СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Обучение грамоте (чтение)

Нажмите, чтобы узнать подробности

-Учебник «Азбука»  в двух частях, Л Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, М.: Просвещение, 2020 г. с логотипом ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Обучение грамоте (чтение)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа ст. Советской Советского района Ростовской области

«Утверждаю»

Директор МБОУ Советской СОШ

____________ Т.Н.Емельяненко

Приказ № 125 от 30.08.2021г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


на 2021 – 2022 учебный год


по обучению грамоте (чтение)



Уровень образования (класс)начальное общее, 1 класс__

Общее количество часов___92___

Количество часов в неделю ___4____


Учитель начальных классов Федорова Татьяна Валентиновна

Квалификационная категория _______высшая______


Программа разработана на основе Примерной программы по предметам «Начальная школа» (Стандарты второго

поколения), издательство М -«Просвещение» 2012 г.




2021 год






Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Обучение грамоте» составлена на основе:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (с изменениями);

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года № 373 (с изменениями);

- Учебный план на 2021-2022 учебный год МБОУ Советской СОШ, утверждённый Приказом директора школы от 30.08.2021 г. № 120;

- Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин учителя-предметника Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа ст. Советской Советского района Ростовской области (Приказ № 120 от 26.06.2018г.);

- Примерная программа по предметам «Начальная школа» (Стандарты второго поколения) – М., «Просвещение», 2012год.


-УМК:

-Учебник «Азбука»  в двух частях, Л Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, М.: Просвещение, 2020 г. с логотипом ФГОС


Изучение обучение грамоте (чтение) на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

-ключевых компетенций через освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладения элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

-компетенций личностного саморазвития через развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»; через овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; через стремления совершенствовать свою речь;

-коммуникативной компетентности через формирование собственной точки зрения, развития культуры речи и культуры общения, обогащение словарного запаса;

-социальной компетентности посредством работы в группах, парах, индивидуально, фронтально, самостоятельно;

-поликультурной компетенции через воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

-компетентности сохранения и укрепления собственного здоровья через выполнение режима дня и соблюдения гигиены;

-использование физкультурных минуток, дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз;

-использование развивающих, подвижных и дидактических игр.


Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:

-развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

-освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

-овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;

-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.


Планируемые результаты по обучению грамоте (чтение) 1 класса

Работа по учебно-методическому комплекту «Школа России» «Азбука» в 2-ух частях. Издательство «Просвещение» 2020 г. В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина с учётом требований ФГОС НОО (ООО) призвана обеспечить достижение предметных, личностных и метапредметных результатов. Ожидается, что учащиеся по завершению обучения смогут демонстрировать следующие результаты в освоении обучения грамоте:


Предметные результаты


1.Подготовительный период

Обучающийся научится:

-отличать устную и письменную речь, отличать буквы и звуки;

-выделять из короткого текста предложения, оформлять предложение в устной речи, выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова;

-разделять слово на слоги с использованием графических схем;

-делить слова на слог; определять ударный слог в слове;

-определять главную мысль предложения;

-отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы отзвуков;


Обучающийся получит возможность научиться:

-осознавать образные представления о предложении; о слове как единице речи, его названную функцию; о слоге как о части слова, его названную функцию;

-выделять слоги в словах в процессе слогового анализа слова;

-определять позицию (ударную и безударную) слога в слове;

-определять логическое ударение, различать интонационную окраску предложения;

-артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке;

-понимать смысловое значение интонации;

-обозначать гласные звуки буквами;

-рассматривать гласные а, о, у, и как букву, слог слово;

-наблюдать за позиционным изменением согласных звуков.


2.Букварный период (основной).

Обучающийся научится:

-давать характеристику согласным звукам;

-узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;

-читать слова с изученными буквами;

-узнавать графический образ букв выделять звуки из слов, группировать, систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков и по начертанию;

-обозначать йотированные звуки вначале слова и после гласной буквы буквами Е, Ё, Ю, Я;

-определять тему текста, его главную мысль, пересказывать текст;

-называть буквы в алфавитном порядке, правильно называть буквы.

Обучающийся получит возможность научиться:

-распространять основу предложения, сокращать предложения до основы;

-правильно выражать свои мысли в речи, наблюдать за ролью формоизменения для точности высказывания мысли и связи слов;

-наблюдать за расхождением написания и произношения безударных гласных;

-выделять в однокоренных словах корень;

-объяснять значение многозначных слов,

-отгадывать буквенные ребусы;

-находить отрывки, которые могут ответить на вопрос;

-выбирать отрывок к которому можно подобрать пословицу;

-правильно употреблять заглавную букву при написании имен собственных;

-находить рифму;

-придумывать заголовок к тексту, ставить вопросы;

-различать значения многозначных слов


3.Послебукварный период

Обучающийся научится:

-ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на вопросы;

-соотносить содержание с темой чтения, выделять особенности пушкинской поэзии (интонация, темп чтения, особенности речи);

-определять тему, главную мысль произведения;

-правильно строить ответы на поставленные вопросы;

-ставить вопросы по содержанию прочитанного;

Обучающийся получит возможность научиться:

-участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения рассуждать на заданную тему;

-различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация, аннотация);

-сравнивать различные по жанру произведения;

-кратко характеризовать героев произведений,

-делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

-выявлять в содержании текста реальное и фантастическое, смешное и комическое;

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

-давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

-создавать небольшой устный текст на заданную тему.

-вырабатывать навыки грамотного письма.




Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

-организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

-принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей;

-вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения.

-осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;

-вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом);

-в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа»;

-адекватно воспринимать оценку учителя;

-принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;


Познавательные УУД:

-ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрика, словарь, содержание);

-понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем, пользоваться моделями предложений, звуковыми схемами слов, приведенными в учебниках;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);

-сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

-группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.


КоммуникативныеУУД:

-участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

-принимать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию.

-соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;

-допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации.




Личностные результаты

-принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;

-проявлять интерес к новому учебному материалу;

-выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;

-внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

-воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка;

-соотносить понятия «родная природа» и «Родина»;

-проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей;

-внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства;

-адекватно воспринимать оценку учителя.


Содержание учебного предмета


п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

Форма контроля

1.

Подготовительный период.

Речь устная письменная. Общее представление о языке.

Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.

Слог. Ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом), определение количества слогов в слове.

Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Гласные и согласные звуки, слого - звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой- моделью, отражающей его слого - звуковой структуру.

Самостоятельный подбор слов с заданным звуком. Знакомство с буквами пяти гласных звуков а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам, правильное соотнесение звуков и букв.

21 ч

Выборочный пересказ, заучивание стихотворений наизусть.

Пересказ содержания сказки.


2.

Букварный период.

Обучение чтению. Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных. Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов (после предварительного звуко-слогового анализа, а затем и без него), их чтение. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений небольших текстов, доступных детям по содержанию. Знакомство с правилами гигиены чтения. Умение читать отдельные слова орфографически, т.е. так, как они пишутся, и как они произносятся, орфоэпически.

Развитие устной речи.

Звуковая культура.

Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи, слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков, обучение неторопливому темпу ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

Совершенствование произношения слов (в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения). Правильное произнесение всех звуков родного языка, верное употребление сходных звуков (изолированное произнесение в словах, фразах, скороговорках).

Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов- название предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по признакам предметов. Проведение логических упражнений. Умение быстро находить нужное слово. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, омонимы, подбор синонимов. Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.

Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами.

Работа над предложением и связной устной речью.Совершенствование речевых умений. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование предложений различного типа. Пересказ знакомой сказки, небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок (по вопросам учителя).

Составление по картинке или серии картинок текста, объединенных общей темой.

Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Рисование с помощью учителя словесной картинки. Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок. Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.

57 ч

Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными буквами.

3.

Послебукварный период.

Знакомство с творчеством детских писателей. Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте. Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковскоко, С Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, детях, труде, Родине и т.д. Совершенствование навыка чтения.

14 ч

Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита.


Всего

92




Календарно - тематическое планирование




Кол –во

часов


Дата

п/п


Тема урока


проведения

план


факт


Добукварный период (21 ч)


1

Мой первый школьный учебник «Русская азбука».

1

01.09


2

Речь устная и письменная.

1

02.09


3

Предложение. Слово

1

03.09


4

Предложение. Слово. Слог.

1

06.09


5

Слог. Ударение. Ударные и безударные слоги.

1

08.09


6

Слово. Предложение. Слог. Ударение.

1

09.09


7

Звуки в речи.

1

10.09


8

Гласные и согласные звуки.

1

13.09


9

Образование слога

1

15.09


10

Обозначение звуков на письме и при печатании.

1

16.09


11

Обозначение звуков на письме и при печатании.

1

17.09


12

Гласный звук [а], буквы А, а

1

20.09


13

Гласный звук [а], буквы А, а

1

22.09


14

Гласный звук [о], буквы О, о

1

23.09


15

Гласный звук [о], буквы О, о

1

24.09


16

Гласный звук [и], буквы И, и

1

27.09


17

Гласный звук [и], буквы И, и

1

29.09


18

Гласный звук [ы], буква Ы.

1

30.09


19

Гласный звук [ы], буква Ы.

1

01.10


20

Гласный звук [у], буквы У, у

1

04.10


21

Гласный звук [у], буквы У, у

1

06.10




Букварный период (57ч)

22

Согласные звуки [н],[н]. Буквы Н,н.

1

07.10


23

Чтение слогов и слов с буквой н.

1

08.10


24

Согласные звуки [с], [с]. Буквы С, с.

1

11.10


25

Чтение слогов и слов с буквой с.

1

13.10


26

Согласные звуки [к], [к]. Буквы К, к.

1

14.10


27

Чтение слогов и слов с буквой к.

1

15.10


28

Согласные звуки [т], [т]. Буквы Т,т.

1

18.10


29

Чтение слогов и слов с буквой т.

1

20.10


30

Согласные звуки [л], [л]. Буквы Л,л.

1

21.10


31

Чтение слогов и слов с буквой л.

1

22.10


32

Согласные звуки [р], [р]. Буквы Р, р.

1

25.10


33

Чтение слогов и слов с буквой р.

1

27.10


34

Согласные звуки [в], [в]. Буквы В, в.

1

28.10


35

Чтение слогов и слов с буквой в.

1

08.11


36

Гласные буквы Е, е.

1

10.11


37

Буква Е – показатель мягкости, согласного звука

1

11.11


38

Согласные звуки [п], [п]. Буквы П, п.

1

12.11


39

Чтение слогов и слов с буквой п.

1

15.11


40

Согласные звуки [м], [м]. Буквы М, м.

1

17.11


41

Чтение слогов и слов с буквой м.

1

18.11


42

Согласные звуки [з], [з]. Буквы З, з.

1

19.11


43

Чтение слогов и слов с буквой з.

1

22.11


44

Согласные звуки [б], [б]. Буквы Б,б.

1

24.11


45

Чтение слогов и слов с буквой б.

1

25.11


46

Согласные звуки [д], [д]. Буквы Д, д.

1

26.11


47

Чтение слогов и слов с буквой д.

1

29.11


48

Гласные буквы Я, я.

1

01.12


49

Буква Я – показатель мягкости согласных звуков

1

02.12


50

Согласные звуки [г], [г]. Буквы Г, г

1

03.12


51

Чтение слогов и слов с буквой г.

1

06.12


52

Мягкий согласный звук [ч ]. Буквы Ч, ч.

1

08.12


53

Сочетание ча,чу. Чтение слов с буквой ч.

1

09.12


54

Буква Ь – показатель мягкости согласных

1

10.12


55

Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой ь

1

13.12


56

Твёрдый согласный звук [ш]. Буквы Ш, ш.

1

15.12


57

Сочетание ши. Чтение слогов и слов с буквой ш.

1

16.12


58

Твёрдый согласный звук [ж]. Буквы Ж.ж.

1

17.12


59

Сочетание жи. Чтение слогов и слов с буквами Ш и Ж.

1

20.12


60

Гласные буквы Ё,ё.

1

22.12


61

Обозначение буквой ё гласного звука (о) после мягких согласных.

1

23.12


62

Мягкий согласный звук [й].Буква Й.

1

24.12


63

Чтение слогов и слов с буквой й.

1

27.12


64

Согласные звуки [х], [х]. Буквы Х, х.

1

29.12


65

Чтение слогов и слов с буквой х.

1

30.12


66

Буквы Ю, ю.

1

10.01


67

Обозначение буквой ю гласного звука (у) после мягких согласных.

1

12.01


68

Твёрдый согласный звук [ц]. Буквы Ц, ц.

1

13.01


69

Чтение слогов и слов с буквой ц.

1

14.01


70

Гласная буква Э.

1

17.01


71

Чтение слогов и слов с буквой э.

1

19.01


72

Мягкий согласный звук [щ]. Буквы Щ, щ.

1

20.01


73

Чтение слогов и слов с буквой щ.

1

21.01


74

Согласные звуки [ф], [ф]. Буквы Ф, ф.

1

24.01


75

Чтение слогов и слов с буквами ф и в.

1

26.01


76

Разделительный мягкий знак.

1

27.01


77

Разделительный твёрдый знак.

1

28.01


78

Алфавит. Чтение слов с изученными буквами.

1

31.01



Послебукварный этап (14ч )




79

К.Ушинский «Наше отечество»

1

02.02


80

В. Крупин «Первоучители словенские»

1

03.02


81

Первый букварь

1

04.02


82

А.С.Пушкин «Только месяц показался»

1

07.02


83

Л.Н.Толстой. Рассказы.

1

09.02


84

Великий педагог и писатель К.Д.Ушинский

1

10.02


85

К. И. Чуковский « У меня зазвонил телефон» «Путаница»

1

11.02


86

В.В. Бианки «Первая охота»

1

21.02


87

С.Я. Маршак «Угомон». «Дважды два»

1

24.02


88

М.М. Пришвин «Предмайское утро», «Глоток молока»

1

25.02


89

А.Л.Барто «Помощница», «Зайка», «Игра в слова»

1

28.02


90

С.В. Михалков «Котята»

1

02.03


91

Б.В. Заходер «Два и три», «Песенка-азбука»

1

03.03


92

В.Д. Берестов. «Пёсья песня», «Прощание с другом». Техника чтения.

1

04.03



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО Заместитель директора по УВР

Протокол № 1 от 27.08.2021г. 27.08.2021г.___________ Старун Е.С.

_______________