СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по черчению 8 класс

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по черчению 8 класс по учебнику А.Д. Ботвинникова, И.С.Вышнепольский

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по черчению 8 класс»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ливенская основная общеобразовательная школа

Павловский муниципальный район Воронежская область


«Рассмотрено» « Утверждаю»

на заседании Директор Ливенская ООШ

педагогического совета

МКОУ Ливенская ООШ ----------------/Л.И.Сахарова/


протокол № Приказ № ---------------

от « -----»

--------------------201 г. От «-------» -------------201 г







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Черчение »

для 8 класса

на 2017-2018 учебный год

на основе примерной прграммы





Разработала:

Ерыгина С.Н.

учитель черчения

первой категории





с. Ливенка 2017 г.





1.Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «Черчение и графика. 8 класс» разработана в соответствии с учебным планом МКОУ Ливенская ООШ и на основе, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, программы основного общего образования по черчению, разработанной авторами: д-р пед. наук А. Д. Ботвинников, заслуженный учи­тель школы РФ, лауреат Государственной премии РФ И. С. Вышнепольский, д-р пед. наук, проф. В. А. Гервер, М. М. Селиверстов. Ответственный редактор В. А. Гервер.(издательство «Просвещение», 2014г)

Содержание рабочей программы базируется на программах, выпущенных под грифом Министерства образования РФ и соответствует содержанию примерной программы, разработанной на базе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.


Общая характеристика учебного предмета


Курс учебного предмета формирует аналитические и созидательные (включая комбинаторные) компоненты мышления и является основным источником развития статических и динамических пространственных представлений учащихся. Включение школьников в различные виды творческой деятельности, связанных с применением графических знаний и умений в процессе решения проблемных ситуаций и творческих задач, способствует развитию творческого потенциала личности.

Содержание программы включает в себя четыре этапа усвоения знаний: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решение творческих задач.

Этапы связаны с деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых задач, требующих применения знаний в новых ситуациях. Процесс усвоения учебного материала каждого раздела содержит решение пропедевтических творческих задач, локально направленных на усвоение соответствующих знаний.

Систематическое обращение к творческим задачам создает предпосылки для развития творческого потенциала учащихся, который в конце обучения реализуется при решении задач с элементами технического конструирования.

Творческая деятельность создает условия для развития творческого мышления, креативных качеств личности учащихся. Результатом творческой работы школьников является рост их интеллектуальной активности, приобретение положительного эмоционально-чувственного опыта, что в результате обеспечивает развитие творческого потенциала личности, развивает коммуникативную культуру. Перечисленные концептуальные положения взаимосвязаны, взаимообусловлены и раскрывают современные представления о графической подготовке школьников.

Примерная программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Цели и задачи:

- обучение черчению, приобщение школьников к графической культуре;

-формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности.

- формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекций, о способах построения

изображений на чертежах (эскизах), построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;

- научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы, аксонометрические проекции;

-развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и ее

конструктивных особенностей;

- развитие мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.;

- научить, самостоятельно пользоваться учебными материалами;

- формировать умение применять графические знания в новых ситуациях

-развитие конструкторской смекалки, раскрытие творческого потенциала и формирование умений преобразовывать форму предметов,

изменять их положение в пространстве;

- развитие способности к длительному напряжению сил и интеллектуальным нагрузкам, самостоятельности и терпения, умения доводитьдело до конца, потребности работать в полную силу, умения отстаивать свою точку зрения и др.

Рабочая программа «Черчение и графика » рассчитана на 35 учебных часов: из расчета 1 учебный час в неделю.



Описание места учебного предмета

Рабочая программа «Черчение» рассчитана на 35 учебных часов: из расчета 1 учебный час в неделю. Срок реализации программы 1 год.

В рабочей программе изложены базовые сведения по черчению, графике и элементам графического дизайна в соответствии с программой предмета "Графика" для учащихся 7го класса.

Содержание рабочей программы «Черчение», направлено на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, а также творческого потенциала личности, продолжает формирование у учащихся представлений о понятие «графическая культура» как совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации.

Формирование графической культуры учащихся, это процесс овладения графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности. Формирование графической культуры школьников неотделимо от развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышления средствами предмета, что реализуется при решении графических задач.















2.Планируемые результаты изучения учебного предмета

Учащийся 8 класса научится:

-оформлять чертежи согласно ГОСТам;

-представлять форму предме­тов и ее конструктивных элементах,

- раз­личать основные виды на чертеже,

иметь представление об этапах выполнения эскизов

- знать геомет­рические геометрические построения на чертежах

- анализировать геометрическую фор­му несложных предметов (с натуры и по графическим изображениям)

- применить знания о методах проеци­рования (центральном, параллельном) при выполнении графических работ,

- использовать в компьютерной техники знания и умения при создании кон­структорской документации,

- владеть ме­тодом ортогонального (прямоугольного) проецирования,

- владеть способами постро­ения проекционного чертежа (способ вспомогательной прямой), прямоуголь­ной изометрической проекции (комби­нированный) и технического рисунка предметов,

- пользоваться чертеж­ными инструментами,

-уметь выполнять чертежи, выбирая необходимое количе­ство изображений, изометрическую про­екцию и технический рисунок,

-читать чертежи несложных изделий различно­го назначения.

-иметь представление о чертежах раз­личного назначения, спецификации, знать графические изображения, исполь­зуемые в чертежах (виды, разрезы, сечения)

-знать некоторые правила оформления графической (чертежей) и текстовой (спецификации) документации и уметь их использовать в практической деятель­ности

-уметь преобразовывать форму по за­данным условиям, выполнять модели несложных деталей из пластилина, бу­маги и других материалов

-уметь выполнять геометрические по­строения (деление отрезка прямой ли­нии, угла, окружности на равные час­ти, сопряжения)


Требования к знаниям и умениям учащихся:

В результате изучения основ черчения учащиеся должны знать:

  • правила построения чертежей по способу проецирования, требования ЕСКД по их оформлению;

  • условия выбора видов, сечений и разрезов на чертежах;

  • порядок чтения чертежей в прямоугольных проекциях;

  • возможности применения ЭВМ для получения графической документации.

Учащиеся должны уметь:

  • выбирать рациональные графические средства отображения информации о предметах;

  • выполнять чертежи и эскизы, состоящие из нескольких про­екций, технические рисунки, другие изображения изделий;

  • производить анализ геометрической формы предмета по чертежу;

  • получать необходимые сведения об изделии по его изобра­жению (читать чертеж);

  • использовать приобретенные знания и умения в качестве средств графического языка в школьной практике и повседнев­ной жизни, при продолжении образования и пр.


.Личностные ,метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета

Личностные:

-формирование графической культуры школьников развитие образного (пространственного) логического, абстрактного мышления.

-формирование аналитического и созидательного компонентов мышления развитие статистических и динамических пространственных представлений учащихся.


Метапредметные


-знать и понимать технологические понятия: графическая документация, технологическая карта, чертеж, эскиз, технический рисунок, схема, стандартизация;

- уметь выбирать способы графического отображения объекта или процесса; -выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки;

- составлять учебные технологические карты;

соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей.


Предметные


-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-выполнения графических работе использованием инструментов, приспособлений и компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, «ем, технических рисунков деталей и изделий.

-рганизация рабочего места для выполнения графических работ.

-спользование условно-графических символов и обозначений для отображения формы, структуры объектов и процессов на рисунках, эскизах, чертежах, схемах.

-понятие о системах конструкторской, технологической документации и ГОСТах, видах документации.

-чтение чертежей, схем, технологических карт.

-выполнение чертежных и графических работ от руки, с использованием чертежных инструментов, приспособлений и средств компьютерной поддержки. -копирование и тиражирование графической документации.

-применение компьютерных технологий выполнения графических работ. -использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов.

-построение чертежа и технического рисунка.

-профессии, связанные с выполнением чертежных и графических работ.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками геометрии, технологии, информационных технологий, изобразительным искусством, физикой.











Раздел

Требования к уровню подготовки учащихся по ФГОС (УУД) к разделу

Организация рабочего места для выполнения графических работ

Навыки работы с инструментами, принадлежностями. Рабочее место конструктора


Использование условно графических символов и обозначений для отображения формы

Освоение знаков квадрата, толщины, диаметра, радиуса используемые, на чертежах и эскизах.

Понятие о системах конструкторской , технологической документации и ГОСТах, видах документаций

Знакомство:

- с единой системой конструкторской документации (ЕСКД)

- с единой технологической документацией (ЕСТД).Виды конструкторской и технологической документаций.

Чтение чертежей, схем и технологических карт.

Навыки: проецирования как метода отображения формы изделия проецирование на три плоскости.


Выполнение чертёжных и графических работ от руки с использованием чертёжных инструментов

Освоение последовательности выполнения эскиза и чертежа.

Построение чертежа и технического рисунка

Ознакомление с графическими примитивами, простейшими командами и опциями, позволяющими моделировать чертёж

Профессии, связанные с выполнением чертёжных и графических работ.

Общее представление о работе инженера-конструктора, проектировщика, дизайнера.





3.Содержание учебного предмета

Раздел 1 . Введение. Правила оформления чертежей -6 часов

Значение черчения в практической деятельности людей. Крат­кие сведения об истории черчения. Современные методы выпол­нения чертежей с использованием ЭВМ. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе.

Инструменты, принадлежности и материалы для выполне­ния чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.

Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, шгрихпунк-тирная, тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и основная надпись. Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и раз­мерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел).

Применение и обозначение масштаба.

Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.

Раздел 2. Чертежи в системе прямоугольных проекций -4 часа

Проецирование.

Центральное и параллельное проецирова­ние. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений пред­метов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоско­стях проекций.

Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточно­го числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (располо­женных в проекционной связи).

Раздел 3. Получение аксонометрических проекций.Технический рисунок – 5 часов.

Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели иска­жения, нанесение размеров.

Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала.

Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида — аксо­нометрической проекции и рационального способа ее построе­ния.

Раздел 4. Чтение и выполнение чертежей -15 часов

Анализ геометрической формы предметов. Проекции геомет­рических тел. Мысленное расчленение предмета на геометриче­ские тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел.

Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и по­верхностей тел, составляющих форму предмета.

Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака квадрата. Развертывание поверхностей не­которых тел.

Анализ графического состава изображений. Выполнение чер­тежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряже­ний.

Чтение чертежей детали.

Выполнение эскиза детали (с натуры). Решение графических, задач, в том числе творческих

Раздел 6. Эскизы.-3 часа

Выполнение эскизов деталей.

Раздел 7.Повторение сведений о способах проецирования- 2 часа

Каким методом получают чертежи.

Виды проецирования .Расположение видов на чертеже и др.




4.Календарно- тематическое планирование

п/п

Содержание

Кол-во часов

Дата провед.

1.

1.Введение.

1



2.Техника выполнения чертежей и правила их оформления

5


2.

2.1. Правила оформления чертежей

1


3.

2.3.Графическая работа №1 «Линии чертежа»

1


4.

2.4.Шрифты чертёжные

1


5.

2.5.Как наносят размеры.Масштабы.

1


6.

2.6.Графическая работа №2 «Чертёж плоской детали»

1



3.Чертежи в системе прямоугольных проекций

4


7.

3.1.Проецирование.

1


8.

3.2.Прямоугольное проецирование

1


9.

3.3.Расположение видов на чертеже. Местные виды.

1


10.

3.4.Практическая работа № 3 « Моделирование по чертежу»

1



4.Получение аксонометрических проекций.

Технический рисунок.

5


11.

4.1.Получение аксонометрических проекций плоских фигур.

1


12.

4.2. Аксонометрические проекции плоскогранных предметов.

1


13.

4.3.Аксонометрические проекции предметов , имеющих круглые поверхности.

1


14.

4.4.Построение овала.

1


15.

4.5.Технический рисунок.

1



5.Чтение и выполнение чертежей

15


16.

5.1.Анализ геометрической формы предмета

1


17.

5.2.Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел

1


18.

5.3.Проекции вершин , рёбер и граней предмета.

1


19.

5.4.Построение проекций точек на поверхности предмета

1


20.

5.5.Графическая работа №4 « Чертежи и аксонометрические проекции предметов»

1


21.

5.6. Порядок построения изображений на чертежах.

1


22.

5.7Построение вырезов на геометрических телах.

1


23.

5.8. Графическая работа №5 «Построение третьего вида по двум данным»

1


24.

5.9.Нанесение размеров с учётом формы предмета.

1


25.

5.10.Геометрические построения , необходимые при выполнении чертежей.

1


26.

5.11. Графическая работа №6 «Чертёж ( с использованием геометрических построений , в том числе и сопряжений)

1


27.

5.12. Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел

1


28.

5.13 .Порядок чтения чертежей деталей.

1


29.

5.14. Практическая работа №7 «Чтение чертежей»

1


30.

5.15. Графическая работа №8 «Выполнение чертежа предмета в трёх видах с преобразованием его формы (путём удаления части предмета)

1



6.Эскизы

3


31.

6.1.Выполнение эскизов деталей.

1


32.

6.2.Графическая работа №9 «Эскиз и технический рисунок детали»

1


33.

6.3.Графическая работа № 10 «Выполнение эскизов деталей с включением элементов конструирования»

1



7.Повторение сведений о способах проецирования

2


34.

7.1.Графическая работа №11 «Выполнение чертежа предмета».Контрольная работа.

1


35.

7.2. Решение графических задач.

1






































Лист корректировки календарно-тематического планирования



Предмет --------------------------

Класс ---------------------------

Учитель-------------------------

п/п



Тема

Количество часов

Способ корректировки

по плану

Дано





















































2017-2018 учебный год





5.Критерии и нормы оценки знаний обучающихся


      

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Оценка 5 ставится, если ученик:

а) полностью овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твердо знает изученные правила и условности изображений;

б) дает четкий и правильный ответ, выявляющий осознанное понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, изложенные в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;

в) ошибок не делает, но допускает обмолвки и оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.

Оценка 4 ставится, если ученик:а) полностью овладел программным материалом, но при чтении чертежей испытывает небольшие затруднения из-за недостаточно развитого еще пространственного представления; правила изображения и условные обозначения знает;

б) дает правильный ответ в определенной логической последовательности;

в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и ошибки второстепенного характера, исправляет которые с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится, если ученик:

а) основной программный материал знает нетвердо, но большинство, изученных условностей, изображений и обозначений усвоил;

б) ответ дает неполный, несвязанно выявляющий общее понимание вопроса;

в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности;

Оценка 2 ставится, если ученик:

а) обнаруживается незнание или непонимание большей или наиболее важной части материала;

б) ответы строит несвязанно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.




Нормы оценок при выполнении

графических и практических работ.

Оценка 5 ставится, если ученик:

а) вполне самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические работы и аккуратно ведет рабочую тетрадь, чертежи читает свободно;

б) при необходимости умело пользуется справочными материалами;

в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.

Оценка 4 ставится, если ученик:

а) чертежи выполняет и читает самостоятельно, но с большим затруднением и сравнительно аккуратно ведет рабочую тетрадь;

б) справочными материалами пользуется, но ориентируется в них с трудом;

в) при выполнении чертежей и практических работ допускает ошибки второстепенного характера, которые исправляет после замечания учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений;

Оценка 3 ставится, если ученик:

а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила их оформления соблюдает, обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет, но несвоевременно, рабочую тетрадь ведет небрежно;

б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет по указанию и с помощью учителя.

Оценка 2 ставится, если ученик:

а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведет рабочую тетрадь;

б) чертежи читает и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.









6.Список литературы

Для учителя:

  1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М.:Вента-Граф , 2011.

  2. Преображенская Н.Г. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вента- Граф, 2004.

  3. Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

  4. Манцветова Н.В., Майнц Д.Ю., Галиченко К.Я., Ляшевич К.К. Проекционное черчение с задачами. Учебное пособие для технических специальных вузов. – М.: Высшая школа, 1978.

  5. Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.

  6. Воротников И.А. Занимательное черчение. Книга для учащихся средней школы. – М.: Просвещение. 1990.

Для учащихся:

  1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Вента-Граф», 2010.

  2. Словарь- справочник по черчению: Книга для учащихся. В. Н. Виноградов, Е. А. Василенко и др. – М.: Просвещение,1993.

  3. Карточки-задания по черчению для 8 классов. Е. А. Василенко, Е. Т. Жукова, Ю. Ф. Катханова, А. Л. Терещенко. – М.: Просвещение,1990.

Учебные таблицы:


  1. Макарова М.Н. Таблицы по черчению, 8 класс: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1987


Технические средства обучения

-компьютер