СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Ничепоренко Ольги Александровны, учителя высшей категории по биологии 10 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии разработана для обучения в 10 классе

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Ничепоренко Ольги Александровны, учителя высшей категории по биологии 10 класс»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ЖУКОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЖУКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

имени Героя Советского Союза Бориса Васильевича Белявского



«Рассмотрено»

Руководитель МО:

_________/_В.А.Расихина_/


Протокол № от

«» августа г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР: ______/Т.С Платошина_/


«» августа г.


«Утверждаю»

Директор школы
_________/_Г.В.Шишкарева_/


Приказ № от

«» августа г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Ничепоренко Ольги Александровны, учителя высшей категории

Ф.И.О., категория



по биологии, 10 класс

предмет, класс и т.п.

20 - 20 учебный год





Утверждено решением

педагогического совета

протокол № от

«» августа г.














242700, Брянская обл., г.Жуковка, пер.Школьный , д.9, тел.3-21-71, 3-19-32

факс: 8 - 48334 -3-21-71

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии разработана для обучения в 10 классе. Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

  • Федерального компонента государственного стандарта 2004 г Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" с изменениями и дополнениями от: 3 июня 2008 г., 31 августа, 19 октября 2009 г., 10 ноября 2011 г., 24, 31 января 2012 г., 23 июня 2015 г.

  • основной образовательной  программы основного общего образования 10-11 классов МБОУ Жуковской СОШ №1 им. Б.В. Белявского

  • примерной программы основного общего образования по биологии Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. Биология: 10 (11) класс: методическое пособие: базовый уровень/И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова; под ред. проф. И.Н.Пономаревой (М.: Вентана-Граф, 2008)

  • учебного плана МБОУ Жуковской СОШ №1 им. Б.В. Белявского

Программа ориентирована на работу с использованием учебника биология 10 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина; под ред. проф. И.Н. Пономаревой (М.: Вентана – Граф).

Цели реализации программы:

освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных знаний и уменийв повседневной жизни дляоценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Место предмета биология в учебном плане школы

В соответствии с учебным планом МБОУ Жуковской СОШ №1 им. Б. В. Белявского на

изучение биологии в 10 классе отводится 35 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 1 часа в неделю в течение 1 учебного года (35 недель).


2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

Знать / понимать

  • Основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

  • Строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем;

  • Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • Биологическую терминологию и символику;

Уметь

  • Объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции;

  • Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистеме;

  • Описывать особей вида по морфологическому критерию;

  • Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • Сравнивать: биологические объекты, процессы и делать выводы на основе сравнения;

  • Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, научно-популярных изданиях, компьтерных базах данных, ресурсах Интернета) и практически их использовать

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

  • Соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек; правил поведения в природной среде;

  • Оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • Оценки этических аспектов исследований в области биотехнологии.



















3. Содержание учебного курса биологии 10 класса(1 ч в неделю; всего 35ч)

Тема 1. Введение в курс общей биологии (5 ч)

Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого. Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы. Биологические методы изучения природы (наблюдение, измерение, описание и эксперимент). Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Живой мир и культура. Творчество в истории человечества. Труд и искусство, их влияние друг на друга, взаимодействие с биологией и природой.

Экскурсия. Многообразие видов в родной природе. Сезонные изменения (ритмы) в живой природе.

Тема 2. Биосферный уровень жизни (8 ч)

Учение В.И.Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере. Гипотезы А.И.Опарина и Дж. Холдейна о возникновении жизни (живого вещества) на Земле. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы.

Особенности биосферного уровня организации живой материи. Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов. Оптимальное, ограничивающее и сигнальное действия экологических факторов.

Лабораторная работа. Определение пылевого загрязнения воздуха. Определение химического загрязнения атмосферного воздуха с помощью биоиндикаторов. Исследование водозапасающей способности зеленых и сфагновых мхов.

Тема 3. Биогеоценотический уровень жизни (8 ч)

Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Устойчивость и динамика экосистем. Саморегуляция в экосистеме. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие экосистем. Агроэкосистема. Сохранение разнообразия экосистем. Экологические законы природопользования.

Лабораторная работа. Исследование черт приспособленности растений и животных к

условиям жизни в лесном биогеоценозе (жизненные формы, экологические ниш, сравнение особенностей организмов разных ярусов).

Тема 4. Популяционно – видовой уровень жизни (11 ч)

Вид, его критерии и структура. Популяция как форма существования вида. История эволюционных идей. Роль Ч.Дарвина в учении об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции. Результаты эволюции. Система живых организмов на Земле. Приспособленность организмов к среде обитания. Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Современное учение об эволюции – синтетическая теория эволюции (СТЭ). Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождения и эволюции человека. Гипотезы происхождения человека. Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация. Биологический прогресс и биологический регресс. Биоразнообразие – современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия как основа устойчивого развития биосферы. Всемирная стратегия сохранения природных видов. Особенности популяционно-видового уровня жизни.

Лабораторная работа. Обнаружение признаков ароморфоза у растений и животных. Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных растениях или гербариях и коллекциях животных. Изучение результатов искусственного отбора – разнообразия сортов растений и пород животных. Выявление идиоадаптаций у насекомых (из коллекции) или растений (виды традесканции, бегонии и др.)

Экскурсия. Знакомство с многообразием сортов растений и пород животных (дендрарий).

Повторение (2 ч)

Биосферный уровень жизни. Биогеоценотический уровень жизни. Популяционно – видовой уровень жизни.

Итоговая контрольная работа (1ч)










4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (10 класс)


п/п

Тема урока

Дата по плану

Дата фактич


1(1)

Введение в курс общей биологии (5 часов)

Содержание и структура курса общей биологии



2(2)

Основные свойства жизни



3(3)

Уровни организации живой материи



4(4)

Значение практической биологии. Методы биологических исследований



5(5)

Живой мир и культура




6(1)

Биосферный уровень жизни (8 часов)

Учение о биосфере. Происхождение вещества



7(2)

Биологическая эволюция в развитии биосферы



8(3)

Биосфера как глобальная экосистема



9(4)

Круговорот веществ в природе



10(5)

  • Человек как житель биосферы



11(6)

Особенности биосферного уровня организации живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле



12(7)

Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы



13(8)

Экологические факторы и их значение




Зачет по теме «Биосферный уровень жизни»




14(1)

Биогеоценотический уровень жизни (8 часов)

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни



15(2)

Биогеоценоз как биосистема и экосистема



16(3)

Строение и свойства биогеоценоза



17(4)

Совместная жизнь видов (популяций) в биогеоценозе



18(5)

Причины устойчивости биогеоценозов



19(6)

Зарождение и смена биогеоценозов



20(7)

Сохранение разнообразия биогеоценозов (экосистем)



21(8)

Экологические законы природопользования




22(1)

Популяционно – видовой уровень жизни (11 часов)

Вид, его критерии и структура



23(2)

Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система



п/п

Тема урока

Дата по плану

Дата фактич

24(3)

Популяция как основная единица эволюции



25(4)

Видообразование – процесс увеличения видов на Земле



26(5)

Этапы происхождения человека. Человек как уникальный вид живой природы



27(6)

История развития эволюционных идей



28(7)

Современное учение об эволюции



29(8)

Результаты эволюции и ее основные закономерности



30(9)

Основные направления эволюции



31(10)

Особенности популяционно – видового уровня жизни



32(11)

Всемирная стратегия охраны природных видов




Зачет по темам «Биогеоценотический уровень жизни», «Популяционно – видовой уровень жизни»




33(1)

Повторение (2 часа)

Биосферный уровень жизни. Биогеоценотический уровень жизни



34(2)

Популяционно – видовой уровень жизни



35(1)

Итоговый тест