Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с. Алкино-2
муниципального района Чишминский район
Республики Башкортостан
УТВЕРЖДАЮ
Директор Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
Средняя общеобразовательная школа с. Алкино-2
муниципального района Чишминский район
Республики Башкортостан
________________Батршина М.Т.
Приказ №_________от ________________2017г.
РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО
на Методическом совете СОШ с. Алкино-2 на заседании педагогического совета
Протокол № ____от_______2017г Протокол № ____от_______2017г
ПРОГРАММА «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
с.Алкино-2
2017 г.
Паспорт программы
Наименование программы | Программа «Одаренные дети» |
Основания для разработки программы | Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ 04.02.2010 г. Пр-271. |
Цель программы | Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями |
Срок реализации программы | 2017– 2020 годы |
Исполнители основных мероприятий программы | Педагогический и ученический коллективы МБОУ СОШ с.Алкино-2 |
Ожидаемые конечные результаты программы | создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся; формирование системы работы с одаренными учащимися; творческая самореализация выпускника школы; созданию банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности; создание условий для укрепления здоровья одаренных детей; разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности обобщение и систематизации материалов педагогической практики; расширение возможности для участия способных и одаренных школьников в районных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одно из ключевых направлений развития общего образования, определенное в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» - создание системы поддержки талантливых детей.
Проблема одарённости в настоящее время становится всё более актуальной, это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.
Работа с талантливыми и одаренными учащимися - одна из современных и проблемных задач модернизации образования. Она всегда присутствовала и решалась в той или иной степени на всех этапах развития любой системы образования посредством дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Долг и дар учителя заключается в том, чтобы суметь среди учащихся школы выявить наиболее одаренных, талантливых детей, помочь им проявить свои способности, показать путь для самореализации. Ведь зачастую талантливые дети бывают замкнутыми, малообщительными, незаметными в классном коллективе, стеснительны. Многие из них, как правило не раскрываются сами, возможно и не ведают о том природном даре, который в них присутствует. Наша задача- суметь раскрыть таких детей, дать им возможность показать свои способности, показать путь к самоутверждению Каждый ребенок по-своему талантлив и одарен. Другой вопрос, есть ли на сегодняшний день в школах необходимые возможности для того, чтобы суметь поддержать детей. Ведь любой талант мало раскрыть, его нужно развивать, совершенствовать. Важно раннее выявление одаренных детей, еще в начальной школе, на ранних стадиях обучения. Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы российского образования и становится его приоритетом.
При организации работы с одаренными детьми в условиях школы речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности. Терминология, используемая при характеристике познавательных
возможностей учащихся, включает такие понятия как:
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Способности - индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Задатки способностей - анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности
Талант - выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием каче- ственно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности». Оно требует целостного подхода к обучению, воспитанию, развитию, т.к. одарен не сам по себе ум человека, а одарена его личность. Одаренные дети:
-имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Необходимо учитывать и тот факт, что развитие одаренности происходит не только в системе обучения и воспитания, но имеет свои собственные закономерности, свою внутреннюю логику, определяющие индивидуальность. Одаренная личность наделена собственной познавательной потребностью (характеризуется выраженным чувством удовольствия от умственной или какой-либо творческой деятельности).
Отсюда вытекают необходимые условия работы с одаренными детьми:
сохранение индивидуальности;
поддержка собственной познавательной потребности;
знание психологических особенностей «одаренных».
При организации работы с одаренными детьми в условиях школы речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
В основу программы заложены:
1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование.
Принципы реализации программы:
гуманизм;
демократизм;
научность;
индивидуализация и дифференциация;
систематичность;
развивающее обучение;
интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Методы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
применение междисциплинарного подхода;
углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;
насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;
поощрение результатов, которые содержат новые идеи;
поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;
поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими,
признанию своих способностей;
оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов;
установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин;
принятие и учет возможного неравномерного (дисгармоничного) развития личности ребенка с признаками одаренности;
установка на готовность к непрагматическому риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных, идеальных ценностей при
любых обстоятельствах.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Формы работы с одаренными детьми:
групповые занятия с одаренными учащимися;
предметные кружки;
кружки по интересам;
конкурсы;
курсы по выбору;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
исследовательская деятельность.
Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:
с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);
в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;
какие задачи работы с одаренными являются приоритетными:
развитие наличных способностей;
психолого-педагогическая поддержка и помощь;
моделирование и экспертиза образовательной среды, включая мониторинг использования инновационных технологий и результативности деятельности с одаренными детьми.
Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Цель программы «Одаренные дети»:
создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей.
Задачи:
- совершенствовать систему выявления и сопровождения одаренных детей, их специальной поддержки;
- создавать условий для развития творческого потенциала личности таких школьников;
- создавать базу данных в рамках Программы;
- создавать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;
- создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития одаренных детей;
- стимулировать творческую деятельность одаренных детей;
- создать систему внеурочной работы, дополнительного образования учащихся;
- развивать массовые, групповые, индивидуальные формы внеурочной деятельности
- создать условия одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в различных областях деятельности;
- создавать условий для укрепления здоровья одаренных детей;
- расширять возможности для участия способных и одаренных школьников в районных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Первый этап. Проектировочный (сентябрь-октябрь 2017 г.) - включает в себя разработку Программы работы с одаренными детьми, систему поиска, выявления и поддержки одаренных детей, разработку структуры управления программой, распределение обязанностей, создание постоянно -действующей системы переподготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми, изучение нормативной базы, подзаконных актов. На этом этапе также анализируется материально- технические, педагогические условия реализации Программы
Второй этап. Этап реализации - экспериментальный (2017-2020 г.) - связан с непосредственной работой с одаренными учащимися. Учитывая итоги прошлых лет, проведя опрос, анкетирование, диагностику формируется банк данных одаренных детей. Проводится первичная диагностика общих способностей. Это академическая и интеллектуальная одаренность (способности к обучению), коммуникативная одаренность (социально- личностная, лидерская), творческая одаренность (литературная, художественная, вокальная, артистическая), психомоторная одаренность (спортивная, хореографическая). Далее идет работа по повышению уровня знаний, занимательная мотивация. Проводятся индивидуальные, групповые занятия в школе, а также на базе высших учебных заведений, факультативные занятия, консультации, тренинги, организуются кружки, секции, клубы по интересам. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся, участие в районных и областных олимпиадах. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.
Третий этап. Завершающий – функционирование. (декабрь 2020 г.) - предполагает провести контроль и анализ реализации Программы и достигнутых результатов, определить проблемы, возникшие в ходе реализации Программы, пути их решений и составить перспективный план дальнейшей работы в этом направлении. На этом этапе планируется выпуск сборника творческих работ, подготовка брошюр, статей, публикаций. А также создание банка методической помощи, ведение рейтинга детей.
Этапы работы по выявлению и сопровождению
одаренных и талантливых детей.
1этап – проектировочный
Анализ материально- технических, педагогических условий реализации программы
Изучение нормативной базы, подзаконных актов
Разработка структуры управления программой, распределение обязанностей
Разработка программы с одаренными детьми
Анализ материально- технических, педагогических условий реализации программы
Опрос, анкетирование, диагностика
2 этап - экспериментальный
Психомоторная одаренность. (Спортивная, хореографическая)



Опрос, анкетирование, диагностика
Формирование банка
данных одаренных детей
Итоги прошлого года


Первичная диагностика общих способностей

Клубы по интересам

Академическая и интеллектуальная одаренность. (Способности к обучению)
Психомоторная одаренность. (Спортивная, хореографическая)
Творческая одаренность. (Литературная, художественная, вокальная, артистическая)
Коммуникативная одаренность. (Социально- личностная, лидерская)
Ведение рейтинга детей





Создание банка методической помощи
Подготовка брошюр, книг, статей, публикаций
Выпуск сборника творческих работ
Олимпиады, конкурсы, научно- исследовательские работы, фестивали, смотры, выставки, соревнования.
Занимательная мотивация
Повышение уровня знаний
Секции
Кружки
Тренинги
Консультации
Факультативы
Индивидуальные, групповые занятия в школе, на базе высших учебных заведений
3 этап- функционирование
УЧАСТНИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Группа | Функции | Состав |
Административно-координационная | Осуществление общего контроля и руководства. Руководство деятельностью коллектива. | Директор школы |
Консультативная, Научно-методическая | Определение приоритетных направлений просветительско-образовательной работы; Корректировка составляющих элементов программы; Анализ и обобщение результатов реализации программы; Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией программы «Одаренные дети»; Организация и проведение семинаров по проблемам работы с одаренными детьми; Внедрение новых эффективных способов работы с одаренными детьми; Контроль над разработкой индивидуальных образовательных программ для одаренных детей. | Зам. директора, социальный педагог, школьный психолог. |
Педагоги школы | Организация и проведение занятий с одаренными детьми; Разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одаренными детьми; Мониторинг результативности занятий с одаренными детьми; Организация индивидуальной работы с одаренными детьми; Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям и другим интеллектуальных конкурсам различного уровня; Организация контроля над знаниями одаренных детей, выполнение программ по работе с одаренными детьми; Контроль над выполнением индивидуальных образовательных программ по работе с одаренными детьми; Обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми; Творческие отчеты по предмету в рамках реализации программы «Одаренные дети»; Подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одаренными детьми; Повышение методической активности через выступления на педагогических советах, семинарах, методических конференциях и других мероприятиях с опытом работы по реализации программы «Одаренные дети». | Классные руководители Учителя Педагоги дополнитель ного образования Старший вожатый |
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Функции директора в аспекте реализации программы:
- общее руководство разработкой и реализацией программы: организация; координация; контроль.
Функции заместителей директора:
- определение приоритетных направлений просветительско-образовательной работы;
- корректировка составляющих элементов программы;
- обеспечение связи с учреждениями дополнительного образования;
- анализ и обобщение результатов реализации программы;
- регулирование и коррекция процессов, связанных с реализацией программы «Одаренные дети»;
- организация и проведение семинаров по проблемам работы с одаренными детьми; - внедрение новых эффективных способов работы с одаренными детьми;
- разработка индивидуальных образовательных программ для одаренных детей. Функции методических объединений:
- подготовка методических рекомендаций для работы по программе «Одаренные дети»;
- разработка диагностического инструментария для успешной реализации программы;
- разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми по предмету через предметные школьные МО;
- обобщение и систематизация результатов деятельности отдельных учителей, умело организующих работу с одаренными детьми;
- определение критериев эффективности реализации программы;
- разработка и обработка новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми;
- координация действий учителей, работающих с одаренными детьми.
Функции учителей:
- организация и проведение занятий с одаренными детьми;
- разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одаренными детьми;
- мониторинг результативности занятий с одаренными детьми;
- организация индивидуальной работы с одаренными детьми;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям и другим интеллектуальных конкурсам различного уровня;
- организация контроля за знаниями одаренных детей, «Дорожных карт» по работе с одаренными детьми;
- контроль за выполнением «Дорожных карт» по работе с одаренными детьми;
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми;
- творческие отчеты по предмету в рамках реализации программы;
- подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одаренными детьми;
- повышение методической активности через выступления на педагогических советах, семинарах, методических конференциях и других мероприятиях с опытом работы по реализации программы.
Функции классного руководителя:
- выявление детей, отличающихся высоким уровнем умственных способностей во всех областях знаний;
- знакомство родителей с методиками изучения и развития творческого потенциала ребенка.
Функции педагога-психолога:
- анализ успешности (неуспешности) обучения каждого ребенка с выявлением причин;
- диагностирование детей с целью определения групп учеников со специальными способностями (отличающихся высоким уровнем умственных способностей в данном предмете или цикле предметов);
- проведение специальных психодиагностических тренингов;
-реализация мероприятий для родителей одаренных детей.
Функции родителей:
- совместная практическая деятельность;
- поддержка и поощрение детей;
- знакомиться с методиками изучения и развития потенциала ребенка.
Основные направления работы педагогического коллектива в рамках реализации программы:
- выделение факультативных часов на индивидуальную работу с одаренными детьми;
- привлечение к работе с одаренными детьми творческих педагогов;
- обеспечение научно-поисковой деятельностью одаренных детей;
- обеспечение развития творческих способностей одаренных детей в творческих коллективах внеурочной деятельности;
- обеспечение развития творчески одаренных детей через вовлечение в организацию и проведение лицейских и классных мероприятий;
- повышение уровня организации и проведения предметных олимпиад, предметных недель;
- обеспечение одаренных учащихся участием в работе муниципальных, региональных, федеральных олимпиад, конкурсов, соревнований, научно- практических конференций.
Администрация, учителя, школьный психолог, социальный педагог, родители должны работать слажено, помогая друг другу. Развитию одаренных детей помогают учреждения дополнительного образования, педагоги СУЗов и ВУЗов, сотрудничество с другими школами.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже на уровне начального общего образования на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Выявление и сопровождение одаренных детей
Внешние связи.
Социально- психологическая служба
Координация реализации программы «Одаренные дети»
Поддержка и поощрение
Просветительская работа
Коррекционные занятия с одаренными детьми
Психологическая диагностика и консультирование
Совместная практическая деятельность
Родители
Социально- психологическая служба
Мониторинговая деятельность
Банк творческих работ обучающихся
Подготовка к конкурсам, олимпиадам, играм.
Администрация
Работа с нормативными документами
Внеклассная работа по предмету
Учителя



Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования
Сотрудничество со школами
Сотрудничество со школами, СУЗами, ВУЗами
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Основные направления | Сроки | Исполнители |
Научное направление |
1 | Разработка приемлемой для школы системы выявления одаренного ребенка | 2017г. | Зам. директора |
2 | Разработка системы взаимодействия с семьей одаренного ребенка | 2017 г. | Зам. директора, социальный педагог |
3. | Разработка программы «Одаренные дети» | Сентябрь-октябрь 2017 г. | Зам. директора |
Научно-методическое и образовательное направление |
1 | Создание системы дополнительного образования как условия для саморазвития и самореализации | 2017-2020 | Зам. директора |
2 | Создание системы психолого-медико-педагогического сопровождения | 2017-2020 | Зам. директора |
3 | Апробация и внедрение диагностического инструментария выявления одаренных детей | 2017-2020 | Психолог, учителя |
4 | Создание и ведение банка данных, включающее сведения о детях разных типов одаренности и талантливости | 2017-2020 | Зам. директора педагоги школы |
5 | Повышение профессиональной квалификации кадров, работающих с одаренными детьми | 2017-2020 | Зам. директора |
6 | Разработка, апробация и внедрение нового содержания образования для разных типов одаренности | 2017-2020 | Зам. директора, педагогические работники |
7 | Организация общешкольных семинаров | 2017-2020 | Зам. директора |
8 | Целенаправленная работа с родителями по проблемам детской одаренности, способам ее поддержки и развития | 2017-2020 | Зам. директора |
9 | Участие педагогов в научных, научно-практических конференциях разного уровня по проблемам одаренности ребенка | 2017-2020 | Зам. директора |
10 | Создание информационной базы по проблемам одаренности детей | 2017-2020 | Зам. директора |
11 | Использование материалов российских сайтов в Интернете, посвященных проблемам одаренных детей | 2017-2020 | Педагоги школы |
12 | Оперативный сбор и оформление, распространение материалов по рубрикам: - опыт педагогической работы с одаренными детьми; - родительские заметки об особенностях воспитания и развития одаренных детей, а также о проблемах, с которыми им придется сталкиваться; - детские достижения (рисунки, стихи, фотографии и др.) | 2017-2020 | Зам. директора библиотекарь, педагоги школы |
13 | Деятельность методического совета: - рассмотрение материалов педагогических исследований по данной проблеме; - организация апробации методик обучения школьников | 2017-2020 | Зам. директора |
14 | Диагностика одаренных детей. | март ежегодно | Кл. руководители |
15 | Анализ итогов реализации программы, Обобщение результатов работы школы. | ежегодно | администрация школы, педагоги школы |
16 | Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми. | 2017-2018 | педагоги школы |
Организационное психолого-педагогическое направление |
1 | Индивидуальная работа с учащимися | 2017-2020 | Педагоги школы |
2 | Организация и совершенствование работы кружков и курсов различной направленности | 2017-2020 | Зам. директора |
3 | Создание среды общения, самореализации. - организация и проведение предметных олимпиад различного уровня; - организация выставок; - организация защиты творческих проектов | 2017-2020 | Зам. директора |
4 | Организация работы научного общества учащихся. | 2017-2020 | Зам. директора |
Социальное направление |
1 | Создание условий для оказания одаренным детям социальной, психологической, медицинской помощи | 2017-2020 | Директор, родительский комитет |
2 | Разработка системы поощрений победителей и призеров олимпиад, конкурсов, фестивалей. | 2018-2020 | Директор |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация программы призвана способствовать:
созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
формированию системы работы с одаренными учащимися;
творческой самореализации выпускника школы;
созданию банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности;
созданию условий для укрепления здоровья одаренных детей;
разработке системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности
обобщению и систематизации материалов педагогической практики;
расширению возможности для участия способных и одаренных школьников в районных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Критерии | Показатели | Методика изучения |
Самоактуализированность личности | Умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей. Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности. Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях. Способность к рефлексии. Мотивационная сфера: учебная мотивация, мотивация интеллектуально-познавательного плана, мотивация общения и поведения. Уровень коммуникативной культуры | Тест оценки потребности в достижении, метод экспертной оценки. Опросник субъектного отношения одаренного ребенка к деятельности, самому себе и окружающим. Метод незаконченного предложения. Тест «Исследование школьной мотивации». |
Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью одаренных детей в школе | Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках программы, взаимоотношениями в школьном сообществе. Комфортность, защищенность личности одаренного школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе. Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития своего ребенка. | Изучение удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе. Изучение удовлетворенности учащихся жизнью в школе. Тест школьной тревожности. |
Конкурентоспособность одаренных учащихся | Эффективность и качество подготовки одаренных учащихся. Участие учащихся, педагогов в смотрах, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях и т.д. Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных выпускников. | Методики статистического анализа данных, их динамика. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главное заключается в том, что одаренные дети действительно требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от других детей, тем богаче перспективы их профессионального и личностного развития. Но в то жен время чем выше уровень достижений, тем шире и глубже у многих из этих детей диапазон собственных переживаний, тем больший груз собственных проблем ложится на их плечи и тем труднее им прожить без психологических потерь свое детство.
Одаренность – это не только дар, но и испытание для ученика. Ясно также и то, что одаренный ученик – это тоже дар и испытание для учителя, т.е. тот пробный камень, споткнувшись о который, можно упасть и разбиться или, напротив, преодолев боль и недоумение, подняться на более высокий уровень профессионального сознания и личностного становления.