1. Планируемые результаты учебного предмета «Физическая культура» в 1 классе
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, ценностного отношения к традициям своего народа, в том числе – в сфере физической культуры и спорта;
- начальные представления о наиболее значимых страницах истории физической культуры и спорта, спортивных традициях народов, национальных героях и выдающихся спортсменах России, своего края, своего народа;
- интерес к важнейшим спортивным событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населенного пункта), в котором находится образовательное учреждение;
- стремление активно участвовать в трудовых, творческих и спортивных делах класса, школы, семьи, своего села, города;
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе в процессе игровой, учебной и спортивной деятельности; умение отвечать за свои поступки;
- ориентация в нравственном содержании и мотивах собственных поступков и поступков окружающих людей, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, в том числе – в процессе игровой, учебной и спортивной деятельности;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной и спортивной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результатов, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- установка на активную деятельность в решении поставленной задачи и освоении учебного материала;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной и спортивной деятельности;
- ориентация в содержании и составляющих здорового образа жизни.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
• принимать и сохранять учебную цель и задачи, выделенные в сотрудничестве с учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• планировать свои действия в соответствии с условиями реализации поставленной задачи, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи, организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности;
• различать способ и результат действия;
• осуществлять итоговый контроль и контроль результатов на каждом этапе решения поставленной задачи;
• анализировать и объективно оценивать правильность своих действий, соответствие полученных результатов требованиям поставленной задачи;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• корректировать свои действия на основе оценки характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки учителей, товарищей, родителей для создания нового, более совершенного результата.
Познавательные универсальные учебные действия:
• осуществлять поиск, анализ, отбор и фиксацию (запись) необходимой информации для решения учебной задачи с использованием учебной и справочной литературы, электронных и цифровых информационных ресурсов, ресурсов открытого информационного пространства, в том числе – учебного пространства сети Интернет;
• соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
• владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, постановки вопросов и построения рассуждений относительно учебных задач и задач коммуникации;
• планировать и осуществлять наблюдения, выполнять необходимые измерения и фиксировать их результаты, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• владеть логическими операциями анализа, синтеза, обобщения, сравнения и классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей;
• осознанно конструировать речевые высказывания и тексты в устной и письменной формах в соответствии с учебными задачами и задачами коммуникации;
• ориентироваться на разнообразие способов решения поставленной задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• выстраивать психологически комфортные взаимоотношения с окружающими людьми независимо от их социальной и национальной принадлежности;
• активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, находить с ними общий язык и общие интересы;
• владеть речевыми средствами коммуникации, адекватно коммуникативной ситуации, строить монологическое высказывание, вести диалог;
• соблюдать нормы этики и этикета в ситуациях общения и взаимодействия;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, слушать собеседника и ориентироваться на его позицию в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения в отношении предмета обсуждения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• излагать собственное мнение и позицию в форме, понятной собеседнику, аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• использовать навыки коллективного общения и взаимодействия в процессе игровой и соревновательной деятельности, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
• находить конструктивное решение в ситуации столкновения мнений и интересов.
Предметные результаты:
-планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня,
-организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;
-изложение фактов истории развития физической культуры, характеристика
еѐ роли и значения в жизнедеятельности человека;
-представление физической культуры как средства укрепления здоровья,
-физического развития и физической подготовки человека;
-измерение индивидуальных показателей физического развития, развитие
основных физических качеств;
-оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при
выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение
при объяснении ошибок и способов их устранения;
-выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами, в различных условиях;
-выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности;
-нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов.
2. Содержание учебного предмета «Физическая культура»
Знания о физической культуре (6 ч)
Возникновение физической культуры и спорта. Олимпийские игры. Что такое физическая культура? Темп и ритм. Личная гигиена человека.
Гимнастика с элементами акробатики (34ч)
Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; выполнение основной стойки по команде «Смирно!»; выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте стой!»; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по командам «Налево!» и «Направо!»; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге.
Перекаты. Разновидности перекатов. Кувырок вперед. Техника выполнения кувырка вперед. Стойка на лопатках, «мост». Стойка на голове. Лазанье по гимнастической стенке.
Перелезание на гимнастической стенке Висы на перекладине. Прыжки со скакалкой.
Вис углом и вис согнувшись на гимнастических кольцах. Вис прогнувшись на гимнастических кольцах. Переворот назад и вперед на гимнастических кольцах. Вращение. Упражнения с обручем.
Легкая атлетика (19 ч)
Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперед), из разных исходных положений и с разным положением рук.
Прыжки: на месте (на одной ноге, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; запрыгивание на горку из матов и спрыгивание с нее.
Броски: большого мяча на дальность двумя руками из-за головы, от груди.
Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в вертикальную цель, в стену.
Лыжная подготовка (12 ч)
Организующие команды и приемы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!»; переноска лыж на плече и под рукой; передвижение в колонне с лыжами.
Передвижения на лыжах ступающим и скользящим шагом.
Повороты переступанием на месте.
Спуски в основной стойке.
Подъемы ступающим и скользящим шагом.
Торможение падением.
Подвижные игры (28 ч)
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «У медведя во бору», «Раки», «Тройка», «Бой петухов», «Совушка», «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», «Петрушка на скамейке», «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей» 2; игровые задания с использованием строевых упражнений типа: «Становись — разойдись», «Смена мест».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву», «Кто быстрее», «Горелки», «Рыбки», «Салки на болоте», «Пингвины с мячом», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний».
На материале раздела «Лыжная подготовка»: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота», «Кто дольше прокатится», «На буксире».
На материале раздела «Спортивные игры»:
Футбол: удар внутренней стороной стопы («щечкой») по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов; по мячу, катящемуся навстречу; подвижные игры типа «Точная передача».
Баскетбол: ловля мяча на месте и в движении: низко летящего и летящего на уровне головы; броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади за головой); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); подвижные игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».
3. Тематическое планирование предмета «Физическая культура»
№ | Наименование раздела | Всего часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
| I | II | III | IV | |
1 | Знания о физической культуре | 6 | 6 | - | - | | ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма; раскрывать на примерах (из истории или из личного опы доровья, развития основных систа) положительное влияние занятий физической культурой на физическое и личностное развитие; ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой; организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями |
2 | Гимнастика с элементами акробатики | 34 | 6 | 21 | 3 | 4 | Разминка, направленная на развитие гибкости, прыжковая разминка, разминка с гимнастическими палками, мячами. Подтягивание на низкой перекладине. Кувырок вперед. Стойка на голове. Лазанье и перелезание по гимнастической стенке. Прыжки в скакалку. Лазанье по канату. |
3 | Лёгкая атлетика | 19 | 6 | - | 4 | 9 | Беговая разминка, разминка в движении, челночный бег. Бег.Прыжки в длину, в высоту. Броски мяча |
4 | Лыжная подготовка | 12 | - | - | 12 | | Повороты на лыжах. Попеременный двухшажный ход на лыжах, ступающий и скользящий шаг. Подъем на склон. Торможение «плугом». Спуск на лыжах в приседе. |
5 | Подвижные и спортивные игры | 28 | 9 | - | 8 | 11 | Подвижная игра «Пионербол». Спортивные игры «Гандбол», «Баскетбол», «Футбол». |
| Итого | 99 | 27 | 21 | 27 | 24 | |
Уровень физической подготовленности
1класс
Контрольные упражнения | Уровень |
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий |
Мальчики | Девочки |
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз | 11 – 12 | 9 – 10 | 7 – 8 | 9 – 10 | 7 – 8 | 5 – 6 |
Прыжок в длину с места, см | 118 – 120 | 115 – 117 | 105 – 114 | 116 – 118 | 113 – 115 | 95 – 112 |
Наклон вперед, не сгибая ног в коленях | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола |
Бег 30 м с высокого старта, с | 6,2 – 6,0 | 6,7 – 6,3 | 7,2 – 7,0 | 6,3 – 6,1 | 6,9 – 6,5 | 7,2 – 7,0 |
Бег 1000 м | Без учета времени |
4. Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
| 1 четверть (27 ч.) |
1 | Организационно-методические указания. Техника безопасности на уроках легкой атлетики. (ЗФК) | | | |
2 | Тестирование бега на 30 м с высокого старта. (ЛА) | | | |
3 | Техника челночного бега. (ЛА) | | | |
4 | Тестирование челночного бега З х 10 м. (ЛА) | | | |
5 | Возникновение физической культуры и спорта. (ЗФК) | | | |
6 | Тестирование метания мешочка на дальность. (ЛА) | | | |
7 | Русская народная подвижная игра «Горелки». (ПИ) | | | |
8 | Олимпийские игры. (ЗФК) | | | |
9 | Что такое физическая культура? (ЗФК) | | | |
10 | Темп и ритм. (ЗФК) | | | |
11 | Подвижная игра «Мышеловка». (ПИ) | | | |
12 | Личная гигиена человека. (ЗФК) |
13 | Тестирование метания малого мяча на точность. (ЛА) | | | |
14 | Тестирование наклона вперед из положения стоя. (Г) | | | |
15 | Тестирование подъема туловища из положения лежа за 30 с. (Г) | | | |
16 | Тестирование прыжка в длину с места. (ЛА) | | | |
17 | Тестирование подтягивания на низкой перекладине из виса лежа. (Г) | | | |
18 | Тестирование виса на время. (Г) | | | |
19 | Стихотворное сопровождение на уроках. (Г) | | | |
20 | Стихотворное сопровождение как элемент развития координации движений. (Г) | | | |
21 | Ловля и броски мяча в парах. (ПИ) | | | |
22 | Подвижная игра «Осада города». (ПИ) | | | |
23 | Индивидуальная работа с мячом. (ПИ) | | | |
24 | Школа укрощения мяча. (ПИ) | | | |
25 | Подвижная игра «Ночная охота». (ПИ) | | | |
26 | Глаза закрывай — упражнение начинай. (ПИ) | | | |
27 | Подвижные игры. (ПИ) | | | |
2 четверть (21 ч) Гимнастика с элементами акробатики. |
28 | Перекаты | | | |
29 | Разновидности перекатов | | | |
30 | Техника выполнения кувырка вперед | | | |
31 | Кувырок вперед | | | |
32 | Стойка на лопатках, «мост» | | | |
33 | Стойка на лопатках, «мост» — совершенствование | | | |
34 | Стойка на голове | | | |
35 | Лазанье по гимнастической стенке | | | |
36 | Перелезание на гимнастической стенке | | | |
37 | Висы на перекладине | | | |
38 | Круговая тренировка | | | |
39 | Прыжки со скакалкой | | | |
40 | Прыжки в скакалку | | | |
41 | Круговая тренировка | | | |
42 | Вис углом и вис согнувшись на гимнастических кольцах | | | |
43 | Вис прогнувшись на гимнастических кольцах | | | |
44 | Переворот назад и вперед на гимнастических кольцах | | | |
45 | Вращение обруча. | | | |
46 | Обруч - учимся им управлять. | | | |
47 | Круговая тренировка. | | | |
48 | Круговая тренировка. | | | |
3 четверть (27 ч) |
49 | Организационно-методические требования на уроках, посвященных лыжной подготовке. Ступающий шаг на лыжах без палок | | | |
50 | Скользящий шаг на лыжах без палок | | | |
51 | Повороты переступанием на лыжах без палок |
52 | Ступающий шаг на лыжах с палками |
53 | Скользящий шаг на лыжах с палками |
54 | Поворот переступанием на лыжах с палками |
55 | Подъем и спуск под уклон на лыжах без палок | | | |
56 | Подъем и спуск под уклон на лыжах с палками | | | |
57 | Прохождение дистанции 1 км на лыжах | | | |
58 | Скользящий шаг на лыжах «змейкой» | | | |
59 | Прохождение дистанции 1,5 км на лыжах | | | |
60 | Контрольный урок по лыжной подготовке | | | |
61 | Лазанье по канату. (Г) | | | |
62 | Подвижная игра «Белочка- защитница. (ПИ) | | | |
63 | Прохождение полосы препятствий. (Г) | | | |
64 | Прохождение усложненной полосы препятствий. (Г) | | | |
65 | Техника прыжка в высоту с прямого разбега. (ЛА) | | | |
66 | Прыжок в высоту с прямого разбега.(ЛА) | | | |
67 | Прыжок в высоту спиной вперед. (ЛА) | | | |
68 | Прыжки в высоту. (ЛА) | | | |
69 | Броски и ловля мяча в парах. (ПИ) | | | |
70 | Броски и ловля мяча в парах. (ПИ) | | | |
71 | Ведение мяча. (ПИ) | | | |
72 | Ведение мяча в движении. (ПИ) | | | |
73 | Эстафета с мячом. (ПИ) | | | |
74 | Подвижные игры с мячом. (ПИ) | | | |
75 | Подвижные игры. (ПИ) |
4 четверть (24 ч) |
76 | Броски мяча через волейбольную сетку. (ЛА) | | | |
77 | Точность бросков мяча через волейбольную сетку. (ЛА) |
78 | Подвижная игра «Вышибалы через сетку. (ПИ) | | | |
79 | Броски мяча через волейбольную сетку с дальних дистанций. (ЛА) |
80 | Бросок набивного мяча от груди. (ЛА) |
81 | Бросок набивного мяча снизу. (ЛА) |
82 | Подвижная игра «Точно в цель». (ПИ) | | | |
83 | Тестирование виса на время. (Г) | | | |
84 | Тестирование наклона вперед из положения стоя. (Г) | | | |
85 | Тестирование прыжка в длину с места. (ЛА) | | | |
87 | Тестирование подъема туловища за 30 с. (Г) | | | |
88 | Техника метания на точность. (ЛА) | | | |
89 | Тестирование метания малого мяча на точность. (ЛА) | | | |
90 | Подвижные игры для зала. (ПИ) | | | |
91 | Беговые упражнения. (ЛА) | | | |
92 | Тестирование бега на 30 м с высокого старта.(ЛА) | | | |
93 | Тестирование челночного бега 3*10 м. (ЛА) |
94 | Тестирование метания мешочка на дальность. (ЛА) |
95 | Командная подвижная игра «Хвостики». (ПИ) | | | |
96 | Русская народная подвижная игра «Горелки». (ПИ) | | | |
97 | Командные подвижные игры. (ПИ) | | | |
98 | Сдача норм ГТО. | | | |
99 | Подвижные игры. (ПИ) | | | |