Министерство образовании и науки Республики Адыгея
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Адыгея
«Адыгейский педагогический колледж им. Х. Андрухаева»
УТВЕРЖДАЮ
заместитель директора по УР
_____________
22 октября 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
по специальности
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Майкоп
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» разработана на основе ФГОС по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Организация-разработчик: ГБПОУ РА «Адыгейский педагогический колледж им. Х. Андрухаева»
Составитель: Нагоева С. Р., преподаватель ГБПОУ РА «Адыгейский педагогический колледж им. Х. Андрухаева»
Рецензент: _________________________________________________________
Рассмотрено и одобрено на заседании ПЦК общественно-гуманитарных дисциплин
Протокол № ______ от «______» ________________2018 г.
Председатель ПЦК ___________________ ______________________
Рекомендовано к утверждению организационно-методической комиссией
Протокол № 1 от 16 октября 2018 г.
Председатель ОМК __________________ ______________________
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 Основы философии
1.1. Область применения программы.
Программа учебной дисциплины «Основы философии» являются частью программы подготовки специалистов среднего звена подготовки в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Программа учебной дисциплины «Основы философии» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, в программах повышения квалификации и переподготовки работников.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Программа учебной дисциплины «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу.
1.3. Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы, и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-основные категории и понятия философии;
-роль философии в жизни человека и общества;
-основы философского учения о бытии;
-сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
-об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
-о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 24 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Очная |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего), в том числе | 48 |
лекции | 32 |
практические занятия | 16 |
лабораторные работы | |
курсовая работа (если предусмотрена), семестр | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
Итоговая аттестация в форме (зачета, экзамена), семестр | зачет |
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии» для специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах». Очная форма обучения
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
| | Макс. нагр. | Сам. раб. | Аудиторные |
Лекций | Семинар |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Раздел I. Основные этапы развития философии. | | 58 | 24 | 22 | 12 |
Введение. Философия, ее смысл и функции. | Содержание учебного материала Термин «философия». Философия и мировоззрение. Функции философии | 2 | | 2 | |
Тема 1.1. Дофилософские воззрения: мифология, религия. | Содержание учебного материала От мифа к логосу Дофилософские воззрения в Древнем Востоке Дофилософские воззрения в Древней Греции | 6 | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа Составление презентаций по теме «Восточная философия» |
Тема 1.2. Античная философия. | Содержание учебного материала Периоды развития античной философии: досократовский, классический, эллинистический, римский. Космоцентризм ранней античной философии. Классическая греческая философия: Сократ, Платон, Аристотель. Послеклассический период в античной философии: Сократические школы. Эллинистические школы. Неоплатонизм. | 10 | 4 | 4 | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: Составление картотеки терминов и подготовка рефератов |
Семинар «Философские школы Древней Греции» | | | | |
Тема 1.3. Философия средневековья. | Содержание учебного материала Философия - «служанка богословия». Периодизация Патристика. Августин Аврелий. Схоластика Фома Аквинский. Спор реалистов и номиналистов об универсалиях. | 4 | | 2 | 2 |
Семинар Контрольная работа |
Тема 1.4. Философия Нового времени. | Содержание учебного материала | 12 | 4 | 4 | 4 |
Философия Возрождения: основные черты и направления. Николай Кузанский. Джордано Бруно. Николай Коперник, Галилео Галилей. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.) Эпоха научной революции. Проблемы методологии научного познания. Френсис Бэкон. Эмпиризм и индукция. Рационализм Рене Декарта. Дедуктивный метод. Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской философской традиции. Немецкий идеализм и социально-исторические условия эпохи. | | | | |
Самостоятельная работа при изучении темы: Составление картотеки терминов и подготовка рефератов по теме |
Семинар «Основные понятия философии Нового времени» - работа с философским словарем. |
Тема 1.5. Современная философия. | Содержание учебного материала | 14 | 8 | 4 | 2 |
1. Политические, экономические, социальные изменения в странах Западной Европы к.XIX - н.XX в. и новая философская картина мира. Место и роль философии в культуре XX века. Философское исследование личности, творчества и свободы, жизни и смерти, любви и ненависти в качестве бытийных феноменов. 2. Иррационализм. Философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Экзистенциализм. Философское открытие бессознательного. З. Фрейд. 3. Позитивизм. Проблема соотношения философского и научного познания. Неопозитивизм и постпозитивизм. | | | | |
Самостоятельная работа при изучении темы: Составление картотеки терминов и подготовка рефератов по теме Составление плана-конспекта по теме: «Концепция другого в работах Симоны де Бовуар» | | | | |
Семинар «Основные направления философии XX в.» |
Тема 1.6. Философия в России. | Содержание учебного материала | 10 | 4 | 4 | 2 |
1. Специфика русской философию. 2. Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси IX - XIII вв. 3. Философия XIII - XVII вв. 4. Русская философия XIX в. 5. Русский космизм (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский). Судьба русской философии в XX веке. | | | | |
Семинар Отечественная философия |
Самостоятельная работа Русская философия XVIII в. |
Раздел 2. Человек – сознание-познание. Духовный мир человека | | 14 | | 10 | 4 |
Тема 2.1. Философия человека, общества, истории. | Содержание учебного материала Философия человека Философия общества Философия истории | 2 | | 2 | |
Тема 2.2. Бытие и материя. | Содержание учебного материала Бытие как философская категория Материя, виды материи Движение, формы движения материи Пространство и время | 2 | | 2 | |
Тема 2.2. Проблема сознания. Философия познания. | Содержание учебного материала Сущность сознания, его генезис и свойства Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Чувственное и рациональное в познании. Теория истины. Проблема критерия истины. Наука как специфическая форма развития познания. Методы научного познания. | 2 | | 2 | |
Тема 2.3. Диалектика, ее законы и категории. | Содержание учебного материала Закон единства и борьбы противоположностей Закон количественных и качественных изменений Закон отрицания отрицания Категории диалектики | 4 | | 2 | 2 |
Семинар «Материя, ее всеобщие свойства и способы существования» |
Тема 2.4. Философское осмысление глобальных проблем современности, альтернативные сценарии будущего. | Содержание учебного материала 1. Причины появления и виды глобальных проблем 2. Экологические проблемы 3. Экономические проблемы 4.Политические проблемы. 5.Будущее человечества. Пути решения глобальных проблем | 4 | | 2 | 2 |
Семинар Проведение итоговой контрольной работы |
| Всего часов | 72 | 24 | 32 | 16 |
Примерные темы рефератов, докладов:
1. Философские идеи милетской школы и Гераклита, их анализ
2. Философское учение Демокрита, его оценка.
3. Философские идеи пифагорейцев и элеатов, их анализ.
4. Личность и учение Сократа.
5. Учение Платона об идеях.
6. Учение Платона о человеке и космосе.
7. Учение Аристотеля о бытии. «Метафизика» Аристотеля.
8. Учение Аристотеля о категориях и его логика.
9. Политика и этика Аристотеля.
10. Средневековая философия. Патристика и её основные идеи.
11. Схоластика в западноевропейской философии. Спор реализма и но-минализма в схоластике.
12. Фома Аквинский как крупнейший схоласт, его философское учение.
13. Философия эпохи Возрождения.
14. Спиноза, его философское учение.
15. Методологические и гносеологические идеи философии Нового времени: Ф. Бекон, Р. Декарт.
16. Методологические и гносеологические идеи в философии Нового времени: Дж. Локк, Д. Беркли, Д. Юм.
17. Социальные идеи в философии Нового времени: Т. Гоббс, Дж. Локк.
18. Лейбниц, его философское учение.
19. И. Кант как основоположник немецкой классической философии. Коперниканский переворот Канта в философии.
20. Агностицизм Канта, его учение о «вещи в себе» и «феноменах».
21. Система трансцендентального идеализма Канта.
22. Гегель, основные черты его философии.
23. Система объективного идеализма Гегеля.
24. Позитивизм как важнейшее направление философии XIX века.
25. Философия Ницше и её оценка.
26. Прагматизм, его основные идеи.
27. Марксистская философия, её основные идеи и историческое место.
28. Философское учение Вл.С. Соловьёва.
29. Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Флоренский, Н. Лосский как крупнейшие представители русской религиозной философии.
30. Феноменология как философское направление XX века.
31. Экзистенциализм как основное направление западной философии ХХ века.
32. Неопозитивизм как основное направление западной философии ХХ века.
33. Неотомизм как основное направление западной философии ХХ века.
34. Постмодернизм как направление современной философии.
35. Философское учение о бытии.
36. Философское понятие материи. Основные свойства материального бытия.
37. Пространство и время как важнейшие формы бытия. Основные фи-лософские и естественнонаучные теории физического пространства и времени.
38. Философское понятие сознания. Основные философские концепции о сущности и содержании сознания.
39. Структура сознания, важнейшие свойства сознания.
40. Учение о бессознательном в философии и психологии.
41. Познание как предмет философского анализа.
42. Структура познания, анализ его важнейших видов и форм.
43. Философское понятие истины.
44. Основные философские учения о человеке, их оценка.
45. Философское учение об обществе и истории.
46. Философское учение о смысле истории и о прогрессе.
Вопросы к зачету по курсу: «Основы философии»
1. Философия и мировоззрение. Особенности философского мышления
2. Предмет и основной вопрос философии
3. Функции философии
4. Основные разделы и направления в философии
5. Предпосылки расцвета философии в Древней Греции и особенности античной
1. философии
6. Античная натурфилософия
7. Философия Сократа и сократиков
8. Философские системы Платона и Аристотеля
9. Эллинистический период античной философии
10. Специфические черты философии средних веков
11. Патристика. Августин Блаженный
12. Философское учение Фомы Аквинского
13. Характерные черты философии эпохи Возрождения. Философия Н. Кузанского, Дж. Бруно, М. Монтеня, Т. Мора
14. Воззрения виднейших философов XVII в.: Р. Декарта, Б. Спинозы, Ф. Бэкона, Т.
Гоббса
15. Субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма
16. Философия эпохи Просвещения
17. Трансцендентальная философия И. Канта
18. Субъективный идеализм И. Фихте
19. Объективный идеализм Ф. Шеллинга
20. Диалектический идеализм Г. Гегеля
21. Антропологический материализм Л. Фейербаха
22. Особенности русской философии
23. Философия западников и славянофилов
24. Философские воззрения Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского
25. Материалистические традиции русской философии
26. Русская религиозная философия
27. Русский космизм
28. В преддверии философии XX в.: А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, С. Кьеркегор
29. Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса
30. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм
33. Экзистенциализм
34. Психоанализ (фрейдизм и неофрейдизм)
35. Проблема бытия в философии. Категории бытия и его формы
36. Философское учение о материи
37. Движение и его основные формы
38. Пространство и время
39. Диалектика: исторические формы, законы и принципы
40. Понятие и содержание сознания
41. Познание: возможности и границы
42. Философское учение об истине
43. Проблема человека в истории философии
44. Общество как объект познания
45. Сущность исторического процесса. Смысл истории
46. Проблема отношения философии и науки
47. Сущность и социокультурная роль науки
48. Основные закономерности развития науки
49. Методы и формы научного познания
50. Глобальные проблемы современности
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины имеется в наличии:
Учебный кабинет 36;
Оборудование учебного кабинета: учебные плакаты, портреты, словари, доска, мел.
Технические средства обучения: компьютерные.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основная литература:
Волкогонова О. Д., Сидорова Н. М. Основы философии .- М.: Форум, Инфра-М, 2017.- 480 с.
Горелов А. А., Горелова Т. А. Основы философии/А.А. Горелов, Т. А. Горелова.- М.: Кнорус, 2017. — 288 с.- (Среднее профессиональное образование).
Ивин, А. А. Основы философии : учебник для СПО / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 478 с.
Кохановский В. П. Основы философии : учебник / В.П. Кохановский, Т.П. Матяш, В.П. Яковлев, Л.В. Жаров ; под ред. В.П. Кохановского. — 14-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2018. — 230 с. — (Среднее профессиональное образование).
Спиркин, А. Г. Основы философии: учебник для СПО / А. Г. Спиркин. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 392 с.
Тюгашев Е. А.. Основы философии: учебник для СПО/Е. А. Тюгашев. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 252 с.
Дополнительная литература:
Аблеев, С. Р. История мировой философии / С. Р. Аблеев. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 318 с.
Алексеев П.В. История философии:– М.: Проспект, 2017 – 240 с.
Гриненко, Г. В. Современная зарубежная философия/ Г. В. Гриненко. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 181 с.
Гриненко, Г. В. Философия древнего мира. Античная философия/ Г. В. Гриненко. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 145 с.
Емельянов, Б. В. История русской философии. Космизм / Б. В. Емельянов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 220 с.
Емельянов, Б. В. Русская философия XVIII века/ Б. В. Емельянов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 428 с.
Емельянов, Б. В. Русская философия XIX века в 2 ч. Часть 1 / Б. В. Емельянов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 446 с.
Емельянов, Б. В. Русская философия XIX века в 2 ч. Часть 2/ Б. В. Емельянов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 436 с.
Емельянов, Б. В. Русская философия XX века в 2 ч. Часть 1/ Б. В. Емельянов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 358 с.
Емельянов, Б. В. Русская философия XX века в 2 ч. Часть 2 / Б. В. Емельянов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 344 с.
Звиревич, В. Т. Древняя и средневековая философия / В. Т. Звиревич; под науч. ред. С. П. Пургина. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 322 с.
Ивин, А. А. История философии/А. А. Ивин, И. П. Никитина. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 169 с.
Ивин, А. А. Философия / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 478 с.
История античной / Р. В. Светлов, Е. В. Алымова, М. Н. Варламова, К. В. Лощевский ; под общ. ред. Р. В. Светлова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 288 с.
История философии XX века. Современная зарубежная философия/ А. С. Колесников [и др.] ; под ред. А. С. Колесникова. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 384 с.
Крюков В. В. Философия/В. В. Крюков. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 214 с.
Липский, Б. И. История философии/ Б. И. Липский, Б. В. Марков. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 102 с.
Липский, Б. И. Философия / Б. И. Липский, Б. В. Марков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 384 с.
Ретюнских, Л. Т. Философия / Л. Т. Ретюнских. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 357 с.
Спиркин, А. Г. История философии: учебник / А. Г. Спиркин. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 136 с.
Спиркин, А. Г. Общая философия/ А. Г. Спиркин. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 267 с.
Спиркин, А. Г. Социальная философия и философия истории/ А. Г. Спиркин. — М.: Издательство Юрайт, 2017.
Спиркин, А. Г. Философия в 2 ч. Часть 1/ А. Г. Спиркин. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 402 с.
Спиркин, А. Г. Философия в 2 ч. Часть 2 / А. Г. Спиркин. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 185 с.
Канке В. Основы философии.- М.: Логос, 2008. — 288 с.
Краткая история философии / Под общ. ред. В. Г. Голобокова. М., 1997.
Никифоров А. Л. Природа философии. М., 2001.
Родзинский, Д. Л. Философия / Д. Л. Родзинский. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 448 с.
Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М., 2001.
Философия: Учебник / Под ред. Э. Ф. Караваева, Ю. М. Шилкова. М.,
Интернет-ресурсы:
www.pxilosopxystorm.org
www.pxilosopxy.ru
www.filosofia.ru
4. оценка КАЧЕСТВА освоения ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
4.1. Оценка уровня освоения дисциплин осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и семинарских занятий, лабораторных работ, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований, компетентностно-ориентированных заданий, типовых задач (заданий), нестандартных задач (заданий), подготовки презентаций, подготовки рефератов, фронтальных устных опросов, наборов проблемных ситуаций, сценарии деловых игр и т.п. по каждому разделу дисциплины.
4.2. Оценка компетенций обучающихся:
Результаты (освоенные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих. | Уметь: -ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы, и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; Знать: -основные категории и понятия философии; -роль философии в жизни человека и общества; -основы философского учения о бытии; -сущность процесса познания; - основы научной, философской и религиозной картин мира; -об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; -о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. | 1 Текущий контроль качества обученности студентов осуществляется в устной и письменной формах посредством: - фронтальных устных опросов; - тестирования по отдельным темам; - проведение семинаров; - подготовки презентаций; - написания диктантов по терминам; - подготовки рефератов. 2 Периодический (рубежный) контроль – в виде письменных работ. 3 Итоговый контроль в виде дифференцированного зачета по дисциплине |
ПК 1.4. Анализировать уроки. ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий. ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий. ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями. ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. | | |