Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по физической культуре составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской учебной программы курса для четырехлетней школы разработанной авторской программой В.И.Лях «Физическая культура 1-4 классы»
Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:
• укреплять здоровье, улучшать осанку, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
• формировать первоначальные умения саморегуляции средствами физической культуры;
• овладевать школой движений;
• развивать координационные (точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритм, быстроту и точность реагирования на сигналы, согласованность движений, ориентирование в пространстве) и кондиционные (скоростные, скоростно-силовые, выносливость и гибкость) способности;
• формировать элементарные знания о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;
• вырабатывать представления об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
• формировать установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
• приобщать к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
• воспитывать дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам, честность, отзывчивость, смелость во время выполнения физических упражнений, содействовать развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Личностные, метапредметные и предметными результатами изучения курса «Физкультура» во 4 классе являются формирование следующие умения.
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
Личностные:
• активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
• проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
• проявлять дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
• оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные:
• характеризовать явления (действия и поступки), их объективно оценивать на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
• обнаружить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
• общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
• обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
• организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
• планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и организация отдыха в процессе её выполнения;
• анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
• видеть красоту движений, выделять и обосновать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
• оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
• управлять эмоциями при общении со сверстниками, взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
• технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные:
• планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
• излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
• представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
• измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развитие основных физических качеств;
• оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий.
• измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела), развития основных физических качеств;
• организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
• бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности;
• взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
• объяснять в доступной форме правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно исправлять их;
• выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
Содержание учебного предмета.
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов |
4класс | | | |
| | | | | | |
1 | Основы знаний о физической культуре | в процессе урока |
2 | Подвижные игры | 18 | | | |
3 | Гимнастика с элементами акробатики | 18 | | | |
4 | Легкоатлетические упражнения | 11 | | | |
5 | Лыжная подготовка | 21 | | | |
6 | Кроссовая подготовка | 10 | | | |
| | | | | | |
| Подвижные игры c элементами баскетбола | 24 | | | |
| ИТОГО: | 102 | | | |
Календарно - тематическое планирование (3 часа в неделю-102 часа)
№ | Наименование раздела программы, темы урока | Дата план. | Дата факт | |
Легкоатлетические упражнения | |
1 | Инструктаж по ТБ на уроках. Игра «Смена сторон». Бег 60 м. | | | |
2 | Встречная эстафета .Бег 60м.Игра «Смена сторон». | | | |
3 | Бег 30-60м. Игра «Кот и мыши». | | | |
4 | Развитие скоростных способностей. Игра «Кот и мыши». | | | |
5 | Бег 30м,60м.Игра «Невод». | | | |
6 | Прыжки в длину с разбега, с места, с высоты 60см. Игра «Зайцы в огороде». | | | |
7 | Прыжки в длину способом согнув ноги. Тройной прыжок с места. Игра «волк во рву». | | | |
8 | Прыжок вдлинуспособом согнув ноги. Многоскоки. Игра «Шишки , желуди, орехи» | | | |
9 | Бросок теннисного мяча на дальность, в цель с 4-5м. Игра «Невод». | | | |
10 | Развитие скоростно-силовых способностей. Бросок набивного мяча. Игра «Третий лишний». | | | |
11 | Бросок теннисного мяча на дальность, на заданное расстояние. Бросок набивного мяча. Игра «Охотники и утки». | | | |
| Подвижные игры | | | |
12 | Инструктаж по ТБ на уроках подвижными и спортивными играми. Игра «Космонавты». | | | |
13 | Игры: «Разведчики», «Метко в цель». | | | |
14 | Игры: «Белые медведи», «Космонавты», эстафеты с обручами. | | | |
15 | Ведение мяча на месте и в движении. Эстафета «Веревочка под ногами». | | | |
16 | Ведение мяча с изменением направления движения. Игра «Прыжки по полоскам». | | | |
17 | Ловля и передача мяча на месте и в движении.Игра «Прыгуны и пятнашки». | | | |
18 | Эстафеты с элементами б/бола, перемещение,броски,передачи. Игра «Заяц, сторож, Жучка». | | | |
19 | Игра «Школа мяча»броски в кольцо двумя руками снизу. Игра «Удочка». | | | |
20 | Игра «Школа мяча»броски в кольцо двумя руками снизу.Игра «Зайцы в огороде». | | | |
21 | Гонка мяча по кругу. Ловля и передача мяча на месте и в движении по кругу.Игра «Невод». | | | |
22 | Броски в кольцо одной рукой от плеча, игра «Школа мяча». | | | |
23 | «Пионербол» с двумя мячам и с одним мячом.Игра «Мышеловка». | | | |
24 | Верхняя передача мяча над собой. Игра «Невод». | | | |
25 | Верхняя и нижняя передачи мяча над собой. Игра «Метко в цель». | | | |
26 | Верхняя передача мяча в парах. Нижняя передача мяча в парах. Эстафеты. | | | |
27 | Верхняя и нижняя передачи мяча в парах. Игра «Западня». | | | |
28 | Верхняя и нижняя передача в кругу. Игра «Метко в цель». | | | |
29 | Верхняя и нижняя передача в круг. Игра «Парашютисты». Эстафета с предметами. | | | |
Гимнастика с элементами акробатики | |
30 | Правила по ТБ во время занятий гимнастикой с элементами акробатики.. Строевые упражнения. Кувырок вперед, кувырок назад. | | | |
31 | Выполнение команд « Становись!», «Равняйсь!» , « Смирно!», «Вольно!». Стойка на лопатках. | | | |
33 | Строевые упр. Мост, кувырок вперёд, назад и перекат ,стойка на лопатках.. | | | |
34 | Стойка на лопатках. Мост изположения лежа на спине. Ходьба по бревну. | | | |
35 | Комбинация из разученных элементов.2-3 кувырка вперед. Лазание по канату в три приёма. | | | |
36 | Строевые упражнения. Комбинация из 5элементов акробатики .Перелезание через препятствие. | | | |
37 | Перекаты и группировки.2-3 кувырка вперёд.Опорный прыжок на горку матов. | | | |
38 | Развитие координационных способностей. Ходьба приставным шагом по гимнастическому бревну высота до 1м. | | | |
39 | Развитие координационных способностей. Ходьба приставным шагом по гимнастическому бревну высота до 1м. | | | |
40 | Упражнения в равновесии. Лазание по наклонной скамейке в упоре лёжа, подтягиваясь руками. | | | |
41 | Упражнения в равновесии. Лазание по наклонной скамейке.Строевые упражнения. | | | |
42 | Акр-ка: Гимнастические стойки на лопатках, мост. Стойка на лопатках, 2-3 кувырка слитно, мост гимнастический. | | | |
43 | Комбинация на гимнастическом бревне;Ходьба приставными шагами, повороты на носках и одной ноге, приседание, переход в упор присев, стоя на коленях, сед, соскок. | | | |
44 | Сгибание разгибание рук в висе, лёжа. Прыжки на скакалке. | | | |
45 | Подтягивание из виса. Преодоление гимнастической полосы препятствий. | | | |
46 | Строевые упражнения. Развитие силовых способностей. Висы и упоры. | | | |
47 | Строевые упражнения. Развитие силовых способностей. Висы и упоры. | | | |
48 | Строевые упражнения. Развитие силовых способностей. Висы и упоры. | | | |
| Лыжная подготовка | | |
47 | Техника безопасности во время занятий лыжной подготовкой. Прохождение дистанции 1км. | | |
48 | Попеременный 2шажный ход без палок. | | |
49 | Попеременный 2шажный ход с палками. | | |
50 | Повороты переступанием в движении. | | |
51 | Подъем лесенкой; Спуск с пологого склона ввысокой и низкой стойках. | | |
52 | Спуск с пологого склона, торможение плугом. | | |
53 | Попеременный 2шажный ход с палками. | | |
54 | Попеременный 2шажный ход с палками. | | |
55 | Подъемы ёлочкой, спуски с небольших склонов, торможение плугом и упором. | | |
56 | Попеременный двухшажный ход с палками под уклон. | | |
57 | Эстафеты на лыжах до 60м. Попеременный 2шажный ход с палками. | | |
58 | Гонкаподъемы ёлочкой, спуски с небольших склонов, торможение плугом и упором. Попеременный двухшажный ход с палками 1км. | | |
59 | Передвижение на лыжах до 2-х км попеременным 2шжным ходом. | | |
60 | Передвижение на лыжах до 2 км. Попеременный двухшажный ход. | | |
61 | Торможение плугом и упором. Прохождение дистанции 1,5км. | | |
62 | Подъемы ёлочкой, спуски с небольших склонов, торможение плугом и упором. | | |
63 | Прохождение дистанции 2км. | | |
64 | Прохождение дистанции до 2,5км. | | |
65 | Игры на лыжах. Передача эстафеты по кругу 4х100. | | |
66 | Передвижение на лыжах до 1 км. | | |
67 | Передвижение на лыжах до 1,5 км. | | |
68 | Прохождение дистанции на выносливость до 2-х км. | | |
69 | Прохождение дистанции на выносливость до 2-х км. | | |
| Подвижные игры c элементами баскетбола | | |
70 | Правила по ТБ во время занятий спортивными играми. Игра «Гонка мячей по кругу». Ведение мяча на месте с высоким отскоком. | | |
|
71 | Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте. Игра «Гонка мячей по кругу». | | |
72 | Ловля и передача мяча двумя руками от груди в движении. Игра «Подвижная цель». | | |
73 | Ловля и передача мяча на месте и в движении. Игра «Борьба за мяч». | | |
74 | Ловля и передача мяча на месте и в движении в тройках, по кругу. Игра «Борьба за мяч». | | |
75 | Игры: «мини-баскетбол», «Овладей мячом». | | |
76 | Ведение мяча правой и левой рукой на месте. Игра «Мяч соседу». Эстафеты. | | |
77 | Ведение мяча правой и левой рукой. Игра «Мяч ловцу». | | |
78 | Ловля и передача мяча на месте и в движении. Игра «Салки с мячом». | | |
79 | Ведение мяча на месте и в движении. Эстафеты.Игра «Попади в цель». | | |
80 | Развитие координационных способностей. Броски в цель (в кольцо, щит, мишень). | | |
81 | Броски в цель (в кольцо, щит, мишень). Игра «Снайперы». | | |
82 | Ловля и передача мяча на месте и в движении. Игра мини-баскетбол. | | |
83 | Игры: «Школа мяча», мини-баскетбол. | | |
84 | Ловля и передача мяча на месте и в движении. Игра «Обгони мяч». | | |
85 | Бросок двумя руками от груди. Игра «Перестрелка». | | |
86 | Броски в цель (в кольцо, щит, мишень). Ловля и передача мяча на месте и в движении. Игра «Перестрелка». | | |
87 | Развитие координационных способностей. Игра «Гонка мячей по кругу». | | |
88 | Игры: «мини-баскетбол», «Мяч среднему». Игра «Мяч в корзину». | | |
89 | Тактические действия в защите и нападении. Игра мини-баскетбол. | | |
90 | Броски на дальность набивного мяча весом 1 кг. Эстафеты с мячом. | | |
91 | Развитие координационных способностей. Игры: «мини-баскетбол», «Не дай мяч водящему». | | |
92 | Тактические действия в защите и нападении. Игра «Играй, играй мяч не давай». | | |
| Кроссовая подготовка | | |
93 | Правила по ТБ во время занятий легкой атлетикой. Бег 5 мин. ОРУ. СБУ. Бег 70- 100 м. | | |
94 | Бег 6мин. Бег 70-100м. Прыжки в длину с места. | | |
95 | Бег 6мин. Бег 80-90м. Челночный бег 3* 10 м. Развитие выносливости. | | |
96 | Бег 7 мин. Бег 90-100м. Прыжки в длину с разбега с 4-5 шагов. | | |
97 | Бег 8мин. Эстафета круговая до90м. Игра «На буксире». | | |
98 | Бег9 мин. Бег 100 м. Преодоление препятствий. Тройной прыжок с места. | | |
99 | Кросс 1км. Игра «Гуси-лебеди».Прыжок в длину способом согнув ноги. | | |
100 | Бег 30-60м. Метание в цель с расстояния4-5м. Развитие скоростных способностей. Игра «Кот и мыши». | | |
101 | Бег 60м. Метание на дальность и на заданное расстояние. Встречная эстафета до60м. Игра «Волк во рву». | | |
102 | Преодоление малых препятствий. Игры «Дальние броски», «Прыжок за прыжком». | | |
Контрольно-измерительные материалы
Уровень физической подготовленности учащихся 4– классе.
№ | Контрольные упражнения ( тест ) | УРОВЕНЬ |
Мальчики | Девочки |
5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 |
1 | Бег 30м. | 5.0 | 6.5 | 6.6 | 5.3 | 6.1 | 6.6 |
2 | Челночный бег 3*10м. | 8.8 | 9.9 | 10.2 | 9.3 | 10.3 | 10.8 |
3 | Прыжок в длину с/м | 166 | 153 | 141 | 157 | 142 | 127 |
4 | 1000м | 5.05 | 5.38 | 6.11 | 5.35 | 6.08 | 6.41 |
5 | Подтягивание на перекладине виса(м),подъём туловища(д) | 7 | 6 | 4 | 18 | 16 | 14 |
6 | Гибкость наклон вперёд из положения сидя | 7.5+ | 3 | 1- | 13.0+ | 6 | 2- |