Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1»
городского округа город Салават Республики Башкортостан
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Лицей №1»
г. Салавата
________ К. Я. Хабибуллин
Приказ № 221 от 01.09.2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по алгебре
для основного общего образования,
7 г класса
Базовый уровень
102 часа
2014 - 2015 учебный год
Программа разработана на основе Программы.Математика.5-6 классы.Алгебра.7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа.10-11 классы/авт.-сост. И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович.-3-е изд.,стер.-М.:Мнемозина,2011.
Рабочую учебную программу составила
Г.Н.Лысикова учитель математики первой квалификационной категории
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Заседание кафедры Зам. директора по УВР
математики и информатики __________Л.И. Нагаева
Протокол № 1 «30» августа 2014г.
от «29» августа 2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
КУРСА «АЛГЕБРА» 7 КЛАСС
Данная рабочая программа по математике для 7 класса разработана на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
- Федерального базисного учебного плана (Приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004 года) Программы.Математика.5-6 классы.Алгебра.7-9 классы.Алгебра и начала математического анализа.10-11 классы/авт.-сост.И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. -3-е изд., стер. -М.: Мнемозина,2011.
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом 31.03.14г. № 253;
- требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Примерной программы основного общего образования, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с использованием рекомендаций авторской программы А.Г.Мордковича курса алгебры для 7 классов средней общеобразовательной школы.
- УП МБОУ «Лицей№1» (Приказ №221 от 01.09.2014);
-Примерного положения о рабочей программе, разработанной в МБОУ «Лицей№1» (Приказ №221 от 01.09.2014);
Программа соответствует учебнику: Алгебра. 7 класс. Задачник Мордкович А.Г. и др.
17-е изд., стер. - М.: 2013. - 271с. Алгебра. 7 класс. Учебник Мордкович А.Г.17-е изд., доп. - М.: 2013. - 175с.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ для изучения курса алгебры в 7 классе отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год федерального компонента. Программа обеспечивает обязательный минимум подготовки учащихся по алгебре, определяемый образовательным стандартом, соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста.
Большое число разнообразных заданий предоставляет возможность варьировать содержание работы по времени и по уровню сложности. В процессе изучения содержания курса предполагается использовать учебно-методическую и дополнительную литературу, а именно, методическое пособие для 7 класса для учителя «Алгебра-7» Мордковича А.Г
Цели обучения алгебре в 7 классах определены следующим образом:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В ходе обучения алгебре по данной программе с использованием учебника и методического пособия для учителя, решаются следующие задачи:
развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники и др.);
усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач;
осуществление функциональной подготовки учащихся;
овладение конкретными знаниями необходимыми для применения в практической деятельности;
выявление и развитие математических способностей, интеллектуального развития ученика.
Учебно – тематический план
№ | Темы (разделы) | Количество часов | Примечание. |
-
| Математический язык. Математическая модель. | 14 | Контрольная работа № 1 Самостоятельная работа № 1 |
-
| Линейная функция. | 10 | Контрольная работа № 2 Самостоятельная работа № 2 |
-
| Системы двух линейных уравнений с двумя переменными. | 12 | Контрольная работа № 3 Самостоятельная работа № 3 |
-
| Степень с натуральным показателем и её свойства. | 6 | Самостоятельная работа № 4 |
-
| Одночлены. Арифметические операции над одночленами. . | 8 | Контрольная работа № 4 Самостоятельная работа № 5 |
-
| Многочлены. Арифметические операции над многочленами. | 14 | Контрольная работа № 5 Самостоятельная работа № 6 |
-
| Разложение многочленов на множители. | 15 | Контрольная работа № 6 |
-
| Функция у=х2 | 9 | Контрольная работа № 7 |
-
| Элементы комбинаторики и теории вероятностей. | 4 | |
-
| Обобщающее повторение курса алгебры за 7 класс | 10 | Итоговая контрольная работа |
| Итого | 102 | 8– контр. работ 6 – сам. работ |
Содержание тем учебного курса
Математический язык. Математическая модель (14 ч – базовый уровень)
Числовые и алгебраические выражения. Переменная. Допустимое значение переменной. Недопустимое значение переменной. Первые представления о математическом языке и о математической модели. Линейные уравнения с одной переменной. Линейные уравнения как математические модели реальных ситуаций. Координатная прямая, виды промежутков на ней.
Линейная функция (10 ч – базовый уровень)
Координатная плоскость. Алгоритм отыскания координат точки. Алгоритм построения точки М (а; b) в прямоугольной системе координат.Линейное уравнение с двумя переменными. Решение уравнения ах+by+с=0. График уравнения. Алгоритм построения графика уравнения ах+by+с=0.Линейная функция. Независимая переменная (аргумент). Зависимая переменная. График линейной функции. Наибольшее и наименьшее значения линейной функции на заданном промежутке. Возрастание и убывание линейной функции. Линейная функция у=kx и ее график. Взаимное расположение графиков линейных функций.
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными (12 ч – базовый уровень)
Система уравнений. Решение системы уравнений. Графический метод решения системы уравнений. Метод подстановки. Метод алгебраического сложения. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций (текстовые задачи).
Степень с натуральным показателем (6 ч – базовый уровень)
Степень. Основание степени. Показатель степени. Свойства степени с натуральным показателем. Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями. Степень с нулевым показателем.
Одночлены. Операции над одночленами (8 ч – базовый уровень)
Одночлен. Коэффициент одночлена. Стандартный вид одночлена. Подобные одночлены. Сложение одночленов. Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень. Деление одночлена на одночлен.
Многочлены. Арифметические операции над многочленами (14 ч – базовый уровень)
Многочлен. Члены многочлена. Двучлен. Трехчлен. Приведение подобных членов многочлена. Стандартный вид многочлена. Сложение и вычитание многочленов. Умножение многочлена на одночлен. Умножение многочлена на многочлен.
Квадрат суммы и квадрат разности. Разность квадратов. Разность кубов и сумма кубов. Деление многочлена на одночлен.
Разложение многочленов на множители (15 ч – базовый уровень)
Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения, комбинации различных приемов. Метод выделения полного квадрата. Понятие алгебраической дроби. Сокращение алгебраической дроби. Тождество. Тождественно равные выражения. Тождественные преобразования.
Функция у = х2 (9ч – базовый уровень)
Функция у = х2, ее свойства и график. Функция у = - х2, ее свойства и график. Графическое решение уравнений. Кусочно-заданная функция. Чтение графика функции. Область определения функции. Первое представление о непрерывных функциях. Точка разрыва. Разъяснение смысла записи у = f(x). Функциональная символика.
Элементы комбинаторики и теории вероятностей. (4 ч – базовый уровень)
Вероятность случайных событий. Частота случайного события. Таблицы распределения частот. Вероятностная частота.
Обобщающее повторение (10 ч – базовый уровень)
Тематическое планирование курса
Алгебра – 7 класс (базовый уровень)
3 часа в неделю, всего 102 часов
№ урока | № урока по теме | Дата | | Примечания |
планируемая | фактическая |
| | | | Глава 1. Математический язык. Математическая модель. (14) | |
-
| 1 | 03/09 | | Повторение действий с десятичными дробями. | |
-
| 2 | 05/09 | | Повторение действий с обыкновенными дробями. | |
-
| 3 | 08/09 | | Числовые и алгебраические выражения. | |
-
| 4 | 10/09 | | Нахождение значений числового выражения. | |
-
| 5 | 12/09 | | Что такое математический язык? | |
-
| 6 | 15/09 | | Чтение и запись утверждений на математическом языке. | |
-
| 7 | 17/09 | | Что такое математическая модель? | |
-
| 8 | 19/09 | | Составление и работа с математической моделью. | |
-
| 9 | 22/09 | | Самостоятельная работа по теме «Решение текстовых задач.» | |
-
| 10 | 24/09 | | Линейное уравнение с одной переменной. | |
-
| 11 | 26/09 | | Решение линейных уравнений. | |
-
| 12 | 29/09 | | Координатная прямая. | |
-
| 13 | 01/10 | | Числовые промежутки. | |
-
| 14 | 03/10 | | Контрольная работа №1 по теме «Математический язык. Математическая модель» | |
| | | | Глава 2. Линейная функция. (10) | |
-
| 1 | 13/10 | | Координатная плоскость. Работа над ошибками. | |
-
| 2 | 15/10 | | Линейное уравнение с двумя переменными и его график. | |
-
| 3 | 17/10 | | Построение на координатной плоскости графика уравнения. | |
-
| 4 | 20/10 | | Решение задач графически. | |
-
| 5 | 22/10 | | Линейная функция, её график. | |
-
| 6 | 24/10 | | Самостоятельная работа по теме «Построение графика линейной функции» | |
-
| 7 | 27/10 | | Определение наибольшего и наименьшего значений на заданном интервале. | |
-
| 8 | 29/10 | | Прямая пропорциональность и её график. | |
-
| 9 | 31/10 | | Взаимное расположение графиков линейных функций. | |
-
| 10 | 03/11 | | Контрольная работа №2 по теме «Линейная функция» | |
| | | | Глава 3. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными. (12) | |
-
| 1 | 05/11 | | Основные понятия. Работа над ошибками. | |
-
| 2 | 07/11 | | Выражение одной переменной через другую | |
-
| 3 | 10/11 | | Метод подстановки. | |
-
| 4 | 12/11 | | Решение систем уравнений методом подстановки. | |
-
| 5 | 14/11 | | Метод алгебраического сложения. | |
-
| 6 | 17/11 | | Составление аналитической записи линейных уравнений. | |
-
| 7 | 19/11 | | Системы двух линейных уравнений с двумя переменными. | |
-
| 8 | 24/11 | | Самостоятельная работа по теме «Решение систем уравнений различными методами» | |
-
| 9 | 26/11 | | Решение задач, приводящих к составлению систем на движение. | |
-
| 10 | 28/11 | | Решение задач на совместную работу. | |
-
| 11 | 01/12 | | Решение задач, приводящих к составлению систем. | |
-
| 12 | 03/12 | | Контрольная работа №3 по теме «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными» | |
| | | | Глава 4. Степень с натуральным показателем и её свойства(6) | |
-
| 1 | 05/12 | | Что такое степень с натуральным показателем. Работа над ошибками. | |
-
| 2 | 08/12 | | Таблицы основных степеней. | |
-
| 3 | 10/12 | | Правило умножения степеней, деления степеней | |
-
| 4 | 12/12 | | Правило возведения степени в степень. | |
-
| 5 | 15/12 | | Самостоятельная работа по теме «Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями.» | |
-
| 6 | 17/12 | | Степень с нулевым показателем. | |
| | | | Глава 5. Одночлены. Арифметические операции над одночленами. (8) | |
-
| 1 | 19/12 | | Понятие одночлена. Стандартный вид одночлена. | |
-
| 2 | 22/12 | | Алгоритм сложения и вычитания одночленов. | |
-
| 3 | 26/12 | | Решение уравнений, содержащих подобные одночлены. | |
-
| 4 | 29/12 | | Умножение одночленов. | |
-
| 5 | | | Возведение одночлена в натуральную степень. | |
-
| 6 | 12/01 | | Деление одночлена на одночлен. | |
-
| 7 | 14/01 | | Алгебраические дроби, содержащие операции с одночленами. | |
-
| 8 | 16/01 | | Контрольная работа № 4 по теме «Одночлены. Арифметические операции над одночленами» | |
| | | | Глава 6. Многочлены. Арифметические операции над многочленами.(14) | |
-
| 1 | 19/01 | | Многочлен. Стандартный вид многочлена. Работа над ошибками. | |
-
| 2 | 21/01 | | Сложение и вычитание многочленов. | |
-
| 3 | 23/01 | | Умножение многочлена на одночлен. | |
-
| 4 | 26/01 | | Решение уравнений, содержащих умножение одночлена на многочлен. | |
-
| 5 | 28/01 | | Умножение многочлена на многочлен. | |
-
| 6 | 30/01 | | Самостоятельная работа по теме «Решение уравнений, содержащих умножение многочленов.» | |
-
| 7 | 02/02 | | Решение текстовых задач. | |
-
| 8 | 04/02 | | Квадрат суммы, квадрат разности. Работа над ошибками. | |
-
| 9 | 06/02 | | Разность квадратов. | |
-
| 10 | 09/02 | | Сумма и разность кубов. | |
-
| 11 | 11/02 | | Использование формул сокращённого умножения для преобразования многочленов. | |
-
| 12 | 13/02 | | Решение уравнений, используя формулы сокращённого умножения. | |
-
| 13 | 16/02 | | Деление многочлена на одночлен. | |
-
| 14 | 18/02 | | Контрольная работа № 5 по теме «Многочлены. Арифметические операции над многочленами» | |
| | | | Глава 7. Разложение многочленов на множители. (15) | |
-
| 1 | 20/02 | | Разложение многочлена на множители. Работа над ошибками. | |
-
| 2 | 02/03 | | Вынесение общего множителя за скобки. | |
-
| 3 | 04/03 | | Разложение на множители методом введения новой переменной. | |
-
| 4 | 06/03 | | Способ группировки. | |
-
| 5 | 09/03 | | Способ группировки при разложении квадратных трёхчленов. | |
-
| 6 | 11/03 | | Самостоятельная работа по теме «Разложение на множители, используя разность квадратов.» | |
-
| 7 | 13/03 | | Разложение на множители, используя разность и сумму кубов. | |
-
| 8 | 16/03 | | Разложение на множители, используя полный квадрат суммы, разности. | |
-
| 9 | 18/03 | | Разложение многочлена на множители, используя комбинации различных приёмов. | |
-
| 10 | 20/03 | | Разложение на множители, используя способ группировки. | |
-
| 11 | 23/03 | | Решение уравнений второй и третей степени. | |
-
| 12 | 25/03 | | Сокращение дробей, используя для разложения формулы сокращённого умножения. | |
-
| 13 | 27/03 | | Сокращение дробей, используя метод вынесения множителя за скобки. | |
-
| 14 | 30/03 | | Тождества. | |
-
| 15 | 01/04 | | Контрольная работа № 6 по теме «Разложение многочленов на множители» | |
| | | | Глава 8. Функция у=х2. (9) | |
-
| 1 | 03/04 | | Функция у=х2 и её график. Работа над ошибками | |
-
| 2 | 06/04 | | Нахождение наибольшего и наименьшего значения функции. | |
-
| 3 | 08/04 | | Пересечение параболы с графиком линейной функции. | |
-
| 4 | 10/04 | | Графическое решение уравнений. | |
-
| 5 | 13/04 | | Решение квадратных уравнений графически. | |
-
| 6 | 15/04 | | Что означает в математике запись у = f (x)? | |
-
| 7 | 20/04 | | Построение кусочно-заданных функций. | |
-
| 8 | 22/04 | | Составление аналитической записи функции по её графику. | |
-
| 9 | 24/04 | | Контрольная работа № 7 по теме«Функция у=х2 » | |
| | | | Элементы комбинаторики и теории вероятностей. (4) | |
-
| 1 | 27/04 | | Вероятность случайных событий. | |
-
| 2 | 29/04 | | Частота случайного события. | |
-
| 3 | 04/05 | | Таблицы распределения частот. | |
-
| 4 | 06/05 | | Вероятностная частота. | |
| | | | Обобщающее повторение курса алгебры за 7 класс(10) | |
-
| 1 | 08/05 | | Решение линейных уравнений. | |
-
| 2 | 11/05 | | Система двух линейных уравнений с двумя переменными. | |
-
| 3 | 13/05 | | Итоговая контрольная работа. | |
-
| 4 | 15/05 | | Работа над ошибками. Степень с натуральным показателем и ее свойства. | |
-
| 5 | 18/05 | | Арифметические операции над многочленами. | |
-
| 6 | 20/05 | | Разложение многочлена на множители. | |
-
| 7 | 22/05 | | Решение текстовых задач на движение. | |
-
| 8 | 25/05 | | Решение текстовых задач на производительность. | |
-
| 9 | 27/05 | | Решение текстовых задач на проценты. | |
-
| 10 | 29/05 | | Решение комбинаторных задач. | |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения алгебры ученик должен
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
формулы сокращенного умножения;
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с одночленами и многочленами; выполнять разложение многочленов на множители; сокращать алгебраические дроби;
решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; строить графики линейных функций и функции y=x2;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений и систем;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Учебно-методическое обеспечение
Учебники | Учебные пособия | Методические пособия |
«Алгебра (в 2-х частях). Ч. 1: Учебник. 7 класс» / А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2014 г. | Контрольные и самостоятельные работы по алгебре: 7 класс: к учебнику А.Г. Мордковича и др. "Алгебра. 7 класс" / М.А. Попов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. | 1.Алгебра. 7 класс. Методическое пособие для учителя. Автор: Мордкович А.Г. 2013. (М. : Мнемозина, 2013). |
Дополнительная литература
1.Алгебра.7-9 классы. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных
учреждений. А.Г. Мордкович.-М.:Мнемозина, 2011
2.Алгебра. 7-9 классы. Тесты. Мордкович А.Г., Тульчинская Е.Е. .-М.:Мнемозина ,2008
11