СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Основы финансовой грамотности"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Основы финансовой грамотности» для 10-  11 классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Основы финансовой грамотности"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Чановская средняя школа №1

Чановского района Новосибирской области




ПРИНЯТО

решением методического объединения



____________/________________/

протокол № 1 от ___ .08.2019 г.



СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР __________

_____________________________ .08.2019 г.
















Составитель: Зимнякова М.Г., учитель истории и обществознания


Рабочая программа «Основы финансовой грамотности» для среднего (полного) общего образования

10- 11 класс





Пояснительная записка

Нормативные документы, регламентирующие разработку и реализацию рабочей программы:

  • Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 с изменениями от 06.04.2015 № 68-ФЗ (ред. 19.12.2016);

  • Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577;

  • Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578;

  • Примерная основная образовательная программа среднего общего образования www.fgosreestr.ru

  • Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в ред. Приказа Минобрнауки Рос-сии от 13.12.2013 № 1342.

Срок реализации программы 2 года (10 - 11 классы).

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности старшеклассников, на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации. На настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Отличительной особенностью программы данного элективного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения.

Главная задача преподавания экономики на современном этапе – целенаправленность обучения на достижение конкретного конечного результата.

Это определило цели данного курса:

- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

-создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;

- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.

Задачи:

- изучение нормативных и методических документов Минобрнауки по повышению уровня финансовой грамотности и финансово-экономического образования учащихся;

- освоение системы знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

- овладение умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- формирование опыта применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

- формирование основ культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

- воспитание ответственности за экономические решения.

Методы и формы обучения.

Для достижения поставленных целей и с учетом вышесказанного в основе организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного процесса, критическом анализе полученной информации различного типа, деятельностные технологии, проектная, исследовательская деятельность, игровая технология.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные экономические задачи (продуктивная деятельность).

Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:

  • экскурсии;

  • игры;

  • использование технических средств обучения, ресурсов интернета;

  • работа с источниками экономической информации;

  • анализ инструментов финансовых рынков, экономической ситуации на отдельных рынках и в Новосибирской области;

  • интерактивные технологии;

  • индивидуальная работа.

Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5-10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем.

При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся - это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.

Сегодня ребёнок готов учиться самому современному и необходимому. Учиться сам и учить своих родителей. Научив ребёнка азам финансовой грамотности, мы действительно сделаем первый шаг к массовому финансовому образованию.

Обучение основам финансовой грамотности в школе является актуальным, так как создает условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников об управлении семейным бюджетом и личными финансами, функционировании фондового рынка и банковской системы, полученные при изучении базовых курсов обществознания и технологии, а выполнение творческих работ, практических заданий и итогового проекта позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни.

Кроме того, задачи с финансово-экономическим содержанием включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, ЕГЭ.

Целесообразность программы «Основы финансовой грамотности» заключается в овладении различными (в соответствии с ФГОС) видами деятельности (самостоятельной проектной, исследовательской деятельностью и др.) обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

Место предмета в учебном плане

Учебный план МБОУ Чановской средней школы №1 отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Основы финансовой грамотности» на уровне среднего общего образования (18 часов в X классе в течение второго полугодия и 17 часов в XI классе в течение первого полугодия)

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного материала

Предметные результаты изучения данного курса - приобретение школьниками компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса позволит учащимся сформировать навыки принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе.

Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента.

Личностными результатами изучения курса следует считать воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

Таким образом, элективный курс способствует самоопределению учащегося в жизни, что повышает его социальную и личностную значимость, и является актуальным как с точки зрения подготовки квалифицированных кадров, так и для личностного развития ученика.








Содержание учебного предмета «Обществознание»

10 класс (18 часов)


Модуль 1. «Личное финансовое планирование». 5 часов.

Вводная часть. Содержание и назначение предмета. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — независимый регулятор финансовой системы России и защитник прав потребителей финансовых услуг.

Человеческий капитал. Принятие решений по финансовому планированию. Домашняя бухгалтерия. Составление личного финансового плана.

Основные понятия: человеческий капитал, деньги, финансы, финансовые цели, финансовое планирование, горизонт планирования. Активы, пассивы, доходы (номинальные, реальные), расходы. Личный бюджет, семейный бюджет, дефицит, профицит, баланс.

Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности.

  • Практикум. Составление текущего и перспективного личного (семейного) бюджета, оценка его баланса;

  • Практикум. Составление личного финансового плана (краткосрочного, долгосрочного) на основе анализа баланса личного (семейного) бюджета, анализ и коррекция личного финансового плана;

  • Мини-проекты. «Планирование сбережений как одного из способов достижения финансовых целей»; «Сравнительный анализ сберегательных альтернатив».



Модуль 2. «Депозит». 4 часа.

Накопления и инфляция. Что такое депозит и какова его природа? Условия депозита. Управление рисками по депозиту.

Основные понятия: сбережения, инфляция, индекс потребительских цен как способ измерения инфляции, банк, банковский счет, вкладчик, депозит, номинальная и реальная процентная ставка по депозиту, депозитный договор. Простой процентный рост, процентный рост с капитализацией. Банковская карта (дебетовая, кредитная), банкомат, заемщик, финансовые риски, ликвидность.

Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности.

  • Практикум. «Изучаем депозитный договор». «Анализ финансовых рисков при заключении депозитного договора»;

  • Мини-проекты. Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей вкладчика. Сравнительный анализ финансовых организаций для осуществления выбора сберегательных депозитов на основе полученных критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий);

  • Мини-исследование. «Анализ возможностей интернет- банкинга для решения текущих и перспективных финансовых задач».





Модуль 3. «Кредит». 4 часа.

Условия кредитов. Виды кредита .Основные характеристики кредита. Как выбрать наиболее выгодный кредит. Как уменьшить стоимость кредита. Типичные ошибки при использовании кредита.

Основные понятия: банковский кредит, заемщик, виды кредита, принципы кредитования (платность, срочность, возвратность). Банковская карта (дебетовая, кредитная), номинальная процентная ставка по кредиту, полная стоимость кредита (ПСК), виды кредитов по целевому назначению (потребительский, ипотечный), схемы погашения кредитов (дифференцированные и аннуитетные платежи). Финансовые риски заемщика, защита прав заемщика, микрофинансовые организации, кредитная история, коллекторы, бюро кредитных историй, минимальный платеж по кредиту.

Модуль 4. «Расчетно-кассовые операции». 3 часа.

Хранение обмен и перевод денег. Различные виды платежных средств. Формы дистанционного банковского обслуживания.

Основные понятия: банковская ячейка, денежные переводы, валютно-обменные операции, банковские карты (дебетовые, кредитные, дебетовые с овердрафтом), риски при пользовании банкоматом, риски при использовании интернет- банкинга, электронные деньги.

Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности.

  • Практикум. «Заключаем договор о банковском обслуживании с помощью банковской карты. Формирование навыков безопасного поведения владельца банковской карты»;

  • Мини-проект. «Безопасное использование интернет- банкинга и электронных денег».




















11 класс (17 часов)

Модуль 5. «Страхование». 4ч.

Страховые услуги, страховые риски, участники договора страхования. Виды страхования в России. Страховые компании и их услуги для физических лиц Как использовать страхование в повседневной жизни.

Основные понятия: страховые риски, страхование, страховщик, страхователь, выгодоприобретатель, страховой агент, страховой брокер. Виды страхования для физических лиц (страхование жизни, страхование от несчастных случаев, медицинское страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности). Договор страхования, страховая ответственность, страховой случай, страховой полис, страховая премия, страховой взнос, страховые продукты.

Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности.

    • Практикум. Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов;

  • Тренинг. Развитие навыков планирования и прогнозирования. Формирование навыков поведения, необходимых для защиты прав потребителя страховых услуг;

    • Мини-проект. «Заключаем договор страхования» - сбор информации о страховой компании и предоставляемых страховых программах, принципы отбора страховой компании для заключения договора; анализ договора страхования, ответственность страховщика и страхователя;

    • Мини-проект. «Действия страховщика при наступлении страхового случая».


Модуль 6. «Инвестиции». 4 ч.

Что такое инвестиции, способы инвестирования, доступные физическим лицам. Сроки и доходность инвестиций. Виды финансовых продуктов для различных финансовых целей. Как выбрать финансовый продукт в зависимости от доходности, ликвидности и риска. Как управлять инвестиционными рисками? Диверсификация активов как способ снижения рисков. Фондовый рынок и его инструменты. Как делать инвестиции. Как анализировать информацию об инвестировании денежных средств, предоставляемую различными информационными источниками и структурами финансового рынка. Как сформировать инвестиционный портфель. Место инвестиций в личном финансовом плане. Основные понятия; инвестиции, инфляция, реальные и финансовые активы как инвестиционные инструменты. Ценные бумаги (акции, облигации). Инвестиционный портфель, ликвидность, соотношение риска и доходности финансовых инструментов, диверсификация как инструмент управления рисками, ценные бумаги (акции, облигации, векселя) и их доходность. Валютная и фондовая биржи, ПИФы как способ инвестирования для физических лиц.

Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности.

- Практикум. Формирование навыков анализа информации о способах инвестирования денежных средств, предоставляемой различными информационными источниками и структурами финансового рынка (финансовые публикации, проспекты, интернет-ресурсы и пр.);

- Практикум. Расчет доходности финансовых инструментов с учетом инфляции;

- Тренинг. Формирование представлений о способах и инструментах инвестирования для различных финансовых целей;

- Мини-проект. «Разработка собственной стратегии инвестирования в соответствии с личным финансовым планом и отбор инструментов для ее реализации»;

- Мини-исследование. «Сравнительный анализ различных финансовых продуктов по уровню доходности, ликвидности и риска»;

- Мини-исследование. «Критический анализ интернет-трейдинга - инструмент для профессионалов и ловушка для любителей».


Модуль 7. «Пенсии». 3 ч.

Что такое пенсия. Как работает государственная пенсионная система в РФ. Что такое

накопительная и страховая пенсия. Что такое пенсионные фонды и как они работают. Как сформировать индивидуальный пенсионный капитал? Место пенсионных накоплений в личном бюджете и личном финансовом плане.

Основные понятия: пенсия, государственная пенсионная система в РФ. Пенсионный фонд РФ и его функции, негосударственные пенсионные фонды, трудовая и социальная пенсия, корпоративная пенсия, инструменты для увеличения размера пенсионных накоплений.

Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности.

  • Тренинг. Развитие навыков планирования и прогнозирования;

    • Мини-исследование. «Сравнительный анализ доступных финансовых инструментов, используемых для формирования пенсионных накоплений».

Модуль 8. «Налоги». 2 ч.

Для чего платят налоги. Как работает налоговая система в РФ. Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная налоговые системы. Виды налогов для физических лиц. Как использовать налоговые льготы и налоговые вычеты

Основные понятия: Налоговый кодекс РФ. Налоги, виды налогов. Субъект, предмет и объект налогообложения. Ставка налога, сумма налога, системы налогообложения (пропорциональная, прогрессивная, регрессивная). Налоговые льготы, порядок уплаты налога, налоговая декларация, налоговые вычеты.

Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности

  • Практикум. Формирование практических навыков по оптимизации личного бюджета в части применения налоговых льгот с целью уменьшения налоговых выплат физических лиц;

  • Практикум. Формирование практических навыков получения социальных и имущественных налоговых вычетов как инструмента сокращения затрат на приобретение имущества, образование, лечение и др.


Модуль 9. «Финансовые махинации». 3 ч.

Основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой безопасности, виды финансового мошенничества. Мошенничества с банковскими картами. Махинации с кредитами. Мошенничества с инвестиционными инструментами. Финансовые пирамиды.

Основные понятия: основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой безопасности, виды финансового мошенничества: в кредитных организациях, в интернете, по телефону, при операциях с наличными.

Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности

  • Тренинг. Формирование навыков безопасного поведения потребителя на финансовом рынке.








Календарно-тематическое планирование

10 класс (18 часов)



урока


Тема урока

Характеристика основных видов деятельности ученика

Дата проведения

План

Факт

Личное финансовое планирование (5 часов)

10 А

10Б

10 А

10Б

1

Вводный урок

Знакомство с курсом. Кратко характеризовать изучаемый курс. Определять роль предмета





2

Человеческий капитал

Определять понятие «деньги», их функции, виды. Формирование понятия человеческого капитала. Формирование знаний о применении человеческого капитала





3

Принятие решений

Принимать решения о личном финансировании. Создавать личный финансовый плана достижения целей





4

Домашняя бухгалтерия

Создавать личный финансовый план достижения целей. Принимать решения о личном финансировании. Составлять текущий и перспективный план личного финансового бюджета





5

Составление личного финансового плана

Объяснять, что такое потребление, что является основными источниками доходов





Депозит(4 часа)

6

Накопления и инфляция

Определять понятия накопление и инфляции, причины инфляции. Рассчитывать инфляцию





7

Что такое депозит и какова его природа?

Определять понятие депозит. Давать собственную оценку рискам. Определять способы начисления процентов по депозитам.





8

Условия депозита

Познакомиться с условиями и содержанием депозита. Характеризовать особенности депозита в России. Указывать способы начисления процентов по депозитам





9

Управление рисками по депозиту

Вычислять простые и сложные проценты по депозиту. Приводить примеры виды банковских депозитов






Кредит (5часов)

10

Что такое кредит?

Определять понятие кредит





11

Основные характеристики кредита

Познакомиться с основными характеристиками кредита. Знать необходимые документы при оформлении кредита





12

Как выбрать наиболее выгодный кредит

Анализировать и сравнивать условия по кредиту в различных банках





13

Как уменьшить стоимость кредита

Характеризовать особенности кредита в России; приводить собственные примеры прав и обязанностей кредитополучателя





14

Типичные ошибки при использовании кредита

Приводить собственные примеры; давать оценку изученному явлению





Расчетно-кассовые операции (3 часа)

15

Хранение, обмен и перевод денег

Определять понятие «банковская система», функции центрального банка. Решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические ситуации





16

Различные виды платежных средств

Познакомиться с выбором банковской карты. Виды банковских карт (дебетовая и кредитная). Понимать, в чем состоит механизм получения банковской прибыли. Характеризовать основные виды банковских процентов





17




Формы дистанционного банковского обслуживания

Познакомиться с применение пластиковых карт в расчетах и платежах, определять различие между дебетовыми и кредитными картами. Определять правила пользования банкоматами, мобильными банками, онлайн- банками.





18

Повторительно-обобщающий урок

Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала







Календарно-тематическое планирование

11 класс (17 часов)



урока


Тема урока

Характеристика основных видов деятельности ученика

Дата

План

Факт

Страхование (4часа)


1

Что такое страхование?

Знакомство с понятиями страхования, страхователь., страховка., страховщик., договор страхования. Знакомство ведущими страховыми компании в России. Оценка роли обязательного и добровольного страхования в жизни человека.



2

Виды страхования

Знакомство с видами страховых продуктов. Анализ договора страхования, ответственность страховщика и страхователя. Составление таблицы «Страховые продукты с учетом интересов страхователя».



3

Как использовать страхование в повседневной жизни?

Знать особенности личного страхования. Алгоритм поведения страхователя в условиях наступления страхового случая



4

Выбор страховой компании

Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов



Инвестиции (4 часа)


5

Что такое инвестиции?

Знакомство с понятием инвестирования. Анализ информации о способах инвестирования денежных средств, предоставляемой различными информационными источниками и структурами финансового рынка.



6

Как выбирать активы

Знакомство с инструментами личного финансирования на финансовых рынках и их особенности. Составление и анализ схемы «Структура рынка капитала».



7

Как делать инвестиции

Расчет доходности методом простых и сложных процентов.



8

Денежный рынок и рынок капиталов.

Знакомство с ценными бумагами., видами ценных бумаг, операции на рынке ценных бумаг. Расчет доходности методом простых и сложных процентов. Анализ различных способов размещения средств потребителя и их преимущества и недостатки.





Пенсии (3 часа)


9

Пенсионная система

Знакомство с понятием пенсии. Анализ информации о видах пенсии. Анализ корпоративных пенсионных программ.




10

Как сформировать частную пенсию

Вычет размера пенсии. Знакомство с инструментами получения пенсии.



11

Как сформировать частную пенсию

Знакомство с программами накопления и приумножения пенсионных сбережений.



Налоги (2 часа)

12

Налоги. Виды налогов

Знакомство с понятием налоги. Формирование базовых знаний о налоговой системе РФ как инструменте государственной экономической политики. Составление схемы «Налоги их виды».



13

НДФЛ

Расчет налогового вычета по НДФЛ. Расчет НДС. Функции налогов. Налоговый вычет. Местные налоги.



Финансовые махинации (3часа)



14

Махинации с банковскими картами

Анализ рисков банковским картам. Оценка средств защиты банковских карт. Составление алгоритма действий , если вы стали жертвой мошенников. Вычисление степени рисков.



15

Махинации с кредитами

Анализ типичных махинаций с кредитами. Вычисление степени рисков. Составление алгоритма действий , если вы стали жертвой мошенников



16

Махинации с инвестициями

Знакомство с мошенническими инвестиционными предложениями. Анализ признаков финансовых пирамид. Вычисление степени рисков



Повторение (1 час)


17

Повторительно-обобщающий урок

Использование ранее изученного материала для решения познавательных задач














Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса УМК:

  1. А.П. Архипов Азбука страхования: Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений М.: Вита-Пресс, 2010 г.

  1. Ю.В. Брехова, Д. Ю. Завьялов, А. П. Алмосов Финансовая грамотность. 10-11 классы. Учебная программа М.: Вита-Пресс, 2016 г.

  2. Н.И. Берзон Основы финансовой экономики. Учебное пособие. 10-11классы М.: Вита-Пресс, 2011 г.

  3. В. В. Чумаченко, А.П. Горяев . Основы финансовой грамотности. М.: Просвещение, 2017 г.

  4. Н. Розанова Банк: от клиента до президента: Учебное пособие по элективному курсу для 8-9 классов М.: Вита-Пресс, 2008 г.

  5. В.С. Савенок Как составить личный финансовый план и как его реализовать М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011 г.

Сайты Банка России, федеральных органов исполнительной власти и иных организаций:

  • Центральный Банк Российской Федерации www.cbr.ru

  • Министерство финансов РФ www.minfin.ru/ru

  • Федеральная налоговая служба www.nalog.ru

  • Пенсионный фонд РФ www.pfrf.ru

  • Роспотребнадзор www.rospotrebnadzor.ru


Планируемые результаты

Выпускник научится:

    • характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;

    • различать экономические явления и процессы общественной жизни;

    • выполнять несложные практические задания по анализу состояния личных финансов;



    • понимать влияние инфляции на повседневную жизнь;

    • применять способы анализа индекса потребительских цен;

    • анализировать несложные ситуации, связанные с гражданскими, трудовыми правоотношениями в области личных финансов;

  • объяснять проблему ограниченности финансовых ресурсов;

  • знать и конкретизировать примерами виды налогов;

    • различать сферы применения различных форм денег;

    • характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

  • формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость;

  • грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;

  • различать виды ценных бумаг;

  • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера относительно личной финансовой безопасности, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные;

  • определять практическое назначение основных элементов банковской системы;

  • различать виды кредитов и сферу их использования;

  • уметь рассчитывать процентные ставки по кредиту;

  • разумному и безопасному финансовому поведению;

  • применять правовые нормы по защите прав потребителей финансовых услуг;

  • выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц.

Выпускник получит возможность научиться:

-анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации;

-применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;

-анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план;

- грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина;

- применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей заемщика и акционера;

- использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;

- определять воздействие факторов, влияющих на валютный курс;

- применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования основных социально-экономических ролей наемного работника и налогоплательщика в конкретных ситуациях;

- оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов;

- применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;

- оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

-разрабатывать и реализовывать проекты междисциплинарной направленности на основе полученных знаний по финансовой грамотности и ценностных ориентиров.