СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дисциплине "Русский язык в профессиональной деятельности"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине "Русский язык в профессиональной деятельности"»

Комитет образования и науки Курской области


областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курский государственный политехнический колледж»







Утверждаю

Директор ОБПОУ «КГПК»

__________ О.И. Морозова

«_____»____________2019г.





Рабочая программа учебной дисциплины


ОП. 05 Русский язык в профессиональной деятельности


















Курск



2019

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 13 марта 2018 года, № 178 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 марта 2018 года, регистрационный №50543)





Разработчик: М. А., Горбачева, преподаватель ОБПОУ «КГПК»









Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Русский язык в профессиональной деятельности рассмотрена и одобрена на заседании П(Ц)К «Техника и технологии строительства»

Протокол № _____ от «______ » ____________2019 г.

Председатель П(Ц)К _________ И.А. Шпилев



Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Русский язык в профессиональной деятельности рассмотрена и одобрена на заседании Методического совета Протокол № _____ от «______ » ____________ 2019 г.

Председатель Методического совета ________ И.Н.Толмачева





Заместитель директора по учебной работе_________ Н.Ю. Тарасова







СОДЕРЖАНИЕ


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. условия реализации учебной дисциплины

12

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

14


















1. Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины


1.1. Область применения программы.

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 05 Русский язык в профессиональной деятельности является частью основной образовательной программы СПО ППКРС и разработана в соответствии с ФГОС СПО 08.01.07 Мастер общестроительных работ и рекомендаций работодателя.


1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

учебная дисциплина ОП. 05 Русский язык в профессиональной деятельности входит в общепрофессиональный цикл;


1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

У1. - осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

У2. -анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

У3.- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;

У4. -применять в практике речевого общения основные лексические, грамматические, этические нормы современного русского литературного языка;

У5. - соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные  нормы современного русского литературного языка;

У6. - соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

У7.- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

У8.- осуществлять поиск, анализ, оценку и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

знать:

З1. -смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

З2. -основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

З3.- орфоэпические, лексические, морфологические и синтаксические нормы речевого поведения в профессиональной и официально-деловой сфере общения;

З4.- закономерности построения текстов;

35.- требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебной, научно-практической и профессиональной сферах общения;

З6.- этические нормы делового общения

В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций

Общие и профессиональные компетенции

Уметь

Знать

ОК 1

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

  • У9.распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;

  • У10.анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части;

  • У11.определять этапы решения задачи;

  • У12.выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;

  • У13.составить план действия, определить необходимые ресурсы.

  • У14.владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах;

  • У15.реализовать составленный план;

  • У16.оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника).

  • З7.актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;

  • З8.основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

  • З9.алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях;

  • З10.методы работы в профессиональной и смежных сферах;

  • З11.структуру плана для решения задач;

  • З12.порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности.

ОК 2

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

  • У17.определять задачи поиска информации;

  • У18.определять необходимые источники информации;

  • У19.планировать процесс поиска;

  • У20.структурировать получаемую информацию;

  • У22.выделять наиболее значимое в перечне информации4

  • У23.оценивать практическую значимость результатов поиска4

  • оформлять результаты поиска.

  • З13.номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;

  • З14.приемы структурирования информации;

  • З15.формат оформления результатов поиска информации

ОК 3

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

  • У24.определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности;

  • У25.применять современную научную профессиональную терминологию;

  • У26.определять и выстраивать траектории профессионального и личностного развития.

  • З16.содержание актуальной нормативно-правовой документации;

  • З17.современная научная и профессиональная терминология;

  • З18.Возможные траектории профессионального развития и самообразования.

ОК 4

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

  • У27.организовывать работу коллектива и команды;

  • взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности.

  • З19.психологические основы деятельности коллектива;

  • З20.психологические особенности личности;

  • З21..основы проектной деятельности


ОК 5

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста

  • У28.грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе


  • З22.особенности социального и культурного контекста;

  • З23.правила оформления документов и построения устных сообщений

ОК 6

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей

  • У29.описывать значимость своей специальности.


  • З24.сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по специальности

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы

48

Самостоятельная работа

2

Объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем

46

в том числе:

теоретические занятия

20

практические занятия

20

Консультации

2

Промежуточная аттестация

4

Формы самостоятельной работы: Подготовка презентации рекламы собственной фирмы (буклет, компьютерная презентация, рекламный плакат со слоганом и т.п.)

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета

2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Планируемые результаты

1

2

3

4

Раздел 1. Культура речи в профессиональной коммуникации

14


Тема 1.1 Орфоэпические и лексические нормы русского литературного языка


Содержание учебного материала

8


Теоретические занятия

6


1

Понятие о литературном и национальном языках. Виды норм русского

литературного языка. Понятие культуры речи. Три аспекта культуры речи

2

З2., З15, З22.

2

Понятие профессионального языка, его место в структуре русского литературного языка. Профессиональная лексика

2

З2., З15, З22.

3

Основные правила русского литературного произношения. Правила постановки ударения в профессиональной коммуникации

2

З3, З6

Практические занятия

2


1

Применение орфографических и лексической норм в профессиональной коммуникации


У1, У2, У4

Тема 1.2 Грамматические нормы русского литературного языка


Содержание учебного материала

6


Теоретические занятия

2


1

Грамматические нормы в профессиональной коммуникации

2

З2., З15, З22.З18-З22

Практические занятия

4


1

Применение правил употребления частей речи в профессиональной коммуникации

2

У1-У8

2

Применение норм согласования и управления в профессиональной коммуникации

2

У1-У17-У22.

Раздел 2. Функциональные стили речи

28

Тема 2.1.

Научный стиль

Содержание учебного материала

10


Теоретические занятия

4


1

Функциональные стили речи, их признаки и сфера использования. Жанры стилей речи

2

З1.-З6, З12., З16.-З23.

2

Структурные элементы научного письменного текста и их языковое оформление

2

З1.-З6, З12., З16.-З23

Практические занятия

6


1

Составление плана и конспекта текста научного стиля

2

У17.У26., У1.-У6.

2

Оформление списка рекомендованной литературы

2

У17.У26., У1.-У6.

3

Составление описания последовательности выполнения действий при выполнении работ

2

У1.-У8, У23-У29.

Тема 2.2

Публицистический стиль. Реклама







Содержание учебного материала

8


Теоретические занятия

4


1

Структура речевой коммуникации. Построение публичного выступления. Средства эмоционального воздействия

2

З1-З6., З11., З14., З23

2

Рекламные жанры в деловой коммуникации: презентация, реклама. Основные приемы создания делового рекламного текста

2

З1.-З6, З23.

Практические занятия

2


1

Выступление с аргументирующей речью на актуальную тему


У1-У8. , У10., У13.У23.

Самостоятельная работа обучающихся

2


Подготовка презентации рекламы собственной фирмы (буклет, компьютерная презентация, рекламный плакат со слоганом и т.п.)



Тема 2.3

Официально-деловой стиль. Деловое общение


Содержание учебного материала

10


Теоретические занятия

4


1

Виды делового общения. Этические нормы в деловом общении. Правила делового общения

2

З1.-З6., З11., З9, З12.З15.З23.

2

Особенности официально-деловой речи. Служебные документы: типология, образцы, языковое оформление

2

З1.-З6., З11., З9, З12.З15.З23.

Практические занятия

4


1

Написание заявлений, объяснительных записок, служебных записок

2

У1.-У15, У17.-У23., У28.У29.

2

Составление актов, накладных


У1.-У15, У17.-У23

3

Составление резюме, автобиографии

2

У1.-У15, У17.-У23., У28.У29.

Консультации

2




Дифференцированный зачет

4



46







3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины


3.1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебного предмета

Реализация программы учебной дисциплины осуществляется в следующем специальном помещении:


Кабинет Русского языка и литературы

Учебно-методическое обеспечение:

- презентации по темам;

- комплект учебно-наглядных пособий, в т.ч. на электронных

носителях;

- учебные фильмы

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедийный проектор;

- экран на штативе или навесной (минимальные размеры 1,25х1,25)



3.2. . Информационное обеспечение реализации программы учебной дисциплины

Печатные издания:

1. Русский язык: сборник упражнений: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Воителева Т.М. – М.: Издательский центр «Академия», 2015

Электронные ресурсы:

1. Русский язык. Словари онлайн.

www.qramota.ru

2. Теоретические сведения о русском языке, культуре речи, риторике.

www.cspu.ru/rus-site/

3. Курс лекций и практических занятий (Русский язык и культура речи: Учебник. М.: Гардарики, 2010).

www.prometeus.nsc.ru

4. Русский язык для делового и повседневного общения. Культура речи делового человека, работа над произношением и стилем речи.

www.ncods.ru

5. Культура речи: коммуникативный и нормативный аспекты.

http://mqup.vm.narod.ru

6. «Русский язык и культура речи» в образовательном пространстве современного вуза.

www.auditorium.ru/v/index

7. Электронная библиотека. Русский язык и культура речи (Учебное пособие и практикум)

www.e-biblio.ru/

Дополнительные источники:

  1. Антонова Е. С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. - 11-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2014. - 320 с.

  2. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений филол. профиля. – М.: Дрофа, 2010. – 447 с.

  3. Голуб И.Б. Искусство риторики. Пособие по красноречию.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 384 с.

  4. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие.- М.: Логос, 2010.- 432с.

  5. Культура русской речи: учебник/ отв. Ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. – М.: Норма: ИНФРА – М, 2013. – 560 с.

  6. Риторика. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Михальская А.К. - М.: "Дрофа". - 2011 г. – 496 с.

  7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Айрис-пресс, 2012.

  8. Сенина Н.А., Глянцева Т.Н.,Гурдаева Н.А. Русский язык. Нормы речи. «Заговори, чтобы я тебя увидел»: учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. 10-11-й классы/ Н.А. Сенина, Т.Н. Глянцева, Н.А. Гурдаева; под ред. Н.А.Сениной. – Изд. 2-е, исправ.и доп. –Ростов н/Д: Легион, 2014. – 272 с.


4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Критерии оценивания

Формы и методы оценки

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать





З1. -смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- Перечисление понятия литературный язык, литературная норма

- определение понятия речевого поведения от языковой ситуации;

Письменный опрос в

форме тестирования.

Устный индивидуальный опрос.

З2. -основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

-перечисление фонетического, морфологического, лексического и синтаксического уровней языка

-определения понятий фонемы, морфемы , лексемы

З3.-орфоэпические, лексические, морфологические и синтаксические нормы речевого поведения в профессиональной и официально-деловой сфере общения;

- перечисление основных требований к построению текста в официально-деловом стиле.

З4.-закономерности построения текстов;

- перечисление основных частей текста

35.- требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебной, научно-практической и профессиональной сферах общения;


-названия основных требований к профессиональным текстам.

- перечисление устных видов деловой коммуникации

- определения понятий монологических видов и диалогических видов и их разновидностей

З6.- этические нормы делового общения



- перечисление норм деловой этики

-определения принципов этики делового общения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:


Экспертное наблюдение и

оценивание выполнения практических работ.

Письменный опрос в форме тестирования.

Устный индивидуальный опрос. Результатов выполнения самостоятельной работы

Выполнение индивидуальных заданий.

Составление конспектов.

У1. - осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-выявление речевых ошибок в своих высказываниях

-правка текстов




У2. -анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- употребления слов в верном лексическом значении

У3.- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;

-работа со справочной литературой

-поиск нужной информации


У4. -применять в практике речевого общения основные лексические, грамматические, этические нормы современного русского литературного языка;

- постановка ударений, правильное произношение звуков

-умение находить в текстах и исправлять лексические ошибки

-умение логично строить высказывания

У5. - соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные  нормы современного русского литературного языка;


-поиск пунктуационных и орфографических ошибок;

-исправление выявленных ошибок;

У6. - соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.


- использование общеупотребительной лексики

У7.- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

-уместное применение функциональных стилей речи в зависимости от языковой ситуации



У8.- осуществлять поиск, анализ, оценку и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.


- поиск информации,

-дифференцирование полученной информации на нужную и бесполезную.