Курс направлен на реализацию целей обучения доноведению в начальном звене, сформулированных в стандарте начального общего образования. В соответствии с этими целями и методической концепцией авторов можно сформулировать задачи, решаемых в рамках данного курса и направленных на достижение поставленных целей.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Доноведению 3 класс»
I Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующей нормативной базы:
Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
Приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2016-2017 учебный год»;
Письмо Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования « (от 12.05.2011 № 03-296 );
Авторская программа курса «Доноведение». : канд. пед. наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А. Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко)
Образовательная программа МБОУ ЕСОШ ;
Учебный план МБОУ ЕСОШ на 2018-2019уч.год.
Курс направлен на реализацию целей обучения доноведению в начальном звене, сформулированных в стандарте начального общего образования. В соответствии с этими целями и методической концепцией авторов можно сформулировать задачи, решаемых в рамках данного курса и направленных на достижение поставленных целей.
Цель изучения курса является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
Задачи курса:
Образовательные:
1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные:
1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие:
1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
II Планируемые результаты
У обучающихся будут сформированы | Обучающийся получит возможность |
Личностные универсальные учебные действия |
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края; |
- Предметные универсальные учебные действия
|
представления о связях между живой и неживой природой родного края; о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области; об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле; об истории родного края; | Узнать объекты неживой и живой природы Ростовской области; особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности; водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве; полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве; правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области; государственную символику Ростовской области, своего района; важнейшие события в истории родного края; народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх); родственные связи в семье; |
- Регулятивные учебные действия
|
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); - составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий; - вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; - оценивать собственные знания и умения; |
- Коммуникативные учебные действия
|
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями; |
III Содержание
Название крупных темы, разделов, модулей курса | Основное содержание крупных темы, разделов, модулей курса |
Я и окружающий мир (5 ч) | Край, в котором я живу. Ростовская область как административная единица. Герб, флаг, гимн ростовской области. Ростовская область на карте. Города Ростовской области. История села: достопримечательности. Знакомство с известными людьми. |
Природа Донского края (12ч) | Природные условия, процессы и явления, характерные для Ростовской области (гололед, туманы, ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных изменений в крае. Климат. Погода. Вода. Ее распространение и значение для живых организмов Донского края. Водоемы Донского края. Реки: Дон, Сал, Северский Донец, Егорлык, Калитва, Западный Маныч. Таганрогский залив, Цимлянское водохранилище, озеро Маныч-Гудило. Природная экосистема водоема. Рельеф родного края: холмистая равнина, овраги, терриконы, курганы. Полезные ископаемые – известняк, песок, глина. Их месторождения в родном крае. Бережное использование природных богатств. Почва Донского края и ее значение для Ростовской области. Природные экосистемы Донского края (лес, луг, поле). Дикорастущие и культурные растения Донского края (различение). |
Человек и природа (4 ч) | Профессия – метеоролог. Сельскохозяйственная деятельность человека в крае: земледелие. Животноводство. Профессии, связанные с сельским хозяйством (общее представление о 3 – 4 профессиях). |
Жизнь на Дону (13ч ) | Тайны Донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис – древний город. Донской край – казачий край. Первые казачьи городки. Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремесла), их традиции и праздники. Казачья семья. Воспитание в казачьей семье. Обычаи, весенние обряды и праздники на Дону. Экскурсии* «Родной город (село)»; «Сезонные изменения в природе родного края», «Разнообразие водоемов родного края», «Влияние деятельности человека на природу»; Экскурсия в краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с бытом казаков. Исследовательские, проектные и практические работы Практическая работа: работа по карте Ростовской области; «почвы родного края». Исследовательская деятельность по проблемам: «Город (станица)… Ростовской области», «Мир природного сообщества родного края», «Водоем родного края», «Кто работает на родной земле» и др. Проекты: «Город раньше и теперь» (коллаж), «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок) и др. |
IV Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
Я и окружающий мир ( 4 ч) |
1 | Край, в котором я живу. | 1 | 3.09 |
2 | О городах и станицах родного края. | 1 | 10.09 |
3- 4 | С днём рождения, родной город (село). | 2 | 17.09 24.09 |
Природа Донского края ( 6 ч) |
5- 6- 7 | У природы нет плохой погоды. | 3 | 1.10 8.10 15.10 |
8 | Живая вода. | 1 | 22.10 |
9 | Разнообразие водоемов родного края. Главная река нашего края. | 1 | 12.11 |
10 | Растения и животные водоёмов. | 1 | 19.11 |
Жизнь на Дону (10 ч) |
11 | Тайны Донской земли. | 1 | 26.11 |
12 | Танаис – древний город. | 1 | 3.12 |
13 | Дикое поле. | 1 | 10.12 |
14 | Донской край – казачий край . | 1 | 17.12 |
15 | Первые казачьи городки. | 1 | 24.12 |
17 | Казачья семья. | 1 | 14.01 |
16 | Жилище казака. Проект «Жизнь и быт казаков». | 1 | 21.01 |
18 | История вещей. Одежда. | 1 | 28.01 |
19 | История вещей. Посуда. | 1 | 4.02 |
20 | Славен Дон! | 1 | 11.02 |
Обычаи. Весенние обряды и праздники на Дону (3 ч) |
21 | Сретение. Сороки. | 1 | 18.02 |
22 | Встреча птиц | 1 | 25.02 |
23 | Пасха, Вербное воскресенье | 1 | 4.03 |
Природа Донского края (6 ч) |
24 | Природная поверхность нашего края | 1 | 11.02 |
25 | Из недр Донской земли | 1 | 18.03 |
26 | Почвы родного края | 1 | 1.04 |
27 | Цвети, мой край родной! Природная экосистема степи. | 1 | 8.04 |
28 | Природные экосистемы луга | 1 | 15.04 |
29 | Природные экосистемы леса | 1 | 22.04 |
Человек и природа (4 ч) |
30 | Донская земля – житница России. Исследовательская работа «Кто работает на родной земле». | 1 | 29.04 |
31 | Сельское хозяйство на Дону: земледелие. | 1 | 6.05 |
32 | Казачьи посиделки. | 1 | 13.05 |
33 | Сельское хозяйство на Дону: животноводство | 1 | 20.05 |
Я и окружающий мир (1 ч) |
34 | Славься наш край! | 1 | 27.05 |
5