Рабочая программа
учебной дисциплины
ОП.01 «Основы материаловедения»
по профессии: 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ
Разработала: преподаватель
Игнашкова Е.А.
Брянск, 2019
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) по профессиям 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ.
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Брянский строительно-технологический техникум им. Л.Я. Кучеева»
Разработчик:
Разработчик: Игнашкова Е.А. преподаватель БСТТ им. Л.Я. Кучеева
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
условия реализации учебной дисциплины | 9 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 11 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы материаловедения
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям ФГОС СПО 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области строительства.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять основные свойства материалов;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- общую классификацию материалов, их основные свойства и области применении.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
-обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
-самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
лабораторные работы | |
практические занятия | 2 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
в том числе: | |
| |
тематика внеаудиторной самостоятельной работы | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета. |
2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы материаловедения» Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
| | 32 | |
Раздел 1. Строительное материаловедение и декоративно-отделочные материалы | | 8 | |
Тема 1.1. Основные свойства строительных материалов | Содержание учебного материала: | | |
Классификация строительных материалов. Состав и строение материалов. Стандартизация материалов. Физические свойства материалов. Механические свойства материалов. Химические свойства материалов. | 5 | 2 |
Практические занятия | | |
1.Определение свойств материалов: плотности, прочности и водостойкости. | 2 | |
Тема 1.2. Свойства декоративно-отделочных материалов | Содержание учебного материала: | | |
Декоративно-отделочные материалы. Свойства декоративно-отделочных материалов. | 1 | 2 |
| Самостоятельная работа выполнение домашних заданий по разделу 1. Составить классификацию строительных материалов. Подготовить доклад о применении декоративно-отделочных материалов в строительстве. | 4 | |
Раздел 2. Отделочные материалы на основе минерального сырья | | 18 | |
Тема 2.1. Материалы и изделия из природного камня | Содержание учебного материала: | | |
Сведения о природных материалах. Свойства природных строительных материалов и применение их в строительстве. | 1 | 2 |
Тема 2.2. Керамические материалы | Содержание учебного материала: | | |
Общие сведения о керамике. Стеновые и кровельные керамические материалы. Отделочные керамические материалы. | 2 | 2 |
Тема 2.3. Минеральные вяжущие вещества | Содержание учебного материала: | | |
Общие сведения о минеральных вяжущих. Воздушные и гидравлические вяжущие вещества их применение. Гипсовые вяжущие вещества, их применение. Глина, как вяжущее вещество. Жидкое стекло и кислотоупорный цемент. Воздушная известь, применение и техника безопасности. Гидравлические известковосодержащие вяжущие. Портландцемент, состав, свойства и его применение. Разновидности портландцемента: быстротвердеющий, пластифицированный, гидрофобный, белый, сульфатостойкий, шлакопортландцемент, пуццолановый, расширяющийся. Цементы для строительных растворов | 9 | 2 |
Тема 2.4. Исходные материалы для растворов, бетонов, мастик | Содержание учебного материала: | | |
Заполнители: песок и крупные заполнители. Наполнители. Добавки для регулирования свойств. | 2 | 2 |
Тема 2.5. Растворы и составы для отделочных работ | Содержание учебного материала: | | |
Общие сведения о строительных растворах. Свойства растворов и пластификаторы. Растворы для обычных штукатурок, для стяжек. Декоративные и специальные растворы. | 4 | 2 |
| Самостоятельная работа выполнение домашних заданий по разделу 2. Подготовить доклад о применении кармических материалах Составить классификацию минеральных вяжущих Составить таблицу стандартной консистенции, сроков схватывания гипсовых вяжущих. Подготовить доклад о разновидностей портландцемента Написать правила техн. безопасности по работе с известью | 10 | |
Раздел 3. Отделочные материалы на основе органического сырья | | 4 | |
Тема 3.1. Лакокрасочные материалы | Содержание учебного материала: | | |
Общие сведения и классификация лакокрасочных покрытий. Связующие, растворители, разбавители. Основные компоненты лакокрасочных покрытий. Пигменты и наполнители. Виды красочных составов. Грунтовки и шпатлевки. | 4 | |
| Самостоятельная работа выполнение домашних заданий по разделу 3. Составить классификацию лакокрасочных покрытий | 2 | |
| Дифференцированный зачет | 2 | |
| Итого: | 32+ 16(сам)=48 | |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Материаловедение».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- образцы материалов;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Смирнов В.А., Ефимов Б.А., Кульков О.В. и др. Материаловедение. Отделочные работы ОИЦ «Академия», 2016 г. – 240с.;
Парикова Е.В. Материаловедение (сухое строительство); учебник для нач.проф.образования/ Е.В. Парикова, Г.Н. Фомичева, В.Е. Елизарова.- М.: Издательский центр «Академия», 2017 г. - 304с.;
Пузанкова В.Ф. «Материалы для штукатурных и облицовочных работ: теоретические основы профессиональной деятельности: учебное пособие/ В.Ф. Пузанкова: науч. Редактор С.В. Соколова:- М.: Академкнига/ Учебник 2016-174 с.;
Дополнительные источники:
Черноус Г.Г. Штукатурные работы, ОИЦ «Академия» 2015 г.;
Плакаты «Отделочные материалы»: Иллюстрированное учебное пособие/Сост. А.А. Ивлиев, А.А. Кальгин, В.А. Неелов – 3-е изд. Стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017- 30 плакатов.
Электронный ресурс «Отделочные работы» Форма доступа:
http//www/material.ru
http//www/materialy.ru
http//www/mastercity.ru
3.3. Общие требования к организации образовательного процесса: придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности;
продолжительность учебной недели 5 дней, не более 36 часов;
предусмотрено чередование теоретического обучения и учебной практики;
занятие длится 45 минут, перерыв 10 минут.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): Среднее профессиональное или высшее профессиональное образование соответствующее профилю преподаваемого предмета; Инженерно-педагогический состав: среднее профессиональное или высшее профессиональное образование соответствующее профилю преподаваемого предмета; Социальный педагог, психолог, медицинский работник.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
- определять основные свойства материалов | Практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
Знания: | |
- общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения | Устный опрос по темам, домашние работы |
5