СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике для 9 класса

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физике

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике для 9 класса»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа-детский сад №1 с. п. Кантышево» "





РАССМОТРЕНО

Педагогический совет


Протокол № 1

от «30.08.2024»


СОГЛАСОВАНО

Председатель ШМО, ЗУВР

Баркинхоева Р. Х.

Протокол № 1

от «30.08.2024»


УТВЕРЖДЕНО

Директор

Плиева М. Х.

Протокол № 110-а

От «31.08.2024»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Физика. Базовый уровень»

для обучающихся 9 классов


Пояснительная записка



Программа учебного предмета «Физика» разработана для обучающихся 9 класса средней общеобразовательной школы.

Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе примерной государственной программы по физике для основной школы под редакцией В.А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина, А.Ю.Пентина, Н.С.Пурышевой, В.Е.Фрадкина и Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.



Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

-Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;

-Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089

-Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

-Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

-Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Программа отражает содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных работ и опытов, выполняемых обучающимися.



Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.



Цели изучения физики.

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

-освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

-овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

-воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

-применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.



Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения физики в 9 классе из расчета 2 учебных часа в неделю.



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются

Познавательная деятельность:

-использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

-формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

-овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

-приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

-владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

-владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

-организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Содержание обучения физике в 9 классе



Физика и физические методы изучения природы (1ч.)

Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. Физические законы и границы их применимости. Роль физики в формировании научной картины мира.



Законы механического движения (37 ч.)

Система отсчёта и относительность движения. Неравномерное движение. Скорость. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение. Зависимость скорости и пути равноускоренного движения от времени и ускорения.

Движение по окружности. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение.

Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона.

Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Невесомость.



Демонстрации

  1. Равноускоренное движение.

  2. Свободное падение тел в трубке Ньютона.

  3. Направление скорости при равномерном движении по окружности.

  4. Второй закон Ньютона.

  5. Третий закон Ньютона.

  6. Невесомость.



Лабораторные работы и опыты

  1. Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения.

  2. Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.

  3. Определение центростремительного ускорения.



Законы сохранения (25 ч.)

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии.

Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи. Принципы работы тепловых двигателей. Преобразования энергии в тепловых машинах. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника.

Экологические проблемы использования тепловых машин.



Демонстрации

  1. Закон сохранения импульса.

  2. Реактивное движение.

  3. Изменение энергии тела при совершении работы.

  4. Превращения механической энергии из одной формы в другую.

  5. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.

  6. Устройство паровой турбины



Лабораторные работы и опыты

  1. Изучение закона сохранения энергии.

  2. Исследование колебаний груза на пружине.

Квантовые явления (19 ч.)

Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.

Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа.

Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада. Методы регистрации ядерных излучений.

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика.

Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.



Демонстрации

  1. Модель опыта Резерфорда.

  2. Наблюдение треков частиц в камере Вильсона.

  3. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.



Лабораторные работы и опыты

  1. Наблюдение линейчатого спектра излучения.



Строение Вселенной (13 ч.)

Видимые движения небесных све­тил. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Определение расстояний до небесных тел. Гипотезы о движении Земли. Гелиоцентрическая система мира Коперника. Открытия Галилея и Кеплера. Гипотеза Джордано Бруно. Строение Солнечной системы. Физическая при­рода планет и малых тел Солнечной си­стемы. Происхождение Солнечной сис­темы. Физическая природа Солнца и звёзд. Строение и эволюция Вселенной.



Итоговое повторение (7 ч.)



Тематическое планирование

п/п

Наименование тем

Всего часов

Из них

уроки

лабораторные работы

контрольные работы

1.

Физика и физические методы изучения природы

1

1

-

-

2.

Законы механического движения

37

32

3

2

1. Измерение ускорения прямолинейного

равноускоренного движения.

1. Кинематика материальной точки.

2. Измерение ускорения свободного падения.

2. Динамика

материальной точки.

3. Определение центростремительного ускорения.

3.

Законы сохранения

25

22

2

1

4. Измерение потенциальной энергии упругой деформации пружины.

3. Законы сохранения.

5. Исследование превращений механической энергии.

4.

Квантовые явления

19

17

1

1

6. Наблюдение линейчатого спектра излучения.

4. Строение атома и

атомного ядра.

5.

Итоговое повторение

7

6


1

Итоговый контрольный тест

6.

Строение Вселенной

13

13

-

-


Всего

102

91

6

5



Календарно- тематическое планирование



п/п

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки обучающихся



Домашнее

задание

Дата проведения

класс

план

факт.


Методы научного познания (1ч.)


1

1

Методы научного познания.

Методы научного

познания.

Знать смысл понятий «наблюдение», «гипотеза», «модель».

§1

02.09

02.09

02.09

03.09



Законы механического движения (37 ч.)

2-3

1-2

Механическое движение. Относительность движения.

Механическое движение. Относительность движения.

Система отсчета. Материальная точка.

Поступательное движение.

Знать смысл понятий «механическое движение»,

«поступательное движение», «материальная точка»,

«система отсчета», «тело отсчета»

Уметь приводить примеры механического движения и его относительности.

§2

03.09, 07.09

05.09, 06.09

05.09, 07.09

06.09, 07.09



4-5

3-4

Основные понятия кинематики: траектория, путь, перемещение.

Траектория. Путь.

Перемещение.

Знать смысл понятий

«траектория», «перемещение», физической величины «путь»;

Уметь работать с векторными

величинами.

§2

09.09, 10.09

09.09, 12.09

09.09, 12.09

10.09, 13.09


6

5

Прямолинейное равномерное движение.

Прямолинейное равномерное

движение. Скорость, перемещение, координата прямолинейного равномерного движения.

Знать смысл понятия

«равномерное движение», физической величины «скорость»;

Уметь описывать и объяснять движение.

§2,

см. тетрадь

14.09

13.09

14.09

14.09


7-8

6-7

Графическое представление движения.

Прямолинейное равномерное

движение.

Уметь читать и строить

графики проекции скорости, проекции перемещения и координаты прямолинейного

равномерного движения.

см.

тетрадь

16.09, 17.09

16.09, 19.09

16.09, 19.09

17.09, 20.09


9-10

8-9

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

Прямолинейное

равноускоренное движение.

Ускорение. Единица ускорения.

Знать смысл понятия «равноускоренное движение», физической величины «ускорение», единицу ускорения.

§3,

см. тетрадь,

21.09, 23.09

20.09, 23.09

21.09, 23.09

21.09, 24.09


11-12

10-11

Перемещение при прямолинейном

равноускоренном

движении.

Перемещение при

прямолинейном

равноускоренном

движении.

Уметь описывать и объяснять

прямолинейное равноускоренное движение.

§4,

см. тетрадь

24.09, 28.09

26.09, 27.09

26.09, 28.09

27.09, 28.09


13-14

12-13

Решение задач.

Прямолинейное

равноускоренное

движение.

Прямолинейное

равноускоренное

движение.

Уметь вычислять ускорение, скорость и перемещение,

читать и строить графики

проекции скорости

прямолинейного

равноускоренного движения.

Задачи

(3.2; 3.4),

(3.5; 3.6),

(4.1; 4.4).

30.09, 01.10

30.09, 03.10

30.09, 03.10

01.10, 04.10


15

14

Решение задач. Лабораторная работа

1. Измерение

ускорения

прямолинейного равноускоренного

движения.

Прямолинейное

равноускоренное

движение.

Уметь работать с измерительными приборами (линейка, секундомер), проводить прямые (длина и время) и косвенные (ускорение) измерения, записывать результат измерений с учетом погрешностей.


05.10

04.10

05.10

05.10


16

15

Свободное падение.

Свободное падение тел. Ускорение свободного падения.

Знать смысл физической величины «ускорение свободного падения».

см.

тетрадь

07.10

07.10

07.10

07.10


17

16

Решение задач. Лабораторная работа №2. Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.

Ускорение свободного падения.

Период колебаний математического маятника.

Уметь работать с измерительными приборами (линейка, секундомер), проводить прямые (длина, время) и косвенные (ускорение свободного падения) измерения, записывать результат измерений с учетом погрешностей.


08.10

10.10

10.10

11.10


18

17

Решение задач. Свободное падение

Свободное падение тел.

Уметь описывать и объяснять свободное падение тел.

Задачи

3.3; 4.3.

12.10

11.10

12.10

12.10


19

18

Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.

Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.

Знать смысл понятия

«криволинейное движение», физической величины «центростремительное ускорение»,

Уметь описывать и объяснять криволинейное движение.

§5,

задачи

5.1; 5.2.

14.10

14.10

14.10

14.10






20

19

Решение задач. Лабораторная работа №3. Определение центростремительного ускорения.

Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.

Уметь работать с измерительными приборами (линейка, секундомер), проводить прямые (длина, время) и косвенные (центростремительное ускорение) измерения, записывать результат измерений с учетом погрешностей.


15.10

17.10

17.10

18.10


21

20

Относительность механического движения.

Относительность механического движения.

Закон сложения скоростей.

Понимать относительность

перемещения и скорости.

§6

19.10

18.10

19.10

19.10




22

21

Решение задач. Равномерное и равноускоренное движение. Движение по окружности.

Равномерное и равноускоренное движение. Движение по окружности.

Уметь описывать прямолинейное равномерное и равноускоренное движение, равномерное движение по окружности.

подг. к к/р стр. 32-33

21.10

21.10

21.10

21.10


23

22

Контрольная работа №1. Кинематика материальной точки.

Равномерное и равноускоренное движение. Движение по окружности.

Уметь применять полученные знания для решения физических задач.


22.10

24.10

24.10

25.10


24

23

Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета.

Инерция. Первый закон

Ньютона. Масса. Инерциальные системы отсчета.

Знать смысл явления «инерция», первого закона Ньютона, физической величины «масса», способы измерения массы, единицу массы.

§7

26.10

25.10

26.10

26.10


25

24

Второй закон Ньютона.

Взаимодействие тел. Сила. Второй закон Ньютона.

Знать смысл понятия «взаимодействие», физической величины «сила», второго закона Ньютона, единицу силы, способ измерения сил.

§8

05.11

05.11

04.11

05.11


26

25

Решение задач. Первый и второй законы Ньютона.

Первый и второй законы Ньютона.

Уметь применять первый и второй законы Ньютона, вычислять ускорение тела, силы,

действующие на тело, или массу

тела.

задачи

8.1; 8.2; 8.3

06.11

07.11

07.11

08.11


27

26

Сложение сил. Решение задач.

Равнодействующая сил.

Уметь находить равнодействующую силу.

§9,

задача 9.3

09.11

08.11

09.11

09.11


28

27

Сложение сил. Решение задач.

Равнодействующая сил.

Уметь находить равнодействующую силу.

§9,

задача 9.4

11.11

11.11

11.11

12.11


29

28

Третий закон Ньютона.

Третий закон Ньютона.

Знать смысл третьего закона Ньютона.

§10,

задачи

10.1; 10.5

12.11

14.11

14.11

15.11


30-31

29-30

Закон всемирного

тяготения.

Закон всемирного тяготения.

Гравитационная постоянная.

Знать смысл понятий «гравитационное взаимодействие»,

«гравитационная постоянная», закона всемирного тяготения, границы применимости закона

§11,

задачи

11.1; 11.2

16.11, 18.11

15.11, 18.11

16.11, 18.11

16.11,19.11





32-33

31-32

Ускорение свободного

падения на Земле и

других небесных телах.

Сила тяжести и ускорение

свободного падения.

Знать смысл физических величин «сила тяжести», «ускорение свободного

падения»;

Понимать зависимость ускорения свободного падения от широты и высоты над Землей.

задачи

11.3; 11.4;

11.6

19.11, 23.11

21.11, 22.11

21.11, 23.11

22.11, 23.11


34-35

33-34

Вес. Невесомость.

Перегрузки.

Сила тяжести. Вес. Невесомость. Перегрузки.

Знать смысл понятий «невесомость», «перегрузка»,

физической величины «вес»;

Понимать зависимость веса тела от характера движения.

§12,

задача

12.4

25.11, 26.11

25.11, 28.11

25.11, 28.11

26.11, 29.11


36

35

Искусственные спутники

Земли

Первая и вторая космические скорости.

Уметь рассчитывать первую

космическую скорость.

§12

30.11

29.11

30.11

30.11


37

36

Решение задач. Основные законы динамики.

Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения.

Уметь применять законы динамики при решении задач.

подг. к к/р

стр. 92

А1-А7

02.12

02.12

02.12

03.12


38

37

Контрольная работа

2. Динамика

материальной

точки.

Основные законы

динамики.

Уметь применять полученные знания для решения физических задач.


03.12

05.12

05.12

06.12




Законы сохранения (25 ч.)


39-40

1-2

Импульс тела.

Импульс тела. Единица импульса.

Знать смысл физической величины «импульс тела»,

единицу импульса тела.

§13

07.12, 09.12

06.12, 09.12

07.12, 09.12

07.12, 10.12


41-42

3-4

Закон сохранения

импульса.

Закон сохранения импульса.

Знать смысл закона сохранения импульса;

Уметь применять закон сохранения импульса.

§13,

задачи

13.1; 13.2

10.12, 14.12

12.12, 13.12

12.12, 14.12

13.12, 14.12


43

5

Реактивное движение.

Реактивное движение.

Уметь объяснять практическое

применение закона

сохранения импульса.

задача

13.3

16.12

16.12

16.12

17.12


44

6

Решение задач. Закон

сохранения импульса.

Закон сохранения импульса.

Уметь применять закон сохранения импульса при решении задач.

см. тетрадь

17.12

19.12

19.12

20.12


45-46

7-8


Кинетическая энергия.

Кинетическая энергия

Знать смысл физической величины «кинетическая энергия», единицу энергии;

Понимать относительность кинетической энергии.

§14,

задачи

14.3; 14.4

21.12, 23.12

20.12, 23.12

21.12, 23.12

21.12, 24.12


47-48

9-10

Механическая работа.

Механическая работа.

Знать смысл физической величины «работа», единицу работы;

Понимать относительность механической работы.

§15,

задачи

15.1; 15.2; 15.3

24.12, 28.12

26.12, 27.12

26.12, 28.12

27.12, 28.12


49

11

Потенциальная энергия гравитационного

притяжения тел.

Потенциальная энергия гравитационного притяжения тел.

Знать смысл физической величины «потенциальная энергия гравитационного притяжения тел»,

Понимать относительность потенциальной энергии.

§16,

задачи

16.1; 16.2; 16.3

13.01

13.01

13.01

14.01


50-51

12-13

Потенциальная энергия

упругой деформации.

Потенциальная энергия

упругой деформации.

Знать смысл физической величины «потенциальная энергия упругой деформации»

§17,

задачи

17.1; 17.2; 17.4

14.01, 18.01

16.01, 17.01

16.01, 18.01

17.01, 18.01


52-53

14-15

Закон сохранения

механической энергии.

Закон сохранения

механической энергии.

Знать смысл закона сохранения механической энергии.

§18

20.01, 21.01

20.01, 23.01

20.01, 23.0

21.01, 24.01


54

16

Решение задач. Лабораторная работа

4. Изучение закона

сохранения энергии.

Закон сохранения

механической энергии.

Уметь работать с измерительными приборами (линейка), проводить прямые(длина) и косвенные (жесткость пружины) измерения и анализировать полученный результат.


25.01

24.01

25.01

25.01


55

17

Решение задач. Лабораторная работа

5. Исследование

колебаний груза на

пружине.

Период и частота колебаний пружинного маятника.

Уметь работать с измерительными приборами (линейка, секундомер), проводить прямые (длина, время) и косвенные (жесткость пружины и период колебаний) измерения и анализировать полученный результат.


27.01

27.01

27.01

28.01


56-57

18-19

Решение задач.

Механическая работа.

Закон сохранения

энергии.

Механическая работа. Закон сохранения и превращения механической энергии.

Уметь применять закон сохранения механической энергии при решении задач.

задачи

(условие в тетради)

28.01, 01.02

30.01, 31.01

30.01, 01.02

31.01, 01.02


58-59

20-21

Закон сохранения

энергии в тепловых

процессах.

Работа и количество теплоты. Закон сохранения и превращения энергии.

Понимать закон сохранения и превращения энергии.

§19,

задачи

19.1; 19.2

03.02, 04.02

03.02, 06.02

03.02, 06.02

04.02, 07.02


60-61

22-23

Принцип работы

тепловых машин

Принцип работы

тепловых машин.

Понимать принцип действия тепловых машин и экологические проблемы в связи с их использованием,

Осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием ресурсов Интернета и представлять ее.

подг. сообщ.

«Тепло-вые машины и охрана природы»

08.02, 10.02

07.02, 10.02

08.02, 10.02

08.02, 11.02


62

24

Решение задач.

Законы сохранения.

Закон сохранения импульса.

Закон сохранения энергии.

Уметь применять законы сохранения импульса и энергии при решении задач.

подг. к к/р стр.93

А8-В3

11.02

13.02

13.02

14.02


63

25

Контрольная работа

3. Законы сохранения.

Законы сохранения.

Уметь применять полученные знания для решения физических задач.


15.02

14.02

15.02

15.02



Квантовые явления (19 ч.)


64

1

Модели атомов. Опыт

Резерфорда.

Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома.

Знать строение атома по

Резерфорду,

Понимать смысл опыта Резерфорда.

§21

17.02

17.02

17.02

18.02


65-67

2-4

Постулаты Бора.

Спектры поглощения и

испускания.

Лабораторная работа

6. Наблюдение

линейчатого спектра

излучения.

Квантовые постулаты Бора.

Линейчатые спектры поглощения и испускания.

Уметь объяснять смысл постулатов Бора, процесс испускания и поглощения энергии атомом,

понимать принцип работы спектроскопа.

§22

18.02, 22.02, 24.02

20.02, 21.02, 25.02

20.02, 22.02, 24.02

21.02, 22.02, 25.02


68

5

Энергия связи. Дефект

масс.

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи ядра.

Знать строение атомного ядра, Уметь объяснять особенность ядерных сил,

понимать смысл понятия «дефект масс», физической величины «энергия связи».

§23

25.02

27.02

27.02

28.02


69

6

Решение задач. Энергия связи атомного ядра.

Строение атомного ядра.

Энергия связи. Дефект

масс.

Уметь вычислять энергию связи атомного ядра.

Задачи

23.2; 23.3

01.03

28.02

01.03

01.03


70-71

7-8

Радиоактивность.

Радиоактивность. Альфа-,

бета-, гамма-распад.

Понимать природу альфа-,

бета-, гамма-лучей.

§24

03.03, 04.03

03.03, 06.03

03.03, 06.03

04.03, 06.03


72-73

9-10

Радиоактивные превращения атомных ядер. Изотопы.

Закон радиоактивного распада. Радиоактивные изотопы в природе.

Понимать природу

радиоактивного распада

и его закономерности,

Осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием ресурсов Интернета и представлять ее.

§24, подг. сообщ. «Применение ра диоактивных изо топов»

07.03, 11.03

07.03, 10.03

07.03, 10.03

07.03, 11.03


74

11

Экспериментальные

методы исследования

частиц.

Экспериментальные

методы исследования

частиц.

Понимать современные

методы обнаружения и

исследования заряженных

частиц и ядерных

превращений.

§25

12.03

13.03

13.03

14.03


75-76

12-13

Ядерные реакции.

Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепные

ядерные реакции. Термоядерные реакции.

Понимать особенности ядерных реакций, термоядерных реакций, механизм деления ядер урана, вычислять выход ядерной реакции.

§26

15.03, 17.03

14.03, 17.03

15.03, 17.03

15.03, 18.03


77

14

Ядерная энергетика.

Ядерный реактор.

Уметь объяснять устройство ядерного реактора.

§27

18.03

20.03

20.03

21.03


78

15

Биологическое действие радиации

Биологическое действие

радиации.

Знать правила защиты от

радиоактивных излучений.

§28

22.03

21.03

22.03

22.03


79-80

16-17

Решение задач.

Квантовые явления.

Строение атома и атомного ядра. Радиоактивные

превращения атомных ядер.

Уметь объяснять строение атома и атомного ядра, природу

радиоактивного распада и

его закономерности.

стр.128- 129

02.04, 05.04

03.04, 04.04

03.04, 05.04

04.04, 05.04


81

18

Контрольная работа

4. Строение атома и

атомного ядра.

Строение атома и атомного ядра.

Уметь применять полученные знания для решения физических задач.


07.04

07.04

07.04

08.04


82

19

Защита творческих проектов




08.04

10.04

10.04

11.04


Итоговое повторение ( 7 ч)

83-85

1-3


Итоговое повторение. Законы механического движения

Законы кинематики.

Законы динамики.

Уметь применять знания при решении задач.

стр.129-130

№1-6

12.04, 14.04, 15.04

11.04, 14.04, 17.04

12.04, 14.04, 17.04

12.04, 15.04, 18.04


86-88

4-6

Итоговое повторение. Законы механического движения

Законы сохранения.

Уметь применять знания при решении задач.

стр.130

№7-11

19.04, 21.04, 22.04

18.04, 21.04, 24.04

19.04, 21.04, 24.04

19.04, 22.04, 25.04


89

7

Итоговый контрольный тест по курсу физики за 9 класс


Уметь применять полученные знания для решения физических задач.


26.04

25.04

26.04

26.04


Строение Вселенной (13 ч)

90

1

Геоцентрическая система мира.

Становление геоцентрической системы мира.

Понимать развитие взглядов на научную картину мира.

§29

28.04

28.04

28.04

29.04


91

2

Гелиоцентрическая система мира.

Становление гелиоцентрической системы мира.

Понимать развитие взглядов на научную картину мира.

§30

29.04

02.05

02.05

02.05



92-93

3-4

Физическая природа тел Солнечной системы.

Планеты земной группы.

Планеты- гиганты.

Знать строение Солнечной

системы,

Уметь характеризовать планеты Солнечной системы.

§31

03.05, 05.05

03.05, 05.05

03.05, 05.05

03.05, 06.05


94-95

5-6

Малые тела Солнечной системы.

Малые тела Солнечной системы.

Знать строение Солнечной

системы,

Уметь характеризовать малые тела Солнечной системы.

§32

06.05, 10.05

08.05, 10.05

08.05, 10.05

08.05, 10.05


96-97

7-8

Физическая природа Солнца и звезд

Основные физические параметры Солнца и звезд.

Уметь характеризовать Солнце и звезды.

§33

10.05, 12.05

10.05, 12.05

12.05, 15.05

11.05, 13.05


98-99

9-10

Строение и эволюция Вселенной

Строение Вселенной.

Эволюция Вселенной.

Понимать структуру и происхождение Вселенной.

§34

13.05, 17.05

15.05, 16.05

17.05, 19.05

16.05, 17.05


100

11

Самостоятельная работа. Строение Вселенной


Уметь применять полученные знания для решения физических задач.


19.05

19.05

21.05

20.05


101

12

Защита творческих проектов




20.05

22.05

22.05

23.05



102

13

Обобщающее занятие




24.05

23.05

24.05

24.05





В результате изучения физики в 9 классе ученик должен

знать/понимать

смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах;

уметь

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение;

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;

рационального применения простых механизмов;

оценки безопасности радиационного фона.

В результате изучения физики выпускник основной школы долже

знать/понимать

смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

рационального применения простых механизмов;

оценки безопасности радиационного фона.

Для реализации рабочей программы используется предметная линия учебников по физике «Архимед».

№ п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

Кабардин О. Ф.

Физика. 9класс. Учебник

2014

Москва «Просвещение»