СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Ничепоренко Ольги Александровны, учителя высшей категории по биологии 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии разработана для обучения в 9 классе

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Ничепоренко Ольги Александровны, учителя высшей категории по биологии 9 класс»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ЖУКОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЖУКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

имени Героя Советского Союза Бориса Васильевича Белявского



«Рассмотрено»

Руководитель МО:

_________/_В.А.Расихина_/


Протокол № от

«» августа г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР: ______/Т.С Платошина_/


«» августа г.


«Утверждаю»

Директор школы
_________/_Г.В.Шишкарева_/


Приказ № от

«» августа г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Ничепоренко Ольги Александровны, учителя высшей категории

Ф.И.О., категория



по биологии, 9 класс

предмет, класс и т.п.

20 - 20 учебный год





Утверждено решением

педагогического совета

протокол № от

«» августа г.












242700, Брянская обл., г.Жуковка, пер.Школьный , д.9, тел.3-21-71, 3-19-32

факс: 8 - 48334 -3-21-71

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии разработана для обучения в 9 классе. Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

  • Федерального компонента государственного стандарта 2004 г Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" с изменениями и дополнениями от: 3 июня 2008 г., 31 августа, 19 октября 2009 г., 10 ноября 2011 г., 24, 31 января 2012 г., 23 июня 2015 г.

  • основной образовательной  программы основного общего образования 7-9 классов МБОУ Жуковской СОШ №1 им. Б.В. Белявского

  • примерной программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Биология», предложенной авторским коллективом в составе И.Н. Пономаревой, Н.М. Черновой (М.: Вентана - Граф, 2015)

  • учебного плана МБОУ Жуковской СОШ №1 им. Б.В. Белявского

Программа ориентирована на работу с использованием учебника Пономарева И.Н.  Биология:  9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред. проф. И.Н. Пономаревой (М.: Вентана – Граф, 2009).


Изучение биологии на ступени основного общего образования (9 класс) направлено на достижение следующих целей:

  • Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей  роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и самосохранения здоровья; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы,  жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о  современных достижениях в области биологии и экологии, факторах здоровья и риска; работать  с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за  биологическими объектами и состоянием собственного организма,  биологические эксперименты;

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе  проведения наблюдений за живыми  организмами,  биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для  ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде,  норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ- инфекции.

Место предмета биология в учебном плане школы

В соответствии с учебным планом МБОУ Жуковской СОШ №1 им. Б. В. Белявского на изучение биологии в 9 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года (34 недели).


2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;

  • взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий)

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных

привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.





3. Содержание учебного курса биологии 9 класса (2 ч в неделю; всего 68 ч)

Тема 1. Введение в основы общей биологии (4 ч)

Биология – наука о живом мире. Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.

Экскурсия. Биологическое разнообразие вокруг нас.

Тема 2. Основы учения о клетке (8 ч)

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку. Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы – неклеточная форма жизни. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества  в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК. Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке. Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.

Лабораторная работа. Многообразие клеток; сравнение растительной и животной клеток.

Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)  (5 ч)

Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение. Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл. Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное  развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.

Лабораторная работа.  Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.                         

Тема 4. Основы учения  о наследственности и изменчивости (10 ч)

Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип,  изменчивость. Закономерности изменчивости организмов. Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении. Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.

Лабораторные работы.  Решение генетических задач. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях. Изучение изменчивости у организмов.

Тема 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 ч)

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение  Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Основные направления селекции микроорганизмов.  Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.

Тема 6. Происхождение жизни и развитие органического мира (5 ч)

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза возникновения жизни А.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современные гипотезы возникновения жизни на Земле. Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Ранее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот – к эукариотам. Влияние  живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы. Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

Тема 7. Учение  об эволюции (10 ч)

Идея развития органического мира в биологии. Основные положения теории

Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный  отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие  силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции.

Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном  принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции. Процессы образования новых видов в природе – видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции. Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.

Лабораторная работа.  Приспособленность организмов к среде обитания.

Тема 8. Происхождение человека (антропогенез)  (6 ч)

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них. Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические  отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность   человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление  Человека разумного.  Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

Тема 9. Основы экологии  (10 ч)

Экология – наука о взаимосвязях организмов  с окружающей средой. Среда  - источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно – воздушная, почвенная, организмы как среда обитания. Экологические факторы среды: абиотические, биотические, антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы. Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение. Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе. Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности. Понятие  о биоценозе, биогеоценозе, экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как  основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.

Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития  сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса  на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический  круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы. Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.

Лабораторная работа.  Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места.

Экскурсия. Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды.

Заключение (1 ч)

Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.

Повторение (3 ч)

Основы учения о наследственности и изменчивости. Закономерности наследования признаков. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

Закономерности изменчивости. Виды изменчивости. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений.

Учение об эволюции. Происхождение человека (антропогенез). Идея развития органического мира в биологии. Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном  принципе. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Основные направления эволюции. Основные закономерности эволюции. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них. Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические  отличительные особенности человека. Биосоциальная сущность   человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека.  Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

Основы экологии. Экология – наука о взаимосвязях организмов  с окружающей средой.

Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение. Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции, функционирование в природе. Понятие  о биоценозе, биогеоценозе, экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза. Развитие и смена биогеоценозов. Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический  круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы. Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов.

Итоговая контрольная работа (1 ч)
















4. Тематическое планирование (9 класс)


п/п

Тема урока


Дата по плану

Дата фактич


1(1)

Введение в основы общей биологии (4 часа)

Биология – наука о живом мире



2(2)

Общие свойства живых организмов



3(3)

Многообразие форм живых организмов



4(4)

Экскурсия №1




5(1)

Основы учения о клетке (8 часов)

Цитология - наука, изучающая клетку. Многообразие клеток



6(2)

Химический состав клетки. Белки и нуклеиновые кислоты



7(3)

Строение клетки



8(4)

Органоиды клетки и их функции



9(5)

Обмен веществ – основа существования клетки



10(6)

Биосинтез белков в живой клетке



11(7)

Биосинтез углеводов - фотосинтез



12(8)

Обеспечение клетки энергией




13(1)

Размножение и индивидуальное развитие организмов(5 часов)

Размножение организмов



14(2)

Деление клетки. Митоз



15(3)

Образование половых клеток. Мейоз



16(4)

Индивидуальное развитие организмов - онтогенез



17(5)

Обобщающий урок по темам «Введение в основы общей биологии», «Основы учения о клетке», Размножение и индиви дуальное развитие организмов (онтогенез)»




18(1)

Основы учения о наследственности и изменчивости (10 часов)

Наука генетика. Из истории развития генетики



19(2)

Основные понятия генетики



20(3)

Генетические опыты Г. Менделя



21(4)

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя



22(5)

Сцепленное наследование генов и кроссинговер



23(6)

Взаимодействие генов и их множественное действие



24(7)

Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом



25(8)

Наследственная (генотипич) изменчивость



26(9)

Другие типы изменчивости



27(10)

Наследственные болезни человека





п/п

Тема урока


Дата по плану

Дата фактич



28(1)

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

(5 часов)

Генетические основы селекции организмов



29(2)

Особенности селекции растений. Центры многообразия происхождения культурных растений



30(3)

Особенности селекции животных



31(4)

Основные направления селекции микроорганизмов



32(5)

Контрольная работа № 1




33(1)

Происхождение жизни и развитие органического мира (5 часов)

Современные представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания



34(2)

Современные гипотезы возникновения жизни на Земле



35(3)

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни



36(4)

Этапы развития жизни на Земле



37(5)

Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни




38(1)

Учение об эволюции (10 часов)

Идея развития органического мира в биологии. Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина



39(2)

Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор



40(3)

Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания



41(4)

Современные представления об эволюции органического мира



42(5)

Вид, его критерии и структура



43(6)

Процесс образования видов – видообразование



44(7)

Макроэволюция - результат микроэволюций



45(8)

Основные направления эволюции



46(9)

Основные закономерности эволюции



47(10)

Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов




48(1)

Происхождение человека (антропогенез) (6 часов)

Место человека в системе органического мира




п/п

Тема урока


Дата по плану

Дата фактич

49(2)

Доказательства эволюционного происхождения человека



50(3)

Этапы эволюции вида Человек разумный



51(4)

Биосоциальная сущность вида Человек разумный



52(5)

Человеческие расы, их родство и происхождение



53(6)

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли




54(1)

Основы экологии (10часов)

Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы



55(2)

Закономерности действия факторов среды на организмы



56(3)

Приспособление организмов к влиянию факторов среды



57(4)

Биотические связи в природе



58(5)

Популяция как форма существования видов в природе. Функционирование популяции и динамика ее численности в природе



59(6)

Биоценоз как сообщество живых организмов в природе

Понятие о биогеоценозе, экосистеме и биосфере



60(7)

Развитие и смена биогеоценозов



61(8)

Основные законы устойчивости живой природы



62(9)

Рациональное использование природы и ее охрана



63(10)

Экскурсия № 2



64(1)

Заключение (1 час)




65 (1)

Повторение (4 часа)

Основы учения о наследственности и изменчивости



66(2)

Учение об эволюции. Происхождение человека (антропогенез)



67(3)

Основы экологии



68(4)

Основы экологии