Комитет образования и науки Курской области
областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курский государственный политехнический колледж»
Утверждаю
Директор ОБПОУ «КГПК»
__________ О.И. Морозова
«_____»____________2019г.
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП. 05 Русский язык в профессиональной деятельности
Курск
2019
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 13 марта 2018 года, № 178 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 марта 2018 года, регистрационный №50543)
Разработчик: М. А., Горбачева, преподаватель ОБПОУ «КГПК»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Русский язык в профессиональной деятельности рассмотрена и одобрена на заседании П(Ц)К «Техника и технологии строительства»
Протокол № _____ от «______ » ____________2019 г.
Председатель П(Ц)К _________ И.А. Шпилев
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Русский язык в профессиональной деятельности рассмотрена и одобрена на заседании Методического совета Протокол № _____ от «______ » ____________ 2019 г.
Председатель Методического совета ________ И.Н.Толмачева
Заместитель директора по учебной работе_________ Н.Ю. Тарасова
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 8 |
условия реализации учебной дисциплины | 12 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 14 |
1. Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины
1.1. Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 05 Русский язык в профессиональной деятельности является частью основной образовательной программы СПО ППКРС и разработана в соответствии с ФГОС СПО 08.01.07 Мастер общестроительных работ и рекомендаций работодателя.
1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
учебная дисциплина ОП. 05 Русский язык в профессиональной деятельности входит в общепрофессиональный цикл;
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
У1. - осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
У2. -анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
У3.- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;
У4. -применять в практике речевого общения основные лексические, грамматические, этические нормы современного русского литературного языка;
У5. - соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
У6. - соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
У7.- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
У8.- осуществлять поиск, анализ, оценку и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.
знать:
З1. -смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
З2. -основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
З3.- орфоэпические, лексические, морфологические и синтаксические нормы речевого поведения в профессиональной и официально-деловой сфере общения;
З4.- закономерности построения текстов;
35.- требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебной, научно-практической и профессиональной сферах общения;
З6.- этические нормы делового общения
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций
Общие и профессиональные компетенции | Уметь | Знать |
ОК 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам | У9.распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; У10.анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; У11.определять этапы решения задачи; У12.выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; У13.составить план действия, определить необходимые ресурсы. У14.владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; У15.реализовать составленный план; У16.оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника). | З7.актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; З8.основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; З9.алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; З10.методы работы в профессиональной и смежных сферах; З11.структуру плана для решения задач; З12.порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности. |
ОК 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности | У17.определять задачи поиска информации; У18.определять необходимые источники информации; У19.планировать процесс поиска; У20.структурировать получаемую информацию; У22.выделять наиболее значимое в перечне информации4 У23.оценивать практическую значимость результатов поиска4 оформлять результаты поиска. | З13.номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; З14.приемы структурирования информации; З15.формат оформления результатов поиска информации |
ОК 3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие | У24.определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; У25.применять современную научную профессиональную терминологию; У26.определять и выстраивать траектории профессионального и личностного развития. | З16.содержание актуальной нормативно-правовой документации; З17.современная научная и профессиональная терминология; З18.Возможные траектории профессионального развития и самообразования. |
ОК 4 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами | У27.организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности. | З19.психологические основы деятельности коллектива; З20.психологические особенности личности; З21..основы проектной деятельности |
ОК 5 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста | У28.грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе | З22.особенности социального и культурного контекста; З23.правила оформления документов и построения устных сообщений |
ОК 6 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей | | З24.сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по специальности |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы | 48 |
Самостоятельная работа | 2 |
Объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем | 46 |
в том числе: |
теоретические занятия | 20 |
практические занятия | 20 |
Консультации | 2 |
Промежуточная аттестация | 4 |
Формы самостоятельной работы: Подготовка презентации рекламы собственной фирмы (буклет, компьютерная презентация, рекламный плакат со слоганом и т.п.) |
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета |
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Планируемые результаты |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Культура речи в профессиональной коммуникации | 14 | |
Тема 1.1 Орфоэпические и лексические нормы русского литературного языка | Содержание учебного материала | 8 | |
Теоретические занятия | 6 | |
1 | Понятие о литературном и национальном языках. Виды норм русского литературного языка. Понятие культуры речи. Три аспекта культуры речи | 2 | З2., З15, З22. |
2 | Понятие профессионального языка, его место в структуре русского литературного языка. Профессиональная лексика | 2 | З2., З15, З22. |
3 | Основные правила русского литературного произношения. Правила постановки ударения в профессиональной коммуникации | 2 | З3, З6 |
Практические занятия | 2 | |
1 | Применение орфографических и лексической норм в профессиональной коммуникации | | У1, У2, У4 |
Тема 1.2 Грамматические нормы русского литературного языка | Содержание учебного материала | 6 | |
Теоретические занятия | 2 | |
1 | Грамматические нормы в профессиональной коммуникации | 2 | З2., З15, З22.З18-З22 |
Практические занятия | 4 | |
1 | Применение правил употребления частей речи в профессиональной коммуникации | 2 | У1-У8 |
2 | Применение норм согласования и управления в профессиональной коммуникации | 2 | У1-У17-У22. |
Раздел 2. Функциональные стили речи | 28 |
Тема 2.1. Научный стиль | Содержание учебного материала | 10 | |
Теоретические занятия | 4 | |
1 | Функциональные стили речи, их признаки и сфера использования. Жанры стилей речи | 2 | З1.-З6, З12., З16.-З23. |
2 | Структурные элементы научного письменного текста и их языковое оформление | 2 | З1.-З6, З12., З16.-З23 |
Практические занятия | 6 | |
1 | Составление плана и конспекта текста научного стиля | 2 | У17.У26., У1.-У6. |
2 | Оформление списка рекомендованной литературы | 2 | У17.У26., У1.-У6. |
3 | Составление описания последовательности выполнения действий при выполнении работ | 2 | У1.-У8, У23-У29. |
Тема 2.2 Публицистический стиль. Реклама | Содержание учебного материала | 8 | |
Теоретические занятия | 4 | |
1 | Структура речевой коммуникации. Построение публичного выступления. Средства эмоционального воздействия | 2 | З1-З6., З11., З14., З23 |
2 | Рекламные жанры в деловой коммуникации: презентация, реклама. Основные приемы создания делового рекламного текста | 2 | З1.-З6, З23. |
Практические занятия | 2 | |
1 | Выступление с аргументирующей речью на актуальную тему | | У1-У8. , У10., У13.У23. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Подготовка презентации рекламы собственной фирмы (буклет, компьютерная презентация, рекламный плакат со слоганом и т.п.) | | |
Тема 2.3 Официально-деловой стиль. Деловое общение | Содержание учебного материала | 10 | |
Теоретические занятия | 4 | |
1 | Виды делового общения. Этические нормы в деловом общении. Правила делового общения | 2 | З1.-З6., З11., З9, З12.З15.З23. |
2 | Особенности официально-деловой речи. Служебные документы: типология, образцы, языковое оформление | 2 | З1.-З6., З11., З9, З12.З15.З23. |
Практические занятия | 4 | |
1 | Написание заявлений, объяснительных записок, служебных записок | 2 | У1.-У15, У17.-У23., У28.У29. |
2 | Составление актов, накладных | | У1.-У15, У17.-У23 |
3 | Составление резюме, автобиографии | 2 | У1.-У15, У17.-У23., У28.У29. |
Консультации | 2 | | |
| Дифференцированный зачет | 4 | |
| 46 | | |
| | |
3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
3.1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебного предмета
Реализация программы учебной дисциплины осуществляется в следующем специальном помещении:
Кабинет Русского языка и литературы
Учебно-методическое обеспечение:
- презентации по темам;
- комплект учебно-наглядных пособий, в т.ч. на электронных
носителях;
- учебные фильмы
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедийный проектор;
- экран на штативе или навесной (минимальные размеры 1,25х1,25)
3.2. . Информационное обеспечение реализации программы учебной дисциплины Печатные издания:
1. Русский язык: сборник упражнений: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Воителева Т.М. – М.: Издательский центр «Академия», 2015
Электронные ресурсы:
1. Русский язык. Словари онлайн.
www.qramota.ru
2. Теоретические сведения о русском языке, культуре речи, риторике.
www.cspu.ru/rus-site/
3. Курс лекций и практических занятий (Русский язык и культура речи: Учебник. М.: Гардарики, 2010).
www.prometeus.nsc.ru
4. Русский язык для делового и повседневного общения. Культура речи делового человека, работа над произношением и стилем речи.
www.ncods.ru
5. Культура речи: коммуникативный и нормативный аспекты.
http://mqup.vm.narod.ru
6. «Русский язык и культура речи» в образовательном пространстве современного вуза.
www.auditorium.ru/v/index
7. Электронная библиотека. Русский язык и культура речи (Учебное пособие и практикум)
www.e-biblio.ru/
Дополнительные источники:
Антонова Е. С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. - 11-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2014. - 320 с.
Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений филол. профиля. – М.: Дрофа, 2010. – 447 с.
Голуб И.Б. Искусство риторики. Пособие по красноречию.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 384 с.
Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие.- М.: Логос, 2010.- 432с.
Культура русской речи: учебник/ отв. Ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. – М.: Норма: ИНФРА – М, 2013. – 560 с.
Риторика. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Михальская А.К. - М.: "Дрофа". - 2011 г. – 496 с.
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Айрис-пресс, 2012.
Сенина Н.А., Глянцева Т.Н.,Гурдаева Н.А. Русский язык. Нормы речи. «Заговори, чтобы я тебя увидел»: учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. 10-11-й классы/ Н.А. Сенина, Т.Н. Глянцева, Н.А. Гурдаева; под ред. Н.А.Сениной. – Изд. 2-е, исправ.и доп. –Ростов н/Д: Легион, 2014. – 272 с.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Критерии оценивания | Формы и методы оценки |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать | | |
З1. -смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; | - Перечисление понятия литературный язык, литературная норма - определение понятия речевого поведения от языковой ситуации; | Письменный опрос в форме тестирования. Устный индивидуальный опрос. |
З2. -основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; | -перечисление фонетического, морфологического, лексического и синтаксического уровней языка -определения понятий фонемы, морфемы , лексемы |
З3.-орфоэпические, лексические, морфологические и синтаксические нормы речевого поведения в профессиональной и официально-деловой сфере общения; | - перечисление основных требований к построению текста в официально-деловом стиле. |
З4.-закономерности построения текстов; | - перечисление основных частей текста |
35.- требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебной, научно-практической и профессиональной сферах общения; | -названия основных требований к профессиональным текстам. - перечисление устных видов деловой коммуникации - определения понятий монологических видов и диалогических видов и их разновидностей |
З6.- этические нормы делового общения | - перечисление норм деловой этики -определения принципов этики делового общения. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: | | Экспертное наблюдение и оценивание выполнения практических работ. Письменный опрос в форме тестирования. Устный индивидуальный опрос. Результатов выполнения самостоятельной работы Выполнение индивидуальных заданий. Составление конспектов. |
У1. - осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; | -выявление речевых ошибок в своих высказываниях -правка текстов |
У2. -анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; | - употребления слов в верном лексическом значении |
У3.- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации; | -работа со справочной литературой -поиск нужной информации |
У4. -применять в практике речевого общения основные лексические, грамматические, этические нормы современного русского литературного языка; | - постановка ударений, правильное произношение звуков -умение находить в текстах и исправлять лексические ошибки -умение логично строить высказывания |
У5. - соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; | -поиск пунктуационных и орфографических ошибок; -исправление выявленных ошибок; |
У6. - соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения. | - использование общеупотребительной лексики |
У7.- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; | -уместное применение функциональных стилей речи в зависимости от языковой ситуации |
У8.- осуществлять поиск, анализ, оценку и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях. | - поиск информации, -дифференцирование полученной информации на нужную и бесполезную. |