Средняя общеобразовательная школа с. Нелькан
с. Нелькан 2023 г
В рамках, указанных выше тенденций была разработана и начала своё осуществление Всероссийская Программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» (далее – Программа, программа «Орлята России»). Внедрение программы «Орлята России» в практику общеобразовательных школ Российской Федерации позволяет решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие единого образовательного пространства России.
Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально-значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего образования, так и в «Примерной рабочей программе воспитания», в которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной организации».
Примерная рабочая программа воспитания, задавая целевые ориентиры и требования к результатам программ воспитания образовательных учреждений, обеспечивает соответствие ФГОС, единство воспитательного пространства и его смыслов в образовательных учреждениях Российской Федерации, а также позволяет на основе российских базовых национальных ценностей выделить ценностные основания программы «Орлята России»: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание.
Реализация программы «Орлята России» для детей со 2 по 4 классы начинается с первой четверти учебного года. Каждый трек состоит из 9 занятий, два из которых предполагают «свободное творчество учителя» в рамках того или иного трека, но с заданными целевыми установками для сохранения смыслов Программы. В зависимости от того, являлся ли уже класс участником программы «Орлята России» в предыдущем учебном году или только вступает в Программу, учитель выбирает тот вводный «Орлятский урок», который ему необходим. Представленные уроки различаются не по возрасту и классам, а по стажу пребывания детей в Программе. Предлагаемые даты проведения треков обозначены без учёта разницы в регионах сроков школьных каникул. Деление учебного года представлено четвертями, а не семестрами/ триместрами
.
№ | Тема | Содержание темы | Виды деятельности | Формы организации занятий |
Трек «Орлёнок – Лидер» 5 занятий Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор «Лидер» В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённости классного коллектива в начале учебного года, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта чередования творческих поручений. |
1 | «В команде рождается лидер» | Возвращаемся к конструктору «Лидер», где учитель заранее добавляет много новых качеств лидера как положительных, так и отрицательных. Обсуждаем! Убираем лишнее.Введение ЧТП и развитие умения работать в команде. Что такое ЧТП (чередование творческих поручений? Какие могут быть поруч-ения? Как их можно вы-полнять?) Делимся на команды. Оформляем наглядно. | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение. Взаимодействие – групповое. | Беседа. Тренинг. Динамические паузы. |
2 | «КЛАССный выходной» | Выход детей с родителями, настав-никами и классным руководителем на «выходной». С целью для спло-чения коллектива класса, родителей и наставников. Привлечение наста-вников обязательно –старшеклас-сников, которые помогают в организации испытаний. Предпола-гается, что эти испытания раскроют лидерские качества в учениках. Дети учатся преодолевать себя, свои страхи, учатся ставить цели | Познавательная, игровая, досугово- развлекательная. Взаимодействие – групповое. | Верёвочный курс |
3 | «От идеи – к делу!» | По методике КТД работаем над созданием общего дела для других ребят (для 1-2 классов, в паралле-ли, для родителей и пр.) | Познавательная, игровая, досугово- развлекательная. | КТД |
4 | «Встреча с тем, кто умеет вести за собой» | Гость рассказывает, как важно быть ответственным перед людьми, что помогает ему быть лидером, вести за собой. | Познавательная, проблемно- цен-ностное общение. | Встреча с интересными людьми. Динамические паузы. |
5 | «Мы дружный класс!» | Смотрят фото/видео как проходил трек. Подводят итоги, обращаясь к конструктору «Лидер». Каждая группа (по ЧТП) придумывает, готовит и показывает для ребят сюрприз. Вывод: мы дружный класс! Итоговая социометрия. | Познавательная, игровая. Взаимодействие – парное, групповое. | Подведение итогов. |
Трек «Орлёнок – Эрудит» – 5 занятий Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверт-копилка Трек «Орлёнок-Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается высоким содержанием различных интеллектуальных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация к учёбе |
1 | «Я эрудит, а это значит…» | Повторяем интеллектуальные секреты эрудита – смекалка, ум, знание, любознательность, внимате-льность, увлечённость,изобретатель-ность, коммуникабельность, эрудиция. Как их приобрести? Способы решения интеллектуальных задач – интеллект, логика, дедукция, интуиция. Учимся работать в парах: игра «Интеллектуальный кроссворд» с применением различных способов решения. *Работа с конвертом- копилкой трека «Орлёнок – Эрудит». Сложно ли быть эрудитом? Что для этого надо? качества | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное. Взаимодействие – групповое. | Игра «Интеллектуальный кроссворд» |
2 | «Эрудит – это широкий кругозор» | Презентация «10 великих изобре-тений русских учёных» - как ученые расширяют свои знания. Как я сам могу пополнить свои знания? Что для этого нужно сделать? Знакомство с детской литературой, журналами, Интернет ресурсами, где можно найти знания.Заполняем по группам круг Знаний Он поможет педагогу выявить интеллектуальные интересы детей, *Работа с конвертом- копи-лкой трека «Орлёнок – Эрудит». Вкладываем в конверт- копилку. В конце года анализируем – что узнали и т.п. Учимся выдвигать идеи и планировать: для кого можно про-вести интеллектуальную игру, груп-па должна предложить идею по проведению Обсуждаем идеи. Син-тезируем все идеи в одну. Опреде-ляем план действий по подготов-ке. Распределяем обязанности. *Работа с конвертом- копилкой трека «Орлёнок – Эрудит». Подводим итоги: как сработали? Результат вкладываем в конверт- копилку. | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное. Взаимодействие – групповое. | Презентация «10 великих изобретений русских учёных». Круг Знаний. |
3 | КТД «Играй, учись и узнавай» | Повторяют этапы КТД на практике. Заполняя таблицу с проектирова-нием нового КТД, его подготовкой, проведением, анализом. Проводим КТД для ребят 1-2 класса.*Работа с конвертом- копилкой Эрудита. В конверт-копилку вкладываем свои впечатления. | Социальное творчество. Взаимодействие – групповое. | КТД. |
4 | Встреча с эрудитом «Хотим всё знать» | Данное занятие отводится для очной встречи с личностью, которая воплощает в себе успех в рамках изучаемого трека. Приглашенный гость может быть известен на городском, региональном, Всерос-сийском уровне. Приглашаем с учётом того, что он интересен детям данного возраста. *Работа с конвертом- копилкой трека «Орлёнок – Эрудит». Дополняем конверт- копилку своими впечатлениями о встрече. | Познавательная, проблемно- ценностное общение. Взаимодействие – парное. | Встреча с интересными людьми. Динамические паузы. |
5 | Итоги трека «На старте новых открытий» | Смотрят фото/видео как проходил трек.*Работа с символом треква - конвертом- копилкой Эрудита. Открывают конверт-копилку анализируют Награждение и поощрение лучших ребят. | Познавательная, игровая. Взаимодействие – парное, групповое. | Подведение итогов. |
Трек «Орлёнок – Мастер» – 5 занятий Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка Мастера В рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны). |
1 | «Россия мастеровая» | Презентация учителя о 10 самых известных мастерах родного края России. Учимся придумывать: кто из вас хочет быть мастером? Какие этапы проходит мастер, чтобы показать людям своё произведение (обращаемся к шкатулке Мастера).Учимся работать в группах. Разбивка на микро группы по 5 человек. Притча о мастерах (в методических рекомендациях) – обсуждаем, делаем вывод. КТД «Россия мастеровая» 1 вариант: может быть в форме лото – город России на карте, чем славится, чему можем научиться –каждая группа готовит сообщение. Коллективная карта страны. 2 вариант: каждая команда получает конверт с заданием, в котором один из народных промыслов России. Необходимо распределиться в группе на пары и выполнить задание. Потом собраться вместе и подготовить рассказ о промысле. Презентовать другим группам. *Работа с символом трека – шкатулкой Мастера:выводы о важности работы вместе, на общее дело, помогать друг другу. | Познавательная, досугово- развлекательная, художественное творчество, проблемно- ценностное общение. Взаимодействие – групповое. | Презентация учителя о 10 самых известных мастерах родного края, России. КТД «Россия мастеровая». |
2 | «В гости к мастерам» | - 1 вариант: идём на экскурсию к мастерам (знакомимся с профессиональ-ными мастерами – это может быть театр, музей, библиотека, дворец творчества и пр.). 2 вариант: родители/наставники демонстрируют своё мастерство ребятам. 3вариант: мастер- класс от учителя «Делай как я, делай лучше меня!». На данном занятии ученикам можно пред-ложить участие в мастер-классах*Работа с символом трека - шкатулкой Мастера: какие профессии мастеров узнали ? | Познавательная, игровая. | Экскурсия/мастер- класс |
3 | КТД «Мастер своего дела» | Реализуем в классе для себя или для ребят 1-2 класса (необходимо прописать для учителей, как это сделать). | Познавательная, игровая. | КТД |
4 | «Мастер – это звучит гордо!» | Данное занятие отводится для очной встречи с личностью, который является Мастером своего дела! Приглашенная персона может быть известной на городском, региональном, всероссийском уровне по возможностям школы и фантазии учителя. С учётом того, что приглашаемая персона интересна детям данного возраста. | Познавательная, проблемно- ценностное общение. Взаимодействие – парное. | Встреча с интересными людьми. Динамические паузы. |
5 | «Путь в мастерство» – подводим итоги. | Смотрят фото/видео как проходил трек. Открывают шкатулку мастера, анализируют результат, Совместно составляют опорную схему и размещают в классном орлятском уголке.Награждение и поощрение ребят. | Познавательная, игровая. Взаимодействие – парное, групповое. | Подведение итогов. |
1 | Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Лидер», «Орлёнок – Эрудит», «Орлёнок – Мастер» |
Трек «Орлёнок – Доброволец» – 4 занятия Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в течение всего учебного года. |
1 | «Спешить на помощь безвозмездно!» | Волонтёрское движение в России. Где помогают волонтёры и почему всем это важно? Почему люди говорят волонтёрам «спасибо»? Виды волонтёрства. Работа по группам: Решение кейса «Как поступить в данной ситуации и что попросить в награду?» Вывод – настоящее волонтерство безвозмездно, это для других…*Работа с символом трека: дополняем «Классный круг добра» –безвозмездно, для других. Что лично я могу сделать для других? Составление списка добрых дел. *Работаем с символом трека: фиксируем перечень в круге добра. Рассказ учителя о самых известных волонтёрах России | Познавательная, проблемно- ценностное общение. Взаимодействие – групповое. | Работа по группам. Решение кейса «Как поступить в данной ситуации и что попросить в награду». Динамические паузы. |
2 | КТД «Создай хорошее настроение» | Список добрых дел. Выбираем «Создай хорошее настроение». Обсуждаем: Как можно создать хорошее настроение другим? Придумываем. Делимся на группы. КТД «Создай людям хорошее настроение» (через создание плаката-сюрприза, творческое выступление, сюрприза-открытки, организации игры или веселой фотосессии и т.д.) Мини-тренинг. Сюрприз от учителя. Учитель показывает ребятам, как можно и себе поднять настроение. Флешмоб «Хорошее настроение». *Работа с символом трека:дополняем «Классный круг добра» – дарим радость другим. | Познавательная, проблемно- ценностное общение. Взаимодействие – групповое. | КТД «Создай людям хорошее настроение». Мини-тренинг. Флешмоб «Хорошее настроение». Динамические паузы. |
3 | «С заботой о старших» | Демонстрация детьми результатов КТД «Создай хорошее настроение». Совместное обсуждение с родителями и детьми: Как делать добро для бабушек и дедушек? (для родных, соседей) Что значит быть добрым рядом с ними? Рассказ учителя о «Фонде «Старость в радость» .Совместная поздрави-тельная открытка для старшего *Работа с символом трека: допо-лняем «Классный круг добра»: проявляй доброту…Учитель рас-сказывает родителям и детям об акции «Коробка храбрости», о том, что необходима будет их помощь. | Познавательная, проблемно- ценностное общение. Взаимодействие – парное. | КТД «Создай хорошее настроение». Беседа. Акции «Коробка храбрости» Динамические паузы. |
4 | «Доброволец – это доброе сердце» | Встреча с гостем, который достиг успехов в области добровольчества. Дополняют «Классный круг добра» новой информацией, которую, возможно, узнали от гостя. | Познавательная, проблемно- ценностное общение. Взаимодействие – групповое. | Встреча с интересными людьми. Динамические паузы. |
Трек «Орлёнок – Спортсмен» 4 занятия Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека – чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая усталость, вызванная гиподинамическим кризисом и учебной нагрузкой. Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. |
1 | КТД «Спортивное» | Кто такой болельщик? Чем он «болен»? Роль болельщика? Как можно поддержать свою команду? КТД «Плакат болельщика». Формат плаката – А4 для каждой команды. Ребята придумывают, рисуют, «защищают» плакат. Каждая команда придумывает кричалку, лучшую разучивают все вместе. | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение. | КТД «Плакат болельщика». Игра-обсуждение «Копилка болельщика». Работа с чек-листом. |
2 | Спортивная игра «Книга рекордов» | Спортивные соревнования. Используем плакаты, кричалки. *Работа с символом трека «Орлёнок –Спортсмен» :размещение 6-го пункта в чек-листе –«Я принял(а) участие в соревнованиях». | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение. | Спортивные соревнования. Работа с чек-листом. |
3 | «Встреча – подарок» | Встреча – подарок с интересными людьми из области спорта. Гости расскажут детям, что необходимо для того, чтобы быть профессиональным спортсменом. Размещение 7-го пункта в чек-листе - «Я узнал(а) как стать профессионалом в спорте» | Познавательная, проблемно- ценностное общение. Взаимодействие - парное. | Встреча с интересными людьми. Динамические паузы. Работа с чек-листом. |
4 | «Азбука здоровья» | Подведение итогов. Что важного для себя узнали? – обобщение чек-листа. Составляем азбуку здоровья (эта работа может быть продолжена на уроках окружающего мира, в рамках других треков). | Познавательная, игровая. Взаимодействие – парное, групповое. | Подведение итогов. Работа с чек-листом. |
Трек «Орлёнок – Эколог» – 4 занятия Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника. |
1 | «Мой след на планете» | Актуализация важности бережного отношения к природе и планете. Дидактическая игра «Что в мусорном ведре?» Как уменьшить количество бытового мусора? Работа с символом трека – рюкза-чком Эколога: составляем правила эколога | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение. Взаимодействие – парное, групповое. | Дидактическая игра из «Орлёнка»: что в мусорном ведре? Просмотр экологического мультфильма. |
2 | КТД «Знаю, умею, действую» | Обсуждаем где разместили плакаты? как отреагировали окружающие? Важность того, что сделали? 1 вариант: экскурсия в экологический центр 2 вариант: интеллектуальная игра «Знаю,умею» (опыт проведения исследований, наблюдение за приро-дой, эксперимент с озвучиванием звуков животных, птиц, сравнение «природных» и «искусственных» звуков, работа с детской энциклопе-дией «Что такое? Кто такой?»). Подведение итогов. *Работа с символом трека - рюкзачком Эколога. Дополнения в рюкзачок эколога, что должен знать эколог. | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение. Взаимодействие – парное, групповое. | КТД «Знаю, умею, действую». Динамические паузы. |
3 | Экологи- ческий квест «Ключи природы» | Проигрываем квест от учителя – ищем ключи-задания к подготовке квеста от класса. | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение. | Экологический квест «Ключи природы» |
4 | «Шагая в будущее – помни о планете» | Работа с рюкзачком эколога: достаем из рюкзачка всё содержимое, которое собрали, участвуя в треке, смотрим фото/видео как проходил трек, рисунки – обсуждаем как прошел трек, создаём опорную схему по треку и размещаем в орлятском классном уголке. Смотрим мультфильм «Мальчик и Земля». Делаются выводы о роли эколога, о его роли для природы. Поощрения и награждения. | Познавательная, проблемно- ценностное общение. | Подведение итогов. Просмотр мультфильма. |
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» – 4 занятия Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы – хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению ребёнком личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края, через понимания фразы «Я и моё дело важны для Родины». |
1 | «Орлёнок – Хранитель историческо й памяти» | Введение в тему, мотивация, целеполагание. Понятие «Хранитель»: лексическая работа – значения нового слова. Учимся работать в группах – обдумывают идею. КТД «Альбом памяти» Задание перед треком: принести фото исторического или обычного события семьи, узнав о нём всю информацию. *Работа с символом трека - альбомом Хранителя исторической памяти. Карточки с опорным текстом вкладываются в альбом (с ними можно поработать на уроках, дополнив их). | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение. Взаимодействие – групповое. | КТД «Альбом памяти». |
2 | «Традиции моей страны» | Обсуждаем: я – семья- Россия – традиции и важность их Сохранения Какие традиции есть в России? Истинная традиция та, которая прошла через наше сердце (шествие Бессмертного полка, Масленица, Новый год и пр.). Определяем какой должна быть настоящая традиция: общенародной; доброй; значимой для всех. Учимся работать в парах: обсуждаем какие настоящие традиции есть в России и регионе, делаем художественный коллаж из заготовок/вырезок «Традиции России». Обсуждаем, какие из этих традиций важны для самих ребят и почему? *Работа с символом трека «Орлёнок – альбомом Хранителя исторической памяти»: коллажи вкладываем в альбом. | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение, художественное творчество. Взаимодействие – парное. | Поделка «Традиции России». |
3 | «Знать, чтобы хранить» | Познавательная игра- квест «Ключи истории» (возможно проведение в музее города, в библиотеке, в общественном центре) с элементами поисковой деятельности – дети примеряют на себя роль храни-телей и решают интеллектуально- творческие задачи из области истории и культуры родного края и России. | Познавательная, игровая. Взаимодействие – групповое. | Игра-квест «Ключи истории». |
4 | КТД «Мы хранители памяти» | Формируем важность и значимость работы по КТД для ребят: результат работы презентуем для других, рассказывая о своих успехах на каждом этапе (от идеи к проведению). Это может быть и для 1-2 классов, и в параллели, и для Совета школы, и для родителей. Награждение и поощрение лучших ребят. | Познавательная, игровая. Взаимодействие – групповое | КТД «Мы хранители памяти» |
1 | Подведение итогов | Игра-квест «Ключи истории». Награждение и поощрение лучших ребят. | Познавательная, игровая. | Игра-квест «Ключи истории». |