УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ЖУКОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЖУКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
имени Героя Советского Союза Бориса Васильевича Белявского
«Рассмотрено» Руководитель МО: _________/_В.А.Расихина_/ Протокол № от «» августа г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР: ______/Т.С Платошина_/ «» августа г. | «Утверждаю» Директор школы _________/_Г.В.Шишкарева_/ Приказ № от «» августа г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Ничепоренко Ольги Александровны, учителя высшей категории
Ф.И.О., категория
по биологии, 9 класс
предмет, класс и т.п.
20 - 20 учебный год
Утверждено решением
педагогического совета
протокол № от
«» августа г.
242700, Брянская обл., г.Жуковка, пер.Школьный , д.9, тел.3-21-71, 3-19-32
факс: 8 - 48334 -3-21-71
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии разработана для обучения в 9 классе. Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
Федерального компонента государственного стандарта 2004 г Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" с изменениями и дополнениями от: 3 июня 2008 г., 31 августа, 19 октября 2009 г., 10 ноября 2011 г., 24, 31 января 2012 г., 23 июня 2015 г.
основной образовательной программы основного общего образования 7-9 классов МБОУ Жуковской СОШ №1 им. Б.В. Белявского
примерной программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Биология», предложенной авторским коллективом в составе И.Н. Пономаревой, Н.М. Черновой (М.: Вентана - Граф, 2015)
учебного плана МБОУ Жуковской СОШ №1 им. Б.В. Белявского
Программа ориентирована на работу с использованием учебника Пономарева И.Н. Биология: 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред. проф. И.Н. Пономаревой (М.: Вентана – Граф, 2009).
Изучение биологии на ступени основного общего образования (9 класс) направлено на достижение следующих целей:
Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и самосохранения здоровья; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ- инфекции.
Место предмета биология в учебном плане школы
В соответствии с учебным планом МБОУ Жуковской СОШ №1 им. Б. В. Белявского на изучение биологии в 9 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года (34 недели).
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных
привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
3. Содержание учебного курса биологии 9 класса (2 ч в неделю; всего 68 ч)
Тема 1. Введение в основы общей биологии (4 ч)
Биология – наука о живом мире. Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.
Экскурсия. Биологическое разнообразие вокруг нас.
Тема 2. Основы учения о клетке (8 ч)
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку. Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы – неклеточная форма жизни. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК. Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке. Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.
Лабораторная работа. Многообразие клеток; сравнение растительной и животной клеток.
Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 ч)
Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение. Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл. Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.
Лабораторная работа. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.
Тема 4. Основы учения о наследственности и изменчивости (10 ч)
Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов. Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении. Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.
Лабораторные работы. Решение генетических задач. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях. Изучение изменчивости у организмов.
Тема 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 ч)
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.
Тема 6. Происхождение жизни и развитие органического мира (5 ч)
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза возникновения жизни А.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современные гипотезы возникновения жизни на Земле. Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Ранее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот – к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы. Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.
Тема 7. Учение об эволюции (10 ч)
Идея развития органического мира в биологии. Основные положения теории
Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции.
Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции. Процессы образования новых видов в природе – видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции. Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.
Лабораторная работа. Приспособленность организмов к среде обитания.
Тема 8. Происхождение человека (антропогенез) (6 ч)
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них. Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Тема 9. Основы экологии (10 ч)
Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда - источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно – воздушная, почвенная, организмы как среда обитания. Экологические факторы среды: абиотические, биотические, антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы. Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение. Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе. Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности. Понятие о биоценозе, биогеоценозе, экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.
Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы. Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.
Лабораторная работа. Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места.
Экскурсия. Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды.
Заключение (1 ч)
Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.
Повторение (3 ч)
Основы учения о наследственности и изменчивости. Закономерности наследования признаков. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.
Закономерности изменчивости. Виды изменчивости. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений.
Учение об эволюции. Происхождение человека (антропогенез). Идея развития органического мира в биологии. Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Основные направления эволюции. Основные закономерности эволюции. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них. Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Основы экологии. Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой.
Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение. Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции, функционирование в природе. Понятие о биоценозе, биогеоценозе, экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза. Развитие и смена биогеоценозов. Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы. Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов.
Итоговая контрольная работа (1 ч)
4. Тематическое планирование (9 класс)
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата фактич |
1(1) | Введение в основы общей биологии (4 часа) Биология – наука о живом мире | | |
2(2) | Общие свойства живых организмов | | |
3(3) | Многообразие форм живых организмов | | |
4(4) | Экскурсия №1 | | |
5(1) | Основы учения о клетке (8 часов) Цитология - наука, изучающая клетку. Многообразие клеток | | |
6(2) | Химический состав клетки. Белки и нуклеиновые кислоты | | |
7(3) | Строение клетки | | |
8(4) | Органоиды клетки и их функции | | |
9(5) | Обмен веществ – основа существования клетки | | |
10(6) | Биосинтез белков в живой клетке | | |
11(7) | Биосинтез углеводов - фотосинтез | | |
12(8) | Обеспечение клетки энергией | | |
13(1) | Размножение и индивидуальное развитие организмов(5 часов) Размножение организмов | | |
14(2) | Деление клетки. Митоз | | |
15(3) | Образование половых клеток. Мейоз | | |
16(4) | Индивидуальное развитие организмов - онтогенез | | |
17(5) | Обобщающий урок по темам «Введение в основы общей биологии», «Основы учения о клетке», Размножение и индиви дуальное развитие организмов (онтогенез)» | | |
18(1) | Основы учения о наследственности и изменчивости (10 часов) Наука генетика. Из истории развития генетики | | |
19(2) | Основные понятия генетики | | |
20(3) | Генетические опыты Г. Менделя | | |
21(4) | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя | | |
22(5) | Сцепленное наследование генов и кроссинговер | | |
23(6) | Взаимодействие генов и их множественное действие | | |
24(7) | Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом | | |
25(8) | Наследственная (генотипич) изменчивость | | |
26(9) | Другие типы изменчивости | | |
27(10) | Наследственные болезни человека | | |
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата фактич |
28(1) | Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 часов) Генетические основы селекции организмов | | |
29(2) | Особенности селекции растений. Центры многообразия происхождения культурных растений | | |
30(3) | Особенности селекции животных | | |
31(4) | Основные направления селекции микроорганизмов | | |
32(5) | Контрольная работа № 1 | | |
33(1) | Происхождение жизни и развитие органического мира (5 часов) Современные представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания | | |
34(2) | Современные гипотезы возникновения жизни на Земле | | |
35(3) | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни | | |
36(4) | Этапы развития жизни на Земле | | |
37(5) | Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни | | |
38(1) | Учение об эволюции (10 часов) Идея развития органического мира в биологии. Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина | | |
39(2) | Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор | | |
40(3) | Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания | | |
41(4) | Современные представления об эволюции органического мира | | |
42(5) | Вид, его критерии и структура | | |
43(6) | Процесс образования видов – видообразование | | |
44(7) | Макроэволюция - результат микроэволюций | | |
45(8) | Основные направления эволюции | | |
46(9) | Основные закономерности эволюции | | |
47(10) | Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов | | |
48(1) | Происхождение человека (антропогенез) (6 часов) Место человека в системе органического мира | | |
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата фактич |
49(2) | Доказательства эволюционного происхождения человека | | |
50(3) | Этапы эволюции вида Человек разумный | | |
51(4) | Биосоциальная сущность вида Человек разумный | | |
52(5) | Человеческие расы, их родство и происхождение | | |
53(6) | Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли | | |
54(1) | Основы экологии (10часов) Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы | | |
55(2) | Закономерности действия факторов среды на организмы | | |
56(3) | Приспособление организмов к влиянию факторов среды | | |
57(4) | Биотические связи в природе | | |
58(5) | Популяция как форма существования видов в природе. Функционирование популяции и динамика ее численности в природе | | |
59(6) | Биоценоз как сообщество живых организмов в природе Понятие о биогеоценозе, экосистеме и биосфере | | |
60(7) | Развитие и смена биогеоценозов | | |
61(8) | Основные законы устойчивости живой природы | | |
62(9) | Рациональное использование природы и ее охрана | | |
63(10) | Экскурсия № 2 | | |
64(1) | Заключение (1 час) | | |
65 (1) | Повторение (4 часа) Основы учения о наследственности и изменчивости | | |
66(2) | Учение об эволюции. Происхождение человека (антропогенез) | | |
67(3) | Основы экологии | | |
68(4) | Основы экологии | | |