СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по биологии разработана для обучающихся с ОВЗ на основании учебника Биология 9 класс Соломина Е.Н., Шевырёва Т.В.
Биология
Содержание
3. Пояснительная записка …………………………………………………………………………….. . Стр.2
3.1. Нормативно-правовая база……………………………………………………………………….. .Стр.2
3.2. Характеристика обучающихся класса по возможностям обучения по данному предмету…..Стр.3
3.3. Цель программы
Задачи программы……………………………………………………………………………………… Стр.3
3.4. Содержание учебного предмета…………………………………………………………………...Стр. 4
3.4.1. Учебный план…………………………………………………………………………………...... Стр.5
3.4.2. Распределение учебной нагрузки по разделам……………………………………………… Стр.6
3.5. Требования к предметному уровню достижений обучающихся……………………………… Стр.14
3.6. Основные умения обучающихся, которыми они должны овладеть…………………………….Стр.17
3.7. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся………………………… Стр.17
3.8. Перспективное календарно-тематическое планирование………………………………………..Стр.19
3.9. Ресурсное обеспечение рабочей программы…………………………………………………… Стр.44
3. Пояснительная записка.
3.1. Нормативно-правовая база
Рабочая программа по предмету «Биология» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
3.1. Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.;
3.2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки РФ №1598 от 19 декабря 2014 года);
3.3. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки РФ №1599 от 19 декабря 2014 года);
3.4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол №4/15 от 22 декабря 2015 г.));
3.5. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
3.6. Программы специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Владос, 2014. – Сб.1,2;
3.7. Учебный план ОГКОУ «Школа №11» на 2018 -2019 учебный год;
3.8. Годовой календарный учебный график школы на 2018 - 2019учебный год.
3.2. Характеристика обучающихся класса по возможностям обучения по данному предмету
В 9а классе 10 обучающихся. Из них по программе для обучающихся с лёгкой степенью УО занимаются 6 человек. По возможностям обучения их можно разделить на 4 группы.
К I группе можно отнести …. Этот ученик успешно овладевает программным материалом по предмету «История России» в процессе фронтального обучения. Все задания он выполняет, как правило, самостоятельно. Программный материал усваивает сознательно. Полученные знания и умения обучающийся успешнее остальных применяет на практике. При выполнении сложных заданий ему нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
Ко П группе отнесены …. Эти обучающиеся также успешно обучаются по данному предмету. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, запоминают изучаемый материал, исторические события, даты, но затрудняются сделать элементарные выводы и обобщения. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ.
III группа – …. Эти обучающиеся с трудом усваивают программный материал и нуждаются в помощи учителя. Для них характерно недостаточное понимание вновь изучаемого материала. Они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных ко второй группе. Значительно снижены у школьников данной группы способности к обобщению.
3.3. Цель программы
Задачи программы………………………………………………………………………………………
Основными задачами преподавания биологии в 9 классе являются:
сообщение учащимся знаний об организме человека и его здоровье;
привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
В процессе знакомства с организмом человека у учащихся развивается наблюдательность, речь и мышление, учащиеся учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения.
3.4. Содержание учебного предмета
В курсе биологии «Человек» предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, об организме человека и охране его здоровья.
В программе предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. В 9 классе учащиеся знакомятся с организмом человека и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. Им сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания. При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья, закаливания организма человека и для нормальной его жизнедеятельности.
Планирование рассчитано на 2 часа в неделю, всего 68 часов. Контроль осуществляется в виде тестов по разделам и устных опросов.
Программа 9 класса состоит из 10 разделов: «Общий обзор строения организма человека», «Опора и движение», «Кровь и кровообращение», «Дыхание», «Пищеварение», «Почки», «Кожа», «Нервная система», «Органы чувств», «Охрана здоровья человека в Российской Федерации».
В разделе «Общий обзор строения организма человека» учащиеся знакомятся с организмом человека, с органами и системами органов, даются краткие сведения о строении клеток и тканей человека.
В разделе «Опора и движение» рассматривается значение опорно-двигательной системы, строение и состав костей скелета человека, основные группы мышц и их работа. Учащиеся знакомятся с оказанием первой помощи при ушибах, вывихах, переломах; с предупреждением искривления позвоночника и развития плоскостопия.
В разделе «Кровь и кровообращение» учащиеся знакомятся со значением крови и кровообращения, с составом крови, с органами кровообращения; узнают об отрицательном влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды; учатся оказывать 1-ю помощь при кровотечениях.
В разделе «Дыхание» рассматриваются органы дыхания, их строение и функции. Учащиеся знакомятся с болезнями, передающимися через воздух; с отрицательным влиянием никотина на органы дыхания, с гигиеной органов дыхания.
В разделе «Пищеварение» учащиеся знакомятся со значением пищеварения, с питательными веществами и витаминами, с органами пищеварения, с процессами пищеварения в ротовой полости, в желудке, в кишечнике. Даются сведения о гигиене питания и предупреждении желудочно-кишечных заболеваний, о пищевых отравлениях и глистных заражениях.
В разделе «Почки» рассматриваются органы мочевыделительной системы, их значение. Учащиеся знакомятся с внешним строением почек и их расположением в организме. Даются сведения по предупреждению почечных заболеваний.
В разделе «Кожа» учащиеся знакомятся со строением кожи и её значением; с видами закаливания организма; с профилактикой и 1-ой помощью при тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожении.
В разделе «Нервная система» рассматривается строение и значение нервной системы, отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина.
В разделе «Органы чувств» учащиеся узнают о значении органов чувств, о строении, функциях органа зрения, органа слуха, органов обоняния и вкуса.
В разделе «Охрана здоровья человека в Российской Федерации» учащиеся знакомятся с системой здравоохранения в РФ, с мероприятиями, осуществляемыми в нашей стране по охране труда, с медицинской помощью, социальным обеспечением по старости, болезнями цивилизации.
3.4.1. Учебный план
№ п/п | Тема | Практические работы (как часть урока) | Лабораторные и демонстрация опытов (как часть урока) |
1 | Общий обзор строения организма человека |
| 1 |
2 | Опора и движение | 1 | 4 |
3 | Кровь и кровообращение | 2 | 1 |
4 | Дыхание | 1 | 1 |
5 | Пищеварение | 1 | 1 |
6 | Почки |
|
|
7 | Кожа |
|
|
8 | Нервная система |
| 1 |
9 | Органы чувств |
| 2 |
10 | Охрана здоровья человека в РФ. |
|
|
3.4.2. Распределение учебной нагрузки по разделам
| Тема урока |
| Планируемые результаты обучения
| Сам. работа | Практическая работа (ПР), лабораторная работа (ЛР), демонстрация опытов (ДО). |
| Введение | 2 | предметные |
|
|
1 | Место человека среди млекопитающих в живой природе. | 1 | Знать/понимать: -термины: млекопитающие, человекообразные обезьяны -место человека среди млекопитающих в живой природе; Уметь: называть внешние сходства и отличия человека от животных; |
|
|
2 | Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных. | 1 |
|
|
|
| Общий обзор строения организма человека | 4ч | Знать/понимать: -термины: клетка, ядро, мембрана, цитоплазма, обмен веществ, органические и неорганические вещества, ткань, орган, система органов, организм. -строение, химический состав и жизнедеятельность клетки, Уметь: - находить органы человека; -распознавать системы органов на таблицах, рисунках; - находить в тексте сведения для заполнения таблиц.
|
|
|
3 4 | Общее знакомство с организмом человека. (Строение, химический состав и жизнедеятельность клетки) | 2 |
| Заполнение таблицы «Химический состав клетки» | Демонстрация торса человека |
5 | Ткани и органы. | 1 |
| Запол. табл. ицы «Основные виды тканей» |
|
6 | Системы органов | 1 |
| Запол. табл ицы «Системы органов» |
|
| Опора тела и движение | 12ч | Знать/понимать: -термины: опорно-двигательная система, скелет туловища, череп, скелет конечностей, сустав, надкостница, позвонок, рёбра, грудина, лопатка, ключица, растяжение, вывих, перелом, шина; -отделы скелета человека; -типы соединения костей; -виды костей и их строение; -признаки растяжения связок и вывиха сустава Уметь: -находить основные отделы скелета на рисунке и своём теле; -определять тип соединения костей; -находить части сустава на рисунке; -находить и называть кости лицевого и мозгового отдела черепа на рисунке и макете; -зарисовывать схему строения позвоночника; -оказывать 1-ю помощь при вывихах, при переломе костей конечностей; - находить в тексте сведения для заполнения таблиц. |
|
|
7 | Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Соединение костей. | 1 |
|
|
|
8 | Строение и состав костей. | 1 |
|
| ДО «Свойства декальцинированных и прокалённых костей». |
9 | Скелет головы. | 1 |
| Запол. табл. ицы, «Строение и значение скелета» |
|
10 | Скелет туловища. | 1 |
| Запол. табл. ицы «Строение и значение скелета» | Демонстрация скелета человека, позвонков |
11 | Скелет конечностей. | 1 |
| Запол. таблицы «Строение и значение скелета» |
|
12 | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. | 1 |
|
| ПР «Оказание 1-й помощи при вывихах и переломах костей конечностей». |
13 | Строение и значение мышц. | 1 | Знать/понимать: -термины: скелетные и гладкие мышцы, сухожилия, сократимость, мышцы сгибатели и разгибатели, утомление мышц, осанка, плоскостопие, двигательная активность. -строение и значение мышц; -основные группы мышц; -причины искривления позвоночника и плоскостопия. Уметь: находить основные части мышцы на рисунке; -называть основные группы мышц; -уметь выполнять физические упражнения утренней гимнастики. - находить в тексте сведения для заполнения таблиц.
|
|
|
14 | Основные группы мышц. | 1 |
| Запол. таблицы «Основные группы мышц» |
|
15 | Работа мышц | 1 |
|
| ДО «Статическая и динамическая нагрузка на мышцы» |
16 | Предупреждение искривления позвоночника и развитие плоскостопия. | 1 |
|
| ЛР «Выявление нарушения осанки» (в школе), (дома) «Выявление плоскостопия» |
17 | Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. | 1 |
| Разучивание комплекса упражнений для утренней гимнастики. (дома) |
|
18 | Повторительно – обобщающий урок по теме «Опора тела и движение» | 1 |
|
|
|
| Кровь и кровообращение
| 8
|
|
|
|
19 | Значение крови и её состав. | 1 | Знать/понимать: -термины: плазма крови, красные и белые кровяные клетки, гемоглобин, иммунитет, кровообращение, клапаны сердца, артерии, капилляры, вены, пульс, кровяное давление, никотин, алкоголь. -состав и значение крови; -о вредном влиянии курения и алкоголя на сердце и сосуды; -Как нужно тренировать сердце? -влияние физических нагрузок на организм; Уметь: - находить положение сердца на рисунке и своём теле; -находить места, где прощупывается пульс и определять количество сокращений сердца в минуту; - различать виды кровотечения; -делать давящие повязки; -накладывать жгут на конечности; | Запол. таблицы «Клетки крови» |
|
20 | Органы кровообращения. Строение и работа сердца. | 1 |
| Запол. таблицы «Сердечный цикл» | Демонстрация муляжа сердца млекопитающего |
21 | Кровеносные сосуды. Круги кровообращения. | 1 |
| Запол. таблицы «Изменение крови в большом и малом кругах кровообращения» |
|
22 | Движение крови по сосудам. | 1 |
|
| ПР «Подсчёт частоты пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений» |
23 24 | Первая помощь при кровотечениях. Переливание крови. | 2 |
|
| ПР «Накладывание жгута и давящей повязки на конечности» |
25 | Предупреждение заболеваний сердца и сосудов | 1 |
|
|
|
26 | Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на организм человека. | 1 |
|
|
|
| Дыхание | 6 |
|
|
|
27 | Органы дыхания. | 1 | Знать/понимать: -термины: дыхательные пути, голосовые связки, голосовая щель, лёгочные пузырьки, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, лёгкие, грипп, искусственное дыхание, массаж сердца; -значение органов дыхания; -Какую роль играет кровеносная система в обмене газов? -заболевания передающиеся через воздух и как предохранить себя от заражения; -влияние физических нагрузок на организм; Уметь: -называть и находить органы дыхания на рисунках, схемах; -объяснять движение грудной клетки и диафрагмы при вдохе и выдохе; -составлять план прочитанного; -делать искусственное дыхание и наружный массаж сердца; | Запол. таблицы «Органы дыхания» |
|
28 | Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. | 1 |
| Запол. таблицы «Изменение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» | ДО «Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе» |
29 | Дыхательные движения | 1 |
| Измерение сантиметром объёма грудной клетки при вдохе и выдохе (дома) | ПР «Подсчёт дыхательных движений в состоянии покоя и после 15 приседаний» |
30 | Болезни органов дыхания и их предупреждение. | 1 |
|
|
|
31 | Гигиена органов дыхания. | 1 |
|
|
|
32 | Охрана воздушной среды. | 1 |
|
|
|
| Пищеварение | 9 |
|
|
|
33 | Значение и состав пищи. | 1 | Знать/понимать: -термины: питательные вещества, пищеварение, пищеварительные соки, слюнные железы, соляная кислота, желудочный сок, желчь, поджелудочная железа, кулинарная обработка, глисты; -продукты растительного и животного происхождения; -состав пищи; -органы пищеварения и их значение; - строение и виды зубов; -правила ухода за зубами; -причины желудочно-кишечных заболеваний; -порядок оказания 1-ой помощи при пищевых отравлениях; -о вредном влияние курения и алкоголя на органы пищеварения; -основные санитарно-гигиенические правила; Уметь: -называть и показывать органы пищеварения на рисунках; - составлять план изучаемого материала; -соблюдать санитарно-гигиенические правила; |
|
|
34 | Органы пищеварения. | 1 |
| Запол. таблицы «Система органов пищеварения» |
|
35 | Строение и значение зубов. | 1 |
|
|
|
36 | Пищеварение в ротовой полости. | 1 |
|
| ПР «Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле», ДО «Действие слюны на крахмал» |
37 | Пищеварение в желудке. | 1 |
|
| ДО «Действие желудочного сока на белки». |
38 | Пищеварение в кишечнике | 1 |
|
|
|
39 | Гигиена питания | 1 |
|
|
|
40 | Предупреждение желудочно-кишечных и глистных заболеваний. | 1 |
|
|
|
41 | Предупреждение пищевых отравлений. | 1 |
|
|
|
| Почки | 2 | Знать/понимать: -термины: почки, мочеточники, мочевой пузырь, моча; -строение и значение почек; -причины почечных заболеваний; -меры по предупреждению почечных заболеваний; Уметь: -называть и находить органы мочевыделительной системы на рисунке и на своём теле; |
|
|
42 | Строение и значение почек | 1 |
|
|
|
43 | Предупреждение почечных заболеваний. | 1 |
|
|
|
| Кожа | 5 | Знать/понимать: -термины: сальные и потовые железы, теплорегуляция, ожог, обморожение; -строение и значение кожи; -меры 1-ой помощи при обморожении и ожогах; -правила закаливания; -требования к гигиене одежды и обуви; -Как предохранить себя от солнечного и теплового удара? -Как ухаживать за кожей, ногтями, волосами? Уметь: -называть и находить на рисунке основные части кожи; - составлять план изучаемого материала; -называть гигиенические требования к коже; |
|
|
44 | Значение и строение кожи. | 1 |
| Запол. таблицы «Строение кожи» |
|
45 | Роль кожи в теплорегуляции. | 1 |
|
|
|
46 | Оказание первой помощи при тепловом, солнечном ударах; ожогах, обморожении. | 1 |
|
|
|
47 | Закаливание организма человека. | 1 |
|
|
|
48 | Гигиена кожи. Гигиенические требования к одежде и обуви. | 1 |
|
|
|
| Нервная система | 6 | Знать/понимать: -термины: возбудимость, проводимость, головной и спинной мозг, нервы, рефлекс, белое и серое вещество, продолговатый мозг, мозжечок, извилины, кора больших полушарий головного мозга; -строение и значение нервной системы и её отделов; -о вредном влиянии никотина и алкоголя на нервную систему; -Какое значение имеет соблюдение режима дня? Уметь: -называть и находить основные отделы нервной системы на рисунке; -называть основные требования к организации сна; |
|
|
49 | Значение и строение нервной системы. | 1 |
|
|
|
50 | Спинной мозг. Его строение и значение. | 1 |
|
|
|
51 | Головной мозг. Его строение и значение | 1 |
| Запол. таблицы «Отделы головного мозга и их значение» | Демонстрация модели головного мозга. |
52 | Гигиена нервной системы | 1 |
|
|
|
53 | Сон и его значение. | 1 |
|
|
|
54 | Влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему. | 1 |
| Запол. таблицы «Вредное влияние курения и алкоголя на нервную систему» |
|
| Органы чувств | 8 | Знать/понимать: -термины: органы чувств, зрение, осязание, слух, вкус, глазное яблоко, роговица, зрачок, хрусталик, сетчатка, близорукость, дальнозоркость, барабанная перепонка, улитка, наружное, среднее и внутреннее ухо, орган обоняния, орган осязания, орган вкуса, вкусовой сосочек; -значение органов чувств; -причины близорукости; -Как предупредить развитие близорукости? Уметь: -называть и находить на рисунке и на своём теле органы чувств, их части и отделы; - ухаживать за ушами |
|
|
55 | Значение органов чувств. | 1 |
| Запол. таблицы «Значение органов чувств» |
|
56 | Орган зрения | 1 |
|
| Демонстрация модели глазного яблока; ЛР «Орган зрения» |
57 | Гигиена зрения. | 1 |
|
|
|
58 | Орган слуха. | 1 |
| Запол. таблицы «Орган слуха» | Демонстрация модели уха; ЛР «Орган слуха» |
59 | Гигиена слуха. | 1 |
|
|
|
60 61 | Органы осязания, обоняния, вкуса. | 2 |
|
| ЛР «Кожная чувствительность», «Орган обоняния», «Орган вкуса». |
62 | Обобщающее занятие по изученной теме. | 1 |
|
|
|
| Охрана здоровья человека в РФ | 6 | Знать/понимать: -названия медицинских учреждений и их назначение, -особенности платной, бесплатной и страховой медицины; -Какую роль играет труд в жизни человека и общества? -основные санитарно-гигиенические правила; Уметь: -анализировать и оценивать влияния факторов окружающей среды, как факторов риска на здоровье; -соблюдать санитарно-гигиенические правила; -применять приобретённые знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья. |
|
|
62 | Система | 1 |
|
|
|
63 | Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. | 1 |
|
|
|
64 | 63. Медицинская помощь | 1 |
|
|
|
65 | 64. Социальное | 1 |
|
|
|
66 | 65. Здоровье человека и современное общество (окружающая среда) | 1 |
|
|
|
67 | 66. Болезни цивилизации. Меры профилактики | 1 |
|
|
|
68 | Обобщение пройденного | 1 |
|
|
|
3.5. Требования к предметному уровню достижений обучающихся
Обучающиеся должны знать:
-названия, строение и расположение основных органов организма человека;
-элементарное представление о функциях основных органов и их систем;
-влияние физических нагрузок на организм;
-вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;
-основные санитарно-гигиенические правила.
3.6. Основные умения обучающихся, которыми они должны овладеть
Обучающиеся должны уметь:
-применять приобретённые знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;
-соблюдать санитарно-гигиенические правила.
3.7. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
При оценке устных ответов принимается во внимание:
а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
б) полнота ответа;
в) умение практически применять свои знания;
г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну-две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающих их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка «1» за устные ответы не ставится.
3.8. Перспективное календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел и тема урока | Кол-во часов | Дата | Практическая работа | Словарная работа | Внутрипредметные связи | Метапредметные связи | Виды коррекции на уроке | Предполагаемые результаты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По плану | По факту | Предметные | БУД | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение (2 часа). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Место человека среди млекопитающих в живой природе | 1 |
| | | Анатомия, Млекопитающие | Признаки млекопитающих | умение работать с разными источниками информации; | Развивать процессы дифференциации. | Знать/понимать: -термины: млекопитающие, человекообразные обезьяны -место человека среди млекопитающих в живой природе; называть внешние сходства и отличия человека от животных; | ЛУД познавательная мотивация учения; установка на здоровый образ жизни и навыки реализации её в реальном поведении и поступках; РУД умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Заметные черты сходства | 1 |
| | Происхождение человека. | Строение. | Что изучают анатомия и физиология? | умение быть коммуникабельным, контактным, гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях. | Развивать процессы: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общий обзор организма человека (4 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 4 | Общее знакомство с организмом человека. | 2 |
| | Органические и неорганические вещества. Обмен веществ. | Краткие сведения о строении клетки. Клетка, цитоплазма, ядро, мембрана, размножение | Известные растения и животные, | умение работать с разными источниками информации; | Учить самостоятельно, работать с учебником и иллюстрациями | Знать/понимать: термины: клетка, ядро, мембрана, цитоплазма, обмен веществ, органические и неорганические вещества, ткань, орган, система органов, организм. строение, химический состав и жизнедеятельность клетки, Уметь: находить органы человека; распознавать системы органов на таблицах, рисунках; находить в тексте сведения для заполнения таблиц. | ПУД умение проводить несложные наблюдения в окружающей среде; понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Ткани и органы | 1 |
| | Эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная ткани | Ткани, органы, обмен веществ | Основные части клеток | умение быть коммуникабельным, контактным, гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях. | Учить самостоятельно, работать с учебником и иллюстрациями | КУД умение использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; умение формулировать и обосновывать собственное мнение и позицию; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Органы и системы органов | 1 |
| | Система органов, организм. | Опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная; органы чувств | Системы органов млекопитающих | умение самостоятельно приобретать знания; | Учить самостоятельно, работать с учебником и иллюстрациями | ПУД умение обобщать, т, е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Опора тела и движение (10часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Значение опорно- двигательной системы. Скелет человека. | 1 |
|
| Опорно-двигательная система, сустав. | Подвижное, полуподвижное и неподвижное соединение костей | Система органов, скелет, кости | умение работать с разными источниками информации; | Развивать умение использовать в речи специальные термины и делать простейшие выводы | Знать: термины: опорно-двигательная система, скелет туловища, череп, скелет конечностей, сустав, надкостница, позвонок, рёбра, грудина, лопатка, ключица, растяжение, вывих, перелом, шина; отделы скелета человека; типы соединения костей; виды костей и их строение; -признаки растяжения связок и вывиха сустава; находить основные отделы скелета на рисунке и своём теле; определять тип соединения костей; находить части сустава на рисунке; находить и называть кости лицевого и мозгового отдела черепа на рисунке и макете; зарисовывать схему строения позвоночника; Уметь: оказывать 1-ю помощь при вывихах, при переломе костей конечностей; находить в тексте сведения для заполнения таблиц. | КУД умение использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; умение формулировать и обосновывать собственное мнение и позицию; | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Состав и строение костей | 1 | |
| Длинные, короткие, плоские кости. Надкостница. | Кости, сустав | Вещества входящие в состав костей. | умение быть коммуникабельным, контактным, гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях. | Учить соотносить графическое изображение с понятием. | ЛУД выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения; установка на здоровый образ жизни и навыки реализации её в реальном поведении и поступках; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Скелет головы | 1 | |
| Череп, лицевой и | Скелет, плоские кости, надкостница | Отделы скелета человека, соединение костей | умение самостоятельно приобретать знания; | Продолжать развивать процессы анализа и синтеза. | РУД умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве ПУД умение использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; КУД умение использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; умение формулировать и обосновывать собственное мнение и позицию; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Скелет туловища | 1 | |
| Позвонок, | Скелет, череп, отделы | Движение туловищем. | умение применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем; | Развивать умение работать с | ЛУД выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения; установка на здоровый образ жизни и навыки реализации её в реальном поведении и поступках; КУД умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Скелет конечностей | 1 | |
| Плечевая, локтевая, лучевая кость. Лопатка Р.т. № 30 - 33 | Кости длинные, короткие, трубчатые, плоские | Сустав и его строение | умение быть коммуникабельным, контактным. | Продолжать развивать умение работать с учебником, иллюстрациями | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов, | 1 |
|
| Растяжение, вывих, перелом, ПР «Оказание первой помощи при вывихах и переломах костей, конечностей» | Связки, сустав, плечевая, локтевая, лучевая, лопатка | Соединение костей человека | умение быть коммуникабельным, контактным, гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях. | Учить применять знания при выполнении практической работы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Основные группы мышц человеческого тела | 1 |
|
| Мышцы головы, туловища, конечностей. | Значение и строение мышц. | Отделы скелета человека. | умение применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем; | Развивать умение обобщать и делать простейшие выводы | Знать/понимать: -термины: скелетные и гладкие мышцы, сухожилия, сократимость, мышцы сгибатели и разгибатели, утомление мышц, осанка, плоскостопие, двигательная активность. -строение и значение мышц; -основные группы мышц; -причины искривления позвоночника и плоскостопия. Уметь: находить основные части мышцы на рисунке; -называть основные группы мышц; -уметь выполнять физические упражнения утренней гимнастики. - находить в тексте сведения для заполнения таблиц. | ПУД умение проводить несложные наблюдения в окружающей среде; понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Работа мышц | 1 | |
| Мышцы сгибатели ДО «Статическая и динамическая нагрузка на мышцы» | Мышцы, скелет, функции мышц | Основные | умение самостоятельно приобретать знания; | Развивать умение самостоятельно добывать знания. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Предупреждение | 1 | |
| Осанка, плоскостопие. | Искривление, отделы скелета, сутулость, впалость груди, походка | Основные отделы скелета. | умение применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем; | Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. | РУД умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Значение физических упражнении для | 1 |
|
| Двигательная активность. | Плоскостопие, окостенение скелета, надкостница, опорно-двигательная система | Работа мышц | умение работать с разными источниками информации; | Развивать умение давать аргументированные ответы | КУД умение использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; умение формулировать и обосновывать собственное мнение и позицию;
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кровь и кровообращение (8 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Значение крови и кровообращения. Состав крови | 1 | |
| Плазма крови, | Организм человека, питательные | Функции крови. | умение работать с разными источниками информации; | Развивать умение использовать | Знать/понимать: -термины: плазма крови, красные и белые кровяные клетки, гемоглобин, иммунитет, кровообращение, клапаны сердца, артерии, капилляры, вены, пульс, кровяное давление, никотин, алкоголь. -состав и значение крови; -о вредном влиянии курения и алкоголя на сердце и сосуды; -Как нужно тренировать сердце? -влияние физических нагрузок на организм; Уметь: - находить положение сердца на рисунке и своём теле; -находить места, где прощупывается пульс и определять количество сокращений сердца в минуту; - различать виды кровотечения; -делать давящие повязки; -накладывать жгут на конечности; | РУД умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; ПУД умение проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 19 | Органы | 2 | |
| Кровообращение | Кислород, эритроциты, плазма | Значение крови, органы, система кровообращения. | умение быть коммуникабельным, контактным, гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях. | Учить пользоваться графическими схемами. | ЛУД Понятие об основных моральных нормах и ориентация на их выполнение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Большой и малый круги кровообращения | 1 | |
| Артерии, капилляры, вены. | Сосуды, аорта, кровообращение | Органы кровообращения | умение самостоятельно приобретать знания; | Развивать умение давать аргументированные ответы. | ПУД умение пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Движение крови по сосудам. Пульс | 1 | | | Пульс, кровяное давление, перераспределение крови. | Ритмичные колебания | Значение крови, система кровообращения | умение применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем; | Учить устанавливать простейшие закономерности. | ЛУД выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения; установка на здоровый образ жизни и навыки реализации её в реальном поведении и поступках; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 23 | Первая помощь при кровотечениях. | 2 | | | Свёртывание крови, кровотечение, жгут, донор | Сосуды, кровеносная система, организм, переливание | Органы кровообращения | умение быть коммуникабельным, контактным. | Развивать практические навыки, умение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | Предупреждение сердечнососудистых заболеваний | 1 | |
| Тренировка сердца. | Сокращение сердца, артерии, утомляемость | Значение сердца и системы кровообращения | умение быть коммуникабельным, контактным, гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях. | Учить | КУД умение использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; умение формулировать и обосновывать собственное мнение и позицию; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | Вредное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды | 1 | |
| Табачный дым, | Вредное влияние алкоголя и табака через кровь на весь организм | Влияние занятий спортом на органы системы кровообращения. | умение применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем; | Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дыхание (7 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Значение дыхания | 1 | | | Дыхательные пути, лёгочные пузырьки, Р.т. № 66-69. | Продукты распада, углекислый газ, кислород, слизь, микробы | Органы дыхания у животных. | умение применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем; | Развивать умение находить черты сходства и различия. | Знать/понимать: -термины: дыхательные пути, голосовые связки, голосовая щель, лёгочные пузырьки, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, лёгкие, грипп, искусственное дыхание, массаж сердца; -значение органов дыхания; -Какую роль играет кровеносная система в обмене газов? -заболевания передающиеся через воздух и как предохранить себя от заражения; -влияние физических нагрузок на организм; Уметь: -называть и находить органы дыхания на рисунках, схемах; -объяснять движение грудной клетки и диафрагмы при вдохе и выдохе; -составлять план прочитанного; -делать искусственное дыхание и наружный массаж сердца; | ЛУД выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения; установка на здоровый образ жизни и навыки реализации её в реальном поведении и поступках; Понятие об основных моральных нормах и ориентация на их выполнение ПУД умение использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; осознание ценности природы и необходимости нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде; | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 | Органы дыхания, их строение и функции. | 1 | | | голосовые связки, голосовая щель. | | | умение самостоятельно приобретать знания; | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Голосовой аппарат Газообмен в лёгких и тканях | 1 | | | Обмен газов. | Капилляры, лёгочные | Система органов дыхания. | умение применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем; | Развивать умение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 | Необходимость чистого воздуха для дыхания | 1 | |
| Вдох, выдох,
| Межрёберные мышцы, рёбра, легкие | Процессы в лёгких при вдохе и выдохе | умение самостоятельно приобретать знания; | Развивать наблюдательность и делать простейшие выводы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 | Болезни, передаваемые через воздух | 1 | |
| Грипп | Болезни, передаваемые | Влияние табачного дыма на здоровье. | умение работать с разными источниками информации; | Учить устанавливать простейшие закономерности и делать выводы. | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 | Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания | 1 | |
| Р.т. № 80 - 81 | Вред алкоголя и табачного дыма на органы дыхания | Значение дыхания | умение применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем; | Развивать умение пользоваться дополнительной литературой. | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пищеварение (9 часов). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32
| Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины | 1 | |
| Питательные вещества. | Пища, сокращение мышц, белки, жиры, углеводы, минеральные соли | Питание растений и животных. Состав клетки. | умение быть коммуникабельным, контактным, гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях. | Развивать умение находить черты сходства и различия. | Знать/понимать: -термины: питательные вещества, пищеварение, пищеварительные соки, слюнные железы, соляная кислота, желудочный сок, желчь, поджелудочная железа, кулинарная обработка, глисты; -продукты растительного и животного происхождения; -состав пищи; -органы пищеварения и их значение; - строение и виды зубов; -правила ухода за зубами; -причины желудочно-кишечных заболеваний; -порядок оказания 1-ой помощи при пищевых отравлениях; -о вредном влияние курения и алкоголя на органы пищеварения; -основные санитарно-гигиенические правила; Уметь: -называть и показывать органы пищеварения на рисунках; - составлять план изучаемого материала; -соблюдать санитарно-гигиенические правила; | ЛУД выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения; установка на здоровый образ жизни и навыки реализации её в реальном поведении и поступках; РУД Оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности ПУД умение пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять правила рационального питания; КУД умение использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; умение формулировать и обосновывать собственное мнение и позицию; умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 | Органы пищеварения. | 1 | |
| Пищеварение, пищеварительные соки. Р.т. № 86-87 | печень, глотка, ротовая полость, кишечник | Органы | умение самостоятельно приобретать знания; | Развивать умение давать аргументированные ответы. | ЛБУД: формировать устойчивую учебно-познавательную мотивацию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 35 | Пищеварение в ротовой полости | 2 | |
| Шейка, корень ПР «Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле» ДО «Действие желудочного сока на белки» | Значение и строение зубов. Откусывание, пережёвывание | | умение применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем; | Расширять кругозор учащихся | ПБУД: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
36 | Пищеварение в желудке. | 1 | |
| Желудочный сок, соляная кислота. Р.т. № 95-9б | Желудок, кишечник | Обработка пищи в ротовой полости. | умение быть коммуникабельным, контактным. | Продолжать | КБУД: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; ЛУД готовность следовать в своей деятельности нормам здоровьесберегающего поведения; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
37 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь | 1 | |
| Тонкая и толста кишка, печень, желчь, поджелудочная железа. Р.т. №97-98. | Переваривание пищи в кишечнике | Обработка пищи в желудке. | умение быть коммуникабельным, контактным, гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях. | Пополнять активный словарь. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
38 | Гигиена питания. | 1 | | | Кулинарная обработка, аппетит | Питательные вещества, продукты животного и растительного происхождения | Пищеварение | умение применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем; | Развивать умение использовать знания на | РБУД: формировать умение выдвигать гипотезы на основе учебного материала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
39 | Предупреждение | 1 | |
| Р.т. № 103-104 | Глисты, микробы, дизентерия | Значение | умение быть коммуникабельным, контактным, гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях. | Развивать умение использовать знания на практике. | ЛБУД: формировать устойчивую учебно-познавательную мотивацию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40 | Предупреждение пищевых отравлений. | 1 | |
| Р.т. № 107-108. | Ботулизм, недоброкачественные продукты | Пищеварительная система | умение самостоятельно приобретать знания; | Расширять кругозор учащихся | ПБУД: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Почки (2 часа). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
43 | | 1 | |
| Наружный и внутренние слои, жир, клетчатка, сальные железы. | Покров тела, кровеносные сосуды | Системы органов | умение быть коммуникабельным, контактным, гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях. | Развивать познавательные способности. | Знать/понимать: -термины: сальные и потовые железы, теплорегуляция, ожог, обморожение; -строение и значение кожи; -меры 1-ой помощи при обморожении и ожогах; -правила закаливания; -требования к гигиене одежды и обуви; -Как предохранить себя от солнечного и теплового удара? -Как ухаживать за кожей, ногтями, волосами? Уметь: -называть и находить на рисунке основные части кожи; - составлять план изучаемого материала; -называть гигиенические требования к коже; | ЛБУД: формировать устойчивую учебно-познавательную мотивацию ПБУД: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи КБУД: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; РБУД: формировать умение выдвигать гипотезы на основе учебного материала . | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
44 | Роль кожи в терморегуляции. | 1 | | : | Терморегуляция. | Кровеносные сосуды, тепловой удар, головокружение | Системы органов | умение самостоятельно приобретать знания; | Развивать умение работать со схемами. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
45 | Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах; ожогах, обморожении. | 1 | |
| Тепловой удар, ожог, обморожение. | Массаж, искусственное дыхание | Значение кожи | умение применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем; | Развивать умение применять знания на практике. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
46 | Закаливание | 1 | |
| Солнечные и воздушные ванны, водные процедуры | Солнечные ванны, гимнастика | Факторы здоровья человека | умение быть коммуникабельным, контактным. | Развивать практические умения и навыки. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
47 | Гигиена кожи и | 1 | | | Р.т. № 120-121 | Кровообращение стопы | Значение кожи | умение быть коммуникабельным, контактным, гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях. | Развивать практические умения и навыки. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нервная система (6часов). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
48 | Строение и значение нервной системы. | 1 | |
| Возбудимость, проводимость, рефлекторная дуга, рефлекс. | Сердце, лёгкие, спинной мозг | Системы органов и их значение. | умение быть коммуникабельным, контактным, гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях. | Развивать познавательные способности. | Знать/понимать: -термины: возбудимость, проводимость, головной и спинной мозг, нервы, рефлекс, белое и серое вещество, продолговатый мозг, мозжечок, извилины, кора больших полушарий головного мозга; -строение и значение нервной системы и её отделов; -о вредном влиянии никотина и алкоголя на нервную систему; -Какое значение имеет соблюдение режима дня? | ЛУД выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения; установка на здоровый образ жизни и навыки реализации её в реальном поведении и поступках; | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
49 | Головной мозг | 1 | | | Р.т. 125-127 | Правое и левое полушарии | | умение самостоятельно приобретать знания; | Продолжать развивать умение и навыки работы с учебником и таблицами. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
50 | Спинной мозг. | 1 | | . | Белое и серое вещество. Р.т. 124-128 | Нервные клетки, нервные | Строение позвоночника | умение применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем; | Продолжать развивать умение и навыки работы с учебником и таблицами. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
51 | Гигиена умственного труда | 1 | | | | Утомляемость, головной мозг | Значение и функции нервной системы | умение быть коммуникабельным, контактным. | Развивать процессы дифференциации. | Уметь: -называть и находить основные отделы нервной системы на рисунке; -называть основные требования к организации сна; | Понятие об основных моральных нормах и ориентация на их выполнение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
52 | Сон и его значение | 1 | |
| сновидения | Головной мозг, сердцебиение |
| умение быть коммуникабельным, контактным, гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях. | Развивать практические умения и навыки. | ПУД умение использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
53 | Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. | 1 | |
| Наркотические вещества, алкоголизм. | Алкоголь, наркотики, самоконтроль | Значение нервной системы. | умение применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем; | Продолжать развивать умение работать с учебником и схемами. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Органы чувств (7 часов). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
54 | Значение органов чувств | 1 |
|
| Зрение, осязание, слух, вкус | Глаз, ухо, язык, нос, рот | Нервная система | умение быть коммуникабельным, контактным, гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях. | Развивать практические умения и навыки. | Знать/понимать: -термины: органы чувств, зрение, осязание, слух, вкус, глазное яблоко, роговица, зрачок, хрусталик, сетчатка, близорукость, дальнозоркость, барабанная перепонка, улитка, наружное, среднее и внутреннее ухо, орган обоняния, орган осязания, орган вкуса, вкусовой сосочек; -значение органов чувств; -причины близорукости; -Как предупредить развитие близорукости? Уметь: -называть и находить на рисунке и на своём теле органы чувств, их части и отделы; - ухаживать за ушами | ЛУД выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения; | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
55 56 | Строение, функции, гигиена органов зрения | 2 |
|
| Глазное яблоко, роговица, радужная оболочка, зрачок, сетчатка, хрусталик. | Глаз и его строение Веки, ресницы, слёзы, брови Близорукость, дальнозоркость. | Нервная система | умение самостоятельно приобретать знания; | Развивать практические умения и навыки. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
57 | Строение органа слуха | 1 |
|
| Наружное, среднее, внутреннее ухо. Барабанная перепонка. | Строение уха | Нервная система | умение применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем; | Развивать умение обобщать и делать простейшие выводы | ЛУД у становка на здоровый образ жизни и навыки реализации её в реальном поведении и поступках; Понятие об основных моральных нормах и ориентация на их выполнение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
58 | Предупреждение нарушения слуха. | 1 |
|
| Наружное, среднее, внутреннее ухо. Барабанная перепонка. | Ушная раковина, инородное тело | Строение уха. | умение быть коммуникабельным, контактным. | Развивать практические умения и навыки. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
59 60 | Органы осязания, обоняния, вкуса. | 2 |
|
| Вкусовой сосочек. ЛР «Кожная чувствительность» «Орган обоняния», «Орган вкуса». | Кожа, нервные окончания, головной мозг | Строение и значение кожи. | умение быть коммуникабельным, контактным, гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях. | Развивать практические умения и навыки. | ПУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Охрана здоровья человека в РФ (8 часов). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
61 | Система | 1 | |
| Профилактические прививки |
|
| умение быть коммуникабельным, контактным, гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях. | Расширять кругозор учащихся | Знать/понимать: -названия медицинских учреждений и их назначение, -особенности платной, бесплатной и страховой медицины; -Какую роль играет труд в жизни человека и общества? -основные санитарно-гигиенические правила; Уметь: -анализировать и оценивать влияния факторов окружающей среды, как факторов риска на здоровье; соблюдать санитарно-гигиенические правила; применять приобретённые знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья. | ЛУД готовность следовать в своей деятельности нормам здоровьесберегающего поведения; | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
62 | Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. | 1 | |
| Гражданские права | Производительность труда, отпуск, пенсия | Утомляемость истощаемость нервной систем | умение самостоятельно приобретать знания; | Развивать процесс припоминания | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
63 | Медицинская помощь | 1 | |
| Страховой полис, поликлиника | Система страховой медицины | Первая помощь при различных травмах | умение применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем; | Развивать практические умения и навыки. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
64 | Социальное | 1 | |
| Бюллетень | Соцпакет, пособие, его назначение и размеры |
| умение быть коммуникабельным, контактным. | Развивать познавательные способности. | ПУД формировать умение извлекать информацию из карт, схем, иллюстраций, текста, таблиц; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
65 | Здоровье человека и современное общество (окружающая среда) | 1 | |
| | Действие окружающей среды на систему органов и здоровье человека в целом | Утомляемость истощаемость нервной систем | умение быть коммуникабельным, контактным, гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях. | Развивать практические умения и навыки. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
66 | Болезни цивилизации. Меры профилактики | 1 | |
| Герпес, онкология, ВИЧ – инфекции. | | Строение органов зрения и слуха; кожа и её значение | умение применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем; | Развивать практические умения и навыки. | КУД умение использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
67 68 | Обобщение пройденного | 2 | |
| | |
| умение быть коммуника бельным, контактным, гибко адаптироваться в измен-ся жизненных ситуациях. | Развивать процессы припоминания, умение обобщать, делать простейшие выводы. |
3.9. Ресурсное обеспечение рабочей программы
Информационно-методическое обеспечение | |
Для учителя | Для обучающихся |
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Владос, 2014.- Сб. 1; | Сивоглазов В.И. Естествознание (Человек). Учебник для 9 класса вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1994.
|
Электронные уроки и тесты // «1С:Школа Биология, 8класс». - ЗАО «1С», 2007. | Сивоглазов В.И., Кораблёва Н.Г. Рабочая тетрадь по естествознанию. /Приложение к учебнику «Естествознание» (человек) 9 класс вспомогательной школы/ |
Интерактивные творческие задания «Биология (7-9)». – ЗАО «Новый Диск» Таблицы по анатомии и физиологии | Соломина Е.Н., Шевырёва Т.В. Биология. Человек. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида М.: Просвещение, 2010 |
Интерактивная энциклопедия «Моё тело (анатомия и физиология человека)». – Dorling Kindersley, 1997 – 2006. |
|
57