СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по факультативному курсу "Логика" для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Рабочая программа по факультативному  курсу  "Логика" для 3 «В» класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г) , Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения на основе программы О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей», с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2012 г.   

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по факультативному курсу "Логика" для 3 класса»

Пояснительная записка



Рабочая программа по факультативному курсу "Логика" для 3 «В» класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г) , Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения на основе программы О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей», с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2012 г.

Место курса «Логика» в учебном плане

На факультативное занятие «Логика» в 3 классе отводится 1 час в неделю, в год – 34 часа, что соответствует объему времени, выделенному учебным планом школы на 2019-2020 учебный год в части программы, формируемой участниками образовательного процесса .

Ценностные ориентиры содержания курса

Настоящая программа  разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.

В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности:

  1. Понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);

  2. Математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусств и культуры, объекты природы);

  3. Владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).

Цель программы:

  • формировать и развивать логическое мышление через образовательную область "математика": т. е. научить обобщать математический материал; логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать; развивать гибкость мышления учащихся.


Задачи программы:

  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;

  • овладение приемами поисковой и исследовательской деятельности;

  • овладение конкретными математическими знаниями;

  • воспитание трудолюбия и достижения своей цели.


Кроме того, решаются следующие задачи:

  • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;

  • развитие речи;

  • воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Результаты изучения курса «Логика»

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные универсальные учебные действия:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи).

Познавательные универсальные учебные действия:

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-осуществлять синтез как составление целого из частей;

-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-задавать вопросы;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Содержание курса «Логика»

Содержание программы можно разделить на несколько разделов:

  1. Тренировка психических процессов. На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют развитию перечисленных качеств. Задачи геометрического характера. Занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур.

  2. Нестандартные задачи логического характера. Систематическое решение логически- поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления

  3. Нестандартные задачи алгебраического характера. Активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие и решение.

  4. Игры Зака А.А. Знакомство с играми, способствующими развитию способности действовать в уме.

1.Тренировка психических процессов:

  • развитие концентрации внимания;

  • тренировка внимания;

  • тренировка слуховой памяти;

  • тренировка зрительной памяти;

  • совершенствование воображения;

  • развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей).

2.Задания геометрического характера.

  • уникурсальные кривые;

  • составление и моделирование предметов;

  • построение фигур из счетных палочек;

  • построение фигур из конструктора "Монгольская игра", "Танграм".

3.Нестандартные задания алгебраического характера.

  • арифметический шифр;

  • математический фокус ;

  • арифметические лабиринты с воротами;

  • математические ребусы;

  • магические квадраты 3*3;

4.Нестандартные задания логического характера

  • анаграмма;

  • комбинаторные задачи;

  • задачи с альтернативным условием



Поурочное планирование


Тема урока

Элементы содержания урока

Характеристика деятельности учащихся

Контроль

1 четверть (9 часов)

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

Развитие познавательных процессов у второклассников

Решает логические задачи.


2

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.

Мозговая гимнастика Логически – поисковые задачи


Отвечает быстро на вопросы. Запоминает и рисует. Составляет новые слова. Решает логические задачи.





3

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Мозговая гимнастика Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.


Отвечает быстро на вопросы. Игры на внимание.


4

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Тренирует слуховую память. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.


Читает слова. Правильно ставит ударение. Решает логические задачи на развитие способности рассуждать.


5

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Логически – поисковые задачи.

Знакомится с разными геометрическими фигурами. Игра «Внимание». Игра «Найди фигуру».


6

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Решение творческих задач

Мозговая гимнастика. Учится быстро отвечать на вопросы. Игра «Так же, как…..» Находит буквенную закономерность (числовую). Решает логические задачи.


7

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.

Игра «Художник», знакомится с изографами, вычерчивает фигуры, развитие пространственного воображения - работа со спичками (строим дом, поворачивает его в другую сторону, выкладывает фигуры из спичек по желанию)


8

Тренировка внимания. Развитие мышления.


Нахождение «лишнего» предмета. Логические задачи.

Составление слов.

Повторяет алфавит, игра «Шифровальщик», составляет новые слова, решает логические задачи.


9

Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания. Развитие мышления.


Развитие внимания. Логические задачи. Составление слов.

Кто быстро и правильно ответит на вопросы. Учится быстро отвечать на поставленные вопросы.


2 четверть (7 часов)



10

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.


Развитие слуховой памяти.

Работа по образцу.

Составление слов.


Мозговая гимнастика. Отвечает быстро на вопросы. Тренирует внимание. Составляет новые слова.


11

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.


Тренировка зрительной памяти. Логические задачи

Мозговая гимнастика. Отвечает быстро на вопросы. Произносит слово задом наперёд. Отгадывает слово по первым буквам слов.


12

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.


Поиск закономерностей.

Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.


Мозговая гимнастика. Отвечает быстро на вопросы. Тренирует зрительную память.

Игра «Угадай число». Ищет ответы на вопросы, по словам на доске.


13

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.


Совершенствование воображения.

Правила составления ребусов.

Развитие пространственного воображения.


Мозговая гимнастика. Отвечает быстро на вопросы. Игра «Внимание». Узнает, как получилось слово.


14

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.


Многоугольники. Многогранники.

Мозговая гимнастика. Отвечает быстро на вопросы. Игра «На что похоже?»


15

Тренировка внимания. Развитие мышления.


Развитие быстроты реакции.

Логические задачи.

Составление слов.


Знакомится с ребусами, разгадывает ребусы.


16

Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания. Развитие мышления.


Проект «Таблица умножения»

Мозговая гимнастика. Отвечает быстро на вопросы. Кто больше составит вопросов. Учится рисовать вид  сверху. Решает логические задачи.


3 четверть (9 часов)



17

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.


Тренировка внимания.

Логические задачи.

Отличия предметов.

Составление слов.


Уровень кругозора.


18

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.


Тренировка слуховой памяти.

Логические задачи.

Отличия предметов.

Составление слов.


Мозговая гимнастика. Отвечает быстро на вопросы. Тренирует слуховую память. Игра в слова.


19

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.


Тренировка зрительной памяти.

Логические задачи.

Отличия предметов.

Составление слов.


Мозговая гимнастика. Отвечает быстро на вопросы. Тренирует зрительную память. Находит 10 отличий. Игра «Измени свойство».


20

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.


Поиск закономерностей.

Логические задачи.

Составление слов

Учится решать логические задачи.


21

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.


Совершенствование воображения.

Ребусы.

Развитие пространственного воображения.


Повторяет что такое изограф. Разгадывает изографы.


22

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.


Развитие быстроты реакции. Логические задачи

Решает логические задачи, решает числовые выражения, отгадывает числа.


23

Тренировка внимания. Развитие мышления.


Развитие внимания.

Логические задачи.


Мозговая гимнастика. Отвечает быстро на вопросы.


24

Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания. Развитие мышления.


Тренировка внимания. Логические задачи

Продолжает знакомиться с разными геометрическими фигурами. Игра «Внимание». Игра «Найди фигуру». Составляет слова из одного большого слова.


25

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.


Тренировка слуховой памяти.

Логические задачи.


Мозговая гимнастика. Отвечает быстро на вопросы. Игра «Внимание». Как получилось слово. Составляет слова из одного большого слова.


4 четверть (9 часов)



26

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.


Тренировка зрительной памяти.

Логические задачи.

Составить слова.


Уровень кругозора.


27

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.


Закономерности.

Логические задачи.


Мозговая гимнастика. Отвечает быстро на вопросы. Тренирует внимание. Составляет новые слова.


28

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.


Совершенствование воображения.

Ребусы.

Развитие пространственного воображения.


Мозговая гимнастика. Разгадывает ребусы.


29

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.


Развитие быстроты реакции.

Логические задачи.

Составление слов.


Интеллектуальная игра.


30

Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания. Развитие мышления.


Зашифрованные слова.

Лишние слова.

Составление слов.

Геометрические фигуры.

Графический диктант.


Игра «Художник», продолжает знакомство с изографами, вычерчивает фигуры, развивает пространственное воображение, работает со спичками (выкладывает фигуры из спичек по желанию)


31

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.


Тренировка внимания.

Зашифрованные слова.

Логические задачи. Проект «В стране геометрических фигур»


Угадывает героев сказок, рассказов, повестей.


32

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.


Тренировка слуховой памяти.

Логические задачи.


Тренирует слуховую память. Определяет на слух общий звук в словах.


33

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.


Тренировка зрительной памяти. Логические задачи. Отличия предметов. Составление слов

Произносит слово задом наперёд. Отгадывает слово по первым буквам слов. Составляет слова


34

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.


Ребусы.

Развитие пространственного воображения.


Мозговая гимнастика. Уровень кругозора. Находит закономерность.