минИстерство просвещения приднестровской молдавской республики
ГОУ» днестровский техникум энергетики и компьютерных технологиЙ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
учебной дисциплины
ЕН.01 «Математика»
по специальности 08.02.09
"Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий"
Группа: Э-1-23
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ЦМК
общеобразовательных
дисциплин Методист
Протокол № 11
От «12» июня 2024 г. ______________________
Председатель ЦМК _______ «____» ___________2024 г.
_____________________________
г. Днестровск, 2024 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы (Приказ Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики от 25 июня 2021 года №535) и государственного образовательного стандарта (далее – ГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО)
по специальности 08.02.09
"Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий", входящей в укрупненную группу 2.13.00.00 «Электро- и теплотехника»
Разработчики:
Преподаватель математики высшей квалификационной категории
ГОУ «Днестровский техникум энергетики и компьютерных технологий»
Демьянова Светлана Васильевна.
Рецензенты:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Математика» 4
Структура и содержание учебной дисциплины «Математика» 7
Условия реализации учебной дисциплины «Математика» 13
Контроль и оценка результатов освоения учебной 15
дисциплины «Математика»
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «математика»
1.1. Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы (Приказ Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики от 25 июня 2021 года №535) и государственного образовательного стандарта (далее – ГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО)
по специальности 08.02.09
"Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий", входящей в укрупненную группу 2.13.00.00 «Электро- и теплотехника»
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Математика» относится к ЕН.00.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания:
Код ОК | Умения | Знания |
ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 07 ОК 09 | — решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности; —анализировать сложные функции и строить их графики; —выполнять действия над комплексными числами; — производить операции над матрицами и определителями, решать системы линейных уравнений различными методами; — решать задачи на вычисление вероятности с использованием элементов комбинаторики; — решать прикладные задачи с использованием элементов дифференциального и интегрального исчисления; | основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности; основные понятия и методы теории комплексных чисел; основные понятия и методы линейной алгебры; основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики; дискретной математики, основы интегрального и дифференциального исчисления |
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Код и наименование специальности | Максимальная учебная нагрузка (всего) | Самостоятельная работа обучающегося (всего) | Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | Экзамен |
всего | теоретические занятия | практические занятия | |
4 семестр | |
08.02.09 "Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий" | 82 | 12 | 64 | 32 | 32 | 6 |
2.4 ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ:
Код | Наименование результата обучения |
ОК 1 | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; |
ОК 2 | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; |
ОК 3 | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие; |
ОК 7 | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; |
ОК 9 | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности; |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Специальность 08.02.09
"Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий"
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 64 |
в том числе: |
теоретическое обучение | 32 |
лабораторные работы | не предусмотрено |
практические занятия | 32 |
курсовая работа (проект) | не предусмотрено |
контрольная работа | - |
Самостоятельная работа* | 12 |
Промежуточная аттестация | 6 экзамен |
Тематический план и содержание учебной дисциплины для специальности: 08.02.09
"Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий"
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 Линейная алгебра с элементами высшей алгебры | | 8(Л)+6(ПР)+4(СР) | |
Teмa l.l. Роль и значение математики. | Содержание учебного материала. | 2+0+2 | OK 01 OK 03 |
| Высшая математика - как дисциплина. История возникновения, развития и становления математики как основополагающей дисциплины, необходимой для изучения профессиональных дисциплин. Цели, задачи математики. Связь математики с общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Роль и значение математики в современном мире | 2 | |
| В том числе практических занятий и лабораторных работ. | - | |
| Самостоятельная работа. | 2 | |
Тема 1.2 Матрицы и действия над ними. Определители, свойства и вычисления. | Содержание учебного материала. | 2+2+2 | OK 02 OK 03 |
| Понятие матрицы. Матрицы и действия над ними. Сложение, вычитание матриц. Умножение матрицы на число. Умножение матриц. Обратная матрица. | 1 | |
| Определители второго, третьего n-го порядка. Свойства. Минор. Алгебраическое дополнение Определители, свойства и вычисления. | 1 | |
| В том числе практических занятий и лабораторных работ. | | |
| Практическое занятие 1 «Определители, свойства и вычисления». Матрицы и действия над ними». Матрицы и действия над ними». | 2 | |
| Самостоятельная работа. | 2 | |
Тема 1.3 Системы линейных уравнений. | Содержание учебного материала. | 2+2+0 | OK 01 ОК 09 |
| Системы линейных уравнений. Решение систем линейных уравнений. Правило Крамера. Метод Гаусса. Матричное решение систем линейных уравнений. | 2 | |
| В том числе практических занятий и лабораторных работ. | | |
| Практическое занятие 2 «Решение системы линейных уравнений методом Крамера». «Решение системы линейных уравнений методом Гаусса». | 2 | |
| Самостоятельная работа. | - | |
Тема 1.4 Основы теории комплексных чисел. | Содержание учебного материала. | 2+2+0 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 |
| Комплексные числа и операции над ними. Геометрическая, алгебраическая форма. Основные понятия. Изображение функций комплексного переменного. | 1 | |
| Тригонометрическая форма комплексного числа. Операции над комплексными числами. | 1 | |
| В том числе практических занятий и лабораторных работ. | | |
| Практическое занятие 3 «Основы теории комплексных чисел». «Действия над комплексными числами». | 2 | |
| Самостоятельная работа. | - | |
Раздел 2 Введение в анализ. | | 2(Л)+2(ПР)+0(СР) | |
Тема 2.1 Введение в математический анализ. | Содержание учебного материала. | 1+0+0 | ОК 02 ОК 09 |
| Функциональные понятия. Элементарные функции и их графики. Числовая последовательность. Предел числовой последовательности. Бесконечно малые и их свойства. Бесконечно большие. Сравнение бесконечно малых. | 1 | |
| В том числе практических занятий и лабораторных работ. | | |
| Самостоятельная работа. | | |
Тема 2.2 Предел и непрерывность функции. | Содержание учебного материала. | 1+2+0 | ОК 01 ОК 03 ОК 07 |
| Предел и непрерывность функции. Предел функции. Основные теоремы о пределах. Примеры вычисления пределов. Первый, второй замечательный предел их следствия. Понятие непрерывности. Свойства функций, непрерывных на сегменте. Точки разрыва. | 1 | |
| В том числе практических занятий и лабораторных работ. | | |
| Практическое занятие 4 «Введение в математический анализ». «Предел и непрерывность функции». «Вычисление пределов функций различными методами. «Вычисление пределов функций различными методами. | 2 | |
| Самостоятельная работа. | | |
Раздел 3 Дифференциальное исчисление | | 16(Л)+16(ПР)+6(СР) | |
Тема 3.1 Понятие производной и ее геометрический смысл. Дифференциал функции. | Содержание учебного материала. | 2+2+2 | ОК 07 ОК 09 |
| Задачи, приводящие к понятию производной. Определение производной. Правила дифференцирования. Производные элементарных функций. Понятие дифференциала. Применение дифференциала к приближенным вычислениям. | 1 | |
| Понятие производной и ее геометрический смысл. Дифференциал функции. | 1 | |
| В том числе практических занятий и лабораторных работ. | | |
| Практическое занятие 5 «Понятие производной и ее геометрический смысл». Дифференциал. | 2 | |
| Самостоятельная работа. | 2 | |
Тема 3.2 Производные и дифференциалы высших порядков. | Содержание учебного материала. | 1+2+0 | ОК 02 ОК 03 ОК 07 |
| Производные и дифференциалы высших порядков. Приложение производных. высшего | 1 | |
| В том числе практических занятий и лабораторных работ. | | |
| Практическое занятие 6 «Производные и дифференциалы высших порядков». | 2 | |
| Самостоятельная работа. | | |
Тема 3.3 Свойства дифференцируемых функций | Содержание учебного материала. | 1+2+0 | ОК 03 ОК 07 ОК 09 |
| Возрастание и убывание функций. Максимумы и минимумы. Асимптоты. Выпуклость графика функции. Точки перегиба. Исследование функции. | 1 | |
| В том числе практических занятий и лабораторных работ. | | |
| Практическое занятие 7 «Свойства дифференцируемых функций». «Исследование функции с помощью производной». | 2 | |
| Самостоятельная работа. | | |
Тема 3.4 Интегральное исчисление функции одной переменной. | Содержание учебного материала. | 4+2+0 | ОК 01 ОК 07 ОК 09 |
| Первообразная и неопределенный интеграл. Свойства неопределенного интеграла. Таблица неопределенных интегралов основных элементарных функций. | 2 | |
| Методы вычисления неопределенного интеграла (непосредственное интегрирование, замена переменных, внесение под знак дифференциала, интегрирование по частям). | 2 | |
| В том числе практических занятий и лабораторных работ. | | |
| Практическое занятие 8 «Методы вычисления неопределенного интеграла» (непосредственное интегрирование, замена переменных)». «Методы вычисления неопределенного интеграла». (внесение под знак дифференциала, интегрирование по частям )». | 2 | |
| Самостоятельная работа. | | |
Тема 3.5 Определенный интеграл. Приложение определенного интеграла. | Содержание учебного материала. | 2+2+2 | ОК 01 ОК 03 ОК 09 |
| Определенный интеграл. Методы вычисления определенного интеграла. | 1 | |
| Приложение определенного интеграла в геометрии и физике. | 1 | |
| В том числе практических занятий и лабораторных работ. | | |
| Практическое занятие 9 «Определенный интеграл. Вычисление определенного интеграла». «Приложение определенного интеграла». | 2 | |
| Самостоятельная работа. | 2 | |
Тема 3.6 Дифференциальные уравнения первого порядка | Содержание учебного материала. | 2+2+0 | ОК 02 ОК 03 ОК 07 |
| Основные понятия. Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям. Уравнения с разделяющимися переменными. Однородные уравнения Линейные дифференциальные уравнения первого порядка. Уравнение Бернулли. Применение дифференциальных уравнений первого порядка. | 2 | |
| В том числе практических занятий и лабораторных работ. | | |
| Практическое занятие 10 «Дифференциальные уравнения первого порядка». | 2 | |
| Самостоятельная работа. | | |
Тема 3.7 Дифференциальные уравнения второго и высших порядков. | Содержание учебного материала. | 2+2+2 | ОК 01 ОК 03 |
| Дифференциальные уравнения второго и высших порядков - основные понятия. Случаи понижения порядка. | 2 | |
| В том числе практических занятий и лабораторных работ. | | |
| Практическое занятие 11 «Дифференциальные уравнения второго и высших порядков». | 2 | |
| Самостоятельная работа. | 2 | |
Тема 3.8 Линейные уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами | Содержание учебного материала. | 2+2+0 | ОК 02 ОК 03 ОК 09 |
| Линейные однородные и неоднородные уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами. | 2 | |
| В том числе практических занятий и лабораторных работ. | | |
| Практическое занятие 12 «Линейные однородные и неоднородные уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами». | 2 | |
| Самостоятельная работа. | | |
Раздел 4 Основы, дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики . | | 6(Л)+8(ПР)+2(СР) | |
Тема 4.1 Множества и отношения. Свойства отношений. | Содержание учебного материала. | 1+2+0 | |
| Предмет дискретной математики, ее место и роль в математике. Элементы, множества и отношения. Операции над множествами и их свойства | 1 | |
| В том числе практических занятий и лабораторных работ. | | |
| Практическое занятие 13 «Операции над множествами и их свойства». | 2 | |
Тема 4.2 Основные понятия теории графов. | Содержание учебного материала. | 1+2+2 | ОК 02 ОК 03 ОК 07 |
| Графы. Элементы графов. Виды графов и операции над ними. Основные понятия теории графов. Элементы теории графов. Элементы дискретной математики. | 1 | |
| В том числе практических занятий и лабораторных работ. | | |
| Практическое занятие 14 «Виды графов и операции над ними» | 2 | |
| Самостоятельная работа. | 2 | |
Тема 4.3 Случайная величина. Вероятность. Элементы комбинаторики. | Содержание учебного материала. | 4+4+0 | ОК 07 ОК 09 |
| События, вероятность события. Действия над вероятностями. Случайная величина. Сложение и умножение вероятностей. Независимые события. Повторение испытаний. Основные понятия комбинаторики: факториал, перестановки, размещения, сочетания. | 2 | |
| Случайная величина. Закон распределения. Математическое ожидание дискретной случайной величины. Дисперсия случайной величины. Элементы математической статистики. Схема Бернулли. Формула полной вероятности. Формула Байеса. | 2 | |
| В том числе практических занятий и лабораторных работ. | | |
| Практическое занятие 15 «Применение теорем сложения и умножения вероятностей при решении задач». «Закон распределения. Схема Бернулли». | 2 | |
| 16 Итоговая контрольная работа | 2 | |
| Самостоятельная работа. | | |
Самостоятельная работа | | 12 | |
Промежуточная аттестация в форме экзамена | | 6 | |
Всего | | 64=32(Л)+32(ПР) | |
Итого | | 82=32+32+12+6 | |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Математики», оснащенный оборудованием:
--- посадочные места обучающихся;
--- рабочее место преподавателя;
--- дидактические материалы.
Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд организации профессионального образования должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе
Печатные издания
1.Балдин К.В., Башлыков В.Н., Высшая математика,2010 г
2.Задачи по высшей математике, теории вероятностей, математической статистике, математическому программированию с решениями - Шапкин А.С, Шапкин В.А. 2010г.
3.Высшая математика,2010 г Григорьев В.П., Сабурова Т.Н. Сборник задач по высшей математике. – М: Издательский центр «Академия», 2011
4.Ровба Е.А. Высшая математика-задачник ,2014 г.
5..Григорьев В.П. Элементы высшей математики.-М.: ОИЦ «Академия», 2016.
6.Григорьев В.П. Сборник задач по высшей математике: Учеб, пособие для студентов учрежд. СПО / В.П.Григорьев, Т.Н.Сабурова. - М.: Издательский центр «Академия», 2014.
7.Лисичкин В.Т. Соловейчик И.Л. Математика в задачах с решениями. -М. Высшая школа,
Электронные издания (электронные ресурсы)
www.lib.mexmat.ru/books/41 - электронная библиотека механико-математического факультета МГУ
www.newlibrary.ru - новая электронная библиотека
www.mathnet.ru - общероссийский математический портал
www.matburo.ru - матбюро: решения задач по высшей математике
www.nehudlit.ru - электронная библиотека учебных материалов
www.edu.ru - федеральный портал российского образования;
www.Iibrary.kemsu.ru - электронный каталог НБ КемГУ;
www'.elibrary.ru - научная электронная библиотека;
http://mech.math.msu.su/department/algebra официальный сайт механико-математического факультета МГУ.
https://may.alleng.org/edu/math9.htm
Дополнительные источники
Григорьев В.П. Элементы высшей математики: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования/ В.П. Григорьев, Ю. А. Дубинский. - М.: Академия, 2004.
2.Минорский В. П. Сборник задач по высшей математике: Учеб, пособие для втузов,- 17-е изд., испр. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2010.
Фаддеев, Дмитрий Константинович. Лекции по алгебре: Учеб, пособие для вузов по спец, в обл. естествен но науч., пед. и техн, наук / Д.К. Фаддеев. - Изд. 5-е, стер. - СПб. : Лань, 2007.
Зельдович Я.Б. Высшая математика для начинающих. -М.: Наука, 2011
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
Знания: — основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности; — основные понятия и методы теории комплексных чисел; — основные понятия и методы линейной алгебры; — основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики; — основные понятия и методы математического анализа; дискретной математики, основы интегрального и дифференциального исчисления. | — понимание основных математических методов решения прикладных задач в области профессиональной деятельности; — знает методы теории Комплексных чисел, методы математического анализа; — знает определение матриц и определителя, виды матриц, методы решения системы линейных уравнений; — знает основные понятия комбинаторики, имеет понятие о случайном событии, вероятности события, знает определение дискретной случайной величины и ее числовые характеристики; — знает определение функции, предела функции в точке, понятие непрерывности функции, определение и геометрический смысл производной функции в точке, определение дифференциала, определение неопределенного и определенного интеграла, основные теоремы дифференциального и интегрального исчисления, методы вычисления неопределенного и определенного интеграла; | — Оценка всех видов опроса, — тестирования, —• оценка результатов выполнения проверочных контрольных работ, — домашних заданий проблемного характера; — подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера — оценка результатов выполнения — практических заданий по работе с информацией, документами, литературой; |
Умения: — решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности; — анализировать сложные функции и строить их графики; — выполнять действия над комплексными числами; — производить операции над матрицами и вычислять определители, | — умеет использовать математические знания, арифметический, алгебраический и геометрический аппарат для описания и решения проблем реальной жизни; — умеет исследовать сложные функции и строить их графики; — выполняет операции сложения, вычитания, умножения и деления комплексных чисел в алгебраической форме, операции умножения, деления, возведения корня, извлечения корня п-й степени комплексных чисел в тригонометрической и показательной |
|
решать системы линейных уравнений различными методами; -решать задачи на вычисление вероятности с использованием элементов комбинаторики; -решать прикладные задачи с использованием элементов дифференциального и интегрального исчисления; | форме; умеет выполнять операции сложения матриц, умножения матрицы на число, произведения матриц, вычислять определители второго и третьего порядка, решать системы линейных уравнений матричным способом, методом Крамера и Гаусса; решает задачи на использование методов теории вероятности и комбинаторики решает задачи прикладного характера с применением механического и геометрического смысла производной, на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции; для исследования реальных физических процессов | |