Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Селенгинская средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрено на заседании МК Руководитель МК _________________/_____________ ФИО Протокол №_____________от «________» __________2022г. | Согласовано Заместитель директора по УВР ____________/_________/ ФИО «______»____________2022г. | Утверждаю Директор МАОУ «Селенгинская СОШ №1» ______________/_____________ ФИО Приказ №__________от «_____»_________2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по алгебре
для 8 класса
3часа в неделю (всего 102 часа)
Составитель:
учитель математики
Булатова Надежда Александровна
Селенгинск, 2022г.
срок действия (1 год)
Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре на 2022/23 учебный год для обучающихся 8 класса разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2019 № 2;
учебного плана основного общего образования к ООП ООО, утвержденную приказом от 29.08.2019 №16/2;
Учебный план ОУ 2022-2023
Планируемые результаты освоения алгебры в 8 классе.
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования.
Личностные результаты:
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов, выбору профильного математического образования.
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.
- Формирование коммуникативной компетентности в учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.
- Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры.
- Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта.
-Креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении задач.
- Умение контролировать процесс и результат математической деятельности.
Метапредметные результаты:
- Формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
- Умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
- Умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы. - Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения.
- Осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора, оснований и критериев, установления родовидовых связей.
- Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы.
- Умение ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях).
-Умение определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Умение проговаривать последовательность действий на уроке.
-Умение учиться работать по предложенному учителем плану.
-Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
-Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.
-Умение подробно пересказывать небольшие тексты.
-Умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
- Умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других;
- Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни.
-Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации.
-Умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.
-Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки.
-Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач.
- Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
- Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.
- Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметные результаты:
1) Умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую технологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
2) Владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятный характер;
3) Умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
4) Умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
5) Умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
6) Овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей; 7) Овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;
8) Умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Содержание программы учебного курса.
Повторение 2 часа.
1. Алгебраические дроби - 23 часов.
Конструировать алгебраические выражения. Находить область определения алгебраической дроби. Формулировать основное свойство алгебраической дроби и применять его для преобразования дробей. Выполнять действия с алгебраическими дробями. Применять преобразования выражений для решения задач. Проводить исследования, выявлять закономерности. Формулировать определение степени с целым показателем..
2. Квадратные корни - 16 часов.
Формулировать определения квадратного корня из числа. Применять график функции у= х2 для нахождёния корней квадратных уравнений, используя при необходимости калькулятор; проводить оценку квадратных корней. Строить график функции исследовать по графику её свойства. Доказывать свойства арифметических квадратных корней; применять их к преобразованию выражений. Вычислять значения выражений, содержащих квадратные корни; выполнять знаково-символические действия с использованием обозначений квадратного и кубического корня. Исследовать уравнение вида х2=а.
3.Квадратные уравнения - 16 часов.
Распознавать квадратные уравнения, классифицировать их. Выводить формулу корней квадратного уравнения. Решать квадратные уравнения — полные и неполные. Проводить простейшие исследования квадратных уравнений. Решать уравнения, сводящиеся квадратным, путём преобразований, а также с помощью замены переменной. Наблюдать и анализировать связь между корнямии коэффициентами квадратного уравнения.
4. Системы уравнений - 14 часов.
Определять, является ли пара чисел решением уравнения с двумя переменными; приводить примеры решений уравнений с двумя переменными. Решать задачи, алгебраической моделью которых является уравнение с двумя переменными; находить целые решения путём перебора.
Распознавать линейные уравнения с двумя переменными; строить прямые — графики линейных уравнений; извлекать из уравнения вида у=кх+1 информацию о положении прямой в координатной плоскости.
5. Функции - 14 часов.
Вычислять значение функций, заданных формулами (при необходимости использовать калькулятор); составлять таблицы значений функции.
Строить по точкам графики функций. Описывать свойства функции на основе ее графического представления.
Использовать функциональную символику для записи разнообразных фактов, связанных с рассматриваемыми функциями, обогащая опыт выполнения знаково-символических действий. Строить речевые конструкции с использованием функциональной терминологии.
6. Вероятность и статистика - 9 часов.
Характеризовать числовые ряды с помощью различных средних. Находить вероятности событий при равновозможных исходах; решать задачи на вычисление вероятностей с применением комбинаторики. Находить геометрические вероятности.
5. Повторение – 8 часов.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела (блока) | Кол-во часов на изучение раздела (блока) | Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль |
практ. раб. | контр. раб. |
Повторение 2 часа. | 2 | 2 | |
Алгебраические дроби | 23 | 21 | 2 |
1.1 | Понятие алгебраической дроби | | 1 | |
1.2-3 | Основное свойство дроби | | 2 | |
1.4 | Входная контрольная работа. | | | 1 |
1.5-8 | Сложение и вычитание дробей | | 4 | |
1.9-11 | Умножение и деление алгебраических дробей | | 3 | |
1.12-13 | Преобразование выражений, содержащих алгебраические дроби. | | 2 | |
1.14-15 | Степень с целым показателем | | 2 | |
1.16-18 | Свойства степени с целым показателем | | 3 | |
1.19-20 | Решение и составление уравнений по условию задачи | | 2 | |
1.21-22 | Задачи на проценты и концентрацию | | 2 | |
1.23 | Контрольная работа №1 «Алгебраические дроби» | | | 1 |
Квадратные корни | 16 | 15 | 1 |
2.1-2 | Задача о нахождении стороны квадрата | | 2 | |
2.3-4 | Иррациональные числа | | 2 | |
2.5-6 | Теорема Пифагора | | 2 | |
2.7-8 | Квадратный корень- алгебраический подход | | 2 | |
2.9-11 | Свойства квадратных корней | | 3 | |
2.12-13 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | | 2 | |
2.14-15 | Кубический корень | | 2 | |
2.16 | Контрольная работа №2 по теме «Квадратные корни» | | | 1 |
Квадратные уравнения | 16 | 15 | 1 |
3.1-2 | Какие уравнения называют квадратными | | 2 | |
3.3-5 | Формула корней квадратного уравнения | | 3 | |
3.6-7 | Вторая формула корней квадратного уравнения | | 2 | |
3.8-9 | Решение задач | | 2 | |
3.10-11 | Неполные квадратные уравнения | | 2 | |
3.12-13 | Теорема Виета | | 2 | |
3.14-15 | Разложение квадратного трехчлена на множители | | 2 | |
3.16 | Контрольная работа №3 по теме «Квадратные уравнения» | | | 1 |
Системы уравнений | 14 | 13 | 1 |
4.1-2 | Линейное уравнение с двумя переменными и его график | | 2 | |
4.3-4 | Уравнение прямой вида у = кх +l | | 2 | |
4.5-6 | Системы уравнений. Решение систем способом сложения | | 2 | |
4.7-9 | Решение систем способом подстановки | | 3 | |
4.10-11 | Решение задач с помощью систем уравнений | | 2 | |
4.12-13 | Задачи на координатной плоскости | | 2 | |
4.14 | Контрольная работа №4 по теме «Системы уравнений» | | | 1 |
Функции | 14 | 13 | 1 |
5.1-2 | Чтение графиков | | 2 | |
5.3-4 | Что такое функция | | 2 | |
5.5-6 | График функции | | 2 | |
5.7-8 | Свойства функции | | 2 | |
5.9-10 | Линейная функция | | 2 | |
5.11-13 | Функция и ее график | | 3 | |
5.14 | Контрольная работа №5 по теме «Функции» | | | 1 |
Вероятность и статистика | 9 | 8 | 1 |
6.1-3 | Статистические характеристики | | 3 | |
6.4-6 | Вероятность равновозможных событий | | 3 | |
6.7-8 | Геометрические вероятности | | 2 | |
6.9 | Контрольная работа №6 по теме «Вероятность и статистика» | | | 1 |
Повторение | 8 | 7 | 1 |
7.1-2 | Квадратные уравнения | | 2 | |
7.3-4 | Системы уравнений | | 2 | |
7.5-6 | Функции | | 2 | |
7.7 | Вероятность и статистика | | 1 | |
7.8 | Итоговая контрольная работа | | | 1 |
Итого | | 102 | 95 | 7 |