СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Основы финансовой грамотности 8 класс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Основы финансовой грамотности 8 класс"»










Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Основы финансовой грамотности и решение задач повышенной сложности»


8 класс













Составитель программы:

Вельдина Александра Ивановна

Учитель истории и обществознания


















2021-2022 уч. год


Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности и решение задач повышенной сложности» для учащихся 8 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;

3. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».

Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.

Программа курса Основы финансовой грамотности и решение задач повышенной сложности» рассчитана на 34 часа в 8 классе по 1 часу в неделю.


Для реализации рабочей программы курса используется учебно-методический комплект авторов:

– Горяев А., Чумаченко В. Основы финансовой грамотности - Учебное пособие. - М.: Просвещение, 2018. – 272 с.

– Чумаченко В. В., Горяев А. П. Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации с примером рабочих программ. - Учебное пособие. М.: Просвещение, 2017.

– Чумаченко В. В., Горяев А. П. Основы финансовой грамотности. Рабочая тетрадь: учебное пособие для общеобразовательных организаций 2-е издание. – М:., Просвещение, 2020

Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками планирования и оценки собственных экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными финансами.


Цель курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности и решение задач повышенной сложности»: дать обучающимся целостное представление о механизме и закономерностях функционирования финансовой системы и полноценного участия в ней каждого гражданина, а также решение задач повышенной сложности.

Обучение по данной программе поможет школьникам не только определить сферу своих интересов и направление своей будущей профессиональной деятельности, но и получить знания, которые пригодятся во взрослой самостоятельной жизни.

Задачи курса:

-формировать финансовую грамотность и воспитание финансовой культуры школьников;

-формировать инвестиционную культуру школьников;

-формировать основы экономического мышления и навыков в принятии самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях;

-формировать социально-экономическую компетентность на уровне готовности к сознательному участию в экономической жизни общества;

-формировать практические навыки использования финансовых инструментов;

профессиональная ориентация и развитие способностей школьников к деятельности в сфере экономики и финансов;

-сформировать навыки построения личного финансового плана.

-изучить нормативные и методические документы Минобрнауки по повышению уровня финансовой грамотности и финансово-экономического образования учащихся;

-освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества

и инструментах управления личными финансами;

-овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

-формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

-формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

-воспитывать ответственность за экономические решения.

Формы проведения занятий: лекции, практические занятия. Для выполнения заданий профессиональных проб обучающиеся делятся на группы, что позволит максимально приблизить их к реальной ситуации финансовой системы, в которой у каждого из его членов свои интересы и потребности и свои возможности внести вклад в общее дело.

Используемые технологии, методы обучения: эвристическая беседа, тренинг, деловая игра, решение задач.

Формы работы с детьми: индивидуальная, групповая.

Итогом и основным результатом обучения станет индивидуальный проект «Личный финансовый план», при публичной презентации которого выпускники программы покажут степень готовности принимать решения в области управления личными финансами, основанные на анализе собственных целей и возможностей, текущей и прогнозируемой экономической ситуации, доступных финансовых инструментов.

При выполнении и презентации «Личного финансового плана» учащиеся должны продемонстрировать общие проектные умения: планировать и осуществлять проектную деятельность; определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования; использовать доступные ресурсы для достижения целей; применять все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.


Планируемые результаты освоения курса «Основы финансовой грамотности и решение задач повышенной сложности». Требования к уровню подготовки обучающихся.


Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

  • сформированность у выпускника гра-жданской позиции как активного и от-ветственного чле-на российского об-щества, осознаю-щего свои консти-туционные права и обязанности, ува-жающего закон и правопорядок, об-ладающего чувст-вом собственного достоинства, осоз-нанно принимаю-щего традицион-ные национальные и общечеловечес-кие гуманистичес-кие и демократи-ческие ценности;

  • сформированность основ саморазви-тия и самовоспи-тания в соответст-вии с общечелове-ческими ценностя-ми и идеалами гра-жданского общ-ва;

  • готовность и спо-собность к самос-тоятельной, твор-ческой и ответст-венной деятельно-сти;

  • готовность и спо-собность выпуск-ника к саморазви-тию и личностно-му самоопределе-нию;

  • выявление и моти-вация к раскрытию лидерских и пред-принимательских качеств;

  • готовность и спо-собность к образо-ванию, в том числе самообразованию,на протяжении всей жизни; созна-

тельное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • ответственное от-ношение к созда-нию семьи на ос-нове осознанного принятия ценнос-тей семейной жиз-ни;

  • мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по финан-совым проблемам,

  • стремление стро-ить свое будущее на основе целепо-лагания и плани-рования;

  • осознание ответст-венности за насто-ящее и будущее собственное фи-нансовое благопо-лучие, благополу-чие своей семьи и государства.

Метапредметные ре-зультаты включают три группы универсальных учебных действий (УУД): регулятивные, познава-тельные, коммуникатив-ные:

1. Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для се-бя новые задачи в уче-бе и познавательной деятельности, разви-вать мотивы и интере-сы своей познаватель-ной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути дос-тижения личных фи-нансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения фи-нансовых задач;

  • умение соотносить свои действия с плани-руемыми ре-зультата-ми, осуществлять конт-роль своей деятельнос-ти в процессе достиже-ния результата, опреде-лять способы действий в рамках предложен-ных условий и требо-ваний, корректировать свои действия в соот-ветствии с изменяю-щейся ситуацией;

  • формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планиро-вания и прогнозирова-ния будущих доходов и расходов личного бюд-жета, навыков самоана-лиза и самоменедж-мента.

2. Познавательные УУД:

  • умение определять по-нятия, создавать обоб-щения, устанавливать аналогии, классифици-ровать, самостоятельно выбирать основания и критерии для класси-фикации, устанавли-вать причинно-следст-венные связи, строить логическое рассужде-ние, умозаключение (индуктивное, дедук-тивное и по аналогии) и делать выводы на примере материалов данного курса;

  • умение создавать, при-менять и преобразовы-вать знаки и символы, модели и схемы для решения задач данного курса;

  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно от-носиться к критичес-ким замечаниям в от-ношении собственного суждения, рассматри-вать их как ресурс соб-ственного развития.

3. Коммуникативные УУД:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной орга-низации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений резуль-тативности взаимодей-ствия, а не личных симпатий;

  • формирование и разви-тие компетентности в области использования ИКТ-технологий (ИКТ-компетенции), навыков работы со статистичес-кой, фактической и аналитической финан-совой информацией;

  • координировать и вы-полнять работу в усло-виях реального, вирту-ального и комбиниро-ванного взаимодейст-вия.

Выпускник научится:

  • характеризовать и иллюстрировать конк-ретными примерами группы потребностей человека;

    • различать экономические явления и про-цессы общественной жизни;

    • выполнять несложные практические зада-ния по анализу состояния личных финан-сов;

    • понимать влияние инфляции на повседнев-ную жизнь;

    • применять способы анализа индекса потре-бительских цен;

    • анализировать несложные ситуации, свя-занные с гражданскими, трудовыми право-отношениями в области личных финансов;

    • объяснять проблему ограниченности фи-нансовых ресурсов;

    • знать и конкретизировать примерами виды налогов;

    • различать сферы применения различных форм денег;

    • характеризовать экономику семьи; анали-зировать структуру семейного бюджета;

    • формулировать финансовые цели, предва-рительно оценивать их достижимость;

    • грамотно обращаться с деньгами в повсед-невной жизни;

    • различать виды ценных бумаг;

    • находить, извлекать и осмысливать инфор-мацию правового характера относительно личной финансовой безопасности, получен-ную из доступных источников, системати-зировать, анализировать полученные данные;

    • определять практическое назначение основ-ных элементов банковской системы;

    • различать виды кредитов и сферу их использования;

    • уметь рассчитывать процентные ставки по кредиту;

    • разумному и безопасному финансовому поведению;

    • применять правовые нормы по защите прав потребителей финансовых услуг;

    • выявлять признаки мошенничества на фи-нансовом рынке в отношении физических лиц.

Выпускник получит возможность нау-читься:

    • анализировать состояние финансовых рын-ков, используя различные источники информации;

    • применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;

    • анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов из источни-ков различного типа и источников, создан-ных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуаль-ный ряд и др.);

    • сопоставлять свои потребности и возмож-ности, оптимально распределять свои мате-риальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план;

    • грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налого-плательщика, страхователя, члена семьи и гражданина;

    • применять полученные экономические зна-ния для эффективного исполнения основ-ных социально-экономических ролей заем-щика и акционера;

    • использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, осно-ванных на ситуациях, связанных с покуп-кой и продажей валюты;

    • определять воздействие факторов, влияю-щих на валютный курс;

    • применять полученные теоретические и практические знания для эффективного ис-пользования основных социально-экономи-ческих ролей наемного работника и налого-плательщика в конкретных ситуациях;

    • оценивать влияние инфляции на доход-ность финансовых активов;

    • применять полученные теоретические и практические знания для определения эко-номически рационального поведения;

    • оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

    • разрабатывать и реализовывать проекты междисциплинарной направленности на основе полученных знаний по финансовой грамотности и ценностных ориентиров;

  • на основе правовых знаний в области защи-ты прав потребителей финансовых услуг, полученных в результате изучения данного курса, учащиеся овладеют навыками безо-пасного поведения и защиты от мошенни-чества на финансовом рынке;

  • использовать приобретенные знания и уме-ния в практической деятельности и повсед-невной жизни для:

- исполнения типичных экономических ролей;

- решения практических задач, связанных с жиз-ненными ситуациями;

- совершенствования собственной познаватель-ной деятельности;

- оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;

- осуществления самостоятельного поиска, ана-лиза и использования экономической и финан-совой информации, для диверсификации своей финансовой деятельности, использования в случае необходимости банковских ячеек, банковских карт, банковских переводов.









Содержание курса внеурочной деятельности

«Основы финансовой грамотности и решение задач повышенной сложности»


Тема I. Личное финансовое планирование. Введение в предмет. (6 часов).

Знакомство с курсом. Краткая характеристика изучаемого курса. Знать роль предмета. Человеческий капитал. Принятие решений по финансовому планированию. Домашняя бухгалтерия. Составление личного финансового плана.

Тема II. Депозит. Накопления и инфляция.(4 часа).

Накопления и инфляция. Что такое депозит и какова его природа? Условия депозита. Управление рисками по депозиту.

Тема III. Кредит. Как работает кредит. (5 часов).

Условия кредитов. Виды кредита. Основные характеристики кредита. Как выбрать наиболее выгодный кредит. Как уменьшить стоимость кредита. Типичные ошибки при использовании кредита.

Тема IV. Расчетно-кассовые операции . Хранение обмен и перевод денег. (3 часа).

Различные виды платежных средств. Формы дистанционного банковского обслуживания

Тема V. Страхование. Способы защиты о рисков. (4часа).

Что такое страхование? Виды страхования. Как использовать страхование в современной жизни?

Тема VI. Инвестиции. Основы инвестирования. (4 часа).

Что такое инвестиции. Как выбрать активы. Как делать инвестиции. Кейс. Куда вложить деньги.

Тема VII. Пенсии. Пенсионная система.(2 часа).

Пенсионная система. Как сформировать частную пенсию.

Тема VIII. Налоги. Как работает налоговая система. (2 часа).

Правила расчета налогов на физлиц в России. Виды налогов. НДФЛ. Подача налоговой декларации.

Тема IX. Финансовые махинации. Махинации с банковскими картами (4часа).

Финансовые пирамиды. Махинации с кредитами.


Тематическое планирование курса 8 класс


Наименование разделов, тем

Количество часов

Всего

Лекционных

Практических

Введение в предмет.

Тема I.Личное финансовое планирование.

6

3

3

Тема II. Депозит. Накопления и инфляция.

4

2

2

Тема III. Кредит. Как работает кредит.

5

3

2

Тема IV. Расчетно-кассовые операции. Хранение, обмен и перевод денег.

3

2

1

Тема V. Страхование. Способы защиты от рисков.

4

2

2

Тема VI. Инвестиции. Основы инвестирования

4

2

2

Тема VII. Пенсии. Пенсионная система.

2

1

1

Тема VIII. Налоги. Как работает налоговая система.

2

1

1

Тема IX. Финансовые махинации. Махинации с банковскими картами.

4

2

2

Итого

34

18

16










Календарно-тематическое планирование 8 класс




Тема урока


Характеристика основных видов деятельности ученика


Формы учебного сотрудничества




Дата

план

факт

Тема I. Личное финансовое планирование. Вводное занятие (6 час).

1.

Вводный урок. Что такое личные финансы?

Знакомство с курсом. Краткая характеристика изучаемого курса. Знать роль предмета.

Беседа.

9.09


2

Человеческий капитал.

Знать понятие «деньги», их функции, виды. Формирование понятия

человеческого капитала. Формирование знаний о применении человеческого

капитала.




Час общения.

16.09


3

Принятие решений.

Принятие решений о личном финансировании. Уметь

создавать личный финансовый план достижения целей.



Разбор ситуаций, решение задач

23.09


4

Решение практических задач по составлению финансового плана

Решение практических задач по составлению финансового плана


Решение задач по составлению финансового плана

30.09


5

Домашняя бухгалтерия.

Уметь создавать личный финансовый план достижения целей. Принятие решений о личном финансировании.

Составление текущего и перспективного личного финансового бюджета.



Беседа,решение

7.10


6

Составление личного

финансового плана.

Уметь объяснять, что такое потребление, что является

основными источниками доходов.

Работа над проектом.

Защита проекта.

14.10


ТемаII. Депозит. Накопления и инфляция. (4 часа).

7

Накопления и инфляция.

Знать понятия накопление и инфляции, причины инфляции. Рассчитывать

инфляцию.



Беседа.

21.10


8

Что такое депозит и какова его природа?

Условия депозита.

Знать понятие депозит. Уметь давать собственную оценку рискам Способы начисления процентов по депозитам. Знакомиться с условиями и содержанием депозита.



Беседа,

дискуссия.

28.10


9

Решение практических задач расчет инфляции

Уметь рассчитать инфляцию. Знать способы расчета инфляции

Решение практических задач расчет инфляции

11.11


10

Решение задачи на вклады (депозиты).

Уметь решать задачи на вклады.

Решение задачи на вклады (депозиты).

18.11


Тема III. Кредит. Как работает кредит. (5часов)

11

Что такое кредит? Как работает

кредит.

Знать понятие кредит.



лекция.

25.11


12

Характеристика кредита.

Знакомство с основными характеристиками кредита. Знать необходимые документы при оформлении кредита.




лекция.

2.12


13

Практикум.

Принятие решения о взятии кредита.

Научиться анализировать и сравнивать условия по

кредиту в различных банках.

Практикум.

Тест.

9.12


14

Как выбрать наиболее

выгодный кредит

Уметь характеризовать особенности кредита в России; приводить собственные примеры прав и обязанностей кредитополучателя.



Решение познавательных задач.

16.12


15

Как уменьшить стоимость

кредита.

Уметь приводить собственные примеры; давать

оценку изученному явлению.

дискуссия. тренинг

23.12


Тема IV. Расчетно-кассовые операции (3 часа)


16

Расчетно-кассовые операции.

Хранение, обмен и перевод денег.

Знать понятие «Банковская система», функции центрального банка. Решение познавательных и практических задач,

отражающих типичные экономические ситуации.




Беседа, решение познавательных задач.

13.01


17

Платежные средства.

Электронные

деньги и

дистанционное банковское обслуживание.


Знакомство с выбором банковской карты. Виды банковских карт (дебетовая и кредитная). Понимать, в чем состоит механизм получения банковской прибыли. Уметь характеризовать основные

виды банковских процентов. Применение пластиковых карт в расчетах и платежах, различие между дебетовыми и кредитными картами. Знать правила пользования банкоматами, мобильными

банками, онлайн-банками.



Беседа, деловая игра.

20.01


18

Кассовые операции с примерами решения задач


Уметь рассчитать инфляцию. Знать о кассовых операциях и и способах расчета.


Решение практических задач

27.01




Тема V. Страхование. Способы защиты от рисков. (4 часа)



19

Что такое

страхование? Способы защиты от рисков.

Знакомство с понятиями страхования, страхователь, страховка, страховщик,

договор страхования. Знакомство ведущими страховыми компании в России. Оценка роли обязательного и добровольного страхования в жизни человека.






Урок-лекция.

3.02


20

Виды страхования.

Знакомство с видами страховых продуктов. Анализ договора страхования, ответственность страховщика и страхователя. Составление таблицы «Страховые продукты с учетом интересов

страхователя».



Беседа, викторина.

10.02


21

Практикум.

Покупка страховки.

Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа,

срока страхования и других факторов.


Решение задач

17.02


22

Как использовать страхование в повседневной

жизни?

Знать особенности личного страхования. Алгоритм поведения страхователя в условиях наступления страхового случая.




Деловая игра.

24.02


Тема VI. Инвестиции. Основы инвестирования.(4 часа)

23

Что такое

инвестиции? Основы инвестирования.

Знакомство с понятием инвестирования. Анализ информации о способах инвестирования денежных средств, предоставляемой различными

информационными источниками и структурами финансового рынка.




лекция.

3.03


24

Основы инвестирования. Как выбирать активы.

Знакомство с инструментами личного финансирования на финансовых рынках и их особенности. Составление и анализ схемы «Структура рынка капитала».



Игровой тренинг.

10.03


25

Практикум по инвестициям.

Расчет доходности методом простых и сложных процентов.

Практикум решение задач

тест

17.03


26

Процесс

инвестирования.

Знакомство с ценными бумагами., видами ценных бумаг, операции на рынке ценных бумаг. Расчет доходности методом простых и сложных процентов. Анализ различных способов размещения средств потребителя и их преимущества и недостатки.

Беседа викторина.

24.03




Тема VII. Пенсии. Пенсионная система. (2 часа)


27

Пенсионная система.

Знакомство с понятием пенсии. Анализ информации о видах пенсии. Анализ корпоративных пенсионных

программ.



Беседа. Решение познавательных задач.

7.04


28

Как сформировать частную пенсию.

Вычет размера пенсии.

Знакомство с инструментами получения пенсии.

Анализ ситуаций. Тест.

14.04


Тема VIII. Налоги. Как работает налоговая система. (2 часа)

29

Налоги. Как работает налоговая

система.

Знакомство с понятием налоги. Формирование базовых знаний о налоговой системе РФ как инструменте государственной экономической политики. Составление схемы «Налоги

их виды».





Беседа.

21.04


30

Правила расчета налогов на физлиц в России.

Расчет налогового вычета по НДФЛ. Расчет НДС. Функции налогов. Налоговый

вычет. Местные налоги.

Решение познавательных задач.

28.04


Тема IX. Финансовые махинации. Махинации с банковскими картами. (4 часа)

31

Финансовые махинации. Махинации с банковскими картами.

Анализ рисков банковским картам. Оценка средств защиты банковских карт. Составление алгоритма действий, если вы стали жертвой мошенников.

Вычисление степени рисков.



лекция.

5.05


32

Махинации с кредитами.

Анализ типичных махинаций с кредитами. Вычисление степени рисков. Составление алгоритма действий , если вы

стали жертвой мошенников.



Решение познавательных задач.

12.05


33

Финансовые пирамиды.

Знакомство с Мошенническими инвестиционными предложениями. Анализ признаков финансовых пирамид. Вычисление степени рисков.

Решение познавательных задач. Защита проектов.

19.05


34

Практикум по

Махинациям.

Обсуждение и решение кейса о махинациях.

Решение познавательных задач.

26.05




Цифровые образовательные ресурсы:

  1. www.cbr.ru- Центральный Банк Российской Федерации

  2. www.minfin.ru/ru- Министерство финансов РФ

  3. www.nalog.ru- Федеральная налоговая служба

  4. www.pfrf.ru- Пенсионный фонд РФ

  5. www.rospotrebnadzor.ru-Роспотребнадзор

  6. http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).

  7. https://fmc.hse.ru/video- Курс видеолекций по финансовой грамотнос