Пояснительная записка
Базовый уровень
Актуальность курса биологии: Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, основ его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли промышленности и хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования, появление которого привело к изменению структуры школьного биологического образования. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения. Рабочая программа составлена на основе : о федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
о примерной программы по биологии, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
о Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации,
утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
о Федерального перечня учебников, утвержденных приказом от 31 марта 2014 г. № 253,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
о требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта; о Обязательным минимумом содержания и требованиями к уровню подготовки выпускников, содержащихся в структуре Федерального компонента государственного стандарта общего образования
(см. Вестник образования России, июль № 13, 2004 год, или «Сборник нормативных документов Министерства образования РФ. Биология». - М.: Дрофа. 2004);
о Преподавание курса «Общая биология» в 10-11 классе ведётся по Программе среднего (полного) общего образования по биологии. 10-11 классы. Авторы И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов (Базовый уровень), опубликованной в сборнике нормативных документов Министерства образования РФ. - М, : Дрофа. 2004г.. обновлена в сборнике рабочих программ «Биология. 10-11 классы.», -М.: Дрофа. 2015г.
Программа определяет базовый уровень содержания образования по биологии. По своей структуре она концентрическая, т.к. полностью включает в себя вопросы общей биологии программы для 9 класса, о Тематическое планирование составлено в соответствии с вышеназванной программой;
Программы курса «Общая биология» ( базовый уровень) утверждена Министерством образования Российской Федерации и является составным компонентом основной линии биологического образования, основанного на концентрическом принципе построения обучения. Программа предназначена для изучения предмета Общая биология, рассчитана на 1 час классных занятий в неделю в 10 классах
Особенности преподавания предметного курса Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи. Изучение курса «Биология» в 10—11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде. Именно поэтому, наряду с освоением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов, в программе уделено серьезное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач. Профилактика СПИДа; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; наследственные болезни человека, их причины и профилактика; медикогенетическое консультирование — эти и другие темы помогут сегодняшним школьникам корректно адаптироваться в современном обществе и использовать приобретенные знания и умения в собственной жизни.
В 10 классе обобщаются знания о клеточном уровне жизни, видах клеток и неклеточных форм жизни, расширяются представления о самовоспроизведение организмов, генетических законах наследственности и изменчивости, о многообразии пород, сортов и штаммов организмов, полученных человеком в селекции.
В 11 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развитии организмов.
Программа курса «Общая биология» 10-11 класс, авторы И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов утверждена министерством образования Российской Федерации и является составным компонентом основной линии биологического образования, основанного на концентрическом принципе построения обучения.
Целью программы является : овладение учащимися знаниями о живой природе и присущих ей закономерностях, общими методами ее изучения, учебными умениями применения биологических знаний для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма, направленных на сохранение окружающей природы и здоровья человека.
Задачи курса: обучающие:
Способствовать: формированию на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры.
освоению знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания.
Развивающие:
Создавать мотивацию на : овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
Воспитательные:
Воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе ;
убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Ожидаемый результат: -Формирование целостного восприятия органического мира;
-формирование практической значимости биологических знаний.
Особенности методики преподавания курса:
В основу структурирования курса положена уровневая организация живой природы
Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных при изучении биологических дисциплин в основной школе, а также приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологической науки; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследования. Для реализации указанных подходов включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме.
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках - уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях,
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); хромосомную теорию наследственности, антропогенеза, учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;
сущность биологических процессов: Особенности жизни как формы существования материи; роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации; сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости размножение, оплодотворение;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику: Фундаментальные понятия о биологических системах;
соотношение социального и биологического в эволюции человека;
основные области применения биологических знании в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
Учащиеся должны уметь:
объяснять: с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений , животных, в том числе и человека; роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций;
решать элементарные биологические, генетические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);
сравнивать', биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и
человека;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать
давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
работать с микроскопом и изготавливать простейшие препараты для микроскопических
исследований; с учебной и научно-популярной литературой,
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
Оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми
продуктами;
Оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Использовать текст для работы с натуральными объектами
Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, объясняя функциональность органоидов клетки;
Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;
Работать с микроскопом и др.увеличительными приборами;
Уметь моделировать опыты для объяснения биологических процессов жизнедеятельности;
Уметь объяснить физиологические процессы, стадии онтогенеза организма с применением теоретических знаний;
Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков.
Моделировать ситуации скрещивания и наследования признаков, с последующим решением составленной генетической задачи;
Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии:
Составлять простейшие родословные с последующим генетическим прогнозом;
Знать методологию гибридизации живых организмов;
НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Оценивание устного ответа учащихся Отметка "5" ставится в случае:
Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
Знание всего изученного программного материала.
Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
правильно определил цель опыта;
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
или было допущено два-три недочета;
или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
или эксперимент проведен не полностью;
или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи - отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, взаимосвязи в биологических системах и природной среде - определяют содержание, структуру школьного курса биологии, последовательность развития основных понятий.
В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.
Ключевые понятия применяемые в изучении курса: уровни организации жизни, строение и биохимический состав клетки, гомеостаз, обмен веществ в клетке, типы деления клеток, особенности и условия оплодотворения, эмбриогенез, органогенез, гистогенез, генетика, селекция, гибридизация, эволюция, арогенез, аллогенез, катагенез, расы, биосфера, биогеография, биогеоценозы, сукцессии, симбиоз, типы взаимодействий между живыми организмами, антропогенез, бионика, ноосфера.
10% рабочего времени отведено для реализации регионального компонента образования. Его введение позволяет познакомить учащихся с практическим использованием биологических знаний, ролью российских учёных в развитии биологии, специальностями учебных заведений города, края имеющими биологический профиль.
Рабочая программа предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем и порядка изложения, а также форм их проведения с учетом материального обеспечения и резерва времени.
Курсивом в данной программе выделен текст материала, который подлежит изучению, но не втючается в Требовап
Для повышения уровня и использования полученных знаний, а также для приобретения практических навыков программой предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Работы, отмеченные * знаком, рекомендуются для обязательного выполнения. Большинство представленных в программе лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов. Лабораторные и практические работы проводятся в течение 10-15 минут, поэтому оцениваются исходя из степени самостоятельного выполнения заданий учащихся, на усмотрение учителя. В связи с объемными названиями тем лабораторных и практических работ, допустима запись тематики работы в классный журнач нумерацией, согласно календарно-тематического планирования.
В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения , в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, электронных таблиц, презентаций, электронных приложений, электронных датчиков видеофильмов и др.. Место предмета в базисном учебном плане : разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ. в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 70 часов, в том числе в 10 классе -35(1 час в неделю), в 11 классе - 35 часов (1 час в неделю).
Основные методы работы и формы, словесные (рассказ, лекции, семинары, зачеты, эвристическая беседа, путешествие, конференция и др.), практические( проектная деятельность, ИКТ, творческие задания, рефераты, доклады, поделки, модели, лабораторная работа и т.д.), наглядные( опыт, эксперимент, демонстрация, работа с видеофильмами, интернет-ресурсами), исследовательские, словесный, описательный, проблемные, частичнопоисковые. групповые, элементы модульного обучения, индивидуальные.
Отслеживание результатов проводится через различные формы контроля:
итоговый;
индивидуальный;
текущая аттестация (проверочные и самостоятельные письменные работы; практические работы; тестирование; зачеты; контрольные работы; срезовые работы);
промежуточная аттестация (тестирование; контрольные работы; защита реферата; защита проекта; защита научно - исследовательской работы)
Основные требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса( базовый уровень):
В результате изучения биологии Юкласс на базовом уровне ученик должен знать /понимать
или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Материально-технические условия реализации рабочей программы»
Учебно-методический комплекс для учащихся включает:
Учебник В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова Биология. Общая биология. 10 класс. Базовый уровень,- М.: Дрофа, 2015.
Учебник В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова Биология. Общая биология. 11 класс. Базовый уровень,- М.: Дрофа, 2015
Электронное приложение к учебнику Учебно-методический комплекс для учителя включает:
Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта.Федеральный базисный учебный план.-М.:Дрофа, 20Ю.-172с.
Программа для общеобразовательных учреждений. Авторы: В.И.Сивоглазов,
И.Б.Агафонова.Дрофа, 2015 год
Учебник, мультимедийное приложение к учебнику В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова Биология. Общая биология. 10-11 классы. Базовый уровень,- М.: Дрофа, 2010,
Козлова Т.А. Методическое пособие к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т.
Захаровой "Общая биология: Базовый уровень. 10-11 классы"- М.: Дрофа, 2009
Контрольно-измерительные материалы:
Александрова В.П., Попов М.А.Биология. Диагностические работы для проведения
промежуточной аттестации .5-10 классы. -М.: ВАКО.2013
Богданов Н.А. Биология 10, 11 класс .Контрольно-измерительные материалы. - М.: ВАКО, 2013
Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 е ш «Мир и образование», 2005
Дикарев М.С., Сборник задач, М Дрофа, 2001
Кузнецова В.Н., Прилежаева Л.Г. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля . Биология. Старшая школа. М.: Интеллект-Центр», 2006. 2012
• Мухамеджанов И.Р. Тесты.зачеты, блицопросы по общей биологии: 10-11 классы ,-М. ВАК0.2006.
Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С.. Общая биология. Тетрадь-экзаменатор. 10-11 классМ.: Просвещение, 2008
Фросин В.Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая Биология. - М.: Дрофа. 2004. -216
Фросин В. Н., Сивоглазов В. И.. «Биология. Общая биология. ЕГЭ: шаг за шагом». 9—11 классы. М., «Дрофа», 201 I
Дополнительная литература для учителя:
Биология 10 класс Поурочные планы по учебнику ВИ Сивоглазова, ИБ Агафоновой, ЕТ Захаровой "Общая биология Базовый уровень" Т.И.Чайка.- Волгоград: Учитель, 2013
Богданова Т.Л.Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М.Аст-Пресс Школа, 2006
Пименов А.Уроки биологии, Ярославль, 2001
Медников Б. М. Биология : формы и уровни жизни М. Просвещение , 1992
Кулев А.В. Общая биология. М.Дрофа, 2001
Лернер Г.И. Тестовые задания , М. Аквариум, 2000
Батуев А.С., Буленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
Грин Н.. Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3-х томах. М.: Мир, 1996
Горячева М.В.,Колтакова С.И.Примерные тестовые задания по биологии.Барнаул,2004г.
Зарудняя Т.В., Олимпиады по биологии. Волгоград, 2004 г.
Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа. 2002;
Кудинова Л.М., Олимпиадные задания по биологии 6-11 классы. Волгоград, 2004г.
Лемеза Н.А., Биология в экзаменационных вопросах и ответах. М.: Айрис, 2000г.
Петунии О.В.Уроки биологии в 10-11 классах.Ярославль:Академия развития, 2003г.
Пименов А.Н.Уроки биологии в 10-11 классах( в двух частях).Ярославль: Академия развития, 2003, 2007г.г.
Сонин Н.И.,Бровкина Е.Т. Методическое пособие, М.Дрофа,2001 г.
Чайка Т.И.Биология.Поурочные планы. 10-11 классы ( в двух частях).Волгоград: Учитель, 2007г. Дополнительная литература для учащихся:
Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.
Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: книга для самообразования. М.: Просвещение. 1992.
Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.
Нейфах А. А., Лозовская Е. Р. Гены и развитие организма.М.: Наука, 1984.
6.Одум Ю. Экология. Т. 1—2. М.: Мир, 1986.
Серия «Я познаю мир», М: «АСТ», 1998
Серия «Аванта+. Энциклопедия для детей», М: «Аванта+», 2003 МТЛЛТМЕ01А-ПОДДЕРЖКА КУРСА «Общая биология. 10-11 класс»
компакт-диски: «Общая биология»,
« Библиотека электронных наглядных пособий»,
Лабораторный практикум 6-11 класс», «1-С репетитор, биология»,
энциклопедийный материал редакции «Аванта+»,
«КИМ.биология»,
мультимедийное приложение к учебнику «Общая биология»,
Электронные таблицы ,
СД-диски: Сборник "Электронные уроки и тесты. Биология в школе.": «Организация жизни», «Функции и среда обитания животных организмов», «Жизнедеятельность животных», «Взаимное влияние живых организмов», «Влияние человека на природу»
Авторские презентации учителя к каждому уроку
Интернет ресурсы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:
Нпр://ги.\ч |к|ресНа.огц/, 1тр;//Ыо. 1зер(етЬег.ги/, 1тр://чууууу.11с1фог1а1.П1, Ьар://уууууч игоктпек |Щр://ко/1епкра.пагоскт/, 1иф://чучучу.й-п.ги, 1нф:/Лч\\\\.гизескыпГо, ЬИр://Ге^Г1 ча1.1 зерЮтЬег.т/,
1шр://\у у\лу .рсбчо\е1.ги. 1шр://Ыз1о1о§у.пагос1.ги/, Ьцр://чучучч.тес1кигз.ги/, 1шр;//тч 1еат.ги/, 1Щр://\у'\улу.ги5паика.сот/. ЬИр://еуо1и1юп.рочуете(.ги/. 1Шр:/Ачуууу.тебЬю1.ги, 1йф://Ыо.1Ые1'1.ги, 1Щр://р|1\з.рго1гез.ги/. кЦрк/чуууччЭтесйс.ги/, |Щр://нт1аае.чуеЬз|Ь.ги/. 1тр:/Лччучу.щзте(1зегчег.ги/,
1Шр://\у\у\у.Л/Ыт.ги/, ЬИр;//чууууу.огаап 12т 1са.ги, Ьйр://уу уу\у.ЛоганIта!,ги/, ННр ://чу чучу ,чу е Ьз 1Ь.ги/. НЦр://уу'\ууу.пеиго.пеЛги/. 1иф://екопачка.паго(].ги/. Бйр://Ыо1ое»1.пе1/1 Ьйр://чучучу.Лаипа-сК.ги. электронный учебник: 1шр://еко1-изЬ.пагос1.ги/и др„ на основе материалов данных сайтов ко всем урокам созданы презентации для более информативного насыщения урока.
Полезные интернет-ресурсы
Федеральный портал «Российское образование»
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Образовательные ресурсы Интернета - Биология. 11ир:/Лучууу.а11епц.ги/еск|/Ью1,1йт
1чПр://чууууу.аЬйи.ги/я&й/аЬоикезр (программа «Юниор - старт в науку»);
Ийр://уегпас1зку.с1пЦт.ги/(конкурс им. Вернадского);
Ьйр://уууууу.зТер-1п1:о-(11е-ЕиЩге.ги/ (программа «Шаг в будущее);
1Шр://чулччч.кеасН.ги (программа 1гйе1 - «Обучение для будущего»).
1)Цр://чууучч.е1с1оз.ги (эвристические олимпиады дистанционного центра «Эйдос»)
Сеть творческих учителей. Сообщество учителей биологии и экологии "БИО-ЭКО" :
|1й1:р://1Ш:р:/Аууууул(-п.ги/соттшц(|'ез.азрх?еа( по=13613&(тр1=сот Энциклопедии , Эл. Книги, электронные учебники
1Шр://уу уууу .1аЬз1епс1.ги/з|'(е/|пс1ех/ис11 (есй/шбех Ги11.р1ф?гжк1еИи11&1с1:=368&к1 са(= 1492- электроиные таблицы
Тематическое планирование « Общая биология» (базовый уровень) 18 часов
Название темы | Кол-во часов | Лабораторные работы/практические работы | Демонстрация,оборудование |
Раздел 1 .Биология как наука. Методы научного познания. | 1 | | |
Тема 1.1 .Краткая история развития биологии. Система биологических наук. | 1 | | Портреты ученых. Таблица: Разделы биологии Электронные схемы«Связь биологии с друг ими науками». «Система биологических наук ». |
Раздел 2.Клетка. | II | | |
Тема 2.1 .История изучения клетки. Клеточная теория. | 1 | | Табл. Строение клетки. Демонстрация. Электронная схема «Многообразие клеток». |
Тема 2.2. Химический состав клетки. Элементарный состав Неорганические вещ-ва 3.Органические вещ-ва: углевод и липиды 4. Органические вещ-ва: белки и нуклеиновые кислоты | 2 | | Демонстрация. Диаграммы: «Распределение химических элементов в неживой природе», «Распределение химических элементов в живой природе». Периодическая таблица элементов. Схемы и таблицы «Строение молекулы белка». «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Типы РНК», «Удвоение молекулы ДНК Табл. Строение молекул воды, белка, углеводов, жиров.. Биосинтеза белка Модель ДНК. белка, аппликация Электронная схема биосинтеза белка |
Тема 2.3.Строение эукариотической и прокариотической клеток. Эукариотическая клетка: цитоплазматическая мембрана Органоиды растительной клетки Органоиды животной клетки Бактерии | 2 | | Табл. Строение клетки. Фолио : строение клетки и ее органоидов. Прокариотическая клетка. УДО: световые микроскопы. изЬ-микроскоп. Микропрепараты клеток живых форм. Микропрепараты бактерий Табл. Бактерии Демонстрация. Схемы и таблииы: «Строение эукариотической клетки». «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки», «Строение хромосом», «Строение прокариотической клетки». Характеристика гена. Удвоение молекулы ДНК |
Тема 2.4.Реализация наследственной информации в клетке. | 1 | | Табл.Генетический код.. Магнитная аппликация Биосинтез белка Демонстрация. Электронная таблица «Генетический код», схема- анимация «Биосинтез белка». |
Тема 2.5.Вирусы. | 1 | | Табл. Вирусы. Бактериофаг Фолио: Вирусы и бактериофаги Демонстрация. Электронная схема «Строение вируса», электронная таблица |
| | | Профилактика СПИДа». |
Раздел З.Организм. | | | |
Тема 3.2. Обмен веществ и превращение энергии. Пластически обмен Энергетически й обмен | 1 | | Табл. Фотосинтез. Энергетический обмен Апликация энергетического обмена: фотосинтеза. Демонстрация. Схема «Пути метаболизма в клетке». |
ТемаЗ.З. Размножение. Бесполое размножение Половое размножение Митоз и мейоз Гаметогенез. 5-Оплодотворение у хордовых и растений | 2 | | Табл. Вегетативное размножение Аппликации: митоз, размножение сосны, папоротника, мха. водорослей, грибов. Табл.Мейоз Аппликация Мейоз Демонстрация. Электронные схемы и таблицы: «Митоз и мейоз». «Гаметогенез». «Типы бесполого размножения». «Строение яйцеклетки и сперматозоида». Оплодотворение з’ растений и животных |
Тема ЗАИндивидуальное развитие организма. Эмбриогенез Постэмбриональное развитие | 2 | | Т абл. Эмбриогенез Оплодотворение растений Аппликация Индивидуальное развитие животных Демонстрация. Электронные таблицы: «Основные стадии онтогенеза». «Прямое и непрямое развитие». Электронные таблицы, фотографии, диаграммы и статистические данные. |
демонстрирующие последствия влияния негативных факторов среды на развитие организма. |
Тема 3.5.Наследственность и изменчивость. Генетика. Методы. Исследования Менделя Моногибридное скрещивание Дигибридное скрещивание Полигибридное скрещивание Сцепленное наследование Взаимодействие генов Модификационная изменчивость Мутационная изменчивость | 3 | Лабораторная работа.№3 Составление простейших схем скрещивания Лабораторная работа.№4 Решение элементарных генетических задач Практическая работа.№2 Изучение изменчивости Практическая работа.№3 Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на орг анизм | Табл. Мутации Гербарии по модигЬикационной изменчивости, коллекция полиплоидов сахарной свеклы. Демонстрация. Электронные схемы, иллюстрирующие моногибридные и дигибридные скрещивания: неполное доминирование, сцепленное наследование признаков; перекрест хромосом: наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность. Мутации. Примеры модификационной изменчивости. Фотоматериалы, демонстрирующие влияние мутагенов на организм человека. |
Тема 3.6. Основы селекции. Современные достижения селекции Биотехнология. | 1 | Практическая работа.№4 Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии | Табл. Селекция растений и животных. Коллекции плодов и овощей. Гербарии сельскохозяйственных и дикорастущих растений Демонстрация. Карта-схема «Центры многообразия и происхождения культурных растений». Гербарные материалы и коллекции сортов культурных растений. Таблицы: «Породы домашних животных». «Сорта культурных растений». Электронные схемы создания генетически модифицированных продуктов, клонирования организмов. Материалы ( Фото, видео), иллюстрирующие достижения в области биотехнологии. |