Рабочая программа по физике для 7 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе примерной программы основного среднего общего образования по физике, Концепцией преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы, утверждённой решением Коллегии Разработанная рабочая программа реализуется по учебнику:
Физика. 7 класс: учебник: в 2 частях /Л. Ф. Генденштейн и др . ; под ред. В. А. Орлова. – М . : Просвещение, 2022, рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю) и направлена на базовый (общеобразовательный) уровень изучения предмета.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода.
Метапредметные результаты:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля , умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды , вести дискуссии.
Предметные результаты: Выпускник научится:
соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.
понимать роль эксперимента в получении научной информации;
проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Механические явления. Выпускник научится:
распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения ;
описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения, при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
решать задачи, используя физические законы (закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения ): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных и ограниченность использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.).
Содержание учебного предмета
Физика и физические методы изучения природы(4часа) Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника. Экспериментальные задачи: 1.Измерение расстояний. 2.Измерение времени между ударами пульса, измерение размеров тел. Лабораторные работы : Измерение времени протекания физического процесса. Изучение измерительных приборов и инструментов. Проведение измерений. Конструирование измерительного прибора. Строение вещества (5часов) Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел. Экспериментальные задачи: 1. Проверка гипотезы о линейной зависимости длины столбика жидкости в трубке от температуры. 2. Наблюдение зависимости давления газа от объема и температуры. Лабораторные работы: 3. Измерение размеров малых тел и длины кривой. Механические явления (55часов) Механическое движение -6ч Механическое движение. Траектория. Путь – скалярная величина. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Средняя скорость. Относительность механического движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Экспериментальные задачи: 1.Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости. Лабораторные работы: 1. Исследование равномерного движения тела. Взаимодействие тел -15ч Инерция. Инертность тел. Масса. Плотность вещества. Сила – векторная величина. Движение и силы. Сила упругости. Виды деформаций. Закон Гука. Сила трения. Сила тяжести. Равнодействующая сила. Сложение сил. Экспериментальные задачи: 1. Исследование зависимости массы от объема. 2. Исследование зависимости силы трения от характера поверхности, ее независимости от площади соприкасающихся тел. 3. Измерение сил взаимодействия двух тел. 5. Конструирование ареометра и испытание его работы. Лабораторные работы: 1. Измерение массы тела. 2. Измерение плотности твердых тел и жидкостей. 3. Конструирование динамометра и измерение сил. 4. Исследование трения скольжения. Давление твердых тел, жидкостей и газов-21ч Давление. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Гидравлический пресс. Манометры. Насосы. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Экспериментальные задачи: 1. Конструирование модели лодки с заданной грузоподъемностью. Лабораторные работы: 1. Изучение выталкивающей силы. (силы Архимеда) 2. Условия плавания тел в жидкости. Мощность и работа. Энергия-13ч Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Механическая работа. Мощность. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Блоки. Наклонная плоскость. Условия равновесия твердого тела. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия (КПД). Экспериментальные задачи: 1. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости. Лабораторные работы: 1. Правило равновесия рычага. Нахождение и сравнение моментов сил. |
Тематическое планирование
(с учетом Рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ №4 им. Ф. И. Толбухина»)
№ п/п | Наименование раздела (темы) | Количество часов | Основные целевые приоритеты воспитательной деятельности | Практическая часть программы (согласно специфике предмета) | Формы контроля (согласно специфике предмета) |
1 | Физика и физические методы изучения природы | 4 | Гражданское воспитание. Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе. национального исторического сознания. Патриотическое воспитание. Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру. Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в прошлом и современности. Духовно-нравственное воспитание. Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности). Эстетическое воспитание. Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия.. Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием. Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям. Трудовое воспитание. Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей. Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний. Экологическое воспитание. Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды. Ценности научного познания. Ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе, взаимосвязях человека с природной и социальной средой. Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания. | | 2 | -- |
2 | Строение вещества | 5 | 1 | - |
| Механическое движение | 6 | - | 1 |
3 | Взаимодействие тел | 15 | 4 | 1 |
4 | Давление твердых тел, жидкостей и газов | 21 | 3 | 1 |
5 | Мощность, работа и энергия | 13 | 1 | 1 |
7 | Резерв | 4 | - | |
| Итого: | 68 | | 11 | 4 |