УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ЖУКОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЖУКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
имени Героя Советского Союза Бориса Васильевича Белявского
«Рассмотрено» Руководитель МО: _________/_В.А.Расихина_/ Протокол № от «» августа г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР: ______/Т.С Платошина_/ «» августа г. | «Утверждаю» Директор школы _________/_Г.В.Шишкарева_/ Приказ № от «» августа г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Ничепоренко Ольги Александровны, учителя высшей категории
Ф.И.О., категория
по биологии, 10 класс
предмет, класс и т.п.
20 - 20 учебный год
Утверждено решением
педагогического совета
протокол № от
«» августа г.
242700, Брянская обл., г.Жуковка, пер.Школьный , д.9, тел.3-21-71, 3-19-32
факс: 8 - 48334 -3-21-71
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии разработана для обучения в 10 классе. Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
Федерального компонента государственного стандарта 2004 г Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" с изменениями и дополнениями от: 3 июня 2008 г., 31 августа, 19 октября 2009 г., 10 ноября 2011 г., 24, 31 января 2012 г., 23 июня 2015 г.
основной образовательной программы основного общего образования 10-11 классов МБОУ Жуковской СОШ №1 им. Б.В. Белявского
примерной программы основного общего образования по биологии Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. Биология: 10 (11) класс: методическое пособие: базовый уровень/И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова; под ред. проф. И.Н.Пономаревой (М.: Вентана-Граф, 2008)
учебного плана МБОУ Жуковской СОШ №1 им. Б.В. Белявского
Программа ориентирована на работу с использованием учебника биология 10 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина; под ред. проф. И.Н. Пономаревой (М.: Вентана – Граф).
Цели реализации программы:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и уменийв повседневной жизни дляоценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Место предмета биология в учебном плане школы
В соответствии с учебным планом МБОУ Жуковской СОШ №1 им. Б. В. Белявского на
изучение биологии в 10 классе отводится 35 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 1 часа в неделю в течение 1 учебного года (35 недель).
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:
Знать / понимать
Основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
Строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем;
Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
Уметь
Объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции;
Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистеме;
Описывать особей вида по морфологическому критерию;
Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
Сравнивать: биологические объекты, процессы и делать выводы на основе сравнения;
Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, научно-популярных изданиях, компьтерных базах данных, ресурсах Интернета) и практически их использовать
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
Соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек; правил поведения в природной среде;
Оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
Оценки этических аспектов исследований в области биотехнологии.
3. Содержание учебного курса биологии 10 класса(1 ч в неделю; всего 35ч)
Тема 1. Введение в курс общей биологии (5 ч)
Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого. Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы. Биологические методы изучения природы (наблюдение, измерение, описание и эксперимент). Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Живой мир и культура. Творчество в истории человечества. Труд и искусство, их влияние друг на друга, взаимодействие с биологией и природой.
Экскурсия. Многообразие видов в родной природе. Сезонные изменения (ритмы) в живой природе.
Тема 2. Биосферный уровень жизни (8 ч)
Учение В.И.Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере. Гипотезы А.И.Опарина и Дж. Холдейна о возникновении жизни (живого вещества) на Земле. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы.
Особенности биосферного уровня организации живой материи. Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов. Оптимальное, ограничивающее и сигнальное действия экологических факторов.
Лабораторная работа. Определение пылевого загрязнения воздуха. Определение химического загрязнения атмосферного воздуха с помощью биоиндикаторов. Исследование водозапасающей способности зеленых и сфагновых мхов.
Тема 3. Биогеоценотический уровень жизни (8 ч)
Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Устойчивость и динамика экосистем. Саморегуляция в экосистеме. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие экосистем. Агроэкосистема. Сохранение разнообразия экосистем. Экологические законы природопользования.
Лабораторная работа. Исследование черт приспособленности растений и животных к
условиям жизни в лесном биогеоценозе (жизненные формы, экологические ниш, сравнение особенностей организмов разных ярусов).
Тема 4. Популяционно – видовой уровень жизни (11 ч)
Вид, его критерии и структура. Популяция как форма существования вида. История эволюционных идей. Роль Ч.Дарвина в учении об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции. Результаты эволюции. Система живых организмов на Земле. Приспособленность организмов к среде обитания. Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Современное учение об эволюции – синтетическая теория эволюции (СТЭ). Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождения и эволюции человека. Гипотезы происхождения человека. Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация. Биологический прогресс и биологический регресс. Биоразнообразие – современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия как основа устойчивого развития биосферы. Всемирная стратегия сохранения природных видов. Особенности популяционно-видового уровня жизни.
Лабораторная работа. Обнаружение признаков ароморфоза у растений и животных. Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных растениях или гербариях и коллекциях животных. Изучение результатов искусственного отбора – разнообразия сортов растений и пород животных. Выявление идиоадаптаций у насекомых (из коллекции) или растений (виды традесканции, бегонии и др.)
Экскурсия. Знакомство с многообразием сортов растений и пород животных (дендрарий).
Повторение (2 ч)
Биосферный уровень жизни. Биогеоценотический уровень жизни. Популяционно – видовой уровень жизни.
Итоговая контрольная работа (1ч)
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (10 класс)
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата фактич |
1(1) | Введение в курс общей биологии (5 часов) Содержание и структура курса общей биологии | | |
2(2) | Основные свойства жизни | | |
3(3) | Уровни организации живой материи | | |
4(4) | Значение практической биологии. Методы биологических исследований | | |
5(5) | Живой мир и культура | | |
6(1) | Биосферный уровень жизни (8 часов) Учение о биосфере. Происхождение вещества | | |
7(2) | Биологическая эволюция в развитии биосферы | | |
8(3) | Биосфера как глобальная экосистема | | |
9(4) | Круговорот веществ в природе | | |
10(5) | | | |
11(6) | Особенности биосферного уровня организации живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле | | |
12(7) | Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы | | |
13(8) | Экологические факторы и их значение | | |
| Зачет по теме «Биосферный уровень жизни» | | |
14(1) | Биогеоценотический уровень жизни (8 часов) Биогеоценоз как особый уровень организации жизни | | |
15(2) | Биогеоценоз как биосистема и экосистема | | |
16(3) | Строение и свойства биогеоценоза | | |
17(4) | Совместная жизнь видов (популяций) в биогеоценозе | | |
18(5) | Причины устойчивости биогеоценозов | | |
19(6) | Зарождение и смена биогеоценозов | | |
20(7) | Сохранение разнообразия биогеоценозов (экосистем) | | |
21(8) | Экологические законы природопользования | | |
22(1) | Популяционно – видовой уровень жизни (11 часов) Вид, его критерии и структура | | |
23(2) | Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система | | |
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата фактич |
24(3) | Популяция как основная единица эволюции | | |
25(4) | Видообразование – процесс увеличения видов на Земле | | |
26(5) | Этапы происхождения человека. Человек как уникальный вид живой природы | | |
27(6) | История развития эволюционных идей | | |
28(7) | Современное учение об эволюции | | |
29(8) | Результаты эволюции и ее основные закономерности | | |
30(9) | Основные направления эволюции | | |
31(10) | Особенности популяционно – видового уровня жизни | | |
32(11) | Всемирная стратегия охраны природных видов | | |
| Зачет по темам «Биогеоценотический уровень жизни», «Популяционно – видовой уровень жизни» | | |
33(1) | Повторение (2 часа) Биосферный уровень жизни. Биогеоценотический уровень жизни | | |
34(2) | Популяционно – видовой уровень жизни | | |
35(1) | Итоговый тест | | |