Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ливенская основная общеобразовательная школа
Павловский муниципальный район Воронежская область
«Рассмотрено» « Утверждаю»
на заседании Директор Ливенская ООШ
педагогического совета
МКОУ Ливенская ООШ ----------------/Л.И.Сахарова/
протокол № Приказ № ---------------
от « -----»
--------------------201 г. От «-------» -------------201 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Черчение »
для 8 класса
на 2017-2018 учебный год
на основе примерной прграммы
Разработала:
Ерыгина С.Н.
учитель черчения
первой категории
с. Ливенка 2017 г.
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Черчение и графика. 8 класс» разработана в соответствии с учебным планом МКОУ Ливенская ООШ и на основе, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, программы основного общего образования по черчению, разработанной авторами: д-р пед. наук А. Д. Ботвинников, заслуженный учитель школы РФ, лауреат Государственной премии РФ И. С. Вышнепольский, д-р пед. наук, проф. В. А. Гервер, М. М. Селиверстов. Ответственный редактор В. А. Гервер.(издательство «Просвещение», 2014г)
Содержание рабочей программы базируется на программах, выпущенных под грифом Министерства образования РФ и соответствует содержанию примерной программы, разработанной на базе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Общая характеристика учебного предмета
Курс учебного предмета формирует аналитические и созидательные (включая комбинаторные) компоненты мышления и является основным источником развития статических и динамических пространственных представлений учащихся. Включение школьников в различные виды творческой деятельности, связанных с применением графических знаний и умений в процессе решения проблемных ситуаций и творческих задач, способствует развитию творческого потенциала личности.
Содержание программы включает в себя четыре этапа усвоения знаний: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решение творческих задач.
Этапы связаны с деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых задач, требующих применения знаний в новых ситуациях. Процесс усвоения учебного материала каждого раздела содержит решение пропедевтических творческих задач, локально направленных на усвоение соответствующих знаний.
Систематическое обращение к творческим задачам создает предпосылки для развития творческого потенциала учащихся, который в конце обучения реализуется при решении задач с элементами технического конструирования.
Творческая деятельность создает условия для развития творческого мышления, креативных качеств личности учащихся. Результатом творческой работы школьников является рост их интеллектуальной активности, приобретение положительного эмоционально-чувственного опыта, что в результате обеспечивает развитие творческого потенциала личности, развивает коммуникативную культуру. Перечисленные концептуальные положения взаимосвязаны, взаимообусловлены и раскрывают современные представления о графической подготовке школьников.
Примерная программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Цели и задачи:
- обучение черчению, приобщение школьников к графической культуре;
-формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности.
- формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекций, о способах построения
изображений на чертежах (эскизах), построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
- научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы, аксонометрические проекции;
-развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и ее
конструктивных особенностей;
- развитие мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.;
- научить, самостоятельно пользоваться учебными материалами;
- формировать умение применять графические знания в новых ситуациях
-развитие конструкторской смекалки, раскрытие творческого потенциала и формирование умений преобразовывать форму предметов,
изменять их положение в пространстве;
- развитие способности к длительному напряжению сил и интеллектуальным нагрузкам, самостоятельности и терпения, умения доводитьдело до конца, потребности работать в полную силу, умения отстаивать свою точку зрения и др.
Рабочая программа «Черчение и графика » рассчитана на 35 учебных часов: из расчета 1 учебный час в неделю.
Описание места учебного предмета
Рабочая программа «Черчение» рассчитана на 35 учебных часов: из расчета 1 учебный час в неделю. Срок реализации программы 1 год.
В рабочей программе изложены базовые сведения по черчению, графике и элементам графического дизайна в соответствии с программой предмета "Графика" для учащихся 7го класса.
Содержание рабочей программы «Черчение», направлено на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, а также творческого потенциала личности, продолжает формирование у учащихся представлений о понятие «графическая культура» как совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации.
Формирование графической культуры учащихся, это процесс овладения графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности. Формирование графической культуры школьников неотделимо от развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышления средствами предмета, что реализуется при решении графических задач.
2.Планируемые результаты изучения учебного предмета
Учащийся 8 класса научится:
-оформлять чертежи согласно ГОСТам;
-представлять форму предметов и ее конструктивных элементах,
- различать основные виды на чертеже,
иметь представление об этапах выполнения эскизов
- знать геометрические геометрические построения на чертежах
- анализировать геометрическую форму несложных предметов (с натуры и по графическим изображениям)
- применить знания о методах проецирования (центральном, параллельном) при выполнении графических работ,
- использовать в компьютерной техники знания и умения при создании конструкторской документации,
- владеть методом ортогонального (прямоугольного) проецирования,
- владеть способами построения проекционного чертежа (способ вспомогательной прямой), прямоугольной изометрической проекции (комбинированный) и технического рисунка предметов,
- пользоваться чертежными инструментами,
-уметь выполнять чертежи, выбирая необходимое количество изображений, изометрическую проекцию и технический рисунок,
-читать чертежи несложных изделий различного назначения.
-иметь представление о чертежах различного назначения, спецификации, знать графические изображения, используемые в чертежах (виды, разрезы, сечения)
-знать некоторые правила оформления графической (чертежей) и текстовой (спецификации) документации и уметь их использовать в практической деятельности
-уметь преобразовывать форму по заданным условиям, выполнять модели несложных деталей из пластилина, бумаги и других материалов
-уметь выполнять геометрические построения (деление отрезка прямой линии, угла, окружности на равные части, сопряжения)
Требования к знаниям и умениям учащихся:
В результате изучения основ черчения учащиеся должны знать:
правила построения чертежей по способу проецирования, требования ЕСКД по их оформлению;
условия выбора видов, сечений и разрезов на чертежах;
порядок чтения чертежей в прямоугольных проекциях;
возможности применения ЭВМ для получения графической документации.
Учащиеся должны уметь:
выбирать рациональные графические средства отображения информации о предметах;
выполнять чертежи и эскизы, состоящие из нескольких проекций, технические рисунки, другие изображения изделий;
производить анализ геометрической формы предмета по чертежу;
получать необходимые сведения об изделии по его изображению (читать чертеж);
использовать приобретенные знания и умения в качестве средств графического языка в школьной практике и повседневной жизни, при продолжении образования и пр.
.Личностные ,метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета
Личностные:
-формирование графической культуры школьников развитие образного (пространственного) логического, абстрактного мышления.
-формирование аналитического и созидательного компонентов мышления развитие статистических и динамических пространственных представлений учащихся.
Метапредметные
-знать и понимать технологические понятия: графическая документация, технологическая карта, чертеж, эскиз, технический рисунок, схема, стандартизация;
- уметь выбирать способы графического отображения объекта или процесса; -выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки;
- составлять учебные технологические карты;
соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей.
Предметные
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-выполнения графических работе использованием инструментов, приспособлений и компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, «ем, технических рисунков деталей и изделий.
-рганизация рабочего места для выполнения графических работ.
-спользование условно-графических символов и обозначений для отображения формы, структуры объектов и процессов на рисунках, эскизах, чертежах, схемах.
-понятие о системах конструкторской, технологической документации и ГОСТах, видах документации.
-чтение чертежей, схем, технологических карт.
-выполнение чертежных и графических работ от руки, с использованием чертежных инструментов, приспособлений и средств компьютерной поддержки. -копирование и тиражирование графической документации.
-применение компьютерных технологий выполнения графических работ. -использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов.
-построение чертежа и технического рисунка.
-профессии, связанные с выполнением чертежных и графических работ.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками геометрии, технологии, информационных технологий, изобразительным искусством, физикой.
Раздел | Требования к уровню подготовки учащихся по ФГОС (УУД) к разделу |
Организация рабочего места для выполнения графических работ | Навыки работы с инструментами, принадлежностями. Рабочее место конструктора |
Использование условно графических символов и обозначений для отображения формы | Освоение знаков квадрата, толщины, диаметра, радиуса используемые, на чертежах и эскизах. |
Понятие о системах конструкторской , технологической документации и ГОСТах, видах документаций | Знакомство: - с единой системой конструкторской документации (ЕСКД) - с единой технологической документацией (ЕСТД).Виды конструкторской и технологической документаций. |
Чтение чертежей, схем и технологических карт. | Навыки: проецирования как метода отображения формы изделия проецирование на три плоскости. |
Выполнение чертёжных и графических работ от руки с использованием чертёжных инструментов | Освоение последовательности выполнения эскиза и чертежа. |
Построение чертежа и технического рисунка | Ознакомление с графическими примитивами, простейшими командами и опциями, позволяющими моделировать чертёж |
Профессии, связанные с выполнением чертёжных и графических работ. | Общее представление о работе инженера-конструктора, проектировщика, дизайнера. |
3.Содержание учебного предмета
Раздел 1 . Введение. Правила оформления чертежей -6 часов
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнения чертежей с использованием ЭВМ. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе.
Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.
Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, шгрихпунк-тирная, тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и основная надпись. Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел).
Применение и обозначение масштаба.
Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.
Раздел 2. Чертежи в системе прямоугольных проекций -4 часа
Проецирование.
Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи).
Раздел 3. Получение аксонометрических проекций.Технический рисунок – 5 часов.
Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.
Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала.
Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида — аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.
Раздел 4. Чтение и выполнение чертежей -15 часов
Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел.
Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета.
Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел.
Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжений.
Чтение чертежей детали.
Выполнение эскиза детали (с натуры). Решение графических, задач, в том числе творческих
Раздел 6. Эскизы.-3 часа
Выполнение эскизов деталей.
Раздел 7.Повторение сведений о способах проецирования- 2 часа
Каким методом получают чертежи.
Виды проецирования .Расположение видов на чертеже и др.
4.Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Дата провед. |
1. | 1.Введение. | 1 | |
| 2.Техника выполнения чертежей и правила их оформления | 5 | |
2. | 2.1. Правила оформления чертежей | 1 | |
3. | 2.3.Графическая работа №1 «Линии чертежа» | 1 | |
4. | 2.4.Шрифты чертёжные | 1 | |
5. | 2.5.Как наносят размеры.Масштабы. | 1 | |
6. | 2.6.Графическая работа №2 «Чертёж плоской детали» | 1 | |
| 3.Чертежи в системе прямоугольных проекций | 4 | |
7. | 3.1.Проецирование. | 1 | |
8. | 3.2.Прямоугольное проецирование | 1 | |
9. | 3.3.Расположение видов на чертеже. Местные виды. | 1 | |
10. | 3.4.Практическая работа № 3 « Моделирование по чертежу» | 1 | |
| 4.Получение аксонометрических проекций. Технический рисунок. | 5 | |
11. | 4.1.Получение аксонометрических проекций плоских фигур. | 1 | |
12. | 4.2. Аксонометрические проекции плоскогранных предметов. | 1 | |
13. | 4.3.Аксонометрические проекции предметов , имеющих круглые поверхности. | 1 | |
14. | 4.4.Построение овала. | 1 | |
15. | 4.5.Технический рисунок. | 1 | |
| 5.Чтение и выполнение чертежей | 15 | |
16. | 5.1.Анализ геометрической формы предмета | 1 | |
17. | 5.2.Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел | 1 | |
18. | 5.3.Проекции вершин , рёбер и граней предмета. | 1 | |
19. | 5.4.Построение проекций точек на поверхности предмета | 1 | |
20. | 5.5.Графическая работа №4 « Чертежи и аксонометрические проекции предметов» | 1 | |
21. | 5.6. Порядок построения изображений на чертежах. | 1 | |
22. | 5.7Построение вырезов на геометрических телах. | 1 | |
23. | 5.8. Графическая работа №5 «Построение третьего вида по двум данным» | 1 | |
24. | 5.9.Нанесение размеров с учётом формы предмета. | 1 | |
25. | 5.10.Геометрические построения , необходимые при выполнении чертежей. | 1 | |
26. | 5.11. Графическая работа №6 «Чертёж ( с использованием геометрических построений , в том числе и сопряжений) | 1 | |
27. | 5.12. Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел | 1 | |
28. | 5.13 .Порядок чтения чертежей деталей. | 1 | |
29. | 5.14. Практическая работа №7 «Чтение чертежей» | 1 | |
30. | 5.15. Графическая работа №8 «Выполнение чертежа предмета в трёх видах с преобразованием его формы (путём удаления части предмета) | 1 | |
| 6.Эскизы | 3 | |
31. | 6.1.Выполнение эскизов деталей. | 1 | |
32. | 6.2.Графическая работа №9 «Эскиз и технический рисунок детали» | 1 | |
33. | 6.3.Графическая работа № 10 «Выполнение эскизов деталей с включением элементов конструирования» | 1 | |
| 7.Повторение сведений о способах проецирования | 2 | |
34. | 7.1.Графическая работа №11 «Выполнение чертежа предмета».Контрольная работа. | 1 | |
35. | 7.2. Решение графических задач. | 1 | |
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет --------------------------
Класс ---------------------------
Учитель-------------------------
№ п/п | Тема | Количество часов | Способ корректировки |
по плану | Дано |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
2017-2018 учебный год
5.Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
Оценка 5 ставится, если ученик:
а) полностью овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твердо знает изученные правила и условности изображений;
б) дает четкий и правильный ответ, выявляющий осознанное понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, изложенные в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает обмолвки и оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка 4 ставится, если ученик:а) полностью овладел программным материалом, но при чтении чертежей испытывает небольшие затруднения из-за недостаточно развитого еще пространственного представления; правила изображения и условные обозначения знает;
б) дает правильный ответ в определенной логической последовательности;
в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и ошибки второстепенного характера, исправляет которые с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвердо, но большинство, изученных условностей, изображений и обозначений усвоил;
б) ответ дает неполный, несвязанно выявляющий общее понимание вопроса;
в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности;
Оценка 2 ставится, если ученик:
а) обнаруживается незнание или непонимание большей или наиболее важной части материала;
б) ответы строит несвязанно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.
Нормы оценок при выполнении
графических и практических работ.
Оценка 5 ставится, если ученик:
а) вполне самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические работы и аккуратно ведет рабочую тетрадь, чертежи читает свободно;
б) при необходимости умело пользуется справочными материалами;
в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.
Оценка 4 ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает самостоятельно, но с большим затруднением и сравнительно аккуратно ведет рабочую тетрадь;
б) справочными материалами пользуется, но ориентируется в них с трудом;
в) при выполнении чертежей и практических работ допускает ошибки второстепенного характера, которые исправляет после замечания учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений;
Оценка 3 ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила их оформления соблюдает, обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет, но несвоевременно, рабочую тетрадь ведет небрежно;
б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет по указанию и с помощью учителя.
Оценка 2 ставится, если ученик:
а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведет рабочую тетрадь;
б) чертежи читает и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.
6.Список литературы
Для учителя:
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М.:Вента-Граф , 2011.
Преображенская Н.Г. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вента- Граф, 2004.
Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
Манцветова Н.В., Майнц Д.Ю., Галиченко К.Я., Ляшевич К.К. Проекционное черчение с задачами. Учебное пособие для технических специальных вузов. – М.: Высшая школа, 1978.
Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.
Воротников И.А. Занимательное черчение. Книга для учащихся средней школы. – М.: Просвещение. 1990.
Для учащихся:
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Вента-Граф», 2010.
Словарь- справочник по черчению: Книга для учащихся. В. Н. Виноградов, Е. А. Василенко и др. – М.: Просвещение,1993.
Карточки-задания по черчению для 8 классов. Е. А. Василенко, Е. Т. Жукова, Ю. Ф. Катханова, А. Л. Терещенко. – М.: Просвещение,1990.
Учебные таблицы:
Макарова М.Н. Таблицы по черчению, 8 класс: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1987
Технические средства обучения
-компьютер