«Согласовано» Руководитель МО _____________/Бибикова Т.В. / «Согласовано» Зам.директора по УВР _____________/Заславская Н.И./ «__»____________20___г. | Принят на педагогическом совете МКОУ «Лещановская СОШ» Протокол № __ от «____» _______ 20___ г. | «Утверждено» Директор МКОУ «Лещановская СОШ» _____________/Дудченко Е.А./ Приказ № __от«__»___20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
МЕДВЕДЕВОЙ ЛЮДМИЛЫ ИВАНОВНЫ
Первой квалификационной категории
по химии 10 класс
2016- 2017 учебный год
Содержание учебного предмета курса химия 10 класс
Введение (1 ч)
Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими.
Природные, искусственные и синтетические органические соединения.
Тема 1.Теория строения органических соединений (2ч)
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений.
Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели
молекул в органической химии.
Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.
Тема 2. Углеводороды и их природные источники (10 ч)
Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства
алка-нов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование.
Применение алканов на основе свойств.
А л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
Алкадиены и каучук. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными
связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
А л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида.
Поливинилхлорид и его применение.
Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.
Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
Демонстрации. Определение элементного состава органических соединений. Горение
этилена, ацетилена. Отношение этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул углеводородов. 2.Обнаружение
непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 3. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».
Тема 3. Кислородсодержащие соединения (11 ч)
Углеводы. Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная
группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина на основе свойств.
Фенол. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.
Альдегиды и кетоны. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические
свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция
этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные
эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и
полисахариды (крахмал и целлюлоза).
Глюкоза — вещество с двойственной функцией — альдегидоспирт. Химические свойства
глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение
(молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Значение углеводов в живой природе и в жизни человека. Понятие о реакциях
поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза -полисахарид Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно-этилового эфира. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. Коллекция эфирных масел. Качественная реакция на крахмал.
Т е м а 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (5 ч)
Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина — анилина — из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Хи-
мические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Доказательство
наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков.
Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Лабораторные опыты. -. Свойства белков.
Практическая работа № 1. Решение экспериментальных задач по курсу органической химии
Т ем а 5. Химия и жизнь (2 ч)
Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и в народномхозяйстве.
Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами : авитаминозы, гипо – и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых
организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.
Лекарственная химия : от ятрохимии до химиотерапии. Аспирин.
Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.
Т е м а 6. Искусственные и синтетические органические соединения (2ч)
И с к у с с т в е н н ы е п о л и м е р ы. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна ( ацетатный шелк, вискоза) . их свойства и применение.
С и н т е т и ч е с к и е п о л и м е р ы. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.
Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекция искусственных и синтетических волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химическим реактивам. Лабораторные опыты. 15. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков. Практическая работа № 2. Распознавание пластмасс и волокон.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ХИМИИ В 10 КЛАССЕ
І ПОЛУГОДИЕ
№п/п | Тема урока | Количество часов | Проведено | примечание |
план | фактически | |
1 | ВВЕДЕНИЕ Предмет органической химии. Вводный инструктаж по ТБ. | 1 | | | |
2/1 | ТЕМА 1. ТЕОРИЯ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ . Теория строения органических соединений Вводный контроль. (тест) | 2 | | | |
3/2 | Теория строения органических соединений. | | | | |
4/1 | ТЕМА 2. УГЛЕВОДОРОДЫ И ИХ ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ Классификация и номенклатура органических соединений. Алканы | 10 часов | | | |
5/2 | Алканы | | | | |
6/3 | Алкены | | | | |
7/4 | Алкены | | | | |
8/5 | Алкадиены. Каучуки | | | | |
9/6 | Алкины. Ацетилен | | | | |
10/7 | Нефть и способы ее переработки. | | | | |
11/8 | Бензол | | | | |
12/9 | Обобщение знаний по теме: «Углеводороды» | | | | |
13 \10 | Контрольная работа №1 «Углеводороды» | | | | |
14/1 | ТЕМА 3. КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ СОЕДИНЕНИЯ И ИХ НАХОЖДЕНИЕ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ. Спирты | 11 часов | | | |
15 \2 | Химические свойства спиртов. | | | | |
16/3 | Фенол. Каменный уголь. | | | | |
17/4 | Альдегиды. Получение, свойства, применение. Альдегиды и кетоны. Получение, свойства, применение | | | | |
18/5 | Решение задач. Проверочная работа | | | | |
19/6 | Карбоновые кислоты Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. | | | | |
20/7 | Сложные эфиры. Жиры. Мыла. | | | | |
21 \8 | углеводы | | | | |
22 \9 | Глюкоза. | | | | |
23/10 | Систематизация и обобщение знаний по теме № 3. | | | | |
24/11 | Контрольная работа №2 « Кислородсодержащие соединения» | | | | |
25/1 | ТЕМА 4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе Амины. Анилин | 5 часов | | | |
26/2 | Аминокислоты | . | | | |
27/3 | Белки. | | | | |
28/4 | | Генетическая связь между классами органических соединений | | | | | |
29/5 | Практическая работа №1 «Идентификация органических соединений» | | | | |
30/1 | Тема № 5. Химия и жизнь Ферменты | 2 часа | | | |
31/2 | Химия и здоровье. Витамины. Гормоны. Лекарства | | | | |
32/1 | Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения. Искусственные полимеры Практическая работа № 2 Распознавание пластмасс и волокон. | 2 часа | | | |
33/2 | Синтетические органические соединения – полимеры. | | | | |
34/1 | Резервное время | | | | |
35/2 | Резервное время | | | | |