра в слова» | 1 | 28.02 | |
90 | С.В. Михалков «Котята» | 1 | 02.03 | |
91 | Б.В. Заходер «Два и три», «Песенка-азбука» | 1 | 03.03 | |
92 | В.Д. Берестов. «Пёсья песня», «Прощание с другом». Техника чтения. | 1 | 04.03 | |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО Заместитель директора по УВР
Протокол № 1 от 27.08.2021г. 27.08.2021г.___________ Старун Е.С.
_______________