СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дисциплине "Основы материаловедения"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по дисциплине "Основы материаловедения"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине "Основы материаловедения"»



Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.04 ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ

по профессии 15.01.05 «Сварщик»







Хоронхой

2023





СОДЕРЖАНИЕ стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ 4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ 6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12























1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ СПО«БРТСиПТ» в соответствии с ФГОС по профессии СПО 15.01.05 «Сварщик».Рабочая программа учебной дисциплины «Основы материаловедения» предназначена для изучения материаловедения в учреждениях начального профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих по профессиям 15.01.05 Сварщик, а также может быть использована в дополнительном профессиональном образовании: в программах профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по рабочим профессиям.

1.2 . Место дисциплины в структуре основной профессиональной

образовательной программы:

Учебная дисциплина «Основы материаловедения» входит в общепрофессиональный цикл

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам

освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

- пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;

- выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;



знать:

- наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена);

- механические испытания образцов материалов.


Формируемые общие компетенции

В результате освоения программы дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.



1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной

дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 36 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36часов;

- лекции 18 часов;

- практические работы -18





2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

36

Обязательная аудиторная нагрузка (всего)

36

в том числе:


лекции

18

практические занятия

18

контрольные работы

1

Консультации

-

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы материаловедения»

Наименование разделов

и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические

работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень

освоения

1

2


4

Введение

Содержание учебного материала

4


1

История развития металловедения. Понятие о металлах и сплавах: атомно-кристаллическое строение металлов; основные типы кристаллических решеток. Понятие о металлах и сплавах: атомно-кристаллическое строение металлов; основные типы кристаллических решеток

2


2

Практическая работа обучающихся



1

Определение типов кристаллических решеток в металлах и сплавах

2

Тема 1.1 Основные сведения о строении и свойствах металлов

Содержание учебного материала

4


1

Кристаллизация металлов и сплавов. Методы определения макро- и микроструктуры металлов и сплавов.

2


2

Практическая работа обучающихся



1

Определение механических свойств металлов различными методами

2

Тема 1.2 Основные сведения о теории сплавов

Содержание учебного материала

4


1

Основы теории сплавов: кривые охлаждения, критические точки. Железо и его сплавы. Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов

2


2

Практические занятия



1

Изучение структуры железоуглеродистых сплавов.

2


Тема 1.3 Чугун

Содержание учебного материала

4


1

Общая схема получения чугунов: способы литья, основные марки чугунов. Применение чугунов в промышленности

2


2

Практическая работа



1

Заполнение таблицы «Свойства чугуна»

2

Тема 1.4 Сталь

Содержание учебного материала

4


1

Углеродистые стали, свойства и маркировка. Легированные стали, свойства и маркировка. Стали с особыми свойствами

2


2

Практические работы



1

Расшифровка марок углеродистых качественных сталей

2


Тема 1.5 Термическая и химико-термическая обработка металлических материалов

Содержание учебного материала

4


1

Назначение процесса термической обработки. Виды термической обработки: отжиг, нормализация, закалка, отпуск

2


2

Практические занятия



1

Изучение видов термической обработки.

2


Тема 1.6 Цветные металлы и их сплавы

Содержание учебного материала

4


1

Медь и её сплавы. Алюминий и его сплавы. Магний, титан и их свойства.

2


2

1

Практическое занятие : «Определение свойств цветных металлов.»

2

Тема 1.7 Твердые сплавы. минералокерамические и неметаллические материалы

Содержание учебного материала

4


1

Свойства и классификация твердых сплавов. минералокерамические материалы; безвольфрамовые твердые сплавы; абразивные материалы, смазочные материалы.

2



2

Практическая работа обучающихся



1

Составление таблицы по теме: « Применение твердых сплавов, минералокерамических и неметаллических материалов».

2


Контрольная работа

2



Консультации

-



Дифференцированный зачет

2



ИТОГО:

36


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому

обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории

Материаловедение.

Оборудование лаборатории:

- паспортизированные посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;

- образцы металлов (сплавы черных и цветных металлов);

- образцы неметаллических материалов;

- разрывная машина для испытаний на растяжение;

- оборудование для испытания металлических материалов на твердость;

- нагревательные устройства для термической обработки.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;

- электронные учебные материалы по дисциплине.









3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Адаскин, А.М. Материаловедение (металлообработка): учебник для нач. проф. образования: учеб. пособие для сред. проф. образования / А.М. Адаскин, В.М. Зуев. – 4-е изд., стер. – М.: «Академия», 2019.

  2. Заплатин, В.Н. Справочное пособие по материаловедению (металлообработка): учеб. пособие для нач. проф. образования / В.Н. Заплатин, Ю.И. Сапожников, А.В. Дубов; под ред. В.Н. Заплатина. – М.: «Академия», 2019.

  3. Солнцев Ю. П. Материаловедение: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования3-еизд., стер.- М.: Издательский центр «Академия»,2019.



Дополнительные источники:

  1. Журавлева, Л.В. Электроматериаловедение: учебник для нач. проф. образования: учеб. пособие для сред. проф. образования / Л.В. Журавлева. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2020.

  2. Материаловедение: практикум / В.И. Городниченко, Б.Ю. Давиденко, В.А. Исаев; под ред. С.В. Ржевской. – М.: Университетская книга, 2020.

  3. Сильман Г. И. Материаловедение: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр « Академия», 2020.



Интернет-ресурсы

  1. www.bankknig.com/knigi/81198-materialovеdenie

  2. www.kodges.ru/44137-materialovedenie.html

  3. www.konferencii.ru/list/search%5BtopicId%5D/6/isTopic/1

  4. www.supermetalloved.narod.ru







4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных работ, контрольных работ, самостоятельных работ, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся

умеет:

- пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;

- выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;

знает:

- наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена);

- механические испытания образцов материалов.


Текущий контроль:

Оценка лабораторных и практических работ.

Тестирование по темам.

Устный опрос.

Самостоятельная работа.

Рубежный контроль:

Оценка контрольной работы.

Дифференцированиый зачет









Формы и методы контроля и оценки результатов обучения учебной

дисциплины должны позволять, проверять у обучающихся не только

сформированность усвоенных знаний, освоенных умений, но и развитие

общих компетенций.

Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля оценки

Понимать сущность и

социальную значимость

своей будущей профессии,

проявлять к ней устойчивый

интерес.

Демонстрация интереса к

будущей профессии в

процессе освоения

образовательной

программы.

Наблюдение и оценка

достижений обучающихся

на лабораторных работах,

внеурочной деятельности.

Организовывать

собственную деятельность

исходя из целей и способов

ее достижения.

Выбор и применение

методов и способов решения

поставленных задач.

Оценка эффективности и

качества выполнения

поставленных задач.

Наблюдение и оценка

достижений обучающихся

на лабораторных работах,

внеурочной деятельности.

Анализировать рабочую

ситуацию, осуществлять

текущий итоговый

контроль, оценку и

коррекцию собственной

деятельности,

ответственность за

результаты своей работы.

Организация

самостоятельных занятий пи

изучении данной

дисциплины.

Наблюдение и оценка

достижений обучающихся

на лабораторных работах,

внеурочной деятельности.

Осуществлять поиск

информации, необходимой

для эффективного

выполнения

профессиональных задач.

Эффективный поиск

необходимой информации

по данной дисциплине.

Использование различных

источников, включая

электронные.

Наблюдение и оценка

достижений обучающихся

на внеаудиторной

самостоятельной работе.

Использовать

информационно-коммуникационные

технологии в

профессиональной

деятельности.

Применение

информационно-коммуникационных

технологий при организации

самостоятельной работы по

данной дисциплине.

Наблюдение и оценка

достижений обучающихся

на внеаудиторной

самостоятельной работе.

Работать в коллективе и

команде, эффективно

общаться с коллегами,

руководством, клиентами.

Взаимодействие

обучающихся с мастерами,

преподавателями в ходе

обучения.

Наблюдение и оценка

достижений обучающихся

на лабораторных работах,

внеурочной деятельности.

Исполнять воинскую

обязанность, в т.ч. с

применением полученных

профессиональных знаний

(для юношей).

Демонстрация

профессиональных знаний и

умений необходимых для

исполнения воинской

обязанности.

Наблюдение и оценка

достижений обучающихся

на лабораторных работах,

внеурочной деятельности.





5