СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА МЕДВЕДЕВОЙ ЛЮДМИЛЫ ИВАНОВНЫ Первой квалификационной категории по химии 9 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебник О. С. Габриеляна «Химия. 8 класс» содержит весь необходимый теоретический и практический материал для изучения курса химии в общеобразовательных учреждениях. Вместе с учебником «Химия. 9 класс» он составляет комплект, который может служить полным курсом химии для ocновной школы.

Учебник соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по химии и имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

Составление рабочей програмы преподавателем подразумевает под собой содержание занятий и их материального обеспечения на период учебной работы. От рабочей программы по предмету зависит качество знаний учащихся. В ней дается формулировка темы урока, цель урока, разрабатывается содержание урока, его материальное обеспечение.

Поурочные планы должны быть точными, конткетными и по возможности краткими.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА МЕДВЕДЕВОЙ ЛЮДМИЛЫ ИВАНОВНЫ Первой квалификационной категории по химии 9 класс»

«Согласовано»

Руководитель МО

__________/Бибикова Т.В. /

«Согласовано»

Зам.директора по УВР __________Заславская Н.И./

«__»____________20___г.

Принят на педагогическом совете МКОУ «Лещановская СОШ»

Протокол № __

от «____» _______ 20___ г.

«Утверждено»

Директор МКОУ «Лещановская СОШ»

_____________/Дудченко Е.А./

Приказ № __от«__»___20___г.



























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

МЕДВЕДЕВОЙ ЛЮДМИЛЫ ИВАНОВНЫ

Первой квалификационной категории

по химии 9 класс





















2016 – 2017учебный год




Планируемые результаты освоения учебного предмета химия

Выпускник научится:

  • характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;

  • описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

  • раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;

  • раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;

  • различать химические и физические явления;

  • называть химические элементы;

  • определять состав веществ по их формулам;

  • определять валентность атома элемента в соединениях;

  • определять тип химических реакций;

  • называть признаки и условия протекания химических реакций;

  • выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;

  • составлять формулы бинарных соединений;

  • составлять уравнения химических реакций;

  • соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;

  • пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;

  • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;

  • вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;

  • вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;

  • характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;

  • получать, собирать кислород и водород;

  • распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;

  • раскрывать смысл закона Авогадро;

  • раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;

  • характеризовать физические и химические свойства воды;

  • раскрывать смысл понятия «раствор»;

  • вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;

  • приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;

  • называть соединения изученных классов неорганических веществ;

  • характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;

  • определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;

  • составлять формулы неорганических соединений изученных классов;

  • проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;

  • распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;

  • характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;

  • раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;

  • объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;

  • объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

  • характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

  • составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;

  • раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;

  • характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;

  • определять вид химической связи в неорганических соединениях;

  • изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;

  • раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;

  • определять степень окисления атома элемента в соединении;

  • раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;

  • составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;

  • объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;

  • составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;

  • определять возможность протекания реакций ионного обмена;

  • проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;

  • определять окислитель и восстановитель;

  • составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;

  • называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;

  • классифицировать химические реакции по различным признакам;

  • характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;

  • проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;

  • распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;

  • характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;

  • называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;

  • оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни

  • определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;

  • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

  • составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;

  • прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

  • составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;

  • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

  • использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

  • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;

  • критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

  • осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;

  • создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

курса химии 9 класса


Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (4ч.) Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований  и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.       Тема 1. Металлы (20ч.)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решётка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения. Общая характеристика элемента главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочно-земельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочно-земельных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия – оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.  Железо. Строения атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и в народном хозяйстве. Демонстрации. Образцы щелочных и щелочно-земельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия , лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение  гидроксидов железа( II) и (III).



 Тема 2. Неметаллы (28ч.) Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д.И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».  Водород.  Положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение. Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид- ион. Краткие сведения о хлоре, броме. Фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и её соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион. Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения. Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения. Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II)  и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион. Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности. Демонстрации. Образцы галогенов – простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей.  Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.    Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.  Поглощение углем растворённых веществ или газов. Восстановление меди из её оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора. Углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.                  

Тема 3. Органические соединения (10ч.) Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.  Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана. Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.  Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трёхатомный спирт – глицерин.  Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту. Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Её свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.                                                                                 Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.  Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.  Понятие об углеводах. Глюкоза, её свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль. Демонстрации.  Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная  реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.                                              

Тема 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (10ч.)

Физический смысл порядкового номера химического элемента в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.    Типы химических связей  и типы кристаллических решёток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).                                                                Простые и сложные вещества.  Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления









Календарно – тематическое планирование по химии,

9 класс

№№ п/п

Тема урока

Количество часов

Проведено

примечание





план

фактически




Повторение основных вопросов курса 8 класса

(4часа)



1

Характеристика химического элемента на основании его положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева

Характеристика ХЭ -металла


1




2

Характеристика ХЭ на основании его положения в

П СХЭ Д.И.Менделеева.

Характеристика ХЭ -неметалла

1




3

Амфотерность.  

 Л/р №1 «Получение амфотерного  гидроксида и изучение его свойств»

1



4

П З и П С Х Э Д.И. Менделеева.

Самостоятельная работа

1




Тема1 Металлы

20 часов




1(5)

Положение ме­таллов в перио­дической сис­теме химических элементов Д.И.Менделеева, строение их атомов


1




2(6)

Физи­ческие свойства металлов.

Л/р №2 «Ознакомление  с образцами  металлов»

1



3(7)

Химические свойства метал­лов.

Л /р №3 «Взаимодействие  металлов  с растворами кислот и солей»

1



4(8)

П\р №1 «Осуществление цепочки превращений »

1




5(9)

Получение металлов. Сплавы. Демонстрации: образцы сплавов.


1




6(10)

П\р  №2 « Получение и св-ва  соединений металлов»

1



7(11)

Коррозия металлов.

1



8(12)

Решение задач

1



9 (13)

Щелочные металлы. Демонстрации: образцы  щелочных и щелочноземельных металлов. Л/р № 4 «Ознакомление с образцами природных соединений

1





10(14)

Щелочные ме­таллы и их со­единения.

1



11(15)

Бериллий,  магний, щелочные металлы.

1




12(16 )

Щелочнозе­мельные ме­таллы и их со­единения. Соединения кальция.

1




13 (17)

Алюминий. Л/р № 5 «Ознакомление с коллекцией  изделий из алюминия и взаимодействие алюминия с растворами кислот, солей и щелочей»

1




14(18)

Алюминий и его соединения.

1



15-16

(19-20)

Железо.

Железо. Л/р № 6 «Качественные реакции на ионы железа»

2



17

(21)

Взаимодействие металлов с азотной кислотой.

1



18

(22)

П\р №3 «Решение экспериментальных задач.

1



19

(23)

Подготовка к контрольной работе.

1



20

(24)

Контрольная работа №1 по теме: «Металлы»

1




Тема 2. Неметаллы

27 часов



1(25)

Общая характе­ристика неме­таллов.

1




2(26)

Водород, его физические и химические свойства.

1



3(27)

Общая характеристика  галогенов.  Демонстрации:  образцы галогенов – простых  веществ; взаимодействие  с натрием и алюминием.

1



4

(28)

Соединения галогенов. Получение и применение галогенов. Л/р №7 «Качественная реакция на хлорид - ион»


1



5

(29)

Общая характеристика халькогенов. Кислород.

1



6

(30)

Практическая работа №4   «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа  кислорода»»

1



7(31)

Сера – простое вещество.

1



8(32)

Соединения серы.  Демонстрации:  взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Л/р № 8 « Качественная реакция на сульфат -ионы»

1



9

(33)

Серная кислота.

1



10

(34)

Азот, его физи­ческие и хими­ческие свойства.

1



11

(35)

Аммиак и его свойства

1



12

(36)

Соли аммония. Л/р № 9 « Распознавание солей аммония»

1



13

(37)

Соединения азота. Азотная кислота. Демонстрации: взаимодействие азотной кислоты с металлами.

1



14

(38)

П\р №5 «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа  азота»»

1



15

(39)

Фосфор, его фи­зические и хи­мические свой­ства.

1



16

(40)

Биологическое значение фосфора.

1



17(41)

Углерод. Демонстрация: поглощение углем растворенных веществ или  газов.


1



18

(42)

Оксиды углерода. Л/р № 10 «Получение углекислого газа и его распознавание »

1



19

(43)

Угольная кислота и ее соли. Л/р № 11«Качественная реакция на карбонат ионы»

1



20

(44)

П\р№6 «Получение, собирание и распознавание газов

1



21

(45)

Кремний. Демонстрации: образцы стекла, керамики.

1



22

(46)

Соединении кремния. Л/р № 12 «Ознакомление с природными силикатами»

1



23

(47)

Применение кремния. Л/р №13 ознакомление с силикатной продукцией

1



24

(48)

Решение задач

1



25(49)

Систематизация знаний

1




26(50)

Подготовка к контрольной работе

1




27(51)

Контрольная работа №2 по теме: «Неметаллы»

1





Тема 3. Органические соединения

11





1(52)

Предмет органической химии. Демонстрации: модели молекул метана его гомологов.



1





2(53)

Предельных углеводы. Л/р № 14«Изготовление моделей  молекул углеводородов»

1



3(54)

Непредельные углеводороды.  Этилен и ацетилен.

1



4(55)

Спирты. Демонстрации: образцы глицерина  и этанола. Л/р № 15 «Свойства глицерина»

1



5(56)

Альдегиды

1



6 (57)

Карбоновые ки­слоты.

1



7(58)

Жиры.

1



8(59)

Аминокислоты и белки. Демонстрации: горение белков (горение шерсти или перьев)

1



9(60)

Углеводы. Л/р № 16, 17 « Взаимодействие глюкозы с  гидроксидом меди и взаимодействие  крахмала с йодом.»

1



10 (61)

Систематизация знаний.

1



11 (62)

Контрольная работа №3 «Органические соединения»

1




Обобщение знаний по химии за курс основной школы

(6 часов)




1-2

(63-64)

Периодический закон и перио­дическая сис­тема химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома.




3-4

(65-66)

Строение ве­ществ.






5-6 (67-68)

Классификация химических ре­акций