Пояснительная записка
Рабочая программа по факультативному курсу "Логика" для 3 «В» класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г) , Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения на основе программы О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей», с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2012 г.
Место курса «Логика» в учебном плане
На факультативное занятие «Логика» в 3 классе отводится 1 час в неделю, в год – 34 часа, что соответствует объему времени, выделенному учебным планом школы на 2019-2020 учебный год в части программы, формируемой участниками образовательного процесса .
Ценностные ориентиры содержания курса
Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности:
Понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
Математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусств и культуры, объекты природы);
Владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
Цель программы:
формировать и развивать логическое мышление через образовательную область "математика": т. е. научить обобщать математический материал; логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать; развивать гибкость мышления учащихся.
Задачи программы:
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
овладение приемами поисковой и исследовательской деятельности;
овладение конкретными математическими знаниями;
воспитание трудолюбия и достижения своей цели.
Кроме того, решаются следующие задачи:
формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;
развитие речи;
воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Результаты изучения курса «Логика»
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи).
Познавательные универсальные учебные действия:
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-осуществлять синтез как составление целого из частей;
-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-задавать вопросы;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Содержание курса «Логика»
Содержание программы можно разделить на несколько разделов:
Тренировка психических процессов. На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют развитию перечисленных качеств. Задачи геометрического характера. Занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур.
Нестандартные задачи логического характера. Систематическое решение логически- поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления
Нестандартные задачи алгебраического характера. Активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие и решение.
Игры Зака А.А. Знакомство с играми, способствующими развитию способности действовать в уме.
1.Тренировка психических процессов:
развитие концентрации внимания;
тренировка внимания;
тренировка слуховой памяти;
тренировка зрительной памяти;
совершенствование воображения;
развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей).
2.Задания геометрического характера.
уникурсальные кривые;
составление и моделирование предметов;
построение фигур из счетных палочек;
построение фигур из конструктора "Монгольская игра", "Танграм".
3.Нестандартные задания алгебраического характера.
4.Нестандартные задания логического характера
Поурочное планирование
№ | Тема урока | Элементы содержания урока | Характеристика деятельности учащихся | Контроль |
1 четверть (9 часов) |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | Развитие познавательных процессов у второклассников | Решает логические задачи. | |
2 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. | Мозговая гимнастика Логически – поисковые задачи | Отвечает быстро на вопросы. Запоминает и рисует. Составляет новые слова. Решает логические задачи. | |
3 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | Мозговая гимнастика Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать. | Отвечает быстро на вопросы. Игры на внимание. | |
4 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | Тренирует слуховую память. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать. | Читает слова. Правильно ставит ударение. Решает логические задачи на развитие способности рассуждать. | |
5 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | Логически – поисковые задачи. | Знакомится с разными геометрическими фигурами. Игра «Внимание». Игра «Найди фигуру». | |
6 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | Решение творческих задач | Мозговая гимнастика. Учится быстро отвечать на вопросы. Игра «Так же, как…..» Находит буквенную закономерность (числовую). Решает логические задачи. | |
7 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | Игра «Художник», знакомится с изографами, вычерчивает фигуры, развитие пространственного воображения - работа со спичками (строим дом, поворачивает его в другую сторону, выкладывает фигуры из спичек по желанию) | |
8 | Тренировка внимания. Развитие мышления. | Нахождение «лишнего» предмета. Логические задачи. Составление слов. | Повторяет алфавит, игра «Шифровальщик», составляет новые слова, решает логические задачи. | |
9 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. | Развитие внимания. Логические задачи. Составление слов. | Кто быстро и правильно ответит на вопросы. Учится быстро отвечать на поставленные вопросы. | |
2 четверть (7 часов) | | |
10 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | Развитие слуховой памяти. Работа по образцу. Составление слов. | Мозговая гимнастика. Отвечает быстро на вопросы. Тренирует внимание. Составляет новые слова. | |
11 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи | Мозговая гимнастика. Отвечает быстро на вопросы. Произносит слово задом наперёд. Отгадывает слово по первым буквам слов. | |
12 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Мозговая гимнастика. Отвечает быстро на вопросы. Тренирует зрительную память. Игра «Угадай число». Ищет ответы на вопросы, по словам на доске. | |
13 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | Совершенствование воображения. Правила составления ребусов. Развитие пространственного воображения. | Мозговая гимнастика. Отвечает быстро на вопросы. Игра «Внимание». Узнает, как получилось слово. | |
14 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | Многоугольники. Многогранники. | Мозговая гимнастика. Отвечает быстро на вопросы. Игра «На что похоже?» | |
15 | Тренировка внимания. Развитие мышления. | Развитие быстроты реакции. Логические задачи. Составление слов. | Знакомится с ребусами, разгадывает ребусы. | |
16 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. | Проект «Таблица умножения» | Мозговая гимнастика. Отвечает быстро на вопросы. Кто больше составит вопросов. Учится рисовать вид сверху. Решает логические задачи. | |
3 четверть (9 часов) | | |
17 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | Тренировка внимания. Логические задачи. Отличия предметов. Составление слов. | Уровень кругозора. | |
18 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи. Отличия предметов. Составление слов. | Мозговая гимнастика. Отвечает быстро на вопросы. Тренирует слуховую память. Игра в слова. | |
19 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи. Отличия предметов. Составление слов. | Мозговая гимнастика. Отвечает быстро на вопросы. Тренирует зрительную память. Находит 10 отличий. Игра «Измени свойство». | |
20 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | Поиск закономерностей. Логические задачи. Составление слов | Учится решать логические задачи. | |
21 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | Совершенствование воображения. Ребусы. Развитие пространственного воображения. | Повторяет что такое изограф. Разгадывает изографы. | |
22 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | Развитие быстроты реакции. Логические задачи | Решает логические задачи, решает числовые выражения, отгадывает числа. | |
23 | Тренировка внимания. Развитие мышления. | Развитие внимания. Логические задачи. | Мозговая гимнастика. Отвечает быстро на вопросы. | |
24 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. | Тренировка внимания. Логические задачи | Продолжает знакомиться с разными геометрическими фигурами. Игра «Внимание». Игра «Найди фигуру». Составляет слова из одного большого слова. | |
25 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи. | Мозговая гимнастика. Отвечает быстро на вопросы. Игра «Внимание». Как получилось слово. Составляет слова из одного большого слова. | |
4 четверть (9 часов) | | |
26 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи. Составить слова. | Уровень кругозора. | |
27 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | Закономерности. Логические задачи. | Мозговая гимнастика. Отвечает быстро на вопросы. Тренирует внимание. Составляет новые слова. | |
28 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | Совершенствование воображения. Ребусы. Развитие пространственного воображения. | Мозговая гимнастика. Разгадывает ребусы. | |
29 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | Развитие быстроты реакции. Логические задачи. Составление слов. | Интеллектуальная игра. | |
30 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. | Зашифрованные слова. Лишние слова. Составление слов. Геометрические фигуры. Графический диктант. | Игра «Художник», продолжает знакомство с изографами, вычерчивает фигуры, развивает пространственное воображение, работает со спичками (выкладывает фигуры из спичек по желанию) | |
31 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | Тренировка внимания. Зашифрованные слова. Логические задачи. Проект «В стране геометрических фигур» | Угадывает героев сказок, рассказов, повестей. | |
32 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи. | Тренирует слуховую память. Определяет на слух общий звук в словах. | |
33 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи. Отличия предметов. Составление слов | Произносит слово задом наперёд. Отгадывает слово по первым буквам слов. Составляет слова | |
34 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | Ребусы. Развитие пространственного воображения. | Мозговая гимнастика. Уровень кругозора. Находит закономерность. | |