СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа " Одаренные дети"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа " Одаренные дети"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа " Одаренные дети"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Алкино-2

муниципального района Чишминский район

Республики Башкортостан






УТВЕРЖДАЮ

Директор Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

Средняя общеобразовательная школа с. Алкино-2

муниципального района Чишминский район

Республики Башкортостан

________________Батршина М.Т.

Приказ №_________от ________________2017г.






РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО

на Методическом совете СОШ с. Алкино-2 на заседании педагогического совета

Протокол № ____от_______2017г Протокол № ____от_______2017г








ПРОГРАММА «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»














с.Алкино-2

2017 г.




Паспорт программы



Наименование программы

Программа «Одаренные дети»


Основания для разработки программы

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ 04.02.2010 г. Пр-271.

Цель программы

Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями

Срок реализации программы

2017– 2020 годы


Исполнители основных мероприятий программы

Педагогический и ученический коллективы МБОУ СОШ

с.Алкино-2

Ожидаемые конечные результаты программы

  • создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

  • формирование системы работы с одаренными учащимися;

  • творческая самореализация выпускника школы;

  • созданию банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности;

  • создание условий для укрепления здоровья одаренных детей;

  • разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности

  • обобщение и систематизации материалов педагогической практики;

  • расширение возможности для участия способных и одаренных школьников в районных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одно из ключевых направлений развития общего образования, определенное в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» - создание системы поддержки талантливых детей.

Проблема одарённости в настоящее время становится всё более актуальной, это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

Работа с талантливыми и одаренными учащимися - одна из современных и проблемных задач модернизации образования. Она всегда присутствовала и решалась в той или иной степени на всех этапах развития любой системы образования посредством дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Долг и дар учителя заключается в том, чтобы суметь среди учащихся школы выявить наиболее одаренных, талантливых детей, помочь им проявить свои способности, показать путь для самореализации. Ведь зачастую талантливые дети бывают замкнутыми, малообщительными, незаметными в классном коллективе, стеснительны. Многие из них, как правило не раскрываются сами, возможно и не ведают о том природном даре, который в них присутствует. Наша задача- суметь раскрыть таких детей, дать им возможность показать свои способности, показать путь к самоутверждению Каждый ребенок по-своему талантлив и одарен. Другой вопрос, есть ли на сегодняшний день в школах необходимые возможности для того, чтобы суметь поддержать детей. Ведь любой талант мало раскрыть, его нужно развивать, совершенствовать. Важно раннее выявление одаренных детей, еще в начальной школе, на ранних стадиях обучения. Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы российского образования и становится его приоритетом.

При организации работы с одаренными детьми в условиях школы речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности. Терминология, используемая при характеристике познавательных

возможностей учащихся, включает такие понятия как:

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Способности - индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Задатки способностей - анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности

Талант - выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием каче- ственно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности». Оно требует целостного подхода к обучению, воспитанию, развитию, т.к. одарен не сам по себе ум человека, а одарена его личность. Одаренные дети:

-имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Необходимо учитывать и тот факт, что развитие одаренности происходит не только в системе обучения и воспитания, но имеет свои собственные закономерности, свою внутреннюю логику, определяющие индивидуальность. Одаренная личность наделена собственной познавательной потребностью (характеризуется выраженным чувством удовольствия от умственной или какой-либо творческой деятельности).

Отсюда вытекают необходимые условия работы с одаренными детьми:

  • сохранение индивидуальности;

  • поддержка собственной познавательной потребности;

  • знание психологических особенностей «одаренных».

При организации работы с одаренными детьми в условиях школы речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.


КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

В основу программы заложены:

1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование.

Принципы реализации программы:

  • гуманизм;

  • демократизм;

  • научность;

  • индивидуализация и дифференциация;

  • систематичность;

  • развивающее обучение;

  • интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Методы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • применение междисциплинарного подхода;

  • углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;

  • насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;

  • поощрение результатов, которые содержат новые идеи;

  • поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;

  • поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими,

  • признанию своих способностей;

  • оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов;

  • установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин;

  • принятие и учет возможного неравномерного (дисгармоничного) развития личности ребенка с признаками одаренности;

  • установка на готовность к непрагматическому риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных, идеальных ценностей при

  • любых обстоятельствах.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Формы работы с одаренными детьми:

  • групповые занятия с одаренными учащимися;

  • предметные кружки;

  • кружки по интересам;

  • конкурсы;

  • курсы по выбору;

  • участие в олимпиадах;

  • работа по индивидуальным планам;

  • исследовательская деятельность.

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:

  • с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);

  • в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;

  • какие задачи работы с одаренными являются приоритетными:

  • развитие наличных способностей;

  • психолого-педагогическая поддержка и помощь;

  • моделирование и экспертиза образовательной среды, включая мониторинг использования инновационных технологий и результативности деятельности с одаренными детьми.

Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

Цель программы «Одаренные дети»:

создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей.

Задачи:

- совершенствовать систему выявления и сопровождения одаренных детей, их специальной поддержки;

- создавать условий для развития творческого потенциала личности таких школьников;

- создавать базу данных в рамках Программы;

- создавать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;

- создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития одаренных детей;

- стимулировать творческую деятельность одаренных детей;

- создать систему внеурочной работы, дополнительного образования учащихся;

- развивать массовые, групповые, индивидуальные формы внеурочной деятельности

- создать условия одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в различных областях деятельности;

- создавать условий для укрепления здоровья одаренных детей;

- расширять возможности для участия способных и одаренных школьников в районных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.


ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Первый этап. Проектировочный (сентябрь-октябрь 2017 г.) - включает в себя разработку Программы работы с одаренными детьми, систему поиска, выявления и поддержки одаренных детей, разработку структуры управления программой, распределение обязанностей, создание постоянно -действующей системы переподготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми, изучение нормативной базы, подзаконных актов. На этом этапе также анализируется материально- технические, педагогические условия реализации Программы

Второй этап. Этап реализации - экспериментальный (2017-2020 г.) - связан с непосредственной работой с одаренными учащимися. Учитывая итоги прошлых лет, проведя опрос, анкетирование, диагностику формируется банк данных одаренных детей. Проводится первичная диагностика общих способностей. Это академическая и интеллектуальная одаренность (способности к обучению), коммуникативная одаренность (социально- личностная, лидерская), творческая одаренность (литературная, художественная, вокальная, артистическая), психомоторная одаренность (спортивная, хореографическая). Далее идет работа по повышению уровня знаний, занимательная мотивация. Проводятся индивидуальные, групповые занятия в школе, а также на базе высших учебных заведений, факультативные занятия, консультации, тренинги, организуются кружки, секции, клубы по интересам. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся, участие в районных и областных олимпиадах. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.

Третий этап. Завершающий – функционирование. (декабрь 2020 г.) - предполагает провести контроль и анализ реализации Программы и достигнутых результатов, определить проблемы, возникшие в ходе реализации Программы, пути их решений и составить перспективный план дальнейшей работы в этом направлении. На этом этапе планируется выпуск сборника творческих работ, подготовка брошюр, статей, публикаций. А также создание банка методической помощи, ведение рейтинга детей.

Этапы работы по выявлению и сопровождению

одаренных и талантливых детей.

1этап – проектировочный



Анализ материально- технических, педагогических условий реализации программы

Изучение нормативной базы, подзаконных актов

Разработка структуры управления программой, распределение обязанностей

Разработка программы с одаренными детьми

Анализ материально- технических, педагогических условий реализации программы




Опрос, анкетирование, диагностика

2 этап - экспериментальный

Психомоторная одаренность. (Спортивная, хореографическая)



Опрос, анкетирование, диагностика

Формирование банка

данных одаренных детей

Итоги прошлого года




Первичная диагностика общих способностей


Клубы по интересам


Академическая и интеллектуальная одаренность. (Способности к обучению)


Психомоторная одаренность. (Спортивная, хореографическая)

Творческая одаренность. (Литературная, художественная, вокальная, артистическая)

Коммуникативная одаренность. (Социально- личностная, лидерская)



Ведение рейтинга детей


Создание банка методической помощи

Подготовка брошюр, книг, статей, публикаций

Выпуск сборника творческих работ

Олимпиады, конкурсы, научно- исследовательские работы, фестивали, смотры, выставки, соревнования.

Занимательная мотивация

Повышение уровня знаний

Секции

Кружки

Тренинги

Консультации

Факультативы

Индивидуальные, групповые занятия в школе, на базе высших учебных заведений

3 этап- функционирование





















УЧАСТНИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.


Группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Осуществление общего контроля и руководства.

Руководство деятельностью коллектива.

Директор школы

Консультативная,

Научно-методическая

Определение приоритетных направлений просветительско-образовательной работы;

Корректировка составляющих элементов программы;

Анализ и обобщение результатов реализации программы;

Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией программы «Одаренные дети»;

Организация и проведение семинаров по проблемам работы с одаренными детьми;

Внедрение новых эффективных способов работы с одаренными детьми;

Контроль над разработкой индивидуальных образовательных программ для одаренных детей.

Зам. директора,

социальный педагог,

школьный психолог.

Педагоги школы

Организация и проведение занятий с одаренными детьми;

Разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одаренными детьми;

Мониторинг результативности занятий с одаренными детьми;

Организация индивидуальной работы с одаренными детьми;

Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям и другим интеллектуальных конкурсам различного уровня;

Организация контроля над знаниями одаренных детей, выполнение программ по работе с одаренными детьми;

Контроль над выполнением индивидуальных образовательных программ по работе с одаренными детьми;

Обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми;

Творческие отчеты по предмету в рамках реализации программы «Одаренные дети»;

Подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одаренными детьми;

Повышение методической активности через выступления на педагогических советах, семинарах, методических конференциях и других мероприятиях с опытом работы по реализации программы «Одаренные дети».


Классные руководители


Учителя


Педагоги дополнитель

ного образования


Старший вожатый


ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Функции директора в аспекте реализации программы:

- общее руководство разработкой и реализацией программы: организация; координация; контроль.

Функции заместителей директора:

- определение приоритетных направлений просветительско-образовательной работы;

- корректировка составляющих элементов программы;

- обеспечение связи с учреждениями дополнительного образования;

- анализ и обобщение результатов реализации программы;

- регулирование и коррекция процессов, связанных с реализацией программы «Одаренные дети»;

- организация и проведение семинаров по проблемам работы с одаренными детьми; - внедрение новых эффективных способов работы с одаренными детьми;

- разработка индивидуальных образовательных программ для одаренных детей. Функции методических объединений:

- подготовка методических рекомендаций для работы по программе «Одаренные дети»;

- разработка диагностического инструментария для успешной реализации программы;

- разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми по предмету через предметные школьные МО;

- обобщение и систематизация результатов деятельности отдельных учителей, умело организующих работу с одаренными детьми;

- определение критериев эффективности реализации программы;

- разработка и обработка новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми;

- координация действий учителей, работающих с одаренными детьми.
Функции учителей:

- организация и проведение занятий с одаренными детьми;

- разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одаренными детьми;

- мониторинг результативности занятий с одаренными детьми;

- организация индивидуальной работы с одаренными детьми;

- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям и другим интеллектуальных конкурсам различного уровня;

- организация контроля за знаниями одаренных детей, «Дорожных карт» по работе с одаренными детьми;

- контроль за выполнением «Дорожных карт» по работе с одаренными детьми;

- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми;

- творческие отчеты по предмету в рамках реализации программы;

- подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одаренными детьми;

- повышение методической активности через выступления на педагогических советах, семинарах, методических конференциях и других мероприятиях с опытом работы по реализации программы.

Функции классного руководителя:

- выявление детей, отличающихся высоким уровнем умственных способностей во всех областях знаний;

- знакомство родителей с методиками изучения и развития творческого потенциала ребенка.

Функции педагога-психолога:

- анализ успешности (неуспешности) обучения каждого ребенка с выявлением причин;

- диагностирование детей с целью определения групп учеников со специальными способностями (отличающихся высоким уровнем умственных способностей в данном предмете или цикле предметов);

- проведение специальных психодиагностических тренингов;

-реализация мероприятий для родителей одаренных детей.

Функции родителей:

- совместная практическая деятельность;

- поддержка и поощрение детей;

- знакомиться с методиками изучения и развития потенциала ребенка.
Основные направления работы педагогического коллектива в рамках реализации программы:

- выделение факультативных часов на индивидуальную работу с одаренными детьми;

- привлечение к работе с одаренными детьми творческих педагогов;

- обеспечение научно-поисковой деятельностью одаренных детей;

- обеспечение развития творческих способностей одаренных детей в творческих коллективах внеурочной деятельности;

- обеспечение развития творчески одаренных детей через вовлечение в организацию и проведение лицейских и классных мероприятий;

- повышение уровня организации и проведения предметных олимпиад, предметных недель;

- обеспечение одаренных учащихся участием в работе муниципальных, региональных, федеральных олимпиад, конкурсов, соревнований, научно- практических конференций.

Администрация, учителя, школьный психолог, социальный педагог, родители должны работать слажено, помогая друг другу. Развитию одаренных детей помогают учреждения дополнительного образования, педагоги СУЗов и ВУЗов, сотрудничество с другими школами.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже на уровне начального общего образования на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Выявление и сопровождение одаренных детей


Внешние связи.

Социально- психологическая служба

Координация реализации программы «Одаренные дети»


Поддержка и поощрение

Просветительская работа

Коррекционные занятия с одаренными детьми


Психологическая диагностика и консультирование

Совместная практическая деятельность

Родители

Социально- психологическая служба

Мониторинговая деятельность

Банк творческих работ обучающихся


Подготовка к конкурсам, олимпиадам, играм.

Администрация

Работа с нормативными документами

Внеклассная работа по предмету

Учителя





















Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования


Сотрудничество со школами


Сотрудничество со школами, СУЗами, ВУЗами




ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


п/п

Основные направления

Сроки

Исполнители

Научное направление


1

Разработка приемлемой для школы системы выявления одаренного ребенка

2017г.

Зам. директора

2

Разработка системы взаимодействия с семьей одаренного ребенка

2017 г.

Зам. директора, социальный педагог

3.

Разработка программы «Одаренные дети»

Сентябрь-октябрь

2017 г.

Зам. директора


Научно-методическое и образовательное направление


1

Создание системы дополнительного образования как условия для саморазвития и самореализации

2017-2020

Зам. директора

2

Создание системы психолого-медико-педагогического сопровождения

2017-2020

Зам. директора

3

Апробация и внедрение диагностического инструментария выявления одаренных детей

2017-2020

Психолог, учителя

4

Создание и ведение банка данных, включающее сведения о детях разных типов одаренности и талантливости

2017-2020

Зам. директора

педагоги школы

5

Повышение профессиональной квалификации кадров, работающих с одаренными детьми

2017-2020

Зам. директора

6

Разработка, апробация и внедрение нового содержания образования для разных типов одаренности

2017-2020

Зам. директора, педагогические работники

7

Организация общешкольных семинаров

2017-2020

Зам. директора

8

Целенаправленная работа с родителями по проблемам детской одаренности, способам ее поддержки и развития

2017-2020

Зам. директора

9

Участие педагогов в научных, научно-практических конференциях разного уровня по проблемам одаренности ребенка

2017-2020

Зам. директора

10

Создание информационной базы по проблемам одаренности детей

2017-2020

Зам. директора

11

Использование материалов российских сайтов в Интернете, посвященных проблемам одаренных детей

2017-2020

Педагоги школы

12

Оперативный сбор и оформление, распространение материалов по рубрикам:

- опыт педагогической работы с одаренными детьми;

- родительские заметки об особенностях воспитания и развития одаренных детей, а также о проблемах, с которыми им придется сталкиваться;

- детские достижения (рисунки, стихи, фотографии и др.)

2017-2020

Зам. директора библиотекарь, педагоги школы

13

Деятельность методического совета:

- рассмотрение материалов педагогических исследований по данной проблеме;

- организация апробации методик обучения школьников

2017-2020

Зам. директора

14

Диагностика одаренных детей.


март ежегодно

Кл. руководители

15

Анализ итогов реализации программы,

Обобщение результатов работы школы.

ежегодно

администрация школы, педагоги школы

16

Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми.

2017-2018

педагоги школы

Организационное психолого-педагогическое направление


1

Индивидуальная работа с учащимися


2017-2020

Педагоги школы

2

Организация и совершенствование работы кружков и курсов различной направленности

2017-2020

Зам. директора

3

Создание среды общения, самореализации.

- организация и проведение предметных олимпиад различного уровня;

- организация выставок;

- организация защиты творческих проектов

2017-2020

Зам. директора

4

Организация работы научного общества учащихся.

2017-2020

Зам. директора

Социальное направление


1

Создание условий для оказания одаренным детям социальной, психологической, медицинской помощи

2017-2020

Директор, родительский комитет

2

Разработка системы поощрений победителей и призеров олимпиад, конкурсов, фестивалей.

2018-2020

Директор








ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Реализация программы призвана способствовать:

  • созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

  • формированию системы работы с одаренными учащимися;

  • творческой самореализации выпускника школы;

  • созданию банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности;

  • созданию условий для укрепления здоровья одаренных детей;

  • разработке системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности

  • обобщению и систематизации материалов педагогической практики;

  • расширению возможности для участия способных и одаренных школьников в районных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.



КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.


Критерии

Показатели

Методика изучения

Самоактуализированность личности

  1. Умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей.

  2. Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.

  3. Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.

  4. Способность к рефлексии.

  5. Мотивационная сфера: учебная мотивация, мотивация

  6. интеллектуально-познавательного плана, мотивация общения и поведения.

  7. Уровень коммуникативной культуры

Тест оценки потребности в достижении, метод экспертной оценки.

Опросник субъектного отношения одаренного ребенка к деятельности, самому себе и окружающим.

Метод незаконченного предложения.

Тест «Исследование школьной мотивации».

Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью одаренных детей в школе

  1. Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках программы, взаимоотношениями в школьном сообществе.

  2. Комфортность, защищенность личности одаренного школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе.

  3. Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития своего ребенка.

Изучение удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе.

Изучение удовлетворенности учащихся жизнью в школе.

Тест школьной тревожности.

Конкурентоспособность одаренных учащихся

  1. Эффективность и качество подготовки одаренных учащихся.

  2. Участие учащихся, педагогов в смотрах, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях и т.д.

  3. Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных выпускников.

Методики статистического анализа данных, их динамика.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Главное заключается в том, что одаренные дети действительно требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от других детей, тем богаче перспективы их профессионального и личностного развития. Но в то жен время чем выше уровень достижений, тем шире и глубже у многих из этих детей диапазон собственных переживаний, тем больший груз собственных проблем ложится на их плечи и тем труднее им прожить без психологических потерь свое детство.

Одаренность – это не только дар, но и испытание для ученика. Ясно также и то, что одаренный ученик – это тоже дар и испытание для учителя, т.е. тот пробный камень, споткнувшись о который, можно упасть и разбиться или, напротив, преодолев боль и недоумение, подняться на более высокий уровень профессионального сознания и личностного становления.