СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины " Русский язык и культура речи".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи".»


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области «Екатеринбургский политехникум»














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОГСЭ.05 русский язык и культура речи»

специальность 43.02.06 Сервис на транспорте (по видам транспорта)

очная форма обучения





























Екатеринбург, 2018г.



Рабочая программа разработана на основе обоснования вариативной части основной профессиональной образовательной программы по специальности 43.02.06 Сервис на транспорте (по видам транспорта)



Разработчик:

О.А.Зуева, преподаватель





Рассмотрено:

на заседании цикловой комиссии

протокол № ___1____ от «__30__» _августа__ 2018г


Председатель цикловой комиссии_______________ (Конина М.Л.)




Утверждено:

на заседании методического совета

протокол № ___1____ от «__31__» _августа__ 2018г


Заместитель директора по учебно-методической работе__________(_Алтунина Н.А.___)



СОДЕРЖАНИЕ



  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



  1. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



  1. ПРИМЕРНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ







1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОГСЭ.06 Русский язык и культура речи»


1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина «ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи» является обязательной частью общего гуманитарного и социально-экономического цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС специальности 43.02.06 Сервис на транспорте (по видам транспорта).

Учебная дисциплина «ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 43.02.06 Сервис на транспорте (по видам транспорта).Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 02, 05, 10.



1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:


Код ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 02, 05, 10

-определять задачи поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска

- компетентно излагать свои мысли на государственном языке; грамотно оформлять документы.

- понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы;

- номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; способы оформления результатов поиска информации

- особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов.

- правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности.







  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы

48

в том числе:

теоретическое обучение


лабораторные работы

20

практические занятия

-

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)

-

контрольная работа

-

Самостоятельная работа

24

Консультации

-

Текущая аттестация






























2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем часов

Осваиваемые элементы компетенций

Введение

Содержание учебного материала


ОК 02,05, 10

Общие сведения о языке и речи. Язык как система. Единицы языка, их взаимосвязь с уровнями языка

2/2


Самостоятельная работа обучающихся.

Работа с конспектом лекций.


2


Раздел 1 Литературный язык и языковая норма.

Тема 1.1. Литературный язык – высшая форма развития национального языка

Содержание учебного материала


ОК 02,05, 10

1. Литературный язык как форма существования национального языка, принимаемая его носителями за образцовую.

4/6

2. Признаки литературного языка.

Тема 1.2. Литературный язык и нелитературные варианты.

Содержание учебного материала


ОК 02,05, 10

Нелитературные варианты языка: просторечия, диалекты, жаргоны, сленги, арго. Причины ограниченности их употребления.

6/12


2

Лабораторная работа №1. Выполнение упражнений с использованием справочных материалов: определение в тексте нелитературных вариантов языка, нахождение их литературных соответствий.

Культура пользования словарями и справочниками.



Самостоятельная работа обучающихся.

Работа со словарями и справочниками.


2


Тема 1.3. Культура речи как раздел науки о языке.

Содержание учебного материала


ОК 02,05, 10

.Основные задачи культуры речи. Культура речи как раздел языкознания. Качества «хорошей речи»: точность, чистота, логичность, выразительность, богатство, уместность.

4/16



2



Самостоятельная работа обучающихся.

Работа с конспектом лекций.


Раздел 2 Нормы современного русского литературного языка.

Тема 2.1. Языковая норма, классификации норм.

Содержание учебного материала



ОК 02,05, 10

Понятие языковой нормы. Признаки. Формирование норм литературного языка. Виды норм и их взаимосвязь с системой языка: классификация по уровням языка. Классификация норм по степени обязательности. Ошибка как нарушение/отступление от языковой нормы.


4/20




Лабораторная работа №2. Выполнение упражнений на определение видов языковых норм.


2


Тема 2.2. Роль словарей и справочников в укреплении норм русского литературного языка

Содержание учебного материала


ОК 02,05, 10


Словари русского языка и языковая норма. Роль словарей в кодификации русского литературного языка. Культура пользования словарями и справочниками.

Лабораторная работа №3. Работа по формированию умений практического использования словарей в процессе анализа и редактирования текста.

4/24


2

Тема 2.3. Речевые нормы: лексические, грамматические

Содержание учебного материала


ОК 02,05, 10

Лексикология как учение о слове и словарном составе языка. Точность словоупотребления. Многозначность слов (полисемия). Омонимы, их отличие от многозначных слов и роли в речи.

Синонимы, антонимы, паронимы, их типы и функции в речи. Частотные ошибки словоупотребления: употребление слов в несвойственном им значении, неразличение паронимов,

Морфологические нормы. Грамматические трудности при использовании в речи частей речи.

Лабораторная работа№4:


Выявление и исправление морфологических, лексических и грамматических ошибок.

6/30


2


Самостоятельная работа обучающихся.

Выполнение упражнений.

2


Тема 2.4. Грамотность речи. Орфоэпия и нормы произношения.

Содержание учебного материала


ОК 02,05, 10

Правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, отдельных грамматических форм, произношение иноязычных слов. Особенности литературной нормы. Закрепление навыков литературной нормы и произношения. Орфоэпические словари.

Нахождение и исправление орфоэпических ошибок.

4/34

Раздел 3. Текст.

Тема 3.1. Понятие, признаки текста, его структура.

Содержание учебного материала


ОК 02,05, 10


Тест как речевое произведение. Признаки текста. Структура текста.

2/36



Самостоятельная работа обучающихся.

Составление текста с выделением микротем.

2

Тема 3.2. Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Содержание учебного материала



Смысловая и композиционная целостность текста. Связи предложений в тексте. Функционально смысловые типы текстов (описание, повествование, рассуждение). Зависимость композиции текста от типа речи.

2/38


2

ОК 02,05, 10


Лабораторная работа №5. Работа с текстами с использованием разных приемов и способов сокращения и переработки





Самостоятельная работа обучающихся.

Работа с текстами разных типов речи: выполнение упражнений

2






Раздел 4. Функциональные стили русского языка



Тема 4.1. Функциональные стили речи. Разговорный стиль.

Содержание учебного материала



Понятие стиля. Происхождение термина. Условия выделения функциональных стилей: адресат, цель общения, ситуация общения, языковые особенности, речевые жанры.

Понятие о функционально-стилистической системе современного русского литературного языка. Книжные стили и разговорный: принципы противопоставления..Особенности разговорного стиля: функция, адресат, разновидности

2/40


2


2


2

ОК 02,05, 10


Лабораторная работа №6. Выполнение упражнений

Самостоятельная работа обучающихся.

Определение стилей речи и структуры текста.

Тема 4.2. Официально-деловой стиль. Общие правила оформления документов.

Содержание учебного материала.



Официально-деловой стиль речи. Понятие жанра. Функция, адресат, особенности, внутри стилевая дифференциация: канцелярский (собственно официально-деловой), юридический (язык законов), дипломатический

Документы, виды документации и ситуации использования. .

2/42

2



2

ОК 02,05, 10


Лабораторная работа №7 Общие правила оформления документов .


Самостоятельная работа обучающихся.

Составление документов: заявления, объяснительной записки.

Работа с тестами документов по определению грамматических и лексических норм официально-делового стиля.

2


Тема 4.3. Научный стиль. Термины в научном стиле.

Содержание учебного материала.



Понятие научного стиля: функция, адресат, особенности, подстили (академический, научно-учебный, научно-популярный), жанры. Грамматические и лексические особенности стиля. Система терминов: понятие термина, происхождение, специфика употребления, синонимия и омонимия. Особенности и нормы правописания и произношения терминов. Аббревиатуры в научном тексте, особенности их употребления. Особенности и нормы построения синтаксических конструкций. Библиография, правила оформления списка литературы и сносок.

2/44






2

ОК 02,05, 10




Лабораторная работа №8

Выполнение тренировочных упражнений на определение значений терминов, работа со словарями, научными текстами.



Самостоятельная работа обучающихся.

Работа с текстами научного стиля разных жанров. Выполнение тренировочных упражнений.


2


Тема 4.4. Публицисти- ческий стиль.


Содержание учебного материала.



Особенности публицистического стиля: понятие публичного общения, функция, адресат, разновидности и жанры. Грамматические и лексические особенности публицистического текста, средства выразительности языка и речи, риторические приемы

2/46

ОК 02,05, 10



Лабораторная работа №9 Нормы речи в публицистическом стиле.


2


Тема 4.5. Публичное выступление.

Содержание учебного материала.



Особенности диалогового общения с аудиторией: коммуникативные, лингвистические и психологические аспекты. Подготовка текста для устного выступления: композиция, особенности, эффективность.

2/48



4

ОК 02,05, 10


Самостоятельная работа обучающихся.

  1. Публичное выступление: подготовка текста для устного выступления с учетом особенностей диалогового общения.

  2. Публичное выступление.


Лабораторная работа №10

Анализ публичного выступления.





Самостоятельная работа обучающихся.

Работа с конспектами лекций.

2



Текущая аттестация




консультация

-



Всего:

48



Из них:




Аудиторные занятия, в том числе:

48



теоретическое обучение




лабораторные работы

20



практические занятия

-



контрольная работа

-



самостоятельная работа

24



консультации

-



Текущая аттестация





3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет, оснащенный посадочными местами по количеству обучающихся, рабочим местом преподавателя, техническими средствами: компьютер с лицензионным программным обеспечением мультимедиа проектор, ноутбук, выход в сеть интернет.


3.2 Информационное обеспечение обучения


Основные источники:

Основные источники:

1. Антонова Е. С. , Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М.: ОИЦ «Академия»2010.-320с. Гриф Минобр. Серия: Среднее профессиональное образование.

2. Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура.- Русский язык и культура речи. – М.: «Феникс» Гриф Минобр.

3. Власенков А. И., Рыбченкова Русский язык. –М. «Просвещение»2009. 287с. Гриф Минобр.

4. Лекант П. А., Маркелова Т. В., Самсонов Н. Б. Русский язык и культура речи. М.: «Дрофа»2009.224с. Гриф Минобр. Серия: Среднее профессиональное образование.


Дополнительные источники:

1.Ожегов С. И. Словарь русского языка.- М.:«Оникс, Мир и Образование», 2010. – 640с.

2. Сазонова И. К. Толково- грамматический словарь причастий. М.: «АСТ- Пресс Книга», 2008. 648с.

3. Шушков А. А. Толково- понятийный словарь русского языка.- «Астрель, АСТ, Транзиткнига», 2003. 768с.

4. Субботина Л. А., Алабугина Ю. В.Фразеологический словарь русского языка для школьников.- «Астрель, АСТ». 2010. 640с.

5. Субботина Л. А., Михайлова О. А. Словарь синонимов и антонимов русского языка для школьников.- «Астрель, АСТ». 2010. 672с.

6. Новейший словарь иностранных слов и выражений: Экономическая и техническая терминология.- «АСТ». 2007. 672с.

7. Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. М.: «АСТ- Пресс Книга», 2009. 800с.

8. Карпешин И. М. , Совчина Т. Н. Обратный словарь русского языка. М.: «АСТ- Восток- Запад», 2007. 768с.


Электронные ресурсы «Русский язык и культура речи». Форма доступа:

http://www.gramota.ru










4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Уметь:

строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности, устранять ошибки и недочеты в устной и письменной речи;

находить и формулировать проблему и основную мысль текста; определять позицию автора, аргументировать собственную точку зрения;

пользоваться словарями русского языка, применять изобразительно-выразительные средства литературного языка

оценивать с точки зрения языковых норм информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, художественной, научной литературе, воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно применять полученные знания для грамотного произношения и написания слов;

предупреждать речевые ошибки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Знать:

различия между языком и речью;

функции языка как средства формирования и трансляции мысли; социально-стилистическое расслоение современного русского языка, качества грамотной литературной речи;

фонетические единицы языка, средства языковой выразительности;

лексические и фразеологические единицы русского языка, их использование в построении выразительной речи;

алгоритмы разбора слова по составу и словообразовательного разбора;

самостоятельные и служебные части речи;

основные синтаксические единицы, выразительные возможности русского синтаксиса;

понятие структуры текста, типы речи (повествование, описание, рассуждение), функциональные стили;

понятия проблемы и основной мысли текста, авторской позиции.



Обучающийся демонстрирует богатый словарный запас, знание орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка; норм речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.







Обучающийся осуществляет речевой самоконтроль; оценивает устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач, анализирует языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности

их употребления

Оценка устных ответов обучающихся, письменных упражнений, практических работ

Оценка выступлений обучающихся, результатов выполнения домашних заданий, умения пользоваться справочной литературой