СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике для 11 класса

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа по физике составлена для 11 класса в объеме 102 часа.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике для 11 класса»


Пояснительная записка

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Обучение физике вносит вклад в политехническую подготовку путем ознакомления учащихся с главными направлениями научно-технического прогресса, физическими основами работы приборов, технических устройств, технологических установок. Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.


Цели и задачи курса: Изучение физики направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, квантовой теории

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.



Отличительные особенности программы (концепция, заложенная в основу курса, особенности контингента и т. п.)приоритетной содержательно-методической основой программы является функционально- графическая линия, а идейным стержнем- математическая модель и математический язык; главная задача заключается в развитии учащихся посредством продвижения в предмете; реализованы принципы развивающего обучения: обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний, осмысление процесса обучения)


Ожидаемые результаты


В результате изучения физики ученик должен знать/понимать

смысл понятий: физическое явление, физический закон, самоиндукция, фотоэффект, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

смысл физических величин: вектор магнитной индукции, магнитный поток, фаза колебаний, ЭДС индукции, длина и скорость волны, скорость и давление света, фокусное расстояние линзы;

смысл физических законов: Ампера, Лоренца, электромагнитной индукции, Гюйгенса, Эйнштейна, Столетова, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света.

уметь

описывать и объяснять физические явления: взаимодействия токов, действия магнитного поля на движущийся заряд, электромагнитную индукцию, механические колебания и волны, резонанс, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление, дисперсию, интерференцию, дифракцию света;

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических, световых, электромагнитных и квантовых явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

рационального применения простых механизмов;

оценки безопасности радиационного фона.



Сроки реализации программы два года (10кл.-105часов, 11кл.-102часов, )


Формы, методы, технологии обучения, способы и средства проверки и оценки результатов:

комбинированные уроки, дифференцированные уроки, игры, практические работы, уроки-презентации; самостоятельные и контрольные работы, математические тесты и диктанты, карточки с учетом индивидуальных особенностей учащихся.


Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей учебной программы Учебно-методический комплект позволяет полностью реализовать рабочую программу, удовлетворяет требованиям федерального учебного базисного плана. УМК рекомендован Министерством образования Российской Федерации, позволяет выполнить образовательный стандарт. Материал комплекта изложен доступным для учащихся языком, обеспечен достаточным количеством заданий для реализации личностно – ориентированного подхода к обучению.




Содержание курса

Электродинамика

Электромагнитная индукция (продолжение)

Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества. Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.

Лабораторная работа №1: «Наблюдение действие магнитного поля на ток».

Лабораторная работа №2: «Изучение явления электромагнитной индукции».


Колебания и волны.

Механические колебания. Свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колеба­ния. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.

Электрические колебания.

Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электри­ческих колебаний. Вынужденные колебания. Пере­менный электрический ток. Емкость и индуктив­ность в цепи переменного тока. Мощность в цеди пе­ременного тока. Резонанс в электрической цепи.

Производство, передача и потребление электри­ческой энергии. Генерирование электрической энергии. Трансформатор. Передача электрической энер­гии.

Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения вол­ны. Звуковые волны. Интерференция воли. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.

Электромагнитные волны. Излучение электромаг­нитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Телевидение.

Лабораторная работа №3: «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника».

Оптика

Световые лучи. Закон преломления света. Призма. Дисперсия света. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Светоэлектромагнитные волны. Скорость света и методы ее измерения, Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн.

Лабораторная работа №4: Измерение показателя преломления стекла.

Лабораторная работа №5: «Определение оптичнской силы и фокусного расстояния собирающей линзы».

Лабораторная работа №6: «Измерение длины световой волны».

Основы специальной теории относительности.

Постулаты теории относительности. Принцип от­носительности Эйнштейна. Постоянство скорости све­та. Пространство и время в специальной теории отно­сительности. Релятивистская динамика. Связь массы с энергией.

 Квантовая физика

Световые кванты.

Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение: свойства и применение инфракрасных, ультрафиолетовых и рентгеновских излучений. Шкала электромагнитных излучений.. Постоян­ная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. [Гипотеза Планка о квантах.] Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. [Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенности Гейзенберга.]

Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Испускание и поглощение света атомом. Лазеры.

Лабораторная работа №7: «Наблюдение действие магнитного поля на ток».

Лабораторная работа №8: «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров».

Атомная физика.

Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода Бора. [Модели строения атомного ядра: протонно-нейтронная модель строения атомного ядра.] Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи нуклонов в ядре. Ядерная энергетика. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Корпускулярное волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.

Физика атомного ядра.

Методы регистрации эле­ментарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Протон-нейтронная мо­дель строения атомного ядра. Энергия связи ну­клонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. [Доза излучения, закон радиоактивного распада и его статистический характер. Элементарные частицы: частицы и античастицы. Фундаментальные взаимодействия]





Календарно – тематическое планирование для 11 класса


Дата проведения

тема

Тип урока

Планируемые результаты



Вид контроля

оборудование



Основы электродинамики (14 ч.)





Магнитное поле 7ч



1


Магнитное поле. Вектор магнитной индукции.

Изучение

нового

материала

Знать смысл физических величин: магнитное поле, вектор магнитной индукции, магнитные силы; знать правило «буравчика»

Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер

2


Сила Ампера. Применение силы Ампера.

Изучение

нового

материала

Знать смысл силы Ампера, «правило левой руки», закон Ампера

Письменный

опрос

Учебник, задачник. компьютер

3


Сила Лоренца. Применение силы Лоренца.

Изучение

нового

материала

Знать смысл физической величины сила Лоренца, использование силы Лоренца в масс-спектрографе и циклотроне. уметь определять направления силы Лоренца,

Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер

4


Решение задач по теме «Сила Ампера. Сила Лоренца».

Формиро­вание практиче­ских уме­ний и навыков

Расчёт силы Ампера и силы Лоренца, графическое изображение сил Ампера и Лоренца, расчёт радиуса окружности и периода обращения заряженной частицы.

Письменный

опрос

Учебник, задачник.

5


Магнитные свойства вещества.

Изучение

нового

материала

Магнитные свойства вещества, парамагнетики, диамагнетики, ферромагнетики, магнитная проницаемость, температура Кюри, домены.

Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер

6


ТБ. Лаб.работа № 1: «Наблюдение действия магнитного поля на ток»

Формиро­вание практиче­ских уме­ний и навыков

Применять полученные знания на практике

Лабораторная работа

Комплект для лабораторных работ

7


Контрольная работа № 1 «Магнитное поле»

КЗ


КР

задачник



Электромагнитная индукция 9ч знать /уметь



8


Электромагнитная индукция. Правило Ленца.

Изучение

нового

материала

Явление электромагнитной индукции, опыты Фарадея, правило Ленца, индукционный ток, магнитный поток, применение ЭМИ в технике.

Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер

9


Закон электромагнитной индукции.

Изучение

нового

материала

Закон ЭМИ, ЭДС индукции, вихревое электрическое поле.


Письменный

опрос

Учебник, задачник. компьютер

10


ЭДС индукции в движущихся проводниках.

Изучение

нового

материала

Возникновение ЭДС индукции

в проводнике, движущемся в МП, формула расчёта ЭДС.

Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер

11


ТБ.Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции».

Формирование экспериментальных умений и навыков

Явление электромагнитной индукции, закон ЭМИ, опыты Фарадея, правило Ленца, индукционный ток, ЭДС индукции

Письменный

опрос

Комплект для лабораторных работ

12


Самоиндукция. Индуктивность.

Изучение

нового

материала

Явление самоиндукции, ток самоиндукции при замыкании и размыкании цепи постоянного тока, опыты Генри, индуктивность.

Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер

13


Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле.


Изучение

нового

материала

Энергия МП тока, сила тока, индуктивность, электромагнитное поле, вектор магнитной индукции, напряжённость ЭП.

Тест

Учебник, задачник. компьютер

14


Решение задач по теме «Электромагнитная индукция».


Формиро­вание практиче­ских уме­ний и навыков

ЭДС индукции, изменение магнитного потока, индуктивность, изменение силы тока, закон ЭМИ.

Письменный

опрос

Учебник, задачник. компьютер

15


Решение задач по теме «Электромагнитная индукция».


Формиро­вание практиче­ских уме­ний и навыков

ЭДС индукции, изменение магнитного потока, индуктивность, изменение силы тока, закон ЭМИ.

Письменный

опрос

Учебник, задачник. компьютер

16


Контрольная работа №2 по теме «Электромагнитная индукция».


Контроль знаний


Письменный

опрос

задачник.



Механические колебания 10ч. Знать/уметь



17


Механические колебания.

Изучение

нового

материала


Колебательное движение, маятник, свободные колебания, внутренние и внешние силы, затухающие колебания, вынужденные колебания.

Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер

18


Математический маятник.

Динамика колебательного движения.

Изучение

нового

материала

Математический маятник, изменение скорости, ускорения при колебаниях, уравнения колеблющегося тела, жёсткость пружины, масса тела, смещение, длина нити.

Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер

19


Гармонические колебания.

Фаза колебаний.

Изучение

нового

материала

Гармонические колебания, амплитуда, частота и период гармонических колебаний, циклическая частота, фаза колебаний, сдвиг фаз, начальная фаза,

Письменный

опрос

Учебник, задачник. компьютер

20


Вынужденные колебания. Резонанс.

Изучение

нового

материала

Вынужденные колебания, частота свободных колебаний, частота вынужденных колебаний, резонанс и его воздействие.

Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер

21


Лабораторная работа №2 «Определение ускорения свободного падения».

Формирование экспериментальных умений и навыков

Математический маятник, период свободных колебаний, ускорение свободного падения.

Письменный

опрос

Комплект для лабораторных работ

22


Решение задач по теме «Механические колебания»

Формиро­вание практиче­ских уме­ний и навыков

Уметь вычислять физические величины: амплитуда, частота, период и фаза колебаний, циклическая частота; применять уравнения гармонических колебаний,

Письменный

опрос

Учебник, задачник. компьютер

23


Превращение энергии при гармонических колебания

Комбинированный урок

превращение энергии при гармонических колебаниях.

Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер

24


Решение задач по теме «Механические колебания»

Формиро­вание практиче­ских уме­ний и навыков

Уметь вычислять физические величины: амплитуда, частота, период и фаза колебаний, циклическая частота энергия; применять уравнения гармонических колебаний,

Письменный

опрос

Учебник, задачник. компьютер

25


Решение задач по теме «Механические колебания»

Комбинированный урок

тест

Учебник, задачник. компьютер

26


Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания ».

Контроль знаний


Письменный

опрос

задачник.



Электромагнитные колебания. 14ч знать/уметь



27


Электромагнитные колебания. Колебательный контур

Изучение

нового

материала

Электромагнитные колебания, свободные колебания, колебательный контур, индуктивность, сила тока, заряд, электроёмкость, превращение энергии в колебательном контуре.

Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер

28


Уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре.

Изучение

нового

материала

Колебательный контур, уравнение, описывающее процессы в КК, формула Томсона, период и частота колебаний, гармонические колебания заряда и тока, сдвиг фаз.

Письменный

опрос

Учебник, задачник. компьютер

29


Переменный электрический ток.

Изучение

нового

материала

Переменный электрический ток, переменное напряжение

магнитный поток, магнитная индукция, циклическая частота, колебания ЭДС индукции, сдвиг фаз.

Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер

30


Решение задач по теме «Переменный электрический ток».

Формиро­вание практиче­ских уме­ний и навыков

Сила тока, напряжение, частота колебаний, переменная ЭДС индукции.

Письменный

опрос

Учебник, задачник. компьютер

31


Резистор в цепи переменного тока.

Изучение

нового

материала

Активное сопротивление, действующие и амплитудные значения силы тока и напряжения, мощность в цепи с резистором.

Письменный

опрос

Учебник, задачник. компьютер

32


Конденсатор в цепи переменного тока.

Изучение

нового

материала

Ёмкостное сопротивление, сдвиг фаз между колебаниями напряжения и силы тока.

Письменный

опрос

Учебник, задачник. компьютер

33


Катушка индуктивности в цепи переменного тока.

Изучение

нового

материала

Индуктивное сопротивление, сдвиг фаз между колебаниями напряжения и силы тока.

Письменный

опрос

Учебник, задачник. компьютер

34


Резонанс в электрической цепи.

Изучение

нового

материала

Собственная циклическая частота, частота внешнего переменного напряжения, резонанс электромагнитных колебаний и их учёт и использование.

Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер

35


Решение задач по теме «Переменный электрический ток».

Формиро­вание практиче­ских уме­ний и навыков

Активное, ёмкостное и индуктивное сопротивление, частота колебаний, переменная ЭДС индукции.

Письменный

опрос

Учебник, задачник. компьютер

36


Генерирование электрической энергии.

Изучение

нового

материала

Генератор переменного тока, его устройство и принцип действия, статор, ротор, ЭДС индукции, вихревое электрическое поле.

Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер

37


Трансформаторы.

Изучение

нового

материала

Трансформатор, первичная и вторичная обмотки, трансформатор на холостом ходу и в рабочем режиме, коэффициент трансформации.

Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер

38


Производство и передача электроэнергии.


Изучение

нового

материала

Типы электростанций, превращение энергии, потребители электроэнергии, ЛЭП, повышающие и понижающие трансформаторы.

Тест

Учебник, задачник. компьютер

39


Решение задач по теме «Электромагнитные колебания».

Формиро­вание практиче­ских уме­ний и навыков

Активное, ёмкостное и индуктивное сопротивление, частота колебаний, переменная ЭДС индукции.

Письменный

опрос

Учебник, задачник. Компьютер




40


Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитные колебания».

Контроль знаний


Письменный

опрос

задачник.



Механические волны 10ч знать /уметь



41


Механические волны.

Изучение

нового

материала

Волна, волновые явления, скорость волны, поперечные и продольные волны, деформации сдвига и сжатия, энергия волны, распространение механических волн.

Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер

42


Длина волны. Скорость волны.

Комбинированный урок

Длина волны, период и частота волны, скорость волны.

Письменный

опрос

Учебник, задачник. компьютер

43


Уравнение гармонической бегущей волны.

Изучение

нового

материала

Уравнение гармонической бегущей волны, амплитуда колебаний, плоская волна, луч, фронт волны, сферическая волна.

Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер

44


Звуковые волны.

Комбинированный урок

Акустика, источники звуковых волн, распространение звука, скорость звука в различных средах, звуковые эффекты, громкость звука.

Письменный

опрос

Учебник, задачник. компьютер



Электромагнитные волны 5ч знать /уметь



45


Электромагнитные волны. Опыты Герца.

Комбинированный урок

Электромагнитная волна, излучение ЭМВ, поперечность ЭМВ, энергия ЭМВ, скорость ЭМВ, открытый колебательный контур, вибратор Герца, антенна, опыт Герца.

Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер

46


Плотность потока электромагнитного излучения.

Изучение

нового

материала

Плотность потока излучения, волновая поверхность, точечный источник излучения, зависимость плотности потока излучения от частоты

Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер

47


Изобретение радио. Принципы радиосвязи.

Изучение

нового

материала

Радиотелеграфная и радиотелефонная связь, опыты Попова, модуляция, детектирование, блок-схема радиопередатчика и радиоприёмника.

Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер

48


Свойства электромагнитных волн. Распространение радиоволн.

Изучение

нового

материала

Свойства ЭМВ: поглощение, отражение, преломление, поперечность; распространение радиоволн, виды радиоволн, радиолокация, принципы сотовой связи.

Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер

49


Понятие о телевидении.

Изучение

нового

материала

Телевидение, телекамеры, видеосигналы, цветное телевидение, приём телевизионных сигналов.

Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер

50


Контрольная работа №5 «Колебания волны».

Контроль знаний


Письменный

опрос

тесты



Оптика. Световые волны 15ч знать /уметь



51


Световые волны. Скорость света.

Изучение

нового

материала

Корпускулярная и волновая теория света, геометрическая и волновая оптика, скорость света, световые волны, методы измерения скорости света.

Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер

52


Закон отражения света. Принцип Гюйгенса.

Изучение

нового

материала

Принцип Гюйгенса, волновой фронт, вторичная волна, плоская волна, закон отражения света, углы падения и отражения.

Письменный

опрос

Учебник, задачник. компьютер

53


Закон преломления света. Полное отражение.

Изучение

нового

материала


Преломление света, угол преломления, закон преломления света, оптическая плотность, показатель преломления среды, полное внутреннее отражение света, волоконная оптика, предельный угол полного отражения.

Письменный

опрос

Учебник, задачник. компьютер

54


Решение задач по теме «Преломление света».



Формиро­вание практиче­ских уме­ний и навыков

Закон преломления света, показатель преломления среды, предельный угол полного отражения.

Письменный

опрос

Учебник, задачник. компьютер

55


Лабораторная работа № 3 «Измерение показателя преломления света».

Формирование экспериментальных умений и навыков

Закон преломления света, показатель преломления среды, предельный угол полного отражения.

Письменный

опрос

Комплект для лабораторных работ

56


Линза. Построение изображений в линзах.

Изучение

нового

материала

Виды линз, тонкая линза, фоку линзы, фокусная плоскость, главная оптическая ось, фокусное расстояние, оптическая сила линзы, построение изображений в собирающей и рассеивающей линзах.

Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер

57


Формула тонкой линзы.

Изучение

нового

материала

Формула тонкой линзы, действительный и мнимый фокус, увеличение линзы, фокусное расстояние.



Письменный

опрос

Учебник, задачник. компьютер

58


Решение задач по теме «Линзы».

Формиро­вание практиче­ских уме­ний и навыков

Формула тонкой линзы, , действительный и мнимый фокус, увеличение линзы, фокусное расстояние.

Письменный

опрос

Учебник, задачник. компьютер

59


Лабораторная работа № 4 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы».

Формирование экспериментальных умений и навыков

Оптическая сила, фокусное расстояние, собирающая линза.

Письменный

опрос

Комплект для лабораторных работ

60


Дисперсия света.

Изучение

нового

материала

Опыт Ньютона, спектр, дисперсия света, зависимость показателя преломления от частоты световой волны, понятие о цветах тел.

Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер

61


Интерференция света. Применение интерференции.

Изучение

нового

материала

Условие когерентности волн, интерференция света, интерференция света в тонких плёнках, кольца Ньютона, длина световой волны, условие максимумов и минимумов, просветление оптики.

Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер

62


Дифракция света. Дифракционная решётка.

Изучение

нового

материала

Опыт Юнга, принцип Гюйгенса – Френеля, дифракция света, дифракционные картины, разрешающая способность микроскопа и телескопа.

Дифракционная решётка, период решётки, угол дифракции, порядок спектра, условие максимумов для дифракционной решётки.

Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер

63


Лабораторная работа № 5 «Измерение длины световой волны».

Формирование экспериментальных умений и навыков

Дифракционная решётка, период решётки, угол дифракции, порядок спектра, условие максимумов для дифракционной решётки.

Письменный

опрос

Комплект для лабораторных работ

64


Поляризация света. Поперечность световых волн.

Изучение

нового

материала

Поляризация света, поперечность световых волн, естественный свет, поляризованный свет, поляроиды.

Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер

65


Контрольная работа №6 по теме «Световые волны».

Контроль знаний


Письменный

опрос

задачник.



Элементы теории относительности 7ч

знать /уметь



66


Постулаты теории относительности.

Изучение

нового

материала

Принцип относительности в механике и электродинамике, постулаты теории относительности, константа скорости света в вакууме, пространство и время, ИСО, относительность одновременности.

Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер

67


Основные следствия из постулатов теории относительности.

Изучение

нового

материала

Относительность расстояний, относительность промежутков времени, релятивистский закон сложения скоростей.

Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер

68


Элементы релятивистской динамики.

Изучение

нового

материала

Релятивистская динамика, массовые и безмассовые частицы, энергия покоя, релятивистский импульс и энергия.

Письменный

опрос

Учебник, задачник. компьютер

69


Виды излучений. Источники света.

Изучение

нового

материала

Тепловое излучение, электролюминесценция, катодолюминесценция, хемилюминесценция, фотолюминесценция, искусственные и естественные источники света.

Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер

70


Виды спектров. Спектральный анализ.

Изучение

нового

материала

Монохроматический свет, спектральный аппарат, сплошные спектры, линейчатые спектры, полосатые спектры, спектры излучения и поглощения, спектральный анализ.

Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер

71


Шкала электромагнитных излучений.

Изучение

нового

материала

Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения, рентгеновские лучи, гамма-лучи, шкала ЭМВ.

Тест

Учебник, задачник. компьютер

72


Лабораторная работа № 6 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров».

Формирование экспериментальных умений и навыков

Сплошной и линейчатый спектры, спектральный анализ.

Письменный

опрос

Комплект для лабораторных работ



Квантовая физика 6ч

знать /уметь



73


Фотоэффект. Законы фотоэффекта.

Изучение

нового

материала

Квантовая физика, световые кванты, энергия кванта, постоянная Планка, фотоэффект, законы фотоэффекта, интенсивность излучения, ток насыщения, задерживающее напряжение, фотоэлектроны, кинетическая энергия фотоэлектронов .

Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер

74


Теория фотоэффекта.

Изучение

нового

материала

Энергия кванта, работа выхода, кинетическая энергия фотоэлектрона, уравнение Эйнштейна, красная граница фотоэффекта, постоянная Планка.

Письменный

опрос

Учебник, задачник. компьютер

75


Фотоны.

Изучение

нового

материала

Фотоны, энергия и импульс фотона, масса фотона, корпускулярно-волновой дуализм, квантовая механика.

Письменный

опрос

Учебник, задачник. компьютер

76


Решение задач по теме «Фотоэффект».

Формиро­вание практиче­ских уме­ний и навыков


Уравнение Эйнштейна, красная граница фотоэффекта, постоянная Планка, работа выхода, задерживающее напряжение, энергия и импульс фотона, масса фотона.

Письменный

опрос

Учебник, задачник. компьютер

77


Применение фотоэффекта.

Химическое действие света

Изучение

нового

материала

Фотоэлементы, внутренний фотоэффект, фоторезисторы, светодиоды, фотодиоды, фото-ЭДС, полупроводниковые фотоэлементы, химическое действие света, фотосинтез, фотография, фотоплёнка, фотопластинка.

Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер

78


Контрольная работа №7 по теме «Световые кванты».

Контроль знаний


Письменный

опрос


задачник.



Атом и атомное ядро18ч знать /уметь

79


Строение атома. Опыты Резерфорда.

Изучение

нового

материала



Модель Томсона, опыты Резерфорда, размеры атомного ядра, планетарная модель атома, неприменимость законов классической физики для объяснения строения атома.

Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер

80


Квантовые постулаты

Бора.

Изучение

нового

материала

Квантовые постулаты Бора, энергия стационарного состояния атома, излучение и поглощение атомом фотона, правило квантования, модель атома водорода по Бору, спектральные серии излучения атома водорода.

Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер

81


Лазеры. Применение лазеров.

Изучение

нового

материала

Лазеры, самопроизвольное и индуцированное излучение, свойства лазерного излучения, принцип действия лазеров, устройство рубинового лазера, типы лазеров, применение лазеров.

Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер

82


Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц.

Изучение

нового

материала

Счётчик Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая камера, метод толстослойных фотоэмульсий, треки частиц.

Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер

83


Радиоактивность. Виды радиоактивного излучения.

Изучение

нового

материала

Открытие радиоактивности, явление радиоактивности, гамма-лучи, бета-лучи, альфа-частицы, свойства радиоактивных излучений.

Письменный

опрос


Учебник, задачник. компьютер

84


Радиоактивные превращения. Изотопы.

Изучение

нового

материала

Радиоактивные элементы, изотопы, изотопы водорода, радиоактивные превращения, альфа-распад, бета-распад, правило смещения Содди.

Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер

85


Закон радиоактивного распада. Период полураспада.


Изучение

нового

материала

Период полураспада, закон радиоактивного распада, среднее время жизни атомов, число распавшихся и нераспавшихся атомов.

Письменный

опрос

Учебник, задачник. компьютер

86


Решение задач по теме «Закон радиоактивного распада».

Формиро­вание практиче­ских уме­ний и навыков

Период полураспада, закон радиоактивного распада, среднее время жизни атомов, число распавшихся и нераспавшихся атомов.

Письменный

опрос

Учебник, задачник. компьютер

87


Открытие нейтрона. Строение атомного ядра.

Изучение

нового

материала

Ядерные реакции, открытие нейтрона, свойства нейтрона, протонно-нейтронная модель ядра, массовое число, нуклоны, ядерные силы и их свойства.


Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер

88


Энергия связи атомных ядер.

Изучение

нового

материала

Энергия связи атомных ядер, формула Эйнштейна, дефект масс, удельная энергия связи, расчёт энергии связи.

Письменный

опрос

Учебник, задачник. компьютер

89


Ядерные реакции.



Изучение

нового

материала

Ядерные реакции, энергетический выход ядерных реакций, законы сохранения зарядов и массовых чисел при ядерных реакциях.

Письменный

опрос

Учебник, задачник. компьютер

90


Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции.

Изучение

нового

материала

Деление ядер урана, механизм деления ядра урана, цепные ядерные реакции, выделение ядерной энергии, изотопы урана, коэффициент размножения нейтронов, образование плутония.

Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер

91


Ядерный реактор. Ядерная энергетика.

Изучение

нового

материала

Устройство ядерного реактора, критическая масса, обогащённый уран, применение ядерной энергии, АЭС.

Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер

92


Термоядерные реакции.

Изучение

нового

материала

Термоядерные реакции, термоядерное происхождение солнечной энергии, проблемы осуществления управляемой термоядерной реакции, водородная бомба.

Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер

93


Биологическое действие радиоактивных излучений.

Изучение

нового

материала

Получение и применение радиоактивных изотопов, действие радиоактивных излучений на живые клетки организма, доза излучения, радиационный фон, защита организмов от излучения.

Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер

94


Элементарные частицы.

ИНМ


Классификация элементарных частиц, античастицы, кварки, взаимные превращения элементарных частиц.

Тест

Учебник, компьютер

96


Контрольная работа №8 по теме «Физика атома и атомного ядра».

Контроль знаний




КР

задачник.



Астрономия 6ч.


знать /уметь



97


Видимые движения небесных тел. Законы движения планет.

Обобщение и

систематизация знаний

Небесные тела, звёзды, планеты, созвездия, эклиптика, экваториальная система координат, небесный экватор, прямое восхождение, склонение, астрономическая единица, параллакс, парсек, законы Кеплера, афелий, перигелий.

Письменный

опрос

Учебник, задачник. компьютер

98


Система Земля – Луна. Строение Солнечной системы.

Формиро­вание практиче­ских уме­ний и навыков

Луна, фазы Луны, синодический месяц, сидерический месяц, приливные явления, солнечные и лунные затмения, планеты Солнечной системы, физические характеристики планет, астероиды, кометы, метеоры и метеориты.

Письменный

опрос

Учебник, задачник. компьютер

99


Солнце.

Обобщение и

систематизация знаний

Физические характеристики Солнца, строение солнечной атмосферы, солнечная активность, грануляции, протуберанцы, солнечный ветер

Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер

100


Основные характеристики звёзд. Эволюция звёзд.

Формиро­вание практиче­ских уме­ний и навыков

Диаграмма «спектр - свети-мость, типы звёзд, массы звёзд, источник энергии Солнца и звёзд, строение звёзд, пульсары, нейтронные звёзды, чёрные дыры, эволюция звёзд.

Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер

101


Галактики.

Обобщение и

систематизация знаний

Млечный Путь, Галактика, пылевая и газовая материя, туманности, типы галактик, квазары, скопления галактик, красное смещение, закон Хаббла.

Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер

102


Строение и эволюция Вселенной.

Формиро­вание практиче­ских уме­ний и навыков

Космология, расширение Вселенной, радиус Вселенной, возраст Вселенной, теория Большого взрыва, реликтовое излучение, модель «горячей Вселенной».

Устный опрос

Учебник, задачник. компьютер













Критерии оценивания устных и письменных работ по физике


Оценка письменных самостоятельных и контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:

а) не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

б) или не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

а) не более двух грубых ошибок,

б) или не более одной грубой ошибки и одного недочета,

в) или не более двух-трех негрубых ошибок,

г) или одной негрубой ошибки и трех недочетов,

д) или при отсутствии ошибок, но при наличии 4-5 недочетов.

Оценка «2» ставится, когда число ошибок и недочетов превосходит норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее половины работы.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10 % всех заданий, т.е. записал условие одной задачи в общепринятых символических обозначениях.



Оценка устных ответов

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

а) обнаруживает полное понимание физической сущности рассматриваемых явле-ний и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкрет-ными примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий;

б) дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;

в) технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы, графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений;

г) при ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, об-наруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет устано-вить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов;

д) умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами;

е) умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по данному вопросу;

ж) умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.

Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:

а) допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя;

б) не обладает достаточными навыками работы со справочной литературой ( напри-мер, ученик умеет все найти, правильно ориентируется в справочниках, но работает медленно).

Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:

а) обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

б) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных физических явлений на основе теории и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теории,

в) отвечает неполно на вопросы учителя ( упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте,

г) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизве-дении текста учебника, или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится в том случае, если ученик:

а) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов,

б) или имеет слабо сформулированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу и к проведению опытов,

в) или при ответе допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.


 


Оценка лабораторных и практических работ

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

а) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последователь-ности проведения опытов и измерений;

б) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта все необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

г) правильно выполнил анализ погрешностей;

д) соблюдал требования безопасности труда.

Оценка «4» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке 5, но:

а) опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

б) или было допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что можно сделать выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были допущены следующие ошибки:

а) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью,

б) или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок ( в запи-сях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе пог-решностей  и т.д.), не принципиального для данной работы характера, не повлияв-ших на результат выполнения,

в) или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей,

г) или работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

Оценка «2» ставится в том случае, если:

а) работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильные выводы,

б) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно,

в) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».

Оценка «1» ставится в тех случаях, когда учащийся совсем не выполнил работу или не соблюдал требований безопасности труда.