МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЖЕЛЕЗОДОРОЖНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Руководитель ШМО Подпись_____________ Дубинюк О.В. Протокол № __ от «___» августа 2021 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Подпись______________ Сошенкова Е.В. «26» августа 2021 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор Подпись ______________ Ермолина Н.Н. Приказ № ____ от «26» августа 2021 г. |
Рабочая программа по алгебре
на 2021-2022 учебный год
КЛАСС: 9
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 3, всего за год 102
Уровень – базовый
УЧИТЕЛЬ СОШЕНКОВА ЕКАТЕРИНА ВИКТОРОВНА
КАТЕГОРИЯ ПЕРВАЯ
СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012);
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644);
- Приказа Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым «Об утверждении Инструкции по ведению деловой в общеобразовательных организациях Республики Крым» № 1018 от 11.06.2021;
- Н.Г. Миндюк. Алгебра. Рабочие программы. Предметная линия учебников Ю.Н. Макарычева и других. 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. – Москва: «Просвещение», 2014.
Учебник: Макарычев Ю.Н.Алгебра: 9 класс: учеб.для общеобразоват. организаций / Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С. Б. - М.:Просвещение, 2014.
с.Железнодорожное
2021 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по алгебре для 9 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897, требований к результатам освоения образовательной программы, примерной программы основного общего образовании. Математика. Стандарты второго поколения, авторской программы по математике к учебнику Ю. Н. Макарычева, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешкова, С.Б.Суворовой «Алгебра 9» под редакцией С.А. Теляковского, М.: «Просвещение» 2014-16 г., Сборник рабочих программ для общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы.Составитель: Бурмистрова Т.А.- 3 изд., М.: Просвещение, 2014 г. и в соответствии с учебным планом МБОУ «Железнодорожненская СОШ».
Рабочая программа для 9 классов составлена из расчёта 3 часа в неделю (102 часа в год), 8 контрольных работ.
В обучении используется УМК:
Ю. Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешкова и С.Б. Суворова. Учебник «Алгебра 9 кл.» М.: «Просвещение» 2016 г. Под редакцией С.А. Теляковского.
Срок реализации рабочей программы 1 год.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
в предметном направлении:
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики;
использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
в метапредметном направлении:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
сформированность и развитие учебной компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетентности)
Ученик научится:
понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения);
исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
решать основные виды уравнений и неравенств с одной переменной, с двумя переменными и их систем, понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства;
понимать суть преобразований, содержащих квадратные корни, применение различных способов для разложения квадратного трёхчлена на множители;
применять свойства степени с целым показателем для вычисления корня n- й степени,
понимать и использовать язык последовательности (термины, символические обозначения);
применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессий к решению задач, в том числе с контекстом из реальной жизни;
находить относительную частоту и вероятность случайного события.
Ученик получит возможность научиться:
проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т. д.)
овладеть специальными приёмами решения уравнений, приёмами доказательства неравенств для решения математических задач и задач из смежных дисциплин;
осознавать практическую значимость изучаемых тем, создавать содержательные и организационные условия для развития умений анализировать познавательные объекты, сравнивать, выделять главное в познавательном объекте, развивать умение классифицировать их;
решать комбинированные задачи с применением формулn-го члена и суммы первых n- членов прогрессий, применяя при этом аппарат уравнений и неравенств;
связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую – с экспоненциальным ростом;
получит возможность приобрести опыт проведения случайных экспериментов и интерпретации их результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ:
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном интеллектуальном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
У ученика будут сформированы:
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач;
стремление к самоконтролю процесса и результата учебной математической деятельности;
умения выполнять алгебраические вычисления, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
Ученик получит возможность сформировать:
коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими учащимися в общеобразовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
умение пользоваться изученными математическими формулами.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Квадратичная функция (22 ч. + 6 ч. повторение)
Функции и их свойства. Квадратный трёхчлен. Квадратичная функция и её график. Степенная функция. Корень n-ой степени.
Раздел 2. Уравнения и неравенства с одной переменной (14 ч.)
Уравнения с одной переменной. Неравенства с одной переменной.
Раздел 3.Уравнения и неравенства с двумя переменными (17 ч.)
Уравнения с двумя переменными и их системы. Неравенства с одной переменной.
Раздел 4. Арифметическая и геометрическая прогрессии (15 ч.)
Арифметическая прогрессия. Геометрическая прогрессия.
Раздел 5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей. Начальные сведения из статистики (13 ч.)
Элементы комбинаторики. Начальные сведения из теории вероятностей.
Раздел 6. Итоговое повторение курса алгебры основной школы (15 ч.)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название темы | Количество часов | Контрольные работы |
Примерная или авторская программа | Рабочая программа |
1 | Повторение курса алгебры 8 класса | - | 6 | диагностическая 1 |
2 | Квадратичная функция | 22 | 22 | 2 |
3 | Уравнения и неравенства с одной переменной | 14 | 14 | 1 |
4 | Уравнения и неравенства с двумя переменными | 17 | 17 | 1 |
5 | Арифметическая и геометрическая прогрессии | 15 | 15 | 2 |
6 | Элементы комбинаторики и теории вероятностей. Начальные сведения из статистики | 13 | 13 | 1 |
7 | Итоговое повторение курса алгебры основной школы | 21 | 15 | итоговая 1 |
| Итого | 102 | 102 | 9 |
Календарно-тематическое планирование учебного материала
Алгебра 9 класс (3 часа в неделю)
№ | Дата проведения | Название раздела, темы курса | КР, ЛР, ПР | Примечания |
план | факт |
Повторение курса алгебры 8 класса (6 ч.) |
1 | 1 неделя 01.09-10.09 | | Повторение. Рациональные дроби и их свойства. | | |
2 | | Повторение. Квадратные уравнения. Теорема Виета. | | |
3 | | Повторение. Дробные рациональные уравнения. | | |
4 | 2 неделя 13.09-17.09 | | Повторение. Неравенства с одной переменной и их системы. | | |
5 | | Повторение. Степень с целым показателем. | | |
6 | | Диагностическая контрольная работа. | | |
Квадратичная функция (22 ч.) |
7 | 3 неделя 20.09-24.09 | | Функция. Область определения и область значений функции. | | |
8 | | График функции. Графики линейной функции, прямой и обратной пропорциональности. Графики, заданные формулами у = х², у = х³, у = √х, у = |х|. | | |
9 | | Свойства функции. Нули функции, промежутки знакопостоянства. Возрастание и убывание функции. | | |
10 | 4 неделя 27.09-01.10 | | Свойства линейной функции и обратной пропорциональности. | | |
11 | | Решение упражнений по теме «Свойства функции» по материалам ГИА. Самостоятельная работа. | | |
12 | | Квадратный трехчлен. Корни квадратного трехчлена. | | |
13 | 5 неделя 04.10-08.10 | | Выделение квадрата двучлена из квадратного трехчлена. | | |
14 | | Разложение квадратного трехчлена на множители. | | |
15 | | Решение упражнений по теме «Квадратный трехчлен» по материалам ГИА. Самостоятельная работа. | | |
16 | 6 неделя 11.10-15.10 | | Урок систематизации и коррекции знаний. | | |
17 | | Контрольная работа №1 по теме «Свойства функции. Квадратный трехчлен». | | |
18 | | Анализ контрольной работы. Функция у = ах², ее график и свойства. | | |
19 | 7 неделя 18.10-22.10 | | Построение графика функции у = ах². Графики функций у = ах² + n и у = а(х – m)². | | |
20 | | Построение графика квадратичной функции. Самостоятельная работа. | | |
21 | | Степенная функция с натуральным показателем. | | |
22 | 8 неделя 25.10-29.10 | | Корень n-й степени. Арифметический корень n-й степени. | | |
23 | | Урок систематизации и коррекции знаний | | |
24 | | Контрольная работа №2 по теме «Квадратичная функция» | | |
25 | 9 неделя 08.11-12.11 | | Анализ контрольной работы. Дробно-линейная функция и ее график. | | |
26 | | Способы построения дробно-линейной функции. | | |
27 | | Степень с рациональным показателем и ее свойства. | | |
28 | | | Решение упражнений по теме «Корень n-ой степени» по материалам ГИА. | | |
Уравнения и неравенства с одной переменной (14 ч.) |
29 | 10 неделя 15.11-19.11 | | Целое уравнение и его корни. Решение целых уравнений путем разложения левой части на множители. | | |
30 | | Решение целых уравнений методом введения новой переменной. Биквадратные уравнения. | | |
31 | 11 неделя 22.11-26.11 | | Решение целых уравнений. Самостоятельная работа. | | |
32 | | Решение упражнений по теме «Решение целых уравнений» по материалам ГИА. | | |
33 | | Дробные рациональные уравнения и примеры их решения. | | |
34 | 12 неделя 29.11-03.12 | | Решение упражнений по теме «Решение дробных рациональных уравнений» по материалам ГИА. | | |
35 | | Решения целых уравнений с использованием теорем о корне многочлена и о целых корнях целого уравнения. Решение возвратных уравнений. | | |
36 | | Решение целых уравнений с помощью свойств возрастания и убывания функций. | | |
37 | 13 неделя 06.12-10.12 | | Решение неравенств второй степени с одной переменной. | | |
38 | | Нахождение области определения функции с помощью неравенств второй степени с одной переменной. | | |
39 | | Решение систем неравенств второй степени с одной переменной. | | |
40 | 14 неделя 13.12-17.12 | | Решение неравенств методом интервалов. | | |
41 | | Решение упражнений по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной» по материалам ГИА. Урок систематизации и коррекции знаний. | | |
42 | | Контрольная работа №3 по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной». | | |
Уравнения и неравенства с двумя переменными (17 ч.) |
43 | 15 неделя 20.12-24.12 | | Анализ контрольной работы. Уравнение с двумя переменными и его график. Равносильные уравнения. | | |
44 | | График уравнения с двумя переменными. | | |
45 | | Решение систем уравнений с двумя переменными с помощью графиков. | | |
46 | 16 неделя 27.12-30.12 | | Решение систем уравнений графическим способом по материалам ГИА. Самостоятельная работа. | | |
47 | | Решение систем уравнений второй степени способом подстановки и способом сложения. | | |
48 | | Решение систем уравнений второй степени по материалам ГИА. | | |
49 | 17 неделя 10.01-14.01 | | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | | |
50 | | Решение задач на «работу» и на «движение» с помощью систем уравнений второй степени | | |
51 | | Решение задач на «растворы», «смеси» и «сплавы» с помощью систем уравнений второй степени. | | |
52 | 18 неделя 17.01-21.01 | | Решение текстовых задач по материалам ГИА. Самостоятельная работа. | | |
53 | | Некоторые приемы решения систем уравнений второй степени с двумя переменными. Замена системы уравнений совокупностью двух систем. | | |
54 | | Решение систем с однородным многочленом. | | |
55 | 19 неделя 24.01-28.01 | | Решение симметрических систем. | | |
56 | | Неравенства с двумя переменными. | | |
57 | | Системы неравенств с двумя переменными. | | |
58 | 20 неделя 31.01-04.02 | | Решение упражнений на решение уравнений и неравенств с двумя переменными по материалам ГИА. Урок систематизации и коррекции знаний. | | |
59 | | Контрольная работа №4 по теме «Уравнения и неравенства с двумя переменными». | | |
Арифметическая и геометрическая прогрессии (15 ч.) |
60 | | | Анализ контрольной работы. Последовательности. | | |
61 | 21 неделя 07.02-11.02 | | Способы задания последовательностей. | | |
62 | | Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии. | | |
63 | | Свойство арифметической прогрессии. Самостоятельная работа. | | |
64 | 22 неделя 14.02-18.02 | | Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии. | | |
65 | | Решение упражнений на нахождение суммы первых n членов арифметической прогрессии. | | |
66 | | Решение упражнений на нахождение суммы первых n членов арифметической прогрессии по материалам ГИА. Урок систематизации и коррекции знаний | | |
67 | 23 неделя 21.02-25.02 | | Контрольная работа №5 по теме «Арифметическая прогрессия». | | |
68 | | Анализ контрольной работы. Определение геометрической прогрессии. | | |
69 | | Формула n-го члена геометрической прогрессии. Свойство геометрической прогрессии. | | |
70 | 24 неделя 28.02-04.03 | | Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии. | | |
71 | | Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. | | |
72 | | Урок систематизации и коррекции знаний | | |
73 | 25 неделя 07.03-11.03 | | Контрольная работа №6 по теме «Геометрическая прогрессия». | | |
74 | | Анализ контрольной работы. | | |
Элементы комбинаторики и теории вероятностей (13 ч.) |
75 | | | Элементы комбинаторики. | | |
76 | 26 неделя 14.03-18.03 | | Примеры комбинаторных задач. Перебор возможных вариантов. Дерево возможных вариантов. | | |
77 | | Комбинаторное правило умножения. | | |
78 | | Перестановки. Решение комбинаторных задач по материалам ГИА. | | |
79 | 27 неделя 28.03-01.04 | | Размещения. Решение комбинаторных задач по материалам ГИА. | | |
80 | | Сочетания. | | |
81 | | Решение комбинаторных задач по материалам ГИА. Самостоятельная работа. | | |
82 | 28 неделя 04.04-08.04 | | Относительная частота случайного события. Решение задач. | | |
83 | | Вероятность случайного события. | | |
84 | | Достоверное и невозможное события. Самостоятельная работа. | | |
85 | 29 неделя 11.04-15.04 | | Решение задач на вычисление вероятности случайного события по материалам ГИА из модуля «Реальная математика». Подготовка к контрольной работе. | | |
86 | | Контрольная работа №7 по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей». | | |
87 | | Анализ контрольной работы. Сложение и умножение вероятностей. | | |
Итоговое повторение курса алгебры основной школы (17 ч.) |
88 | 30 неделя 18.04-22.04 | | Вычисления. Решение текстовых задач арифметическим способом. | | |
89 | | Решение упражнений на вычисление по материалам ГИА из модуля «Алгебра». | | |
90 | | Решение упражнений на преобразование рациональных выражений по материалам ГИА из модуля «Алгебра». | | |
91 | 31 неделя 25.04-29.04 | | Уравнения: линейные, квадратные, дробные рациональные. | | |
92 | | Решение текстовых задач с помощью уравнений. | | |
93 | | Решение уравнений с помощью свойств возрастания и убывания функции. | | |
94 | 32 неделя 02.05-06.05 | | Системы уравнений и способы их решений. Решение текстовых задач с помощью систем уравнений. | | |
95 | | Решение уравнений и систем уравнений по материалам ГИА. Самостоятельная работа. | | |
96 | | Линейные неравенства. Системы линейных неравенств. | | |
97 | 33 неделя 09.05-13.05 | | Неравенства второй степени с одной неизвестной и способы их решения. | | |
98 | | Итоговая контрольная работа за курс основного общего образования по материалам ГИА. | | |
99 | | Анализ контрольной работы. | | |
100 | 34 неделя 16.05-20.05 | | Итоговое повторение курса математики 5 – 9 классов. Подготовка к государственной итоговой аттестации. | | |
101 | | Подготовка к ГИА | | |
102 | | Подготовка к ГИА | | |