СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс»

Календарно - тематическое планирование

Тема

часы

Планируемые результаты

дата

Домашнее задание

предметные

метапредметные

личностные

план

Факт




Введение 6 ч.


1

Биология – наука о живой природе


1

Определяют понятия: «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества.

Р- корректирует свои знания; контролирует, оценивает разницу между живыми организмами;

П- анализирует полученные знания; структурирует полученные знания, устанавливает связь между живым и не живым организмом;

К- выражает в ответах свои мысли, обсуждает с учителем и учащимся их ответы

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

03.09.19г


§1, индивидуальное задание


2

Методы исследования в биологии


1

Определяют понятия: "методы исследования», «наблюдения», « эксперимент, «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии.

Р – осуществляет самопроверку, оценивает значение каждой науки о природе;

П – логически

сравнивает науки друг с другом, преобразует полученную информацию, ищет необходимую информацию;

К – выражает свои мысли в заданиях, ставит вопросы для обсуждения

Осмысление методов изучение природы


10.09.19г


§2

3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого


1

Определяют понятия: «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа


Р – планирует свою работу в группе, контролирует работу других, ищет необходимую информацию;

П – исследует различные методы изучения природы, моделирует изучение природы, анализирует полученные знания;

К – планирует работу со сверстниками, управляет поведением партнера

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

17.09.19г


С. 15-18, составить пищевую цепь

4

Среды обитания живых организмов


1

Определяют понятия: «водная среда», «наземно-воздушная среда» , «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу


Р – корректирует свои знания и допущенные ошибки;

П – выбирает способы решения задач, ищет необходимую информацию;

К – выражает в ответах свои мысли, ставит свои вопросы на обсуждение

Осмысливание среды обитания живых организмов


24.09.19г


§4, составить план параграфа

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы



1

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника

Р – ставит перед собой цель, осуществляет

самопроверку;

П–преобразует полученную информацию;

К – задает вопросы

Понимание экологических факторов и их влияние на живые организмы


01.10.19г


§5

6

Обобщающий урок


1

Основные понятия данного раздела.

Характеризуют влияние деятельности человека на природу.

Р – корректирует знания, оценивает собственные результаты;

П – предлагает способы решения, анализирует полученные знания, выделяет главное и второстепенное, моделирует строение клеток, преобразует информацию;

К – выражает свои мысли, планирует свою работу

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

08.10.19г.




Клеточное строение организмов (11 ч)


7

Устройство увеличительных приборов


1

Определяют понятия: « клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом


Р – определяет цель важности клетки для живого организма;

П – анализирует знание о клетке, её строение и составе, структурирование полученных знаний;

К – разрешает конфликты

Понимать устройства увеличительных приборов


15.10.19г


§6

8

Строение клетки



1

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки


Р – корректирует свои знания, оценивает сложность протекания обмена веществ;

П – отбирает необходимую информацию об обмене веществ, соотносит свой способ питания с другими;

К – ставит вопросы, выражает свои мысли

Понимать строение клетки


22.10.19г


§7

9

Л.Р «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»


1

Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их


Р – определяет цель протекания процесса дыхания, корректирует свои знания о процессах жизнедеятельности, осуществляет самоконтроль, оценивает важность процесса дыхания;

П – исследует процессы жизнедеятельности, анализирует протекание дыхания, соотносит свой способ питания с другими;

К – отвечает на поставленные вопросы, обсуждает их со сверстниками

Осмысливать приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.


29.10.19г



10-11

Химический состав клетки

1

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки


П - умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал

Р -умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

К - умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.

Осознавать сложность строения клетки


12.11-19.11.19г.


§8. Индивидуальное задание

12

Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост

1

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют результаты


П - умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Р-умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять

результаты работы.

К - умение слушать учителя, аргументировать свою точку зрения

Осознавать жизнедеятельность клетки: её деление и рост

26.11.19г.


§9

13

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (питание, дыхание)



1

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом



П- умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал

грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Р- умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

К - умение работать в составе творческих групп

Осмысливать жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание


03.12.19г.


Индивидуальное задание

14

Жизнедеятельность клетки, рост и развитие

1

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют результаты


П - умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Р-умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять

результаты работы.

К - умение слушать учителя, аргументировать свою точку зрения

Осознавать жизнедеятельность клетки: её деление и рост

10.12.19г.


Индивидуальное задание

15

Деление клетки


1

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки


П- умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Р- умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.


К - умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

Овладение навыками выступлений перед одноклассниками.

Понимать деление клетки


17.12.19г.


§9 зад на с.45

16

Понятие «ткань»


1

Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительности ткани на микропрепаратах


П - умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Р- умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

К- умение работать в составе творческих групп

Осознавать понятие «ткань


24.12.19г.


§10 зад на с.49

17

Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов»


1

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами

Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопами


П -умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал

Р -умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.

К - умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

Овладение навыками выступлений перед одноклассниками.

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе

достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы

14.01.20г.


Повторить §§1-10


Царство Бактерии 3 ч


18

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность


1

Выделяют существенные признаки бактерий


П- умеют выбирать наиболее эффективные способы решения задач, делают выводы на основе полученной информации.

Р- умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Умеют представлять результаты работы

К-умеют воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками, работают в составе творческих групп


Осознавать бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность


21.01.20г.


§11 зад на с.55-56 Р.т. зад.43-44

19

Роль бактерий в природе и жизни человека


1

Определяют понятия: « клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека


П - умеют работать с текстом, выделяют в нем главное, структурируют учебный материал, дают определение понятиям. Составляют конспект урока в тетради. Преобразуют информацию из одной формы в другую. Проводят сравнение биологических объектов, выделяют их существенные признаки.

Р-умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения.

К- умеют слушать учителя и отвечать на вопросы. Аргументируют свою точку зрения


Понимать роль бактерий в природе и жизни человека


28.01.20г.


§12 Р.т. зад.47презентация о практическом значении бактерий

20

Обобщающий урок по теме «Бактерии»

1

Признаки бактерий, основные понятия, роль бактерий в природе

П - умеют работать с текстом, выделяют в нем главное, структурируют учебный материал, дают определение понятиям.

Р-умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения.

К- умеют слушать учителя и отвечать на вопросы. Аргументируют свою точку зрения

Осознавать бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.

Понимать роль бактерий в природе и жизни человека



04.02.20г.




Царство Грибы (5 ч)


21

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека


1

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека


П-умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты природы. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.

Р- умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков оценки и самоанализа.

К-умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Осмысливать характеристика, строение и жизнедеятельность грибов.


11.01.20г.


§13зад н

сообщения о роли грибов в жизни человека с.69


22

Шляпочные грибы


1

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами


П- умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации. представлять результаты работы классу.

Р- умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным

навыков самооценки и самоанализа.

К-умение работать в составе творческих групп, правилам работы в кабинете.

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы

18.01.20г.


§14

зад на с.77

23

Плесневые грибы и дрожжи


1

Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение плесневого гриба и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведенным в учебнике изображением


П-умеют работать с текстом, выделяют в нем главное, структурируют учебный материал, дают определение понятиям. Составляют конспект урока в тетради. Преобразуют информацию из одной формы в другую. Проводят сравнение биологических объектов, выделяют их существенные признаки.

Р-умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения

К- умеют слушать учителя и отвечать на вопросы. Аргументируют свою точку зрения


Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы

25.01.20г.


§15

зад на с.80

24

Грибы-паразиты


1

Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе жизни человека


П-умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Р-умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.

К-умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

Овладение навыками выступлений перед одноклассниками

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

03.03.20г.


§16

Сообщение о значении грибов

25

Промежуточная аттестация


1

Обобщение материала по изученным темам курса 5 класса



Р-умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работ

П-умение выделять главное в тексте.

К-умение высказывать свое мнение


Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и

объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы


10.03.20г.


Пов.§ 11-16


Царство Растения 10 ч


26

Ботаника- наука о растениях


1

Определяет понятие: «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные

признаки растений . Выявляют на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, и наиболее распространенные растения, опасные для человека растения. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выделяют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием

Р-Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П-умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять схемы

К-умение слушать учителя, высказывать и аргументировать свое мнение


Осмысливание ботаники


17.03.20г.


§17

зад на с.92

27

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания


1

Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты работают с

микроскопом



Р- умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

П-умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать

объекты.

К-умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы

31.03.20г.


§18


28

Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей


1

Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей


Р-Развитие навыков оценки и самоанализа.

П- умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное.

К-овладение навыками выступлений перед аудиторией.

Осознавать

роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей

07.04.20г.


§18

зад. на с.92

29

Лишайники


1

Определяют понятия: «кустистые лишайники

«листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе



Р- умение организовать выполнение заданий учителя

согласно установленным правилам работы в кабинете.

П-умение работать с дидактическими материалами, классифицировать объекты, давать определения понятиям.

К- умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками


Понимание о роли лишайников в природе и жизни человека


14.04.20г.


§19

зад. на с.106

30

Мхи.


1

Выполняют лабораторною работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных

образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека


Развивается умение выделять

существенные признаки высших споровых растений

и на этом основании относить мхи к высшим споровым

растениям.

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений

и установления усложнений в их строении

21.04.20г.


§20

зад. на с.111

31

Папоротники, хвощи,


1

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений

и установления усложнений в их строении в процессе эволюции

Развивается умение выделять

существенные признаки высших споровых растений

и на этом основании относить мхи, папоротники, плауны и хвощи к высшим споровым растениям

Понимать строение мхов, папоротников, хвощей и плаунов


28.04.20г.

Объединение тем

§21

зад. на с.117, 119

32

Голосеменные растения


1

Выполняют лабораторную работу . Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека


Р-умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете,

развитие навыков оценки и самоанализа

П-умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение

сравнивать и делать выводы на основании сравнений.

К-умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Понимание о голосеменных как о прогрессивных растениях


05.05.20г.


§22

зад. на с.125,

127

33

Покрытосеменные растения


1

Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных

в природе и жизни человека



Р-умение корректировать собственные представления о происхождении человека с научным мировоззрением.

П-умение формулировать гипотезу и находить аргументы для ее доказательства.

К-умение обобщать информацию и выстраивать доказательность

своих убеждений перед одноклассниками


Осмысливание преимущества покрытосеменных растений


12.05.20г.

Объединение тем

§23

зад. на с.131,

132


34

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира


1

Определяют понятия: «палеонтология» «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира


Р-умение систематизировать полученную информацию, группировать данные и определять последовательность личных действий по охране окружающей среды.

П- умение обобщать информацию, находить способы решения экологических задач.

К- умение выслушать мнения одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией.

Осмысливать происхождение растений


19.05.20г.


§24

35

Обобщающий урок «Царство растения»

1


Р- умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П- анализ информации,


26.05.20г.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!