СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дисциплине "Основы электротехники"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Основы электротехники"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине "Основы электротехники"»


ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СМОЛЕНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»


Сафоновский филиал областного государственного бюджетного

профессионального образовательного учреждения

«Смоленская академия профессионального образования»

(Сафоновский филиал ОГБПОУ СмолАПО)







Утверждаю

Зам. директора

____________Г.Л. Полежаева










Рабочая программа учебной дисциплины

ОП.04 Основы электротехники и электронной техники




















2023г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее -СПО) 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы и с учетом Примерной основной образовательной программы по специальности 09.02.01Компьютерныесистемыикомплексы.




Организация-разработчик: Сафоновский филиал областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Смоленская академия профессионального образования.




Разработчик: Савельева Л.Н., преподаватель Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО



Рассмотрено на заседании ЦК машиностроения и нанотехнологий

Протокол № 9 от «13» апреля 2023 г.

Председатель ЦК ____________ /Е.А.Демкина/



Рассмотрено методическим советом Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО

Протокол №6 от «20» апреля 2023 г.













СОДЕРЖАНИЕ


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6

3. условия реализации программы учебной дисциплины 12
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной14 дисциплины 14





1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОННОЙ ТЕХНИКИ


    1. Область применения рабочей программы


Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена (ОПОП СПО-ППССЗ) базовой подготовки в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.01Компьютерныесистемыикомплексы.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих основные образовательные программы СПО.


1.2Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Основы электротехники и электронной техники» по специальности 09.02.01Компьютерныесистемыикомплексыявляется общепрофессиональной дисциплиной и входит в профессиональный цикл.

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии

ОК 01, ОК 03, ПК 1.2, ПК 1.4, ПК 3.1, Л.Р.1-Л.Р.17.


1.3Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:



Код ПК, ОК, ЛР

Умения

Знания

ОК 01

ОК 03

ПК 1.2

ПК 1.4

ПК 3.1

Л.Р.1-Л.Р.17

-использовать контрольно-измерительное оборудование для проверки электрических соединений устройств инфокоммуникационных систем;

- идентифицировать основные узлы устройств инфокоммуникационных систем и определять их параметры;

- измерять основные параметры электронных устройств и электрических сигналов;

- распознавать типовые неисправности устройств инфокоммуникационных систем;

- применять безопасные методы измерений с учетом сохранения окружающей среды.

-устройство и назначение применяемых испытательных и измерительных приборов;

- правила эксплуатации электроизмерительных приборов;

основные параметры типовых устройств инфокоммуникационных систем;

- виды и параметры электрических сигналов;

- основные термины, понятия и единицы измерения в области электротехники;

- основные понятия и принцип действия полупроводниковых приборов и устройств;

- основы электробезопасности.






2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы учебной дисциплины


104

в т.ч. в форме практической подготовки


60

в т. ч.:


теоретическое обучение


30

практические занятия


60

самостоятельная работа без взаимодействия с преподавателем


6

Промежуточная аттестация ( в т.ч. консультации)

8

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы электротехники и электронной техники»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Раздел 1. Основные электрические величины и их измерение



Тема 1.1.

Основы электробезопасности

Содержание учебного материала

4

ОК 01

ОК 03

ПК 1.2

ПК 1.4

ПК 3.1

ЛР 1-ЛР 17

Опасные и вредные факторы электрического тока. Правила техники безопасности и электробезопасности при проведении работ. Безопасность при организации рабочего места.

2

В том числе практических занятий

2

Практическое занятие № 1. Организация рабочего места для выполнения заданного вида работ


Тема 1.2.

Основные параметры электрических цепей

Содержание учебного материала

22


Электрическая цепь и ее элементы. Основные графические обозначения.

Электрические сигналы, параметры электрических сигналов. Мгновенные и действующие значения токов и напряжений.

6


ОК 01

ОК 03

ПК 1.2

ПК 1.4

ПК 3.1

ЛР 1-ЛР 17

Правила Кирхгофа. Основные уравнения электрической цепи.

Измерение постоянных токов и напряжений. Измерение активного и реактивного сопротивления.

Измерение переменных токов и напряжений.

Измерение и расчет мощности участка электрической цепи.

В том числе практических занятий

16

Практическое занятие № 2. Решение задач на определение параметров электрических цепей.

2

Практическое занятие № 3. Измерение постоянных токов и напряжений.

2

Практическое занятие № 4. Измерение переменных токов и напряжений.

2

Практическое занятие № 5. Измерение потребляемой мощности

2

Практическое занятие № 6. Измерение сопротивления участка цепи.

2

Практическое занятие № 7. Решение задач на определение параметров электрических цепей.

2

Практическое занятие № 8. Решение задач на определение параметров электрических цепей.

2

Практическое занятие № 9. Решение задач на определение параметров электрических цепей.

2


Самостоятельная работа студентов №1: Решение задач по расчету электрических цепей постоянного тока.

2



Самостоятельная работа студентов №2: Решение задач по расчету электрических цепей переменного тока.

2


Раздел 2. Дискретно-аналоговые и цифровые цепи



Тема 2.1.

Цифровые сигналы

Содержание учебного материала

12

ОК 01

ОК 03

ПК 1.2

ПК 1.4

ПК 3.1

ЛР 1-ЛР 17

Виды цифровых сигналов. Дискретный сигнал. Параметры цифровых сигналов.

Понятие цифрового преобразователя. Аналого-цифровой преобразователь.

Основные характеристики цифроаналоговых преобразователей.

4


Использование осциллографа для измерения основных параметров цифровых сигналов

Основы использования частотомера для измерения параметров аналоговых и цифровых сигналов.

В том числе практических занятий

8

Практическое занятие № 10.Изучение органов управления и пределов измерений осциллографов.

2

Практическое занятие № 11. Изучение органов управления и пределов измерений осциллографов.

2

Практическое занятие №12. Измерение параметров цифровых сигналов с помощью осциллографа.

2

Практическое занятие №13. Измерение параметров цифровых сигналов с помощью осциллографа.

2

Раздел 3. Полупроводниковые аналоговые и цифровые устройства



Тема 3.1.

Элементная база электронных устройств

Содержание учебного материала

18

ОК 01

ОК 03

ПК 1.2

ПК 1.4

ПК 3.1

ЛР 1-ЛР 17

Свойства р-п перехода. Полупроводниковые диоды. Обозначения основных полупроводниковых элементов. Выпрямители: типовые схемы, основные параметры.

4


Транзисторы. Транзисторные каскады

Усилители: виды и основные параметры усилителей. Понятие частотной характеристики.

В том числе практических занятий

14

Практическое занятие № 14. Получение характеристик полупроводниковых диодов

2

Практическое занятие № 15. Получение характеристик полупроводниковых диодов

2

Практическое занятие № 16. Получение характеристик полупроводниковых диодов

2

Практическое занятие №17. Измерение параметров выпрямителей

2

Практическое занятие №18. Измерение параметров выпрямителей

2

Практическое занятие №19. Измерение параметров усилителей

2

Практическое занятие №20. Измерение параметров усилителей

2


Самостоятельная работа студентов №3. Подготовка презентации по теме: «Элементная база электронных устройств»

2


Тема 3.2.

Цифровые устройства

Содержание учебного материала

12


Основы алгебры логики. Основные логические элементы цифровых устройств. Обозначения логических элементов.Элементы памяти. Арифметические устройства.

4


ОК 01

ОК 03

ПК 1.2

ПК 1.4

ПК 3.1

ЛР 1-ЛР 17

Коммутаторы. Сумматоры.

Триггеры: основные типы, обозначение, применение.

Регистры. Счетчики.Микропроцессоры: виды и особенности, элементная база.

В том числе практических и лабораторных занятий

8

Практическое занятие № 21. Моделирование заданных логических устройств.

2

Практическое занятие № 22. Моделирование заданных логических устройств.

2

Практическое занятие № 23. Исследование работы комбинированных цифровых устройств.

2

Практическое занятие № 24. Исследование работы комбинированных цифровых устройств.

2

Раздел 4. Вторичные источники электропитания



Тема 4.1.

Структурные схемы вторичных источников электропитания

Содержание учебного материала

8

ОК 01

ОК 03

ПК 1.2

ПК 1.4

ПК 3.1

ЛР 1-ЛР 17

Виды силовых преобразователей, назначение, условия применения

Типовые схемы преобразователей.

Понятие стабилизатора напряжения. Типовая схема стабилизатора напряжения. Основные параметры стабилизаторов напряжения и тока.

2


В том числе практических занятий

6

Практическое занятие № 25. Измерение заданных параметров стабилизатора напряжения.

2

Практическое занятие № 26. Типовые схемы преобразователей

2

Практическое занятие №27. Типовая схема стабилизатора напряжения

2

Тема 4.2.

Типовые блоки питания устройств информационных систем.

Содержание учебного материала

8


Основные узлы блоков питания персональных устройств.

Источников бесперебойного питания: типовые схемы и основные параметры. Рекомендации по выбору источников питания.

Типовые неисправности источников питания

2


ОК 01

ОК 03

ПК 1.2

ПК 1.4

ПК 3.1

ЛР 1-ЛР 17

В том числе практических занятий

6

Практическое занятие № 28. Поиск неисправностей источников питания.

2

Практическое занятие № 29. Источников бесперебойного питания: типовые схемы.

2

Практическое занятие № 30. Источников бесперебойного питания: типовые схемы.

2

Раздел 5. Оптоэлектронные системы



Тема 5.1.

Источники и приемники излучения

Содержание учебного материала

2

ОК 01

ОК 03

ПК 1.2

ПК 1.4

ПК 3.1

ЛР 1-ЛР 17

Светоизлучающие диоды: типы, основные параметры, область применения.

Фотодиоды, фототранзисторы: типы, основные параметры, область применения.

2


Тема 5.2. Оптоэлектронные приборы и оптические линии связи

Содержание учебного материала

2

ОК 01

ОК 03

ПК 1.2

ПК 1.4

ПК 3.1

ЛР 1-ЛР 17

Оптронные пары: виды, область применения.

Основные элементы оптических линий связи

2


Тема 5.3.

Устройства отображения информации

Содержание учебного материала

2

ОК 01

ОК 03

ПК 1.2

ПК 1.4

ПК 3.1

ЛР 1-ЛР 17

Дисплеи: основные параметры, принцип действия, интерфейсы подключения

2


Промежуточная аттестация (в том числе консультация)

8



Итого

104



3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИ И УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории электротехники; библиотеки, читального зала с выходом в сеть Интернет.


Перечень основного оборудования:

-учебные рабочие места;

-учебная доска;

-комплект учебно-наглядных пособий и плакатов по электротехнике;

-стенд «Электротехника» в составе:

-модуль источника питания,

-модуль измерительных приборов амперметров и вольтметров,

-модуль управления реверсом АД,

-модуль управления  скоростью вращения двигателя постоянного тока,

-модуль управления сельсинами,

-модуль измерения частоты вращения ДПТ с цифровым тахометром.

-моноблок “Электрические сети” в составе:

-модуль цепи переменного тока с индуктивностью, ёмкостью и активным сопротивлением,

-модуль измерительного моста постоянного тока,

-мост постоянного тока Р333.


3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:


  1. Мартынова И.О.Электротехника: учебник/ И.О.Мартынова.- Кнорус. 2021. – 304 с.


Дополнительные источники:


  1. Берёзкина Т.Ф.Задачник по общей электротехнике с основами электроники: Учеб. пособие для студ. неэлектротехн. спец. средних спец. учеб. заведений / Т. Ф. Берёзкина, Н. Г. Гусев, В.В. Масленников. - 4-е изд., стер.– М.: Высш. шк., 2011. – 380с.

  2. Гершунский Б.С.Расчёт основных электронных и полупроводниковых схем в примерах. Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. – Киев, 2000. – 160 с.

  3. Зайчик М.Ю.Сборник задач по теоретической электротехнике.Часть1. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. – СПб.: Энергия, 2012. – 216 с.

  4. Немцов М.В. Электротехника и электроника: учебник для студ. образов. Учреждений сред. проф.образования /М.В.Немцов, М.Л.Немцова.–4-е изд.,перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 480 с.


Учебно-методическая литература:


  1. Ярочкина Г.В..Контрольные материалы по электротехнике[Текст]:Учеб. Пособие для СПО. Доп. Министерством образования РФ/ Г.В. Ярочкина.– М.: Академия,2010. – 112 с. (Профессиональное образование).

  2. Лоторейчук, Е. А.Расчет электрических и магнитных цепей и полей: решение задач :учебное пособие для среднего профессионального образования по специальностям" Энергетика","Электротехника","Приборостроение" и др. /Е.А. Лоторейчук . –М. :Форум :ИНФРА-М, 2011 . – 272с. – (Профессиональное образование)

  3. Ямпурин Н.П.. Электроника. Сборник задач[Текст]:Учеб. пособие для СПО.Доп. Министерством образования РФ/Н.П. Ямпурин. -М.:Академия, 2011. – 240 с. (Профессиональное образование).


Интернет-ресурсы:


  1. Журнал Электротехника. [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://www.znack.com/журнал электротехника/.

  2. Журнал «ЭЛЕКТРО».Электротехника, электроэнергетика, электротехническая промышленность. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.elektro-journal.ru/.

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Результаты обучения1

Критерии оценки

Методы оценки

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- использовать контрольно-измерительное оборудование для проверки электрических соединений устройств инфокоммуникационных систем;

- идентифицировать основные узлы устройств инфокоммуникационных систем и определять их параметры;

- измерять основные параметры электронных устройств и электрических сигналов;

- распознавать типовые неисправности устройств инфокоммуникационных систем;

- применять безопасные методы измерений с учетом сохранения окружающей среды.


- соблюдаются правила подключения измерительных приборов и проведения измерений;

- в результате выполнения заданий выполнены измерения параметров заданных узлов, устройств, сигналов.

-определены неисправности в заданном устройстве с соблюдением требований техники безопасности и рациональной организации рабочего места.

Экспертное наблюдение и оценивание выполнения индивидуальных и групповых заданий.

Оценка результата выполнения практических работ.

Текущий контроль в форме собеседования, решения ситуационных задач

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- устройство и назначение применяемых испытательных и измерительных приборов;

- правила эксплуатации электроизмерительных приборов;

= основные параметры типовых устройств инфокоммуникационных систем;

= виды и параметры электрических сигналов;

- основные термины, понятия и единицы измерения в области электротехники;

- основные понятия и принцип действия полупроводниковых приборов и устройств;

- основы электробезопасности.



Количество правильных ответов на вопросы теста - не менее 60%.


Устный опрос.

Тестирование.

Контрольные работы.

Проверочные работы.

Оценка выполнения практического задания


1 Личностные результаты обучающихся учитываются в ходе оценки результатов освоения учебной дисциплины.