1. Пояснительная записка....................................................................................................2- 5
- Нормативно-правовая база
- Общая характеристика учебного предмета
- Цели и задачи
- Сведения о программе
- Описание места учебного предмета в учебном плане
- Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
- Формы организации образовательного процесса
2. Содержание учебного предмета......................................................................................6 -7
- Учебно-тематическое планирование
- Контрольно-оценочная деятельность
3. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса..........................7
4. Приложения. ..........................................................................................................................7
- Календарно-тематическое планирование 5 класса
1. Пояснительная записка
1.1. Нормативно-правовая база
Адаптированная образовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) по предмету «Окружающий социальный мир» (далее – Программа) разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении СанПинН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г.
№ 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (далее – ФГОС);
- Уставом ОГКОУ «Кохомская коррекционная школа»;
- Приказом ОГКОУ «Кохомская коррекционная школа» от 27.08.2020 г. № 43-о/д «Об утверждении документов по основным вопросам организации образовательной деятельности учреждения на 2020/2021 учебный год»;
- Приказом ОГКОУ «Кохомская коррекционная школа» от 30.08.2016 г. № 58/2 О/Д «Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и реализации и корректировки рабочих программ, учебных предметов, курсов, дисциплин педагогов».
1.2. Общая характеристика учебного предмета
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними.
Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.
Содержание материала по программе «Окружающий социальный мир» является основой формирования представлений, умений и навыков по предметам «Изобразительная деятельность», «Домоводство», «Труд» и др. Так знания, полученные ребенком в ходе работы по разделу «Посуда», расширяются и дополняются на занятиях по домоводству, где ребенок учится готовить, сервировать стол и т.д. Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.).
1.3. Цели и задачи
Цель учебного предмета «Окружающий социальный мир» заключается в формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения. Изучение предмета призвано решать следующие задачи:
- расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;
- формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;
- ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;
- практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;
- усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг);
- развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.
1.4.Сведения о программе
Данная Программа составлена на основе требований Адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (2 вариант) (далее – АООП) в предметной области «Окружающий социальный мир». Программа разработана и реализуется в соответствии с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
1.5.Описание места учебного предмета в учебном плане
Настоящая Программа рассчитана для обучающихся 5-9 классов. На курс 5 класса отведено 68 часов в год (2 часа в неделю)
Класс | 5 класс |
Количество часов в неделю | 2 часа |
Итого в год | 68 часа |
1.6 Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
5 класс
Личностные результаты освоения программы:
- Умение принимать помощь взрослого и/или одноклассников при выполнении различных операций.
-Умение выражать своё отношение к результатам соей или чужой деятельности.
Предметные результаты освоения программы :
- Навыки практического взаимодействия с хозяйственными и бытовыми предметами, инструментами.
-Соотнесение посуды с ее функциональным назначением.
- Сортировка предметов по функциональному признаку.
- Операции с бытовыми предметами и инструментами с учетом их функционального назначения.
- Проявление интереса к объектам, созданным и используемым человеком.
- Представление о предметах посуды, мебели, продуктах питания, уборочного инвентаря, бытовой техники;
- Умение соблюдать элементарные правила безопасного использования предметов в быту.
- Представление о социальных ролях людей.
- Умение выполнять доступные (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома.
- Умение выполнять доступные бытовые виды работ: уборка, стирка, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.;
1.7. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития по данной Программе является формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
1.8. Формы организации образовательного процесса
Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития и глубокой умственной отсталостью обеспечивается:
- созданием оптимальных путей развития;
- использованием специфических методов и средств обучения;
- дифференцированным, «пошаговым» обучением;
- обязательной индивидуализацией обучения.
Основные требования к методике обучения:
- использование игровой формы как доминирующей (игра не как развлечение, а как средство обучения);
- использование эмоций, наиболее сохранной стороны психической деятельности детей для формирования познавательных потребностей и повышения мотивации обучения;
- использование подражательности, свойственной детям, с тяжёлой умственной отсталостью;
- предметно-действенное обучение (организация постоянной активной практической
деятельности детей с конкретными предметами);
- детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения;
- постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции;
- частая смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания детей к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время;
- большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях;
- индивидуальная и дифференцированная работа на уроке;
- эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребёнка;
- учёт индивидуальных возможностей ребёнка, обучение тому, что поможет создать жизненные компетенции, облегчает социальные контакты обучающегося в доступных пределах;
- создание «эмоционального благополучия» на уроках.
Активным методом является метод физической помощи, когда взрослый помогает ребёнку. Прежде всего, необходимо на доступном для него уровне показать образец определенного действия. Как правило, этот образец представляет собой пассивное выполнение, когда взрослый руками ребенка выполняет конкретное действие, придает руке ребенка позу, необходимую для указательного жеста, помогает ему дотронуться до определенного предмета или картинки.
Методы обучения:
- метод совместно - разделённых действий (работу необходимо начинать с совместных с обучающимся действий, предоставляя дополнительные пояснения, постепенно увеличивая долю активности ученика, моделировать такие ситуации, в которых приобретенное умение будет востребовано в обычной жизни);
- метод модификации поведения (используя необходимые стимулы (поощряя одни реакции и подавляя другие), можно добиться желаемого поведения);
- метод поддерживающей (облегченной) коммуникации (ля формирования невербальных коммуникативных навыков у детей, не владеющих устной речью);
В работе с такими детьми часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния, рефлексия окончания занятия. Удачным считается обозначение этапов занятия картинками, помогающие детям в конце занятия выбрать наиболее интересный этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.
При наличии у ребенка поведенческих нарушений необходимо сопровождение тьютора, который будет осуществлять организацию особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуры образовательной среды.
С обучающимися с тяжелыми и множественными нарушениями развития и глубокой умственной отсталостью используется индивидуальная форма работы.
2. Содержание учебного предмета
2.1. Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Содержание разделов | Количество часов |
| 5 класс | | 68 ч |
1. | Школа | Здравствуй, школа! Я-ученик. Школа. Мой класс. Школьные принадлежности (ранец, тетрадь, карандаш) Помещения школы-столовая, туалет и т.д. Правила поведения в школе (на уроке, на перемене) | 9 ч |
2. | Предметы и материалы вокруг нас. | Игрушки (мягкие, твердые). Одежда. Мебель (стол, стул, шкаф) | 8 ч |
3. | Город | Улица. Двор (игровая площадка). Улица. Уличное движение. Урок-экскурсия. Знакомство с ПДД. | 6 ч |
4. | Квартира, дом, двор. | Части дома (стена, крыша, окно) Убранство дома. Мебель. Предметы посуды (ложка, чашка, тарелка и т.д.) Игровые действия: стирка. | 8 ч |
5. | Транспорт. | Транспорт. Виды транспорта. Транспорт. Автобус, машина. | 4 ч |
6. | Предметы быта. | Электроприборы (телевизор, утюг, чайник). Правильное пользование электроприборами. | 4 ч |
7. | Предметы и материалы вокруг нас. | Свойства предметов, которые нас окружают. Урок-эксперимент: «Проверь, что это». | 4 ч |
8. | Квартира, дом, двор. | Правила безопасности во дворе. Как вести себя дома? | 8 ч |
9. | Продукты питания | Напитки. Молочные продукты. Мучные продукты. Кондитерские изделия. | 3 ч |
10. | Традиции и обычаи. | Какие праздники мы знаем? День Победы. Патриотизм. Дни воинской славы и памятные даты России. | 6 ч |
11. | Повторение пройденного материала за год | Что узнали о предметах быта, мебели. Сюжетно-ролевые игры. Правила поведения дома и во дворе. Правила поведения в транспорте. Правила поведения во время летних каникул. | 8 ч |
2.2. Контрольно-оценочная деятельность
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения специальной индивидуальной программы развития (далее – СИПР), разработанной на основе АООП. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года, задачей которой является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. При оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности ребенка. Фиксация результатов осуществляется в таблице в виде знаков «+», « - » по следующим критериям:
Уровни самостоятельности при выполнении заданий: |
- не выполняет задание | - |
- выполняет задание со значительной помощью | зп |
- выполняет задание с частичной помощью | чп |
- выполняет задание по подражанию | п |
- выполняет задание по образцу | о |
- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки | сш |
- выполняет задание самостоятельно (без ошибок) | + |
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга оценивается уровень сформированности представлений, действий/операций. Итоговые результаты обследования за оцениваемый период заносятся в дневники наблюдения.
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
3. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учитель должен иметь доступ к современному персональному компьютеру. Класс должен быть технически подготовлен к проведению презентаций, оборудованным проектором и экраном.
4. Приложения
Приложение 1. Календарно-тематическое планирование, 5 класс
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
5 класс
№п/п | Тема урока | Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы | Дата |
1. | Школа 9 часов | -Умение ориентироваться в классе, в помещениях школы. - Умение соблюдение правил учебного поведения. -Представление об убранстве дома, о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). -Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож) и для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). -Представление об электроприборах (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, электрический чайник). | |
1 | Здравствуй, школа! | |
2 | Здравствуй, школа! | |
3 | Я-ученик. Школа. | |
4 | Я-ученик. Школа. | |
5 | Мой класс. Школьные принадлежности (ранец, тетрадь, карандаш) | |
6 | Мой класс. Школьные принадлежности (ранец, тетрадь, карандаш) | |
7 | Помещения школы-столовая, туалет и т.д. | |
8 | Помещения школы-столовая, туалет и т.д. | |
9 | Правила поведения в школе (на уроке, на перемене) | |
2. | Предметы и материалы вокруг нас. 8 часов | |
1 | Игрушки (мягкие, твердые). | |
2 | Игрушки (мягкие, твердые). | |
3 | Одежда. | |
4 | Одежда. | |
5 | Мебель (стол, стул, шкаф) | |
6 | Мебель (стол, стул, шкаф) | |
7 | Повторение пройденного. | |
8 | Повторение пройденного. | |
3. | Город 6 часов | | |
1 | Улица. Двор (игровая площадка). | -называть и показывать предметы, находящиеся в классе; -ориентироваться в школе, узнавать школьные помещения; -соблюдать правила учебного поведения. -представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; -овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; -овладение навыками коммуникации; -узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; -отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации. | |
2 | Улица. Двор (игровая площадка). | |
3 | Улица. Уличное движение. | |
4 | Улица. Уличное движение. | |
5 | Урок-экскурсия. Знакомство с ПДД. | |
6 | Урок-экскурсия. Знакомство с ПДД. | |
4. | Квартира, дом, двор. 8 часов | |
1 | Части дома (стена, крыша, окно) | |
2 | Части дома (стена, крыша, окно) | |
3 | Убранство дома. Мебель. | |
4 | Убранство дома. Мебель. | |
5 | Предметы посуды (ложка, чашка, тарелка и т.д.) | |
6 | Предметы посуды (ложка, чашка, тарелка и т.д.) | |
7 | Игровые действия: стирка. | |
8 | Игровые действия: стирка. | |
5. | Транспорт. 4 часа | | |
1 | Транспорт. Виды транспорта. | -Умение ориентироваться в классе, в помещениях школы. -Соблюдение правил учебного поведения. -Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует. -Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). -Представление об убранстве дома.о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). -Представление об электроприборах (магнитофон, видеоплеер, микроволновая печь, тостер, блендер, фен). | |
2 | Транспорт. Виды транспорта. | |
3 | Транспорт. Автобус, машина. | |
4 | Транспорт. Автобус, машина. | |
6. | Предметы быта. 4 часа | |
1 | Электроприборы (телевизор, утюг, чайник). | |
2 | Электроприборы (телевизор, утюг, чайник). | |
3 | Правильное пользование электроприборами. | |
4 | Правильное пользование электроприборами. | |
7. | Предметы и материалы вокруг нас. 4 часа | |
1 | Свойства предметов, которые нас окружают. | |
2 | Свойства предметов, которые нас окружают. | |
3 | Урок-эксперимент: «Проверь, что это». | |
4 | Урок-эксперимент: «Проверь, что это». | |
8. | Квартира, дом, двор. 8 часов | |
1 | Правила безопасности во дворе. | |
2 | Правила безопасности во дворе. | |
3 | Как вести себя дома? | |
4 | Как вести себя дома? | |
5 | Повторение пройденного. | |
6 | Повторение пройденного. | |
7 | Повторение пройденного. | |
8 | Повторение пройденного. | |
9. | Продукты питания. 3 часа | | |
1 | Напитки. Молочные продукты. | -Умение ориентироваться в классе, в помещениях школы. -Соблюдение правил учебного поведения. -Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует. -Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). -Ориентация в помещениях своего дома. -Представление о типах домов (одно-этажные /многоэтажные, каменные/ деревянные). -Представление о помещениях квартиры (комната, прихожая, кухня, ванная комната, туалет, балкон). - Представление о благоустройстве квартиры (отопление, канализация, водоснабжение, электроснабжение). -Умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.). | |
2 | Мучные продукты. Кондитерские изделия. | |
3 | Мучные продукты. Кондитерские изделия. | |
10. | Традиции и обычаи. 6 часов | |
1 | Какие праздники мы знаем? | |
2 | Какие праздники мы знаем? | |
3 | День Победы. Патриотизм. | |
4 | День Победы. Патриотизм. | |
5 | Дни воинской славы и памятные даты России. | |
6 | Дни воинской славы и памятные даты России. | |
11. | Повторение пройденного материала за год. 8 часов | |
1 | Что узнали о предметах быта, мебели. | |
2 | Что узнали о предметах быта, мебели. | |
3 | Сюжетно-ролевые игры. Правила поведения дома и во дворе. | |
4 | Сюжетно-ролевые игры. Правила поведения дома и во дворе. | |
5 | Правила поведения в транспорте. | |
6 | Правила поведения в транспорте. | |
7 | Правила поведения во время летних каникул. | |
8 | Правила поведения во время летних каникул. | |
9