Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре для 5 класса составлена на основе
- Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования.
- Примерной программы по физической культуре для основного общего образования.
- Авторской программы. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.П. Матвеева 5, 6--7 классы. Москва. Просвещение, 2012.
Для реализации в учебном процессе используется академический школьный учебник 5 класса под редакцией А. П. Матвеева, учебник для общеобразовательных учреждений. Москва. Просвещение, 2012 год.
Цель учебного предмета «Физическая культура» — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Учебный предмет «Физическая культура» в основной школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:
-укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
- обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Изменения, внесенные в рабочую программу по физической культуре для 5 класса: раздел «Лыжная подготовка» не ведётся в МБОУ Владимировской СОШ, так как не позволяют климатические условия.
В соответствии с учебным планом МБОУ Владимировской СОШ на изучение предмета «Физическая культура» в 5 классе отводится 2 часа в неделю, 35 учебных недель, 66 часов.
Из них учётных уроков – 8, проектов – 5.
Формы организации учебного процесса: физкультурно – оздоровительные мероприятия в процессе урока, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях, самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета.
Итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в основной школе. Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу.
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются прежде всего в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
- владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
- владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и передвижений;
хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
- умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.
В области познавательной культуры:
- понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
- понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
- понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
- бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
- уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
- ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
- добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятой физической культурой для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
восприятие спортивного соревнования как культурно- массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно- оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
В области познавательной культуры:
- знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
- знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
- знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
- способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
- умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
- способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
- способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
- способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.В области эстетической культуры:
- способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
- способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
- способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументированно вести диалог по основам их организации и проведения;
способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задачзанятия и индивидуальных особенностей организма;
способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
3. Содержание учебного предмета.
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика. Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учёта индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школ. Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем.
В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности предмет включает в себя три основных учебных раздела: «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности), «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент деятельности), «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).
Каждый из этих разделов имеет собственные ценностные ориентиры, определяющиеся основами содержания предмета «Физическая культура».
1. Раздел «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры и ее развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». Эти темы включают сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.
2. Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя темы «Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений.
3. Раздел «Физическое совершенствование», наиболее значительный по объему учебного материала, ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя несколько тем: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью», «Прикладно-ориентированные упражнения» и «Упражнения общеразвивающей направленности».
Тема «Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья учащихся. Здесь даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, помогающие коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, которые адресуются в первую очередь школьникам, имеющим отклонения в физическом развитии и в состоянии здоровья.
Тема «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» ориентирована на физическое совершенствование учащихся и включает в себя средства общей физической и технической подготовки. В качестве таких средств в программе предлагаются физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта (гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, спортивных игр). Овладение упражнениями и действиями базовых видов спорта раскрывается в программе с учетом их использования в организации активного отдыха, массовых спортивных соревнований.
Тема « Прикладно - ориентированные упражнения» поможет подготовить школьников к предстоящей жизни, качественному освоению различных профессий. Решение этой задачи предлагается осуществить посредством обучения детей жизненно важным навыкам и умениям различными способами, в вариативно изменяющихся внешних условиях. Данная тема представляется весьма важной для школьников, которые готовятся продолжать свое образование в системе средних профессиональных учебных заведений.
Тема «Упражнения общеразвивающей направленности» предназначена для организации целенаправленной физической подготовки учащихся и включает в себя физические упражнения на развитие основных физических качеств. Эта тема, в отличие от других учебных тем, носит лишь относительно самостоятельный характер, поскольку ее содержание должно входить в содержание других тем раздела «Физическое совершенствование». В связи с этим предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и сгруппированы по признаку направленности на развитие соответствующего физического качества (силы, быстроты, выносливости и т. д.). Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими упражнений, условий проведения уроков, наличия спортивного инвентаря и оборудования.
Распределение учебного времени на различные виды программного материала уроков физической культуры в 5 классе
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) |
|
1 | Базовая часть | 52 |
1.1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе урока |
1.2 | Спортивные игры (волейбол) | 12 |
1.3 | Гимнастика с элементами акробатики | 12 |
1.4 | Легкая атлетика | 13 |
1.5 | Кроссовая подготовка | 12 |
2 | Вариативная часть | 18 |
2.1 | Баскетбол | 18 |
| Итого | 66 |
Содержание программы: всего - 66 часов
I.ОСНОВЫ ЗНАНИЙ – в процессе урока
Олимпийские игры древности. Физическая культура человека. Физическое развитие человека. Самостоятельные занятия физкультурой закаливания. Режим дня и его значение. Закаливание организма. Самоконтроль. Здоровье и здоровый образ жизни.
II. ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Общая (базовая) физическая подготовка
Гимнастика с основами акробатики - 12 часов.
Строевые упражнения: команды: «Становись!» «Равняйсь!» «Смирно!» «Вольно!»; Рапорт учителю; Повороты на месте, Расчет по порядку; Перестроение из одной шеренги в две и три (на каждом уроке)Комплекс ОРУ: без предметов и с предметами, ходьба, бег на каждом уроке.Прыжки с гимнастической скамейки, спрыгивание и запрыгивание на ограниченную площадку, преодоление прыжком боком небольшого препятствия с опорой на одну руку, прыжки через скакалку, опорный прыжок через гимнастического «Козла» (вскок в упор присев и соскок со взмахом рук)Упражнения в равновесии – ходьба по скамейки выпадами, назад на носках, опустившись в упор стоя на коленях повороты на гимнастической скамейкиАкробатические упражнения : кувырок назад , кувырок вперед, сочетание двух кувырков вперед, мост с положения стоя с помощью или у стены, наклон из положения стоя.Висы: вис на согнутых руках, подтягивание
Легкая атлетика - 16 часов
Бег 30м., 60м., Челночный бег 3:10 метров, Прыжки в высоту с прямого, и бокового разбега, и с места, Метание набивного мяча без отрыва от пола на дальность, Метание в вертикальную и горизонтальную цель. Сгибания рук в упоре лежа, Поднимание туловища с положения лежа за 30сек., 1 мин., Бег 1000 метров.Длительный бег от 5 до 12 мин, Распределение дыхания на дистанции, техника дыхания на дистанции, кросс1500 м. – девочки, 2000 м- мальчики.
Кроссовая подготовка – 12 часов
Техника – тактическая подготовка в избранном виде спорта – 30 часов
Баскетбол - 18 часов
Стойка игрока; перемещение в стойки приставными шагами боком, лицом и спиной вперед; остановка двумя шагами и прыжком; повороты без мяча и с мячом; комбинация из основных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, остановка, поворот , ускорение). Ловля и передача мяча двумя руками от груди, из-за головы и от плеча на месте и в движении. Ведение мяча на месте и в движении с изменением направления движения и скорости. Штрафной бросок двумя руками с места от груди без сопротивления противника. Вырывание и выбивание мяча. «Стритбол» Технические действия без мяча и с мячом, тактические действия с мячом по упрощенным правилам, правила игры.
Волейбол -12 часов
Стойка игрока, перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед; ходьба и бег; выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.) Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед; передача мяча над собой; Прием мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения вперед. Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3-6 метров. Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. Комбинация из основных элементов (приема, передачи, удара); Комбинация из основных элементов техники перемещений и владения мяча. Тактика свободного нападения . Позиционное нападение без изменения позиции игроков. Игра по упрощенным правилам 6:6, 2:2, 3:3, 4:4, 5:5. И на укороченных площадках. Технические действия без мяча и с мячом.
4. Календарно-тематическое планирование по физической культуре 5 класс
№ урока | Тема | Кол-во часов | дата |
план | Факт. |
| Легкая атлетика -7 часов | | |
| |
1 | Спринтерский бег. Эстафетный бег – 3часа Высокий старт (до 10–15 м), бег с ускорением (30–40 м). Специальные беговые упражнения; развитие скоростных качеств. Инструктаж по ТБ. | 1 | 03.09 | |
2 | Высокий старт (до 10–15 м), бег с ускорением (50–60 м), финиширование, специальные беговые упражнения, развитие скоростных возможностей. Эстафетный бег. Передача эстафетной палочки | 1 | 07.09 | |
3 | Бег на результат (60 м). Специальные беговые упражнения, развитие скоростных возможностей. Подвижная игра. | 1 | 10.09 | |
4 | Прыжок в длину. Метание малого мяча -2 часа Обучение отталкивания в прыжке в длину способом «согнув ноги», прыжок с 7–9 шагов разбега. Метание малого мяча в горизонтальную цель (1 Ч 1) с 5–6 м. ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств | 1 | 14.09 | |
5 | Прыжок с 7–9 шагов разбега. Метание малого мяча в горизонтальную цель (1 Ч 1) с 5–6 м. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно- силовых качеств | 1 | 17.09 | |
6 | Бег на средние дистанции- 2 часа Бег в равномерном темпе. Бег 1000 м. ОРУ. Развитие выносливости. Подвижная игра «футбол» | 1 | 21.09 | |
7 | Бег в равномерном темпе. Бег 1000 м. ОРУ. Развитие выносливости. Подвижная игра | 1 | 24.09 | |
Кроссовая подготовка (6 ч) |
8 | Бег по пересеченной местности, преодоление препятствий – 6 часов Равномерный бег (10 мин). ОРУ. Развитие выносливости | 1 | 28.09 | |
9 | Равномерный бег (12 мин). Чередование бега с ходьбой. ОРУ в движении. Развитие выносливости | 1 | 01.10 | |
10 | Равномерный бег (15 мин). Преодоление препятствий. ОРУ. Развитие выносливости | 1 | 05.10 | |
11 | Равномерный бег (17 мин). Преодоление препятствий. ОРУ. Развитие выносливости | 1 | 08.10 | |
12 | Равномерный бег (17 мин). Преодоление препятствий. ОРУ. Развитие выносливости | 1 | 12.10 | |
13 | Учетный. Бег по пересеченной местности (2 км). ОРУ. Развитие выносливости | 1 | 15.10 | |
Гимнастика (12 ч) |
14 | Висы. Строевые упражнения – 4 часа ОРУ на месте. Вис согнувшись, вис прогнувшись (м.), смешанные висы (д.). Развитие силовых способностей. Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки. | 1 | 19.10 | |
15 | Перестроения. ОРУ на месте. Вис согнувшись, вис прогнувшись (м.), смешанные висы (д.). Подтягивания в висе. Развитие силовых способностей. | | 22.10 | |
16 | Перестроения. ОРУ в движении. Вис согнувшись, вис прогнувшись (м.), смешанные висы (д.). Подтягивания в висе. Развитие силовых способностей | | 05.11 | |
17 | Перестроения. ОРУ на месте. Вис согнувшись, вис прогнувшись (м.), смешанные висы (д.). Подтягивания в висе. Развитие силовых способностей | | 09.11 | |
18 | Опорный прыжок. Строевые упражнения – 4 часа Перестроение из колонны по два в колонну по одному. ОРУ с гимнастическими палками. Вскок в упор присев. Соскок прогнувшись. Развитие силовых способностей | | 12.11 | |
19 | Перестроение из колонны по два в колонну по одному в движении. ОРУ с гимнастическими палками. Вскок в упор присев. Соскок прогнувшись. Развитие силовых способностей. | | 16.11 | |
20 | Перестроение из колонны по два в колонну по одному в движении. ОРУ с гимнастическими палками. Прыжок ноги врозь. Развитие силовых способностей | | 19.11 | |
21 | Перестроение из колонны по два и по четыре в колонну по одному в движении. ОРУ с мячами. Прыжок ноги врозь. | | 23.11 | |
22 | Акробатика – 4 часаСтроевой шаг. Повороты на месте.Кувырок вперед. Эстафеты. ОРУ в движении. Развитие координационных способностей | 1 | 26.11 |
23 | Строевой шаг. Повороты на месте. Кувырок вперед. ОРУ в движении. Развитие координационных способностей | 1 | 30.11 |
24 | Строевой шаг. Повороты на месте. Кувырки вперед и назад. ОРУ в движении. Развитие координационных способностей | 1 | 03.12 |
25 | Строевой шаг. Повороты в движении. Кувырки вперед и назад. Стойка на лопатках. Эстафеты с обручем. ОРУ в движении. Развитие координационных способностей | 1 | 07.12 |
Спортивные игры (30 ч) |
26 | Волейбол -12 часов. Стойка игрока. Передвижения в стойке. Передача мяча двумя руками сверху вперед. Эстафета с элементами волейбола. Техника безопасности при игре в волейбол | 1 | 10.12 |
27 | Стойка игрока. Передвижения в стойке. Передача мяча двумя руками | 1 | 14.12 |
28 29 | Стойка игрока. Передвижения в стойке. Передача мяча двумя руками сверху над собой и вперед. Встречные эстафеты. | 1 1 | 17.12 |
21.12 |
30 | Стойка игрока. Передвижения в стойке. Передача мяча двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. Встречные и линейные эстафеты. | 1 | 24.12 | |
31 | Стойка игрока. Передвижения в стойке. Передача мяча двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. Встречные и линейные эстафеты с передачами мяча. | 1 | 28.12 | |
32 | Стойка игрока. Передвижения в стойке. Передача мяча двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой. Эстафеты. Игра в мини-волейбол | 1 1 1 | 11.01 | |
33 |
14.01 | |
34 | 18.01 | |
35 | Передвижения в стойке. Передача мяча двумя руками сверху в парах. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Нижняя прямая подача с 3–6 м. Эстафеты. Игра в мини-волейбол | 1 | 21.01 | |
36 | 1 | 25.01 | |
37 | 1 | 28.01 | |
38 | Баскетбол – 18 часов. Стойка и передвижения игрока. Остановка прыжком. Ведение мяча на месте. Ловля мяча двумя руками от груди на месте в парах. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных качеств. Правила ТБ при игре в баскетбола | 1 | 01.02 | |
39 | Стойка и передвижения игрока. Ведение мяча на месте. Остановка прыжком. Ловля мяча двумя руками от груди | 1 | 04.02 | |
| на месте в парах. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных качеств. Терминология баскетбола | | | |
40 | Стойка и передвижения игрока. Ведение мяча на месте с разной высотой отскока. Остановка прыжком. Ловля мяча двумя руками от груди на месте в парах. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных качеств | 1 | 08.02 | |
41 | Стойка и передвижения игрока. Ведение мяча на месте правой (левой) рукой. Остановка прыжком. Ловля мяча двумя руками от груди на месте в парах с шагом. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных качеств. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий | 1 | 11.02 | |
42 | Стойка и передвижения игрока. Ведение мяча на месте правой (левой) рукой. Остановка прыжком. Ловля мяча двумя руками от груди на месте в парах с шагом. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных качеств. Правила соревнований | 1 | 15.02 | |
43 | Стойка и передвижения игрока. Ведение мяча в движении шагом. Остановка двумя шагами. Ловля мяча двумя руками от груди на месте в круге. Бросок двумя руками от головы с места. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных качеств | 1 | 28.02 | |
44 | Стойка и передвижения игрока. Ведение мяча с изменением скорости. Ловля мяча двумя руками от груди в квадрате. Бросок двумя руками снизу в движении. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных качеств | 1 | 22.02 | |
45 | Стойка и передвижения игрока. Ведение мяча с изменением скорости. Бросок двумя руками снизу в движении. Позиционное нападение без изменения позиции игроков. | 1 | 25.02 | |
46 | Стойка и передвижения игрока. Ведение мяча с изменением направления. Бросок двумя руками снизу в движении после ловли мяча. Позиционное нападения без изменения позиции игроков. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных качеств | 1 | 01.03 | |
47 | Стойка и передвижения игрока. Ведение мяча с изменением скорости и высоты отскока. Бросок двумя руками снизу после ловли мяча. Позиционное нападение (5 : 0) без изменения позиции игроков. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных качеств | 1 | 04.03 | |
48 | Стойка и передвижения игрока. Ведение мяча с изменением скорости и высоты отскока. Сочетание приемов: (ведение – остановка – бросок). Позиционное нападение. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных качеств | 1 | 11.03 | |
49 | Стойка и передвижения игрока. Вырывание и выбивание мяча. Бросок одной рукой от плеча на месте. Нападение быстрым прорывом. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных качеств | 1 | 15.03 | |
50 | Стойка и передвижения игрока. Вырывание и выбивание мяча. Бросок одной рукой от плеча на месте. Сочетание приемов (ведение – остановка – бросок). Нападение быстрым прорывом. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных качеств | 1 | 18.03 | |
51 | Стойка и передвижения игрока. Вырывание и выбивание мяча. Бросок одной рукой от плеча с места со средней дистанции. Нападение быстрым прорывом. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных качеств | 1 | 29.03 | |
52 | Стойка и передвижения игрока. Вырывание и выбивание мяча. Бросок двумя руками от головы в движении. Взаимодействия двух игроков. Нападение быстрым прорывом. | 1 | 01.04 | |
53 | Стойка и передвижения игрока. Вырывание и выбивание мяча. Бросок | 1 | 05.04 | |
54 | двумя руками от головы в движении. Взаимодействия двух игроков через заслон. Нападение быстрым прорывом. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных качеств. | 1 | 08.04 | |
55 | Стойка и передвижения игрока. Вырывание и выбивание мяча. Бросок одной рукой от плеча в движении. Взаимодействия двух игроков через заслон. Нападение быстрым прорывом. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных качеств | 1 | 12.04 | |
Кроссовая подготовка (6 ч) | |
56 | Бег по пересеченной местности, преодоление препятствий – 6 часов Равномерный бег (10 мин). ОРУ. Специальные беговые упражнения. Преодоление препятствий. Развитие выносливости | 1 | 15.04 | |
57 | Равномерный бег (12 мин). ОРУ. Специальные беговые упражнения. Преодоление препятствий. Развитие выносливости | 1 | 19.04 | |
58 | Равномерный бег (13 мин). ОРУ.Специальные беговые упражнения. Развитие выносливости | 1 | 22.04 | |
59 | Равномерный бег (15 мин). ОРУ.Специальные беговые упражнения. Развитие выносливости | 1 | 26.04 | |
60 | Равномерный бег (16 мин). ОРУ.Специальные беговые упражнения. Развитие выносливости | 1 | 29.04 | |
61 | Учетный. Равномерный бег (20 мин). ОРУ.Специальные беговые упражнения. Развитие выносливости | 1 | 06.05 | |
Легкая атлетика (5 ч) |
62 | Бег на средние дистанции -1 час Бег в равномерном темпе (1000 м). ОРУ. Специальные беговые упражнения. Развитие выносливости | 1 | 13.05 | |
63 | Спринтерский и эстафетный бег – 4 часа Высокий старт (до 10–15 м), бег с ускорением (30–40 м). Встречная эстафета. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростных качеств. Старты из различных исходных положений. Инструктаж по ТБ. | 1 | 17.05 | |
64 | Высокий старт (до 10–15 м), бег с ускорением (40–50 м), бег по дистанции. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростных возможностей. Встречная эстафета | 1 | 20.05 | |
65 | Учетный. Бег на результат (60 м). Специальные беговые упражнения. Развитие скоростных возможностей. ОРУ в движении. Эстафеты по кругу | 1 | 24.05 | |
66 | Прыжок в высоту с 7–9 шагов разбега способом «перешагивание». Приземление. Метание теннисного мяча с 3–5 шагов на дальность. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств. Оценка техники метания мяча | 1 | 27.05 | |
5. Система оценивания.
1.Знания, умения и навыки: а) общие теоретические сведения о социальной сущности, теоретические сведения по основным видам движений, правила подвижных, народных и спортивных игр, соревнований; обеспечение безопасности физкультурных занятий. б) контроль не только результатов, но и процесса освоения учащимися техники физических упражнений. Техника выполнения упражнений, заданий: (вид спорта определен неправильно, выполнено с грубыми ошибками, выполнено в соответствии со стандартным образцом с мелкими ошибками, выполнено в соответствии со стандартным образцом). В игровых ситуациях, в соревнованиях обучающиеся должны уметь судить согласно правилам спортивных игр.
Отметка может выставляться как за законченное движение, так и за отдельные его элементы. Учитель может оценивать организаторские и инструкторские умения и навыки.
2.Уровень развития двигательных качеств с использованием программных материалов, а также различных контрольных и тестовых упражнений. Правильность определения направленности упражнений на соответствующее физическое качество.
3.Домашние задания, предусматривающие самостоятельное изучение теоретических сведений из области физической культуры, разучивание и совершенствование техники отдельных упражнений и различных комплексов. А также упражнений тренировочного характера.
4.Прилежание, включающее в себя не только отношение ученика к уроку, но и к учебному предмету в целом. К понятию «прилежание» следует относить и соблюдение правил безопасности физкультурных и спортивных занятий. Очень важно, чтобы учитель держал в поле зрения формирование нравственных качеств (сознательная дисциплина, чувство ответственности, самооценка выполняемой работы, добросовестное отношение к труду) и давал им своевременную оценку с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.
Итоговые отметки за каждый раздел программы выставляются на основании всех вышеперечисленных сторон деятельности учащихся. Причем ни одна из них не должна превалировать над другими. Недопустимо оценивать учащихся только на основании текущих отметок за нормативы физической подготовленности.
Успеваемость учащихся за учебную четверть обычно оценивается на основании результатов оценки текущей успеваемости. В физическом воспитании оценка успеваемости за учебную четверть зависит от оценки результатов четырех видов учебной деятельности учащихся: формирование знаний, совершенствование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, прилежание. Поэтому, прежде чем оценить успеваемость по физическому воспитанию за учебную четверть и выставить отметку, надо оценить результаты по каждому виду деятельности в отдельности и по результатам оценивания выставить отметки. В случаях длительной болезни ученика, отставания в физическом развитии, время для выполнения отдельных учебных требований увеличивается индивидуально. Согласно программе невыполнение программных нормативов оценки физической подготовленности по независящим от школьника обстоятельствам не является основанием для снижения итоговой отметки по предмету. Это положение справедливо в том случае, когда выполнены требования по разделам знаний, двигательных умений и навыков, а учащийся проявил прилежание на занятиях. Итоговая оценка успеваемости за учебный год производится на основании результатов оценки успеваемости по четвертям.
Оценка успеваемости за учебную четверть и учебный год должна отражать результат обучения и воспитания за соответствующий период.
Выставление оценок в классный журнал (по 5- балльной системе)
– практический курс осуществляется следующим образом:
«5» - упражнение выполнено правильно, легко, уверенно, в нужном ритме.
«4» - упражнение выполнено правильно, свободно, но при этом допущено две незначительных ошибки, например, небольшое нарушение ритма движения, смелости;
«3» - упражнение выполнено, в основном правильно, но с одной значительной или с тремя незначительными ошибками, т.е. недостаточно четко и ритмично, с отдельными отклонениями в направлении амплитуды и других характерных движения – скорости, силы или наблюдается заметная скованность движения;
«2» - упражнение выполнено не правильно, с нарушением схемы движения, с двумя-тремя значительными ошибками, с пропуском отдельных элементов. При проверке выполнения Д.З не показав упражнение. Нарушение правил техники безопасности.
«1» - учащийся не готов к уроку физкультуры (в случае если нет освобождения, без спортивной формы и обуви учащийся не допускается к выполнению заданий на уроке).
Кроме оценок за физическую подготовленность учитель ставит оценки за освоение знаний и двигательных умений (их объем определен образовательным стандартом). Критерии оценки может определять сам педагог, не вступая в противоречие с образовательным стандартом.
Нарушение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований не допускается.
Итоговые оценки: оценка за четверть и полугодие выводится на основании текущих.
УЧЕБНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ОСВОЕНИЮ НАВЫКОВ, УМЕНИЙ, РАЗВИТИЮ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ- 5 класс.
№ | Контрольные упражнения | мальчики | девочки |
5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 |
1 | Бег 30м.(сек) | 5.3 | 5.6 | 5.9 | 5.4 | 5.8 | 6.1 |
2 | Бег 60м.(сек) | 10.4 | 11.2 | 11.8 | 10.8 | 11.4 | 12.3 |
3 | Бег 100м (сек) | 15.9 | 16.8 | 17.7 | 16.2 | 17.2 | 18.3 |
4 | Бег 1000м. (мин) | 4.20 | 4.30 | 4.40 | 5.10 | 5.30 | 5.45 |
5 | Метание на дальность (м.) | 27 | 22 | 18 | 17 | 15 | 12 |
6 | Прыжок в длину с места (см) | 165 | 160 | 145 | 155 | 150 | 145 |
7 | Вис (сек) | 22 | 20 | 16 | 19 | 17 | 15 |
8 | Сгибание рук в упоре лежа (раз) | 21 | 19 | 17 | 12 | 11 | 9 |
9 | Поднятие туловища с положения лежа (раз) | 17 | 15 | 12 | 16 | 14 | 12 |
10 | Подтягивание (раз) | 5 | 3 | 2 | 14 | 9 | 7 |
11 | Челночный бег 3*10 (сек) | 8.2 | 8.7 | 9.6 | 8.5 | 9.4 | 10.0 |
12 | Прыжок через скакалку (раз) | 95 | 85 | 70 | 115 | 105 | 90 |
13 | Прыжок в высоту (см) | 105 | 95 | 85 | 90 | 80 | 70 |
14 | Прыжок в длину с разбега (см) | 300 | 260 | 220 | 260 | 220 | 180 |
15 | Метание в цель (раз) | 4 | 3 | 2 | 3 | 2 | 1 |
16 | Метание набивного мяча 1 кг. (см) | 360 | 310 | 270 | 350 | 275 | 235 |
17 | Челночный бег 4*9 (сек) | 11.0 | 11.2 | 11.4 | 11.6 | 11.8 | 12.0 |
6.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета
Предметная линия учебников А.П. Матвеева 5, 6--7 классы. Москва. Просвещение, 2012.
Учебная, научная, научно-популярная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению
Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности
Портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры, спорта и олимпийского движения
Аудиовизуальные пособия по основным разделам и темам учебного предмета «Физическая культура» (на цифровых носителях)
Аудиозаписи
Плакаты методические
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование (Стенка гимнастическая, бревно гимнастическое, козел гимнастический, конь гимнастический, канат для лазанья,
Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно- методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала)
Учебник, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации, и пособия входят в библиотечный фонд
Комплекты плакатов по методике обучения двигательным действиям, гимнастическим комплексам, общеразвивающим и коррегирующим упражнениям
перекладина гимнастическая, скамейка гимнастическая, маты гимнастические, мячи, скакалки гимнастические, палки гимнастические, обручи гимнастические)
Подвижные и спортивные игры
Измерительные приборы
Спортивный зал
Пришкольный стадион (площадка)