Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ
по профессии 15.01.05 «Сварщик»
Хоронхой
2023
СОДЕРЖАНИЕ стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ СПО«БРТСиПТ» в соответствии с ФГОС по профессии СПО 15.01.05 «Сварщик».Рабочая программа учебной дисциплины «Основы материаловедения» предназначена для изучения материаловедения в учреждениях начального профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих по профессиям 15.01.05 Сварщик, а также может быть использована в дополнительном профессиональном образовании: в программах профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по рабочим профессиям.
1.2 . Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы материаловедения» входит в общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;
- выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;
знать:
- наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена);
- механические испытания образцов материалов.
Формируемые общие компетенции
В результате освоения программы дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 36 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36часов;
- лекции 18 часов;
- практические работы -18
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 36 |
Обязательная аудиторная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
лекции | 18 |
практические занятия | 18 |
контрольные работы | 1 |
Консультации | - |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы материаловедения»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | | 4 |
Введение | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | История развития металловедения. Понятие о металлах и сплавах: атомно-кристаллическое строение металлов; основные типы кристаллических решеток. Понятие о металлах и сплавах: атомно-кристаллическое строение металлов; основные типы кристаллических решеток | 2 | 2 |
Практическая работа обучающихся | | |
1 | Определение типов кристаллических решеток в металлах и сплавах | 2 |
Тема 1.1 Основные сведения о строении и свойствах металлов | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Кристаллизация металлов и сплавов. Методы определения макро- и микроструктуры металлов и сплавов. | 2 | 2 |
Практическая работа обучающихся | | |
1 | Определение механических свойств металлов различными методами | 2 |
Тема 1.2 Основные сведения о теории сплавов | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Основы теории сплавов: кривые охлаждения, критические точки. Железо и его сплавы. Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов | 2 | 2 |
Практические занятия | | |
1 | Изучение структуры железоуглеродистых сплавов. | 2 | |
Тема 1.3 Чугун | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Общая схема получения чугунов: способы литья, основные марки чугунов. Применение чугунов в промышленности | 2 | 2 |
Практическая работа | | |
1 | Заполнение таблицы «Свойства чугуна» | 2 |
Тема 1.4 Сталь | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Углеродистые стали, свойства и маркировка. Легированные стали, свойства и маркировка. Стали с особыми свойствами | 2 | 2 |
Практические работы | | |
1 | Расшифровка марок углеродистых качественных сталей | 2 | |
Тема 1.5 Термическая и химико-термическая обработка металлических материалов | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Назначение процесса термической обработки. Виды термической обработки: отжиг, нормализация, закалка, отпуск | 2 | 2 |
Практические занятия | | |
1 | Изучение видов термической обработки. | 2 | |
Тема 1.6 Цветные металлы и их сплавы | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Медь и её сплавы. Алюминий и его сплавы. Магний, титан и их свойства. | 2 | 2 |
1 | Практическое занятие : «Определение свойств цветных металлов.» | 2 |
Тема 1.7 Твердые сплавы. минералокерамические и неметаллические материалы | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Свойства и классификация твердых сплавов. минералокерамические материалы; безвольфрамовые твердые сплавы; абразивные материалы, смазочные материалы. | 2 | 2 |
Практическая работа обучающихся | | |
1 | Составление таблицы по теме: « Применение твердых сплавов, минералокерамических и неметаллических материалов». | 2 |
| Контрольная работа | 2 | |
| Консультации | - | |
| Дифференцированный зачет | 2 | |
| ИТОГО: | 36 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории
Материаловедение.
Оборудование лаборатории:
- паспортизированные посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
- образцы металлов (сплавы черных и цветных металлов);
- образцы неметаллических материалов;
- разрывная машина для испытаний на растяжение;
- оборудование для испытания металлических материалов на твердость;
- нагревательные устройства для термической обработки.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
- электронные учебные материалы по дисциплине.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
Адаскин, А.М. Материаловедение (металлообработка): учебник для нач. проф. образования: учеб. пособие для сред. проф. образования / А.М. Адаскин, В.М. Зуев. – 4-е изд., стер. – М.: «Академия», 2019.
Заплатин, В.Н. Справочное пособие по материаловедению (металлообработка): учеб. пособие для нач. проф. образования / В.Н. Заплатин, Ю.И. Сапожников, А.В. Дубов; под ред. В.Н. Заплатина. – М.: «Академия», 2019.
Солнцев Ю. П. Материаловедение: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования3-еизд., стер.- М.: Издательский центр «Академия»,2019.
Дополнительные источники:
Журавлева, Л.В. Электроматериаловедение: учебник для нач. проф. образования: учеб. пособие для сред. проф. образования / Л.В. Журавлева. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2020.
Материаловедение: практикум / В.И. Городниченко, Б.Ю. Давиденко, В.А. Исаев; под ред. С.В. Ржевской. – М.: Университетская книга, 2020.
Сильман Г. И. Материаловедение: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр « Академия», 2020.
Интернет-ресурсы
www.bankknig.com/knigi/81198-materialovеdenie
www.kodges.ru/44137-materialovedenie.html
www.konferencii.ru/list/search%5BtopicId%5D/6/isTopic/1
www.supermetalloved.narod.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных работ, контрольных работ, самостоятельных работ, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся умеет: - пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов; - выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности; знает: - наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена); - механические испытания образцов материалов. | Текущий контроль: Оценка лабораторных и практических работ. Тестирование по темам. Устный опрос. Самостоятельная работа. Рубежный контроль: Оценка контрольной работы. Дифференцированиый зачет |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения учебной
дисциплины должны позволять, проверять у обучающихся не только
сформированность усвоенных знаний, освоенных умений, но и развитие
общих компетенций.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля оценки |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Демонстрация интереса к будущей профессии в процессе освоения образовательной программы. | Наблюдение и оценка достижений обучающихся на лабораторных работах, внеурочной деятельности. |
Организовывать собственную деятельность исходя из целей и способов ее достижения. | Выбор и применение методов и способов решения поставленных задач. Оценка эффективности и качества выполнения поставленных задач. | Наблюдение и оценка достижений обучающихся на лабораторных работах, внеурочной деятельности. |
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, ответственность за результаты своей работы. | Организация самостоятельных занятий пи изучении данной дисциплины. | Наблюдение и оценка достижений обучающихся на лабораторных работах, внеурочной деятельности. |
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | Эффективный поиск необходимой информации по данной дисциплине. Использование различных источников, включая электронные. | Наблюдение и оценка достижений обучающихся на внеаудиторной самостоятельной работе. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Применение информационно-коммуникационных технологий при организации самостоятельной работы по данной дисциплине. | Наблюдение и оценка достижений обучающихся на внеаудиторной самостоятельной работе. |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | Взаимодействие обучающихся с мастерами, преподавателями в ходе обучения. | Наблюдение и оценка достижений обучающихся на лабораторных работах, внеурочной деятельности. |
Исполнять воинскую обязанность, в т.ч. с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | Демонстрация профессиональных знаний и умений необходимых для исполнения воинской обязанности. | Наблюдение и оценка достижений обучающихся на лабораторных работах, внеурочной деятельности. |
5