Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе программы Министерства образования и науки Российской Федерации, которая содержит минимум учебного материала, необходимого учащимся 5 класса. Программа факультатива «Математика вокруг нас» углублена и расширена представлениями о числе, об исторических корнях ряда арифметических понятий и символов, о роли математики в общечеловеческой культуре. Содержание программы позволяет ученику любого уровня обученности активно включиться в учебно-познавательную деятельность и максимально проявить себя. Она учитывает особенности познавательной деятельности учащихся 5 класса.
Математика является одним из тех предметов, который требует от ребёнка достаточно высокого уровня развития мышления, памяти, внимания. Мышление складывается из процессов анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения.
Одним из способов развития познавательных способностей учащихся является использование занимательного материала и дидактических игр на факультативных занятиях. Получение новых знаний на факультативных занятиях даёт возможность приблизить учащихся к реальной жизни, помогает больше узнать о математике как науке, о людях её создавших, обогащает детей социальными знаниями и умениями.
Разработанная программа факультатива «Математика вокруг нас» для 5 класса основана на получении знаний по истории математики, углублении знаний о метрической системе мер и мер времени. Она расширяет понятия о натуральном числе, нуле и натуральном ряде чисел. Материал программы тесно связан с различными сторонами нашей жизни, а также с другими учебными предметами. В программу включены игры, задачи-шутки, задачи на смекалку, ребусы и кроссворды, которые способствуют развитию логического мышления. Заучивание стихотворений, включённых в программу, способствует развитию речи учащихся.
Основные цели:
повысить активность учащихся и расширение их кругозора;
систематизировать и углубить имеющиеся знания по математике;
создать условия для самостоятельной творческой работы учащихся;
совершенствовать навыки счёта;
развивать мышление, память, внимание детей, а также их речь;
Основные задачи:
использовать факультативный курс для общего развития учащихся;
направлять содержание факультативного курса на коррекцию недостатков познавательной деятельности и личностных качеств учащихся;
дать учащимся такие знания, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
повышать мотивацию обучения;
повышать социокультурную осведомлённость учащихся;
формировать такие черты личности, как аккуратность, настойчивость, воля;
воспитывать привычку к труду, умение доводить начатое дело до конца.
СОДЕРЖАНИЕ.
Тема 1. Старинные системы записи чисел- 2ч
Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры, алфавитные системы. Стихотворение о математике. Игра «Гномик». Занимательные задачи.
Тема 2. Числа великаны- 1ч
История возникновения названия – «миллион». Миллиард, триллион и другие. Задачи на смекалку. Игра-соревнование «Кто быстрее долетит до Марса».
Тема 3. Четыре действия арифметики- 2ч
Как появились знаки «+», «‑», «×», «:». Стихотворения об умножении и делении. Занимательные задачи. Игра «Математический футбол».
Тема 4. Открытие нуля-1ч
История открытия нуля. Стихотворение о нуле. Занимательные задачи. Игра «Математическая цепочка».
Тема 5. История линейки-1ч
История линейки в России. Занимательные задачи. Загадки. Игра « Пифагор о числе».
Тема 6. Как появились меры длины. Как измеряли на Руси-2ч
Сведения из истории мер длины, в том числе исконно русские. Чтение стихотворений. Занимательные задачи. Игра « Математический бег».
Тема 7. Возникновение денег-1ч
Возникновение денег, как и откуда произошли их названия. Занимательные задачи. Стихи. Игра « Математическая мозаика».
Тема 8. Денежная система в Древней Руси-1ч
Появление названий рубль и копейка. Старинная русская денежная система. Задачи-шутки, кроссворды. Игра «Магазин».
Тема 9. Как люди научились измерять время-1ч
Возникновение мер времени. Сутки – первая естественная единица измерения времени. Стихотворения о геометрических фигурах. Занимательные задачи. Игра « Какой цифры не стало».
Тема 10. Изобретение календаря-1ч
Название месяцев и их продолжительность, крупные единицы времени – го и век. Стихотворения. Ребусы, кроссворды. Загадки о времени. Игра «Математический цветок».
Тема 11. Из истории мер массы. Система мер русского народа-2ч
Измерение количества вещества по его массе. Рычажные весы. История возникновения мер массы. Основные единицы измерения массы в России. Занимательные задачи, стихотворения о математике. Игра по геометрии «Почтальон».
Тема 12. Происхождение метрической системы мер-1ч
Разработанная во Франции в 18 веке единая система мер и весов. Метр и килограмм. Стихотворения о линейке и циркуле. Занимательные задачи. Загадки. Игра-соревнование «Пройди по цепочке».
Тема 13. Знаменитые математики-2ч
Софья Васильевна Ковалевская – первая женщина математик. Леонард Эйлер – идеальный математик. Занимательные задачи. Игра «Лабиринт». Стихотворения.
Тема 14. Происхождение дробей-1ч
Когда появились дроби. Как человек стал ими пользоваться. Стихотворения. Задачи на смекалку. Игра – соревнование «Кто быстрее ставит стрелки».
Тема 15. Из истории цифры 7-1ч
О числе и цифре 7. Пословицы и поговорки. Почему в неделе 7 дней. Стихотворения. Занимательные задачи. Игра «Молчанка».
Тема 16. Покорение космоса и математика-1ч
Освоение космического пространства человечеством. Роль математики в этом процессе. Задачи, связанные с историей освоения космоса. Стихотворения о космосе. Игра «Полёт на Марс».
Тема 17. Математика и наш край-1ч
История строительства Астраханского Кремля. Занимательные задачи о Кремле. Стихотворения об Астрахани и дельте Волги. Игра-соревнование «Кто быстрее».
Тема 18. Математика и здоровье человека-2 ч
Основы здорового образа жизни и математика. Занимательные задачи, связанные с валеологией. Игра «Расшифруй слово». Стихотворения о пользе здорового образа жизни.
Тема19. Геометрия – значит « земледелие» -1ч
История возникновения геометрии как науки. Конкурс рисунка и аппликации «Геометрия вокруг нас». Стихотворения о геометрических фигурах. Игра «Из каких геометрических фигур состоит рисунок».
Тема 20. Многоугольники. Паркеты – замащения плоскости многоугольниками-1ч
Виды многоугольников. Треугольник, квадрат и шестиугольник могут полностью замостить плоскость без пробелов и перекрытий. Вычерчивание паркетов, раскрашивание их. Стихотворения о геометрических фигурах.
Тема 21. Делится или не делится. Признаки делимости-1ч
Признаки делимости на 2, 3, 4, 5, 9. Задачи на смекалку. Стихотворения. «Занимательные квадраты», « Лабиринты».
Тема 22. Бережливость дороже богатства-1ч
Пути экономии в домашнем хозяйстве. Решение оригинальных задач. Кроссворды. Викторина. Пословицы и поговорки о бережливости и экономии. Игра – соревнование «Как вы бережёте свои вещи».
Тема 23. Земля – кормилица-1ч
О бережном отношении к земле, умелом её использовании для производства продуктов питания. Оригинальные задачи. Огород на подоконнике. Стихотворения. Мини-кроссворд.
Тема 24. Экономика и математика-1ч
Раскрытие содержательной стороны экономических понятий через математические задания. Например, надо выбрать правильные названия для такой торговли: вещь покупает тот, кто предложит за неё выше цену. Аукцион – 44, ярмарка -49. Из 1 столбика выбрать наименьшее число. Из 2 – наибольшее, из 3 – не наибольшее и не наименьшее. Сумма этих чисел даст правильный ответ.
Тема 25. Магия чисел-3ч
Математические головоломки. Кросс-суммы. Магические квадраты. Оригинальные задачи, загадки.
Тема 26. Урок – обобщение « Математика вокруг нас» -2ч
Игры и соревнования. Викторина. Загадки. Конкурс на лучшего чтеца стихотворений о математике.
Методические рекомендации
Каждое занятие включает в себя: беседу по данной теме, стихи о математике, занимательные задачи и дидактические игры. Предлагается примерное планирование занятий о старинных системах записи чисел.
Учебно- тематическое планирование:
Название курса | Кол-во часов | В том числе теории | Практич. | к/р |
Старинные системы записи чисел | 2 | | 2 | |
Числа великаны | 1 | | 1 | |
Четыре действия арифметики | 2 | | 2 | |
Открытие нуля | 1 | 1 | | |
История линейки | 1 | 1 | | |
Как появились меры длины. Как измеряли на Руси. | 2 | 1 | 1 | |
Возникновение денег | 1 | 1 | | |
Денежная система в Древней Руси | 1 | 1 | | |
Как люди измерять время | 1 | | 1 | |
Изобретение календаря | 1 | 1 | | |
Из истории мер массы. Система мер русского народа | 2 | 1 | 1 | |
Происхождение метрической системы мер | 1 | 1 | | |
Знаменитые математики | 2 | 1 | 1 | |
Происхождение дробей | 1 | | 1 | |
Из истории цифры 7 | 1 | | 1 | |
Покорение космоса и математика | 1 | 1 | | |
Математика и наш край | 1 | | 1 | |
Математика и здоровье человека | 2 | | 2 | |
Геометрия – значит «земледелие» | 1 | | 1 | |
Многоугольники. Паркеты – замощения плоскости многоугольниками | 1 | | 1 | |
Делится или не делится. Признаки делимости | 1 | | 1 | |
Бережливость дороже богатства | 1 | | 1 | |
Земля – кормилица | 1 | | 1 | |
Экономика и математика | 1 | | 1 | |
Магия чисел | 3 | | 1 | |
Урок обобщения «Математика вокруг нас» | 2 | | | 2 |
Всего: | 35 | 10 | 23 | 2 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
Учащиеся должны знать:
некоторые исторические сведения о мерах длины, массы и стоимости, о числах календаря, арифметических действиях;
об истории появления измерительных приборов;
несколько стихотворений о математике.
Учащиеся должны уметь:
выполнять арифметические действия;
пользоваться измерительными инструментами;
разбираться в правилах игры и соблюдать их;
уметь переносить полученные знания в новые условия и применять их в новой ситуации.
Факультатив «Математика вокруг нас» рассчитан на 35 часа, 1час в неделю. Каждое занятие состоит из следующих частей:
В конце года проводится урок-обобщение «Математика вокруг нас».
Используемая литература.
И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.
2. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.
3. Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.
4. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.
5. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.
6. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.
7. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.
8. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г.
9. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.
10. Е.Г.Козлова. «Сказки и подсказки», М., 1995г.
11. И.В.Ященко «Приглашение на математический праздник». М., МЦНПО, 2005г.
12. А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И.Крючкова, Л.А.Литвачук. «Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах». / под ред. С.И.Шварцбурда. М.: «Провсещение», 1974 г.
13. А. Я.Котов. «Вечера занимательной арифметики»
14. Ф.Ф.Нагибин. «Математическая шкатулка». М.: УЧПЕДГИЗ, 1961 г.
15. В.Н.Русанов. Математические олимпиады младших школьников. М.: «Просвещение», 1990 г.
16. С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г.
17. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения уроков | Виды, формы контроля | Требования уровню усвоения программы |
Планируе-мая | фактическая |
1-2 | Старинные системы записи чисел | 2 | 3.09 10.09 | | Собеседование | Выполнять, сочетая устные и письменные приемы, арифметические действия с старинными записями чисел. |
3 | Числа великаны | 1 | 17.09 | | Практические работы | сравнивать действительные числа. Вычислять значения числовых выражений, переходить от одной формы записи чисел к другой |
4-5 | Четыре действия арифметики | 2 | 24.09 1.10 | | Собеседование |
6 | Открытие нуля | 1 | 8.10 | | Создание портфолио, презентации | На исторических примерах логически полноценно, повысит логическую культуру, распознавать и изображать геометрические фигуры. |
7 | История линейки | 1 | 15.10 | | |
8, 9 | Как появились меры длины. Как измеряли на Руси. | 2 | 22.10 29.10 | | Практические работы |
10 | Возникновение денег | 1 | 12.11 | | Написание эссе |
11 | Денежная система в Древней Руси | 1 | 19.11 | | Практические работы |
12 | Как люди измерять время | 1 | 26.11 | | Практические работы |
13 | Изобретение календаря | 1 | 3.12 | | Собеседование |
14, 15 | Из истории мер массы. Система мер русского народа | 2 | 10.12 17.12 | | Создание портфолио, презентации | составлять выражения и уравнения по условию, используя действия с обыкновенными дробями.
|
16 | Происхождение метрической системы мер | 1 | 24.12 | | Практические работы |
17, 18 | Знаменитые математики | 2 | 14.01 21.01 | | Практические работы |
19 | Происхождение дробей | 1 | 28.01 | | Написание эссе |
20 | Из истории цифры 7 | 1 | 4.02 | | Практические работы |
21 | Покорение космоса и математика | 1 | 11.02 | | Практические работы | Углубляется понимание условий задачи: выделить существенные и несущественные отношения приведённых в них данных, обнаруживая в итоге принцип построения и решения задачи. Расширяются возможности при решении однотипных задач: они осознают не только свойства отдельных действий и особенности условий, в которых эти действия совершаются, но и их объективную общность по способу осуществления |
22 | Математика и наш край | 1 | 18.02 | | Практические работы |
23, 24 | Математика и здоровье человека | 2 | 25.02 3.03 | | Собеседование |
25 | Геометрия – значит «земледелие» | 1 | 10.03 | | Создание портфолио, презентации |
26 | Многоугольники. Паркеты – замощения плоскости многоугольниками | 1 | 17.03 | | Практические работы |
27 | Делится или не делится. Признаки делимости | 1 | 24.03 | | Практические работы |
28 | Бережливость дороже богатства | 1 | 7.04 | | Написание эссе |
29 | Земля – кормилица | 1 | 14.04 | | Практические работы |
30 | Экономика и математика | 1 | 21.04 | | Создание портфолио, презентации |
31-33 | Магия чисел | 3 | 28.04 5.05 12.05 | | Собеседование |
34-35 | Урок обобщения «Математика вокруг нас» | 2 | 19.05 26.05 | | Контроль знаний | Уметь составлять проект, защищать его, оформлять. |
| Всего: | 35 | | | | |