Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева»
рабочая программа
по учебной дисциплине
ОР 06 «
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
по ОПОП для специальности
09.02.07 Информационные системы и программирование
г. Добрянка, 2021 г.
Рабочая программа учебной дисциплины Безопасности жизнедеятельности разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1001 от 13.08.2014 г., зарегистрированного Министерством юстиции (рег. № 33795 от 25.08.2014 г.) 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева»
Разработчик: Довгаленко К.В, преподаватель ГБПОУ «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева»
Согласовано методическим советом техникума
Протокол № __________ от «____» _____________________ 20___ г.
СОДЕРЖАНИЕ
| |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
условия реализации программы учебной дисциплины | |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСциплины
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- Предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
- Использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
- Применять первичные средства пожаротушения;
- Ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
- Применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
- Владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
- Оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
- Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
- Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- Основы военной службы и обороны государства;
- Задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;
- Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- Организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
- Основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
- Область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
- Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
Полученные знания и приобретенные умения направлены на формирование следующих компетенций: ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.5, 2.1 - 2.6, 3.1 - 3.4, 4.1-4.5
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;
самостоятельной работы обучающегося 34 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 68 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 68 |
в том числе: | |
практические занятия | 41 |
контрольные работы | 3 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
- самостоятельная проработка конспектов занятий, учебной литературы, учебных пособий; - выполнение практических заданий по отдельным темам дисциплины; - самостоятельное изучение отдельных вопросов (с целью углубления знаний по заданию преподавателя) с последующим оформлением реферата | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
Тема 1. Введение в дисциплину | Содержание учебного материала | 2 | |
1. | Современный мир и его влияние на окружающую среду. Цели и задачи дисциплины. Основные понятия и определения | 2 | 1 |
Тема 2. Общая классификация чрезвычайных ситуаций | Содержание учебного материала | 2 | |
1. | Понятие чрезвычайной ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций | 2 | 2 |
Практическая работа | 1 | |
1 | Изучение мероприятий по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций | 1 |
Тема 3. Чрезвычайные ситуации природного происхождения | Содержание учебного материала | 2 |
1. | Общая характеристика. Чрезвычайные ситуации геологического характера. Чрезвычайные ситуации метеорологического характера. Чрезвычайные ситуации гидрологического характера. Природные пожары. Биологические чрезвычайные ситуации. Космические чрезвычайные ситуации. Экологические чрезвычайные ситуации | 2 | 2 |
Практическая работа | 1 | |
2 | Изучение и отработка моделей поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера | 1 |
Тема 4. Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения | Содержание учебного материала | 2 |
1. | Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения. Чрезвычайные ситуации без загрязнения окружающей среды. Чрезвычайные ситуации с загрязнением окружающей среды | 2 | 2 |
Тема 5. Чрезвычайные ситуации социального происхождения | Содержание учебного материала | 2 | |
1. | Социальные опасности. Терроризм | 2 | 2 |
Тема 6. Чрезвычайные ситуации военного времени | Содержание учебного материала | 2 | |
1. | Ядерное оружие и его поражающие факторы. Химическое оружие и его характеристика. Биологическое оружие и его характеристика. Действия населения в условиях чрезвычайных ситуаций военного времени | 2 | 2 |
Тема 7. Организация защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций | Содержание учебного материала | 2 | |
1. | Единая государственная система защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях Гражданская оборона. Инженерная защита от чрезвычайных ситуаций. Средства индивидуальной защиты | 2 | 2 |
Практическая работа | 1 | |
3 | Изучение первичных средств пожаротушения. Отработка моделей поведения при пожаре. Изучение и использование средств индивидуальной защиты от поражающих факторов в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Отработка модели поведения со средствами пажаротушения. | 1 |
Тема 8. Устойчивость объектов экономики в условиях чрезвычайных ситуаций | Содержание учебного материала | 1 |
1. | Понятие устойчивости работы объектов экономики. Факторы, определяющие устойчивость работы объектов экономики. Пути и способы повышении устойчивости работы объектов экономики | 1 | 2 |
Тема 9. Основы военной службы | Содержание учебного материала | 10 | |
1. | Вооружённые Силы РФ – основа обороны Российской Федерации. Виды Вооружённых Сил, рода войск и их предназначение. | 2 | 2 |
2 | Правовые основы военной службы. Воинская обязанность, её основные составляющие. | 2 | 2 |
3 | Военные образовательные учреждения Министерства обороны Российской Федерации. | 2 | 2 |
4 | Воинская дисциплина, её сущность и значение. Строевая подготовка. ПМП. | 2 | 2 |
5 | Символы воинской чести. Боевое знамя воинской части. Ордена – почётные награды. Ритуалы ВС РФ. | 2 | 2 |
Практическая работа | 38 | |
4 | Обеспечение национальной безопасности РФ. АКС – 74, сборка – разборка. ПМП. | 2 |
5 | Национальные интересы РФ. АКС – 74, сборка – разборка. ПМП. | 2 |
6 | Основные угрозы национальной безопасности РФ. Терроризм как серьёзная угроза национальной безопасности РФ. АКС – 74, сборка – разборка. ПМП. | 2 |
7 | Военная доктрина РФ. Обеспечение военной безопасности РФ. АКС – 74, сборка. – разборка. ПМП. | 2 |
8 | Военная организация государства. Руководство военной организацией государства. Тактическая подготовка. ПМП. | 2 |
9 | Виды и рода Вооружённых Сил РФ, их предназначение и особенности прохождения военной службы. | 2 |
10 | Функции и основные задачи современных Вооружённых Сил РФ. Их роль в системе обеспечения национальной безопасности страны. Тактическая подготовка. ПМП. | 2 |
11 | Другие войска, их состав и предназначение. Тактическая подготовка. ПМП. | 2 |
12 | Определение правовой основы военной службы в Конституции РФ, в федеральных законах «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе». | 2 |
13 | Прохождение военной службы по призыву. Тактическая подготовка. ПМП. | 2 |
14 | Прохождение военной службы по контракту. Строевая подготовка. ПМП. | 2 |
15 | Обеспечение безопасности военной службы. Общие требования к безопасности военной службы. Строевая подготовка. ПМП. | 2 |
16 | Требования воинской деятельности, предъявляемые к физическим, психологическим и профессиональным качествам военнослужащего. | 2 |
17 | Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Строевая подготовка. ПМП. | 2 |
18 | Права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые военнослужащему. | 2 |
19 | Правила приёма в военные образовательные учреждения профессионального образования гражданской молодёжи. АКС – 74, сборка – разборка. ПМП. | 2 |
20 | Дисциплинарная, административная, материальная и уголовная ответственность военнослужащих за преступления против военной службы. АКС – 74, сб. – разб. ПМП. | 2 |
21 | Боевые традиции ВС РФ. Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества. АКС – 74, сборка – разборка. ПМП. | 2 |
22 | Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Строевая подготовка. ПМП. | 2 |
Тема 10. Здоровый образ жизни и основы медицинских знаний | Содержание учебного материала | 2 |
1. | Здоровье человека и здоровый образ жизни. Факторы, формирующие здоровье Факторы риска для здоровья Общие правила оказания первой медицинской помощи | 1 | 2 |
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ | 2 | |
ВСЕГО: | 68 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Безопасности жизнедеятельности».
Оборудование учебного кабинета:
рабочее место преподавателя (стол с компьютером, стул);
рабочие места по числу обучающихся (15 учебных столов и 30 стульев);
учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: тренажер-«Гоша» для проведения СЛР, учебный автомат АК-105, индивидуальные средства защиты, средства пожаротушения;
наглядные пособия: организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации, текст Военной присяги, ордена России;
программное обеспечение (MSOffice, Консультант Плюс, учебные фильмы,270 презентаций, локальная компьютерная сеть КЦБТ, Интернет);
учебно-методическое обеспечение (учебное пособие, рабочая тетрадь, методические указания для студентов, раздаточные материалы);
классная доска.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
средства мультимедиа: телевизор с компьютером.
личная фильмотека: 306 учебных фильмов и презентаций по курсам ОБЖ и БЖД.
3.2.Информационное обеспечение обучения
Основная литература
Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для сред. проф. образования./Ю.Г. Сапронов - М. : Издательский центр «Академия», 2015
Косолапова Н.В. ,Прокопенко Н.А.Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]: Учебник для учреждений СПО / Под ред. Косолаповой Н.В.. — 19-е изд., перераб. и доп. — М.:Издательско-торговая корпорация «Академия» 2015. — 448 с. - ISBN 978-5-39402494-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=513821
Косолапова Н.В. Практикум по БЖД. Учебник для учреждений СПО /Под ред. Косолаповой Н.В..- М.:Издательско-торговая корпорация «Академия» 2015.
Дополнительная литература
Горячев, С. Ф. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф: учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / С. Ф. Горячев. – Ростов н / Д. : Феникс, 2009. – 576 с.
Марков, В. В. Основы безопасности жизнедеятельности 11 класс:– М.: Дрофа; ДИК, 2009. - 228 с.
Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс: учебник для учащихся 10 класса / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В. А. Васнев. – М.: Просвещение, 2007. – 161 с.
Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности 11 класс: учебник для учащихся 11 класса / А. Т. Смирнов, М. П. Фролов, Е. Н. Литвинов. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ» , 2008. – 320 с.
Ястребов, Г. С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф: учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Г. Я. Ястребов; под редакцией Б. В. Карабухина. Изд. 3 –е. – Ростов н / Д : Феникс, 2008. – 397 с.
Арустамов, Э. А. Безопасность жизнедеятельности: учебник /Э. А. Арустамов, Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко и др. – 9-е изд., стер. – М.: Академия, 2010. – 176 с.
Интернет-ресурсы
Гражданская защита (оборона) на предприятии на сайте для первичного звена сил ГО http://go-oborona.narod.ru.
Культура безопасности жизнедеятельности на сайте по формированию культуры безопасности среди населения РФ http://www.kbzhd.ru.
Официальный сайт МЧС России: http://www.mchs.gov.ru.
Портал Академии Гражданской защиты: http://www.amchs.ru/portal.
Портал Правительства России: http://government.ru.
Портал Президента России: http://kremlin.ru.
Портал «Радиационная, химическая и биологическая защита»: http://www.rhbz.ru/main.html.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий индивидуальных заданий и самостоятельных работ.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения: | |
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; | ПР № 1-3 |
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; | ПР № 1-3 |
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; | ПР № 1-3 |
применять первичные средства пожаротушения; | ПР № 1-3 |
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; | ПР № 1-3 |
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; | ПР № 4-22 |
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; | ПР № 4-22 |
оказывать первую помощь; | ПР № 1-3 |
Усвоенные знания: | |
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как угрозе национальной безопасности России; | ПР № 1-3 |
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; | ПР № 1-3 |
основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны; | ПР № 4-22 |
способы защиты населения от оружия массового поражения; | ПР № 1-3 |
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; | ПР № 1-3 |
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; | ПР № 4-22 |
основные виды вооружения военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО; | ПР № 4-22 |
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; | ПР № 4-22 |
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. | ПР № 1-3 |
Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета |